Развязка романа дубровский конспект урока 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Завязка – это событие, которое является началом действия.

Литературный конфликт – столкновение, противоборство противоположных интересов и взглядов изображённых в литературном произведении.

Открытый финал – отсутствие развязки в произведении. Читатель может сам предположить, домыслить тот или иной вариант завершения сюжета.

Персонаж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Роман – это крупное эпическое произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвлённостью сюжета. То есть в романе происходит множество событий, в которых участвует большое количество героев.

Романтический герой – один из художественных образов литературы романтизма.

Развязка – завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения.

Система образов в литературе – это общее число всех героев, которые есть в художественном произведении, их взаимодействие друг с другом

Сюжет – последовательность и связь событий в художественном произведении.

Сюжетная линия – последовательная логическая связь эпизодов, нередко формирующаяся вокруг одного события, одной проблемы, часто одного конфликта. В зависимости от количества сюжетных линий в произведении различают однолинейные и многолинейные сюжеты.

Список литературы

Обязательная литература

1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6-й кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64.

2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – М.: Паритет, 2007. – 320 с.

3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6-й кл.: Учеб. В 2 ч./ Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019, стр. 307.

4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6-й кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255.

Дополнительная литература

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5–6-х классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254.

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6-й класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400.

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238.

4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6-м классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016. – 239 с.

5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5–9-е классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79.

Открытые электронные ресурсы

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Пушкинский роман – маленький по объёму, но интересный по композиции. Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов. Вспомним элементы композиции:

1. Экспозиция – начало.

2. Завязка – развитие действия.

3. Кульминация – острый, напряжённый момент произведения.

4. Развязка – окончание произведения.

Композиция пушкинского романа такова.

Экспозиция – история дружбы помещиков Кирилы Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского, живших по соседству и приятельствующих много лет.

Завязка – случай, произошедший на псарне Троекурова, привёл к ссоре друзей. Дерзкая шутка холопа разрушила многолетнюю дружбу.

Конфликт разрастается. Чтобы наказать бедного, но гордого соседа, Троекуров использует связи и незаконно овладевает имением бывшего приятеля.

Протест против несправедливого решения перерастает в бунт, и крепостные сжигают Кистенёвку, чтобы не досталась алчному и своенравному Троекурову.

Кульминация – наивысшая точка напряжения конфликта – показана в эпизоде, когда Дубровский-Дефорж признаётся Марье Кириловне в том, что он и есть разбойник.

Какова дальнейшая судьба благородного разбойника Владимира Дубровского? Кто-то утверждал, что Дубровский-младший уехал за границу, а другие приписывали ему происходящие грабежи. Знаем ли мы наверняка, что произошло с главным героем повествования? Как вы думаете, с какой целью Пушкин не рассказывает о дальнейшей жизни героя? Автор хочет, чтобы читатель самостоятельно домыслил концовку романа. Именно поэтому развязка как элемент композиции произведения в романе отсутствует.

Этот авторский приём называется открытым финалом.

Теоретический материал для углублённого изучения

В восьмой главе появляется новый герой – учитель Дефорж. Чтобы объяснить читателю, как Владимир Дубровский стал Дефоржем, А. С. Пушкину понадобилось возвращаться назад, именно поэтому автор использовал приём ретроспективы.

Такая композиция – возвращение в прошлое – служит для привлечения читательского интереса к важному моменту в произведении.

Примеры заданий из тренировочного модуля

Подчёркивания/зачёркивания элементов

Подчеркните верное. Что стало с Владимиром Дубровским в конце произведения? Мы знаем, что у Пушкина финал остался открытым. Открытый финал – отсутствие развязки в произведении.

оставил своих крестьян и уехал за границу;

его поймали и посадили в тюрьму;

Значит, верный ответ – неизвестно.

Выбор осуществляется подчеркиванием правильного ответа.

Множественный выбор

Из предложенного списка выберите сюжетные линии, которые есть в романе:

дружба и вражда между помещиками;

взаимоотношения крестьян и помещиков;

любовь Маши и Владимира.

Нужно проанализировать пройденный материал. Вспоминаем, что на предыдущих уроках рассматривали взаимоотношения и конфликт двух приятелей:А. Г. Дубровского и К. П. Троекурова. Конфликт перерос во вражду, которая закончилась смертью Дубровского-старшего и поджогом Кистенёвки, крестьяне которой стали разбойниками, а их предводителем – Дубровский-младший. Не забываем и о романтических отношениях Марьи Кириловны Троекуровой и Дубровского, который пробрался в дом врага под видом француза Дефоржа. О гостеприимстве ничего в романе не говорится, значит, это неверный ответ.

Цель: помочь понять vмотивы поступков героев; выявить авторское отношение к героям романа и их поступкам; подвести итоги романа.

Планируемые результаты: умение извлекать из текста необходимую информацию, анализировать текст, давать оценку событиям и поступкам героев; владеть навыками монологической и диалогической речи.

Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).

- Каково отношение автора к своему герою-разбойнику? (Примерный ответ. Владимир Дубровский представлен Пушкиным благородным защитником прав личности, защитником справедливости, человеком чести, независимым отважным человеком, способным глубоко чувствовать. Тон, которым Пушкин пишет о Владимире Дубровском, всегда полон сочувствия, никогда не бывает ироничным).

- Какова главная мысль, идея произведения? (Примерный ответ. Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, верность данному слову. Носителем этой идеи является, прежде всего, Владимир Дубровский, а также Маша Троекурова. В тоже время автор осуждает произвол, деспотизм, подхалимство).

Урок с презентацией на тему

● развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

● воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусства: музыки, живописи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений.

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации; компьютер, медиапроектор.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Слайд 1.

Скажите, пожалуйста, каков темп музыки и какое настроение такой темп может вызвать?

Ответы учеников: медленный темп может настроить нас на задумчивость, может стать тоскливо, грустно.

А почему такое настроение задаётся автором музыкального произведения? Как это связано с историей героев произведения? Попробуйте пояснить.

Всё дело в том, что история была несчастливая.

С чего все началось?

Всё началось с ссоры двух давних друзей-помещиков – К.П. Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Сын Дубровского, Владимир, будет испытывать ненависть к врагу своего отца, а кроме того его постигнет любовь, которой не суждено будет иметь продолжение.

2. Завязка-развитие действия

3. Кульминация-острый, напряженный момент произведения.

4. Развязка-окончание произведения.

Экспозиция - История дружбы Троекурова и Дубровского.

Завязка – Ссора друзей, пожар в Кистенёвке.

Кульминация – Дубровский в доме Троекурова. Дефорж признаётся Маше в том, что он – Дубровский.

Со всеми этими частями романа мы уже познакомились на предыдущих уроках. Как вы думаете, что именно мы еще пока не анализировали, о чем еще не узнали?

Финал романа, развязка романа.

Замечательно. Предлагаю открыть тетради и записать сегодняшнее число.

Слайд 2.

Учащиеся записывают число, тему урока и эпиграф.

Постановка целей урока.

Чтобы мы могли продолжить работу, я предлагаю вам обозначить цели нашей деятельности. Ведь любая работа должна иметь результаты. А каких результатов, каких целей должны достичь мы? Я буду давать вам направление, чтобы было легче: Кто главные герои этого произведения после помещиков?

Поменяется ли жизнь Маши и Владимира?

Тогда какова наша цель, что мы должны выяснить?

Владимир Дубровский и Маша Троекурова.

Мы должны выяснить, какие события повлияли на жизнь Маши и Владимира, понять мотивы поступков героев , то, к чему приведут отношения главных героев, понять главную идею романа.

5. Постановка проблемы.

Любовь Маши и Владимира.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Умницы! Давайте вспомним первое свидание Марьи Кирилловны и Владимира Андреевича в беседке у ручья. А помогут нам это сделать Никита и Лиза.

Каковы были причины проникновения Владимира Дубровского в дом Троекурова?

Чтобы отомстить Кирилу Троекурову, Вдадимир Дубровский устраивается учителем в его дом.

Кажется, что молодой разбойник искал возможности отомстить Троекурову. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, случайно увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось.

А чувства Марьи Кирилловны?

Влюбленность, но не настоящая любовь. Слишком разные они по положению в обществе: Маша - богатая аристократка, Владимир-разоренный дворянин, разбойник, кроме того, Маша боится и самого Дубровского, и своего чувства к нему.

Неожиданное сватовство Верейского заставляет ее решиться на второе свидание с Дубровским. Вспомним его. А помогут нам в этом Тимур и Юля.

Инсценировка 15 главы.

Маша пыталась умолить Верейского отказаться от брака с ней, но его не интересовали чувства Маши. Более того, он показал письмо Троекурову. После чего произошел разговор Маши с отцом, в ходе которого у нее проявились качества, о которых она и сама не подозревала: решительность, упрямство, независимость, гордость, самолюбие – те черты, которые были присущи ее отцу.

Сейчас нам постараются передать все эти качества Инна и Тигран.

Обычно свадьба – радостное событие. Как ждет её главная героиня? Почему?

Она должна выйти замуж за нелюбимого человека. Маша – романтическая натура. Она мечтает о настоящем чувстве, а в намерениях Верейского угадывает стремление обладать красивой вещью.

Как подчеркивает Пушкин отчаяние Маши во время венчания? Найдите и прочитайте слова, передающие настроение героини.

Бедная девушка, зарыдала, говорила в слезах, ничего не видала, ничего не слыхала, содрогнулась и обмерла; бледность и странный вид, холодная, пустая церковь, навеки окована .

На картине изображен неравный брак – молодая девушка выходит замуж за пожилого мужчину. Этот же сюжет мы наблюдаем и в романе Пушкина: молодая Маша вынуждена стать княгиней немилого ей старого князя Верейского.

Пытается ли Дубровский спасти возлюбленную? Как?

Он нападает на свадебную карету, хочет увезти с собой Машу.

Соглашается ли Маша бежать с Дубровским? Почему? Свой ответ подтвердите текстом (стр.133 учебника)

Как вы понимаете слово обет?

Обет - данное Богу обещание что-либо исполнить.

Маша проявляет твердость, верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.

Что общего есть между Машей и Владимиром?

Они оба верны своему долгу, чести, морали. Этого не хватало их родителям, поэтому и возникли два конфликта, о которых мы говорили в начале.

Почему Дубровский покинул своих крестьян-разбойников?

Месть, которой он так жаждал, оказалась ненужной. Машу он потерял, поэтому какой смысл оставаться разбойником?

Какова дальнейшая судьба Владимира Дубровского?

О нем больше не было слышно. Некоторые люди приписывали происходящие разбои Дубровскому, но кто-то утверждал, что Дубровский скрылся за границу.

Знает ли читатель точно, что произошло с главным героем романа?

Для чего, по вашему мнению, автор оставляет дальнейшую судьбу своего героя нерешенной?

Таким образом, какой элемент композиции произведения в романе отсутствует?

Запишем определение в тетради.

Думаю, что каждый из вас дочитывая, почувствовал, что вас охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам.

Какова главная мысль, идея произведения?

Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, верность данному слову. Носителем этой идеи является прежде всего, Владимир Дубровский, а также Маша Троекурова. В то же время автор осуждает произвол, деспотизм, подхалимство.

Итог и рефлексия

Как, вы думаете, сложилась бы жизнь Владимира Дубровского в наше время? Была бы его разбойничья жизнь наказуема? Кто из девочек выбрал бы в качестве супруга такого человека?

Его деятельность была бы уголовно наказуема: ст 162 УК РФ – разбой на дорогах.

Ж изнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий (хороших и плохих), о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни.

К сожалению, какими бы целями не руководствовался наш герой, он все равно остается разбойником.

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

Мы вместе с автором жалеем Владимира, сочувствуем его горю, его неразделенной любви. Конец романа подчеркивает мысль автора, что Владимир Дубровский не разбойник, не мститель, а просто несчастный, одинокий человек, который не может противостоять существующим законам.

Молодцы, вы хорошо поработали.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Развязка романа А.С.Пушкина Дубровский.docx

● развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

● воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусства: музыки, живописи.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений.

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации; компьютер, медиапроектор.

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Слайд 1.

Скажите, пожалуйста, каков темп музыки и какое настроение такой темп может вызвать?

Ответы учеников: медленный темп может настроить нас на задумчивость, может стать тоскливо, грустно.

А почему такое настроение задаётся автором музыкального произведения? Как это связано с историей героев произведения? Попробуйте пояснить.

Всё дело в том, что история была несчастливая.

С чего все началось?

Всё началось с ссоры двух давних друзей-помещиков – К.П. Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Сын Дубровского, Владимир, будет испытывать ненависть к врагу своего отца, а кроме того его постигнет любовь, которой не суждено будет иметь продолжение.

Кульминация-острый, напряженный момент произведения.

Экспозиция - История дружбы Троекурова и Дубровского.

Завязка – Ссора друзей, пожар в Кистенёвке.

Кульминация – Дубровский в доме Троекурова. Дефорж признаётся Маше в том, что он – Дубровский.

Со всеми этими частями романа мы уже познакомились на предыдущих уроках. Как вы думаете, что именно мы еще пока не анализировали, о чем еще не узнали?

Финал романа, развязка романа.

Замечательно. Предлагаю открыть тетради и записать сегодняшнее число.

Учащиеся записывают число, тему урока и эпиграф.

Постановка целей урока.

Чтобы мы могли продолжить работу, я предлагаю вам обозначить цели нашей деятельности. Ведь любая работа должна иметь результаты. А каких результатов, каких целей должны достичь мы? Я буду давать вам направление, чтобы было легче: Кто главные герои этого произведения после помещиков?

Поменяется ли жизнь Маши и Владимира?

Тогда какова наша цель, что мы должны выяснить?

Владимир Дубровский и Маша Троекурова.

Мы должны выяснить, какие события повлияли на жизнь Маши и Владимира, понять мотивы поступков героев , то, к чему приведут отношения главных героев, понять главную идею романа.

Постановка проблемы.

Любовь Маши и Владимира.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Умницы! Давайте вспомним первое свидание Марьи Кирилловны и Владимира Андреевича в беседке у ручья. А помогут нам это сделать Никита и Лиза.

Каковы были причины проникновения Владимира Дубровского в дом Троекурова?

Чтобы отомстить Кирилу Троекурову, Вдадимир Дубровский устраивается учителем в его дом.

Кажется, что молодой разбойник искал возможности отомстить Троекурову. Действительно, Дубровский строил планы мести, но, случайно увидев Машу, полюбил её, и сердце его смирилось.

А чувства Марьи Кирилловны?

Влюбленность, но не настоящая любовь. Слишком разные они по положению в обществе: Маша - богатая аристократка, Владимир-разоренный дворянин, разбойник, кроме того, Маша боится и самого Дубровского, и своего чувства к нему.

Неожиданное сватовство Верейского заставляет ее решиться на второе свидание с Дубровским. Вспомним его. А помогут нам в этом Тимур и Юля.

Инсценировка 15 главы.

Маша пыталась умолить Верейского отказаться от брака с ней, но его не интересовали чувства Маши. Более того, он показал письмо Троекурову. После чего произошел разговор Маши с отцом, в ходе которого у нее проявились качества, о которых она и сама не подозревала: решительность, упрямство, независимость, гордость, самолюбие – те черты, которые были присущи ее отцу.

Сейчас нам постараются передать все эти качества Инна и Тигран.

Обычно свадьба – радостное событие. Как ждет её главная героиня? Почему?

Она должна выйти замуж за нелюбимого человека. Маша – романтическая натура. Она мечтает о настоящем чувстве, а в намерениях Верейского угадывает стремление обладать красивой вещью.

Как подчеркивает Пушкин отчаяние Маши во время венчания? Найдите и прочитайте слова, передающие настроение героини.

Бедная девушка, зарыдала, говорила в слезах, ничего не видала, ничего не слыхала, содрогнулась и обмерла; бледность и странный вид, холодная, пустая церковь, навеки окована .

На картине изображен неравный брак – молодая девушка выходит замуж за пожилого мужчину. Этот же сюжет мы наблюдаем и в романе Пушкина: молодая Маша вынуждена стать княгиней немилого ей старого князя Верейского.

Пытается ли Дубровский спасти возлюбленную? Как?

Он нападает на свадебную карету, хочет увезти с собой Машу.

Соглашается ли Маша бежать с Дубровским? Почему? Свой ответ подтвердите текстом (стр.133 учебника)

Как вы понимаете слово обет?

Обет - данное Богу обещание что-либо исполнить.

Маша проявляет твердость, верность данному слову. Она готова была стать женой разбойника, но преступить клятву она не может.

Что общего есть между Машей и Владимиром?

Они оба верны своему долгу, чести, морали. Этого не хватало их родителям, поэтому и возникли два конфликта, о которых мы говорили в начале.

Почему Дубровский покинул своих крестьян-разбойников?

Месть, которой он так жаждал, оказалась ненужной. Машу он потерял, поэтому какой смысл оставаться разбойником?

Какова дальнейшая судьба Владимира Дубровского?

О нем больше не было слышно. Некоторые люди приписывали происходящие разбои Дубровскому, но кто-то утверждал, что Дубровский скрылся за границу.

Знает ли читатель точно, что произошло с главным героем романа?

Для чего, по вашему мнению, автор оставляет дальнейшую судьбу своего героя нерешенной?

Таким образом, какой элемент композиции произведения в романе отсутствует?

Запишем определение в тетради.

Думаю, что каждый из вас дочитывая, почувствовал, что вас охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам.

Какова главная мысль, идея произведения?

Главными человеческими ценностями являются честь, справедливость, верность данному слову. Носителем этой идеи является прежде всего, Владимир Дубровский, а также Маша Троекурова. В то же время автор осуждает произвол, деспотизм, подхалимство.

Итог и рефлексия

Как, вы думаете, сложилась бы жизнь Владимира Дубровского в наше время? Была бы его разбойничья жизнь наказуема? Кто из девочек выбрал бы в качестве супруга такого человека?

Его деятельность была бы уголовно наказуема: ст 162 УК РФ – разбой на дорогах.

Ж изнь сложна, и прожить её не просто. Говорится о разнообразии событий (хороших и плохих), о трудностях, которые человеку встречаются в течение всей его жизни.

К сожалению, какими бы целями не руководствовался наш герой, он все равно остается разбойником.

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

Мы вместе с автором жалеем Владимира, сочувствуем его горю, его неразделенной любви. Конец романа подчеркивает мысль автора, что Владимир Дубровский не разбойник, не мститель, а просто несчастный, одинокий человек, который не может противостоять существующим законам.

Молодцы, вы хорошо поработали.

Читайте также: