Конспект урока гаршин красный цветок

Обновлено: 02.07.2024

2 Оглавление План занятия. 3 Методические материалы к презентации. 6 Задания для групп Тест Обложки

14 1. При поступлении в больницу главный герой попадает сразу: Вариант III. А) В столовую Б) В ванную В) На кухню Г) В спальную 2. Какого святого упоминает главный герой? А) Николая Угодника Б) Великомученика Георгия В) Серафима Саровского 3. Сколько частей в рассказе? А) 4 Б) 5 В) 6 Г) 7 4. Какой цветок не упоминается в рассказе? А) Сирень Б) Мак Г) Ландыш В) Далия 5. Какого цвета были полоски на халате у врача? А) желтого Б) красного В) белого Г) черного 1. В каком году написан рассказ? Вариант IV. А) 1883 Б) 1905 В) 1890 Г) Какое имя не употребляется в рассказе? А) Николай Б) Тарас В) Михаил Г) Грицко 3. Какой цвет часто употребляется при описании больницы? А) красный Б) желтый В) серый Г) черный 4. Куда прятал сорванные цветы герой? А) под подушку Б) в ванную В) ближе к сердцу Г) в цветнике 5. Когда главный герой увидел цветок? А) в первый день приезда Б) в третий день приезда В) через месяц после приезда Г) он видел его еще до приезда. 14

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Литература. 7 класс.

Формировать умение анализировать текст, понимать его идейно-тематическое значение.

Способствовать формированию личностной позиции, воспитание нравственных качеств: сострадания, гуманности.

1. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом.

Первый вопрос сокрыт в эпиграфе. Давайте прочитаем его.

Попытайтесь сформулировать вопрос.

Проблемный вопрос (записан на доске):

Анализируя рассказ, вы также должны будете доказать, какое это произведение – социальное, высмеивающее странные порывы людей, или философское, заставляющее нас в очередной раз задуматься о сложности жизни.

Кроме того, сегодня на уроке мы введем новое литературное понятие. Ну и конечно, каждый для себя сделает какой-то вывод из прочитанного.

Мы остановились на том, что у всех вас герой вызывает сочувствие. Даже у автора, т.к. он очень выразительно, подробно, до жути, описывает и душевное, и физическое состояние больного.

2. Беседа по вопросам. Работа с текстом.

- Какие поступки выдают в герое больного человека, а что говорит о том, что в своих действиях он последователен?

Охарактеризуйте образ доктора. Каково его описание по сравнению с описанием больного?

Какие прилагательные использует автор при его описании?

Почему герой считает, что доктор делает зло?

Кому еще противопоставляет себя больной? Что его отличает от остальных пациентов и от доктора?

С каким чувством автор описывает доктора? Объясните причину неприязни.

В чем заключается проблема, которую пытается решить больной? О чем думает герой? (В отличие от других пациентов, у него есть мысль!)

Найдите описание цветов. Какими вам представляются цветы, с которыми борется герой?

Какими они кажутся ему?

Итак, красные маки стали для героя рассказа символом зла.

Какие символы вы знаете? (дорожные знаки, хлеб-соль – символ гостеприимства, книга, глобус–символ знаний, голубь – символ мира).

Сделайте вывод, ради чего герой жертвует жизнью?

Разве идея спасти мир – это бред? И все, кто готов пожертвовать собой ради благополучия других, – сумасшедшие? Это проблема одного человека или всего общества?

Определите тему рассказа. (Тема противостояния злу).

Что символизирует собой Анчар? Анчар – древо смерти, яда, воплощение зла.

3. Вывод по уроку.

Итак, зло существовало всегда: и в древности (вспомните мифы Древней Греции), и во времена Пушкина, и в наше время.

Сделайте вывод, какую мысль хотел донести до нас автор? (злу нужно противостоять, со злом нужно бороться)

Ты грустно прожил жизнь.

Больная совесть века

Тебя соделала глашатаем своим…

А теперь ответьте на вопросы, которые записаны на доске. В чем актуальность этого рассказа?

Какова его проблематика – философская или социальная?

Мы прочитали рассказ В.Гаршина “Красный веток”. На прошлом уроке мы выяснили, что на всех он произвел большое впечатление, никого не оставил равнодушным. Сегодня на уроке мы продолжим обсуждение прочитанного, попытаемся осмыслить идейно-тематическое содержание и ответить на ряд вопросов.

Первый вопрос сокрыт в эпиграфе. Давайте прочитаем его.

Человек в “Красном цветке”
больше мирового зла, которому
бросает вызов, хотя цена
победы его – жизнь.

Попытайтесь сформулировать вопрос. (Что есть мировое зло?)

Проблемный вопрос (записан на доске):

Анализируя рассказ, вы также должны будете доказать, какое это произведение – социальное, высмеивающее странные порывы людей, или философское, заставляющее нас в очередной раз задуматься о сложности жизни.

Кроме того, сегодня на уроке мы введем новое литературное понятие. Ну и конечно, каждый для себя сделает какой-то вывод из прочитанного.

Мы остановились на том, что у всех вас герой вызывает сочувствие. Даже у автора, т.к. он очень выразительно, подробно, до жути, описывает и душевное, и физическое состояние больного.

2. Беседа по вопросам. Работа с текстом.

- Какие поступки выдают в герое больного человека, а что говорит о том, что в своих действиях он последователен?
- Охарактеризуйте образ доктора. Каково его описание по сравнению с описанием больного?
- Какие прилагательные использует автор при его описании?
- Почему герой считает, что доктор делает зло?
- Кому еще противопоставляет себя больной? Что его отличает от остальных пациентов и от доктора?
- С каким чувством автор описывает доктора? Объясните причину неприязни.
- В чем заключается проблема, которую пытается решить больной? О чем думает герой? (В отличие от других пациентов, у него есть мысль!)
- Найдите описание цветов. Какими вам представляются цветы, с которыми борется герой?
- Какими они кажутся ему?

Итак, красные маки стали для героя рассказа символом зла.

Давайте поработаем с понятием “символ”. (Проверка домашнего задания: учащиеся рассказывают о происхождении слова “символ”)

- Какие символы вы знаете? (дорожные знаки, хлеб-соль – символ гостеприимства, книга, глобус–символ знаний, голубь – символ мира).
- Сделайте вывод, ради чего герой жертвует жизнью?
- Вспомните, герой какого произведения зарубежной литературы также боролся со злом, и его тоже сочли сумасшедшим? (“Дон Кихот” М. Сервантеса)

Разве идея спасти мир – это бред? И все, кто готов пожертвовать собой ради благополучия других, – сумасшедшие? Это проблема одного человека или всего общества?

- Определите тему рассказа. (Тема противостояния злу).
- А определить идею произведения нам поможет сопоставление его со стихотворением А.С.Пушкина “Анчар”.
- Что символизирует собой Анчар? Анчар – древо смерти, яда, воплощение зла.

Проверка индивидуального задания: учащийся читает наизусть стихотворение “Анчар” А.С. Пушкина, дает краткий литературоведческий комментарий.

3. Вывод по уроку.

Итак, зло существовало всегда: и в древности (вспомните мифы Древней Греции), и во времена Пушкина, и в наше время.

Сделайте вывод, какую мысль хотел донести до нас автор? (злу нужно противостоять, со злом нужно бороться)

А если вспомнить время, в которое жил Всеволод Гаршин, то, наверное, становится понятно, что побудило его написать этот рассказ. Мы говорили о времени правления Александра III, о его преобразованиях, которые были названы “контрреформами”, о том, что их успешное проведение было обусловлено отсутствием в русском обществе сил, способных создать оппозицию политике правительства. Гаршина волновало бездействие, отсутствие сопротивления. Об этом он и говорит в своем рассказе, поэтому и были о нем произнесены такие слова:

Ты грустно прожил жизнь.
Больная совесть века
Тебя соделала глашатаем своим…

- А теперь ответьте на вопросы, которые записаны на доске. В чем актуальность этого рассказа?
- Какова его проблематика – философская или социальная?

4. Домашнее задание.

Домашнее задание. Дать развернутый ответ на вопрос: “ Почему зло предстало больному в образе красного цветка и отчего герою не жаль своей жизни в борьбе со злом?”

Понятие о притче

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Характерный для Блока мотив ожидания, узнавания (здесь — исторических перемен):

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.

И бредя о крутом полете,
как топчешься, как бьешься ты
в горячечной рубашке плоти,
в тоске телесной тесноты!

Иль, тихая, в безумье тонком
гудишь-звенишь сама с собой,
вообразив себя ребенком,
сосною, соловьем, совой.

1 Гаршин В. М. Избранное. — М.: Правда, 1985. — С. 343.
2 Ходасевич В. Ф. О Сирине // Колеблемый треножник. — М., 1991. — С. 458.
3 Бердяев Н. А. Самопознание. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 166.
4 Там же . — С. 355.

Читайте также: