Конспект урока героизм тружеников тыла

Обновлено: 01.07.2024

Цели: расширить представле ние у чащихся о работе т ружеников тыла для фрон та.

Способствовать формиров анию информацио нной компете нции .

Способствовать воспита нию чувств а, восхищения, с острадан ия, гордост и ,

- Посмотрите ви деофрагмент, скаж ите, как ое историческое событие показ ано в

- Ребята, скажите, без чего с олдаты не м огли воевать на фро нте ?

- Какие цели мы п оставим на у роке? (Расширить зна ния у чащихся по теме,

- Прошу в ас слушать в нимательно, при нимать у частие в у роке.

А) Советские люди в тыл у не жалел и сил ради п обеды над враг ом . Благодар я

самоотверженн ому тру ду советских лю дей на во енных зав одах к 1944 г оду наш а

страна превос ходила Герман ию по коли честву в оенной техники.

Рабочие писали на боеп рипасах, во енной техн ике послан ия бойцам Кра сной

- Прочтите над писи на танка х. Эти над писи вселяли у веренность в бойцов в

Б) Не только рабоч ие на заводах, все с оветские лю ди оказ ывали помощь фронту .

- Расскажите, каку ю помощь оказывал и люди ф ронту? Сл айд 6 .

В) Также был орга низован сбо р средств от населения н а военные ну жды. На

собранные сре дства строили та нки, сам олёты, артиллерийские ору дия и

Г) - Скажите, ребя та, что такое с овинформбю ро? Советское информа ционное

На улицах го родов, в поме щениях пре дприятий были разм ещены ради оприёмн ики,

действиях по радио читал д иктор Юр ий Борисови ч Левитан.

- Послу шайте голос Левитана , как вы думаете, п очему ему поручали чтени е самых

Д) - Прочтите сам остоятельно тек ст, стр.209 - 210, 5, 6 а бзац. Расскажите о

Е) Свой вклад в бо рьбу с врагом в несла и Ру сская православ ная церковь. Многие

священники воевал и на фр онте. Также в церквях б ыл орган изован сбор ср едств

для фронта. За го ды войны был о собрано б олее 200 милли онов ру блей. На эти

средства была с ооружена та нковая кол онна име ни полк оводца Дмитр ия Донско го,

инвалидам во йны, раненым, детям – сиротам . Во всех ц ерквях м олились о

Ж) - Найдите в тек сте и прочтите о роли мед иков в войне.

З) Свой вкла д вносили и деятели ку льтуры. В 1941 году поэт Васили й Иванович

Лебедев - Кумач и к омпозит ор Александ р Васильевич Александ ров написали песню

Под открытым небом, в землянках, в госпиталях выступ али бригады а ртистов.

Знаменитая певица Клавдия Шул ьженко исполняла фр онтовые пе сни, которые

На этой фотографии к онцерт зна менитой певи цы Лидии Р у слановой. Певица на

свои собственн ые средства от довоенн ых гастроле й приобрела для фронта две

очень полюбили. 2 мая 1945 года русские арт исты высту пали в Берлин е у стен

рейхстага. Больше всего солдаты просили исполнить Русланову знаменитые

К) Десятки ко рреспондентов и фотокор респондент ов шли в бой в месте с бой цами,

чтобы донест и до лю дей правду о войне. Бл агодаря им , страна узнавала о своих

героях. А гер оем был каждый в оевавши й в этой страш ной в ойне. Слайд 14.

За трудовые подв иги более 1 6 миллионов тру жеников ты ла были наг раждены

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : дать учащимся сведения о сплоченном совместном труде советских людей в тылу.

Задачи. Образовательные : показать морально –психологическое состояние советского народа во время войны; привести примеры героического труда в тылу; расширить представление о работе тружеников тыла для фронта; дать знания о том, что в победу Советской армии внесен вклад тружеников тыла.

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и восхищение героизмом советских людей в тылу.

Основные знания : вклад советского народа в общую победу.

Основные термины и понятия : комендантский час, патруль, пенициллин.

Тип урока : комбинированный.

Организационный момент.

Повторение изученного материала

-Начало Второй мировой войны (1 сентября 1939)

-Советско-финляндская война (1939-1940)

-Начало ВОВ (22 июня 1941)

-Битва за Москву (декабрь 1941-апрель 1942)

-Блокада Ленинграда (сентябрь 1941- август 1944)

-Сталинградская битва (июль1942—2 февраля 1943)

-Битва на Курской Дуге (июль 1943)

-Освобождение г. Орла ( август 1943)

-Освобождение с. Тросна –(3 августа)

Фронтальный опрос.

- Какую тему изучали на прошлом уроке? (Ответ: Битва на Курской дуге.)

- Что такое Курская дуга? (Ответ: Выступ вглубь обороны противника)

-Когда началась битва на Курской дуге? (Ответ: 5 июля 1943 год)

- Каковы были планы Гитлера? (Ответ: Гитлер решил в районе Курской дуги нанести мощный удар по советским войскам и уничтожить их.)

- Как советское командование узнало о планах немцев? (Ответ: Советское командование получило от разведчиков данные о точной дате и начале наступления.)

-Соотнесите планы фашистов и советского командования. (Ответ: планы фашистов – удар по советским войскам, уничтожение их.

Планы советского командования – контрудар по позициям противника)

- Где проходило танковое сражение? (Ответ: Рядом с деревней Прохоровка. Показ на карте).

- Назовите место, где произошло не менее крупное сражение на нашей Орловской земле? (Соборовское поле).

- Кто из советских генералов руководил наступлением? (Ответ: Советскими войсками командовали генералы Ватутин и Конев.)

-какое значение имела победа на Курской Дуге? (На Курской дуге Красная Армия одержала сокрушительную победу над гитлеровскими войсками. Войска Красной Армии перешли в наступление по всему фронту.)

Изучение нового материала.

Объявление новой темы, вводное слово учителя:

В 1943 году в ходе ВОВ наступил коренной перелом. В битве под Сталинградом, а затем на Курской дуге Красная Армия одержала сокрушительную победу над гитлеровскими войсками. Войска Красной Армии перешли в наступление по всему фронту. Сотни советских сел, деревень, городов были освобождены от фашистских захватчиков. Но в победу Советской армии на фронтах войны вносили свой вклад и труженики тыла.

Мы сегодня с вами должны познакомиться с жизнью советского тыла, его ролью как одного из факторов победы над фашистской Германией.

1. Героизм тружеников тыла.

2. Вклад врачей, ученых-медиков.

3. Деятели культуры – фронту.

1. Героизм тружеников тыла.

- Какое слово является ключевым в названии темы урока?
- Тыл. Что это такое?
Тыл –во время войны так называли территорию страны, где не велись боевые действия.

День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Труженики тыла относятся к поколению победителей. Это они в годы войны одержали Победу над фашизмом в тылу: строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Они работали по 16-18 часов в сутки, без выходных и отпусков. Так продолжалось четыре года, в течение которых войска в достаточной мере получали продовольствие, обмундирование и все, что было необходимо. Люди, совершившие беспримерный подвиг в тылу, справедливо приравниваются в своем подвиге к воинам-победителям. Именно труженики тыла явились тем арсеналом, который обеспечил успешное ведение войны и полный разгром немецко-фашистских захватчиков.

Советские люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Все, кто жил и работал в тылу, оказывали помощь фронту. К станкам, вместо ушедших на фронт мужчин, встали женщины и дети. Работали дети 12 – 13 лет по 11 -12 часов в сутки. Порой дети не дотягивались до станков и им под ноги ставили ящики. Благодаря самоотверженному труду советских людей на военных заводах к 1944 году СССР стал превосходить Германию по количеству военной техники. За три года войны одних только самолетов было выпушено 35 тысяч. (таблица)

-Посмотрите видеоролик и скажите, какие послания и на чем писали труженики тыла фронту?

Все, кто работал, получал очень небольшую зарплату. И все же часть этих денег люди добровольно тратили на посылки для советских бойцов. Женщины вязали теплые варежки и носки. Из своих рабочих пайков они отдавали в посылки печенье, конфеты, табак, консервы. Посылки отправлялись на фронт. В посылках солдаты получали письма от совершенно незнакомых им людей. В письмах люди писали солдатам о том, как они верят в них, в их мужество и стойкость. Они желали бойцам выстоять и победить в этой войне.

-Давайте прослушаем такое письмо.

-Учитель: На что собирали деньги? (Ученики ищут ответ в тексте учебника ст.208).

На предприятиях был организован сбор средств от населения на военные нужды. На собранные средства строили танки, самолеты, артиллерийские орудия. Люди готовы были пожертвовать всем ради победы.

-Учитель: Как люди узнавали о положении на фронте?(Ученики ищут ответ в тексте учебника).ст.208

Словарная работа.

-Назовите имя диктора Совинформбюро.

- Как вы думаете почему ему поручили чтение самых важных новостей?

Военное время коснулось и положения в городах. Многие горожане ушли на фронт, а их комнаты пустовали. Чтобы не было грабежей и преступлений, в городах был установлен комендантский час. (словарная работа)

- Как вы думаете, почему был установлен комендантский час?

Люди имели право свободно передвигаться по городу только до 8 часов вечера. Чтобы ходить по улицам после 8 часов, нужно было иметь специальный пропуск.

За соблюдением комендантского часа следили патрули из отрядов милиции и рабочих. Они ходили ночью по улицам и проверяли у граждан документы. Патруль имел право задерживать всех подозрительных людей. Если патруль заставал человека на месте преступления, то имел право его расстрелять. Так в городах поддерживался порядок.

- Кто следил за порядком в городе?

Свой вклад в победу внесла и Русская православная церковь. Какой ответьте мне прочитав абзац на ст209

Ответ: Свой вклад в борьбу с врагом внесла и Русская православная церковь. Она организовала сбор средств для фронта. На церковные средства были построены десятки танков и самолетов.

Вывод. Какую помощь оказывали люди фронту?

-В чем заключался героизм тружеников тыла?

2. Вклад врачей, ученых-медиков.

Опережающее задание

Ученик: Сотни женщин трудились в госпиталях. Они ухаживали за ранеными бойцами. Огромный вклад в победу внесли врачи и ученые – медики. В широкую медицинскую практику был введен пенициллин.

С помощью этого лекарства вылечили тысячи раненных бойцов. Они снова смогли вернуться на фронт.

Словарная работа пенициллин.

Вывод. Какой вклад внесли ученые медики?

3. Деятели культуры – фронту

С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А,. Фадеев, К.М.Симонов, А,Т, Твардовский и мн. другие. Каждый четвёртый из них не вернулся с войны. Литература военного времени пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу.

-Как вы думаете, нужны ли солдату песни на фронте?

-Какие песни военных лет вы знаете?

Особый зрительский успех имели фронтовые песни артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес.

Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов воевали вместе с бойцами Красной армии, чтобы донести до людей правду о войне. Они вместе с бойцами Красной армии находились в окопах и шли в бой. Во время боя они фотографировали подвиги советских солдат и офицеров. Благодаря им страна узнавала о своих героях.

(Рассматриваем изображение медали)

Вывод . - Какой вклад в победу внесли деятели культуры?

Итог занятия:

Колоссальные жертвы, принесённые советским народом во имя свободы и независимости Отечества, напряжённый труд и подвиги в тылу не пропали даром – над врагом была одержана полная победа.

Советский тыл был прочным на всем протяжении войны. Он обеспечивал армию всем необходимым. Родина высоко оценила подвиг тружеников тыла, 199 тысячи из них было присвоено звание героев Советского Союза, более 204 тыс. были награждены орденами и медалями.

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский народ победил во второй мировой войне И об этом надо помнить всегда

Каждый из нас после сегодняшнего урока прочувствовал, как и почему пришла к нам победа… Какую цену мы за неё заплатили. Глазами потомков заглянули в прошлое, попытались встать на место наших предков, понять, что двигало ими в те далёкие дни. И совершенно прав поэт писавший:

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она как правда нам нужна.

- Согласны ли вы с тем, что без организации качественной работы в тылу мы не смогли бы одержать этой сложнейшей победы над фашизмом?
- Кто, на ваш взгляд, ковал эту победу? Ценой каких усилий она далась?

Закрепление.

- Подведем итог нашему сегодняшнему уроку.

Обобщить материал нам поможет РОМАШКА, каждый лепесток которой вопрос по теме урока.

- Я предлагаю вам выбрать по лепестку, немного подумать и дать ответ на поставленный вопрос.

Какое лекарство было открыто учеными-медиками в годы войны?

Зачем в городах устанавливали комендантский час?

Почему к середине 1942 года выпуск военной продукции предприятиями страны превзошёл по объёму германский?

Какой вклад внесли деятели культуры?

Как вы думаете, если бы не было поддержки тыла, смогла бы наша страна одержать победу над фашистской Германией?

Какую помощь фронту оказывали люди?

Приготовить пересказ по плану.

1. Воронкова, В.В. /Программа для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида – М.: Владос, 2010.

2. Кузнецов, Ю.Ф. Формирование умения ориентироваться в исторических личностях обучащихся вспомогательной школы [Текст] / Ю.Ф. Кузнецов // Дефектология. – 2002. - №5. – С. 57-67.

3. Пузанов,Б.П., Бородина, О.И. М.: Владос, 2003. История России .

4. Пузанов Б.П., Бородина О.И. Учебно – методическое пособие Уроки истории в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида / - М.: Владос, 2003.

Цели: расширить представление учащихся о работе тружеников тыла для фронта.

Способствовать формированию информационной компетенции.

Способствовать воспитанию чувства, восхищения, сострадания, гордости, уважения к труженикам тыла.

- Посмотрите видеофрагмент, скажите, какое историческое событие показано в нём? Слайд 2. (Великая Отечественная война).

Задание 1. Даты. Слайд 3.

Соотнесите даты и события. Взаимопроверка.

Переход к новой теме.

-Ребята, скажите, без чего солдаты не могли воевать на фронте?

(без боеприпасов, техники, еды, одежды).

Всё это производилось в тылу советскими людьми.

- Какие цели мы поставим на уроке? (Расширить знания учащихся по теме, научиться пересказывать, отвечать на вопросы).

Работа над новой темой.

- Прошу вас слушать внимательно, принимать участие в уроке.

Рассказ учителя, работа над вопросами. Слайдами.

А) Советские люди в тылу не жалели сил ради победы над врагом. Благодаря самоотверженному труду советских людей на военных заводах к 1944 году наша страна превосходила Германию по количеству военной техники.

Рабочие писали на боеприпасах, военной технике послания бойцам Красной армии.

- Прочтите надписи на танках. Эти надписи вселяли уверенность в бойцов в победе, они чувствовали поддержку. Слайд 5.

Б) Не только рабочие на заводах, все советские люди оказывали помощь фронту.

- Расскажите, какую помощь оказывали люди фронту? Слайд 6.

В) Также был организован сбор средств от населения на военные нужды. На собранные средства строили танки, самолёты, артиллерийские орудия и передавали их бойцам.

- Прочтите надписи на самолёте, танке. Слайд 7.

Г) - Скажите, ребята, что такое совинформбюро? Советское информационное бюро, которое передавало информацию с фронта.

- Послушайте голос Левитана, как вы думаете, почему ему поручали чтение самых важных новостей? Слайд 8.

Ж) - Найдите в тексте и прочтите о роли медиков в войне.

- Какой вклад в победу внесли медики?

- Что такое пенициллин? Слайд 11.

- Как вы думаете, почему? Слайд 12.

К) Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов шли в бой вместе с бойцами, чтобы донести до людей правду о войне. Благодаря им, страна узнавала о своих героях. А героем был каждый воевавший в этой страшной войне. Слайд 14.

Мы познакомились с работой тружеников тыла в годы войны.

- Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

- Какую помощь оказывали советские люди фронту?

- Зачем в городах устанавливали комендантский час?

- Как люди узнавали о положении на фронте?

- Какой вклад внесли медики в годы войны?

- Какой вклад внесли деятели культуры?

- Какую награду получали труженики тыла?

Мы чтим память погибших. А всем, кто работал и выжил в эти трудные годы, мы желаем здоровья и долгих лет жизни.

9. Ребята, дополните предложения. Слайд 16.

10. Из заголовков слайдов я составила план. Нужно приготовить пересказ по этому плану. Любые 5 пунктов плана на выбор. Слайд 17.

11. Итог урока. Слайд 18.


Слайд 1

Автор: Терентьева Гэлфара Ниасовна Учитель истории МБС(К)ОУ С(К)ОШИ VIII вида г.Лысьва, Пермский край 1

На собранные средства строили танки, самолёты, артиллерийские орудия и передавали их бойцам.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Юрий Борисович Левитан

Вклад деятелей культуры Александр Васильевич Александров Василий Иванович Лебедев-Кумач

Десятки корреспондентов и фотокорреспондентов шли в бой вместе с солдатами, чтобы донести до людей правду о войне

Медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г."

МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем! Пусть небо будет голубым, Пусть в небе не клубится дым, Пусть пушки грозные молчат И пулеметы не строчат, Чтоб жили люди, города. Мир нужен на земле всегда!

Предварительный просмотр:

22 июня в воскресный тёплый день разнеслась весть о вероломном нападении фашистской Германии.

Над нашей землёй летели вражеские самолёты. От страшного воя смертельных снарядов застывала кровь. Мирное течение жизни закончилось.

Ушли на фронт наши отцы, сыновья. Их места на заводах у аппаратов и станков заняли женщины, подростки. Они должны были с ходу овладеть техникой и передовыми методами труда. Люди работали сутками. падая от усталости. Но не смотря на это, быстро набирались опыта и даже перевыполняли план.

Кто как мог помогал фронту. Отправляли посылки для бойцов.

Главной рабочей силой в сельском хозяйстве были женщины, старики, подростки, а затем и приходившие с фронта мужчины – инвалиды. Труженики сельского хозяйства обеспечивали рабочих и фронт картофелем, молоком, мясом, хлебом – важнейшими продуктами питания.

Заработанные на субботниках деньги – для фронта, сэкономленные – для фронта, личные вещи – для фронта, работа до изнеможения – для фронта.

На собранные деньги строили танки, выпускали артиллерийские снаряды.

Вклад медиков несоизмерим ни с чем. Приходилось сутками работать, оперировать раненых.

Вклад деятелей культуры был важен для людей.

Одни произведения вдохновляли людей на подвиги, поднимали дух бойцов.

Другие произведения, как песни Клавдии Шульженко и Лидии Руслановой, утешали сердца солдат, наполняли их надеждой, пробуждали память о доме, о семье.

Важна работа и корреспондентов. Им приходилось вместе с солдатами быть на передовой. Можно сказать, что они писали летопись происходящих событий.

Чтобы люди знали цену нашей победы.

Сильные, мужественные люди на передовой и в тылу во имя свободы, во имя счастливой жизни будущего поколения с честью выстояли все испытания. Рушась от изнеможения, но с гордостью отдавших себя без остатка верному служению Отечеству.

Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города.
Мир нужен на земле всегда!

МИР - это Земля, мир - это люди, мир - это дети. Мир - это спокойная и радостная жизнь. Нет войны, нет горя и слез. Мир нужен всем!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Подарок труженику тыла - творческий проект (технология)

Коллективный творческий проект "Подарок труженику тыла" выполнен на уроке технологии. Учащиеся разделены на группы. 3 - 4 классы.


Мой прадед - труженик тыла.

Автор: Остапенко Мария, 3 " а" класс МОУ СОШ №1 Мой прадедушка ЖУЧКОВ Михаи.


Презентация к проекту "Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны"

В презентации ученик 3 класса Перелыгин Саша рассказывает о своей прабабушке. Представлена биография Фалалеевой Александры Яковлевны. Она была тружеником тыла. О ее работе в колхозе, о ее наградах.


Труженики тыла вспоминают (презентация)

Презентация к традиционному уроку города. Старые фотографии, доступные для понимания учеников начальных классов примеры каждодневного подвига тружеников тыла в этой презентации.

Расширить и углубить знания учащихся по истории Отечества и родного края в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г., Афганской и Чеченских войн.

Классный час Встреча с участниками ВОВ и тружениками тыла

Цели:- патриотическое воспитание подрастающего поколения, воспитание уважения к героическому прошлому нашей страны, уважение к ветеранам; - в.

Читайте также: