План конспект статьи учебника сподвижники пугачева

Обновлено: 08.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Определить причины и значение восстания под предводительством Е. Пугачева, охарактеризовать его этапы и историческое значение.

Образовательные: Закрепить представления и понятия обучающихся о положении крестьян в XVIII веке; дать характеристику восстания под предворительством Е. Пугачева, выявив его причины, особенности, направленность, ход, состав участников и их цели, причины поражения восстания, значение событий.

Коррекционно-развивающие: Развивать умения охарактеризовать исторической личности на примере лидера народного восстания Е. И. Пугачева; анализировать исторические документы, обобщать и делать выводы, продолжать развивать умения работать с исторической картой; находить связь между прошлым и настоящим.

Воспитательные: Воспитывать уважение к прошлому России, богатому на события яркие и неоднозначные, чувство гордости, патриотизма, уважения к русскому народу, Отечеству, интереса к истории своей страны и своей малой Родины.

Тип урока: комбинированный

Организационный момент.

Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания.

- Какую тему изучали на предыдущем уроке?

- Какие унижения терпели крепостные крестьяне от своих хозяев?

- С какой целью Екатерина II созвала уложенную комиссию?

III. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Вводное слово учителя.

В XVIII веке крепостное право еще больше усилилось. Крепостные крестьяне ни свободы, ни каких-либо привилегий не имели. Крестьяне превратились в полную собственность помещиков: неделями работали на барском поле, их продавали, обменивали на вещи, проигрывали в карты и дарили. За малейшую провинность их жестоко наказывали. Крестьяне жаловаться на помещиков не имели право, было запрещено законом, изданным при Екатерине II. Притеснение помещиков вызывали недовольство крестьян, в России то там, то здесь вспыхивали крестьянские бунты. Наиболее известным было восстание под предводительством Е. И. Пугачева.

Работа над новым материалом.

План изучения нового материала:

Основные этапы восстания.

Значение и итоги восстания.

План-вопросник:

Когда проходило восстание?

Кто возглавлял восстание?

Кто это Е.И. Пугачев? Внешность, сведения о жизни.

Где проходило восстание?

Рассказ учителя. Работа с презентацией.

Причины восстания.

Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева самый сильный социальный взрыв в годы правления Екатерины II и наиболее организованное выступление народных низов против правящего режима за последние 200 лет.

1. Ужесточение крепостного права:

- Крепостные крестьяне не имели никаких прав и привилегий, подвергались издевательствам и мучениям со стороны помещиков;

- Помещики жестоко наказывали крестьян по своему усмотрению за малейшую провинность и непокорность. Крестьян, членов его семьи продавали, обменивали на вещи, собак, проигрывали в карты и дарили.

2. Тяжелое положение работных людей на мануфактурах:

- Работали 12-15 часов в сутки;

- Нечеловеческие условия труда вызывали тяжелые болезни и гибель многих рабочих-крестьян.

3. Быстрый рост налогового бремени.

- Программными документами Екатерины II жалованная грамота дворянству на земли и крепостных крестьян. По этим документам дворяне освобождались от налогов, а крепостные крестьяне становились основными их плательщиками.

2. Биография Емельяна Ивановича Пугачева.

3. Участники и программа восставших.

- Е.И. Пугачев провозгласив себя, чудесно спасшимся императором Петром III, в своем манифесте в июле 1774 года провозгласил освобождение крестьян от крепостной зависимости, а дворян приказал ловить, казнить, вешать. Таким образом, основными участниками восстания стали – крепостные крестьяне, казаки, рабочие и др. Е. И. Пугачев рассчитывал свергнуть Екатерину II и занять престол.

Местом восстания стала обширная территория между Уралом И Поволжьем.

4.Основные этапы восстания.

Работа по карте.

I этап: 17 сентября 1773 г. – 22 марта 1774 г.

Началось с выступления Пугачева перед казаками, он открыл тайну своего имени. Количество его сторонников росла быстрыми темпами. Он покорял почти без боя одну крепость за другой. 5 октября когда он подошел и осадил город Оренбург, то численность его армии достигла 30 тысяч человек.

Екатерина II тоже испугалась такого размаха крестьянского восстания, она отправила Оренбургу огромное войско. Весной 1774 года под Татищевской крепостью состоялось сражение между армией Пугачева и царскими войсками. Пугачев потерпел сокрушительное поражение. Таким образом, I этап войны закончился неудачей Пугачева.

II этап: апрель-июль 1774 г.

Пугачев снимает осаду с Оренбурга и отходит на территорию Башкирии и Южного Урала. Численность его армии достигла до 20 тысяч человек. И Пугачев повел свои войска в город Казань. В июле 1774 года он сумел взять окраины города, но кремль с заседавшими там остатками царского гарнизона взять так и не удалось – на помощь осажденным пришли царские войска и Пугачев опять проигрывает.

III этап: 31 июля – сентябрь 1774 г.

Пугачев занимает ряд волжских городов и для пополнения своего войска устремляется на юг. К концу лета 1774 года армия Пугачева подошла к городу Царицыну, но овладеть им не смогли и были разгромлены. Переправшись на левый берег Волги с небольшим отрядом, Пугачев 12 сентября 1774 года был схвачен, его выдали властям богатые казаки. Пугачева посадили в деревянную клетку и повезли на телеге в Москву. 10 января 1775 года Пугачев и его ближайшие соратники были казнены на Болотной площади в Москве. Однако, несмотря на поражение Пугачева, крестьянские волнения продолжались еще год.

5.Значение и итоги восстания.

По сравнению с предыдущими народными выступлениями предводители восставших впервые смогли выдвинуть идеи борьбы с крепостничеством и сословием – дворянством, от которого исходило главное зло, по мнению Пугачева. Это было первое крупное совместное выступление не только крестьян, но также и рабочих и др.

После восстания под предводительством Е. И. Пугачева жизнь крепостных крестьян не стала лучше, наоборот, гнет еще больше усилился. Однако Екатерина II стала думать о том, как улучшить жизнь крестьян. На горных заводах Урала их владельцы стали увеличивать оплату труда работным людям, чтобы предотвратить новые восстания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в системе ФГОС, включает различные формы и методы работы учащихся по данной теме.

Тема урока: Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.

Планируемые результаты:

Предметные: Познакомятся с личностью Е.И. Пугачева; выяснять причины восстания;уметь сравнивать ход и итоги восстания; давать историческую оценку данным событиям.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- примут участие в планировании собственной деятельности на уроке;

- самостоятельно оценят достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- научатся находить информацию в тексте;

- научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование;

- сформулируют и аргументируют мнение по проблеме.

Коммуникативные УУД:

- примут участие в обсуждении в ходе работы в группе

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, пакет с рабочим материалом

Тип урока: открытие нового знания.

Организационный момент

2. Актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках

1.Правление Екатерины II - 1762 - 1796 гг. (да, нет)

2.В царствование Екатерины увеличилось помещичье землевладение (да, нет)

3.Бироновщина относится к правлению Екатерины II (да, нет)

4.Превращение дворянства из служилого населения в привилегированное сословие произошло в царствование ЕкатериныII (да, нет)

6.В период правления Екатерины II был расцвет крепостного права(да, нет)

7.Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян (да, нет)

8.В газетах были объявления о продаже крестьян (да, нет)

9.Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян (да, нет)

Взаимопроверка

3.Целепологание ( слайд 4)

-Я вас прошу помочь мне сформулировать тему нашего урока. Я предлагаю вам 2 высказывания ( на слайде портрет Емельяна Пугачёва)

Учащиеся: называют получившиеся темы и аргументируют их.

Ребята, посмотрите на тему урока, определите, о чём мы сегодня должны узнать, на какие вопросы ответить.( Версии детей)

Цель нашего урока познакомиться с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.

- История нашего государства содержит множество интересных страниц. Сегодня мы с одной из страниц истории Российской империи 18 века- крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева

Проблемное задание: оценить восстание с позиции двух основных нравственных критериев добра и зла ( слайд 5)

Перед вами карточки

4. Изучение нового материала

Перед нами портрет новой для нас личности в истории нашего государства – Емельяна Пугачева

4.1.Составляют исторический портрет, опираясь на портрет Е.Пугачёва и его биографию

Подскажите мне пожалуйста, по какому плану мы будем изучать восстание Пугачева?

Учащиеся высказывают свои мнения.

- Итак, во-первых, мы должны определить причины народного выступления. Во-вторых, состав участников и лидеров; в-третьих, хронологические рамки. После мы должны проследить основные этапы и события в ходе восстания. И наконец, выяснить основные итоги и значение этой войны.

4.2.Работа в парах с отрывками литературных произведений (раздаточный материал)

1. «с самого 1762 года . яицкие казаки начали жаловаться на различные притеснения, ими претерпеваемые от членов канцелярии, учрежденной в войске правительством: на удержание определенного жалования, самовольные налоги и нарушение старинных прав и обычаев рыбной ловли. Чиновники, посылаемые к ним для рассмотрения жалоб, не могли или не хотели их удовлетворить".

3. Следующая причина, которую можно увидеть в сочинениях Пушкина, посвященных пугачевскому бунту, это харизматичность предводителя восставших, сила его характера, соответствие характера Пугачева народным представлениям о том, каким должен быть истинный атаман, который борется за "волю". "Ты взбунтовал нас", - говорят ему башкиры. Пугачев рассылает "возмутительные письма", которые, по мнению Пушкина написаны грубым, но очень ярким языком: "воззвание написано было в грубых, но сильных выражениях и должно было произвести опасное впечатление на простых людей", - пишет Пушкин в "Капитанской дочке." В замечаниях к "Пугачеву" он отмечает: "возмутительное воззвание Пугачева есть удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного".

Запись в тетради:

Причины восстания по руководством Пугачева были следующие: (слайд7)

1.Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами.

2.Ликвидация казачьего самоуправления на Дону.

3.Ухудшение положения нерусских народов Поволжья и Приуралья.

4. Тяжелое положение работных людей на мануфактурах.

- Опираясь на эти причины Вы сами сможете выделить социальный состав участников восстания

Учащиеся определяют: Основу восстания Пугачева составили: крестьяне, казаки, работные люди, нерусские народы (башкиры, татары, калмыки). (слайд 8)

-Самыми известными его помощниками были И. Зарубин (Чика), И. Белобородов, А. Соколов, по прозвищу “Хлопуша”, Салават Юлаев.

4.3.Работа с картой (слайд 9)

1.Показать территорию, охваченную восстанием.

Восстание охватило огромную территорию: Оренбургский край, Урал, Приуралье, Нижнее и Среднее Поволжье.

2.Где началось восстание?

Началось оно в районе реки Яик, сегодня это река Урал, впадающая в Каспийское море.

3.Путь продвижения восставших.

4.Какие населённые пункты были осаждены восставшими?

Физкультминутка

4.4.Работа в группах ( на основании материала учебника- стр. 27-28 )

3 периода восстания – 3 группы учащихся ( слайд 10-12)

Учащиеся составляют схему передвижения войск восставших

1этап: 17.09.1773-апрель1774г.

Неудачная осада Оренбурга, поражение пугачевцев от войск А.И. Бибикова.

С отрядом в 500 человек Пугачев ушел на Урал.

2 этап: Апрель-июль 1774 г

От Оренбурга Пугачев движется на восток на территорию Урала. В июле 1774 года он осаждает Казань. Ему удается взять окрестностей Казани, но кремль взять ему не удается. На помощь осажденному гарнизону подоспели царские войска во главе с Михельсоном. В решающем сражении 15 июля 1774 г. повстанцы были разбиты, потеряв много убитыми и пленными. Остатки армии восставших переправились на правый берег Волги и ступили на территорию, охваченную в это время массовыми крестьянскими волнениями. Армия Пугачева достигает 20000 человек.

Пугачев идет на Москву. Екатерина II собирается бежать за границу.

3 этап: Июль-сентябрь 1774 г.

Самый массовый этап восстания. Взяты Курмыш, Алатырский уезд, сожжены помещичьи земли, убиты дворяне и чиновники. И Симбирск( Царицын) мог быть взят восставшими, если бы вовремя не пришло подкрепление, с помощью которого восставшие были разбиты. Преследуемый отрядом Михельсона Пугачёв с восставшими ушёл в Нижнее Поволжье.

- Пожалуйста, подскажите мне, что было провозглашено согласно этому Манифесту?

Учащиеся дают ответы

- Крестьянам предоставлена свобода и вольность, земля , освобождение от налогов и податей.

- Итак, крестьянам предоставлено то, чего так долго они добиваются. Но нет ли противоречия в этом Манифесте? Знал ли Пугачев, как управлять страной?

Запись в тетради:

Быть рабами нашей короне (всё равно рабы)

Не брать налоги (а как же казна, бюджет)

Наградить землями (а кто будет работать на них)

Он ничего не меняет в структуре государства, т.е он не знает как устроено государство.

Учащиеся делают вывод: Он обвиняет дворян в нарушении христианских заповедей, а сам в то же время их нарушает, он разжигает в восставших звериные инстинкты, насаждая произвол и беззаконие

Учитель: Жестокость восставших действительно нужно признать чудовищной

Восставшие рубили под корень — не только главу семьи помещика, но и его супругу, детей и даже гувернанток. Господское имущество делили между собой.

Прибывавшие на какой-нибудь завод пугачевцы аккуратно изымали заводскую казну, отбирали у работных людей скот и нехитрые пожитки, а напоследок разрушали сами заводы, лишая сотни людей основного источника заработка.

- Каков же был итог восстания донского казака Е. Пугачева?

- В сентябре 1774 года Пугачев был схвачен казачьей верхушкой и выдан царским властям. Почему они предали Пугачева? Таким образом они надеялись заработать себе прощение за участие в крестьянской войне. Однако несмотря на поражение Пугачева очаги восстания вспыхивали еще почти год.

Через всю страну Пугачева в клетке везут в Москву на суд. 10 января 1775 г. Емельян Пугачев и его ближайшие соратники были казнены на Болотной площади в Москве.

Многие пугачевцы после подавления восстания были биты кнутом, прогнаны сквозь строй, сосланы на каторгу. Всего же в сражениях с регулярными войсками в ходе восстания погибло не менее 10 тыс. человек, примерно вчетверо больше людей было ранено и искалечено. С другое стороны, жертвами повстанцев стали тысячи дворян и члены их семей ( не щадили ни детей, ни женщин), священников, горожан, простых солдат и даже крестьян, не пожелавших подчиниться самозванцу.

Вывод : Итак, выступление крестьян потерпело поражение. Каковы же были причины? (Учащиеся высказывают свои предположения- учитель корректирует)

Причины поражения восставших: (слайд 16)

1. Нет чёткой программы и плана действий.

2. Плохое вооружение.

3. Слабая военная подготовка, нет опыта

4. Локальный характер.

5. Разрозненность, несогласованность.

6.Применение для подавления восстания регулярной армии.

7.Предательство казаков – пленение Е. Пугачева и выдача его в руки правительства (это то, что характерно для всех народных восстаний; предчувствуя скорое поражение, домовитые казаки выдают вождя восстания, надеясь на прощение. (записать в тетрадь)

Вывод: Крестьянская война под руководством Пугачева окончилась неудачей. Но будет ошибкой не оценить значение этой войны.

Были приняты меры по увеличению заработной платы и улучшению условий труда рабочих на мануфактурах. К сожалению, война не изменила к лучшему положение крестьян, казачества. Но потрясшая все российское общество народная война заставила власти задуматься и искать пути решения крестьянского вопроса.

5.Подведение итога урока

Учащиеся подписывают аргументы над чашами весов. Обсуждают проблемный вопрос.

Приходят к выводу: Главный урок ,который мы должны вынести ,что самое трудное это определиться и сделать правильный выбор, мы не можем ни судить не оправдывать,но мы должны называть вещи своими именами, зло злом ,добро добром ,но то что мы задумались об этом это уже шаг вперёд.

6.Рефлексия (слайд 17)

Учитель предлагает ответить на вопросы:

- сегодня я узнал…

7.Домашнее задание: (слайд 18)

1. Параграф 21;ответить на вопросы и выполнить задания по карте стр.31

2.Написать эссе (индивидуальное задание)

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Восстание Пугачева - один из знаменитых и важных общественных бунтов в ответ на происходящие события в стране и мире. Это один из острых сюжетов политической полемики, который является до сих пор актуальным. Кто такой Емельян Пугачев, каковы причины восстания, цели и основные события? Об этом расскажем в кратком содержании далее.

Краткая биография Емельяна Пугачева

Емельян Пугачев

С 1756 года был участником семилетней войны, а затем был военным в польском походе и русско-турецкой войне. После этого начинается его противозаконная деятельность, в ходе которой он помогал свояку скрываться от службы и сам постоянно скрывался.

Когда его задержали, Пугачев был направлен в Черкасск. Там его друг помог ему сбежать в старообрядческий скит. Оттуда Емельян направился в Яицк, где встретился с соратниками и организовал крестьянское шествие против власти под своим предводительством.

Однако оно было повержено, а Емельян был отправлен на сибирскую каторгу. В 1773 г. он сбежал и представился всем как Петр III, подняв бунт. В 1774 г. он был арестован. В 1775 г. в столице его четвертовали на глазах у всех.

Причины и предпосылки восстания

Основная причина пугачевщины - нестабильность социальной финансовой и политической сферы, ограничение прав и свобод казачества и коренных уральских народов. К тому же, крестьяне, которые работали на уральском заводе, работали сверхурочно. В итоге вся сила сконцентрировалась на беглом каторжнике Емельяне Пугачеве, назвавшемся Петром III, который был сослан императрицей.

Крестьяне

Другими причинами бунта под руководством каторжника стали:

Большие коммуникации с малой эффективностью госуправления, в результате которых случался произвол властей и происходили нарушения законов.

Чиновничьи злоупотребления властью из-за отсутствия должного контроля за действиями властей.

Дискредитации беззакония низших сословий в гражданских судах.

Распоряжения крестьянами в своих интересах со стороны помещиков с дворянами в результате проигрыша в карты и других игр.

Незаинтересованность улучшения в управлении государством со стороны служащих и чиновников.

Приумножение капиталов властей и бесправие на социальном уровне.

Злоупотребления со стороны духовенства, дворянства и мещан властью.

Неограниченность богатств и эксплуатация крестьянства духовенством, дворянством и мещанством.

Массовый голод каждые несколько лет, в результате которого умирали несколько сотен человек.

Ненормированный график работы крестьян (5 дней крестьяне работали на хозяев, а 2 дня на себя).

Цели и требования восставших

Е. Пугачев в деревне

Основные цели восстания заключались в:

возвращении былой вольности;

свободной рыбной ловле с солевой добычей;

требовании прекращения беспредела местных властей;

уравнивании в правах крестьян с мещанами и возвращении им воли с участком земли;

улучшении условий труда уральских рабочих и увеличении привилегий национальных окраин.

Восставшие требовали разные вещи, в зависимости от рода их занятий. Например, рабочие требовали повысить зарплату, передать заводы из частных владений в общую кассу. Крестьяне заявляли о том, чтобы ослабить крепостничество, отменить сибирскую ссылку, отменить продажу крестьянских земель, снизить налоги и барщину с месячиной.

Малые народности хотели, чтобы прекратился чиновничий произвол, остановилось взяточничество со скупкой земель и прекратилось насильственное христианское обращение.

Казаки требовали возвратить бывшие вольности и иметь возможность самостоятельно выбирать себе атамана.

История пугачевского бунта - основные события и даты

Пугачевский исторический бунт был начат в сентябре 1773 г. в области хутора Толкачевых в Яицком городке. Бунт продолжался три этапа. Пугачев объявил себя Петром III, который чудом спасся после восшествия Екатерины на престол как главы государства. Затем он начал распространять письмена и рассказы, где обещал людям даровать свободу с землей и освободить их от рекрутов, поскольку выдавал себя за царя.

Взятие Пугачевым крепости Оса

В октябре Пугачев стал собирать войско и набрал около 2500 человек. В ходе осаждения Оренбурга к нему присоединились 15000 человек и продолжили движение к столице. К тому же, его сподвижники обзавелись 86 пушками. Подобно Емельяну, в то же время Юлаев поднял восстание в Башкирии, Зарубин - в Уфе, Овчинников - в Яицке, а Арапов - в Самаре.

В январе 1774 г. восстание охватило Нижнее Поволжье с Южным Уралом. Чтобы подавить бунт, Екатерина выслала армию во главе с Бибиковым. Восстание дошло до крепости Татищево Оренбургской области, где состоялось сражение в марте, как и в Уфе. Армия Пугачева потерпела ряд неудач. В апреле Емельян затаился в горах Урала, чтобы с ним ничего не произошло, и вновь собрал войско для осады других городов.

Выступление Пугачева

В период с 12 по 17 июля Пугачеву удается взять Казань, Нижегородскую, Воронежскую, Пензенскую и Тамбовскую губернии. Он продолжает свой ход к родине донских казаков в надежде на помощь. К 31 июлю он захватывает Саранск с Пензой, Саратовым, Камышиным и Царицыным. Донские казаки его не поддерживают. В августе Пугачев издает царский манифест, где освобождает крестьян от их обязанностей. В начале осени яицкие казаки арестовывают Пугачёва и ведут его к Михельсону, где против восставших выступает Суворов. 10 января 1775 г. всех глав бунтовщиков казнят.

Основные действия и события, передвижения бунтовщиков показаны на исторических картах.

Карта восстания Емельяна Пугачева

Причины поражения бунтовщиков

Пугачевские бунтовщики не смогли закончить начатое дело с успехом из-за стихийности и неорганизованности характера восстания, отсутствия четко выработанной программы работы с организацией, вооружением и дисциплиной. Также все мечтали о государе, который бы отпустил всех крестьян, дал бы им землю и права. Однако они не пытались свергнуть самодержавие.

Итоги и значение крестьянской войны

В итоге восстание было жестоко подавлено в России, Пугачев был казнен, как и многие восставшие. Восстание значительным образом дестабилизировало положение в стране и превратило его в стихийное бедствие. Императрица запретила упоминать о главе восстания, попыталась стереть из памяти все, что с ним было связано. Даже казачество было названо уральским.

Казнь Пугачева

Крестьянское восстание не смогло улучшить ситуацию, репрессии продолжились и усилились. Кроме того, положение работников на заводе не было улучшено.

Восстание стало значимым в обществе из-за того, что пугачевский бунт был самым крупным в народе за всю историю, и впервые была проведена борьба с крепостничеством. Императрица обратила внимание на крестьянский вопрос и усилила полицейский режим, поняв, насколько страшным может быть бунт общества, и к чему он может привести.

В целом, восстание Пугачева - реакция общества на происходящие изменения во власти, притеснение крестьян вследствие государственных реформ и один из самых кровопролитных гражданских бунтов. Оно показало, что обществу нужны изменения и в дальнейшем это послужило толчком к реформированию страны.


Читайте также: