Новые идейно политические течения и традиции в 18 веке конспект
Обновлено: 06.07.2024
Краткое содержание истории 7 класс новые идейно-политические течения и традиции в 18 веке
1. Истоки возникновения соц учений
2. Эволюционный и революционный путь развития сообщества
3. Рождение либерализма и консерватизма
4. Просвещенный абсолютизм
При эволюционном развитии всё проходит относительно плавненько, т.е. конфигурации в государственном строе, политические взоры,религиозные верования и т.д.
А когда случается революция - очень много конфигураций происходит за краткий срок, и люди не готовы это всё сходу принять.
1. Новые идейно-политические течения и традиции 18в
ПЛАН УРОКА
1. ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И
ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
2. ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПУТИ
РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
3. РОЖДЕНИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА.
4. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
5. ИТОГИ
В раннее Новое время многие из социальных учений
еще были уравнительскими, т.е. призывающими к
всеобщему равенству. Жизнь показала нежизненность
этих теорий. Ведь если человеку заранее обещано
полное равенство, то зачем ему стремиться лучше
работать, больше знать. Все равно ведь в конце концов
получишь равную долю и с неустанным тружеником, и с
лодырем, и с пьяницей.
Идея всеобщего уравнивания исключала прогресс в
обществе, лишала человека стимула к
совершенствованию, к новым рубежам во имя
собственного и общественного блага.
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ И РЕВОЛЮЦИОННЫЙ
ПУТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Человеческое общество постоянно
изменяется
Людям всегда хотелось ускорить
развитие экономики и общества в целом.
История показала, что есть два пути
Эволюционный
путь
Революционный
путь
ПУТИ РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
Эволюционный путь
- система взглядов,
носящая постепенный,
характер социального
развития - это
● медленные,
● плавные,
● последовательные
преобразования
Революционный
путь
● относительно
быстрые,
● коренные,
● качественные
изменения
ВЫВОД:
В ЕВРОПЕ В ОСНОВНОМ
РАЗВИВАЛСЯ ЭВОЛЮЦИОННЫЙ
ПУТЬ ИЗМЕНЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ
БЛАГОДАРЯ ЭПОХЕ
ВОЗРОЖДЕНИЯ И ГУМАНИЗМУ,
А ЗАТЕМ ПРОСВЕЩЕНИЮ,
ОТВЕРГАВШИМ НАСИЛИЕ И
ЖЕСТОКОСТЬ.
8. 3. РОЖДЕНИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА
9. Сравнительная характеристика либерализма и консерватизма
Либерализм
Консерватизм
Консерватизм- сохранение. Суть
консерватизма- по возможности
сохранять все старое,
проверенное опытом
десятилетий и веков. Практика
Основные идеи:
консерватизма существует
1)Право на свободу
столько же, сколько существует
вероисповедания
государство и политика.
2)Задача обоснования и
Сложился во второй половине
закрепления права человека XVIII века. Основные
на собственность
принципы: 1) незыблемость
(предпринимательство)
освященных опытом традиций.
3)Право избирать и быть
2) Опираясь на них можно
избранным в гос.органы
сохранить мир и стабильность в
управления
обществе.
Либеральная традиция
возникла в середине XVII
века. Формировался набор
прав с развитием общества.
10. ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ
Идеи
Просвещения нашли отклик у
некоторых европейских монархов,
которые прислушивались к идеям
просветителей и использовали их в своей
политике.
Эта новая государственная политика
получила название просвещенного
абсолютизма.
Реформация – главный исток новых идейно—политических течений в XVIII в.
Сокращение религиозной основы новых идейно—политических течений в XVII.
В XVIII в. еще сохранялось сильное влияние религии, поэтому в основе многих идейно—политических течений и традиций лежал деизм – рациональная вера в Бога – в сочетании с наукой, с научным обоснованием веры.
Реформация – главный исток новых идейно—политических течений в XVIII в.
Сокращение религиозной основы новых идейно—политических течений в XVII.
В XVIII в. еще сохранялось сильное влияние религии, поэтому в основе многих идейно—политических течений и традиций лежал деизм – рациональная вера в Бога – в сочетании с наукой, с научным обоснованием веры.
• В средние века и в раннее новое время учения, которые стремились объяснить суть всех процессов в обществе, наметить пути его будущего развития, практически всегда были в своей основе религиозными. В те времена религия в принципе отвечала на все вопросы, которые могли возникнуть у людей.
Поэтому еще в раннее новое время возникают примитивные уравнительские учения. Затем они становятся все сложнее и сложнее, но сама их основа, как и прежде, остается порочной. Ведь если человеку обещано полное равенство, то зачем стремиться лучше работать, больше знать, зачем вообще что-либо делать? Все равно ведь в конце концов получишь равную со всеми остальными долю. Идея всеобщего уравнения исключала прогресс в обществе, лишала человека стимула к совершенствованию. Вот почему ее осуществление могло только завести человечество в тупик.
Нищий
Эволюция или революция
• Людям всегда хотелось ускорить развитие экономики и общества в целом. Но никакие учения и теории не могли, скажем, заставить паровоз появиться в феодальной Англии, а автомобиль — в России времен Петра I, какие бы указы он на этот счет ни принимал. Всему свое время.
Это же относится к развитию экономики общества, его политических структур. Но есть и некоторое отличие. В обществах, которые не ведут постоянных войн, заботятся о здоровье и благополучии своих граждан, возникают благоприятные условия, позволяющие несколько ускорить научно-технический прогресс. Но как ускорить его значительно, как поднять благосостояние государства и его граждан, избавиться от болезней и нищеты, сделать всех — пусть и не в одинаковой степени — сытыми и довольными? Эти вопросы всегда волновали передовые умы.
В процессе развития социально-политической мысли взгляды и практика действий представителей революционного пути становились все более ожесточенными и беспощадными. И все же человечество мало-помалу привыкало к этому. Но примерно до конца XVIII в. (до Французской революции) теория и практика идейно-политических течений преимущественно развивались в русле эволюционного пути. Это в определенной мере было обусловлено культурными и нравственными традициями Возрождения и гуманизма, отвергавшими насилие и жестокость.
В течение XVII—XVIII вв. в эволюционном направлении социально-политической мысли возникли и закрепились две основные тенденции — консервативная и либеральная. Главной ареной их формирования стала Англия — страна наиболее давних и устойчивых политических традиций.
Либерализм
Что же это за права? Их набор формировался вместе с развитием общества. Первым из них было право на свободу вероисповедания. Вопрос о нем был решительно поставлен еще в XVI в. Реформацией, приведшей к распространению в Европе протестантских религий. В упорной борьбе это право понемногу стало утверждаться практически повсеместно.
Джон Локк
В итоге жизнь ставила перед либерализмом вопрос о более широких правах личности. Центральным из них было право влиять на политику государства, проще говоря — право избирать и быть избранным в государственные органы управления. Но этот вопрос решался уже в основном в XIX в., и подробнее вы узнаете о нем из второй части учебника.
Томас Гоббс
Консерватизм
Радикализм
Эдмунд Бёрк
Экономические теории
• К чисто политическим теориям и традициям примыкали учения, в основе которых лежали экономические идеи. В принципе большинство из них можно отнести к консервативной или к либеральной традиции, усмотреть в них эволюционную или революционную направленность. И все же на первом плане в этих теориях стояли не социально-политические, а экономические проблемы.
Население, по Мальтусу, удваивалось примерно каждые 25 лет (это было явным преувеличением), тогда как объем жизненных благ, прежде всего продуктов питания, возрастал значительно медленнее.
Вопросы и задания
1. Чем различаются революционный и эволюционный пути преобразования общества? Можно ли однозначно сказать, какой из них хуже, а какой лучше?
2. Что такое либерализм? Какие задачи стояли перед либералами в XVII—XVIII вв.?
3. Право человека на собственность было обосновано Локком, другими мыслителями. А почему бы и вам не попытаться дать свое толкование этого права? Рискните.
4. Что такое консерватизм? Почему в XIX в. позиции консерватизма и либерализма стали сближаться?
Читайте также:
- Здания с монолитным каркасом конспект
- Конспект занятия по исследовательской деятельности в старшей группе на тему снег
- Конспект занятия в старшей группе с использованием икт с презентацией
- Практические приемы приближенных вычислений 8 класс конспект урока
- Полуколичественное определение хорионического гонадотропина в моче конспект