Конспект логопедического занятия автоматизация звука ль в слогах
Обновлено: 22.07.2024
Послушай, какие песенки распевает Львенок, и вслед за взрослым четко, не
торопясь пропой их.
Ля — ли—ле ля — ле — ле ли — ля — лю
лю — ля — ли лю —ля —ле ля —ле —лю
ле —ли —ля
Повтори обратные слоги со звуком Ль.
аль — оль — уль — ыль — иль — ель — ёль — юль – яль
Повтори слоги, где звук Ль находится между гласными.
али — але — алё — алю — аля
оли — оле — олё — олю — оля
ули — уле — улё — улю — уля
ыли — ыле — ылё — ылю — ыля .
или — ыле — илё — илю – иля
Повтори прямые слоги со стечением согласных.
кли — кле — клё — клю — кля
хли — хле — хлё — хлю — хля
гли – гле — глё — глю — гля
дли — дле — длё — длю — для
фли — фле — флё — флю — фля
ели — еле — слё — слю – сля
Закрепление произношения звука ЛЬ в одинаковых прямых слогах
Развитие чувства ритма и рифмы
Внимательно послушай начало каждой рифмовки.
Добавь подходящее по рифме количество одинаковых слогов (ля, лю, ле, ли)
Говорит взрослый — Говорит ребенок
Зеленеют все поля, ля-ля-ля, ля-ля-ля.
Я капусту посолю, лю-лю-лю, лю-лю-лю.
Книги спрятаны в столе, ле-ле-ле, ле-ле-ле.
Мы на озеро пошли, ли-ли-ли, ли-ли-ли.
Дочке куколку куплю, лю-лю-лю, лю-лю-лю.
Крестик я нашла в золе, ле-ле-ле, ле-ле-ле
Дров для печки напилю, лю-лю-лю, лю-лю-лю.
Все ромашки зацвели, ли-ли-ли, ли-ли-ли
Облепила листья тля, ля-ля-ля, ля-ля
Закрепление произношения звука ЛЬ в словах (в начале слова)
Четко, не торопясь повтори слова, выделяя голосом звук Ль.
Ли: липа, Лида, лить, линия, лимон, ливень; линейка, лиственница,
Лиза, лист, лиса, лицо, листва, листопад, лифт.
Ле: Лена, лебедь, лето, лепить, ледоход; лев, лес, леска, лента, лейка,
леденец, лезвие, лепестки, лепёшка, ле¬сенка, лещ, лесник, лечить, лежать.
Лё: лён, Лёня, лёд, Лёва; лёгкий, лётный, лётчик, лётчица, Лёша.
Лю: люк, люди, Люба, Люда, лютик, люпин; любимец.
Ля: лямка; лягушка
Закрепление произношения звука ЛЬ в словах (в конце слова)
Четко, не торопясь повтори слова, выделяя голосом звук Ль.
Аль: эмаль, даль, медаль, педаль, деталь; сталь, шаль, фестиваль; соболь, тополь;
Оль: соль, моль, ноль, моль, боль, толь, фасоль;
Иль: фитиль, утиль, стиль;
Ыль: ковыль, бутыль, мотыль, пыль, быль, костыль;
Ель: мель, ель, метель, табель, китель, капель, пудель, мебель; хмель, туннель, цель, щель, шинель, щавель, шницель, кисель, шмель, стебель, постель, спаситель, любитель;
Юль: тюль, июль; вестибюль.
Повтори слова с двумя звуками Ль.
Лилипут, лилия, Лиля; люлька, мультфильм.
Закрепление произношения звука ЛЬ в словосочетаниях
Четко, не торопясь повтори слова, выделяя голосом звук Ль.
большое полеклейкие листочки
колючий ежтонкая леска
Закрепление произношения звука ЛЬ в историях-чистоговорках
Произнеси каждую чистоговорку 3-5 раз, четко выделяя звук ЛЬ.
Ли-ли-ли, тополя видны вдали
Ле-ле-ле, много их у нас в селе
Ля-ля-ля, люди любят тополя
Лю-лю-лю, тополя и я люблю
Ля-ля-ля, но от них в пуху земля
Ле-ле-ле, будто снег идет в селе
Лю-лю-лю, маму я свою люблю.
Лю-лю-лю, маме лилии куплю.
Ле-ле-ле, их поставлю на столе.
Ли-ли-ли, мы мамуле помогли.
Ле-ле-ле, пыль смахнули на столе.
Ли-ли-ли, маме мы венок плели.
Ли-ли-ли, мой поклон ей до земли!
Закрепление произношения звука ЛЬ в рифмовках
Произнеси стихотворения, выделяя звук ЛЬ. Понравившиеся рифмовки заучи.
А лебеди и утки
Люба с Леной тихо пелиНа полянке возле ели.
Галя с Олей были в поле,
Погуляли там на воле.
Мы не ели, мы не пили,
Мы снеговиков лепили.
Под окном, лаская взгляд,
Баба с дедою стоят!
Закрепление произношения звука ЛЬ в предложениях
Взрослый читает, а ребенок четко произнося все звуки, повторяет.
- Летом листья зелёные.
- Мы купили лимоны.
- Вдали летят лебеди.
- У Лиды болит ухо.
- В осеннем лесу листопад.
- В поле синие васильки.
- Люди заходили в лифт.
- Толя гулял в ельнике.
- У леса синеет лён.
- На тополе клейкие листочки.
- Маленькие цыплята клевали пшено.
- Маленькой Вале купили валенки.
- Лена и Юля купили леденцы.
- Леня лепил сливу из глины.
- Лена и Лида ходили гулять.
- Мы ловили налима на мели.
- Люпины цвели на лесной поляне.
- Бельчата сидели в дупле липы.
- Осенью лебеди улетают на юг.
- Шмели летали над цветочной поляной.
- Ленивый тюлень лежит на льдине.
- Улитки ползали по веткам клена.
- Люба поливала лилии из лейки.
- Лиля лепила из пластилина апельсин.
- Лебеди с лебедятами летят над лесом.
- Маленького телёнка пасли на зелёной поляне.
- Тюлени с тюленятами лежат на льдинах.
- Валя и Лена едят ма¬линовое суфле.
- У Люси на блюде лежит малина.
- Лёня увидел летящих над лесом лебедей.
- Маленькие бельчата сидели в большом дупле.
- Лиса с лисятами охотились за маленькими цыплятами.
- Оленя с олененком увидели на лесной поляне.
- Клим и Глеб поливали тюльпаны из леек.
- Илья и Лёва попали под сильный ливень.
- Юля и Галя любят кататься на льду.
- Лёва и Люба катали маленькую Лену на санках.
- У Толи папа лётчик, он сегодня в полёте.
Повтори пословицы и поговорки
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Ленивому всё некогда.
- Кто ленивый, тот и сонливый.
- Бездельник сколько ни спит, всё спать хочет.
- Живи для людей, поживут люди и для тебя.
- Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Солнце садится — лентяй веселится.
- Гостю щей не жалей, а погуще налей.
- Ленивому и лениться лень.
- Мёд есть — в улей лезть.
- Один в поле не воин.
- Много снега — много хлеба.
- Где снег, там и след.
Закрепление произношения звука ЛЬ в скороговорках
Четко, выделяя звук ЛЬ, произнеси каждую скороговорку 3 раза.
Вначале проговори текст медленно, затем постепенно убыстряй темп,
сохраняя громкость и четкость произношения.
Понравившиеся скороговорки заучи.
- У Галины много малины.
- Ходит Люба возле дуба, нам глядеть на Любу любо.
- Лихо пилит Филипп полено из лип.
- Пыль по полю летит от топота копыт.
- Коля полено колет, Поля поле полет.
- У калитки Антипа одна липа, а Филипп посадит пять лип.
- Дед Филипп делит дыню: дольку — Дине, дольку — Лине.
- Пилят и колят Филя и Коля. То ли Коля возле колли, то ли колли возле Коли.
- По полю, по полю идет Толя к тополю.
- Мы поймали в лимане налима, мы в лимане поймали линя.
- Коля с Леней в кино побывали, два мультфильма они увидали,
- Львы там пели, олени летали, а павлины духи покупали.
- Лебеди, лебеди, дикие лебеди, лебеди летели, на полянку сели,
- Сели, посидели, снова полетели.
- К стадиону мы ходили, лимонад себе купили,
- Мы б болели за атлетов, только были без билетов.
- Вот сегодня и суббота, надо маме помогать,
- Эх, нелегкая забота: Мыть, готовить, подметать.
- Мыли, мыли, мыли, мыли — Мы избавились от пыли!
Закрепление произношения звука ЛЬ в рассказах
Четко, выделяя звук ЛЬ, повтори сначала каждое предложение,
а затем весь рассказ.
После уточнения смысла текста назови все слова со звуком ЛЬ.
Как-то летом Лида и Лена отдыхали у бабы Любы. Они поселились в избе
и спали на мягком сене. Днем Лида и Лена пасли телят или ходили в лес.
В лесу они ели малину, наблюдали за лисятами, купались в водопаде.
Когда темнело, дети пили молоко с хлебом и мгновенно засыпали.
Дни летели за днями и слились в неделю. Всего семь дней были Лена и
Лида в далеком селе. Но какой длинной показалась им эта неделя!
Сазанова Анжелика Александровна,
учитель-логопед,
г. Московский
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ль] в открытых слогах, в начале слова, предложениях.
Конспект индивидуального логопедического занятия
по автоматизации звука [ль] в слогах, словах, предложениях.
Цель: автоматизация звука [ль] в слогах, словах, предложениях.
- Автоматизировать звук [ль] в открытых слогах, в начале слова, предложениях.
- Развивать артикуляционную и мелкую моторику, речевое дыхание.
- Закрепить умения употреблять имена существительные во множественном числе, согласовывать существительные с числительными.
- Развивать навыки образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Развивать внимание, самоконтроль.
Оборудование:
Компьютерная презентация Microsoft Power Point, зеркало, колокольчик.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Внимательно послушай и отгадай загадку:
Не зверь, не птица,
И в воду плюх! (Лягушка)
- Сегодня ты услышишь историю о веселом лягушонке.
- Жил-был веселый лягушонок. Каждое утро он делал зарядку.
2. Артикуляционная гимнастика перед зеркалом.
- Вдруг подул ветерок. Улыбнись, приоткрой рот, прикуси кончик языка передними зубами и подуй (наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой, следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта).
- После зарядки лягушонок прыгал на болоте с листочка на листочек и произносил: ль-ль-ль.
Ребенок щелкает мышкой на лягушонка и произносит: ль-ль-ль.
3. Характеристика звука [ль] по артикуляторно - аккустическим признакам.
- Чтобы правильно произносить звук [ль], что должны делать губы, зубы, язык?
Губы - в легкой улыбке.
Кончик языка - упирается в альвеолы.
Средняя часть языка поднимается.
Боковые края опущены.
Задняя часть языка поднята.
Воздушная струя проходит по бокам языка.
Голосовые связки – работают.
4. Автоматизация звука [ЛЬ] в слогах, словах.
- Лягушонок услышал звон колокольчиков. Щелкни мышкой на колокольчик и произноси:
ля ля-ли ля-ли-ле
ли ле-лё лю-ля-ли
ле лю-ля лё-ле лю
лё лё-ли ли-лю-лё
лю ли-ле лё-ли-ля
- Лягушонок любит называть картинки. Щелкни мышкой по картинкам и произноси: моя лейка, мой лес, мое лето, мой лев, мои ленты.
- Лягушонок любит называть все ласково. Щелкни мышкой по картинкам и произноси:
липа – липка
лиса – лисонька, лисичка
лимон - лимончик
- Помоги лягушонку назвать, кого нет? Щелкни мышкой по картинкам и произноси: нет лисы, нет людей, нет Лиды, нет Лёни.
- Помоги Лягушонку посчитать лимоны. Щелкни мышкой по слайду и считай:
один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов.
- Помоги Лягушонку посчитать лебедей. Щелкни мышкой по слайду и считай:
один лебедь, два лебедя, три лебедя, четыре лебедя, пять лебедей.
Две зеленые лягушки
Скачут к пруду по опушке.
(Сжать руки в кулачки и положить их на стол пальцами вниз. Резко выпрямить пальцы, – рука как бы подпрыгивает над столом, и кладут ладони на стол. Затем резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол. Повторить несколько раз).
6. Автоматизация звука [ЛЬ] в предложениях.
- Помоги лягушонку закончить предложения. Щелкни мышкой по картинкам и повтори предложения.
Грибы растут в . (лесу).
В лесу живёт хитрая рыжая . (лиса).
В чай кладут кислый . (лимон).
Осенью с деревьев падают . (листья).
Самолётом управляет. (летчик).
- Лягушонок любит составлять предложения по картинкам. Попробуй и ты. Щелкни по слайду и составь предложения по опорным картинкам.
Например: Лена взяла ленту. Летом идет ливень. Лебеди летят в небе.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Беклемышева Татьяна Алексеевна, учитель-логопед
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения.
Тема: Автоматизация звука ЛЬ в слогах, в словах.
Цель: закрепление правильного произношения звука ЛЬ в слогах, словах. Задачи:
1. Развивать подвижность, переключаемость органов артикуляционного аппарата, навыки длительного сильного выдоха и фонематический анализ и синтез.
2.Совершенствовать навыки образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, существительных мн. ч. Им. п.
3. Закреплять навыки согласования существительных с числительными.
4. Формировать зрительно-моторную координацию.
Оборудование: компьютер, предметная картинка с изображением лягушки, фонограмма с кваканьем лягушек, ветрячок, панно с изображением кочек, предметные картинки, мяч, цифры с картинками, листья.
Ход занятия:
Л: -Сегодня к нам на занятие придет гость, но чтобы узнать кто это, тебе надо отгадать звуковую загадку.
- Внимательно послушай и отгадай загадку. (Фонограмма с кваканьем лягушек.)
Ребенку предоставляется картинка с изображением лягушки.
Л: - Лягушки очень красиво умеют петь. Вечерами на пруду устраивают концерты.
Л: 1.Чтобы научиться хорошо, петь, как лягушки, давай с тобой, выполним артикуляционную гимнастику. (Под счет до 10, 5-6 подходов.)
2. Вечерами на пруду дует ветерок. Давай и мы с тобой подуем в ветрячок.
3.У лягушек хороший слух. Проверим, чутко ли слышат твои ушки.
Я буду называть звуки, если ты услышишь звук ЛЬ, хлопни в ладоши.
А, ль, и, ль, у, м, ль й, ль, …
4. Предлагаю тебе спеть любимые песни лягушек:
ля-ля-ля ли-ли-ли лё-лё-лё лю-лю-лю ле-ле-ле
ля-ля-ли лё-лё-лю ли-ли-ле лю-лю-ля ле-ле-ли
5. Лягушки любят скакать по кочкам. Давай и мы поскачем по кочкам.
Веди пальцем руки от одной кочки к другой и называй слоги. ля-лё-лю-ли-ле ли-ля-ле-лю-лё ле-ли-лё-ля-лю лё-лю-ля-ли-ле
6. Наша лягушка любит рассматривать картинки. Помоги ей их назвать и
лётчик, лёд, лютик, люк.
Например, одна липа, а если их несколько, то это что? Липы.
Перечень слов: липа, лиса, лимон, лебедь, лев, лес, лента, лётчик, лютик, люк.
8. У лягушки есть малыш лягушонок. Он любит называть все слова ласково. Попробуй и ты. (Игра с мячом.)
Например, большой лист, маленький – листик.
Перечень слов: лиса, лимон, лес, лента, липа, лепешка, лямка.
9. Лягушонок любит считать. Давай вместе с ним посчитаем предметы от 1 до 5.
Один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листьев.
Перечень слов: лиса, лимон, лента.
- Какой звук мы с тобой сегодня закрепляли? Какие задания выполняли.
Какое задание тебе больше всего понравилось? Какое вызвало затруднение?
Назови слова со звуком ЛЬ, которые ты запомнил.
- Возьми лягушку, которая тебе нравится. Оцени свою работу, если у тебя получалось все хорошо, то посадите лягушку в центр листа; если были затруднения, помести лягушку на край листа.
Этап: Постановка звука [Л], автоматизация в слогах.
Цели: постановка звука [Л], автоматизация звука в прямых и обратных слогах.
учить правильно произносить звук [Л] с опорой на зрительный и слуховой контроль;
учить выделять звук из потока других звуков, слогов, слов;
автоматизировать произношение звука [Л] в прямых и обратных слогах.
развивать полноценные, четкие движения органов артикуляционного аппарата;
отрабатывать положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для артикулирования звука [Л];
развивать зрительно-двигательную координацию;
развивать чувство ритма;
развивать внимание, память, логическое мышление;
развивать общую и мелкую моторику.
формировать направленную воздушную струю;
отрабатывать длительный и плавный речевой выдох.
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Развитие психических функций
Задание: из разрезанных частей, собрать целую картинку.
3. Дыхательная гимнастика
Задание: вдыхать носиком, выдыхать ртом, надувая мыльные пузыри.
4. Артикуляционная гимнастика
5. Постановка звука
Логопед : «Ну а теперь, наконец-то, котик хочет научить тебя волшебному звуку, как и обещал. Он говорит, что у тебя за верхними зубками есть звоночек, волшебная кнопочка, на которую нужно нажать и она зазвучит. Давай попробуем.
Нужно открыть широко рот, улыбнуться и нажать острым кончиком язычка на волшебную кнопку. [Л…л…л]
6. Автоматизация [Л] в слогах
Задание: Поочередно соединять большой палец с указательным, средним и т. д. Выполнять двумя руками одновременно.
- Большой палец зовут [Л], указательный – [А], средний – [О], безымянный – [У], мизинец – [Ы]. Сначала большой пальчик пойдет в гости к другим пальчикам (ла, ло, лу, лы). А потом каждый из пальчиков пойдут в гости к большому (ал, ло, ул, ыл).
Задание: Соединять гласные звуки с [Л] поочередно.
7. Развитие фонематического слуха
Задание: Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Л].
[м], [п], [л], [к], [л], ла, лу, мы, ло, ол, лапа, труба, лось.
8. Развитие психических процессов
Задание: Послушай слова, рассмотри картинки, запомни их порядок, восстанови их прежний порядок вместе с Котиком.
Дом, корона, шапка, лавка, лук.
9. Итог занятия
Вопросы логопеда на рефлексию :
Нашему гостю пора возвращаться домой.
Тебе понравилось играть в игры с котиком?
Что тебе запомнилось?
Какой звук ты сегодня учился произносить?
Читайте также:
- Конспект урока повторение изученных букв 1 класс школа россии
- Альдегиды конспект по химии
- Познавательные особенности психической деятельности человека конспект урока
- Конспект урока по русскому языку 9 класс понятие о сложноподчиненном предложении ладыженская
- Конспект занятия старичок лесовичок из природного материала