Семейные традиции орксэ 4 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

На уроке были использованы следующие приемы и методы работы:

Целевая аудитория: учащиеся 4 классов.

Цели:

  1. Формировать представления об исторической роли семьи в традиционных религиях.
  2. Воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям и традициям.
  3. Развивать коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютерные презентации, проектные работы учащихся, раздаточный материал, карта РФ.

Ход урока

Учащиеся класса делятся на группы вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности (деление при помощи разноцветных карточек).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК ПО СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ В 4 КЛАССЕ.

Тема : Семейные традиции.

Знать место семейных традиций в современном обществе, раскрыть значение духовного опыта поколений в воспитании детей, воспитывать любовь и гордость к истории своей семьи.

Развивать представление и интерес к истории своей семьи, чувство гордости за свою семью.

Воспитывать и формировать у учащихся отношения к семье как ценности.

Предметные:

Метапредметные:

Познавательные УДД.

Извлекать информацию из разных источников и преобразовывать её.

Строить речевое высказывание в устной форме.

Делать выводы на основе анализа объектов.

Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УДД.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УДД.

Слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Грамотно оформлять свои мысли в устной форме.

Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты.

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения в семье: уважение, терпение, любовь и т.д.

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока : комбинированный.

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,

Оборудование : слайдовая презентация, карточки-задания, викторина, игры-конкурсы, словарь С.И.Ожегова.

Приглашённые : родители, бабушки, дедушки.

Ход урока

ный момент. Психологический настрой.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас, своих добрых и умных учеников! Но не только я рада вас видеть. Рады встрече с вами наши гости- ваши бабушки, дедушки, мамы. Посмотрите, как удивительно ласково и нежно улыбается вам солнышко! Давайте улыбнемся ему в ответ?! А теперь улыбнитесь друг другу, гостям. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А чтобы этот день и урок оставались радостными и приятными, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам своего соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.

II.Введение в тему.

- Ребята, кто из вас считает себя счастливым человеком? Объясните?

- Как вы считаете, какой взрослый человек может сказать о себе, что он счастлив?

- Работа, семья, успех, удача, здоровье, друзья, любовь, взаимопонимание, мир, деньги – это составляющие СЧАСТЬЯ человека.

-Выберите, пожалуйста, только 3 самых важных на ваш взгляд ценности и запишите их на листочке, без которых твоя жизнь не могла бы быть счастливой.

- Какая из этих ценностей, на ваш взгляд, самая ценная?

- Поднимите руки, у кого на листочках есть слово СЕМЬЯ. Объясните свой выбор?

- Итак, печь в этой семье блины в воскресенье – это….

-Значит, у каждой семьи свои традиции. И тема урока…?

- Меня любят родители, у меня хорошие друзья, я хорошо учусь, я живу в России, я здоров и т.д.

Кто много зарабатывает, у кого хорошая семья, у кого хорошее здоровье и т.д.

Самостоятельная работа на листочках.

- Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

(читает подготовленный ученик)

- Воскресенье – вот везенье! Воскресенья так нужны! Потому, что в воскресенье мама делает блины. Папа к чаю чашки моет. Вытираем их вдвоём. А потом мы всей семьёю чай с блинами долго пьём. А в окошко льётся песня, я и сам запеть готов. Хорошо, когда мы вместе. Даже, если нет блинов.

- Семейные традиции.

III. Формулировка цели урока

(на доске запись)

ЧТО …такое традиции?

ЗАЧЕМ… нужно соблюдать семейные традиции?

- На эти вопросы нужно ответить, чтобы решить проблему урока.

Работа с учебником.

М.Т. Студенкин, с 105-106.

Работа со словарём с.И. Ожегова.

- К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.

Какие традиции есть в вашей семье

(запись на доске)

Вывешивание рисунков, выполненными детьми)

-проведение каждого лета в путешествии;

-встречи Нового года;

-празднование Дня Рождения;

-совместные поездки за город;

-субботние обеды;

-семейные чтения;

-совместное проведение отпуска;

-посещение театра, концертов;

-приём гостей

Работа с новым4 материалом.

Семейный альбом

- Как вы думаете, почему этот фотоальбом у меня в руках именно сегодня на уроке?

Рассказ детей о семейной традиции

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важна. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

« И летят за страницей страницы

Наших дней верстовые столбы,

И в домашнем альбоме хранится

Фотокопия нашей судьбы.

С кем-то вдруг нас она разлучала,

С кем-то встречу дарила мельком.

Чтобы жизнь повторилась сначала,

Генеалогическое дерево.

- С давних времён о своих предках сложилась традиция составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается снова в семьи.

«Память.

-Если спросят сын и дочка:

Рассказать ведь им придётся жизнь родной нашей семьи.

И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей!

Мой совет: храните, пополняйте свои работы, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Выступления детей о своей родословной (по группам)(из приготовленного домашнего задания)

Семейные династии.

- Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, врачей, учителей. Всей семьёй отмечали свой профессиональный праздник.

В нашем классе тоже есть семьи, где сформировались династии.

Рассказы детей о династии шахтёров, учителей, врачей, строителей.

Семейные реликвии .

-В каждом доме есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколение.

- А какие реликвии есть в вашей семь?

Рассказы и показ детьми семейных реликвий.

Рассказ учащегося о прадедушке, который был участником Великой Отечественной войны. Этот рассказ он услышал от своей бабушки, работая над родословной семьи. Старинные фотографии, медали, письма бережно хранятся в его семье и являются семейными реликвиями (показ фото, медалей прадеда).

Забота о родителях.

- О чём эта притча?

- О чём забыл сын?

- О каком важном законе нравственности напоминает притча?

- В чём заключается ответственность родителей и детей друг к другу?

- Чему учит притча?

Совместные обеды, ужины, чаепития(зачитать)

Общение с бабушками и дедушками ( зачитать)

- Какую роль играет старшее поколение в воспитании молодёжи?

Рассказы детей об общении со старшим поколением:

они всегда выслушают, посочувствуют, поймут, у них много времени, которого нет у родителей.

- А.Н. Толстой вспоминал:

- Говоря о традициях, можно вспомнить традиционные народные праздники. В нашем классе учатся ребята разных национальностей: русские, татары, башкиры. У каждого народа есть свои народные традиции. Как тесно всё переплелось в нашей стране! Сабантуй, Масленицу, встречу Нового года. Значит, это можно назвать и семейной традицией.

Рассказы детей о поездке на сабантуй, о Масленице, Пасхе.

- У нас был семейный праздник.

Маме гости подарили мясорубку.

Папе подарили инструменты, среди которых был молоток.

Брату подарили лыжи, он теперь катается.

Бабушке подарили сувенир, который улыбается и кивает головой в разные стороны.

Дети изображают то, что читает учитель.

-Для чего нужны семейные праздники?

-Скучен и неуютен дом, где праздники видят только телевизору, где нет потребности, время от времени, собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться – не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придёт в дом новогодняя ёлка. Не испечётся вкусный торт. Не появятся подарки – сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость – ЧУВСТВО, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, ЧТО ТАК БУДЕТ ВСЕГДА!

-Ребята, а наш класс можно назвать семьёй?

В нашем классе сложились свои традиции. Какие?

поздравление именинников; участие в субботниках; участие в школьном параде, посвящённом 9 Мая; участие в интеллектуально-познавательных играх; поездки в театры; поездки по городам родного края; новогодние утренники; совместные приготовления стенгазет; подарков.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ открытый урок.docx

Урок по ОРКСЭ

Тема: Семейные традиции

Базовый учебник М. Т. Студеникин

Цель : расширить представления учащихся о семейных традициях – как основе прочности семьи.

обучающие - расширить представления детей о семейных традициях, формировать позитивный опыт семейных отношений,

развивающие - развивать интерес к истории своей семьи и умение анализировать семейные традиции с позиции нравственности;

воспитательные - воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.

Планируемые результаты

Предметные : расширение представлений о семейных традициях, развитие интереса к традициям своей семьи, формирование позитивного опыта семейных отношений.

Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье.

Познавательные: формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности

Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.

Тип урока: изучение нового.

Формы работы учащихся : работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Структура и ход урока:

Организационный момент (1 мин)

Самоопределение к деятельности (3 мин)

Актуализация знаний (10 мин)

Постановка учебной задачи (3 мин)

Открытие учащимися новых знаний (20 мин)

Закрепление усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Рефлексия (3 мин)

1. Организационный момент. (1 мин.)

Учитель: В природе есть солнце. Оно светит и всех одинаково любит и греет. Пусть же сегодня каждый его лучик проберется к нам в класс и принесет не только свет, нежность и ласку, но и уверенность в себе и в своих знаниях. На уроке у нас сегодня гости, повернитесь к ним – поздоровайтесь, улыбнитесь

2. Самоопределение к деятельности. (3 мин.)

Учитель: Сегодня на уроке откроем для себя еще одну страницу, которая касается всех присутствующих. О чем пойдет речь, догадаетесь сами.

Я теперь все цифры знаю,

Дома всех пересчитаю.

Рыжий кот живет у нас

Кот ленивый - это раз.

Я считаю без ошибки,

Два - в аквариуме рыбка.

Три – любимая бабуля,

Вяжет варежки на стуле.

Папа ходит по квартире

Будет он у нас – четыре.

Ну а мама – это пять

Как ее не посчитать?

Кто поет нам песни звонко?

Шесть, считаю я сестренку.

Дед с газетой – это семь,

В кресле он уснул совсем.

Мы с сестрой собаку просим

Если купят - будет восемь.

Ну а девять – это я,

Вот и вся моя семья.

3. Актуализация знаний (5 мин)

Вопрос: О чем идёт речь в этом стихотворении? Правильно о семье. Поскольку о семье мы с вами говорили на прошлых уроках, сегодня речь пойдёт немного о другом. Попробуйте догадаться – перед вами на доске нарисован букет цветов и на лепестках написаны согласные (т р д ц). Вам надо вписать гласные буквы (а и и я). Какое слово получилось? Традиция.

4. Постановка учебной задачи (3 мин.). Учащимся даётся основное проблемное задание урока:

1) Объяснить, что такое семейные традиции.

2) Сделать вывод по проблеме урока: почему нужно уважать семейные традиции?

Детям сначала предлагается ответить на вопросы самостоятельно, не обращаясь к другим источникам.

1) Традиции – это то, что было давно.

2) Традиции – это то, что появилось давно и существует до сих пор.

3) Традиции нужно уважать потому, что их уважают старшие.

4) Традиции нужны, потому что, они делают семью дружной.

5) Традиции нужны для того, чтобы вся семья собиралась вместе.

Построение проекта выхода из затруднения

Ответ учащихся на задание: традиция – это мысли, обычаи, образ действий, унаследованные от предков.

5. Открытие учащимися новых знаний (20 мин.)

Учитель: А сейчас работа с текстами. Прочитайте и подумайте: о чем они?

Приехал долгожданный гость,

Давно он не был в нашем доме.

Его встречать нам довелось

С радушьем, в вежливом поклоне.

И угощенье принесли

С гостеприимством достархана

В казане бешбармак кипит

Из мяса жирного барана.

Пока варился наш обед,

Мы гостя дружно привечали,

Он был заботою согрет

И ароматной чашкой чая.

И вот на блюде бешбармак,

Баранья голова дымится…

Традиций знанье – не пустяк,

Мне это в жизни пригодится! (Традиция встречи гостя)

Работа с текстом А. Максимова " О семейном обеде ".

Помнит ли кто-нибудь из вас, что такое семейный обед? Но не тот, когда, отварив пачку пельменей и вскипятив суп из концентратов, присядем мы на маленькой кухоньке, наскоро проглотим то, что бог послал, и вновь вернемся к своим делам. Нет! Хочется мне вспомнить о тех замечательных обедах по воскресеньям, когда вся наша многочисленная фамилия собиралась за овальным столом в доме семейного патриарха - нашей бабушки.

Ровно в три часа пополудни все садились за стол. Поправляли приборы, разложенные на крахмальной скатерти, щурились от солнечного луча, высверкнувшего на хрустальной грани бокалов, и внимательно обозревали стол. Каждый раз любовались мы бабушкиным искусством сервировки, старались до мельчайшей детали запомнить красоту натюрморта.

Главным украшением стола были знаменитые пироги, которые именовались бабушкиными. На узких деревянных листах возлежали пироги с рыбой, с мясом, с капустой. А на маленьком чайном столике их дополняли яблочные пироги с курагой.

Наши ноздри впитывали чудесные запахи, рот наполнялся слюной, и все постепенно начинали роптать: "Пора бы и начать!" И вот входила бабушка, раскрасневшаяся и радостная, садилась во главе стола. "Ну что, дети мои?! - обращалась она ко всем.

- Вроде бы все собрались, и я тому рада!" Это было что-то вроде команды. Сдвигались тарелки, стучали вилки, содержимое мисок, блюд, блюдец и селедочниц перекочевывало к нам в тарелки. Без сожаления нарушалась та красивая композиция, которой мы только что наслаждались. (семейные обеды)

ИТАК, совместный стол - символическая демонстрация единства.

Сегодня к концу урока вы должны будете заполнить таблицу

ФИЗМИНУТКА. Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминки. Слушайте задание и выполняйте.

- Те, у кого есть брат, братишки, хлопните в ладоши.

- У кого есть сестра или сестренка, помашите над головой рукой.

- Кто помогает дома близким, топните.

- У кого в семье есть бабушки или дедушки, поднимите руки вверх.

- Кто похож на папу? Присядьте.
- Кто похож на маму?
Повернитесь вокруг себя.
- Кто любит свою семью, дорожит ею!
Подпрыгните высоко.

- А кто богат родственниками, у кого их много, помашите рукой, чтобы все видели какие вы богатые.

- Как вы думаете, почему этот фотоальбом у меня в руках именно сегодня на уроке?

Традиция семейных фотоальбомов.

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важна. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

« И летят за страницей страницы

Наших дней верстовые столбы,

И в домашнем альбоме хранится

Фотокопия нашей судьбы.

С кем-то вдруг нас она разлучала,

С кем-то встречу дарила мельком.

Чтобы жизнь повторилась сначала,

Генеалогическое дерево.

- С давних времён о своих предках сложилась традиция составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается снова в семьи.

«Память.

-Если спросят сын и дочка:

Рассказать ведь им придётся жизнь родной нашей семьи.

И не мямлить, и не мяться, мол, не помню, хоть убей!

Мой совет: храните, пополняйте свои работы, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. И пусть это будет вашей хорошей семейной традицией.

Выступления детей о своей родословной (из приготовленного домашнего задания)

ОБЩЕНИЕ С БАБУШКАМИ И ДЕДУШКАМИ

Какую роль играет старшее поколение в воспитании молодежи?

Учитель предлагает высказать мнение.

Анализ эпизода из книги Э. Виггена " Дар вырастить внуков".

Один мудрец сказал, что старик неторопливый и согбенный, снова способен замечать то же, что и маленькие дети, и рука его как раз вровень с рукой ребёнка , который совершает свои первые шаги. Жука на асфальте, улитку под капустным листом, дрозда, тянущего червяка из чёрной и влажной от дождя земли,- всех их увидит маленький ребёнок со своим дедушкой.

Анализируя приведенный эпизод, учащиеся делают заключения:

После обсуждения учитель помогает сделать ВЫВОДЫ:

семейные традиции способствуют сближению членов семьи;

совместное времяпровождение - средство семейного воспитания, где дети приобретают культуру отношений в семье, учатся общению;

традиции нескольких поколений устанавливают межпоколенную связь, помогают ребёнку осознать принадлежность к роду и гордиться своей семьёй.

4. Самостоятельная работа.

Учащиеся продолжают заполнение таблицы:

- Молодые соприкасаются с историей своей семьи;

- Бабушки и дедушки - лучшие собеседники, способные выслушать, понять, посочувствовать, т. к. они не ограничены во времени, неторопливы;

- Опыт и мудрость старшего поколения позволяет по-иному посмотреть на проблему, избежать серьёзных ошибок.

Прекрасная традиция СЕМЕЙНЫХ ЧТЕНИЙ в наше время забыта и заменена газетами, радио и телевидением. Некогда вся семья собиралась вместе, и кто-то читал, а кто-то слушал, это создавало атмосферу духовного единения, будило фантазию, воображение. Это был живой мир, где шло рождение образов и начиналось творчество.

А.Н. Толстой вспоминает: "Когда ветер заводил песни в печных трубах, в столовой зажигалась висячая лампа над круглым столом, и отчим обыкновенно читал вслух Некрасова, Льва Толстого, Тургенева. Моя мать, слушая, вязала чулки. Я рисовал или раскрашивал.: Никакие случайности не могли потревожить этих вечеров".

Эта старая семейная традиция особенно полезна для детей, да и взрослым она добавит немало приятных минут для совместного общения!

Учащиеся продолжают заполнение таблицы:

Семейные реликвии .

-В каждом доме есть вещи, предметы, которые нам очень дороги. Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями и передаются из поколения в поколении

- А какие реликвии есть в вашей семье?

Рассказы и показ детьми семейных реликвий.

Рефлексия. (3 мин)

- Семейные традиции – это плоды совместного труда взрослых и детей.

Эти плоды можно сравнить с плодами яблони .

- Перед вами яблоня. Предлагаю повесить яблоко, соответствующее

Красное – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня замечательное настроение


Открытый урок по ОРКСЭ. Тема:Семья и семейные традиции.

Содержимое разработки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

закрытое административно-территориальное образование

город Межгорье Республики Башкортостан

Основы религиозных культур и светской этики

учитель: А.Ш.Мавлеткулова

ФИО: Мавлеткулова Альмира Шамситдиновна

Место работы: МАОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье РБ

Должность : учитель начальных классов

Предмет : основы религиозных культур и светской этики

Цели и задачи:

обучающие - расширить представления детей о семейных традициях, формировать позитивный опыт семейных отношений,

развивающие - развивать интерес к истории своей семьи и умение анализировать семейные традиции с позиции нравственности;

воспитательные - воспитывать ценностное, бережное отношение к семье.

Планируемые результаты

Предметные: расширение представлений о семье и семейных традициях, развитие интереса к традициям своей семьи, формирование позитивного опыта семейных отношений.

Личностные: формировать действия смыслообразования и самоопределения, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; формирование адекватной, позитивной самооценки и самовосприятия, уважительное отношение к своей семье.

Познавательные: формировать позитивный опыт семейных традиций и умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, проблему урока, устанавливать причинно-следственные связи, произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Умение анализировать семейные ситуации с позиции нравственности

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивать свою деятельность, давать оценочную характеристику деятельности других, умение ставить коллективную цель и организовывать свою деятельность.

Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета, слушать других людей.

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, работа в паре, работа в группах.

Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Читайте также: