Значення дихання система органів дихання конспект

Обновлено: 30.06.2024

На этом уроке учащиеся раскроют значение дыхания, узнают, как устроена и как работает дыхательная система. Кроме того, ученики познакомятся с механизмом образования голоса и узнают, почему голоса разных людей отличаются друг от друга, познакомятся с болезнями верхних дыхательных путей и их профилактикой.

(Прим. К уроку прилагается компьютерная презентация.)

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт.

Задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”.

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Изучение нового материала

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

II. Строение органов дыхания

Воздухоносный путь начинается с носовой полости.

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости.


Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.


Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

Задание. На рисунке 65 вашего учебника изображены голосовые связки трёх людей. Определите по голосовым связкам, кто из них глубоко дышит после бега, кто спокойно стоит, кто поёт.

(Ученики дают ответы.)

(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Ответ: При выдохе.

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

3. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

III. Заболевания дыхательных путей.

Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Иногда они вызывают различные заболевания: грипп, ангину, дифтерию, гайморит, фронтит.

В некоторых костях черепа имеются воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной – гайморовы пазухи. Они усиливают звуки речи и придают им дополнительные оттенки. Форма голосовых связок и гайморовых пазух индивидуальна. Поэтому голос каждого человека неповторим, и мы различаем людей по голосу.

Грипп, ангина, ОРЗ могут вызвать воспаление слизистых оболочек пазух – гайморит и фронтит. У человека нарушается носовое дыхание, выделяется гнойная слизь из носа.

Профилактика. Необходимо лечение у отоларинголога.

Голосовые связки могут пострадать от крика, курения, алкоголя.

Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (из лимфоидной ткани), они содержат множество лимфоцитов и служат для защиты от инфекции. Воспаление миндалин называют тонзиллитом.

За мягким нёбом находятся глоточные миндалины – аденоиды. При их воспалении затрудняется дыхание.

При дифтерии (в пер. петля) воспаляются миндалины: на них возникают дифтерийные плёнки-налёты серо-белого цвета. Опухает шея. Из-за токсинов страдает сердце – миокардит.

Профилактика. Людям делают прививку от дифтерита.

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Закрепление изученного материала

Просмотр учебного видеофильма (5мин.).

Вопросы на повторение

1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?

Тест “Дыхательная система”

1. В каком органе дыхания воздух обогревается?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

2. В каком органе дыхания находятся голосовые связки?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

3. У какого органа передняя стенка образована хрящевыми полукольцами?

А) носовая полость;
Б) гортань;
В) трахея.

4. Как влияет крик на голосовые связки?

А) никак не влияет;
Б) улучшает;
В) ухудшает.

5. Какой из перечисленных органов не относится к дыхательной системе?

А) лёгкие;
Б) трахея;
В) лёгочная артерия;
Г) бронхи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока "Значение дыхания. Органы дыхательной системы."

Задачи урока: дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи; познакомить с болезнями верхних дыхательных путей; развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни, решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Демонстрационное оборудование: муляж гортани, торс человека с внутренними органами, настенные таблицы, видеоматериал “Дыхательная система”.

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Изучение нового материала

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут (самое большее через 6 минут). Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется 2м 3 воздуха на 1 час. Так в 1846 году на судне “Мери Сомс” погиб батальон солдат, укрывшийся во время бури в трюме, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Вопрос: Но для чего мы дышим? Какое значение для нас, как, впрочем, для любого живого организма, имеет дыхание?

I. Значение дыхания:

1. Обеспечение организма кислородом и использование его в окислительно-восстановительных реакциях.

2. Образование и удаление из организма углекислого газа и некоторых конечных продуктов обмена веществ: паров воды, аммиака и др.

3. Окисление (распад) органических соединений с высвобождением энергии, необходимой для физиологических функций организма.

Формула окисления

Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма.

Вопрос: Каким образом кислород поступает в клетки?

Ответ: Через кровь.

Вопрос: А как кислород проникает в кровь?

Ответ: Через лёгкие.

(Ученикам предлагается дать определение процесса дыхания.)

Подробное определение:

Дыхание – это процесс поступления О2 в клетки организма, участие О2 в реакциях окисления, удаление продуктов распада.

Самое краткое определение:

Дыхание – это обмен газов между клетками и окружающей средой.

(Учащиеся записывают определение дыхания в рабочую тетрадь.)

Обмен газов между кровью и атмосферным воздухом происходит в органах дыхания – это лёгочное дыхание. Обмен газов между кровью и клетками тканей называется тканевым дыханием.

Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

II. Строение органов дыхания

Воздухоносный путь начинается с носовой полости.

Вопрос: А, может, было бы проще, чтобы воздух шёл через рот? Экономнее и лучше? Почему ребёнку говорят: дыши носом?

Опыт с двумя кроликами. Взяли двух кроликов. Одному из них ввели в носовую полость трубочки, чтобы воздух проходил, не соприкасаясь со стенками носовой полости. Через несколько дней кролик умер, а другой, дышащий нормально, остался жив. Объясните, почему?

Вывод: В носовой полости воздух обеззараживается.

Вопрос: Что произойдёт, если в морозную погоду мы будем дышать ртом? Объясните почему.

Вывод: в носовой полости воздух обеззараживается, обогревается (с помощью кровеносных сосудов) + очищается от пыли и увлажняется.

(Учащиеся записывают вывод в своих тетрадях.)

1. Строение носовой полости. Носовая полость отделяется от ротовой особой перегородкой – нёбом. Носовая полость разделяется костно-хрящевой перегородкой (именно она придаёт форму носу) на правую и левую половины. В каждой из них находятся извилистые ходы, которые значительно увеличивают внутреннюю поверхность носовой полости

Вся носовая полость выстлана слизистым эпителием. Эпителий имеет специальные выросты – реснички и клетки, вырабатывающие слизь. А так же, в слизистой оболочке очень большое количество кровеносных сосудов.

Вопрос: Как вы считаете, для чего в носовой полости так много кровеносных сосудов?

Ответ: Для согревания.

Вопрос: А для чего реснички в слизистой оболочке?

Ответ: Очищение от пыли.

Прим. Если бы реснички не удаляли из дыхательных путей пыль, то за 70 лет в лёгких её скопилось бы 5 кг.

Вопрос: Для чего нужна слизь?

Ответ: Для увлажнения и обеззараживания, так как в слизи находятся лимфоциты и фагоциты.

Из носовой полости воздух попадает в носоглотку (верхняя часть глотки), а затем в глотку, с которой сообщается и ротовая полость. Поэтому мы можем дышать и через рот. Кстати, глотка как перекрёсток ведёт и в пищевой канал, и в дыхательное горло (трахею), которое начинается гортанью.

Задание. Найдите гортань. Сделайте несколько глотательных движений. Что происходит с гортанью?

(Щитовидный хрящ во время глотания поднимается вверх, а затем вновь возвращается на старое место. При этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.)

Задание. Выясните, что происходит с дыханием во время глотания.

В узкой части гортани находятся 2 пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Спереди связки прикрепляются к щитовидному хрящу, а сзади – к правому и левому черпаловидным хрящам. При движении черпаловидных хрящей связки могут сближаться и натягиваться.

При спокойном дыхании связки разведены. При усиленном они разводятся ещё шире, чтобы не мешать движению воздуха. При разговоре связки смыкаются, оставляя лишь узкую щель. При прохождении воздуха через щель края связок вибрируют и издают звук. Крик вредит голосовым связкам. Они напрягаются, трутся друг о друга.

(Прим. Вспомните крик Тарзана, которого играл Джонни Вайсмюллер – мировой рекордсмен и олимпийский чемпион по плаванию. Вместе с ним кричало четверо человек.)

Вопрос: Звуки речи возникают при вдохе или при выдохе?

Ответ: При выдохе.

Но, оказывается, колебаний голосовых связок недостаточно. Для возникновения членораздельной речи необходимы определённые позиции языка, зубов, губ. Рот и носовая полость усиливают звук, обогащают его различными оттенками. (Прим. Произнесите фразу: “Миноносец мчался”. Почему исказилось предложение?)

В мозгу существуют специальные центры речи. Они согласовывают работу мышц речевого аппарата и связаны с процессами сознания и мышления. Процесс образования речи называется артикуляцией и формируется у маленьких детей до 5-и лет.

Вывод. Значение гортани: глотание, образование звуков речи.

Из гортани воздух попадает в трахею.

3. Строение трахеи. Трахея – широкая трубка, которая состоит из 16-20 хрящевых полуколец и поэтому всегда открыта для поступления воздуха. Трахея расположена спереди от пищевода. Её мягкая сторона обращена к пищеводу. При прохождении пищи пищевод расширяется, и мягкая стенка трахеи не мешает этому. Внутренняя стенка трахеи покрыта мерцательным эпителием, который выводит пылевые частицы из лёгких. В нижней части трахея делится на 2 бронха: бронхи имеют хрящевые кольца. Они входят в правое и левое лёгкое. В лёгких каждый из бронхов ветвится, подобно дереву, образуя бронхиолы. Бронхиолы заканчиваются альвеолами – лёгочными пузырьками, в которых происходит газообмен. Лёгочные пузырьки образуют губчатую массу, которая формирует лёгкое. Каждое лёгкое покрыто оболочкой – плеврой.

Носовая полость – носоглотка – гортань образуют верхние дыхательные пути.

Трахея и бронхи образуют нижние дыхательные пути.

III. Заболевания дыхательных путей.

Большинство микроорганизмов задерживается и обезвреживается слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Иногда они вызывают различные заболевания: грипп, ангину, дифтерию, гайморит, фронтит.

В некоторых костях черепа имеются воздушные полости – пазухи. В лобной кости есть фронтальная пазуха, а в верхнечелюстной – гайморовы пазухи. Они усиливают звуки речи и придают им дополнительные оттенки. Форма голосовых связок и гайморовых пазух индивидуальна. Поэтому голос каждого человека неповторим, и мы различаем людей по голосу.

Грипп, ангина, ОРЗ могут вызвать воспаление слизистых оболочек пазух – гайморит и фронтит. У человека нарушается носовое дыхание, выделяется гнойная слизь из носа.

Профилактика. Необходимо лечение у отоларинголога.

Голосовые связки могут пострадать от крика, курения, алкоголя.

Перед входом в гортань и пищевод находятся миндалины (из лимфоидной ткани), они содержат множество лимфоцитов и служат для защиты от инфекции. Воспаление миндалин называют тонзиллитом.

За мягким нёбом находятся глоточные миндалины – аденоиды. При их воспалении затрудняется дыхание.

При дифтерии (в пер. петля) воспаляются миндалины: на них возникают дифтерийные плёнки-налёты серо-белого цвета. Опухает шея. Из-за токсинов страдает сердце – миокардит.

Профилактика. Людям делают прививку от дифтерита.

1. Жизнедеятельность организма возможна лишь при поступлении в его клетки кислорода и удалении углекислого газа.
2. В носовой полости воздух очищается, нагревается и увлажняется.
3. В гортани находятся две пары голосовых связок. Нижняя пара участвует в голосообразовании. Звуки речи формируются в ротовой и носовой полости.
4. Газообмен происходит в альвеолах лёгких.

Закрепление изученного материала

Вопросы на повторение

1. Для чего мы дышим?
2. Почему нельзя разговаривать во время еды?
3. Почему у человека меняется голос при потере зубов, насморке, нахождении пищи во рту?

План урока. Тема: Дыхание, его значение. Органы дыхания.

Тип урока : урок изучения нового материала

Вид урока: урок - путешествие

Форма организации учебного занятия: урок

Цели образования: - изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями: раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ. – выяснить механизм голосообразования.

- развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов.

- Воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

- совершенствовать навыки работы с текстом учебника, таблицами.

- способствовать развитию познавательных способностей, внимания, восприятия, памяти.

Материально – техническое обеспечение урока: презентация, учебник, карточки.

Методы обучения: беседа, наглядный

Межпредметные связи: связь с материалом изученным на уроках биологии.

Ученик должен знать:

-названия, строение и расположение основных органов организма человека.

-элементарное представление о функциях основных органов.

-основные санитарно-гигиенические правила.

Ученик должен уметь:

-применять приобретённые знания о строении и функциях органов дыхания в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья.

-соблюдать санитарно-гигиенические правила.

I Организационный момент.

II Актуализация опорных знаний.

1.Какую систему органов мы с вами изучили? (кровеносную).

Вы наверное догадались, какую систему органов мы начнём с вами изучать? (дыхательную).

III Изучение нового материала.

Тема сегодняшнего нашего урока: Органы дыхания, значение дыхания,

СЛАЙД № 1. (тема урока)

1. Познакомиться с особенностями строения органов дыхания и их функциями.

2. Учиться ценить собственное здоровье и сохранять его.

-- А мы с вами можем сейчас объяснить , почему стали задыхаться учёные? ( не хватка кислорода, а он необходим для дыхания).

СЛАЙД № 3 ( дыхание )

СЛАЙД № 4 ( функции дыхательной системы ).

Функция дыхательной системы человека сводится к тому, чтобы обеспечивать связь между кровью и воздухом, поступление в кровь кислорода и удаление из неё углекислого газа.

-- Через что дышит человек? (нос, рот).

А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам нос как бы критически к нему не относиться – украшение лица. Некоторые народы в древности украшали свои носовые раковины: вставляли разные украшения: кольца, крылья жуков и бабочек. И в наше время есть модницы которые прокалывают нос, чтобы вставить в него серёжку. ( пирсинг ) Но не забывайте, что при этом вы рискуете своим здоровьем, т. к. существует возможность заражения тяжёлыми инфекциями.

СЛАЙД № 5 (как проходит воздух )

Но в начале мы ознакомимся с маршрутом нашего путешествия. Природа создала надёжную систему органов дыхания. Для того, что – бы попасть в лёгкие, воздух проходит довольно длинный путь по целой системе трубок. Эти трубки и называются дыхательные пути.

СЛАЙД № 6 ( верхние и нижние дыхательные пути ).

СЛАЙД № 7 ( дыхательные пути ).

Итак, внимание! Мы отправляемся! Будьте внимательны при путешествии, нас ждёт впереди много необычного.

СЛАЙД № 8 ( носовая полость )

. Итак мы влетаем в нос! Не запутайтесь в волосках ноздрей. Оказывается в каждой половине носа есть не один, а три носовых хода: верхний, средний и нижний. Отделены ходы друг от друга маленькими костными носовыми раковинами, образуя целые лабиринты. Такое строение носа придаёт струе воздуха вихревое движение. Мы летим в розовой пещере, осторожно стенки сверху донизу вымазаны специальной липкой слизью. Это слизистая оболочка – содержит до 16 тыс. слизистых желёзок. Продукция желёзок – водянистый слизеподобный секрет. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 – 1 литр слизи.

-- А для чего она нужна? (увлажняет вдыхаемый воздух )

-- А что прилипает и оседает на стенки полости? (пыль, микробы )

-- Чем покрыта слизистая оболочка? (волосками ).

-- Какую работу они совершают? (гонят пыль из носа )

Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже лёгкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями.

-Что делают эти сосудистые сплетения с воздухом? ( согревают вдыхаемый воздух ).

Носовая полость снабжена чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Ну и зачем ресничкам гнать большое количество пыли, если резким выдохом можно хорошенько прочистить носовые ходы. При чихании поток воздуха вылетает из носовой полости со скоростью 160 км/час. Мчится, как гонщик по автостраде.

В области верхнего носового хода находятся рецепторы обонятельного анализатора.

-Для чего они нужны человеку?

СЛАЙД № 9 (обонятельные клетки).

- Какие выводы о функциях носа можно сделать?

СЛАЙД № 10 (функции носа).

Вывод: проходя через носовую полость воздух увлажняется, согревается и очищается от пыли. Слишком сухой воздух иссушил бы лёгкие, загрязнённый превратил бы их в подобие пылесборника пылесоса, а холодный воздух грозил бы организму переохлаждением.

- Почему нужно дышать носом а не ртом, особенно зимой?

Но что же происходит с воздухом дальше? Вместе с ним продолжим свой путь и мы. Внимание: пролетаем перекрёсток в горле, где начинаются два тоннеля: воздушный и пищевой. Это носоглотка. Воздушный канал начинается гортанью и имеет специальное приспособление надгортанник.

СЛАЙД № 11 (гортань).

-Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.

1.Нащупайте щитовидный хрящ и сделайте глотательное движение. 2. Что происходит с щитовидным хрящём при глотании? (хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место).

СЛАЙД № 12 (глотание).

Вывод: при глотании движется и надгортанник, закрывает вход в дыхательные пути и по нему, как по мосту движется пищевой комок в пищевод.

-Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения .

1. Сделайте дыхательное движение.

2. Прекращаются ли дыхательные движения во время глотания?

Вывод: во время глотания дыхательные движения прекращаются, т. к. закрывается вход в носовую полость и вход в трахею. Поэтому в момент глотания воздух попасть в лёгкие не может.

- А можно ли во время еды разговаривать? (нет) Почему? ( т. к. в дыхательное горло могут попасть частички пищи ).

СЛАЙД № 13 ( голосообразование ).

Сложность строения гортани обусловлена тем, что она помимо проведения воздуха, самым непосредственным образом участвует в голосообразовании. Как же возникают звуки человеческой речи?

Самостоятельная работа учащихся.

1.Работа с учебником ( стр. 78 ) прочитать последний абзац.

- Определите, какие образования гортани участвуют в формировании звуков? ( в гортани находятся голосовые связки, а между ними голосовая щель ).

- В каком состоянии находятся голосовые связки при молчании? ( голосовые связки расслаблены и щель между ними расширена ).

- Что происходит при разговоре и шёпоте? (голосовые связки натянуты, щель становиться уже).

Человеческая гортань – удивительный музыкальный инструмент. Выдыхаемый через гортань воздух (а речь, пение возможны только при выдохе ) вызывает колебание натянутых, подобно струнам голосовых связок. Тогда и возникает звук. Сложный речевой аппарат, подарен природой одному человеку. Мы умеем регулировать выдыхаемую струю воздуха, в результате чего можем говорить с разной степенью громкости, петь, кричать, шептать, издавать всевозможные звуки.

- Можем ли мы отличить женский и мужской голос? ( да ).

- У кого звук голоса выше у женщин или у мужчин? ( у женщин ).

У женщин голосовые связки короткие, быстро вибрируют – 220 раз в секунду, поэтому и голос более высокий. Мужские голосовые связки длиннее, и вибрируют 120 раз в секунду, поэтому мужской голос низкий.

- Какие ещё органы участвуют в образовании звуков речи? ( ротовая, носовая полости, язык, губы, челюсти ).

Гигиена голосовых связок:

Голосовые связки надо беречь: - громкий голос, пение, крик ведёт к перенапряжению голосовых связок, голос станет хриплым, глухим. Частые воспаления дыхательных путей, курение и алкоголь оказывают негативное влияние на голосообразующий аппарат.

А теперь мы несёмся по воздушной трубе, которая получила название – трахея.

СЛАЙД № 14 ( трахея ).

Стенки тоннеля мерцают от лёгких волн, бегущих снизу. Эти волны образуют маленькие реснички, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи, они быстро – быстро 500 раз/мин. трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры, пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших лёгких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли. Длина трахеи 15 см. Стенки этого органа образованы эластичными хрящевыми полукольцами, соединёнными связками. Природа не случайно оставила полукольца разомкнутыми – ведь сзади к трахее прилежит пищевод. Замкнутые кольца сильно затруднили бы прохождение по нему пищи. Трахея подвижный орган, в каком положении ни находилось бы наше тело, воздух всегда свободно проходит через неё. На уровне 4 -5 грудных позвонков трахея делится на 2 бронха – правый и левый.

СЛАЙД № 15 (бронхи ).

Каждый бронх входит в лёгкое, где ветвится на мелкие бронхи, которые в свою очередь разветвляются на бронхиолы. Таких бронхиол около 25 млн. Каждая из них заканчивается ходами с группой воздушных мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвиолы.

СЛАЙД № 16 ( лёгкие )

СЛАЙД № 17 ( альвеолы ).

А мы с вами врываемся в одну из альвеол. Ого, как она сразу раздулась! При сильном вдохе альвеолы растягиваются. Именно в них и происходит газообмен.

СЛАЙД № 18 ( газообмен ).

Альвеолы густо оплетены капиллярами. А стенки альвеол очень тонкие: они состоят из одного слоя клеток. Всё это создаёт отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и лёгочных пузырьков. Но что это? Наша « виноградинка « - альвеола вдруг сжалась! Теперь обратно. Итак, мы с вами совершили удивительное путешествие, но полученные знания надо закрепить.

1. Что такое дыхание?

2.Какие органы образуют дыхательную систему?

3.Соединить стрелками орган дыхания и выполняемую им функцию.

4.Почему зевают люди? Как выглядит зевота?

Это непроизвольное дыхательное движение, состоящее из глубокого вдоха с широко раскрытым ртом. Зевают не только лентяи, сони и бездельники, врачи утверждают, что подобный вдох возникает, когда головной мозг испытывает недостаток кислорода.

Поэтому, если в конце урока мы начали зевать, то это не значит что от скуки, а просто в воздухе недостаточно кислорода то есть воздух несвежий. А при дыхании несвежим воздухом, даже прирождённый мыслитель, глупеет прямо на глазах.

5.Что нужно делать что бы в классе был чистый воздух? (проветривать класс, протирать пыль ).

Кислород поступает через органы дыхания в кровь, а с током крови перемещается к нуждающимся в нем органам и системам.

Процесс дыхания проходит в три этапа. Первый этап — внешнее или лёгочное дыхание — это процесс обмена кислородом и углекислым газом между легкими и атмосферой.

На втором этапе происходит транспортировка газов: кислород поступает из легких в ткани и органы, а углекислый газ попадает из тканей в легкие для последующего удаления из организма.

Третий этап — это тканевое дыхание, процесс синтеза АТФ и образование углекислого газа и воды.

Аденозинтрифосфат (сокр. АТФ) — нуклеотид, который играет важную роль в обмене энергии и веществ в организме. Это соединение — универсальный источник энергии для всех биохимических процессов, протекающих в живых системах.

Дыхательная система человека обеспечивает газообмен между атмосферным воздухом и системой кровообращения.

Дыхательная система состоит из верхних и нижних дыхательных путей. Верхние дыхательные пути — это полость носа, носоглотка, ротоглотка, частично ротовая полость. Здесь воздух очищается, согревается, увлажняется — это важнейшие функции, значение которых нельзя недооценивать. Так, чрезмерно сухой, холодный или загрязненный воздух при попадании в бронхи и легкие может стать причиной серьезных проблем для дыхательной системы и организма в целом. Результативность этой работы зависит от гистологических и цитологических особенностей. В слизистой верхних дыхательных путей содержатся клетки (макрофаги), которые поглощают и переваривают частицы бактериального или минерального происхождения. Реснитчатый эпителий, которым выстлана поверхность верхних дыхательных путей, также способствует очищению воздуха и удалению выделений (мокроты).

Ток воздуха попадает в воздухоносные пути через полость носа, разделенную хрящевой перегородкой. Благодаря интенсивному кровоснабжению, воздух, будучи холодным или чрезмерно горячим, может немного остудиться или согреться. Далее он продвигается в глотку, которая выполняет, помимо глотания еще и воздухоносную функцию.

Речевой аппарат

Трахея проводит воздух из легких и в легкие. Это полая непарная трубка, расходящаяся на уровне пятого грудного позвонка на два главных бронха. Внутри бронхов находятся хрящевые полукольца, внутри они выстланы реснитчатым эпителием, содержат единичные лимфоидные узелки.

Газообмен осуществляется с помощью легких — парных органов, лежащих в плевральных полостях. Пристеночная плевра, выстилающая полость грудной клетки, также окружает легкие. Между легочной и пристеночной плеврами расположена плевральная полость. В ней содержится определенное количество жидкости, смазывающей листки плевры, что снижает их трение друг о друга. Легкое по своей форме напоминает усеченный конус, оно условно подразделяется на верхушку, основание и три поверхности (реберную, диафрагмальную и медиальную). Каждое легкое делится на доли, правое — на три, левое — на две. Каждая доля делится на сегменты.

На медиальной поверхности у каждого легкого имеется углубление — ворота легкого, куда входит главный бронх. Внутри легких бронхи ветвится на бронхиолы, количество которых достигает примерно 20000 в каждом легком. От каждой бронхиолы отходят альвеолярные ходы, заканчивающиеся альвеолярными мешочками. Таким образом, бронхи образуют в легких бронхиальное дерево значительной площади. Такое строение обеспечивает интенсивный газообмен между легкими и кровью. По левой и правой легочным артериям в легкие поступает венозная кровь, обогащаемая в результате газообмена кислородом. Для питания самой легочной ткани и бронхов богатая кислородом кровь поступает по бронхиальным ветвям аорты.

Система дыхания регулируется нервной системой. В стенках крупных бронхов и в самих легких имеются сплетения нервных волокон, общая иннервация осуществляется из блуждающих нервов и из симпатического ствола.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека) средствами критического мышления.

Задачи урока:

Образовательные:

дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни

изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

выяснить механизмы голосообразования;

Развивающие:

продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни;

решать проблемные и интеллектуальные задачи.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.

Организационный момент.

Создание проблемной ситуации.

3. Изучение новой темы
• Ребята, чем мы дышим? (Воздухом)
• Каков состав воздуха? (Воздух – это смесь газов: азота – 79%, кислорода – 21%, углекислого газа – 0,03%)
• Все ли газы, содержащие в воздухе необходимы для дыхания? (В процессе дыхания не принимают участие азот и углекислый газ)
• Для чего мы дышим?
I. Значение дыхания:
1. Обеспечение организма кислородом.
2. Образование и удаление из организма продуктов обмена веществ.
3. Окисление органических соединений с высвобождением энергии.

Формула окисления
Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия.

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут, самое большее через 6 минут

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. Без кислорода процесс превращения энергии останавливается и жизнь прекращается

ТАК, ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДЫХАНИЕ?

ДЫХАНИЕ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ПРОЦЕССОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОСТУПЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО В ОКИСЛЕНИИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И УДАЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ВЕЩЕСТВ.
1. Строение и функции органов дыхания.
Давайте представим себя частицей воздуха и совершим путешествие по органам дыхания.
Цель нашего путешествия - выяснение связи строения органов с выполняемой функцией.
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ.

Определим маршрут:
1)носовая полость
2) носоглотка,
3) гортань,
4) трахея
5) бронхи.
6)легкие

– Перед вами таблица, которую мы постараемся заполнить в ходе изучения нового материала (распечатать и раздать таблицу заранее)

Органы дыхания
Название органа Выполняемые функции
1)носовая полость
2) носоглотка,
3) гортань,
4) трахея
5) бронхи.
6)легкие

Учитель: Различают внешнее () и внутренне( кдеточное ) дыхание.(слайд)

Функция дыхательной системы сводится к тому, чтобы снабжать кровь кислородом и удалять из нее углекислый газ. Перед вами дыхательная система человека, который представлен дыхательными путями и самим органом дыхания легким. Сегодня мы совершим небольшое путешествие вместе с кислородом в организм человека. Цифры – это пункты назначения, о которых расскажут нам мои помощники – экскурсоводы. Ваша задача – сделать схему путешествия (карты) кислорода по дыхательным путям , кратко записать особенности и их значения.

Итак ребята, давайте подумаем, а какие функции будут выполнять органы дыхания в организме? А у всех ли живых организмах органы дыхания одинаковы? Давайте вспомним. (Совещание в парах 1минуту. Далее запись в тетрадь). (Слайд 6).

Какой орган первым отвечает за попадание кислорода в наш организм?

Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний.
Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции.

Учитель: Продолжим экскурсию по воздухоносным путям. Вы записывайте и сделаем следующую остановку в гортани.

В момент глотания дыхание останавливается. Потому, что во время глотания язычок закрывает выход из носоглотки, а надгортанник перекрывает вход в трахею.

Наблюдение
1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.
2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.
Кроме проведения воздуха гортань выполняет еще одну функцию. Какую?
-участвует в образовании голоса.
Как же образуются звуки? (просмотр видеофильма)
Ученик отвечает у доски (использование динамической модели)
Учитель:
Далее воздух проходит в трахею, затем в бронхи и лёгкие.
Рассмотрите рисунок. Определите, в каком случае будет образовываться звук?
-Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика.
Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки.
Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Какие органы принимают участие в формировании звуков речи?
Наблюдение. Доказать, что язык принимает участие в формировании голоса.
Произнести звуки ЭЛ, ЭМ, ЭН.
Вывод: язык принимает участие в формировании голоса.
Свисток Когда образуется звук при вдохе или выдохе.?
В течение жизни голос у человека меняется несколько раз: в период полового созревания и в старости, когда мышечный тонус связок нарушается и голос становится дребезжащим.

И так, какие функции выполняет гортань?
1.Проведение воздуха.
2.Учатие в глосообразовании.
3.Предотвращение проникновения вредных веществ в дыхательные пути.

Учитель Мы прошли все дыхательные пути и пришли к органу самого процесса дыхания – к легким.

Занимательная аналогия: дыхание – продолжительность жизни. О связях дыхания и продолжительности жизни говорят многие ученые. Например, собака в минуту дышит 40 раз, человек – 17 раз, черепаха 1-23 раза. Живут соответственно собака в среднем 20 лет, человек – 70 лет, черепаха – 500 лет. Чем медленнее и спокойнее дышишь, тем дольше живешь. Ведь дыхание уравновешенного человека отличается от дыхания человека в стрессовом состоянии или злого. Человек – единственное существо которое может контролировать свое дыхание.

Читайте также: