Конспект урока движение частиц вещества 5 класс
Обновлено: 28.06.2024
Презентация на тему: " Презентация к уроку по природоведению (5 класс) по теме: Движение частиц вещества. 5 класс." — Транскрипт:
2 Молекулы любого вещества находятся в постоянном беспорядочном движении. Движение есть естественное состояние молекул.
4 Диффузия в газах Молекулы пахучего вещества движутся. При движении они проникают между молекулами воздуха. Беспорядочно перемещаясь, они сталкиваются с молекулами воздуха и быстро перемешиваются с ними. Запах распространяется по комнате.
5 Диффузия в жидкостях Происходит взаимное перемешивание: молекулы чая смешиваются с молекулами воды. Через некоторое время обнаружится равномерный цвет жидкости. Молекулы чая проникли в промежутки между молекулами воды.
7 Диффузия в жидкостях
8 Протекание процесса диффузии
9 Диффузия в твердых телах Процесс диффузии в твердых телах проходит значительно дольше, чем в жидкостях и газах, т.к. расстояние между молекулами в твердых веществах очень малы. При увеличении температуры процесс диффузии происходит значительно быстрее. Почему так происходит?
11 Правило: Скорость движения молекул любого вещества связана с его температурой: чем выше температура вещества, тем быстрее движутся его молекулы.
12 Вопросы: Дома вы решили покрасить двери в комнате. Можно ли почувствовать запах краски, находясь на кухне? Объясните, почему? Можно ли сказать, что диффузия пахучих жидкостей в воздухе – доказательство существования промежутков между частицами газообразных веществ?
Конспект урока поможет расширить представления учащихся о строении физических тел и свойствах вещества.
Тема: Движение частиц вещества. Диффузия.
Цель: Расширить представление о строении физических тел и свойствах вещества, сформировать начальные представления о движении частиц вещества, явлении диффузии и её роли в природе; воспитывать познавательный интерес и абстрактное мышление.
Тип урока: Формирование новых знаний и умений.
Оборудование: тетрадь, учебник, периодическая таблица элементов, пластилин, спички, 2 стакана с водой, 2 пакетика чая, секундомер.
Актуализация опорных знаний, проверка домашнего задания.
Фронтальная беседа
Что такое вещество? Из чего состоят вещества?
Как называется мельчайшая частица вещества?
Как доказать , что вес тела состоят из частиц?
В каких агрегатных состояниях может находиться вещество?
2.Самостоятельная работа
Из пластилина смоделируйте расположение молекул воды в разных агрегатных состояниях.
Охарактеризуйте превращение воды в окружающей среде.
Газообразное
Имеет постоянную форму и объём.
Не имеет постоянной формы, сохраняет объём посуды.
Не имеет собственного объёма и формы.
3.Мотивация учебной деятельности.
Учащиеся стоят возле парт неподвижно на одной ноге, пока не начнут двигаться.
Легко ли вам было стоять, не двигаясь?
Молекулы, как и вы , очень непоседливы, поэтому при каждой возможности пытаются двигаться. Молекулы передвигаются всегда по прямой линии, а если наталкиваются на что-то (другую молекулу), то поворачиваются на 180 градусов и движутся в другую сторону. Попробуйте представить себя молекулой воды.
Изучение нового материала.
1.Объяснение. Движение молекул.
Все мы знаем определённый объём ( классную комнату) и более- менее равномерно двигаемся в нём. У молекул такое беспорядочное движение называется броуновским движениям. Если понизить температуру или увеличить давление, взаимное притяжение становится сильнее, и молекулы скапливаются к определённому объёму. Возьмитесь за руки. Если потянуть одного из вас ( молекулу) , то вместе с ним начнут двигаться другие. Это свойство у молекул называется текучестью.
Вместе вы имеете определённую форму и занимаете определённый объём. Если даже я потяну какой-либо край, вы продвигаетесь вместе, не изменяя форму.
Рассказ учителя. Диффузия.
Каждое вещество имеет свои свойства (цвет, запах, плотность и т.д.), которые называются физическими. Благодаря движению атомов и молекул вы ощущаете запахи (молекулы парфюмерии движутся и, отрываясь от общего количества молекул, разносятся потоком воздуха на определённое расстояния), так можно заварить чай, растворить кусочек сахара в стакане воды.
Эти явления, объясняются проникновением молекулы одного вещества в промежутки между молекулами другого вследствие их, хаотичного движения.
Роль диффузии в природе.
Диффузия происходит и в живой природе: проникновение воздуха, который мы вдыхаем в лёгкие, работа пищеварительной системы человека и животных; всасывания корнем воды и растворённых в ней минеральных веществ; проникновения воды и питательных веществ в клетки растений.
5.Работа с учебником.
Какую роль играет диффузия в живой природе?
6.Обобщение и закрепление знаний.
Работа в тетради.
Учащиеся выполняют 1-3 задания с обсуждением.
Вывод. Явление проникновения молекул одного вещества в пространство между молекулами другого вещества вследствие их хаотичного движения называют диффузией.
7. Итог урока.
8. Домашнее задания. Повторить стр.64-65, выучить стр.66-67. Ответить на вопросы с.71.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок природоведения в 5а классе
Тема "Движение частиц вещества".
вызвать объективную необходимость изучения нового материала; способствовать овладению знаниями по теме “ Движение частиц вещества ”.
содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений; продолжить работу по формированию навыков исследования, умения анализировать наблюдаемые явления и формулировать выводы из наблюдений.
формировать добросовестное отношение к учебному труду, положительную мотивацию к учению; способствовать воспитанию гуманности, дисциплинированности, эстетического восприятия мира.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, технологическая карты урока, оборудование для опытов.
Тип урока: изучение новых знаний.
Основные термины и понятия: диффузия.
Литература: В.М. Акулова, Н.В. Иванова. Природоведение..Природа. Живая и неживая.-М.: Дрофа, 2009.
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
В течение двух недель вы находились в состоянии научного поиска- рассматривали различные теории о строении вещества , выдвигали гипотезы, проводили эксперименты, систематизировали полученную информацию.
Работа с понятиями. (Фронтально)
1.Что такое атом?
(Мельчайшая, неделимая частица вещества.)
(Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.)
А теперь вспомним свойства молекул.
1.Молекула, наименьшая частица вещества
2. Молекулы одного и того же вещества одинаковы
3. Молекулы очень малы.
4. Между молекулами есть промежутки.
5. Молекулы находятся в постоянном движении.
( За все выполненные задания получаете три бонуса, за 4 – два, за 2-3 – один, если у вас 1 или нет правильного ответа, то нет и бонуса) бонусы отмечает в вашей технологической карте проверяющий.
Багаж собран. В путь!
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
( Режим апельсин, и ждем реакцию класса).
Какое из уже оговоренных сегодня свойств молекул вам помогло это понять?
Что мы будем сегодня изучать?
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Запишем тему в технологической карте.
А зачем это нам надо изучать?( Цели и задачи урока)
Фронтальный опрос.
Где были молекулы вещества в начале опыта?
О чем говорит то, что вы почувствовали запах апельсина в разных уголках класса?
(Молекулы двигались от того места, где количество молекул данного вещества было наибольшим, во всех направлениях одинаково. Частицы как будто стремятся уравновесить свое количество в разных уголках пространства.)
-Какое свойство молекул помогло вам услышать запах апельсина??
(Молекула – наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства, т.е. молекулы апельсина должны иметь запах.)
-Что можно сказать о взаимодействии частиц апельсина и воздуха?
( Частицы апельсина и воздуха проникли в промежутки между молекулами друг друга. т. к. молекулы движутся)
6. Как называется такое явление в науке? Прочитаем определение из учебника стр.52.
(Взаимное проникновение соприкасающихся веществ, которое происходит вследствие беспорядочного движения частиц вещества, называют диффузией.)
А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого явления и выявить от чего оно зависит.
Создаем микрогруппы и следуя инструкции (Приложение 2), проводим опыты, результаты опыта фиксируем в технологической карте и озвучиваем.
Работу с экспериментами мы закончили, услышали ваши результаты. А теперь вы выдвинете гипотезу, от чего зависит диффузия веществ, и обоснуйте её.
(Диффузия в жидкостях происходит медленнее, чем в газах, а в твердых телах еще медленнее.)
(Скорость движения молекул с повышением температуры растет).
Проверим наши гипотезы с выводами, сделанными в учебнике на странице 53. А почему это происходит, мы выясним на следующем уроке.
Вернёмся к нашим целям и задачам урока.
На все ли поставленные вопросы мы ответили?
(нет. Необходимость этих знаний)
Где же мы с диффузией сталкиваемся каждый день? (Посуда)
I V. Подведение итогов урока
А теперь подсчитайте свои баллы и запишите в карту. Я просмотрю все ваши результаты и выставлю итоговую оценку.
VI . Рефлексия.
- Путешествие в глубины вещества на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений в технологической карте.
1. Сегодня на уроке мне…
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До начала урока я думал(а), что…, а сейчас знаю….
4. Мне не понравилось…
VI I . Домашнее задание.
Изучить материал §10. Среди природных явлений, бытовых процессов найти и записать не менее трех примеров диффузии.
Приложение 1.
Технологическая карта 1 ученика 5 класса ________________________________
По теме урока __________________________________
1. Задание Свойства молекул:
Количество бонусов___________
2. Эксперимент.
Диффузия веществ, находящихся в разном агрегатном состоянии.
Агрегатное состояние вещества
Время, которое потребовалось для диффузии
Результат №1. Вещество…………., находясь в ……………………….состоянии, способствует …растворению вещества …………………………. находящемуся в ……………………………..состоянии. Время растворения …………
Результат №1. Вещество…………., находясь в ……………………….состоянии, способствует …растворению вещества …………………………. находящемуся в ……………………………..состоянии. Время растворения …………
Результат №1. Вещество…………., находясь в ……………………….состоянии, способствует …растворению вещества …………………………. находящемуся в ……………………………..состоянии. Время растворения …………
3. Итог _____________________________________________________
4. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке мне…
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До начала урока я думал(а), что…, а сейчас знаю….
4. Мне не понравилось
Технологическая карта 2 ученика 5 класса ________________________________
По теме урока __________________________________
1. Задание Свойства молекул:
Количество бонусов___________
2. Эксперимент.
Диффузия веществ, имеющих разную температуру.
Время, которое потребовалось для диффузии
Результат №1. В холодной воде диффузия произошла за ……………………………….
Результат №2. В холодной воде диффузия произошла за ……………………………….
3. Итог_____________________________
4. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке мне…
2. Меня особенно удивило то, что…
3. До начала урока я думал(а), что…, а сейчас знаю….
4. Мне не понравилось…
Приложение 2.
Инструкции для работы в группах.
Открыть колбу с парами духов и засечь время, за которое вы услышали запах.
В воду высыпать кристаллики марганцовки и засечь время, за которое произошла диффузия.
На сталь высыпать кристаллики марганцовки и засечь время, за которое произошла диффузия.
В холодную воду насыпать одну ложку сахара, размешать и засечь время, за которое произошла диффузия.
В теплую воду насыпать одну ложку сахара, размешать и засечь время, за которое произошла диффузия.
Самоанализ урока.
Цель урока: Организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими :
- Формирование умений применять полученные ранее знания, сопоставлять, анализировать, делать выводы
описывать собственные опыты
сравнивать природные объекты по 3-4 признакам
2) Метапредметных результатов:
- Освоение способов деятельности
- формирование навыков исследования, умение анализировать наблюдаемые явления и формулировать выводы из наблюдений, понимание необходимости их применения на практике;
- отражение в графической, письменной, устной форме результатов своего труда ;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие мышления, внимания, памяти.
- владение навыками самоконтроля и взаимоконтроля своей деятельности ;
- умение выражать свое мнение по результатам исследований
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, технологическая карта урока, оборудование для опытов.
Ι. Организационный момент
ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
ΙΙΙ. Изучение нового материала через проведение экспериментов в группах.
IV. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание.
Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.
На уроке использовалась методы словесно-наглядные , практические ( все учащиеся участвовали в проведении опытов) и исследовательские, методы самоуправления учебными действиями (работа с приборами), которые основаны на деятельности детей. Методы были выбраны в зависимости от общей целевой направленности, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Для проведения опытов, учащимся были предложены инструкции, которые позволяли учащимся, уложится в рамки выделенного времени.
В ходе урока использовались здоровьесберегающие технологии: не было длительных письменных заданий, динамично менялись виды деятельности, была организована работа в группах, учащиеся имели возможность перемещаться по классу, менять позы.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
- фронтальная(на этапах изучения нового материала и актуализации опорных знаний и умений учащихся.)
- групповая (на этапе изучения нового материала для развития сотрудничества среди учащихся)
работа в парах(во время систематизации имеющихся знаний на этапе актуализации опорных знаний и умений учащихся ).
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности. Учащиеся активны, подвижны, любят высказать своё мнение и обратить на себя внимание, хотя есть отдельные учащиеся, которые могут выполнять все задания, знать материал, но активность наглядно не проявляют. При работе в группах они вовлекаются в общее дело, тем самым проявляя активность.
Учащиеся были вовлечение в исследовательскую деятельность – на этапе изучения нового материала, в обобщение изученного материала- на этапах изучения нового материала и актуализации опорных знаний и умений учащихся. В заключение этапа изучения нового материала были рассмотрены вопросы необходимости полученных знаний на уроке ( обсуждение использования пластмассовой и стеклянной посуда). Наиболее активны учащиеся были во время проведения эксперимента и выдвижения гипотез на этапе изучения нового материала. Из чего можно сделать вывод, что такая форма работы учащимся наиболее интересна.
Опираясь на раннее полученные знания учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цели урока, к которым мы обращались неоднократно во время урока.
Я постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, быстро сменяли друг друга, были яркие, запоминающиеся. Связь с жизнью (запах апельсина, обсуждение посуды) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания и умения.
Урок прошёл в темпе и ритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое, имеющее непосредственную связь с жизнью. Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Разработка некоторых материалов (презентации, конспекты) к курсу внеурочной деятельности "Физика вокруг нас".
Взаимодействие частиц вещества
Основные положения в молекулярном строении
Диффузия - явление при котором молекулы одного вещества проникают в промежутки между молекулами другого вещества.
Лабораторная работа №1 Тема: Наблюдение явления диффузии. Цель: Научиться наблюдать за явлением диффузии.
Приборы: Стакан с холодной и горячей водой, марганцовка.
1.Положите в стакан с холодной водой небольшую порцию марганцовки. Что вы наблюдаете?
марганцовка
холодная вода
Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами холодной воды. Произошла диффузия.
Вода + марганцовка
2. Положите в стакан с теплой водой небольшую порцию марганцовки. Что произошло?
марганцовка
Теплая вода
Вывод: Молекулы марганцовки проникли в промежутки между молекулами теплой воды.
Теплая вода + марганцовка
Сравните полученные результаты. Где диффузия произошла быстрее?
Теплая вода + марганцовка
Холодная вода + марганцовка
Вывод: Чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия.
Где диффузия происходит быстрее?
Стеклянная пластина
Сосуд с водой
Стеклянная пластина
Сосуд с водой
Вывод: Частицы воды и стекла притягиваются друг к другу.
Лабораторная работа №2. Тема: Наблюдение частиц различных веществ. Цель: Провести наблюдение за взаимодействием частиц различных веществ.
Приборы: пластилин, ластик.
1. Прижмите друг к другу два куска пластилина. Что произошло и почему?
Вывод: Два куска пластилина прижались к друг к другу, так как частицы пластилина притягиваются друг к другу.
2. Сожмите пальцами ластик, а затем отпустите. Что произошло и почему?
Вывод: Ластик не прижался, так как частицы ластика отталкиваются.
Читайте также: