Звук буква конспект занятия

Обновлено: 03.07.2024

Ход занятия

I. Вводная часть (Организационный момент)

Правило поведения на занятии.

- Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.

II. Основная часть

- Ребята, отгадайте загадку.
Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

- Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [А].

2. Развитие артикуляционной моторики. Включить слайды с артикуляционной гимнастикой.

Давайте разомнем наши губки и язычок.

- упражнения для губ: улыбка-хоботок, заборчик;

3. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

- Сейчас давайте произнесем звук [А] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

- А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

4. Акустико-артикуляционный образ звука. Работа с зеркалами.

- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [А] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

[А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды. Логопед дает обобщающие понятие: «Гласные звуки - поют, танцуют, не встречают преград. Дети делают вывод о том, что [А] - гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!

7. Развитие фонематического слуха.

- Ребята, а теперь поиграем. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [А]

У, О, А, Ы, А, М, О, Ф, А, О.

8. Вывод, что [А] - гласный звук, так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть.

Символ звука [А] - большой красный квадрат. (выставить символ звука на карточке)

9. Определение места звука в слове.

Картинки и карточки со схемами звуков.

Слова: аист, автобус, апельсин, рука, рак, луна, азбука, акула, ваза.

10. Соотношение звука с буквой.

- Ребята, звук [А] обозначасется буквой А. Посмотрите - это буква А (выставить карточку с буквой). Запомните, звук [А] на письме обозначается буквой А.

Вот два столба наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.

Этот шарик не простой
Этот шарик не простой:
Весь колючий вот какой
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх и вниз его катаем,
Свои руки развиваем!
Можно шар катать по кругу,
Перекатывать друг другу.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора и отдыхать.
(движения соответствуют тексту)

Гладь мои ладошки ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!

11. Работа на листочках. Раздать листочки. Проверить листы с работой, поставить печатки. Похвалить.

• учить четко различать элементарные единицы письменной речи (буквы) и устной речи (звуки).

Ход НОД

В о с п и т а т е л ь. Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки. Вам нравятся сказки о животных, про мальчиков и девочек, про злых и добрых волшебников, принцесс и королевичей. А я сегодня расскажу вам новую сказку – о звуках и буквах. Хотите послушать? Тогда давайте отправимся в волшебную страну.

Работа у экологического букваря.

В о с п и т а т е л ь. Жили-были в одной волшебной стране звуки. Никто их не видел, они были невидимками. А вот слышать их было можно.

Шесть звуков были певцами : А, О, У, И, Ы, Э. Им подпевали: Я – й-а, Е – й-э, Е –й-о, Ю – й-у.

За певучесть и голосистость их прозвали гласными (от слова глас – голос). Гласные мы произносим только голосом.

Гласные очень похожи на музыкальные тоны, их можно тянуть или петь.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать Аленку,

Но не желают свистеть и ворчать.

Давайте попробуем пропеть гласные звуки, поднимаясь и спускаясь по лесенке: о-О-О, А-А-а… (И т. д.)

Пропевая звуки, взрослый имитирует ходьбу по лестнице.

В о с п и т а т е л ь. Вместе с гласными в волшебной стране жили согласные звуки. Их никак нельзя пропеть. Они совсем не похожи на музыкальные тона, это, скорее, шумы.

А согласные согласные

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть.

Но не хочется им петь.

В лесу родилась А-А-А,

Зимой и летом Ы-Ы-Ы,

А теперь попробуем спеть с согласными:

В лесу родилась П-П-П,

Зимой и летом Ш-Ш-Ш,

Вы заметили, чтобы произнести согласные звуки, нужно немного прикрывать рот. Из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Ведь согласные бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие. Попробуйте прокричать громко звуки [к], [х], [ш]. Не получается? И не получится. Чтобы кричать нуженголос,а у этих согласных его нет, один шум. Они звучатприглушенно, поэтому и называются глухими.

А согласные [з], [д], [в], [г]– звонкие. Послушайте, как они звучат,чтобы их произнести, нужно больше голоса. А самые звонкие – звуки[м], [л],[н], [г].

Приложите пальцы к гортани и произнесите, например, звуки [б], [в].Вы почувствуете, что в горле как будто звучит колокольчик – это работают голосовые связки. А теперь произнесите [п], [ф], [к]–связки не работают (колокольчик не звучит).

Еще звуки делятся на звонкие или глухие. Для этого нужно его повторять его, закрыв уши. При произнесении звонкого согласного чуть – чуть звенит.

Работа с коромыслами.

В о с п и т а т е л ь. Отыщите на коромыслах картинки, которые начинаются:

со звонкого согласного звука (змея, гриб, рыба, варежки);

глухого согласного звука (кошка, топор, собака, филин).

Некоторые из глухих согласных имеют звонкую пару: [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с].Послушайте, как похоже звучат слова: дом – том, коза – коса, балка –палка, горка – корка.

Дети произносят чистоговорку, интонационно выделяя звук [c].

В о с п и т а т е л ь. Согласный звук [с] глухой или звонкий? (Ответы детей.) Смотрите, к нам в самом деле прилетела оса.

Физкультминутка с офтальмотренажером.

Оса жужжит, кружится,

На тренажер садится,

Крыльями взмахнула ловко,

Полетела по дорожкам,

А мы за ней и за указкой

Последим, ребята, глазками.

Вы уже знаете, что согласные бывают твердыми и мягкими. Как их различать? Вы думаете, что их можно потрогать и наощупь определить, твердый это согласный или мягкий?Конечно же нет!

Послушайте как звучит звук [к] в начале слова КОТ и слова КИТ. Произнесите эти два звука вместе [к] – [к'].Чем отличается их произношение? (Ответы детей.) Определите, в каком слове звук твердый, а в каком мягкий?

Продолжается работа у экологического букваря.

В о с п и т а т е л ь. Отыщите на панно животных, названия которых начинаются с твердых согласных звуков. (Кот, корова, коза.) Какие это животные: дикие или домашние? (Ответы детей.) Куда мы их поселим?

Дети размещают животных около жилого дома.

В о с п и т а т е л ь. А теперь отыщите животных, названия которых начинаются со звонких согласных звуков. (Лиса, медведь, белка.)

Дети поселяют диких животных в свои домики: лису – в нору, медведя – в берлогу, белку – в дупло.

В о с п и т а т е л ь. Но на этом наша сказка не кончается. Слушайте дальше.

«Однажды в стране звуков появился волшебник из Грамматического царства, Букваринского государства. Ему так понравилась чудесная страна, что он захотел поближе познакомиться с ее жителями. Но когда узнал, что они невидимки, то он очень огорчился.

Но ведь он был волшебником и решил подарить каждому звуку по волшебному платью. Каждый звук получил свое платье непохожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть – выложить из палочек.

Буквы поселились в Букваринском государстве, где королем был Алфавит, а королевой – Азбука.

А чтобы вы всегда были желанными гостями в Грамматическом царстве, надо хорошенько запомнить, что буквы – это одежда для звуков. Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

Мы никого не обидим,

Если спросим: что видим?

Кто знает, поднимите руки.

Ушами слышим звуки.

Глазами видим буквы.

А если теперь мы спросим:

Что пишем, а что произносим?

Да не тяните рук вы,

Рукою пишем буквы,

Ртом произносим звуки.

В о с п и т а т е л ь. Вот и закончилась наша сказка. Что вы из нее узнали,/что буквы живут в разных царствах: звуки – в царстве того, что видим, а звуки – в царстве того, что слышим/

Какие бывают звуки?/ звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие, твердые и мягкие/ Как их обозначают на письме?/ на письме они обозначаются буквами/

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: Звуки и буквы

Цели:

Сформировать (уточнить) понятие о букве как о графическом образе звука.

Развивать фонематический слух, умение выделять из потока речи часто повторяющийся звук.

Развивать умение выделять заданный звук в слове.

Оборудование : алфавит, плакаты.

План и ход занятия.

I . Организационный момент

II . Вступительная беседа

— Послушайте, что я произнесла: а – а – а! (Звук.)

— Уточним: звук речи. Мы уже говорили, что только человек может произносить ясные звуки, которые образуются в результате работы речевого аппарата.

— Что такое звуки речи? (Это то, что мы произносим и слышим.)

— Чем обозначаются звуки речи на письме? (Буквами.)

— Что такое буквы? (Это то, что мы видим и пишем.)

Вывод: «Звуки речи мы слышим и произносим, а буквы мы видим

Дети повторяют хором и каждый в отдельности.

Много времени прошло с тех пор, как поселились в волшебной стране звуки. Были они невидимками.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомится с её жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав её, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

— Как появились буквы? Послушайте, как об этом рассказывается в веселом

стихотворении Е.Измайлова, которое так и называется «Как появились

Палочки, крючочки, закорючки, точки

Бегали толпою и поодиночке,

Ссорились, мирились, прыгали без дела.

Наконец, без дела жить им надоело.

И сказал им кто-то умный и серьезный:

— Взяться за работу никогда не поздно.

Слышим мы повсюду много разных звуков.

Но для них покуда нету знаков-букв.

— Эй, крючочки и точки, черточки, кружочки!

Собирайтесь вместе, становитесь в строчки

И шагайте слаженно

По листу бумажному!

Черточки послушались, прекратились драки,

Превратились в нужные правильные знаки.

Стали всем понятными

И тогда вприпрыжку

Прибежали в книжку.

а) Уточнить понимание отдельных слов и выражений: закорючки, бегали толпою, поодиночке, шагайте слаженно, прекратили драки и другие ( по усмотрению логопеда).

б) Беседа по содержанию.

— Что было сначала?

— Разные черточки прыгали без дела.

— Чем все закончилось?

— Что это за знаки?

V . Отгадайте загадку.

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется всё … (алфавит).

— Что такое алфавит?

— Буквы, расположенные по порядку.

— Давайте повторим все вместе, что алфавит – это буквы, расположенные по

— Посмотрите внимательно на плакатик. (правая сторона которого временно

закрыта). Давайте вспомним, как правильно называются буквы.

Особое внимание уделяется названиям букв к, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ.

а, б, в, г, д, е, ё, ж — прикатили на еже ,

з, и, й, к, л, м, н, о — дружно вылезли в окно ,

п, р, с, т, у, ф, х — оседлали петуха,

ц, ч, ш, щ, ы, э, ю, я — вот и все они, друзья!

— Сколько должно быть букв в алфавите?

— Каких букв не хватает?

— Твёрдого и мягкого знаков.

— Чем отличаются эти буквы от всех остальных?

— Эти буквы не обозначают звуков.

— Повторим все вместе: буквы ъ и ь не обозначают звуков.

Когда в волшебной стране Азбуковедения поселились два брата Ъ и Ь, жителей стало ровно 33. Каждый имел своё жилище, но не мог менять его на другое. Такие уж строгие законы там были.

Как-то раз король Алфавит и королева Азбука решили устроить праздник. Все звуки надели волшебные платья, превратились в буквы и отправились на главную площадь.

Король дал команду буквам построиться и встать каждому на своё место. Вот в каком порядке стояли там буквы: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ы, Ь, Э, Ю, Я.

Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны, должен, как король, знать наизусть порядок букв.

Задание: Назвать букву и звук.

— Как правильно называются буквы мы вспомнили.

— Сейчас мы будем называть букву и звук.

Например: буква а и звук а,

буква бэ , а звук б.

а) Фронтальная работа.

В алфавитном порядке называются все буквы и соответствующие звуки.

б) Самостоятельно в игре закрепляются названия букв и звуков.

— Каждый, кто захочет узнать тайны этой великолепной страны. Должен

знать наизусть порядок букв.

Ты эти буквы заучи,

Их три десятка с лишком,

Но для тебя они – ключи

Ко всем чудесным книжка.

VII . Дети тренируются в запоминании букв в алфавитном порядке.

VIII . Итог.

Вы, конечно, уже поняли, что звуки и буквы живут в разных царствах: звуки в царстве того, что мы слышим, а буквы – в царстве того, что мы видим и читаем.

  • Познакомить детей со звуком буквой В.
  • Учить давать характеристику звуку по его артикуляционным и акустическим данным.
  • Закрепить навыки четкого произношения звука.
  • Развивать фонематический слух.
  • Учить выделять звук из звукоряда, слогоряда, из слов.
  • Упражнять в делении слов на слоги.
  • Упражнять в звуковом анализе прямых слогов и слов.
  • Учить ориентироваться в групповом помещении по инструкции.
  • Развивать конструктивный праксис.
  • Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, самостоятельность инициативность.
  • узелок, картинки (вата, волк, ванна, ваза, валенки),
  • демонстрационные картинки (ванна, волк, вафли, вагоны, валенки, сова, ива, буквы, павлин, дыня, бант );
  • материал для звукового анализа и синтеза, слоговые домики, изображение пещеры, план группы с маршрутом, демонстрационная буква В, разрезные буквы, листы бумаги по количеству детей, клей.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Слышится карканье ворона в записи …

Логопед: Ребята, чей это голос? Это ворон мимо пролетал, узелок нам передал. Давайте посмотрим, что внутри ? (логопед развязывает узелок , внутри для каждого ребенка картинка со звуком В и письмо. )

Логопед: Ворон каждому из вас по картиночке припас,

Вы их молча рассмотрите,
На места свои пройдите..(дети уходят с картинками за столы)
Ворон пишет нам ребята, что случилась неприятность-
Букву надо выручать! Кто пойдет ее спасать?

Злой дракон унес к себе, спрятал в каменной норе…
Но сначала звук узнайте,
Вы картинки называйте
Он в начале ваших слов
Отвечайте, кто готов?

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное проговаривание звука, характеристика.

3. Развитие фонематического слуха.

Выделение звука из звукоряда (а, м, в, к, т, у, в, д, о, в)

Слогоряда (ма, ты, во, су, ва, но, кэ, ву)

Слов (сова, панама, кот, вышка, ваза, окно, волосы, новость,)

Логопед: Молодцы , справились!

4. Закрепление звука в слогах.

Ва-во-ву, вы-ва-ву, ву-во-вы, во-вы-ва, ва-во-ву-вы.

Звуковой анализ прямых слогов.

Логопед: Ребята, в слоге ВА (ВО, ВУ) сколько звуков? Назовите первый,каким цветом обозначим? Назовите второй, каким цветом обозначим. На доске выкладывается схема.

5. Физкультминутка.

Логопед: Дети, чтоб добраться до пещеры дракона нужно быть сильными и ловкими.

Давайте сделаем зарядку.

6. Закрепление звука в словах по картинкам:

Логопед: Дракон спрятал звук в картинках. Сейчас нам нужно быть очень внимательными и отобрать только те картинки, в названии которых есть звук В.

Называние всех картинок и отбор тех, в которых есть звук В.

Логопед: Закружилась карусель, все быстрей, быстрей ,быстрей! Дети ходят вокруг стола, на котором разложены картинки. По сигналу логопеда дети останавливаются, отворачиваются от стола и называют картинки по памяти.

Деление слов на слоги.

Логопед: Молодцы, навели порядок!

Логопед: По дороге нам встретилась плакучая ива. Давайте соберем из звуков это слово. Анализ по плану.Дети работают за столами, один ребенок у магнитной доски.

8. Закрепление звука в тексте.

Логопед: Посмотрите, дети, кто к нам прилетел? (демонстрируется картинка совы)

- Если мы ей стишок расскажем, она покажет нам дорогу до пещеры. Помогайте мне!

Ва-ва-ва глазастая сова.
Во-во-во летит на дерево.
Ву-ву-ву увидели сову.
Вы-вы-вы вот и нет совы.

9. Знакомство с буквой.

Достается план группы на котором указано место , где лежит буква В.

Дети рассматривают и двигаются по плану, отсчитывая шаги.

Логопед: Пойдем прямо 7 шагов по болоту, по кочкам, затем повернем направо и пройдем 5 шагов через поваленные деревья высоко поднимая ноги, затем направо и проползем 4 шага в к пещере. Перед детьми изображение пещеры. Дети достают конверт логопед показывает букву В. Анализ, из каких элементов состоит она.

Вот буква В видна вдали-
Красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
С. Маршак

10. Конструирование буквы, работа в парах.

Логопед: Ребята, посмотрите, дракон все буквы поломал !(логопед достает поднос с разрезанными на 2 части буквами. Давайте, соберем их! Каждый берет часть буквы и находит свою половинку. Дети объединяются парами, собирают букву и наклеивают на лист бумаги.

11.Итог занятия.

Победили мы дракона!
Буква В теперь уж дома:
В алфавите будет жить,
Крепко с сестрами дружить!

- Скажите, дети какую букву мы сегодня спасали? Как она звучит? Что вам больше всего запомнилось? Спасибо, что были активны и помогли мне!

Читайте также: