Строение и функции спинного мозга 8 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и функциями спинного мозга.

Образовательные: расширить знания о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга; рассмотреть функции спинного мозга.

Развивающие: развитие умения логически мыслить, де6лать выводы, сравнивать, обобщать.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление изученного материала.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

3. Изучение нового материала

Нервную систему образуют головной и спинной мозг, а также все их ответвления – нервы и нервные узлы. Нервная система – это огромное сообщество, состоящее из десяти с лишним миллиардов слаженно работающих клеток – нейронов.

Самая древняя и самая прочная часть нервной системы человека – спинной мозг. Сегодня на уроке вы познакомитесь с особенностями внешнего и внутреннего строения и функциями спинного мозга. (Cлайд № 2)

Спинной мозг расположен в позвоночном канале и у взрослых представляет собой длинный (45 см у мужчин и 41-42 см у женщин) цилиндрический тяж, массой 30-40 г и диаметром около1 см. (Cлайд № 3)

Начинается спинной мозг на уровне большого затылочного отверстия черепа и заканчивается коническим заострением, на уровне 2-го поясничного позвонка. Спинной мозг намного короче позвоночника и из-за этого нервные корешки, отходящие от спинного мозга образуют густой пучок, который носит название “конского хвоста”.

Спинной мозг окружен тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой. (Cлайд № 4)

На поперечном срезе четко видна граница серого и белого вещества. Серое вещество (скопление тел нейронов) – внутри и по форме напоминает бабочку. Снаружи от серого вещества располагается белое вещество (скопление отростков нейронов). (Cлайд № 5)

В середине серого вещества находится отверстие – центральный канал, заполненный спинномозговой жидкостью.

Значение спинномозговой жидкости (Cлайд № 6)

  • Проведение питательных веществ к клеткам спинного мозга.
  • Амортизатор.
  • Принимает участие в удалении продуктов обмена.
  • Обладает бактерицидными свойствами.

От спинного мозга через отверстия в дугах позвонков отходит 31 пара спинномозговых нервов (8 пар шейных, 12 пар грудных, 5 – поясничных, 5 – крестцовых и 1–2 копчиковых). Каждая пара спинномозговых нервов начинается двумя корешками: задним (аксоны чувствительных нейронов) и передним (аксоны двигательных нейронов). (Cлайд № 7)

Функции спинного мозга (слайд № 8)

- проведение импульсов от органов и тканей;

- осуществляется связь между спинным и головным мозгом.

- регуляция работы внутренних органов;

- расположены центры многих безусловных рефлексов;

- осуществляет произвольные движения.

Повреждения спинного мозга (слайд № 9)

Спинной мозг очень чувствителен к повреждениям. В отличие от других частей тела, спинной мозг не способен восстанавливаться, если он поврежден. Повреждения спинного мозга может происходить вследствие травмы, нарушения кровоснабжения, сжатия, опухоли, инфекции.

Повреждения спинного мозга

Полное повреждение: наблюдается полная потеря чувствительности и функций мышц ниже уровня повреждения.

Частичное повреждение: частично сохраняются функции тела ниже уровня повреждения.

В большинстве случаев, при повреждении спинного мозга, обе стороны тела затронуты одинаково. Повреждения верхних шейных отделов спинного мозга может вызвать паралич обеих рук и обеих ног. Если повреждение спинного мозга происходит в нижней части спины, это может вызвать паралич обеих ног.

  1. Спинной мозг – цилиндрический тяж, расположенный в позвоночном канале.
  2. Длинна 45 см у мужчин, 41-42 см у женщин; масса 30-40 см; диаметр около 1 см.
  3. Окружен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой.
  4. Отходит 31 пара спинномозговых нервов.
  5. Передние корешки спинномозговых нервов – образованы аксонами двигательных нейронов. Задние корешки – аксонами чувствительных нейронов.
  6. Выполняет проводниковую и рефлекторную функции.
  7. Работа спинного мозга осуществляется под контролем головного мозга.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: изучить текст учебника на стр. 56-57. Ответить на вопросы рубрики “Проверьте свои знания” на стр.58.

Список используемой литературы

1. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина “Человек” / авт.-сост.Т.В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.

2. Резникова В.З., Сивоглазов В.И. Биология: Раздел “Человек и его здоровье”: Методическое пособие для учителя. – М.: Издательский дом “Генжер”, 1998.

3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учебник. – М.: Дрофа, 2001.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний о строении и функциях спинного мозга.

Класс: 8

Тип урока: урок открытия нового знания

Технологии: ИКТ-технология, здоровьесберегающая, системно-деятельностного подхода, разноуровневого обучения, обучение в сотрудничестве, критического мышления .

Методы обучения: самостоятельная работа, частично- поисковый метод, беседа.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная.

Формы контроля знаний: работа по индивидуальным тестам с разноуровневыми заданиями.

Цели: Сформировать знания о строении и функциях спинного мозга человека.

Познавательная: сформировать знания о строении спинного мозга в соответствии с выполняемыми функциями, развивать понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Развивающая: формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.

Воспитывающая: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Планируемые результаты:

- предметные: знание о строении и функциях спинного мозга.

-метапредметные: умение работать с текстом учебника и раздаточным материалом, умение наблюдать, делать выводы.

- личностные: стремление к содействию учащихся, умение аргументировать свою позицию и прислушиваться к мнению других, вести здоровый образ жизни.

Оборудование: 3-Д комплекс, презентация, раздаточный материал, таблица “Спинной мозг”.

Проверка знаний (тестирование по вариантам)

Изучение новой темы:

Внешнее и внутреннее строение мозга

Функции спинного мозга

Рефлексы и рефлекторные дуги

1. Организационный момент: Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сядьте поудобнее, снимите с себя напряжение и настроитесь на изучение навой темы, знания которой вам в жизни пригодятся. Надеюсь, вы будите активно работать на уроке.

2. Проверка знаний (Задания с выбором одного верного ответа по вариантам):

1 вариант.

Чем регулируются и контролируются все процессы в организме человека?

1. Спинным и головным мозгом.

3. Нервной системой и гуморальной системой

С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:

1. С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.

2. Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.

3. Гормонов, выделяющихся в кровь.

Какой тканью образована нервная система:

Нервные клетки в местах соединения друг с другом.

Ответная реакция организма.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды или изменение внутреннего состояния организма.

Ответная реакция организма на воздействие внешней среды.

Что регулирует вегетативная нервная система?

2 вариант.

1. Чем обеспечивается согласованная работа всех частей нашего организма?

1. Спинным и головным мозгом.

3. Нервной системой и железами эндокринного аппарата.

С помощью какого механизма осуществляется нервная регуляция:

1. С помощью нервных импульсов, которые с огромной скоростью движутся по нервным структурам и несут нужную информацию.

2. Ферментов, увеличивающих скорость химических реакций.

3. Гормонов, выделяющихся в кровь.

Какой тканью образована нервная система:

Основу нервной системы составляют:

3.Нервные клетки в местах соединения друг с другом.

5. К центральной нервной системе относятся:

1. Нервы, нервные узлы, нервные клетки.

2. Спинной и головной мозг.

3. Рецепторы, синапсы.

Что регулирует соматическая нервная система?

Изучение новой темы:

На доске текст, где не хватает пропущенных слов. Детям предлагается заполнить пробелы, читая предложения по очереди. Тем самым осуществляется подход к новой теме.

Учитель: Ребята, какие органы включают в себя ЦНС. (Головной и спинной мозг). Верно! И сегодня на нашем уроке речь пойдет об одном из них – спинном мозге.

Учитель: У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Но прежде, чем вы выполните его, прошу обратить внимание на доску. Вам предлагается просмотр отрывка о спинном мозге. Это поможет вам выполнить ваши задания в карточках.

Учитель: А теперь переходим к работе по карточкам в группах. На это вам дается 5 минут. Составьте тезисный план ответа, и ответьте по нему. В помощь вам учебник п.49 с. 186-189.

Группа 1. Особенности месторасположения спинного мозга. (Сделать обозначения, составить план ответа)


Группа 2. Строение спинного мозга. (Сделать обозначения, составить план ответа)


Группа 3. Функции спинного мозга. (Заполнить таблицу)

Рефлекторная - принимает участие в двигательных реакциях

Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.). Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка

Проводниковая – проведение нервных импульсов (нисходящие и восходящие проводящие пути).

Осуществляется связь различных отделов спинного мозга;

Связь головного мозга с остальными частями ЦНС;

Соединение рецепторов с исполнительными органами;


Учитель: Ребята, а кто заметил разницу между двумя предыдущими схемами? Кто может рассказать, чем различаются дуги вегетативного и соматического рефлекса?

Учитель:Каждый человек должен, прежде всего, сам следить за своим здоровьем.

Как определить правильная ли у вас осанка? Какая должна быть осанка при ходьбе? К чему приведет не правильная посадка за партой? Какой портфель нужно носить ученику в школу? Почему? (при неправильном сидении за партой искривляется позвоночник, нарушаются природные изгибы…)

Закрепление:

40-45 см (длина спинного мозга)

1 - 1,5 см (толщина спинного мозга)

31 (пара нервов, связывающих спинной мозг с органами)

1й-2й (поясничные позвонки, на уровне которых заканчивается спинной мозг)

1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. 3. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов – 31 пара. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную лимфой.

Установите соответствие между примерами нервной деятельности человека и функциями спинного мозга.

ПРИМЕРЫ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИИ СПИННОГО

1) коленный рефлекс, А) рефлекторная,

2) передача нервного импульса из спинного Б) проводниковая.

мозга в головной,

3) разгибание конечностей,

4) отдёргивание руки от горячего предмета,

5) передача нервного импульса из мозга

к мышцам конечностей.

Что нового сегодня вы узнали? Что вызвало затруднения? Как вы считаете, удалось ли нам ответить на поставленные в начале урока цель и задачи?

Домашнее задание:

Параграф 49, найти ответы на возникшие сегодня вопросы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательная : сформировать знания о строении спинного мозга в соответствии с выполняемыми функциями, развивать понятие рефлекса и рефлекторной дуги.

Развивающая: формировать умения самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной речи.

Воспитывающая: воспитание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

Закрепление изученного материала.

Подведение итогов урока.

КОНСПЕКТ УРОКА.

Проверка домашнего задания

Работа у доски:

- перечислить функции нервной системы.

2. Работа с индивидуальными карточками с заданиями разного уровня сложности.

Задание: выпиши номера верных утверждений.

К центральной нервной системе относится спинной и головной мозг.

Функцией нервной системы не является обеспечение согласованной деятельности всех органов.

Структурной и функциональной единицей нервной системы является нефрон.

Нервная ткань- это ткань, основными свойствами которой является возбудимость и проводимость.

Белое вещество нервной системы образовано телами нейронов и короткими отростками.

1. задание: напиши определение:

2. задание: реши тест.

1) Белое вещество мозга образовано в основном:

А) телами нейронов В) телами и дендритами

Б) телами и аксонами Г) аксонами нейронов.

2) Ткань, основными свойствами которой является возбудимость и

А) соединительная В) нервная

Б) эпителиальная Г) мышечная

3) По дендритам импульсы распространяются:

А. От одного нейрона к другому. В.От рецепторов к ЦНС.

Б. От ЦНС к рабочему органу.

1. задание : подпиши части рефлекторной дуги.

hello_html_161bc991.jpg

2. задание : письменно ответь на вопрос.

Какие условия, необходимы для образования условного рефлекса?

3. задание : реши тест.

1. Нервная система выполняет функции:

Г) обеспечивающую связь с внешней средой.

2. К центральной нервной системе относятся:

А) нервы и спинной мозг

Б) головной мозг и спинной мозг

3. Особенность условных рефлексов

А) являются индивидуальными

Б) передаются по наследству

В) стабильны в течение жизни

Г) являются врожденными.

4.Наиболее чувствительны к недостатку кислорода клетки:

А) спинного мозга

Б) головного мозга

В) печени и почек

Г) желудка и кишечника

3. Фронтальная беседа по вопросам ( проводится в то время, пока выполняются индивидуальные задания):

1) Какие функции выполняет нервная система?

2) На какие два отдела делится нервная система?

3) Что значит ЦНС, что значит - периферическая?

4) Какой принцип деятельности нервной системы?

5) Что такое рефлекс?

6) Какие бывают рефлексы?

7) Перечислите составляющие рефлекторной дуги.

8) Дайте характеристику безусловному рефлексу.

9) Дайте характеристику условному рефлексу.

10) Перечислите условия, необходимые для образования условного рефлекса.

Изучение нового материала.

1. Местоположение и строение спинного мозга.

(вопросы записаны на доске):

1) Где располагается спинной мозг?

2) Как он защищен от толчков и сотрясений?

3) Каково строение спинного мозга?

4)Чем образовано серое вещество? Белое вещество?

6) Где расположены вставочные, исполнительные и чувствительные нейроны?

7) Чем образованы передние корешки, задние корешки спинного мозга?

8) Почему спинномозговые нервы являются нервами смешенного типа?

Функции спинного мозга.

Формы работы : рассказ учителя, заполнение таблицы в рабочей тетради.

Спинной мозг выполняет две основные функции: рефлекторную и проводниковую.

Проводниковая – проведение импульсов по восходящим путям к головному мозгу, по нисходящим – от головного мозга ко всем органам.

Рефлекторная – регуляция сокращений скелетной мускулатуры и работы внутренних органов.

Рефлекторная функция заключается в том, что спинной мозг обеспечивает осуществление сокращения скелетной мускулатуры, как простейших рефлексов, таких, как разгибание и сгибание конечностей, отдергивание руки, коленный рефлекс, так и более сложных рефлексов, которые, кроме того, контролируются и головным мозгом.

От сегментов шейной и верхней грудной частей спинного мозга отходят нервы к мышцам головы, верхних конечностей, органам грудной полости, к сердцу и легким. Остальные сегменты грудной, а также поясничной частей управляют мышцами туловища и органами брюшной полости, а нижнепоясничные и крестцовые сегменты спинного мозга управляют мышцами нижних конечностей и нижней части брюшной полости.

Нервные импульсы от рецепторов кожи, мышц и внутренних органов проводятся по белому веществу спинного мозга в головной мозг, а импульсы из головного мозга направляются к

исполнительным нейронам спинного мозга. В этом и состоит проводниковая функция спинного мозга.

У человека лишь наиболее простые двигательные рефлексы осуществляются под контролем одного спинного мозга. Все сложные движения — от ходьбы до выполнения любых трудовых процессов — требуют обязательного участия головного мозга.

Рефлекторная - принимает участие в двигательных реакциях

Здесь располагаются центры безусловных рефлексов (коленный и т.д.)Вегетативные центры рефлексов мочеиспускания, дефекации, рефлекторная деятельность желудка

проводниковая – проведение нервных импульсов (нисходящие и восходящие проводящие пути)

Осуществляется связь различных отделов спинного мозга;

Связь головного мозга с остальными частями ЦНС;

Соединение рецепторов с исполнительными органами;

Последствия повреждения спинного мозга.

При повреждении спинного мозга на первый план выступает нарушение проводниковых функций. Его ранения приводят к чрезвычайно тяжелым последствиям. Если повреждение произошло в шейном отделе, то функции головного мозга сохраняются, но его связи с большинством мышц и органов тела оказываются утраченными. Такие люди способны поворачивать голову, говорить, совершать жевательные движения, а в остальных частях тела у них развивается паралич.

Большинство нервов спинного мозга имеет смешанный характер. Их повреждение вызывает и потерю чувствительности, и паралич. Если рассеченные нервы сшить хирургическим путем, в них происходит прорастание нервных волокон, что сопровождается восстановлением подвижности и чувствительности.

Закрепление изученного материала.

1. Наблюдение коленного рефлекса .

Рефлексы, центры которых находятся в спинном мозге, - это безусловные, врожденные рефлексы. Они проявляются у всех здоровых людей. К ним относится хорошо известный коленный рефлекс. Его можно легко пронаблюдать.

Посадите испытуемого на стул. Предложите ему перекинуть ногу на ногу, затем ударьте ребром руки по сухожилию четырехглавой мышцы под коленной чашечкой. Если удар будет удачным и растянет сухожилие, находящиеся в нем рецепторы придут в состояние возбуждения. Нервные импульсы по центростремительным нервным волокнам направятся в спинной мозг, а от него по центробежным нервным волокнам пойдут к четырехглавой мышце бедра, она сократится, и нога подпрыгнет. В условиях данного опыта это движение никакого биологического значения не имеет. Его используют врачи для определения функций спинного мозга: при заболевании они могут быть нарушенными.

- Какая функция спинного мозга проявляется в этом примере?

- Перечислите части рефлекторной дуги коленного рефлекса.

- Какую роль в этом рефлексе сыграл спинной мозг?

2. Определить в ерные суждения :

Серое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.

Белое вещество спинного мозга образовано отростками нейронов.

Серое вещество находится в спинном мозге на периферии.

В спинномозговом канале проходят нервы и кровеносные сосуды

От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов.

Толщина спинного мозга около 2 см.

Спинной мозг выполняет проводниковую функцию.

Спинной мозг выполняет рефлекторную функцию.

При поврежденном спинном мозге на уровне шейного отдела возможны повороты головы, можно говорить, совершать жевательные движения.

Домашнее задание

Итоги урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие функции выполняет спинной мозг?

Литература, используемая на уроках:

1 . Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Д. В. Колесов,

Р. Д. Маш, И. Н. Беляев.– М.: Дрофа, 2007– 332с.: ил.

2. Бодрова Н. Ф. Биология . 8 класс. Человек и его здоровье. Рабочая тетрадь.-

Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2011-128 с.

Конспект
Спинной мозг представляет собой белый тяж длинной 43-45 сантиметров, диаметром примерно 1 сантиметр и массой примерно 30 г. Он расположен в позвоночном канале. Сверху спинной мозг переходит в продолговатый отдел головного мозга. Граница между ними весьма условна. Внизу спинной мозг заканчивается на уровне поясничных позвонков.
На поперечном срезе спинного мозга выделяется центральный канал со спинномозговой жидкостью. Она выполняет защитную и питательную функцию для клеток спинного мозга. Две глубокие продольные борозды – передняя и задняя – практически разделяют спинной мозг на две равные части. Вокруг центрального канала расположено серое вещество спинного мозга, образованное телами нейронов и их короткими отростками – дендритами. Серое вещество спинного мозга имеет вид бабочки. На периферии находится белое вещество, образованное длинными отростками нейронов – аксонами. Эти аксоны принадлежат как нейронам спинного мозга, так и нейронам головного мозга.
В сером веществе хорошо заметны передние и задние рога. В передних рогах расположены тела двигательных нейронов (мотонейронов), в задних рогах – тела вставочных нейронов.
В строении спинного мозга четко выделяются сегменты, от каждого из которых отходит пара спинномозговых нервов. Всего спинномозговых нервов – 31 пара. Каждый спинномозговой нерв начинается двумя корешками – передним и задним. Каждый сегмент регулирует работу определенного участка тела. Например, шейные и грудные сегменты контролируют работу мышц шеи, верхних конечностей и органов грудной полости.
Спинной мозг выполняет две функции – проводниковую и рефлекторную.
Проводниковая функция заключается в передаче нервных импульсов от рецепторов кожи, мышц, сосудов в головной мозг и от двигательных центров головного мозга через мотонейроны передних рогов к мышцам.
Рефлекторная функция заключается в управлении движениями мышц, осуществляемом двигательными нейронами спинного мозга.
Все рефлексы спинного мозга находятся под мощным контролем головного мозга.
Итак, спинной мозг – часть центральной нервной системы. Он образован серым и белым веществом, которые выполняют проводящую и рефлекторную функции.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: