Конспект урока движение частиц вещества 5 класс

Обновлено: 28.06.2024

Презентация на тему: " Презентация к уроку по природоведению (5 класс) по теме: Движение частиц вещества. 5 класс." — Транскрипт:

2 Молекулы любого вещества находятся в постоянном беспорядочном движении. Движение есть естественное состояние молекул.

4 Диффузия в газах Молекулы пахучего вещества движутся. При движении они проникают между молекулами воздуха. Беспорядочно перемещаясь, они сталкиваются с молекулами воздуха и быстро перемешиваются с ними. Запах распространяется по комнате.

5 Диффузия в жидкостях Происходит взаимное перемешивание: молекулы чая смешиваются с молекулами воды. Через некоторое время обнаружится равномерный цвет жидкости. Молекулы чая проникли в промежутки между молекулами воды.

7 Диффузия в жидкостях

8 Протекание процесса диффузии

9 Диффузия в твердых телах Процесс диффузии в твердых телах проходит значительно дольше, чем в жидкостях и газах, т.к. расстояние между молекулами в твердых веществах очень малы. При увеличении температуры процесс диффузии происходит значительно быстрее. Почему так происходит?

11 Правило: Скорость движения молекул любого вещества связана с его температурой: чем выше температура вещества, тем быстрее движутся его молекулы.

12 Вопросы: Дома вы решили покрасить двери в комнате. Можно ли почувствовать запах краски, находясь на кухне? Объясните, почему? Можно ли сказать, что диффузия пахучих жидкостей в воздухе – доказательство существования промежутков между частицами газообразных веществ?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока поможет расширить представления учащихся о строении физических тел и свойствах вещества.

Тема: Движение частиц вещества. Диффузия.

Цель: Расширить представление о строении физических тел и свойствах вещества, сформировать начальные представления о движении частиц вещества, явлении диффузии и её роли в природе; воспитывать познавательный интерес и абстрактное мышление.

Тип урока: Формирование новых знаний и умений.

Оборудование: тетрадь, учебник, периодическая таблица элементов, пластилин, спички, 2 стакана с водой, 2 пакетика чая, секундомер.

Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа

Что такое вещество? Из чего состоят вещества?

Как называется мельчайшая частица вещества?

Как доказать , что вес тела состоят из частиц?

В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?

2.Самостоятельная работа

Из пластилина смоделируйте расположение молекул воды в разных агрегатных состояниях.

Охарактеризуйте превращение воды в окружающей среде.

Газообразное

Имеет постоянную форму и объём.

Не имеет постоянной формы, сохраняет объём посуды.

Не имеет собственного объёма и формы.

3.Мотивация учебной деятельности.

Учащиеся стоят возле парт неподвижно на одной ноге, пока не начнут двигаться.

Легко ли вам было стоять, не двигаясь?

Молекулы, как и вы , очень непоседливы, поэтому при каждой возможности пытаются двигаться. Молекулы передвигаются всегда по прямой линии, а если наталкиваются на что-то (другую молекулу), то поворачиваются на 180 градусов и движутся в другую сторону. Попробуйте представить себя молекулой воды.

Изучение нового материала.

1.Объяснение. Движение молекул.

Все мы знаем определённый объём ( классную комнату) и более- менее равномерно двигаемся в нём. У молекул такое беспорядочное движение называется броуновским движениям. Если понизить температуру или увеличить давление, взаимное притяжение становится сильнее, и молекулы скапливаются к определённому объёму. Возьмитесь за руки. Если потянуть одного из вас ( молекулу) , то вместе с ним начнут двигаться другие. Это свойство у молекул называется текучестью.

Вместе вы имеете определённую форму и занимаете определённый объём. Если даже я потяну какой-либо край, вы продвигаетесь вместе, не изменяя форму.

Рассказ учителя. Диффузия.

Каждое вещество имеет свои свойства (цвет, запах, плотность и т.д.), которые называются физическими. Благодаря движению атомов и молекул вы ощущаете запахи (молекулы парфюмерии движутся и, отрываясь от общего количества молекул, разносятся потоком воздуха на определённое расстояния), так можно заварить чай, растворить кусочек сахара в стакане воды.

Эти явления, объясняются проникновением молекулы одного вещества в промежутки между молекулами другого вследствие их, хаотичного движения.

Роль диффузии в природе.

Диффузия происходит и в живой природе: проникновение воздуха, который мы вдыхаем в лёгкие, работа пищеварительной системы человека и животных; всасывания корнем воды и растворённых в ней минеральных веществ; проникновения воды и питательных веществ в клетки растений.

5.Работа с учебником.

Какую роль играет диффузия в живой природе?

6.Обобщение и закрепление знаний.

Работа в тетради.

Учащиеся выполняют 1-3 задания с обсуждением.

Вывод. Явление проникновения молекул одного вещества в пространство между молекулами другого вещества вследствие их хаотичного движения называют диффузией.

7. Итог урока.

8. Домашнее задания. Повторить стр.64-65, выучить стр.66-67. Ответить на вопросы с.71.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок природоведения в 5а классе

Тема "Движение частиц вещества".

вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме “ Движение частиц вещества ”.

содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; продолжить работу по формированию навыков исследования, умения анализировать наблюдаемые явления и формулировать выводы из наблюдений.

формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, технологическая карты урока, оборудование для опытов.

Тип урока: изучение новых знаний.

Основные термины и понятия: диффузия.

Литература: В.М. Акулова, Н.В. Иванова. Природоведение..Природа. Живая и неживая.-М.: Дрофа, 2009.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

В течение двух недель вы находились в состоянии научного поиска- рассматривали различные теории о строении вещества , выдвигали гипотезы, проводили эксперименты, систематизировали полученную информацию.

hello_html_1e017147.jpg

Работа с понятиями. (Фронтально)

1.Что такое атом?

(Мельчайшая, неделимая частица вещества.)

(Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.)

А теперь вспомним свойства молекул.

1.Молекула, наименьшая частица вещества

2. Молекулы одного и того же вещества одинаковы

3. Молекулы очень малы.

4. Между молекулами есть промежутки.

hello_html_566f61a2.jpg

5. Молекулы находятся в постоянном движении.

( За все выполненные задания получаете три бонуса, за 4 – два, за 2-3 – один, если у вас 1 или нет правильного ответа, то нет и бонуса) бонусы отмечает в вашей технологической карте проверяющий.

Багаж собран. В путь!

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

( Режим апельсин, и ждем реакцию класса).

hello_html_79515bc8.jpg

Какое из уже оговоренных сегодня свойств молекул вам помогло это понять?

Что мы будем сегодня изучать?

Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.

Запишем тему в технологической карте.

А зачем это нам надо изучать?( Цели и задачи урока)

Фронтальный опрос.

Где были молекулы вещества в начале опыта?

О чем говорит то, что вы почувствовали запах апельсина в разных уголках класса?

(Молекулы двигались от того места, где количество молекул данного вещества было наибольшим, во всех направлениях одинаково. Частицы как будто стремятся уравновесить свое количество в разных уголках пространства.)

-Какое свойство молекул помогло вам услышать запах апельсина??

(Молекула – наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства, т.е. молекулы апельсина должны иметь запах.)

-Что можно сказать о взаимодействии частиц апельсина и воздуха?

( Частицы апельсина и воздуха проникли в промежутки между молекулами друг друга. т. к. молекулы движутся)

6. Как называется такое явление в науке? Прочитаем определение из учебника стр.52.

(Взаимное проникновение соприкасающихся веществ, которое происходит вследствие беспорядочного движения частиц вещества, называют диффузией.)

А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого явления и выявить от чего оно зависит.

Создаем микрогруппы и следуя инструкции (Приложение 2), проводим опыты, результаты опыта фиксируем в технологической карте и озвучиваем.

Работу с экспериментами мы закончили, услышали ваши результаты. А теперь вы выдвинете гипотезу, от чего зависит диффузия веществ, и обоснуйте её.

(Диффузия в жидкостях происходит медленнее, чем в газах, а в твердых телах еще медленнее.)

(Скорость движения молекул с повышением температуры растет).

Проверим наши гипотезы с выводами, сделанными в учебнике на странице 53. А почему это происходит, мы выясним на следующем уроке.

Вернёмся к нашим целям и задачам урока.

На все ли поставленные вопросы мы ответили?

(нет. Необходимость этих знаний)

Где же мы с диффузией сталкиваемся каждый день? (Посуда)

I V. Подведение итогов урока

А теперь подсчитайте свои баллы и запишите в карту. Я просмотрю все ваши результаты и выставлю итоговую оценку.

VI . Рефлексия.

- Путешествие в глубины вещества на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений в технологической карте.

1. Сегодня на уроке мне…

2. Меня особенно удивило то, что…

3. До начала урока я думал(а), что…, а сейчас знаю….

4. Мне не понравилось…

VI I . Домашнее задание.

Изучить материал §10. Среди природных явлений, бытовых процессов найти и записать не менее трех примеров диффузии.

Приложение 1.

Технологическая карта 1 ученика 5 класса ________________________________

По теме урока __________________________________

1. Задание Свойства молекул:

Количество бонусов___________

2. Эксперимент.

Диффузия веществ, находящихся в разном агрегатном состоянии.

Агрегатное состояние вещества

Время, которое потребовалось для диффузии

Результат №1. Вещество…………., находясь в ……………………….состоянии, способствует …растворению вещества …………………………. находящемуся в ……………………………..состоянии. Время растворения …………

Результат №1. Вещество…………., находясь в ……………………….состоянии, способствует …растворению вещества …………………………. находящемуся в ……………………………..состоянии. Время растворения …………

Результат №1. Вещество…………., находясь в ……………………….состоянии, способствует …растворению вещества …………………………. находящемуся в ……………………………..состоянии. Время растворения …………

3. Итог _____________________________________________________

4. Рефлексия.

1. Сегодня на уроке мне…

2. Меня особенно удивило то, что…

3. До начала урока я думал(а), что…, а сейчас знаю….

4. Мне не понравилось

Технологическая карта 2 ученика 5 класса ________________________________

По теме урока __________________________________

1. Задание Свойства молекул:

Количество бонусов___________

2. Эксперимент.

Диффузия веществ, имеющих разную температуру.

Время, которое потребовалось для диффузии

Результат №1. В холодной воде диффузия произошла за ……………………………….

Результат №2. В холодной воде диффузия произошла за ……………………………….

3. Итог_____________________________

4. Рефлексия.

1. Сегодня на уроке мне…

2. Меня особенно удивило то, что…

3. До начала урока я думал(а), что…, а сейчас знаю….

4. Мне не понравилось…

Приложение 2.

Инструкции для работы в группах.

Открыть колбу с парами духов и засечь время, за которое вы услышали запах.

В воду высыпать кристаллики марганцовки и засечь время, за которое произошла диффузия.

На сталь высыпать кристаллики марганцовки и засечь время, за которое произошла диффузия.

В холодную воду насыпать одну ложку сахара, размешать и засечь время, за которое произошла диффузия.

В теплую воду насыпать одну ложку сахара, размешать и засечь время, за которое произошла диффузия.

Самоанализ урока.

Цель урока: Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими :

- Формирование умений применять полученные ранее знания, сопоставлять, анализировать, делать выводы

описывать собственные опыты

сравнивать природные объекты по 3-4 признакам

2) Метапредметных результатов:

- Освоение способов деятельности

- формирование навыков исследования, умение анализировать наблюдаемые явления и формулировать выводы из наблюдений, понимание необходимости их применения на практике;

- отражение в графической, письменной, устной форме результатов своего труда ;

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие мышления, внимания, памяти.

- владение навыками самоконтроля и взаимоконтроля своей деятельности ;

- умение выражать свое мнение по результатам исследований

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, технологическая карта урока, оборудование для опытов.

Ι. Организационный момент

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

ΙΙΙ. Изучение нового материала через проведение экспериментов в группах.

IV. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание.

Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

На уроке использовалась методы словесно-наглядные , практические ( все учащиеся участвовали в проведении опытов) и исследовательские, методы самоуправления учебными действиями (работа с приборами), которые основаны на деятельности детей. Методы были выбраны в зависимости от общей целевой направленности, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Для проведения опытов, учащимся были предложены инструкции, которые позволяли учащимся, уложится в рамки выделенного времени.

В ходе урока использовались здоровьесберегающие технологии: не было длительных письменных заданий, динамично менялись виды деятельности, была организована работа в группах, учащиеся имели возможность перемещаться по классу, менять позы.

Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

- фронтальная(на этапах изучения нового материала и актуализации опорных знаний и умений учащихся.)

- групповая (на этапе изучения нового материала для развития сотрудничества среди учащихся)

работа в парах(во время систематизации имеющихся знаний на этапе актуализации опорных знаний и умений учащихся ).

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности. Учащиеся активны, подвижны, любят высказать своё мнение и обратить на себя внимание, хотя есть отдельные учащиеся, которые могут выполнять все задания, знать материал, но активность наглядно не проявляют. При работе в группах они вовлекаются в общее дело, тем самым проявляя активность.

Учащиеся были вовлечение в исследовательскую деятельность – на этапе изучения нового материала, в обобщение изученного материала- на этапах изучения нового материала и актуализации опорных знаний и умений учащихся. В заключение этапа изучения нового материала были рассмотрены вопросы необходимости полученных знаний на уроке ( обсуждение использования пластмассовой и стеклянной посуда). Наиболее активны учащиеся были во время проведения эксперимента и выдвижения гипотез на этапе изучения нового материала. Из чего можно сделать вывод, что такая форма работы учащимся наиболее интересна.

Опираясь на раннее полученные знания учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цели урока, к которым мы обращались неоднократно во время урока.

Я постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, быстро сменяли друг друга, были яркие, запоминающиеся. Связь с жизнью (запах апельсина, обсуждение посуды) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания и умения.

Урок прошёл в темпе и ритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое, имеющее непосредственную связь с жизнью. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка некоторых материалов (презентации, конспекты) к курсу внеурочной деятельности "Физика вокруг нас".

Взаимодействие частиц вещества

Взаимодействие частиц вещества

Основные положения в молекулярном строении Все вещества состоят из молекул, атомов, ионов. Между молекулами есть промежутки. Частицы вещества находятся в непрерывном, беспорядочном движении.

Основные положения в молекулярном строении

Диффузия - явление при котором молекулы одного вещества проникают в промежутки между молекулами другого вещества.

Лабораторная работа №1 Тема: Наблюдение явления диффузии. Цель: Научиться наблюдать за явлением диффузии.

Лабораторная работа №1 Тема: Наблюдение явления диффузии. Цель: Научиться наблюдать за явлением диффузии.

Приборы: Стакан с холодной и горячей водой, марганцовка.

Приборы: Стакан с холодной и горячей водой, марганцовка.

1.Положите в стакан с холодной водой небольшую порцию марганцовки. Что вы наблюдаете? марганцовка холодная вода

1.Положите в стакан с холодной водой небольшую порцию марганцовки. Что вы наблюдаете?

марганцовка

холодная вода

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами холодной воды. Произошла диффузия. Вода + марганцовка

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами холодной воды. Произошла диффузия.

Вода + марганцовка

2. Положите в стакан с теплой водой небольшую порцию марганцовки. Что произошло? марганцовка Теплая вода

2. Положите в стакан с теплой водой небольшую порцию марганцовки. Что произошло?

марганцовка

Теплая вода

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами теплой воды. Теплая вода + марганцовка

Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами теплой воды.

Теплая вода + марганцовка

Сравните полученные результаты. Где диффузия произошла быстрее? Теплая вода + марганцовка Холодная вода + марганцовка

Сравните полученные результаты. Где диффузия произошла быстрее?

Теплая вода + марганцовка

Холодная вода + марганцовка

Вывод: Чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия.

Вывод: Чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия.

Где диффузия происходит быстрее? Твердые тела Жидкости Газы

Где диффузия происходит быстрее?

 Опыт Стеклянная пластина Сосуд с водой

Стеклянная пластина

Сосуд с водой

Опыт Стеклянная пластина Сосуд с водой

Стеклянная пластина

Сосуд с водой

Вывод: Частицы воды и стекла притягиваются друг к другу.

Вывод: Частицы воды и стекла притягиваются друг к другу.

Лабораторная работа №2. Тема: Наблюдение частиц различных веществ. Цель: Провести наблюдение за взаимодействием частиц различных веществ.

Лабораторная работа №2. Тема: Наблюдение частиц различных веществ. Цель: Провести наблюдение за взаимодействием частиц различных веществ.

Приборы: пластилин, ластик.

Приборы: пластилин, ластик.

1. Прижмите друг к другу два куска пластилина. Что произошло и почему? пластилин

1. Прижмите друг к другу два куска пластилина. Что произошло и почему?

Вывод: Два куска пластилина прижались к друг к другу, так как частицы пластилина притягиваются друг к другу.

Вывод: Два куска пластилина прижались к друг к другу, так как частицы пластилина притягиваются друг к другу.

2. Сожмите пальцами ластик, а затем отпустите. Что произошло и почему? ластик

2. Сожмите пальцами ластик, а затем отпустите. Что произошло и почему?

Вывод: Ластик не прижался, так как частицы ластика отталкиваются.

Вывод: Ластик не прижался, так как частицы ластика отталкиваются.

Читайте также: