Конспект занятия что такое проект

Обновлено: 02.07.2024

Время занятия : 45 мин .

Тип занятия : получение новых знаний .

Цель : Знакомство учащихся с использованием метода проекта в художественном творчестве .

Задачи :

  • познакомить учащихся с понятие проект, основными этапами выполнения проекта;
  • способствовать развитию навыков самостоятельной совместной работы и делового общения в группе;
  • способствовать воспитанию качеств личности необходимых при работе над проектом: ответственность, терпение,
  • любознательность, креативность, критическое мышление, коммуникативность.

В процессе учебного занятия у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

  • личностные: умение проявлять внимание, желание больше узнать; умение проявлять доброжелательное отношение к педагогу и сверстникам;
  • познавательные: умение воспринимать и воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решенияучебной задачи; умение анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника (не перебивать, не отвлекаться, понимать, о чем говорят); умение самостоятельно понятно и грамотно формулировать свои мысли, умение работать в группе;
  • регулятивные: умение в сотрудничестве с педагогом ставить учебную задачу, планировать предстоящую деятельность; умение оценивать результаты деятельности (чужой, своей).

Методы и приёмы: беседа, рассказ, демонстрация с использованием ИКТ, метод самостоятельной работы, похвала, пояснение, одобрение, обсуждение, проблемные вопросы, метод проектов.

Среди большого разнообразия предметов, которые ты изучаешь в школе, наверняка есть тот, который кажется вам наиболее интересным. Может быть, с этой наукой или областью человеческой деятельности вы планируете связать свою будущую профессию. Сейчас у вас появилась возможность проверить себя и оценить те знания и опыт, которые вы получили за годы учебы в школе.

Работая над проектом вы можете задуматься и осуществить любой эксперимент, поставить необычный опыт, провести опрос или взять интервью у специалиста интересующей вас области.

Проект – это большая самостоятельная работа, которую вы будете делать на протяжении нескольких месяцев. В этой работе вы будите сотрудничать со своим научным руководителем из числа учителей школы.

Работая над своим проектом вы научитесь ставить перед собой серьезную цель и разбивать ее на более мелкие задачи, планировать свои действия на далекую перспективу и на ближайшие дни, осуществлять свои планы и вносить в них необходимые изменения, искать нужную вам информацию и проверять ее достоверность.

Согласитесь, все эти умения и навыки очень важны для современного человека, и чем раньше вы их освоите, тем успешнее сложится твоя учеба в школе и жизнь после ее окончания.

  1. Быть интересным;
  2. Быть направленным на решение конкретной проблемы и иметь достижимую цель;
  3. Явить свою инициативу и творческий подход;
  4. Дать вам возможность создать в результате работы действительно свой собственный авторский продукт.

Несмотря на то, что работа над проектом потребует много времени и сил, ваш проект не должен мешать :

  1. Учебе;
  2. Общественной работе;
  3. Личной жизни.

ПРОБЛЕМА, ЦЕЛЬ И ТЕМА ПРОЕКТА.

Проект отличается от других видов школьной работы прежде всего тем, что направлен на решение какой – то конкретной проблемы. Запомните, нет проблемы – нет проекта!

Необходимо определить какую проблему вы решаете в ходе работы над проектом, какова цель вашей работы. После этого несложно будет сформулировать тему вашего проекта.

Необходимо задать себе несколько вопросов.

Зачем необходимо делать этот проект?

Я перешла в новую школу и никак не могу наладить отношения с ребятами в классе. Это моя проблема, решение которой я буду искать в ходе работы над своим проектом.

Чего я хочу добиться в результате работы?

Я хочу решить эту проблему и помочь тем, кто также с ней сталкивается. Это цель.

Постарайтесь сформулировать тему проекта так, чтобы она содержала в себе вопрос или проблему, - это облегчит дальнейшую работу.

Тема работы не должна быть слишком общей, сформулированной размывчато. Проект не должен стать пересказом того, что вы прочли в книгах, энциклопедиях или нашли в Интернете.

Очень важно на протяжении всей работы не выпускать из поля зрения цель своего проекта, для этого необходимо вести дневник. Дневник работы над проектом – это ваш рабочий документ, поэтому он не обязательно должен быть идеально аккуратным. Важно чтобы вы постоянно записывали в него возникающие идеи, вопросы, которые необходимо обсудить с руководителем проекта, проблемы с которыми вы столкнулись.

Проекты бывают нескольких типов, которые связаны с целью проекта.

Бывает такое, что в одном проекте сочетаются элементы нескольких типов проектов.

Очень важно помнить к какому типу относится твой тип проекта, так как с типом проекта связаны не только способы работы, но и вид проектного продукта.

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ

  1. определение проблемы и цели проекта
  2. формулирование темы и определение типа проекта
  3. ознакомление с критериями оценивания
  4. планирование проектной работы
  5. сбор необходимых материалов, постановка опытов, проведение экспериментов, опросов и т.п.
  6. создание проектного продукта
  7. написание письменной части ( отчет о работе)
  8. презентация проекта ( продукта и письменной части).

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Для того, чтобы спланировать работу, необходимо задать себе несколько вопросов:

  1. Что я уже знаю по теме моего проекта и что еще необходимо узнать?
  2. Потребуется ли мне посещать библиотеки или какие – либо сайты в Интернете для сбора информации?
  3. Потребуется ли мне проделывать собственные опыты и эксперименты, проводить опросы, обсчитывать и анализировать их результаты?
  4. Каким я хочу сделать проектный продукт ( модель, макет, брошюра и т.д.)?
  5. Какие материалы уже есть и какие еще потребуются для создания проектного продукта?
  6. Что я уже имею и чему еще придется научиться, чтобы найти информацию, провести необходимые исследования ( опыты, эксперименты, опросы), проанализировать результаты, создать проектный продукт?

Необходимо записать эти вопросы в свой дневник и обсудить их со своим руководителем.

Теперь, когда ясен объем работы и вы знаешь дату защиты проекта, необходимо распределить свое время. Раздели имеющийся у тебя отрезок, оставшийся до защиты проекта на три равные части. Первую треть вы потратите на сбор информации. Еще примерно треть времени уйдет на создание проектного продукта. Оставшуюся треть времени оставьте для написания отчета.

Возьмите свой дневник и запишите в него даты окончания каждого из этапов работы. Каждый этап разбейте на мелкие шаги и распланируйте их как можно подробнее.

СБОР ИНФОРМАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Кроме того, все время ведите записи источников информации и тех экспериментов, опытов, опросов, которые ты проводишь.

Вот как должны выглядеть эти записи:

  1. Книга: автор, название, город, издательство, год публикации.
  2. Статья: автор, название, номер журнала или газеты, дата издания.
  3. Интервью: фамилия, имя, отчество, адрес, профессия или научное звание специалиста.
  4. Опыт: название, аппаратура, условия.
  5. Опрос: цель и время проведения, кто участвовал, количество участников.
  6. Произведение искусства: имя художника, год и место создания или другие ссылки ( место нахождения, музей, галерея)
  7. Интернет – сайт: адрес, имя автора, дата публикации.

Письменная часть проекта является отчетом о том, как шла ваша работа. Эта часть имеет четкую структуру:

  1. титульный лист
  2. содержание
  3. введение
  4. основная часть

- описание хода работы

- анализ процесса вашей работы

- описание и анализ идей и эмоций возникавших в ходе работы

- показать свою точку зрения

ЗАЩИТА ПРОЕКТА. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Планируя презентацию следует:

  1. Учитывать интерес и подготовку слушателей, их осведомленность о теме твоего выступления;
  2. Заранее определить ключевые моменты, на которых надо сделать упор;
  3. Планируя выступление, выпиши ключевые слова;
  4. Распланируй использование средств наглядности – эти средства должны сопровождать твое выступление, подчеркивая ключевые моменты;
  5. В первых же словах дай слушателям понять, о чем идет речь;
  6. В заключении своего выступления еще раз подчеркните главные мысли, которые в нем изложены;
  7. Проверь готовность оборудования;
  8. Продумайте свой внешний вид;
  9. Думайте об успехе.

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ – ПЛАН, ЗАМЫСЕЛ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА.

1. Определение проблемы и цели проекта ( нет проблемы – нет проекта! )

2.Формулирование темы и определение типа проекта.

  1. Информационный – его цель собрать и представить информацию, в том числе статистические данные.
  2. Исследовательский – его цель доказать или опровергнуть какую либо гипотезу, для чего проводится эксперимент или серия опытов, проверяются различные версии.
  3. Практико – ориентировочный – цель разработать рекомендации, памятки, инструкции для удобства использования или изучения

вызвать интерес к какой – либо

теме учебного курса, привлечь внимание.

  1. Игровой или ролевой – его цель вовлечение ребят в какое – то интересное мероприятие.

Для начала надо опрелделить объем работы. Когда ясен объем работы и вы знаешь дату защиты проекта, необходимо распределить время. Раздели имеющийся отрезок, оставшийся до защиты проекта на три равные части. Первую треть потратить на сбор информации. Еще примерно треть времени уйдет на создание проектного продукта. Оставшуюся треть времени оставьте для написания отчета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАЗДЕЛ 1. ПРОЕКТ, КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тема 1.1 Понятие проекта и проектной деятельности (2 часа) 1!

Мотивация: Качество подготовки специалиста включает два ключевых понятия: квалификация и компетентность.

Квалифицированный специалист – это лицо, прошедшее профессиональное обучение, опыт и знания которого позволяют ему выполнить работу.

Профессионально компетентным может быть лишь тот специалист, который способен воспроизводить полученные знания на уровне творчества, способен проектировать объекты своей профессиональной деятельности.

Проектная деятельность - это выполнение проекта.

Проект (от лат. projectus) — замысел, идея, образ, намерение, обоснования, план.

Проект – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги).

Проект – это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

ПРОЕКТ – это пять П:

Проектная деятельность появилась вначале как составляющая инженерной деятельности в виде изобретательства. Первые инженеры-изобретатели появились в эпоху Возрождения - это были ремесленники-самоучки. С развитием технических прикладных наук и массового производства инженерная деятельность усложнилась и стала включать инженерные исследования, изобретательство, конструирование и организацию производства.

Проектирование как особый вид инженерной деятельности сформировалось в начале ХХ столетия. Тогда под проектированием понимали процесс перевода изображения трехмерного объекта в плоскостное – двумерное. С усложнением объектов проектирования проектная деятельность стала включать предварительные исследования объекта проектирования с помощью естественных и технических наук и научно-технические расчеты его основных параметров.

Во второй половине ХХ века изменяется:

объект проектирования - вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и пр., объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система

сущность проектной деятельности, которая все больше усложняется и требует организации и управления. Происходит расчленение проектируемой сложной технической системы на более простые подсистемы. В проектную деятельность вовлекаются многие отраслевые и академические институты; над одними и теми же проектами трудятся специалисты самых различных областей науки и техники - формируется системотехническая инженерная деятельность, представляющая собой комплексный вид инженерной деятельности и включающая большое число исполнителей и разнообразных функций.

В настоящее время сфера приложения системного проектирования расширяется: оно включает в себя не только промышленное производство, но и сферы обслуживания, потребления, обучения, управления и т. д. Формируется новый вид проектной деятельности, который выходит за рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.

Главным компонентом проектной деятельности является интеллектуальный поиск и решение поставленной задачи – то, что изменяет мир.

Сегодня любое инженерно-проектировочное воздействие на окружающую действительность имеет фатальные и далеко идущие последствия для общества, поэтому огромное значение приобретает проектная культура.

Проектная культура – это знания, умения и готовность самостоятельно определять потребности и возможности деятельности при выполнении проекта, сбора, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижение различных идей выполнения проекта и выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

Формирование проектной культуры возможно при соблюдении соответствующих нормативов, правил, технологий проведения всех этапов проектирования.

КОНЕЦ ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ.

Тема 1.2 Типология проектов (2 часа)

Мотивация: приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с их типологией (типами проектов).

Это необходимо для того, чтобы ответить на три вопроса:

Какой результат (продукт) вы хотите получить?

Что Вы планируете для этого сделать?

Как Вы это будете делать?

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

По доминирующей в проекте деятельности (исследовательская, поисковая, творческая, прикладная и пр.)

Исследовательские проекты.
Цель проекта - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
Проект выполняется по аналогии с научным исследованием и имеет четкую структуру:

- Введение (обоснование актуальности проблемы, выдвижение гипотезы, определение объекта и предмета)
- Основная часть: 1-2 главы (анализ источников по теории вопроса, описание исследования)
- Заключение (анализ, обобщение результатов).

Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Способствует развитию аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации

Творческие проекты.
Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме.
Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать альманахи, газеты, видеофильмы, сценарии праздников и т.п.
Развивает творческие способности, позволяет проявить себя в учебной деятельности, создавая произведения любого жанра. Такой проект способен кардинальным образом изменить представление окружающих о его авторе, поднять его статус и повысить самооценку.

Ролевые и игровые проекты.
Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).
Помогает развивать коммуникативные навыки.

Информационные (ознакомительно-ориентировочные) проекты. Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
Помогает развить навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников

Практико-ориентированные (прикладные) проекты.
Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, колледжа, группы лиц и т.д.
Помогают совершенствовать практические предметные умения и навыки обучающихся, например умение строить графики функций, грамотно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д.

По предметно-содержательной области:

монопроект (в рамках одной области знания). Такие проекты разрабатываются в рамках одного предмета с выбором, как правило наиболее сложных разделов и тем, хотя не исключается использование информации из других областей знания и деятельности.

По характеру координации проекта:

непосредственный (жесткий, гибкий). Деятельность в таких проектах организуется, направляется и контролируется лицом из числа участников – координатором.

По характеру контактов проекты могут быть внутренние (внутригрупповые и внутриколлежские), региональными, межрегиональными, международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий

По количеству участников проекта можно выделить индивидуальные проекты (разработчик проекта является его единственным участником) и групповые (два и более участников);

По продолжительности выполнения проекта.

мини-проекты, укладывающиеся в одно занятие, или являющиеся его фрагментом. Предполагают работу в группах. Продолжительность может быть следующей: время на подготовку до 10-15 минут; время на презентацию – 2 минуты, общая продолжительность 30-40 минут.

краткосрочные проекты, разрабатываемые на 2-3 занятиях. При этом занятия используются для координации проектных групп, в то время как основная работа по сбору информации, изготовлению проектного продукта и подготовке презентации осуществляется во внеаудиторной деятельности.

долгосрочные проекты - проекты, реализуемые в течение от одного до нескольких месяцев.

Тип проекта зависит от его цели и, в свою очередь, определяет преобладающий тип деятельности. По типу проекта определяется порядок работы над проектом, его структура, форма и результат.

КОНЕЦ 2 ЗАНЯТИЯ

РАЗДЕЛ 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Мотивация: При разработке проекта необходимо соблюдать определенные правила и требования, которые предъявляются к научной работе. Ошибки, которые вытекают из незнания этих норм:

Неудачный выбор темы исследования

Некорректное название работы

Неправильная формулировка цели и задач исследования

Отсутствие статистической обработки результатов.

Некорректная интерпретация результатов.

Неграмотная формулировка выводов.

Отсутствие ссылок на литературные источники в тексте работы.

Тема 2.1 Этап планирования проекта

Выполнение проекта начинается с выбора темы исследования. Правильный выбор темы определяет возможность выполнения грамотного исследования, получение достоверных результатов и высокую оценку работы.

Характеристика элементов проекта.

Тема (название) проекта (Как назвать то, чем мы собираемся заниматься?)

Основные требования к выбору темы:

Тема должна быть актуальной, то есть иметь определенную новизну и практическую полезность

Тема должна быть конкретной, то есть не очень объемной.

Тема должна предусматривать реальные возможности и сроки выполнения

Существует два подхода к формулированию темы:

метафорическое название проекта – звучит ярко и образно – играет роль рекламы, больше подходит для художественного произведения

описательное - описывает вид деятельности его участников и предполагаемый результат – подходит для научной работы (проекта)

Актуальность проблемы (Почему этим нужно заниматься?)

Описание проблемной ситуации должно быть аргументированным и доказательным, т.е. подтверждаться фактами, статистическими данными из достоверных источников (научных журналов, монографий, диссертаций и пр.) с обязательными ссылками.

Предложение на рынке труда в 2015 году в Пермском крае


Выявляются противоречия, находящиеся внутри проблемной ситуации.

Например, высокая квалификация персонала и низкая заработная плата

Противоречие позволяет сформулировать проблемный вопрос: А что должно быть сделано для разрешения этого противоречия? На основе проблемного вопроса формулируется проблема.

Например:

Проблема: Создание условий и средств сокращения текучести персонала.

КОНЕЦ 4 ЗАНЯТИЯ.

Объект (Что необходимо изучить? и предмет (Под каким углом зрения?) исследования.

Объектом исследования является процесс или явление, на которую направлено исследование.

Однако, в рамках одного исследования рассмотреть объект исследования во всей полноте его аспектов и проявлений невозможно.

Поскольку определение объекта и предмета зачастую вызывает затруднения, покажем механизм их выделения на примере.

Предположим, что еще ничего не известно о рентгеновском излучении и выберем его в качестве объекта исследования, которое будет проводиться группой ученых, в состав которой входят физики, биологи, врачи и инженеры-конструкторы.

Итак, объект исследования (что мы изучаем?) – рентгеновское излучение.

1.Что интересует в рентгеновском излучении физика? Длина волны, частота, проникающая способность и пр. Соответственно предметом исследования будут физические свойства рентгеновского излучения.

2.Что интересует в рентгеновском излучении биолога? Ему важно знать, как излучение действует на живую клетку. Следовательно, предметом исследования могут быть механизмы воздействия рентгеновского излучения на живую клетку.

3.Что интересует в рентгеновском излучении врача? Врачу важно выявить возможности лечения больных с помощью рентгеновского излучения, поэтому предметом исследования будет метод лечения злокачественных опухолей с помощью рентгеновского излучения.

4.И, наконец, что в рентгеновском излучении может заинтересовать инженера-конструктора? Конечно, же создание рентгеновского аппарата.

В этом случае предмет исследования может быть определен как принцип действии и конструктивные особенности генератора рентгеновского излучения.

Характеристики объекта и предмета исследования:

- объект и предмет соотносятся как общее и частное;

- один и тот же объект может быть предметом разных исследований;

- предмет находится в границах объекта исследования;

- предмет определяет тему исследования (формулировка предмета близка к теме исследования и может с ней совпадать).

КОНЕЦ 5 ЗАНЯТИЯ.

Тема 2.2 Аналитический этап

Мотивация: Очень важным этапом работы является формулировка цели и задач исследования. Грамотно и четко сформулированные цель и задачи работы в большой степени определяют успех всего исследования.

Цель проекта (Что мы хотим получить в результате проекта?)

Целью проекта является создание проектного продукта, наличие (или отсутствие) которого легко проверить.

Перечень возможных продуктов проектной деятельности:

анализ данных экологического, социологического, психологического, и др. исследований;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Здравствуйте! Ребята, перед вами набор карточек. Предлагаю разделиться на 2 группы. Ваша задача составить из букв слова и постараться дать определение получившимся терминам.

Следующее задание: напомните, какой раздел русского языка занимается изучением однокоренных слов?

Предлагаю к получившимся словам подобрать как можно больше однокоренных слов.

Подберите термины к определениям.

________________________ - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

__________________ деятельность - деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

__________________ (от лат. projectus - брошенный вперёд) – тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по разработке и созданию проекта (прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Мотивация: Качество подготовки специалиста включает два ключевых понятия: квалификация и компетентность.

Квалифицированный специалист – это лицо, прошедшее профессиональное обучение, опыт и знания которого позволяют ему выполнить работу.

Профессионально компетентным может быть лишь тот специалист, который способен воспроизводить полученные знания на уровне творчества, способен проектировать объекты своей профессиональной деятельности .

Пример 1. После смерти египетского фараона Хеопса, он

был похоронен в построенной при его жизни и по его приказу

пирамиде, которую сегодня называют Великой. Это единствен-

ное из “семи чудес света”, сохранившееся до наших дней. Пи-

рамида Хеопса строилась в течение 20 лет. Более трёх тысяч

лет (до постройки кафедрального собора в английском городе

Линкольне) она была самым высоким сооружением на Земле.

Ее высота равнялась около 146 метрам. Каждая из четырех бо-

ковых граней у основания была длинной в 230 метров. Пира-

мида построена из 2,5 миллионов каменных блоков, средняя

масса которых 2,5 тонны. В ходе изучения пирамиды внутри

нее обнаружены: грот, Большая галерея, Палаты Фараона, вен-

тиляционные каналы. Пирамида Хеопса – грандиозное соору-

жение даже по современным меркам.

В современном мире создают проекты самых разных изделий,

сооружений: самолетов, автомобилей, кораблей, станков, приборов,

гидростанций, аэропортов, каналов. Однако значение термина “про-

ект” сегодня понимается шире. Оно включает в себя не только образ

желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, все

стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в

Постройка Великой пирамиды, запуск первого спутника земли, запуск человека в космос – это примеры успешно реализованных крупномасштабных проектов. Сегодня в разных сферах деятельности создаются и реализуются проекты разных масштабов: от таких, в которых участвуют небольшие группы людей, до проектов, число участников которых достигает нескольких сотен т и даже тысяч.

Проектная деятельность - это выполнение проекта.

Проект (от лат. projectus) — замысел, идея, образ, намерение, обоснования, план.

Проект – это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги).

Проект – это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов по ее улучшению.

Проект – это последовательность взаимосвязанных событий, которые происходят в течение установленного ограниченного периода времени и направлены на достижение неповторимого, но, в тоже время, определенного результата.

ПРОЕКТ – это пять П:

Проектная деятельность появилась вначале как составляющая инженерной деятельности в виде изобретательства. Первые инженеры-изобретатели появились в эпоху Возрождения - это были ремесленники-самоучки. С развитием технических прикладных наук и массового производства инженерная деятельность усложнилась и стала включать инженерные исследования, изобретательство, конструирование и организацию производства.

Проектирование как особый вид инженерной деятельности сформировалось в начале ХХ столетия. Тогда под проектированием понимали процесс перевода изображения трехмерного объекта в плоскостное – двумерное. С усложнением объектов проектирования проектная деятельность стала включать предварительные исследования объекта проектирования с помощью естественных и технических наук и научно-технические расчеты его основных параметров.

Во второй половине ХХ века изменяется:

объект проектирования - вместо отдельного технического устройства, механизма, машины и пр., объектом исследования и проектирования становится сложная человеко-машинная система сущность проектной деятельности , которая все больше усложняется и требует организации и управления. Происходит расчленение проектируемой сложной технической системы на более простые подсистемы. В проектную деятельность вовлекаются многие отраслевые и академические институты; над одними и теми же проектами трудятся специалисты самых различных областей науки и техники - формируется системотехническая инженерная деятельность, представляющая собой комплексный вид инженерной деятельности и включающая большое число исполнителей и разнообразных функций.

В настоящее время сфера приложения системного проектирования расширяется: оно включает в себя не только промышленное производство, но и сферы обслуживания, потребления, обучения, управления и т. д. Формируется новый вид проектной деятельности, который выходит за рамки инженерной деятельности и становится самостоятельной сферой современной культуры.

Главным компонентом проектной деятельности является интеллектуальный поиск и решение поставленной задачи – то, что изменяет мир.

Сегодня любое инженерно-проектировочное воздействие на окружающую действительность имеет фатальные и далеко идущие последствия для общества, поэтому огромное значение приобретает проектная культура.

Проектная культура – это знания, умения и готовность самостоятельно определять потребности и возможности деятельности при выполнении проекта, сбора, анализа и использования полезной для выполнения проекта информации, выдвижение различных идей выполнения проекта и выбора оптимальной идеи, исследования этой идеи, планирования, организации и выполнения работы по реализации проекта, включая приобретение дополнительных знаний и умений, оценки проекта и его презентации.

Формирование проектной культуры возможно при соблюдении соответствующих нормативов, правил, технологий проведения всех этапов проектирования.

Просмотр Видеоролика

Типология проектов

Мотивация: приступая к работе над проектами, важно ознакомиться с их типологией (типами проектов).

Это необходимо для того, чтобы ответить на три вопроса:

Какой результат (продукт) вы хотите получить?

Что Вы планируете для этого сделать?

Как Вы это будете делать?

Типология проектов по:

(соотнеси правильно)

индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);

от проекта-урока до многолетнего проекта.

длительности (продолжительности) проекта:

монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;

hello_html_6d8aa23e.jpg

Каждый проект предполагает деятельность людей, в результате которой происходят какие-то изменения. Содержание проекта и проектной деятельности существенно зависят от того, на изменения в каких областях он ориентирован. Проекты, ориентированные на изменения в технической сфере путем создания и производства новых видов техники, образуют группу технических проектов. Другие проекты имеют целями изменения в социальной сфере путем создания новых политический партий, новых общественных

движений, модернизации деятельности существующих организаций и т.п. Это – социальные проекты.

Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:

По доминирующей в проекте деятельности (исследовательская, поисковая, творческая, прикладная и пр.)

1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом (продуктом) такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете, оформление стенда и т.д.;

Информационные (ознакомительно-ориентировочные) проекты . Цель – сбор информации о каком-либо объекте или явлении для представления ее заказчику и дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и т.п. Результаты информационных проектов могут быть использованы в качестве дидактического материала к урокам, опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
Помогает развить навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников

2. Творческий проект , в результате которого рождается какое-то произведение искусства (например: картина, спектакль);

Цель – привлечение интереса публики к конкретной проблеме.
Данный проект характеризуется свободным, творческим подходом к трактовке проблемы, ходу работы и презентации результатов, которыми могут стать альманахи, газеты, видеофильмы, сценарии праздников и т.п.
Развивает творческие способности, позволяет проявить себя в учебной деятельности, создавая произведения любого жанра. Такой проект способен кардинальным образом изменить представление окружающих о его авторе, поднять его статус и повысить самооценку.

3. Практический (практико-ориентированный) проект , в результате которого появляется конкретный полезный практический результат (учебное пособие, видеофильм, книга и т.п.);

Цель – решение практических задач, поставленных заказчиком . Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства – он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, колледжа, группы лиц и т.д.
Помогают совершенствовать практические предметные умения и навыки обучающихся, например умение строить графики функций, грамотно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д.

4. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Такой проект включает выдвижение научной гипотезы и её проверка. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Цель проекта - доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.
Проект выполняется по аналогии с научным исследованием и имеет четкую структуру:

- Введение (обоснование актуальности проблемы, выдвижение гипотезы, определение объекта и предмета)
- Основная часть: 1-2 главы (анализ источников по теории вопроса, описание исследования)
- Заключение (анализ, обобщение результатов).

Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Способствует развитию аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации

5. Ролевые и игровые проекты .
Цель – предоставление публике возможности участия в решении конкретной проблемы. Проектным продуктом является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и т.п.). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).
Помогает развивать коммуникативные навыки.

6. Социальный проект изменяет что-то в обществе, влияет каким-либо образом на окружающих тебя людей (план благоустройства района, решение экологической проблемы, правила поведения учащихся в школе и пр.).

В работе над проектом тебе будет помогать Руководитель проекта, с которым ты будешь встречаться, и который будет следить за тем, чтобы работа выполнялась в соответствии со сроками, установленными школой. Руководитель не обязательно должен быть экспертом в избранной тобой области, но он сможет направлять твою работу и помогать тебе, если понадобится.

Результатом работы над проектом является продукт. Каким будет продукт нужно определить в начале вашей работы. Продукт, в конечном счёте, это то ради чего задуман проект, это главный результат работы. Продукт может быть разнообразным - от учебного пособия для кабинета до государственного закона. Важно, чтобы продукт мог быть применён на практике и решал поставленную проблему.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

1. Сформировать знания о проектной деятельности, этапах выполнения проекта.

2. Развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инструментов для работы; развивать исследовательские способности.

3. Воспитание эстетического вкуса, осознание учащимися возможностей применения технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ИКТ (презентация), образцы проектов в электронном виде и в виде презентаций, раздаточный материал с заданиями для групп, работы учащихся.

5 класс. Урок 1.

1. Сформировать знания о проектной деятельности, этапах выполнения проекта.

2. Развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществлять выбор материала, инструментов для работы; развивать исследовательские способности.

3. Воспитание эстетического вкуса, осознание учащимися возможностей применения технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ИКТ (презентация), образцы проектов в электронном виде и в виде презентаций, раздаточный материал с заданиями для групп, работы учащихся.

Тренинг. Приветствие “Здравствуйте!”

Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с хорошим настроением. Как вы думаете, почему?

– Потому на улице весна.
– Сегодня светит солнце.
– Может быть, потому что скоро каникулы?

Модуль : новые подходы в создании коллабаративной среды.

Чтобы узнать тему нашего урока, мы должны отгадать кроссворд.

Деление на группы (используются карточки с изображением цветов).

Повторение правил работы в группе, распределение ролей. (секретарь, спикер, лидер, тайм-кипер).

Какое новое слово вы узнали из кроссворда?

Чем мы будем заниматься на уроке?

Какие задачи для этого мы будем решать?

Учащиеся самостоятельно записывают задачи урока и озвучивают их:

для этого будем развивать…

воспитывать в себе…

Модуль : новые подходы.

Модуль : развитие критического мышления.

3.Проверка ЗУН. Подготовка к усвоению нового материала.

4. Объяснение нового материала.

Технология составления кластера.

В центре листа бумаги записывается ключевое слово ;

Далее записываются слова, вокруг основного слова, которые связаны с данной темой;

Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки;

Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Представление кластера группами.

Объяснение темы учителем.

Демонстрация проектов учащихся прошлых лет.

Задание 2. Разработать алгоритм работы над проектом (групповая работа).

При работе над проектом можно выделить основные 3 этапа

1. Формулировка проблемы – выдвижение проблемы и поиск информации, выбор лучшего варианта.

2. Технологический – составление плана работы, практическое выполнение проекта.

3. Заключительный – оформление и защита проекта.

Задание 3. Разработать критерии оценивания проекта.

Культуроведческая и природоведческая

Модуль : новые подходы.

Модуль: развитие критического мышления.

6. Практическая работа.

Задание 4. Разработка исследовательского проекта по заданию учителя с учетом принятых критериев (звёздочка обдумывания).

Модуль : Возрастные особенности.

7. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке? Обсудите в группе, один ответ от группы.

Оцените свою работу на уроке. В оценочном листе поставьте себе оценку за работу на уроке.

Спросить нескольких учеников как они себя оценили.

1.Оценивание работы группы

2.Оценивание индивидуальной работы и самооценка в группе.

Модуль : оценивание обучения и оценивание для обучения.

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Учебно-познавательная, исследовательская, творческая

Модуль : новые подходы.

Рефлексия содержания учебного материала.

Сегодня я узнала…

Модуль : новые подходы.

Приложение 1.

Этапы выполнения творческого проекта.

Требования, ограничения, условия, необходимые для выполнения проекта. Конкретизация задачи.

Сбор информации, подбор специальной литературы по теме проекта.

Поиск оптимального решения задачи (рассмотрение различных идей и вариантов).

Выбор лучшего варианта на основе имеющейся материально-технической базы, экономических расчетов, экологической оценки и др.

Составление плана практической реализации проекта (технология изготовления изделия), подбор необходимых материалов, инструментов, оборудования.

Изготовление изделия с текущим контролем качества (по необходимости внесение в конструкцию и технологию).

Оценка качества выполнения проекта.

Анализ результатов выполненного проекта (достоинства и недостатки проекта).

Оформление проекта (подготовка документации: чертежи, рисунки, технологические карты; расчет себестоимости изделия, экологическая экспертиза).

Читайте также: