Конспект урока образ мастера и маргариты

Обновлено: 06.07.2024

(Система уроков)

Не так давно невозможно было представить себе, что произведения Михаила Афанасьевича Булгакова будут внесены в школьную программу по литературе XX века.

Начиная работу над романом, учитель не должен рассчитывать на то, что сумеет охватить весь необъятный булгаковский мир. Думается, при разговоре о романе даже должна остаться недоговоренность (то, что послужит толчком для самостоятельного осмысления произведения при последующих обращениях к нему), тем более что роман полон загадок, которые нельзя разгадать или дать на них однозначный ответ. И ученики, осознав это, не отнесутся снисходительно к учителю, задавшему им вопрос, на который и сам-то он не находит ответа. В этом тоже очарование, необычность булгаковского романа.

Определим темы уроков.

Вряд ли стоит на уроке останавливаться на подробной биографии писателя. Но в жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу.

Из-за тифа остается во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть с голоду, пошел сотрудничать с большевиками — работал в подотделе искусства, читал просветительские лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. Обладая артистичностью, чуткостью ко всякой театральности, тянулся к сцене с юности. Теперь начал печататься — драматические сценки, небольшие рассказы, сатирические стихи.

«— Почему он вдруг изменился? — спросила тихо Маргарита под свист ветра у Воланда.

Переходим с учениками к разговору о романе.

Второй-третий уроки. Композиция романа, его проблематика. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри в романе.

Зададим ученикам вопрос о главных героях и напомним им, что это поможет нам осознать сюжетные линии, определить тему, идею произведения, его проблемы. Ответ на наш вопрос, как представляется ребятам, лежит на поверхности: конечно, Мастер и его возлюбленная Маргарита. Здесь-то и заключается основная ошибка тех читателей, которые не придают пока большого значения роману, написанному самим Мастером.

Цель первых уроков — показать, как самостоятельное в определенном смысле произведение, посвященное ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности. Мало того, роман, принадлежащий перу Мастера, — это тот стержень, на котором держится все произведение. В его основу положены определенные главы Нового Завета. Но различие художественного произведения с богословским очевидно. Вряд ли стоит требовать от учеников точного знания того, о чем идет речь в Библии: никто из словесников не может сейчас взять на себя смелость толковать Новый Завет. Но, чтобы убедиться, что Мастер создает оригинальное художественное произведение, скажем, что в Евангелии от Иоанна, которое больше всего любил Булгаков, не идет речь о страданиях Понтия Пилата после казни Иисуса.

Для анализа берутся главы 2, 16, 25, 26, 32-я, эпилог.

К 11 классу учащиеся уже хорошо знают, что портрет является одним из способов раскрытия характера героя, в нем автор отражает внутреннее состояние, духовный мир изображаемого лица. Посмотрим, какими предстают перед читателем два героя — Понтий Пилат, обладающий неограниченной властью прокуратор Иудеи, и Иешуа Га-Ноцри, бродячий двадцатисемилетний философ, волею судьбы оказавшийся сейчас перед глазами владыки.

Здесь еще раз отметим, что Мастер ведет речь не о Божьем сыне, его герой — простой человек. Почему? Какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова — богословские или реальные, мирские? Возможный ответ учеников выглядел бы так: опальный некогда роман посвящен земной жизни, и не случайно история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.

Боится ли арестант Понтия Пилата? — Он боится опять пережить физическую боль (вспомним, как по приказу прокуратора Крысобой бил его). Но непоколебим останется тогда, когда будет отстаивать свой взгляд на мир, на веру, на истину. Он несет в себе внутреннюю силу, заставляющую людей слушать его.

И Понтий Пилат после этой части разговора принимает решение в пользу Иешуа. Спросим у ребят какое. Услышим в ответ: объявить бродячего философа душевнобольным, не найдя в его деле состава преступления, и, удалив из Ершалаима, подвергнуть заключению там, где располагалась резиденция прокуратора. Почему? Такого человека хочется держать при себе. Пилат, видящий вокруг себя только тех, кто его боится, может позволить себе удовольствие иметь рядом человека независимых взглядов.

И после того как Синедрион подтвердил свое решение относительно казни Иешуа и освобождения Вар-раввана, «все та же непонятная тоска… пронизала все его существо. Он тотчас постарался ее объяснить, и объяснение было странное: показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, чего-то не дослушал.

Какой еще поступок совершит Пилат, пытаясь смягчить муки совести? — Он велит прекратить страдания Иешуа, распятого на столбе. Но все тщетно. Это ничто по сравнению с теми словами, которые Иешуа перед смертью просит передать Пилату. Ребята найдут эти слова. (Глава 25-я.) Их повторит прокуратору Иудеи Афраний, начальник тайной службы.

Вот оно — возмездие. Уйти от него невозможно. Ты, Всадник Золотое Копье, трус и вынужден сейчас согласиться с такой своей характеристикой. Что можно сейчас сделать? Что-то, за что не накажет кесарь, но что хоть как-то поможет ему, Пилату, оправдать себя. Какое приказание и как отдаст он начальнику тайной полиции?

Жаль, что скорее всего на уроке не найдется времени перечитать этот разговор двух умных людей, уважающих, понимающих друг друга, но все-таки опасающихся говорить открыто. Этот разговор полон недомолвок и полунамеков. Но скажем вместе с учениками, что Афраний прекрасно поймет своего господина.

Оставим на время Понтия Пилата и вспомним, что в рассматриваемых нами главах действует еще один герой. Это Левий Матвей. Спросим, как поведет себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа.

Он сумел устроиться в расщелине на камне. «Мучения человека были настолько велики, что по временам он заговаривал сам с собой.

Как Левий Матвей выполнит свой последний долг перед учителем? — Он снимет его тело со столба и унесет его с вершины горы.

«— Почему? — темнея лицом, спросил прокуратор, — я тебе неприятен, ты меня боишься?

Та же плохая улыбка исказила лицо Левия, и он сказал:

И Понтий Пилат лишь тогда на мгновение осознает свое торжество над Левием, когда на его заявление о желании убить Иуду ответит, что это уже сделал он.

Итак, Понтий Пилат страдает уже около двух тысяч лет. И Маргарита, которая путешествует с Воландом, просит его отпустить Пилата.

«— Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него попросил уже тот, с кем он так стремится разговаривать, — тут Воланд опять повернулся к Мастеру и сказал: — Ну что ж, теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой!

Мастер как будто бы этого ждал уже… Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:

Успокоится ли теперь бывший прокуратор Иудеи? Спросим у учеников, почему эти слова не заканчивают истории Понтия Пилата и Иешуа. Какой эпизод завершит роман, написанный Мастером?

Итак, Понтию Пилату недостаточно того, что его простили. Душа его успокоится лишь тогда, когда Иешуа скажет ему, что казни не было.

В ходе наших уроков мы с учениками еще вернемся к этому эпизоду. Возвращение это окажется логичным и необходимым тогда, когда мы поговорим о судьбе самого Мастера.

Подведем итоги двух уроков, посвященных роману, написанному Мастером. Попросим учеников ответить на вопрос: зачем понадобился Булгакову такой художественный прием — параллельно повествованию о современности вести еще и линию романа, написанного Мастером и рассказывающего о событиях, которые происходили две тысячи лет назад?

Ответы учащихся будут сводиться к следующему. Роман Булгакова посвящен вечным проблемам, и они существуют в настоящем так же, как и много веков назад.

Какие это проблемы? Назовем их.

Что такое истина?
Человек и власть.
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
Позже мы расширим круг проблем, коснувшись истории Мастера.

Определим домашнее задание на следующий урок:

Эти задания предлагаем по вариантам, чтобы ученики имели возможность не торопясь перечитать страницы романа. (Не забываем поставленную в начале работы цель — заинтересовать чтением романа, расширить представление о нарисованных автором характерах).

Четвертый урок. Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты.

В романе Булгакова есть герой, который не назван по имени. Он сам и окружающие называют его Мастером. Слово это хочется писать с большой буквы, потому что необыкновенна сила таланта этого человека. Проявилась она в романе о Понтии Пилате и Иешуа. Так кто же он, почему не называет своего имени? На уроке поговорим о его трагической судьбе и о том мире, в который приходит он со своим романом.

Спросим у ребят, в каком эпизоде впервые появляется Мастер.

Между ними установится та степень доверия, которая поможет каждому осознать что-то в себе. Мастер найдет в этом подтверждение своих догадок, а для Ивана эта встреча станет точкой отсчета новой жизни.

Роман был дописан.

Что же не устраивало литераторов в романе Мастера? Чтобы ответить на этот вопрос, расширим наше представление о том мире искусства, куда вынужден был войти автор романа о Понтии Пилате. В романе Булгакова есть главы, специально этому посвященные, и вместе с ними отдельные эпизоды, которые позволяют представить страшную картину бездарности, приспособленчества, стремления погубить все живое и талантливое — и это в мире искусства!

Какие эпизоды могут вспомнить ученики?

Ученики продолжают приводить примеры, подтверждающие, что литературный мир Москвы ужасен.

Темы произведений писателям, оказывается, навязывают, недаром редактор добивается от Мастера, кто надоумил его сочинить роман на такую странную тему. Вспомним, что Берлиоз отчитывает Ивана Бездомного за то, что тот не сумел написать, как требовалось, заказанную ему антирелигиозную поэму.

Так и живут на свете эти люди, забывшие о высоком назначении писателя, потерявшие стыд и совесть. Недаром так страшно расправится нечистая сила с Берлиозом, бросив его под трамвай, а потом украв из гроба его голову.

Об этих уродствах бытия Булгаков говорит с сарказмом, то есть с язвительной насмешкой. Автор наследует сатирические традиции русской литературы XIX века. Вспоминаются сразу имена Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Подведем итоги урока.

Домашнее задание к следующему уроку:

Начнем урок с вопросов:

Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?

От учеников услышим, что Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа. Люди сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргарите нечистая сила. Обратимся к сюжету романа и вспомним, как состоится знакомство Маргариты с Воландом.

Наверное, человек воспользовался бы сейчас промахом Маргариты, но не дьявол. Он не может не вернуть Маргарите ее возлюбленного. Поэтому прощать Фриду будет сама Маргарита. В этом есть символический смысл: человек будет прощать человека. А ее желание видеть Мастера выполнит Воланд.

Обратимся теперь с учащимися к главе

С какой просьбой к Воланду приходит Левий Матвей?

«— Он прочитал сочинение Мастера, — заговорил Левий Матвей, — и просит тебя, чтобы ты взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?

Маг поглядел на затихшую, пораженную появлением кресла из воздуха публику.

И начинается проверка того, что же изменилось в людях за два тысячелетия. Блестящее представление прерывается то аплодисментами, восхищением, вызванными летящими откуда-то сверху деньгами, возможностью получить бесплатное платье, то криками ужаса, когда у надоевшего всем пошляка Бенгальского оказывается оторвана голова. Вспомним, что много веков назад в Ершалаиме казнь Иешуа Га-Ноцри, Дисмаса и Гестаса воспринималась людьми как представление.

Можно поговорить с учениками о том, какими вообще предстают в романе Воланд и его приближенные. Они симпатичны всем читателям. И не только тем, что именно они воздают всем по заслугам и утверждают справедливость и нравственность, утерянную людьми. Эти фантастические герои воспроизводят реально существующие типы.

Вернемся теперь к нашему вопросу о соотношении в романе трех этих понятий.

Приведем фрагменты из работ ребят, которые зачитываются вслух и тут же обсуждаются.

И последняя цитируемая работа.

Кстати, внимательный читатель этой работы уже отметил для себя, что на этом уроке мы постоянно обращаемся к параллелям, существующим в романе Булгакова. А это было письменное задание одной из групп учащихся. Они сейчас постоянно подключаются к работе.

Настала пора подводить итоги разговора о романе М. А. Булгакова. Учитель скажет, что следует опять вернуться к тому, с чего начинали знакомство с героями: вместе с ними решали, что такое истина.

Какова же стержневая идея романа? Это идея внутренней свободы человека, который при любых внешних обстоятельствах может поступать так, как находит для себя единственно возможным. Он творит добро — его не понимают, швыряют в него камни, распинают его, но свобода, истина, добро превыше всего, они бессмертны.

И самые возвышенные идеи не умирают, а живут в продолжателях, учениках. Мы уже говорили о Левии Матвее — человеке, который, конечно, не все понимал в своем учителе, был фанатиком, но интуитивно чувствовал, что идти в жизни нужно за такими. И опять поработают ребята, которые отслеживали систему подобий в романе. Спросим их, почему роман в целом заканчивается сценой, связанной не с таким уж важным на первый взгляд героем, как Иван Бездомный.

Услышим в ответ, что, как и у Иешуа, у Мастера есть последователь. В чем смысл замены имени Ивана Бездомного на имя Ивана Николаевича Понырева?

Трагическая судьба художника; соотношение таланта и бездарности; взаимосвязь литературы с другими видами искусства.

ВложениеРазмер
moy_otkrytyy_urok.docx 26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 11 классе по роману

Учитель: Гадельшина Э.И.

  1. Показать трагическую судьбу художника, сопоставить образ Мастера и судьбу самого писателя.
  2. Показать соотношение таланта и бездарности.
  3. Показать, что любовь – спасительная сила для человека.
  4. Показать взаимосвязь литературы с другими видами искусства (музыка, живопись).

Проблемный вопрос: Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкладывает в это понятие?

Цель сегодняшнего урока: разговор о соотношении таланта и бездарности, о трагической судьбе художника и о любви как спасительной силе для человека.

Ученики: мастер через балкон приходит в комнату Ивана Бездомного в психиатрической больнице.

- Найдите детали портрета, характеризующие внутреннее состояние героя?

Ученики: довольно бесцветной была жизнь историка по образованию, работавшего в одном их московских музеев, до тех пор, пока он не выиграл 100 тысяч рублей. И здесь оказалось, что у него есть мечта – написать роман о Понтии Пилате, высказать собственное отношение к истории, произошедшей около 2000 лет тому назад в Ерщалаиме. Он весь отдался работе. В этот момент появляется Маргарита. Именно она стала подгонять его в работе, называть мастером, сулила ему славу. Роман дописан.

Учитель: Как литературный мир встретил версию библейской истории? (таймд-пэа-шэа)

Ученики: Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики, - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский.

Ученики: они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман.

Учитель: мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера.

5. Почему же Булгаков называет своего героя мастером и что вкладывает писатель в это понятие? Ответим на проблемный вопрос.(плейсмэт консенсус)

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль)

6.Мы говорим о том, что в романе есть система внутренних соответствий. Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер?

Ученики: в нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения. Убивают (Иешуа – физическая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алоизий Могарыч).

Учитель: можно провести параллель и собственной судьбы Михаила Булгакова и Мастера.

Ученики: В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и Булгакова.

Ученики : мастер сломлен напором, сжигает роман. Булгаков творит, борется.

Ученики: В какой-то момент испугался жизни: отказался от борьбы и даже от любви.

Учитель: А свет – это высшая награда. Свет – это вера до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение. Кто его заслужил и почему?

Ученики : Света заслужила Маргарита, потому что борется за свою любовь до конца.

8. Учитель: первое появление Маргариты в романе. В какой момент в жизни Мастера это происходит?

Ученики : глава 13 – чтение отрывка. Мастер пишет роман. Маргарита верит в гениальность романа и его автора.

Учитель: Как Маргарита борется за любовь?

Ученики: глава 19 – диалог – говорит решительно. Согласилась даже на сделку с дьяволом.

Учитель: Что главное в характере Маргариты? Вспомните сцену после бала. (глава 24 с. 273)

Соглашается на предложение Воланда стать хозяйкой бала Сатаны

Не дает ей слабости просить о помощи, готова закончить жизнь, если нет с ней рядом Мастера. Именно это и покоряет Воланда.

Как соотносится прозвучавшая песня с судьбой Булгакова, мастера?

Ученики: песня о Музе-вдохновительнице.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат".



Тест по роману МА Булгакова "Мастер и Маргарита"

включает тестовые задания и задание с развернутым ответом.


Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности.


Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся.


Открытый урок по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"


Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Проанализировать образы Мастера и Маргариты, обобщить материал по изучению романа М.Булгакова, выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за все добро и зло, совершенное на земле; умение определять свой собственный выбор в жизни

Вступительное слово учителя.

На прошлом уроке мы встретились с миром душевной пустоты, корысти, пошлости, равнодушия. Мы характеризовали с вами образ Воланда.

Актуализация опорных знаний

Читая главы о Мастере и Маргарите, вы заметили, что меняется интонация, стилевая окраска? В чем это изменение?

Ирония, в главах, посвященных Мастеру и Маргарите, отсутствует. Нет ни одного сатирического слова в их адрес. Они насыщены необыкновенным лиризмом.

Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей?

Обыватель - это тот, кто лишён общественного кругозора, живущий только мелочными, личностными интересами. Одним из центральных персонажей романа является Маргарита, возлюбленная Мастера, которая, по словам самого автора, "всю жизнь ждала Мастера". В каком-то смысле, если брать за основу общественную иерархию, Маргариту можно назвать обывателем. Но в авторском замысле она таковой не являлась.

В отличие от подобных самодовольному Берлиозу, героиня, преодолевая собственные слабости, на протяжении всего романа стремится к добру и Любви. И она находит её, заполняя собой душу Мастера. А поскольку Любовь - это наивысшая добродетель с готовностью к самопожертвованию, то Маргарита в итоге совершает высшую жертву во имя спасения её, отдав свою душу дьяволу.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что ни один обыватель не способен на такую глубину чувств, а самое главное - на жертву во имя Любви.

Биография Мастера до появления в его жизни Маргариты.

- Когда появляется в романе Мастер?

- Напомните ситуацию, при которой происходит появление Мастера?

- Найдите детали портрета, характеризующие внутреннее состояние героя?

- Расскажите о Мастере.

Почему Мастер выбирает для своего романа историческую тему?

Он ищет в прошлом аналог своей эпохи. Рассказывая о закате античной жизни, он рассчитывает обнаружить причины и указать на них людям XX века, он выступает против истины, которая одета в белоснежный плащ, но с кровавым подбоем.

На деньги руководят Мастером, а постижение Великой Истины, Великой Правды.

Против чего направлен роман Мастера?

Против лести, лицемерия, беззакония.

Как литературный мир встретил версию библейской истории?

Роман не был принят к печати, все, кто его читал: редактор, члены редколлегии, критики, - обрушились на мастера, отозвались в газетах разгромными статьями. Особенно неистовствовал критик Латунский.

Они сами были людьми бездарными, тема романа кажется им странной. Они сами потеряли стыд и совесть, недаром нечистая сила так жестоко расправилась с Берлиозом. Именно литераторы довели мастера до того, что он сжег свой роман.

Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера.

Почему М. Булгаков называет его Мастером?

Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем (Даль)

Мы говорим о том, что в романе есть система внутренних соответствий. Какому герою из ершалаимских глав соответствует мастер?

В нем есть сходство с Иешуа. Оба не поняты окружающими, обоих преследуют, травят за убеждения. Убивают (Иешуа – физическая расправа, мастер сломлен морально), оба одиноки (только Левий Матвей, Маргарита), обоих предают ради выгоды (Иуда, Алоизий Могарыч).

Можно провести параллель собственной судьбы Михаила Булгакова и Мастера?

В черновиках ему (мастеру) присущи черты самого писателя, образ был автопортретным, много совпадений в судьбе героя и Булгакова.

Мастер сломлен напором, сжигает роман. Булгаков творит, борется.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Биография Маргариты до встречи с Мастером.

Она появляется в романе в период тяжелого душевного кризиса. Ее, как и Понтия Пилата, замучила двойная жизнь. У нее мысль о самоубийстве. Ее не радовало то, чему завидовали все женщины Москвы.

В чем особенность отношений Мастера и Маргариты?

История любви мастера и Маргариты лирична и пронзительна. Это любовь, за которую Маргарита готова отдать свою душу, так как она пуста без любимого человека. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло. Это чувство сильнее всех препятствий и горечи, что выпадает на судьбу главных героев романа. И именно оно помогает им обрести вечную свободу и вечный покой.

Как описывает М. Булгаков отношения Маргариты к Мастеру и его роману?

Но роман, написанный Мастером, не принят, не напечатан. Как ведут себя Мастер и Маргарита в этой ситуации?

Жизнь требует от Мастера подвига, борьбы за судьбу своего романа. Но Мастер не герой, он - лишь служитель истины. Подобно римскому прокуратору, в условиях тотальной власти, от которой нельзя спастись, скрыться, он падает духом, отказывается от своего романа, сжигает его. К нему приходит тоска и страх. Но не страх Понтия Пилата, который пренебрегая своей совестью, совершает подлость. Страх Мастера иной. Он не падет как человек, не поступится своей совестью. Он не хочет вспоминать о романе, чтобы не причинить себе боль и добровольно уходит в клинику для душевнобольных.

А Маргарита?

И начинается волшебный сон Маргариты - ее мечта, желание, надежда пересоздается художником в фантастическую реальность.

Ради встречи с Мастером Маргарита готова стать ведьмой. Летя над ночной Москвой, Маргарита мстит врагам Мастера. На балу у Сатаны ей возвращают Мастера и его сожженную рукопись.

Многие упрекают ее за сделку с дьяволом. Но верно ли это?

Почему Мастер помогает Сатане?

Она делит участь мастера до конца, погибая в одно мгновение с ним.

Почему смерть Мастера и Маргариты показана дважды?

Чтобы читатель не сомневался в этом: дана фантастическая смерть и реальная. Маргарита пьет отравленное вино вместе с Мастером. И когда Мастер скончался в клинике, в это время внезапно упала, схватившись за сердце, в своем особняке Маргарита Николаевна. Теперь они всегда будут вместе, и никто и ничто не разъединит их.

Судьба Мастера и Маргарита определена. Автор романа о Пилате заслужил не свет, уготованный лишь святым мученикам за веру, а покой, предназначенный истинному человеку.

Свет – это высшая награда. Свет – это вера до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение. Кто же его заслужил?

Маргарита заслужила свет, потому что борется за свою любовь до конца.

Какова должна быть любовь женщины и мужчины?

Верной, сильной, чистой, но способной на самопожертвование.

Уход Маргариты к Мастеру – самое счастливое время в их жизни.

ВЫВОД. Настоящая – это бескорыстная, самоотверженная, способная принимать интересы и устремления любимого человека как свои, жить его жизнью и помогать во всем, умение разделять не только радости, но и неудачи, в трудные минуты быть опорой.

Как в романе показана верная любовь?

Поведение Маргариты во время разлуки с Мастером.

ВЫВОД. Красота Маргариты в ее вере в любимого человека.

Любовь, всепобеждающая, сильная и верная, управляет людьми, возносит душу к высотам истинной человечности.

Каков же финал романа?

Любовь и творчество – два наиболее высоких проявления духовности человека. Они оказываются за пределами интересов современного М.Булгакову общества и вынуждены идти за помощью к Сатане. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений.

Человеческую судьбу и сам исторический процесс определяет непрерывный поиск истины, следование высоким идеалам добра и красоты. Их постижение невозможно без терпения, мужества, любви и духовного роста. О чем же роман М.А.Булгакова?

Он об ответственности человека за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности. Он о всепобеждающей силе любви и творчества.

Какова же основная идея романа?

Человеческую судьбу определяет следование нравственным нормам, идеалам. Наличие веры в высокое, вечное. Каждый человек несет ответственность за выбор жизненного пути перед Богом, людьми, самим собой.

В земные страсти вовлеченный,
я знаю, что из тьмы на свет
шагнет однажды ангел черный
и крикнет, что спасенья нет.
Но, простодушный и несмелый,
прекрасный, как благая весть,
идущий следом ангел белый
прошепчет, что спасенье есть.

Оценивание учащихся


I. Оргмомент.

III. Вступительное слово учителя.

IV. Работа по произведению. Главы о Маргарите.

– Как происходит встреча Мастера и Маргариты? (Гл. 13)

– Как создаётся образ Маргариты? Что является основным в об­разе Маргариты?

(Портрета Маргариты нет, описываются ее поступки, которые характе­ризуют ее как решительную, преданную женщину, не лишенную сострадания. Основное в нейлюбовь и гордость.)

– Чем стала в судьбе Маргариты встреча с Масте­ром?

– Во имя любви к Мастеру Маргарита готова на всё. А что делает Маргарита?

на мстит критикам, спасает из огня роман, поддерживает опас­ное знакомство с потусторонними силами, идёт до конца в желании избавить Мастера от всех бед. Ради любви она соглашается на предложение Воланда стать хозяйкой бала сатаны.)

– Чем отличается героиня, продавшая душу дьяволу, от ведьмы в традиционном изо­бражении?

– Почему героиня просит за Фриду, а не за Мастера?

(Превратившись в ведьму, Маргарита не утратила любви и милосердия. У Воланда она просит не за себя, а за преступницу Фриду, на­казание и муки которой кажутся ей чудовищными.

Гордость не позволяет просить о помощи. Это по­коряет Воланда.)

– Как определяет Воланд участь того, кто любит?

– Как звучит тема бессмертия? (Любовь, как и творчество, – высшее проявление чело­веческого духа, и потому она бессмертна.)

– Какой показана любовь в романе?

(Эта всеобъемлющая любовь реаль­на и фантастична одновременно. Счастье и несчастье в ней слиты воедино.

– Что значит любовь Маргариты для Мастера?

– Как мы расстаёмся с героями? (Чтение отрывка из 32 главы.)

– На кого из героинь классической литературы похожа Маргарита? (Маргарита похожа на Татьяну Ларину смело­стью, на Соню Мармеладовусамоотречением.)

– А в чем нашли спасение Булгаков и Елена Сергеевна? (Бул­гаков и Елена Сергеевна нашли спасение в самих себе.)

V. Обобщение.

– Охарактеризуйте образ Маргариты.

(Булгаков наделяет Маргариту такими качествами, как умение любить, готовностью к самопожертвованию, сострада­нием, добротой, милосердием, гордостью, силой духа, внутренней стойкостью, стремлением противостоять злу.)

– Так Маргарита, на ваш взгляд, грешная или святая? (Ответы учащихся.)

VI. Домашнее задание: перечитать главы о Воланде (1-12, 14, 15, 17, 18, 22-24, 27-29, 31, 32); объяснить смысл эпиграфа к роману. Индивидуальные задания: рассказать о

- Стёпе Лиходееве (гл. 7),

- Варенухе (гл. 10, 14),

- Никаноре Ивановиче Босом (гл. 9),

- Поплавском, буфетчике Сокове (гл. 18),

- Аннушке (гл. 21, 27),

- Николае Ивановиче (гл. 21, 24, 27, эпилог),

- Алоизии Могарыче (гл. 24, эпилог),


-75%

Урок по литературе 11 класс

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок по литературе 11 класс

Урок по литературе 11 класс

Урок по литературе 11 класс

Урок по литературе 11 класс

Урок по литературе 11 класс

Урок по литературе 11 класс

Урок по литературе 11 класс

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Читайте также: