Конспект вводного урока по окружающему миру 1 класс

Обновлено: 05.07.2024

В этом тематическом разделе собран и обобщён опыт педагогов по проведению учебных и внеклассных занятий по окружающему миру, по широкому спектру тем. Посмотрите, какие пути и приёмы подачи материала для первоклассников нашли Ваши коллеги.

Окружающий мир в 1 классе: конспекты уроков, планирование, программы

Содержится в разделах:

Урок по окружающему миру в 1 классе Урок по окружающему миру 1 класс УМК Перспектива Тема. Наш класс в школе. Цели: Предметные результаты: - определять и называть объекты природы и предметы культуры в классной комнате. - называть составные части окружающего мира. Метапредметные результаты: - различать старинные и.

Тест по окружающему миру в 1 классе Тест по окружающему миру 1 класс 1. Водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй -это … a. Насекомые b. Рыбы c. Птицы d. Звери 2. Животные, у которых шесть ног- это… a. Насекомые b. Рыбы c. Птицы d. Звери 3. Животные, тело которых покрыто перьями- это… a.

формирование представлений об изучаемом предмете; знакомство с героями учебника Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой; развивать интерес к окружающему миру.

Планируемые образовательные результаты

Научатся: задавать вопросы об окружающем мире.

Получат возможность научиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, атласом-определителем.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов).

Коммуникативные: ставить вопросы, используя слова-помощники: что?, кто?, как?, откуда?, куда?, где?, когда?, почему?, зачем?; обращаться за помощью к учителю.

Образовательные
ресурсы

Организационная структура урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Универсальные
учебные действия

I. Организационный момент

и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Учитель приветствует детей, с улыбкой принимает их приветствия и с помощью небольшого дыхательного

упражнения снимает возможное напряжение. Готовит детей к работе

Проверяет готовность обучающихся к уроку, приветствует первоклассников.

Здравствуй, год учебный,

В добрый путь, ученики!

Пусть звенят, звенят звонки!

Окружает вас, ребята,

Мир невиданных чудес,

Изучить все в школе надо!

Давайте с Вами вместе приготовимся к уроку – поднимем руки вверх, сделаем при этом глубокий вдох, подержим руки несколько секунд вверху, а потом резко опустим их вниз, сделаем при этом небольшой наклон вперед и глубокий выдох. А теперь каждый сядет так, как ему удобно будет работать на уроке.

Дети радостно приветствуют учителя, делают дыхательное упражнение и рассаживаются по своим рабочим местам. При этом занимают удобную, но приемлемую для учебы позу.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника

II. Актуализация знаний

обучающихся в диалог, составляет с ними беседу

Ребята! Сегодня у нас с Вами необычный урок – урок-знакомство.

-Как вы думаете, с кем или с чем мы будем знакомиться?

-Сколько у Вас разных предположений! Давайте сделаем так: я вам буду говорить небольшие подсказки, а вы будете называть наших новых знакомых!

-Вот помощник самый первый:

Он и умный, он и верный

На урок на парту ляжет

Полистай, он все расскажет!

Все согласны, ребята?

-Кто согласен – поднимите верный ответ над головой!

-Вот второй помощник славный,

В кабинете в этом главный.

Есть процессор, монитор,

Смотрит он на Вас в упор!

Поиграть с ним успевай,

Да гулять не забывай!

– Что удивительного и интересного окружает нас?

Всё ли мы можем объяснить? Хватит ли нам знаний? Что мы должны делать для того, чтобы получить знания? С каких слов мы начинаем задавать вопросы?

А нужны ли нам помощники

в этом трудном деле? Давайте узнаем, кто это?

на вопросы учителя.

Учащиеся поднимают учебники

на вопросы учителя.

Личностные: имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться.

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о новом изучаемом предмете;

логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, фильмов).

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий

Разгадать загадки Читает загадки о муравье и черепахе и показывает их, вывешивает изображение на доску

Её мудрость не забудешь:

Ползёт без страха .

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

Регулятивные: оценивают результат своих действий

III. Изучение

нового материала

Чтение сказки
о Муравье и Мудрой черепахе (Приложение 1)

Познакомить с учебными пособиями, необходимыми

в первом классе

Научить задавать вопросы по картинке учебника (с. 3)

Читает сказку и проводит беседу по вопросам:

– Кто запомнил, как зовут Муравья? Зачем Муравьишка и Черепаха пришли в школу? Ребята, а вы сможете ответить на вопросы, которые задавал Муравей Вопросик в сказке?

– Вот видите, очень многого вы еще не знаете.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушают, рассматривают учебные пособия.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из прослушанной сказки;

логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха

в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.

Показывает учебные пособия, объясняет, как ими пользоваться.

Объясняет задание, помогает составлять вопросы и формулировать на них ответы

Составляют вопросы, формулируют ответы

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год.

Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме при составлении вопросов по картинке; логические – осуществление поиска существенной информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти)

- А теперь посмотрите на нашу карту. Это карта путешествий по которой мы с вами будем передвигаться от одной станции к другой.

-Как вы думаете, где мы сейчас находимся?

-А где окажемся на следующем уроке?

-Установим изображения муравья на станцию, где мы сейчас и будем ее передвигать на другие станции при смене места

Изучают карту, отвечают на вопросы

Ученик ставит муравья на первую станцию

Познавательные: логические – сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать за учебный год.

IV. Первичное осмысление и закрепление

Выполнить задание 1 в рабочей тетради
(с. 4)

Поясняет задания, выполняемые учащимися в рабочей тетради

Выполняют задания в рабочих тетрадях

Познавательные: общеучеб-
ные – самостоятельное выделение и формулирование цели; логические – осуществление поиска необходимой информации
(из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради

в рабочей тетради

V. Итоги
урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке сведения

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке? Как называется наше государство? Какие города вы знаете? Как называется столица нашей Родины?

Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Жил-был в одном муравейнике очень любознательный Муравей. Вот он (показать на иллюстрации в учебнике) . И был он такой любознательный, что друзья-муравьи прозвали его Вопросиком.

С утра до вечера, а иногда и ночью Вопросик спрашивал обо всем на свете.

– А почему днем светло, а ночью темно?

– А зачем дует ветер?

– А кто носит в своей сумке детенышей?

– А когда почки распускаются?

– А откуда появляются тучи?

– А зачем на небе много звезд?

– А какие бывают камни?

– А из каких частей состоит растение?

– А куда улетают птицы осенью?

– А где всегда бывает тепло?

И так он приставал со своими вопросами к друзьям до тех пор, пока они не посоветовали ему пойти учиться в 1 класс. Вместе с вами, ребята.

Взяла Мудрая Черепаха Вопросика за руку и отвела в школу. Мудрая Черепаха тоже решила приходить к вам на уроки, ребята, чтобы помогать Муравьишке учиться. Да и вы, ребята, узнаете от нее много интересного об окружающем мире.

Возьмем Вопросика учиться с собой?

Физкультминутка (выполнить упражнения по тексту)

Стали мы учениками, Для здоровья, настроенья То присели, то нагнулись А потом мы умывались,

Соблюдаем режим сами: Делаем мы упражненья: И опять все улыбнулись. Аккуратно одевались.

Утром мы, когда проснулись, Руки вверх и руки вниз, Повернулись влево–вправо – Завтракали не торопясь,

Улыбнулись, потянулись. На носочки поднялись. Получается на славу! В школу, к знаниям, стремясь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: учить задавать вопросы об окружающем мире, принимать участие в учебном диалоге; познакомить с учебником и учебным пособием (рабочая тетрадь, учебник и т.д.), а так же с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!

II. Работа по теме урока

Вступительная беседа

- Ребята, вспомните, какие предметы уже вписаны в наше расписание уроков? ( Математика, письмо, обучение грамоте .)

- Как называется предмет, к изучению которого мы приступаем на сегодняшнем уроке (окружающий мир)

- Давайте попробуем вместе прочитать название нашего предмета по слогам.

На наших занятиях вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво. Молодцы!

Знакомство с учебником

- Узнать много интересного об окружающем мире нам поможет учебник. Рассмотрите обложку. Что вы здесь видите? (ответы детей).

Окружающий нас мир так же красив и загадочен, как эта бабочка на обложке учебника. А какое у нее красивое название – павлиний глаз!

Дополнительный материал:

Чтобы много узнать об окружающем мире, нужно уметь задавать вопросы.

- Что бы вы хотели узнать об окружающем мире? (Ответы детей)

- Откройте учебник на стр.3. Что вы видите? (ответы детей)

- Попробуйте задать вопросы, используя слова-помощники, которые находятся в правой колонке на этой странице.

- Ребята, вы задали столько интересных вопросов! А как мы будем находить на них ответы? (ответы детей)

Знакомство с героями

Ребята к нам на урок пришли гости, которые очень хотят с нами подружиться. Они помогут ответить нам на многие-многие вопросы.

А сейчас вы должны догадаться, от куда к нам мог прийти в школу хозяин этой зеленой кепочки. ( учитель показывает зеленую кепку)

- Самым любознательным я предлагаю отгадать загадку.

На полянке среди елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

- У кого готов ответ? В каком же домике жил хозяин кепки? Что за дом построен среди елок? (Муравейник)

- Кто живет в этом домике? (Муравьи)

Дополнительный материал:

Муравьев по праву можно назвать друзьями человека, ведь они спасают лес. Посчитано, что муравьи за 12ч принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пяденицы. Значит, за весь период размножения пядениц они уничтожают около миллиона этих вредителей. Вот почему, там, где, как сторожевые башни, высятся муравьиные крепости, лес здоровый, чистый. Не разоряйте муравейники!

- Кто видел в лесу этих насекомых?

Вы наверняка знаете, что муравейники разорять нельзя. Муравьи приносят огромную пользу лесу, поедая вредных гусениц.

В одном из таких домов жил-был очень любознательный муравей. Такой любознательный, что друзья-муравьи прозвали его Вопросик. С утра до вечера, а иногда и ночью Вопросик спрашивал обо всем на свете. И тогда, друзья муравьи посоветовали ему пойти учиться в 1 класс. Вместе с вами, ребята. И сегодня он в нашем классе. Вот он.

На доске вывешивается картинка с изображением Муравья Вопросика.

- Муравьишка долго не мог найти дорогу в нашу школу. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто помог Муравьишке.

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит, да ноги. (Черепаха.)

Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходят…… (Черепахи.)

Молодцы! Действительно, дорогу в школу Муравьишке Вопросику подсказала Мудрая Черепаха. Она тоже решила приходить к нам на уроки, чтобы помогать Муравьишке учиться. Вот она – наша Черепаха.

На доске вывешивается картинка с изображением Мудрой Черепахи.

- Кого можно назвать мудрым? (Того, кто обладает большим умом, имеет большой опыт.)

- Как, вы думаете, почему именно Черепаха мудрая? (Черепахи долго живут.)

Дополнительный материал:

Черепахи относятся к классу пресмыкающихся, или рептилий. Мощный панцирь делает этих животных настолько уникальными, что их невозможно ни с кем спутать. В Европе обитает три вида сухопутных черепах. Самый известный – греческая сухопутная черепаха , достигающая в длину 30 см. впечатляет своими размерами гигантская слоновая черепаха . Это крупное животное обитает только на Галапагосских островах, расположенных у побережья Южной Америки, и на Сейшелах – у водосточного побережья Африки к северу от Мадагаскара. Это самая большая черепаха, обитающая на Земле. Длина ее панциря достигает 1,10м., а весить она может до 250кг.

Однако, несмотря на громкое имя, это не самая крупная в мире черепаха. Настоящие гиганты – это морские черепахи. Их ноги в процессе эволюции превратились в ласты. Кожистая черепаха – самая большая из морских черепах. Ее длина может доходить до 2м., а вес – до 800 кг.

Верно, немногие животные такие долгожители. Черепахи живут от 70 до 100 лет. А гигантская черепаха живет еще дольше – 125 лет. И вы, ребята, узнаете от Мудрой Черепахи много интересного об окружающем мире.

- Посмотрите на картинку на стр.5. Вот как дружно шагают Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Давайте и мы с вами немного подвигаемся.

III . Физкультминутка

Знакомство со словами-помощниками

- Ребята, посмотрите на доску. Мудрая Черепаха принесла для вас цветок. (На доске ромашка со словами-помощниками)

- Как называется этот цветок (Ромашка.)

- Что необычного вы заметили в этом цветке? (На каждом лепестке написано слово.)

Это слова – помощники помогут вам задавать вопросы. Муравьишка Вопросик принес для вас много интересных предметов. (У каждого ученика на столе лежит какой-то предмет: шишки, овощи, фрукты, игрушки – птицы, животные.)

- Рассмотрите предметы и задайте друг другу вопросы. В этом вам помогут слова-помощники. (Работа в парах.)

- А кто попробует задать мне вопрос? (Учащиеся задают вопросы учителю.)

Знакомство с учебными пособиями

На следующих уроках мы попробует найти ответы на ваши вопросы. И поможет вам в этом рабочая тетрадь . (Учащиеся рассматривают тетрадь.)

А еще на уроках мы с вами будем исследователями. А свои наблюдения мы будем записывать в научный дневник, который находится внутри рабочей тетради.

- Откройте его и рассмотрите.

Знакомство с условными знаками

- А теперь откройте учебник на стр.8. рассмотрите условные знаки, которые встретятся в нем.

- Кто готов узнать много нового об окружающем мире?

Знакомство со знаками оценки своих достижений

Какие интересные смайлики смотрят на нас со стр.8! Это тоже наши помощники. Они будут помогать нам оценивать наши достижения на каждом уроке.

V . Подведение итогов урока.

- Какие слова вам помогли правильно составлять вопросы? (слова-помощники)

- Для чего нужно уметь составлять вопросы? (Чтобы многое узнать о том, что нас окружает)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: учить задавать вопросы об окружающем мире, принимать участие в учебном диалоге; познакомить с учебником и учебным пособием (рабочая тетрадь, учебник и т.д.), а так же с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке.

I.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!

II.Работа по теме урока

Вступительная беседа

- Ребята, вспомните, какие предметы уже вписаны в наше расписание уроков? (Математика, письмо, обучение грамоте.)

- Как называется предмет, к изучению которого мы приступаем на сегодняшнем уроке (окружающий мир)

- Давайте попробуем вместе прочитать название нашего предмета по слогам.

На наших занятиях вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво. Молодцы!

Знакомство с учебником

- Узнать много интересного об окружающем мире нам поможет учебник. Рассмотрите обложку. Что вы здесь видите? (ответы детей).

Окружающий нас мир так же красив и загадочен, как эта бабочка на обложке учебника. А какое у нее красивое название – павлиний глаз!

Дополнительный материал:

Чтобы много узнать об окружающем мире, нужно уметь задавать вопросы.

- Что бы вы хотели узнать об окружающем мире? (Ответы детей)

- Откройте учебник на стр.3. Что вы видите? (ответы детей)

- Попробуйте задать вопросы, используя слова-помощники, которые находятся в правой колонке на этой странице.

- Ребята, вы задали столько интересных вопросов! А как мы будем находить на них ответы? (ответы детей)

Знакомство с героями

Ребята к нам на урок пришли гости, которые очень хотят с нами подружиться. Они помогут ответить нам на многие-многие вопросы.

А сейчас вы должны догадаться, от куда к нам мог прийти в школу хозяин этой зеленой кепочки. ( учитель показывает зеленую кепку)

- Самым любознательным я предлагаю отгадать загадку.

На полянке среди елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

- У кого готов ответ? В каком же домике жил хозяин кепки? Что за дом построен среди елок? (Муравейник)

- Кто живет в этом домике? (Муравьи)

Дополнительный материал:

Муравьев по праву можно назвать друзьями человека, ведь они спасают лес. Посчитано, что муравьи за 12ч принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пяденицы. Значит, за весь период размножения пядениц они уничтожают около миллиона этих вредителей. Вот почему, там, где, как сторожевые башни, высятся муравьиные крепости, лес здоровый, чистый. Не разоряйте муравейники!

- Кто видел в лесу этих насекомых?

Вы наверняка знаете, что муравейники разорять нельзя. Муравьи приносят огромную пользу лесу, поедая вредных гусениц.

В одном из таких домов жил-был очень любознательный муравей. Такой любознательный, что друзья-муравьи прозвали его Вопросик. С утра до вечера, а иногда и ночью Вопросик спрашивал обо всем на свете. И тогда, друзья муравьи посоветовали ему пойти учиться в 1 класс. Вместе с вами, ребята. И сегодня он в нашем классе. Вот он.


На доске вывешивается картинка с изображением Муравья Вопросика.

- Муравьишка долго не мог найти дорогу в нашу школу. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто помог Муравьишке.

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит, да ноги. (Черепаха.)

Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходят……(Черепахи.)

Молодцы! Действительно, дорогу в школу Муравьишке Вопросику подсказала Мудрая Черепаха. Она тоже решила приходить к нам на уроки, чтобы помогать Муравьишке учиться. Вот она – наша Черепаха.


На доске вывешивается картинка с изображением Мудрой Черепахи.

- Кого можно назвать мудрым? (Того, кто обладает большим умом, имеет большой опыт.)

- Как, вы думаете, почему именно Черепаха мудрая? (Черепахи долго живут.)

Дополнительный материал:

Черепахи относятся к классу пресмыкающихся, или рептилий. Мощный панцирь делает этих животных настолько уникальными, что их невозможно ни с кем спутать. В Европе обитает три вида сухопутных черепах. Самый известный – греческая сухопутная черепаха, достигающая в длину 30 см. впечатляет своими размерами гигантская слоновая черепаха. Это крупное животное обитает только на Галапагосских островах, расположенных у побережья Южной Америки, и на Сейшелах – у водосточного побережья Африки к северу от Мадагаскара. Это самая большая черепаха, обитающая на Земле. Длина ее панциря достигает 1,10м., а весить она может до 250кг.

Однако, несмотря на громкое имя, это не самая крупная в мире черепаха. Настоящие гиганты – это морские черепахи. Их ноги в процессе эволюции превратились в ласты. Кожистая черепаха – самая большая из морских черепах. Ее длина может доходить до 2м., а вес – до 800 кг.

Верно, немногие животные такие долгожители. Черепахи живут от 70 до 100 лет. А гигантская черепаха живет еще дольше – 125 лет. И вы, ребята, узнаете от Мудрой Черепахи много интересного об окружающем мире.

- Посмотрите на картинку на стр.5. Вот как дружно шагают Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Давайте и мы с вами немного подвигаемся.

III. Физкультминутка

Знакомство со словами-помощниками

- Ребята, посмотрите на доску. Мудрая Черепаха принесла для вас цветок. (На доске ромашка со словами-помощниками)


- Как называется этот цветок (Ромашка.)

- Что необычного вы заметили в этом цветке? (На каждом лепестке написано слово.)

Это слова – помощники помогут вам задавать вопросы. Муравьишка Вопросик принес для вас много интересных предметов. (У каждого ученика на столе лежит какой-то предмет: шишки, овощи, фрукты, игрушки – птицы, животные.)

- Рассмотрите предметы и задайте друг другу вопросы. В этом вам помогут слова-помощники. (Работа в парах.)

- А кто попробует задать мне вопрос? (Учащиеся задают вопросы учителю.)

Знакомство с учебными пособиями

На следующих уроках мы попробует найти ответы на ваши вопросы. И поможет вам в этом рабочая тетрадь. (Учащиеся рассматривают тетрадь.)

А еще на уроках мы с вами будем исследователями. А свои наблюдения мы будем записывать в научный дневник, который находится внутри рабочей тетради.

- Откройте его и рассмотрите.

Знакомство с условными знаками

- А теперь откройте учебник на стр.8. рассмотрите условные знаки, которые встретятся в нем.

- Кто готов узнать много нового об окружающем мире?

Знакомство со знаками оценки своих достижений

Какие интересные смайлики смотрят на нас со стр.8! Это тоже наши помощники. Они будут помогать нам оценивать наши достижения на каждом уроке.

V. Подведение итогов урока.

- Какие слова вам помогли правильно составлять вопросы? (слова-помощники)

- Для чего нужно уметь составлять вопросы? (Чтобы многое узнать о том, что нас окружает)

Читайте также: