Конспект урока по русской литературе 4 класс беларусь

Обновлено: 05.07.2024

Литературное чтение, 4 класс, Часть 2, Воропаева В.С., Куцанова Т.С., Стремок И.Р., 2018.

Фрагмент из книги:
Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени — он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал в них переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.

Виктор Мокроусов.
Вот он в четвёртый класс не перешёл, а, точнее сказать, перебежал, так как учился он очень хорошо. Живёт он в том же доме, что Лёлишна и Петька, в первом подъезде, на третьем этаже.

Когда Виктор во дворе, все могут быть спокойны. Он, если потребуется, напинает любому хулигану, защитит малыша или девочку; синяк под глаз получит, но не убежит от опасности. И вовсе не потому, что он сильнее всех или длиннее. Наоборот — Виктор самого среднего роста и мускулы у него самые обыкновенные.

Сильным его делает смелость. А откуда он, по-вашему, взял эту смелость? На дороге нашёл? Или взаймы у кого-нибудь попросил? Или на ножичек выменял? Или папа у него космонавт? Или Герой Советского Союза? Нет, нет, нет и нет. Папа у него бухгалтер, тихий человек. Про таких говорят: мухи не обидит. А смелость на дороге не валяется. Никто её взаймы дать не может. И на ножичек не сменяет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа р.п. Усть - Уда

Конспект урока чтения в 4 классе

Составила: Белкина А.И

1. Закреплять навык правильного чтения вслух и про себя целыми словами. Тренировать соблюдать знаки препинания, правильной интонации.

2. Формировать умение рассуждать, устанавливать связи, делать выводы.

3. Воспитывать уважительное отношение к хлебу и людям, которые его выращивают.

I Организационный момент.

- Прозвенел звонок. Сейчас у нас будет урок чтения. Настройтесь на работу, поднимите на меня глазки, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

II Речевая зарядка

- Сейчас у нас речевая зарядка. Научимся читать это стихотворение целыми словами, правильно и выразительно.

- Прочитайте стихотворение про себя.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

- О чем стихотворение? (о хлебе, людях)

- Что значит выражение, люди хлеб в полях лелеют? (люди хлеб выращивают, ухаживают за ним)

- Как вы думаете много ли сил тратится людьми, которые выращивают хлеб, для того, чтобы мы каждый день кушали хлеб? (Ответы детей)

Отчитывание: хором, сильный ученик, средний.

III Подготовка к восприятию текста.

- Ребята посмотрите на эти картинки (на доске- картинки с изображением труда людей на полях во время уборки хлеба).

-Чем занимаются люди?

- Как вы думаете убирать хлеб вручную, это тяжело?

-Так убирали хлеб очень давно, а сейчас хлеб убирают на специальных машинах (показываю картинки). Даже сейчас в наше время уборка хлеба с полей, это очень тяжелая работа, которая требует много сил и времени. И для того, чтобы хлеб попал к нам на стол многим людям приходится много трудиться.

IV Первичное чтение текста учителем.

V Чтение трудных слов

-Сейчас мы будем учиться читать и разбирать ее.

- Нам встретятся трудные слова, научимся читать их правильно и целыми словами.

На доске написаны слова: из лесу, страсть, забороновать, крестцы.

- Послушайте, как читается первая фраза из лесу. Ударение падает на предлог из.

Сначала повторите за мной вслух. Прочитайте про себя.

- Прочитаем слово : за-бо-ро-но-вать, забороновать. Это устаревшее слов, сейчас мы говорим -заборонить-.

VI Чтение про себя

-Сейчас прочитайте сказку (т.к сказка изучается на двух уроках, разделяю текст заранее и делаю пометку в каждом учебнике) про себя, потренируйтесь, если не можете прочитать слово, прочитайте его по слогам медленно, несколько раз.

VII Чтение по частям и анализ.

- Сейчас мы будем читать сказку по частям и разбирать ее содержание.

- Читает тот, кого я называю. Остальные следят.

Косил мужик траву на лугу. Уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду.

- Какие незнакомые слова вам встретились? (уморился, достал узелок).

Дети объясняют слова, при затруднении учитель дополняет или дает свой ответ.

-Уморился- это устаревшее слово, сейчас мы говорим устал.

-Достал узелок- раньше на работу в поле брали еду, которую клали в ткань и завязывал в узелок.

- А теперь ответим на вопросы.

- Что делал мужик на лугу? (косил траву, работал)

- Как вы думаете, это тяжелая работа? (да)

- Что сделал мужик, когда устал (уморился)? (сел под кустом отдохнуть).

- Прочитайте, что сделал мужик, когда уморился и сел отдохнуть?

(Достал узелок, развязал и принялся за еду).

Вторая часть

Выходит из лесу голодный волк. Видит –мужик под кустом сидит и что – то ест. Подошел к нему волк, спрашивает:

- Ты, что ешь?

- Хлеб, - отвечает мужик.

- А вкусный он?

- Страсть какой вкусный!

- Дай мне попробовать.

- Милости прошу.

- Как вы понимаете выражение (Страсть какой вкусный)? (ответы детей). Так говорили в старину, сейчас бы мы сказали: очень вкусный.

- А теперь ответим на вопросы.

- Кто вышел из лесу, когда мужик ел? (голодный волк)

-Найдите в тексте и прочитайте, что спросил волк у мужика. (Ты, что ешь?)

- Какое чувство надо передать в этом предложении? (интерес)

-Что ел мужик? (хлеб)

- Прочитайте, что спросил волк о хлебе у мужика и с каким чувством? (А вкусный он?) (с интересом, любопытством)

- Что ответил мужик? (Страсть какой вкусный!)

- Как вы думаете какое чувство нужно передать в этом предложении? (удовольствие, восторг, восхищение).

- Что попросил волк у мужика? (попробовать хлеба)

- Отказал ему мужик или нет? (нет, пригласил)

- О каких чертах характера мужика это говорит? (о том, что мужик добрый, гостеприимный, не жадный).

Третья часть

Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит:

- Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!

- Ладно, - говорит мужик, - научу тебя, где и как хлеб доставать.

- Понравился ли волку хлеб? (да)

- Прочитайте, что сказал волк, когда попробовал хлеб. О чем он просил мужика? (Научить хлеб доставать)

- С каким чувством говорит волк? (интереса, любопытства, удивления, решимости, просит посоветовать).

- Согласился ли мужик научить волка, хлеб доставать. Прочитайте, что ответил мужик волку.

Четвертая часть

И начал он учить волка:

- Перво –наперво надо землю вспахать..

- Тогда и хлеб будет?

-Нет брат, погоди. Потом надо землю забороновать…

- И можно хлеб есть? –обрадовался волк и хвостом замахал.

- Ишь ты какой скорый! Сначала надо рожь посеять.

- Тогда будет хлеб? – облизнулся волк.

-Нет еще! Дождись, покуда рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом заколосится, потом начнет зерном наливаться, потом зреть…

- Ох, - вздохнул волк,- уж больно долго ждать надо! Ну а когда созреет зерно, тогда я наемся хлеба вволю?

- Где там наешься! – говорит мужик. –Раненько еще! Сначала рожь надо сжать, потом в снопы связать, а уж снопы в кресцы поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, вот тогда вези на ток.

- И хлеб есть буду?

- Какой нетерпеливый! Первым делом надо снопы обмолотить, зерно в мешки собрать, на мельницу отвезти да муки намолоть….

- Нет. Не все. Из муки надо тесто замесить и ждать, покуда тесто взойдет. Тогда в горячую печь сажать.

- И спечется хлеб?

- Ага спечется. Вот тогда и наешься в вволю, -закончил мужик.

- Чему начал учить мужик волка? (хлеб добывать)

- Как вы понимаете значение выражения перво- наперво ? Сейчас мы так не говорим, мы говорим сначала.

- Что посоветовал мужик волку сделать сначала, прочитайте.

- Что посоветовал мужик волку сделать потом, прочитайте.

- Слово забороновать – устаревшее, как вы думаете, как бы мы сейчас сказали? (заборонить).

- Что спросил волк у мужика и с каким чувством он это спросил, прочитайте ответ волка и постарайтесь выразить интонацией то чувство, которое испытывал волк. (радость)

- Что ответил ему мужик, прочитайте обращая внимание на интонацию. (Ишь ты какой скорый! Сначала надо рожь посеять.)

- Как вы понимаете значение выражения ишь ты какой скорый? Устаревшее выражение. Сейчас мы можем сказать ух ты какой быстрый.

- Представьте, что я мужик. Попробуйте мне задать вопрос: Тогда будет хлеб? Облизнувшись как волк. Какие чувства испытывал волк, как вы думаете? (нетерпение, предвкушение, удовольствие)

- Разочаровал его мужик, что он ему ответил, читаем.

- Покуда, что означает это слово? Слово устаревшее. Сейчас мы говорим, когда.

-Заколосится, это значит вырастая рожь даст колос.

-Зерном наливаться- в колоске наливаются зернышки.

- Прочитайте ответ волка, показывая голосом чувства, которые испытывал волк в тот момент. (Чувство сожаления, надежды).

- Ох, - вздохнул волк, - уж больно долго ждать надо! Ну а когда созреет зерно, тогда-то я наемся хлеба вволю?

-Объясните, как вы понимаете выражение, наемся хлеба вволю? (наемся досыта).

-Прочитайте ответ мужика, показывая голосом его чувства.

-Что значит раненько? Устаревшее слово, сейчас бы мы сказали рано.

-Рожь сжать, т.е скосить. Раньше это делали в ручную, а сейчас рожь убирают специальными машинами комбайнами, показываю картинку.

-В снопы связать, т.е срезанные стебля с колосьями собрать в небольшие пучки и поставить, чтобы солнышко их просушило, ветер провеял, т.е продули на ток увезти. Ток – это место для молотьбы.

- Задавая вопрос мужику и есть хлеб буду? Волк показывает свое нетерпение, задайте мне этот вопрос с чувством нетерпения.

- Прочитайте, что отвечает мужик? Покажите голосом интонацию с которой говорит мужик. Какие чувства он при этом испытывает, как вы думаете? (осуждая нетерпеливость волка, усталость)

- Обмолотить, как понимаете? Обмолотить, значит отделить зерно от колоса.

- Мельница, что это? Строение с приспособлением для размола зерна. Показываю картинку.

- Что спросил волк? (и все?)

-Закончился ли на этом рассказ мужика о том, как хлеб добывать? (нет).

- Почитайте, что посоветовал мужик волку.

- Нет. Не все. Из муки надо тесто замесить и ждать, покуда тесто взойдёт. Тогда в горячую печь сажать.

-Покуда тесто взойдет, устаревшее выражение. Сейчас мы говорим, пока тесто поднимется.

- Что спросил волк? (И спечется хлеб?)

-Почитайте ответ мужика. Что значит наешься вволю? Т.е наешься досыта.

- Чему учит нас эта сказка?

Вывод, которого нужно добиться от детей: Легкого хлеба не бывает. Чтобы хлеб появился у нас на столе нужно много тудиться.

VIII Чтение текста целиком

- Итак, мы разобрали текст, хорошо его поняли, научились читать. Сейчас прочитаем его целиком. Читаем громко, правильно, целыми словами. Один читает, остальные за ним следят.

Оценка детей по окончанию чтения текста.

IX Заключительная работа по прочитанному.

Чтение по ролям

- Сейчас мы почитаем сказку по ролям. Давайте распределим роли.

- Скажите есть ли здесь слова автора? (Да)

- Сколько нужно чтецов? (Три)

Читаем сказку по ролям, останавливаясь на удачном варианте чтения детьми.

X Домашнее задание

-Дома еще раз прочитайте эту сказку целыми словами и выразительно. Кому интересно, что произойдет дальше могут дочитать сказку до конца.

- Найдите в тексте, как мужик рассказывал о трудовом хлебе, прочитайте и подберите к вашим ответам иллюстрацию на стр.54.

XI Итог урока

Уроки по литературе 4 класс и другие полезные материалы для учителя литературы, которые вы можете выбрать и скачать бесплатно в этом разделе.

  • Все учебники
  • Литературное чтение. 3-4 классы. Хрестоматия. Произведения школьной программы по литературе. Сер. Школьная библиотека. М.: 2013. - 320 с.
  • Литературное чтение. 4 класс. ("В океане света") В 2 ч. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 4-е изд., перераб. - М.: 2015 - Ч.1 - 224с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. 2-е изд., дораб. - М.: Ч.1 - 2010, 160с., Ч.2 - 2011, 160с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В. 4-е изд. - М.: 2014; Ч.1 - 160с., Ч.2 - 160с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. Кац Э.Э. М.: 2009 - Ч.1 - 176с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 2 ч. Чуракова Н.А. М.: 2016; Ч.1 - 176с., Ч.2 - 176с.
  • Литературное чтение. 4 класс. В 3 ч. Грехнева Г.М., Корепова К.Е. М.: 2013 Ч.1 - 160с
  • Литературное чтение. 4 класс. В. 2 ч. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. и др. 3-е изд. - М.: 2015 - Ч.1 - 223с.
  • Литературное чтение. 4 класс. Полная хрестоматия для начальной школы. 4-е изд., испр. и перераб. - М.: 2014. - 384 с.


УМК Начальная школа 21 века "Формирование личностных результатов в начальной школе"

Уроки

Формирование личностных результатов в начальной школе


План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Басни русских баснописцев.

Уроки


Уроки

Урок разработан с учётом современных требований образования по формированию УУД.


УМК Начальная школа 21 века "Урок Литературного чтения"

Уроки


Уроки

Цели урока: 1) знакомить с жизнью и творчеством К.Паустовского; 2)развивать умение выразительно читать прозаическое произведение; умение анализировать поступки героев, идейное.


Уроки

о детском любопытстве, об отношении детей к вещам


Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В.Ф.Одоевский "Город в табакерке"

Уроки

Цель: создать условия для знакомства с научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; формирования интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского; обучать детей делить.


Биография братьев Гримм

Уроки

Бра́тья Гримм (нем. Brüder Grimm или Die Gebrüder Grimm; Якоб, 4 января 1785 — 20 сентября 1863 и Вильгельм, 24 февраля 1786 — 16 декабря 1859) — немецкие лингвисты и.

Развивать речь учащихся; развитие умения читать правильно, сознательно, выразительно.

ВложениеРазмер
legkiy_hleb.docx 15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Яковлева Л.А.

Семинар по критическому мышлению.

Развивать речь учащихся; развитие умения читать правильно, сознательно, выразительно.

-Ну, ребята, чур, молчок,

С неба солнце светит миллионы лет.

Льет на землю и тепло, и свет.

Но посветит солнце и уходит прочь,

А живое сердце греет день и ночь.

Сожмите ручку в кулачок,

Вот он, как сердце, мой дружок.

Давайте послушаем его-

Какое ж сердечко твое?

( дети называют: доброе, смелое, чуткое, ласковое, нежное)

На доске записано стихотворение В.Берестова

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытания

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании

(стихотворение читает учитель, потом дети хором: громко, тихо, медленно, быстро)

- Какова главная мысль стихотворения?

- О какой особенности сказки говорится в стихотворении?

- Чьи это храбрые сердца бороться будут до конца?

-Давайте подумаем и скажем какие ассоциации вызов у вас слово хлеб?

4. Чтение с остановкой.

(учитель читает 1 часть)

-Хотите узнать, что случилось с волком потом?

-Чему учит сказка?

7. Работа в группах.

(объяснение незнакомых слов с показом их изображения)

(Составить правильную логическую цепь. )

Выходит из лесу голодный волк.

Пошел волк на выгон, там конь пасется.

Прибежал к реке, видит, гуси пасутся.

Бредет по дороге старый дед.

Высмотрел волк самого крупного барашка, схватил его.

(создать рекламу для сказки в виде синквейна)

-Расскажите о волке.

- Почему с ним случилось горе?

-Чему ему нужно учиться?

( Доказать, что это сказка. Чему она учит?)

-Сейчас оценим работу групп.

-Составьте из первых букв названий центров слово, добавьте букву Е. (СЕРДЦЕ)

Храброе сердце закончило путь,

Скоро мы сможем уже отдохнуть.

Молодцы, поработали дружно,

Что ж, оценить себя нужно.

( если урок понравился то прикрепи свое сердечко на доску, если нет оставь на парте)

Заключительное слово учителя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку. Использование технологии критического мышления

3 класс. Русский язык. Тема. Изложение. Цель: формирование умения определять тему текста, устанавливать связь заголовка с темой текста, развитие восприятия, мышления Ход урока. 1.Орган.


« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: .


конспект урока литературное чтение (обучение грамоте) - технология критического мышления

Методические рекомендации по подготовке и проведению урока Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, государственной .

Творческая презентация к уроку английского языка с использованием технологии критического мышления 4класс.

Данную презентацию можно применять как для введения новой лексики по теме: "Погода", так и для первичного закрепления пройденного материала.


Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления


Развитие познавательных способностей младших школьников на уроках литературного чтения посредством использования технологии критического мышления


Конспект урока по математике с использованием технологии критического мышления учащихся.

Читайте также: