Конспект логопедического занятия автоматизация звука ль в слогах

Обновлено: 22.07.2024

Послушай, какие песенки распевает Львенок, и вслед за взрослым четко, не
торопясь пропой их.

Ля — ли—ле ля — ле — ле ли — ля — лю
лю — ля — ли лю —ля —ле ля —ле —лю
ле —ли —ля

Повтори обратные слоги со звуком Ль.

аль — оль — уль — ыль — иль — ель — ёль — юль – яль

Повтори слоги, где звук Ль находится между гласными.

али — але — алё — алю — аля
оли — оле — олё — олю — оля
ули — уле — улё — улю — уля
ыли — ыле — ылё — ылю — ыля .
или — ыле — илё — илю – иля

Повтори прямые слоги со стечением согласных.

кли — кле — клё — клю — кля
хли — хле — хлё — хлю — хля
гли – гле — глё — глю — гля
дли — дле — длё — длю — для
фли — фле — флё — флю — фля
ели — еле — слё — слю – сля

Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых прямых слогах

Развитие чувства ритма и рифмы

Внимательно послушай начало каждой рифмовки.

Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов (ля, лю, ле, ли)

Говорит взрослый — Говорит ребенок

Зеленеют все поля, ля-ля-ля, ля-ля-ля.
Я капусту посолю, лю-лю-лю, лю-лю-лю.
Книги спрятаны в столе, ле-ле-ле, ле-ле-ле.
Мы на озеро пошли, ли-ли-ли, ли-ли-ли.
Дочке куколку куплю, лю-лю-лю, лю-лю-лю.
Крестик я нашла в золе, ле-ле-ле, ле-ле-ле
Дров для печки напилю, лю-лю-лю, лю-лю-лю.
Все ромашки зацвели, ли-ли-ли, ли-ли-ли
Облепила листья тля, ля-ля-ля, ля-ля

Закрепление произношения звука ЛЬ в словах (в начале слова)

Четко, не торопясь повтори слова, выделяя голосом звук Ль.

Ли: липа, Лида, лить, линия, лимон, ливень; линейка, лиственница,

Лиза, лист, лиса, лицо, листва, листопад, лифт.

Ле: Лена, лебедь, лето, лепить, ледоход; лев, лес, леска, лента, лейка,

леденец, лезвие, лепестки, лепёшка, ле¬сенка, лещ, лесник, лечить, лежать.

Лё: лён, Лёня, лёд, Лёва; лёгкий, лётный, лётчик, лётчица, Лёша.

Лю: люк, люди, Люба, Люда, лютик, люпин; любимец.

Ля: лямка; лягушка

Закрепление произношения звука ЛЬ в словах (в конце слова)

Четко, не торопясь повтори слова, выделяя голосом звук Ль.

Аль: эмаль, даль, медаль, педаль, деталь; сталь, шаль, фестиваль; соболь, тополь;

Оль: соль, моль, ноль, моль, боль, толь, фасоль;

Иль: фитиль, утиль, стиль;

Ыль: ковыль, бутыль, мотыль, пыль, быль, костыль;

Ель: мель, ель, метель, табель, китель, капель, пудель, мебель; хмель, туннель, цель, щель, шинель, щавель, шницель, кисель, шмель, стебель, постель, спаситель, любитель;

Юль: тюль, июль; вестибюль.

Повтори слова с двумя звуками Ль.

Лилипут, лилия, Лиля; люлька, мультфильм.

Закрепление произношения звука ЛЬ в словосочетаниях

Четко, не торопясь повтори слова, выделяя голосом звук Ль.

большое полеклейкие листочки

колючий ежтонкая леска

Закрепление произношения звука ЛЬ в историях-чистоговорках

Произнеси каждую чистоговорку 3-5 раз, четко выделяя звук ЛЬ.

Ли-ли-ли, тополя видны вдали
Ле-ле-ле, много их у нас в селе
Ля-ля-ля, люди любят тополя
Лю-лю-лю, тополя и я люблю
Ля-ля-ля, но от них в пуху земля
Ле-ле-ле, будто снег идет в селе

Лю-лю-лю, маму я свою люблю.
Лю-лю-лю, маме лилии куплю.
Ле-ле-ле, их поставлю на столе.
Ли-ли-ли, мы мамуле помогли.
Ле-ле-ле, пыль смахнули на столе.
Ли-ли-ли, маме мы венок плели.
Ли-ли-ли, мой поклон ей до земли!

Закрепление произношения звука ЛЬ в рифмовках

Произнеси стихотворения, выделяя звук ЛЬ. Понравившиеся рифмовки заучи.

А лебеди и утки

Люба с Леной тихо пелиНа полянке возле ели.

Галя с Олей были в поле,

Погуляли там на воле.

Мы не ели, мы не пили,

Мы снеговиков лепили.

Под окном, лаская взгляд,

Баба с дедою стоят!

Закрепление произношения звука ЛЬ в предложениях

Взрослый читает, а ребенок четко произнося все звуки, повторяет.

  • Летом листья зелёные.
  • Мы купили лимоны.
  • Вдали летят лебеди.
  • У Лиды болит ухо.
  • В осеннем лесу листопад.
  • В поле синие васильки.
  • Люди заходили в лифт.
  • Толя гулял в ельнике.
  • У леса синеет лён.
  • На тополе клейкие листочки.
  • Маленькие цыплята клевали пшено.
  • Маленькой Вале купили валенки.
  • Лена и Юля купили леденцы.
  • Леня лепил сливу из глины.
  • Лена и Лида ходили гулять.
  • Мы ловили налима на мели.
  • Люпины цвели на лесной поляне.
  • Бельчата сидели в дупле липы.
  • Осенью лебеди улетают на юг.
  • Шмели летали над цветочной поляной.
  • Ленивый тюлень лежит на льдине.
  • Улитки ползали по веткам клена.
  • Люба поливала лилии из лейки.
  • Лиля лепила из пластилина апельсин.
  • Лебеди с лебедятами летят над лесом.
  • Маленького телёнка пасли на зелёной поляне.
  • Тюлени с тюленятами лежат на льдинах.
  • Валя и Лена едят ма¬линовое суфле.
  • У Люси на блюде лежит малина.
  • Лёня увидел летящих над лесом лебедей.
  • Маленькие бельчата сидели в большом дупле.
  • Лиса с лисятами охотились за маленькими цыплятами.
  • Оленя с олененком увидели на лесной поляне.
  • Клим и Глеб поливали тюльпаны из леек.
  • Илья и Лёва попали под сильный ливень.
  • Юля и Галя любят кататься на льду.
  • Лёва и Люба катали маленькую Лену на санках.
  • У Толи папа лётчик, он сегодня в полёте.

Повтори пословицы и поговорки

  • Готовь сани летом, а телегу зимой.
  • Ленивому всё некогда.
  • Кто ленивый, тот и сонливый.
  • Бездельник сколько ни спит, всё спать хочет.
  • Живи для людей, поживут люди и для тебя.
  • Любишь кататься, люби и саночки возить.
  • Солнце садится — лентяй веселится.
  • Гостю щей не жалей, а погуще налей.
  • Ленивому и лениться лень.
  • Мёд есть — в улей лезть.
  • Один в поле не воин.
  • Много снега — много хлеба.
  • Где снег, там и след.

Закрепление произношения звука ЛЬ в скороговорках

Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую скороговорку 3 раза.

Вначале проговори текст медленно, затем постепенно убыстряй темп,
сохраняя громкость и четкость произношения.

Понравившиеся скороговорки заучи.

  • У Галины много малины.
  • Ходит Люба возле дуба, нам глядеть на Любу любо.
  • Лихо пилит Филипп полено из лип.
  • Пыль по полю летит от топота копыт.
  • Коля полено колет, Поля поле полет.
  • У калитки Антипа одна липа, а Филипп посадит пять лип.
  • Дед Филипп делит дыню: дольку — Дине, дольку — Лине.
  • Пилят и колят Филя и Коля. То ли Коля возле колли, то ли колли возле Коли.
  • По полю, по полю идет Толя к тополю.
  • Мы поймали в лимане налима, мы в лимане поймали линя.
  • Коля с Леней в кино побывали, два мультфильма они увидали,
  • Львы там пели, олени летали, а павлины духи покупали.
  • Лебеди, лебеди, дикие лебеди, лебеди летели, на полянку сели,
  • Сели, посидели, снова полетели.
  • К стадиону мы ходили, лимонад себе купили,
  • Мы б болели за атлетов, только были без билетов.
  • Вот сегодня и суббота, надо маме помогать,
  • Эх, нелегкая забота: Мыть, готовить, подметать.
  • Мыли, мыли, мыли, мыли — Мы избавились от пыли!

Закрепление произношения звука ЛЬ в рассказах

Четко, выделяя звук ЛЬ, повтори сначала каждое предложение,
а затем весь рассказ.

После уточнения смысла текста назови все слова со звуком ЛЬ.

Как-то летом Лида и Лена отдыхали у бабы Любы. Они поселились в избе
и спали на мягком сене. Днем Лида и Лена пасли телят или ходили в лес.
В лесу они ели малину, наблюдали за лисятами, купались в водопаде.
Когда темнело, дети пили молоко с хлебом и мгновенно засыпали.
Дни летели за днями и слились в неделю. Всего семь дней были Лена и
Лида в далеком селе. Но какой длинной показалась им эта неделя!

Сазанова Анжелика Александровна,
учитель-логопед,
г. Московский

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ль] в открытых слогах, в начале слова, предложениях.

Конспект индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука [ль] в слогах, словах, предложениях.

Цель: автоматизация звука [ль] в слогах, словах, предложениях.

- Автоматизировать звук [ль] в открытых слогах, в начале слова, предложениях.

- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.

- Закрепить умения употреблять имена существительные во множественном числе, согласовывать существительные с числительными.

- Развивать навыки образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Развивать внимание, самоконтроль.

Оборудование:

Компьютерная презентация Microsoft Power Point, зеркало, колокольчик.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Внимательно послушай и отгадай загадку:

Не зверь, не птица,

И в воду плюх! (Лягушка)

- Сегодня ты услышишь историю о веселом лягушонке.

- Жил-был веселый лягушонок. Каждое утро он делал зарядку.

2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.

- Вдруг подул ветерок. Улыбнись, приоткрой рот, прикуси кончик языка передними зубами и подуй (наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой, следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта).

- После зарядки лягушонок прыгал на болоте с листочка на листочек и произносил: ль-ль-ль.

Ребенок щелкает мышкой на лягушонка и произносит: ль-ль-ль.

3. Характеристика звука [ль] по артикуляторно - аккустическим признакам.

- Чтобы правильно произносить звук [ль], что должны делать губы, зубы, язык?

Губы - в легкой улыбке.

Кончик языка - упирается в альвеолы.

Средняя часть языка поднимается.

Боковые края опущены.

Задняя часть языка поднята.

Воздушная струя проходит по бокам языка.

Голосовые связки – работают.

4. Автоматизация звука [ЛЬ] в слогах, словах.

- Лягушонок услышал звон колокольчиков. Щелкни мышкой на колокольчик и произноси:

ля ля-ли ля-ли-ле

ли ле-лё лю-ля-ли

ле лю-ля лё-ле лю

лё лё-ли ли-лю-лё

лю ли-ле лё-ли-ля

- Лягушонок любит называть картинки. Щелкни мышкой по картинкам и произноси: моя лейка, мой лес, мое лето, мой лев, мои ленты.

- Лягушонок любит называть все ласково. Щелкни мышкой по картинкам и произноси:

липа – липка

лиса – лисонька, лисичка

лимон - лимончик

- Помоги лягушонку назвать, кого нет? Щелкни мышкой по картинкам и произноси: нет лисы, нет людей, нет Лиды, нет Лёни.

- Помоги Лягушонку посчитать лимоны. Щелкни мышкой по слайду и считай:

один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.

- Помоги Лягушонку посчитать лебедей. Щелкни мышкой по слайду и считай:

один лебедь, два лебедя, три лебедя, четыре лебедя, пять лебедей.

Две зеленые лягушки

Скачут к пруду по опушке.

(Сжать руки в кулачки и положить их на стол пальцами вниз. Резко выпрямить пальцы, – рука как бы подпрыгивает над столом, и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол. Повторить несколько раз).

6. Автоматизация звука [ЛЬ] в предложениях.

- Помоги лягушонку закончить предложения. Щелкни мышкой по картинкам и повтори предложения.

Грибы растут в . (лесу).

В лесу живёт хитрая рыжая . (лиса).

В чай кладут кислый . (лимон).

Осенью с деревьев падают . (листья).

Самолётом управляет. (летчик).

- Лягушонок любит составлять предложения по картинкам. Попробуй и ты. Щелкни по слайду и составь предложения по опорным картинкам.

Например: Лена взяла ленту. Летом идет ливень. Лебеди летят в небе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Беклемышева Татьяна Алексеевна, учитель-логопед

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения.

Тема: Автоматизация звука ЛЬ в слогах, в словах.

Цель: закрепление правильного произношения звука ЛЬ в слогах, словах. Задачи:

1. Развивать подвижность, переключаемость органов артикуляционного аппарата, навыки длительного сильного выдоха и фонематический анализ и синтез.

2.Совершенствовать навыки образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, существительных мн. ч. Им. п.

3. Закреплять навыки согласования существительных с числительными.

4. Формировать зрительно-моторную координацию.

Оборудование: компьютер, предметная картинка с изображением лягушки, фонограмма с кваканьем лягушек, ветрячок, панно с изображением кочек, предметные картинки, мяч, цифры с картинками, листья.

Ход занятия:

Л: -Сегодня к нам на занятие придет гость, но чтобы узнать кто это, тебе надо отгадать звуковую загадку.

- Внимательно послушай и отгадай загадку. (Фонограмма с кваканьем лягушек.)

Ребенку предоставляется картинка с изображением лягушки.

Л: - Лягушки очень красиво умеют петь. Вечерами на пруду устраивают концерты.

Л: 1.Чтобы научиться хорошо, петь, как лягушки, давай с тобой, выполним артикуляционную гимнастику. (Под счет до 10, 5-6 подходов.)

2. Вечерами на пруду дует ветерок. Давай и мы с тобой подуем в ветрячок.

3.У лягушек хороший слух. Проверим, чутко ли слышат твои ушки.

Я буду называть звуки, если ты услышишь звук ЛЬ, хлопни в ладоши.

А, ль, и, ль, у, м, ль й, ль, …

4. Предлагаю тебе спеть любимые песни лягушек:

ля-ля-ля ли-ли-ли лё-лё-лё лю-лю-лю ле-ле-ле

ля-ля-ли лё-лё-лю ли-ли-ле лю-лю-ля ле-ле-ли

5. Лягушки любят скакать по кочкам. Давай и мы поскачем по кочкам.


Веди пальцем руки от одной кочки к другой и называй слоги. ля-лё-лю-ли-ле ли-ля-ле-лю-лё ле-ли-лё-ля-лю лё-лю-ля-ли-ле

6. Наша лягушка любит рассматривать картинки. Помоги ей их назвать и

лётчик, лёд, лютик, люк.

Например, одна липа, а если их несколько, то это что? Липы.

Перечень слов: липа, лиса, лимон, лебедь, лев, лес, лента, лётчик, лютик, люк.

8. У лягушки есть малыш лягушонок. Он любит называть все слова ласково. Попробуй и ты. (Игра с мячом.)

Например, большой лист, маленький – листик.

Перечень слов: лиса, лимон, лес, лента, липа, лепешка, лямка.

9. Лягушонок любит считать. Давай вместе с ним посчитаем предметы от 1 до 5.

Один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листьев.

Перечень слов: лиса, лимон, лента.

- Какой звук мы с тобой сегодня закрепляли? Какие задания выполняли.

Какое задание тебе больше всего понравилось? Какое вызвало затруднение?

Назови слова со звуком ЛЬ, которые ты запомнил.

- Возьми лягушку, которая тебе нравится. Оцени свою работу, если у тебя получалось все хорошо, то посадите лягушку в центр листа; если были затруднения, помести лягушку на край листа.

Этап: Постановка звука [Л], автоматизация в слогах.

Цели: постановка звука [Л], автоматизация звука в прямых и обратных слогах.

учить правильно произносить звук [Л] с опорой на зрительный и слуховой контроль;

учить выделять звук из потока других звуков, слогов, слов;

автоматизировать произношение звука [Л] в прямых и обратных слогах.

развивать полноценные, четкие движения органов артикуляционного аппарата;

отрабатывать положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для артикулирования звука [Л];

развивать зрительно-двигательную координацию;

развивать чувство ритма;

развивать внимание, память, логическое мышление;

развивать общую и мелкую моторику.

формировать направленную воздушную струю;

отрабатывать длительный и плавный речевой выдох.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Развитие психических функций

Задание: из разрезанных частей, собрать целую картинку.

3. Дыхательная гимнастика

Задание: вдыхать носиком, выдыхать ртом, надувая мыльные пузыри.

4. Артикуляционная гимнастика

5. Постановка звука

Логопед : «Ну а теперь, наконец-то, котик хочет научить тебя волшебному звуку, как и обещал. Он говорит, что у тебя за верхними зубками есть звоночек, волшебная кнопочка, на которую нужно нажать и она зазвучит. Давай попробуем.

Нужно открыть широко рот, улыбнуться и нажать острым кончиком язычка на волшебную кнопку. [Л…л…л]

6. Автоматизация [Л] в слогах

Задание: Поочередно соединять большой палец с указательным, средним и т. д. Выполнять двумя руками одновременно.

- Большой палец зовут [Л], указательный – [А], средний – [О], безымянный – [У], мизинец – [Ы]. Сначала большой пальчик пойдет в гости к другим пальчикам (ла, ло, лу, лы). А потом каждый из пальчиков пойдут в гости к большому (ал, ло, ул, ыл).

Задание: Соединять гласные звуки с [Л] поочередно.

7. Развитие фонематического слуха

Задание: Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л].

[м], [п], [л], [к], [л], ла, лу, мы, ло, ол, лапа, труба, лось.

8. Развитие психических процессов

Задание: Послушай слова, рассмотри картинки, запомни их порядок, восстанови их прежний порядок вместе с Котиком.

Дом, корона, шапка, лавка, лук.

9. Итог занятия

Вопросы логопеда на рефлексию :

Нашему гостю пора возвращаться домой.

Тебе понравилось играть в игры с котиком?

Что тебе запомнилось?

Какой звук ты сегодня учился произносить?

Читайте также: