Конспект урока два капитана

Обновлено: 04.07.2024

Развивающие: способствовать развитию речи и образного мышления обучающихся, их творческой активности.

Воспитательные: воспитывать лучшие человеческие качества: верность своему слову, честность в любви и дружбе, мужество в трудных жизненных ситуациях.

портрет В.А. Каверина

девиз "Бороться и искать, найти и не сдаваться"

наглядная презентация учебного материала

І. Вступительное слово учителя:

- В этом году вы, ребята, самостоятельно познакомились с одним из лучших произведений для юношества - романом В.Каверина "Два капитана". Уверена, что это произведение не оставило вас равнодушными. Хочется, чтобы сегодня вы поделились своими впечатлениями от чтения романа, попробовали оценить героев и их поступки. Помогать вести урок мне будет экспертная группа (представление).

3.Учитель: Любое путешествие нуждается в подготовке. Перед путешествием ребята получили задание узнать, а какое впечатление произвели герои романа на людей старшего поколения (родителей, бабушек, дедушек, учителей)?

Послушаем их воспоминания (2-3 ученика делятся впечатлениями).

Но не только они знают этот роман, поэтому мы предлагаем ответить вам на вопросы по роману. Ну, а для тех, кто его не читал, они может быть станут стимулом познакомиться поближе с Санькой и его друзьями. Группа экспертов подготовила вопросы.

Эксперты зачитывает вопросы по книге:

Почему автор назвал свой роман "Два капитана"?

Как называлась шхуна капитана Татаринова?

Как узнал Саня об экспедиции капитана Татаринова и шхуне "Святая Мария"?

Ответ: Сумка почтальона, выброшенная речной волной; в ней были письма.

На примере какой птицы ребят обучали в детском доме всем наукам? Назовите предметы?

Ответ: Утка. Русский язык, естествознание, география.

Назовите главных героев романа "Два капитана"? Какой клятвой скрепили свою дружбу ребята? Из скольких человек состояла команда экспедиции капитана Татаринова?

Ответ: из 30 человек.

Какое главное событие во время войны присутствует в романе?

Ответ: Ленинградская блокада.

Как назвала мужа Мария Васильевна?

Ответ: Монтигомо Ястребиный коготь. (Из рассказа А.П.Чехова)

Какое увлечение у ребят было в школе?

Какими бы взаимоотношения Сани и Николая Антоновича?

Главная цель, к которой стремился Саня на протяжении всего романа

Ответ: найти экспедицию капитана Татаринова.

С каким литературным героем пытался сравнить себя Саня?

Ответ: Овод. (Автор Этель Лилиан Войнич)

Профессия, на которую выучился Саня?

Ответ: военный летчик.

На какой марке самолёта учился летать Саня?

Как звали учителя литературы в школе, где учился Саня?

Какой предмет оставил Сане Иван Иванович?

Кем по родственной линии приходился Николай Антонович капитану Татаринову?

Ответ: двоюродный брат.

Из какого города начинается повествование романа?

Какую подлость совершил Ромашов по отношению Сани Григорьева до войны и во время войны?

Ответ: до войны - написал донос. А потом бросил его в лесу в окружении немце тяжело раненого.

-Какие эмоции, чувства вызвала у вас книга?

- У книги нет посвящения, но как вы думаете, кому или чему ее можно посвятить?

Всем путешественникам, исследователям, ученым.

-Как вы понимаете девиз: бороться и искать…

Сейчас мы узнаем то, откуда взяты эти слова.

Презентация про Скотта.

-Докажите, что это роман.

-Какова тема романа?

-Кто главные герои романа?

У главных героев романа есть прототипы.

-Можно ли героев разделить на положительных и отрицательных? Какие качества для автора + и - ?

(Главный герой- Саня Григорьев, какой он?-М.Новиков)

-В романе много смертей. Может, автор излишне жесток к героям?

Проблемный вопрос, над которым вы думали дома:

-Что двигало поступками Ивана Антоновича и Ромашова? Оправдывает ли их то, что они любили М.В. и Катю?

-Какие чувства у вас вызывает эпилог романа?

Цель урока: всестороннее знакомство с романом В.А.Каверина “Два капитана”.

  • расширить познания учащихся о жанре романа, активизировать работу с литературоведческими терминами “сюжет”, “сюжетные линии”, “композиция романа”;
  • нацелить на создание отзыва о книге.
  • настроить учащихся на размышления о нравственных категориях: “добро и зло”, “честность и предательство”, “дружба и вражда”, “любовь и ненависть”, “верность долгу”, “любовь к родине”.

Характер урока – урок-размышление.

Тип урока – комбинированный.

Способ усвоения – творческо-исследовательский.

    Аналитическая беседа.
  1. Словарная работа с литературоведческими терминами.
  2. Анализ эпизодов.
  3. Составление исторической справки.
  4. Сравнительная характеристика героев.
  5. Составление схематичного конспекта урока.
  6. Игра “Столкновение мнений”.

1. Чтение романа В.А.Каверина “Два капитана” и стихотворения Э.Асадова “Ледяная баллада”.

2. Поиск дополнительного материала для исторической справки “Освоение русского севера”.

3. Оформление выставки книг писателя.

4. Сочинение “Характеристика на героя романа В.А.Каверина “Два капитана”, который меня поразил” (на уроке русского языка).

5. Подготовка иллюстраций к роману (на уроках ИЗО).

Русский язык (развитие речи) – создание письменных работ “Отзыв на книгу”, “Характеристика на литературного героя”.

История – события с 1912 по 1944 года.

География – покорение русского севера.

  • Выставка-витрина для книг;
  • книги В.А.Каверина;
  • физическая карта России с флажками, показывающими места, упомянутые в книге;
  • портрет писателя В.А. Каверина;
  • галерея иллюстраций учащихся к роману.

Роман (исторический, приключенческий, биографический, роман в письмах).

…Если на трудной стоишь ты дороге
И светит мечта тебе, как звезда,
То ты ни трусости, ни тревоги
Не выберешь в спутники никогда.

…Мечты исполняются, и часто оказывается реальностью то, что в воображении представлялось наивной сказкой.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок мы посвятим книге, которой в этом году исполняется 63 года, и ее автору – Вениамину Александровичу Каверину. Впервые мы встречаемся с этим автором на наших уроках, и эту несправедливость мы сегодня исправим.

Родился В.А.Каверин в 1902 году, прожил долгую интересную жизнь, стал свидетелем всех ключевых исторических событий, которые пережила наша страна в XX веке. Еще в молодости решил стать писателем. Первые его рассказы были замечены М.Горьким. За свою долгую жизнь был не просто писателем – военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны, журналистом, писал литературные воспоминания, романы, повести, рассказы.

Обратимся к выставке книг этого писателя.

2. Краткий обзор книг дают двое учащихся класса, получившие это задание заранее.

3. История создания романа.

Библиотекарь: Роман “Два капитана” был задуман еще в 1937 году после встречи с интересным человеком, летчиком, который рассказал историю своей жизни. Этот герой в романе стал прототипом Сани Григорьева. Роман состоит из двух томов: первый был закончен в 1941 году, второй том – в 1944. Обратите внимание, автор продолжил работу над романом во время Великой Отечественной войны.

4. Обращение к содержанию книги через проблемный вопрос. Анализ содержания.

- Подумайте, почему В.А.Каверин не отложил написание второго тома до более подходящих времен?

(ожидаемые ответы: считал, что книга будет полезна читателям в такое трудное время; рассказывая о мужественных самоотверженных людях, хотел поддержать тех, кому трудно; настоящий писатель не прекращает своего труда ни при каких обстоятельствах; государство было заинтересовано в такой литературе и инициировало писателя на завершение книги).

Аналитическая беседа

а) Обмен впечатлениями, полученными после прочтения романа.

б) Обращение к сюжету романа.

Ключевые события (найдены письма, герой научился говорить, побег в Москву, Саня узнает историю капитана Татаринова и дает клятву его найти, становится летчиком, война, капитан Татаринов найден).

в) Если бы вам предложили разделить роман на несколько отдельных книг, кто бы стал главным героем в каждой из них? (Подходим к вопросу о двух сюжетных линиях, ожидаемые ответы: книга о Сани Григорьеве и его судьбе, книга о капитане Татаринове и его подвиге).

г) Вернемся к вопросу о прототипах. В начале урока мы говорили о том, что В.А.Каверин встретил человека, судьба которого его заинтересовала, и благодаря этому появился Саня Григорьев. А есть ли в романе другие герои, имеющие в реальной жизни прототипов? (Ученики должны самостоятельно сопоставить факты, полученные после знакомства с поэмой Э.Асадова “Ледяная баллада” о капитане Георгии Седове)

д) Обратимся к названию романа.

Вы уже задумывались над тем, почему автор выбрал такое название? (Ожидаемые ответы: судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова, героическая самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан возвращает доброе имя моряку-капитану)

5. Главные герои романа. Сравнительная характеристика героев.

Продолжение аналитической беседы:

- Почему у таких хороших людей есть враги? (Ожидаемые ответы: в жизни всегда есть завистники, которым не дают покоя чужие успехи, идя к своей светлой цели, герои затрагивают чьи-то низменные интересы)

- Есть ли еще в романе герои-двойники? (По аналогии ученики должны сравнить Ромашова и Н.А.Татаринова)

6. Обобщение знаний через работу над жанром романа.

Игра “Столкновение мнений”

Правила проведения игры: играем парами, каждая пара учащихся получает карточку, в которой дано определение одного из типов романа. Им необходимо доказать, что книга “Два капитана” именно того жанра, который указан в их карточке.

Карточка № 1

Рассказывается о реальных исторических событиях (примеры из текста ______).

Конкретные временные границы(______).

Ожидаемые ответ: 1912–1944 гг., экспедиции по освоению севера, реальные географические места и открытия, война в Испании, Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, реальный исторические личности – Г.Седов, Брусилов, В.Чкалов.

Карточка № 2

С героями происходят удивительные вещи(______).

Ожидаемые ответы: побег из дома, чудесное выздоровление Сани, совпадения, враги, стремление добиться своей мечты и т.д.

Карточка № 3

Ожидаемые ответы: Саня Григорьев, капитан Татаринов.

Карточка № 4

Карточка № 5

Ожидаемые ответы: Любовные треугольники – капитан Татаринов, его жена, его брат. Саня Григорьев, Катя Татаринова, Ромашов. Н.А.Татаринов, мама Кати, Кораблев.

После выступления каждой группы приходим к выводу, что в романе присутствуют все эти черты. Предлагаем ученикам обратиться за подтверждением к самому автору.

“…С первых страниц я взял за правило не выдумывать ничего или почти ничего. Я услышал историю о мальчике, у которого было трудное детство и которого воспитало общество – люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце. Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, юноши и взрослого человека сохранены в “Двух капитанах”.

Для моего “старшего капитана” я воспользовался историей двух отважных завоевателей Крайнего Севера. У одного я взял мужественный и ясный характер, чистоту мысли, ясность цели – все, что отличает человека большой души. Это был Седов. У другого – фактическую историю его путешествия. Это был Брусилов. Дрейф моей “Святой Марии” совершенно точно повторяет дрейф Брусиловской “Святой Анны”. Дневник штурмана Климова, приведенный в моем романе, полностью основан на дневнике штурмана “Св.Анны” Альбанова – одного из двух участников, оставшихся в живых”.

7. Подведение итогов урока (беседа).

- Обратимся к названию нашего урока и эпиграфам. Правильно ли подобраны эпиграфы к уроку? (Отражают идейный смысл романа и наших рассуждений)

- А можно ли эти слова взять эпиграфом к целой жизни? (Особую ценность приобретают слова Асадова, когда ребята узнают, что еще совсем молодым поэт потерял зрение, но не потерял веры в людей, мечту, любовь)

- Всякий ли человек может стать капитаном своей судьбы и так уж это необходимо? (Собственную жизнь нужно строить самостоятельно, находить друзей, справляться с трудностями, иметь светлую цель, и тогда жизнь будет прожита не зря…)

- Вспомните, а какими девизами руководствовались герои романа? (Капитан Татаринов: “ Все для России!”, Капитан Григорьев: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”)

8. Домашнее задание (творческое, по развитию речи).

Осмыслите все то, что мы говорили о романе, его авторе, героях и напишите отзыв на книгу “Два капитана”. Для этого можно использовать форму письма к писателю.

9. Результаты урока.

Оцениваем умение ориентироваться в тексте романа, давать полные аргументированные ответы, активность в обсуждении проблемы, умение сопоставлять, сравнивать, группировать, обобщать.

Литература.

1. Каверин В.А. “Два капитана”.

2. Асадов Э. “Ледяная баллада”.

3. Магидович И.П. Очерки по истории географических открытий. М., 1967, стр. 595.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки внеклассного чтения. Характеристика героев. Проблематика. Сопоставление с другими произведениями. Очень полезный разговор.

Два капитана Вениамин Каверин

Два капитана

 11 января 1946 года на одной из конференций читателей Вениамин Каверин задал слушателям следующий вопрос: -Поняли ли вы идею романа? Как вы думаете, зачем мне понадобилось написать об убийстве сторожа на понтонном мосту и об аресте отца Саши? Почему я начал роман именно с этого? С ответа на этот вопрос и начнётся наше осознание идеи книги.

11 января 1946 года на одной из конференций читателей Вениамин Каверин задал слушателям следующий вопрос:

-Поняли ли вы идею романа? Как вы думаете, зачем мне понадобилось написать об убийстве сторожа на понтонном мосту и об аресте отца Саши? Почему я начал роман именно с этого?

С ответа на этот вопрос и начнётся наше осознание идеи книги.

 Саня был потрясен несправедливостью, а вся идея романа - восстановление справедливости. Несправедливо осуждённый и погубленный отец Сани - это первая жертва подлости, с которой столкнулся мальчик. Чтобы лучше разобраться в героях, в их поступках, нужно пройти весь путь, который прошли герои.

Саня был потрясен несправедливостью, а вся идея романа - восстановление справедливости.

Несправедливо осуждённый и погубленный отец Сани - это первая жертва подлости, с которой столкнулся мальчик.

Чтобы лучше разобраться в героях, в их поступках, нужно пройти весь путь, который прошли герои.

  • Гаер Кулий
  • Недалекий, глупый, ленивый, жесткий человек. Тунеядец. Выгнали с работы, жил за счет матери Сани, женщины больной физически и душевно. Когда она умерла, он бросил Саню. Забрал даже её вещи. Позже мы узнаем, что он вступил в батальон смерти, затем бежал и через много лет Саня встретил его в Москве в зоопарке. Но он и оттуда трусливо убегает.

А по отношению к Марии Татариновой – матери Кати, он тоже ведь был жесток.

В отношении к Кате тоже видим его подлость, расчет, ложь и наглость.

Несмотря на то что эти герои

явно не вызывают у нас симпатий,

Но это всё равно не смягчает

нашего отношения к ним.

Как вы думаете, почему?

Как вы могли бы прокомментаровать

девиз книги

«Бороться и искать,



Музей книги (Псков)

Музей книги (Псков)

Город Псков, памятник находится рядом с Областной библиотекой для детей и юношества В романе – город Энск

Город Псков, памятник находится рядом с Областной библиотекой для детей и юношества

В романе – город Энск


Темы // проблемы романа . . . . . . .

Темы // проблемы романа

Темы // проблемы романа

+ в каких ещё литературных произведениях, изученных (прочитанных) ранее, поднимаются эти проблемы?

8 класс.

Цели урока: проанализировать содержание романа, выяснить его идейно-тематическое содержание, учить находить главное в произведении, выражать свои мысли грамотно, формировать у учащихся высокие моральные качества.

Предварительная подготовка.

1. Прочитать роман, знать хорошо его содержание.

3. Подготовить инсценирование отрывков из романа.

4. Выписать мудрые мысли из текста.

5. Приготовить рисунки к прочитанному тексту.

Оборудование:

1) портрет В. Каверина;

3) оформленная доска;

4) мультимедийный проектор, компьютер;

5)схема отзыва на прочитанную книгу;

6) касcета с инструментальной музыкой;

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Как мы работаем?

А на втором уроке разделимся на две команды и проведем небольшое соревнование, которое покажет, как вы читали роман, умеете ли вы слушать, делать выводы, грамотно излагать мысли. Обращаю ваше внимание на план отзыва на прочитанную книгу. Параллельно мы будем работать над составлением отзыва.

Итак, первый пункт отзыва: сведения о писателе.

Используется мультимедийный проектор, при помощи которого демонстрируются фотографии из семейного альбома В.А.Каверина.

4. Краткое содержание романа.

Запишите краткое содержание романа, употребив всего шесть предложений.

5. Инсценирование эпизода.

1 сценка.

Саша Иван Павлович, в чем дело?

Кораблев Дело в том, что тебя собираются исключить из школы.

Саша За что?

Кораблев А ты не знаешь!

Саша Нет.

Кораблев Вот это уж мне нравится.

Саша Иван Павлович! Честное слово!

Кораблев За самовольную отлучку на девять дней. За оскорбление Лихо! За драку!

Саша Ах! Так! Прекрасно. Но прежде чем исключать, будьте любезны выслушать мои

Кораблев Пожалуйста.

Саша Иван Павлович (торжественно), вы хотите знать, за что я дал в морду Ромашке?

Кораблев Без морд.

рассказал Татариновым насчет меня и Кати. Во-вторых, он подслушивает, что

ребята говорят о Николае Антоновиче, а потом ему доносит. В-третьих, он без

спросу рылся в моем сундуке. Это был форменный обыск. Ребята видели, как я его

застал, и это верно – я его ударил. Я сознаю, что неправильно, особенно ногой, но

ведь я тоже человек, а не камень. У меня сердце не выдержало. Это может с каждым

6. Итак, главный герой романа - Сашка Григорьев.

Какой же он, Сашка Григорьев? Что можно о нем сказать?

(Учащиеся говорят о его настойчивости, прямоте, о воспитании силы воли, о подготовке к профессии, об учебе в летной школе, о войне).

7. Инсценирование эпизода.

2 сценка из романа.

Кораблев Так. Дальше.

Саша Насчет Лихо вы уже знаете. Пускай сперва докажет, что я – идеалист. Вы прочитали

Кораблев Прочитал. Плохое.

Саша Ну, пусть плохо, но идеализм там и не ночевал, за это я могу поручиться.

Кораблев Допустим. Дальше.

Саша А дальше что же? Все.

Кораблев Нет, не все. Да ты знаешь, что через милицию тебя искали?

Саша Иван Павлович… Ну это верно. Я, правда, Вальке сказал, но пускай это не считается,

ладно. Так неужели за то, что я на каникулах уехал – и куда же? На родину, где я 8

лет не был, - меня исключат из школы?

Кораблев Ты должен извиниться перед Лихо.

Саша Хорошо. Только пускай сначала…

Такой отметки вообще нет. Плохо с минусом, что ли?

Кораблев Во-вторых, ты должен извиниться перед Ромашкой.

Саша Никогда.

Саша Да, сказал. Можете меня исключить. Я перед ним извиняться не стану.

Кораблев Послушай, Саня, мне с большим трудом удалось добиться, чтобы тебя вызвали на

заседание педагогического совета. Но теперь я начинаю жалеть, что хлопотал об

наверняка исключат, можешь быть в этом совершенно уверен. Мне кажется, что ты

не имеешь права рисковать своим будущим ради мелкого самолюбия.

Саша Это не мелкое самолюбие, а честь, Иван Павлович.

9. Конкурс рисунков: рассматривание, пересказ фрагментов, изображенных на иллюстрациях.

10. Мудрые мысли, выписанные учащимися из романа.

Используется мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, кассета с инструментальной музыкой. Мудрые мысли читаются под музыку.

«Не помню, где я читала стихотворение, в котором годы сравниваются с фонариками, висящими

«Может быть, вам покажется странным, что в дни войны я намерен доложить вам о старинной экспедиции, окончившейся около 30 лет назад. Это история. Но мы не забыли нашей истории и,

Класс делится на две команды.

Вопросы задаются то одной, то другой команде.

Какими были методы обучения в школе, когда учился Саша Григорьев?

Как испытывал волю Саша Григорьев?

Назовите два-три правила для воспитания воли, составленные Сашей.

Охарактеризуйте творческую манеру писателя.

(Произведения В. Каверина разнообразны по жанру, посвящены людям, олицетворяющим творческое начало в среде современной интеллигенции. Особенно часто пишет об ученых и литераторах. Смысл их жизни в любимой работе. Сюжет произведений В. Каверина напряжен).

Прослушайте описание комнаты. Чья она? Какова основная мысль описания?

(Читаю под музыку).

Это была комната, в которой жили художники – вот что бросалось в глаза с первого взгляда. Видно было даже, что здесь жили два художника и что им вдвоем было тесно. Пожалуй ,можно было угадать, где работает один, и где другой, и где проходила зона, в которой они мешали друг другу. Вот этот стоял у окна, белый, красивый, хотя и очень простой, переделанный из чертежного, - без сомнения, Сашин. А вот этот, грязный, на котором стоит макет и валяются в беспорядке карандаши, кисти и трубки бумаги, - без сомнения, - Петин.

(Это интерьер семьи Сковородниковых, которая жила в Ленинграде).

Каковы интересы подростков и молодых людей 20- 40-х годов ХХ века, судя по роману

В. Каверина?

Расскажите историю Катиного сердца.

Вопросы задаются то одной, то другой команде. Времени на обдумывание не дается. Если сразу не дает команда ответа, дальше следует вопрос другой команде и т. д. Побеждает та команда, которая ответит на большее количество вопросов.

1. Какое образование у В. Каверина? 1. В каком году вышла в свет 1-ая книга

(Высшее, Петербургский университет В. Каверина?

и институт восточных языков окончил). (В 1923 году).

2. Где родился В. Каверин? 2. В каком году родился В. Каверин?

( В г. Пскове). (В 1902).

3. Как называется первый рассказ 3. Кто повлиял на формирование взглядов

В. Каверина? писателя?

5. Сколько лет было Саньке Григорьеву, 5. Кем был до революции старший Сковородни-

когда арестовали его отца? ников?

(8 лет). ( Шил сапоги).

6. Кто такой отец Ли? 6. Чем чаще всего кормили в школе, где учился

(Он нанимал мальчишек торго- Сашка?

вать папиросами). (Кашей).

7. Каким методом обучали детей в школе? 7. Кто такая Варя?

(Комплексным). (Раздавала кашу в столовой).

8. Где прошло детство Сашки? 8. Как звали заведующего школы, где учился

(В Энске). Сашка?

9. Какой книгой испытывал волю Санька? 9. Над кем устраивали суд учащиеся школы,

(Записки охотника). где учился Григорьев?

10. Кто такой Григорий Фабер? 10. Что было примечательного во внешности

(Ученик, ставший актером). Антоновича?

(Редкие волосы, золотой зуб).

11. Назовите основные качества Николая 11. Какая тема разговора была любимой

Антоновича? лая Антоновича?

(Притворство, подлость, низость). (О двоюродном брате).

12. Куда хотели убежать Саня и его друг? 12. Где прошло детство Саши Григорьев?

(В Туркестан). (В Энске).

13. Как звали друга Сани Григорьева? 13. Кем стал Петька Сковородников?

(Петька Сковородников). (Художником).

14. Назовите девиз Саши Григорьева? 14. Назовите основные качества характера

Читайте также: