Жанры народной музыки 4 класс конспект
Обновлено: 30.06.2024
- Под какую музыку мы вошли в класс?
- Легко ли вам было шагать? (нет)
Это потому, что музыка похожа на танец.
предлагаю учащимся сесть удобно и на протяжении всего урока не только слушать, но и слышать все и добросовестно работать. В конце урока за активную работу буду ставить оценки.
Народное творчество является неиссякаемым источником, откуда мы получаем наши представления об историческом прошлом, о современной жизни народа, о его думах, жизненных интересах.
Музыкальный язык народной песни – его правдивость, искренность, простота – сочетаются с непревзойдённым совершенством. Лучшие композиторы пользовались и сейчас продолжают пользоваться мелодиями и характерными чертами народной музыки.
- Ребята, а как вы думаете, что такое народная музыка?
- Это музыка, написанная народом.
- Ребята, а сейчас мы послушаем произведение, сядьте удобно, примите позу слушателя.
- Вам знакомо это произведение?
- Правильно! Мы под эту музыку заходили в класс.
- Какой характер этого произведения?
- А кто исполнитель?
- Как вы думаете, кто написал эту мелодию? (народ)
- А что сделал М.И. Глинка? (аранжировал)
Огромную роль в народной музыке сыграла деятельность великих русских композиторов Римского – Корсакова, Чайковского, Лядова – с этими композиторами вы познакомитесь в старших классах.
- А сейчас мы с вами прослушаем знакомую вам песню.
- Как называется эта песня?
- Кто написал это произведение?
- А теперь слушайте внимательно. После прослушивания буду задавать вопросы.
Звучит фрагмент из 2 части симфонии №4 П.И. Чайковского.
- Это произведение вам знакомо?
Ребята, это произведение П.И. Чайковского, фрагмент из 2 части Симфонии №4.
- Что произошло с песней?
- Она видоизменилась, обогатилась звуками.
- А кто исполнитель?
В наше время, ребята, особенно большое значение имеет собрание и запись народных песен. Собран большой материал, над которым работают композиторы. В результате всей этой работы имеются ценнейшие сборники народных песен.
Наряду с русскими народными песнями собирается и записывается фольклор других народов нашей Родины.
- Ребята, а что означает слово фольклор?
В нашей любимой Осети есть много прекрасной народной музыки. Это и песни, и танцы.
Слушание и исполнение
Примите позу слушателя. Сядьте удобно. Слушаем.
- Музыка какого народа прозвучала?
- Какой характер музыки?
- Какое настроение появилось у слушателя?
У осетинского народа есть много героических песен. С ними вы будете знакомиться в старших классах.
Сопоставляю эти произведения (1 произведение без слов, 2 со словами).
- Ребята, послушайте внимательно еще одно произведение.
- Какому народу оно принадлежит? (Симд)
Предлагаю ребятам станцевать. Все хлопают в ладоши.
С каждым годом выявляются новые народные таланты. ни славят нашу Родину, обогащают народное творчество.
- Что нового узнали на этом уроке?
- Какие музыкальные произведения слушали?
- А что больше всего понравилось?
Анализирую ответы учащихся, выставляю оценки, использую игровой момент – раздаю красочные оценки.
Список использованной литературы
Надежда Рябенко: Уроки музыки в 1-7 классах. Книга для учителя , 2006 г.
Использованные дополнительные материалы
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Дата урока: 30.09.2015 г.
Класс: 4А, 4Б
Тема урока: Жанры народных песен (продолжение темы)
Образовательные : знакомство с новым жанром песен народов Северного Кавказа (лирические), углубление знаний об особенностях обрядовых календарных и семейно-бытовых, плясовых песен народов Северного Кавказа ; Развивающая: развитие умения слушать и анализировать средства выразительности музыки, чистоты интонирования мелодии;
Воспитательная: воспитание интереса к музыкальному творчеству народов Северного Кавказа, патриотизма и толерантности.
Тип урока: комбинированный урок.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Слушать вопросы учителя и отвечать на них;
Осмысливать полученную информацию;
Оценивать результаты собственной деятельности.
Познавательные:
Анализировать средства музыкальной выразительности народных песен, используя специальную терминологию музыкального искусства;
Излагать свою точку зрения;
Глубже понимать смысл народных произведений и близость песен народов Северного Кавказа;
Анализировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные:
Воспринимать музыку как образное искусство;
Выразительно исполнять музыкальные произведения, принимать активное участие в различных видах музыкальной деятельности;
Строить понятные аргументированные высказывания; грамотно строить речевые высказывания;
Доброжелательно и эмоционально-нравственно отзываться на музыку.
Планируемые результаты:
1.Предметные: знание основных жанров песен народов Северного Кавказа; формирование основ музыкальной культуры; умение эмоционально и осознанно относиться к народной музыке.
2.Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач.
3.Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, овладение способами решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов песен народов Северного Кавказа;овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
1.Основные (программа Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной);
2.Дополнительные ( ноутбук, колонки, материал для прослушивания, иллюстрации к песням, рисунки детей).
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I .Организационный
1.Приветствие
-Здравствуйте! Поздоровайтесь с нашими гостями. Займите места.
II .Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами народных песен.
III . Актуализация опорных знаний и способов действий.
Выявление проблемы.
- С какой песни начался наш урок?
-Какого народа эта песня?
-Сегодня мы расширим географический аспект нашей темы. Мы будем знакомиться не только с русскими народными песнями, но и с песнями других народов, населяющих нашу малую родину - Северный Кавказ.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
1.Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен
2.Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально - эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.
3Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.
4.Воспитать музыкально - эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: слайды по теме, проектор, экран, фортепиано.
Организационный момент
б) Слово учителя:
Ой, вы детушки-ребятушки.
Молодые мои отроки!
Вы послушайте внимательно
Быль старинную, правдивую.
Как жила-была святая Русь
Племенами да общинами,
Как молилась Красну Солнышку
Да Сырой землице-Матушке…
Учитель: Кто жил на Руси племенами да общинами, и молился Красну Солнышку…
Введение в новую тему:
Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.
Древние славяне не могли объяснить причин многих природных явлений, поэтому они считали, что всеми этими явлениями (движением солнца и луны, дождём. Громом, бурей и т.д.) управляют сверхъестественные силы-боги, и низшие существа – духи.
-Наши предки никогда не оставались одни, потому что где бы они не были, их всегда сопровождали добрые и не очень добрые боги, шумные и незаметные духи. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне. И надо отдать должное нашим далёким родственникам: со всеми они находили общий язык, всех умели уважить.
Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог, а в руке держит огромный щит, от которого исходит яркий свет.
Верили славяне, что солнце всё видит и хорошие поступки , и плохие. Доброго человека солнце обогреет, а плохого огненным светом опалит.
Помогает Даждьбогу бог-громовик Перун,ведь это он тёмные тучи, что грозят скрыть солнышко, стрелами – молниями поражает. Пройдёт гроза и легче становится дышать. Поговаривали, что от молний- Перуна вся нечистая сила погибает, а живая вода на землю дождём проливается. Радуется мать-земля новой жизни: зеленеет трава, весь мир возрождается.
-А затем бог-ветер Стрибог своим могучим дыханием развеет ослабевшие облака. Хороши славянские боги! Но если умилостивить их, они разгневаются на людей, ужасную беду принесут : солнце выжжет траву. Перун-громовик огненными стрелами поразит и людей , и их жилища. А разъярённый Стрибог развеет трудами нажитое добро по всему белу свету.
- Кроме могущественных богов природы были у славян и другие духи, домашние. Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его Домовой. Обычно Домовой походил на хозяина дома, но только был ростом мал, бородат и волосат. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме и хлеб, и соль, и мёд не иссякнут, и ссоры из избы сами уйдут.
- Чуть построже был Дворовой- хозяин двора.
- А дух бани – Банник – считался очень суровым.
- Но не одни строгости царили в славянской избе. Как только рождался малыш, поселялась в доме Леля- богиня нежности, заботы и любви. По имени этой богини и детскую кровать назвали люлькой.
-Хозяином воды считался Водяной- старик с увесистым животиком, наполненным водой, и с длинными, зелёными, как водоросли. Волосами. Жил он обычно в омутах, в болотах и мельницах. Женат Водяной на Русалке. Жизнь Водяного начинается только ночью, когда и купаться нельзя. Всю зиму Водяной спит, а 3 апреля просыпается. В этот день трещит лёд по рекам- это Водяной потягивается.
- А в славянских лесах всем заправлял леший. Он тоже по весне просыпался и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать как корова, мяукать как кошка, шуметь как река. А чтобы не запутал в чаще, человек нёс ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились.
Вот так и ладили славяне со своими духами и богами,. А те в благодарность оберегали и дом, и двор, и всю славянскую жизнь. Любили наши предки свою деревню. Была она для них миром, родным домом.
Изучение нового материала
- И песня была для них помощницей. Где она могла помогать? (ответы детей)
- Я думаю, что вы сможете ответить на мой вопрос.
Определение темы урока:
- А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей)
- Конечно на Руси.
Ты откуда. Русская, зародилась музыка?
То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьём сердце билась с самого начала?
Как ты появилась? Как ты зазвучала?
Ну, а песня? С песней на Руси родились.
Работа с жанрами народных песен:
- Сейчас мы с вами поработаем с жанрами народных песен, ( что такое жанр?), на доске на карточках жанры народных песен ( не по порядку)
( такие же карточки у каждого ребёнка)
( дети слушают музыку. Отвечают, соотносят карточки с названием жанров)
Итог назовите жанры народных песен( ответы детей)
Вокальная хоровая работа над песней:
Откройте тетрадь на стр 16-17.
- А мы просо сеяли, сеяли,
Ходим ладом, сеяли, сеяли.
- А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ходим ладом, вытопчем, вытопчем.
- А чем же вам вытоптать, вытоптать,
Ходим ладом, вытоптать, вытоптать?
- А мы ее конями, конями,
Ходим ладом конями, конями.
- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,
Ходим ладом, в плен возьмем, в плен возьмем.
- А мы коней выкупим, выкупим,
Ходим ладом, выкупим, выкупим.
А) определяется жанр песни, настроение
- Подведём итог нашему уроку.
- Назовите тему урока.
- Назовите жанры народных песен.
- что вам понравилось?
Домашнее задание.
Откройте тетради на стр.6-7 и дома выполните задания к каждому из стихов придумать мелодию, определить жанр, и средства музыкальной выразительности(темп, динамика, регистр.)
Данный конспект урока составлен с требованиями к обучению глухих и слабослышащих детей. Урок проводился по традиционной методике. Большое внимание отводится развитию речевой функции и слухового восприятия. Был применён приём "маленького учителя", повторение в игровой форме, изучение нового материала с творческим заданием. Фишки использовались как один из приёмов рефлексии.
Тема урока: Жанры народной музыки.
Цель урока: Познакомить с жанром трудовых песен.
Задачи урока: 1) Расширять понятийный кругозор запаса жизненно-музыкальных впечатлений.
2) Формировать общее понятие о жанрах.
3) Развивать слуховую активность.
4) Коррекция произносительной стороны речи.
Организационный момент.
- Построение около класса.
II. Упражнения для развития голосового аппарата.
У: - Будем делать упражнения. (за экраном)
Д: - Будем делать упражнения.
У: - Сегодня упражнения проведёт Даниил.
*Даниил проводит упражнения, проговаривает их названия, дети за ним повторяют. После выполнения упражнений Даниил раздаёт фишки тем, кто выполнял упражнения без ошибок.*
У: - Будем петь звуки.
Пение гласных звуков протяжно и отрывисто на одной высоте.
Пропевание слогов –те-, -да- на 1,2,3 ступенях мажорного лада.
III. Пение
У: - Будем петь попевку. (за экраном).
*Проговаривается текст, прохлопывается ритм*
*Работа над ансамблем, правильным дирижированием*
IV. Работа по теме урока.
У: - Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с некоторыми жанрами русских народных песен. Давайте вспомним, как они называются.
Д: - Военные песни, шуточные песни.
У: - Правильно! Ребята, посмотрите на доску, я думаю, что здесь всё перепутано. Давайте расставим всё по порядку.
*На доске в хаотичном порядке развешаны иллюстрации, речевые единицы, тексты к песням. Дети расставляют всё в нужном порядке и аргументируют свой выбор*
У: - Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром народной песни – трудовая песня. Это песни о труде, о профессиях.
- Работа с текстом.
У: - Ребята, давайте вспомним, как создаются народные песни.
У: - Я предлагаю вам сочинить песню о том, как вы трудитесь. Для этого давайте сочиним текст.
V. Игра на детских музыкальных инструментах.
У: - На Руси издавна сочиняли прекрасные песни, пели их, играя мелодию на различных музыкальных инструментах. Я предлагаю вам сочинить и сыграть мелодию для нашей песни.
*Дети берут музыкальные инструменты, проговаривают их названия, исполняют мелодию по методике К. Орфа*
Читайте также: