Конспект урока лицо и число глагола

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: учебник русского языка, карточки с индивидуальным заданием (приложение 3), словарные слова, схемы-опоры, интерактивная доска, ПК.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Детям предлагается прочитать местоимения и глаголы, записанные на интерактивной доске.

Пою

Поём

Поёшь

Поёте

Поёт

Поют

- Глаголы, какого времени записаны? (Настоящего времени).

- Какая часть слова меняется? (Окончание).

- Какого лица и числа записаны местоимения?

(1, 2, 3-го лица в единственном и множественном числе).

На доске записаны слова:

ОНО, ТЕБЯ, ВАС, РИСОВАТЬ.

- Какая это буква? (Буква т).

- Согласную букву Т мы напишем вместе с гласной, которая дважды встречается в местоимении 3-го лица. Какая это буква? (О).

- Определите порядок следования букв в этом ряду:

Тто Тот Тто

III. Словарно-орфографическая работа.

  1. Специалист по фотографии. (Фотограф).
  2. Человек, который проверяет и исправляет текст при подготовке к печати. (Редактор).
  3. Специалист по изданию произведений печати, тот, кто их издаёт или руководит издательством. (Издатель).
  4. Сотрудник, специально командированный за информацией о чём-нибудь. (Корреспондент).
  5. Работник, занимающийся литературно-публицистической деятельностью в газетах. (Журналист).
  6. Количество экземпляров выпущенного в свет печатного издания. (Тираж).

- Какое слово у вас получилось по вертикали? (Газета).

- Объясните значение этого слова.

(Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвящённое событиям текущей жизни). (Приложение 1).

- Какие детские газеты вы знаете?

- Какие газеты издаются в нашем городе?

Дети записывают ответы на эти вопросы. Письмо с комментированием.

- Помните, что название газеты пишется с заглавной буквы и заключается в кавычки.

- Кроссворд был нами разгадан. Переходим к следующей рубрике.

IV. Работа по теме урока.

Работа по таблице.

Спряжение глаголов.

Настоящее время.

Лицо

Единственное число

Множественное число

1

Я что делаю?
Пишу, говорю

Мы что делаем?
Пишем, говорим

2

Ты что делаешь?
Пишешь, говоришь

Вы что делаете?
Пишете, говорите

3

Он что делает?
Пишет, говорит

Они что делают?
Пишут, говорят

- Глаголы, какого времени даны? (Настоящего).

- Как вы изменяли глаголы? (По лицам и числам).

- Какая часть слова меняется при изменении глаголов по лицам и числам? (Окончание).

- Образуйте от глагола пишу – прошедшее время, будущее время.

Устно рассмотреть прошедшее время.

Будущее время. (Учебник стр. 184)

Вывод: Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется спряжением.

- Какие лица имеют глаголы? (1, 2 и 3-е). (Приложение 1).

- Какие числа имеют глаголы? (Единственное и множественное).

- Как определить лицо и число глагола? (По местоимению и по окончанию глагола).

Представь себе, 30 000 лет назад люди не умели говорить. Только в это время в строении гортани человека произошли изменения, и он стал в состоянии что – то сказать. Но это вовсе не означает, что раньше люди не общались. Они издавали звуки, строили гримасы и пользовались языком жестов.

- Проспрягайте в тетради глагол ЧИТАЕМ.

Я

читаю

Мы

читаем

Ты

читаешь

Вы

читаете

Он

читает

Они

читают

- Каждый номер любого журнала или газеты рассказывает о сезонных изменениях.

- Какое сейчас время года?

- Какой сейчас месяц? Что вы знаете об этом месяце?

Физминутка.

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

Обозначить орфограммы. Определить число и лицо глаголов.

Величают апрель птичьим месяцем. В это время перелётные птицы возвращаются, несут на своих крыльях из тёплых краёв весну на родину.

- Соедините части пословиц и объясните их значение.

Апрельский цветок ломает снежок.
Апрельские ручьи землю будят.
Солнце с апрельской горки в лето катиться.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

Стр. 185 упр. 425.

V. Закрепление изученного материала.

- Что такое спряжение? (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам).

- Как определить лицо и число глагола? (Лицо и число определяется по местоимению и по окончанию глагола).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка

Тема: Лицо и число глагола

Цель: способствовать формированию умения определять лицо и число глагола

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

– принимать и сохранять учебную задачу;

– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);

– учитывать другое мнение и позицию

Учитель создаёт психологический настрой на урок и приветствует учеников.

На доске солнышко, с лучами. Детям предлагается наполнить лучи солнца глаголами, повышающими мотивацию на работу на уроке (Размышлять, думать, помогать, удивляться…..)

Послушайте загадку и догадайтесь о какой части речи мы будем говорить на уроке.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,

Строго сам за тем следит.

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строят много школ,

Чтоб все знали про . (Глагол).

Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа.

Минутка чистописания. Посмотрите на доску, определите какая буква во всех словах

Водит, воображаю, видим, возишь, взвесить, вместят

Пропишем узор, состоящий из буквы В, в.

Что еще объединяет слова, записанные на доске? (Глаголы)

Давайте вспомним, что мы знаем про глаголы.

Вернемся к нашим глаголам.

Какие грамматические признаки мы можем определить у данных глаголов? (время, вид, форму, число, лицо)

Определите данные признаки у глаголов.

Если у вас возникли трудности в определении числа и лица, то о чем мы будем говорить на уроке? Какая тема (ЛИЦО И ЧИСЛО ГЛАГОЛА)

Какую цель поставим? (НАУЧИТЬСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЧИСЛО И ЛИЦО)

4. Открытие новых знаний

Что необходимо знать для достижения цели? (Знать местоимения 1,2,3 лица)

Кто догадался, что надо сделать, чтобы определить лицо и число глагола? (подставить местоимение)

5. Первичное закрепление знаний.

Выполним упр. № 1 стр. 105.

Составьте алгоритм выполнения задания.

2. Выписать глаголы

3. Определить лицо и число

4. Обозначь окончания

Выполните по данному алгоритму данное упражнение.

Какое умение мы отработали в этом упражнении?

Что помогло его выполнить?

6. Самостоятельная работа. ( стр. 106 № 2)

Кто просил помощи у соседа по парте или одноклассника?

- Мне было на уроке…

- У меня возникли трудности.

Краткое описание документа:

Данный конспект составлен по программе "Школа 21 века" . учебник С.В. Иванов, М.И. Кузнецов. На этом уроке дети отрабатывают умение определять число и лицо глаголов. Использование цифровых дидактических упражнений позволяет замотивировать учащихся на эффективную работу , сделать урок занимательным.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 054 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.11.2021 259
  • DOCX 18.5 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Галинова Галина Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам". 4 класс. Учебник Полякова А.В.

Содержимое разработки

Тема: Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам.

Цели: познакомить с изменением глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

- познакомить с изменением глаголов по лицам и числам, формировать умение распознавать лицо и число глагола, определять все ли глаголы изменяются по лицам и числам;

- развивать мышление, внимание, устную и письменную речь, орфографическую зоркость;

- воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи.

I. Оргмомент

Все то, что неизвестно.

А то, что неизвестно,

Нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

Проявим мы старание,

Тогда с тобою многое

Удастся нам понять.

– Готовы к уроку? Что ж тогда начнем.

II Словарная работа. Чистописание

- Найдите закономерность и продолжите до конца строчки.

ллЛ ччЧ лЛл чЧч .

- На какую букву будем писать словарные слова?

ВЬКРОТА МДАНКОИР ЛЛОКЕКВТИ ЛТЕКЬИ

(кровать, командир, коллектив, клеить)

- Какое слово лишнее? (глагол)

- Назовите морфологические признаки глагола, Приведите пример.

III. Новая тема

- Как вы думаете могут ли глаголы еще как-либо изменяться?

Я страшное дело какой деловой:

В любые дела ухожу с головой.

Задачи решаю, на скрипке играю,

Сынишку соседки в коляске катаю.

Я пряжу мотаю и хлеб покупаю,

Я на стадионе голы забиваю.

Укроп поливаю, кусты подстригаю

И чисто-пречисто весь двор подметаю.

Дорожки в саду я песком посыпаю,

А после работы в тени отдыхаю.

- Что заметили? (очень часто встречаются глаголы)

- В каком времени стоят эти глаголы? (н.в.) СЛАЙД

- Как могут изменяться глаголы в настоящем времени? (по лицам)

Глагол обозначает действие. А действия совершаются разными действующими лицами. И по глаголу можно узнать, какое действующее лицо совершает это действие. Если действует сам говорящий, то про себя он скажет: я сижу, читаю, пишу. Это первое лицо глагола. Про действие своего собеседника он скажет: ты …, . .. . Это второе лицо глагола. А про третьего он скажет: он …, …, … .Это третье лицо.

2)Устная работа по упр. 60

- Сейчас каждому из вас предстоит провести мини – исследование. Работа по карточкам

Запишите в таблицу глаголы: пишу, напишу, писал, измените их по лицам и числам. Пронаблюдайте, что изменяется у глаголов. Сделайте вывод.

1л. Мы пишем

2л. ВЫ пишете

3л. Они пишут

2л. Ты пишешь

3л. Он пишет

1л. Мы напишем

2л. ВЫ напишете

3л. Они напишут

1л. Я напишу

2л. Ты напишешь

3л. Он напишет

- Что изменилось? (окончание)

Вывод: лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию.

2л. Ты писал

3л. Он писал

1л. Мы писали

2л. ВЫ писали

3л. Они писали

Вывод: глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы прошедшего времени по лицам не изменяются.

- А может быть вы, знаете, как называется изменение глаголов по лицам и числам? (спряжение)

- Что помогает определить лицо и число глаголов? (Местоимения и окончания)

IV. Закрепление нового знания

- Какое время глаголов?

- Слева укажите местоимение, справа лицо. Какой ряд выполнит быстро и правильно.

мы поём он играет мы спорим

я иду вы несёте вы мечтаете

они сидят я пишу оно летит

ты несешь они едут они читают

вы читаете ты говоришь я кричу

он смотрит мы думаем ты строишь

V. Обобщение и систематизация знаний

- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.

1) склоняются

2) спрягаются

2. У глаголов при спряжении изменяется

1) окончание

3. Лицо глагола определяй:

1) по местоимению

2) окончанию

3) по предлогу

4. Что называется спряжением?

1) изменение глагола по падежам

2) изменение глагола по лицам и числам

3) изменение глагола по родам и числам

5. Лицо и число можно определить у глаголов:

1)настоящего времени

2)будущего времени

3)прошедшего времени

5) Развитие речи

- Мы сказали, что глаголы изменяются по лицам.

- У кого и у чего может быть лицо?

- часть головы человека;

- лицо ткани (противоположное – изнанка);

- лицо здания (фасад);

Посмотрите, какое любопытное слово – сколько разных предметов оно обозначает. А я предлагаю прочитать следующие выражения. Они меня очень заинтересовали, поэтому я хочу с вами поделиться.

С лица воду не пить.

Я тебя выведу налицо. (расскажу всю правду)

Не ударить в грязь лицом.

Как вы понимаете эти выражения? Придумайте ситуации, когда можно их использовать.

- Наш урок подошел к концу.

VII.Д/з: упр. 62,63, стр.48 наиз.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок посвящён изучению темы "Спряжение глаголов", Конспект разработан в соответствии с требованиями ФГОС.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САКСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект урока русского языка

Тема: Изменение глаголов по лицам и числам. Определение спряжения.

с. Михайловка

РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС Дата:_______________

ТЕМА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПРЯЖЕНИЯ.

Планируемые результаты:

Предметные. Научиться изменять глагол по лицам и числам, образовывать формы настоящего и будущего времени, определять спряжение глагола.

Метапредметные.

Познавательные: формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием материальных объектов, схем. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Личностные. Проявлять положительную мотивацию учебной деятельности, способность к саморазвитию; мотивация к познанию, учёбе.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, таблица, карточки,

1. Организационный момент. Приветствие класса.

2. Актуализация накопленного опыта знаний.

а) Проверка домашнего задания.

– Что мы знаем о глаголе? О правописании окончаний глаголов?

- Как определить окончание, если оно безударное? (по спряжению глагола)

- Что такое спряжение? (Слайд 1)

- Сколько типов спряжений имеют русские глаголы?

- Как вы определяете тип спряжения?

3. Мотивация учебной деятельности.

Создание проблемной ситуации. (Слайд 2)

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскаж. т,

Чертит, пиш..т иль поёт.

Вышива..т или паш..т,

Или забива..т гол.

Вар..т, жар..т, мо..т, чист..т –

Все расскаж..т нам … (…)

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет,

Или забивает гол.

Все расскажет нам … (глагол.)

- Найдите в стихотворении глаголы. Легко ли определить, какие буквы мы вставим на месте пропусков?

- Вернёмся к стихотворению позже, а пока давайте вспомним, для чего нужно знать спряжение глаголов? (Чтобы правильно написать безударную гласную в окончаниях глаголов)

4.Формулировка темы урока. Целеполагание. Совместное планирование учебной деятельности.

- Чем будем заниматься на уроке?

- Как построим урок, чтобы научиться правильно определять спряжение глаголов?

- Нужен ли нам алгоритм действий по определению спряжения?

5. Восприятие нового материала.

На доске: берёт вилкой,

(Окончания ударные) (Слайд 3)

- А что делать, если окончания безударные?

Применяем алгоритм.

Поставь глагол в начальную форму:

I спр. – не на –ить (-ать, -ять, -еть, -ыть, -уть, -ють )

II спр. – -ить + 11 исключений.

смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть. (Слайды 5-6)

Сравним глаголы в двух столбиках. (Слайд 7)

пишешь

пишет

пишем

пишете

пишут

несёшь

несёт

несём

несёте

несут

ворчу

ворчишь

ворчит

ворчим

ворчите

ворчат

свечу

светишь

светит

светим

светите

светят

- К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков? К I спряжению.

- Как вы это определили? По окончаниям.

- Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной? (Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание –ют)

- Проведём ту же работу со вторым столбиком. Сделаем вывод. (Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.)

6. Физкультминутка.

Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Всё в порядок приведите,

Вновь трудиться все начните.

(Загадка для внимательных. Слова какой части речи чаще всего звучали в стихотворении?)

7. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях.

Работа с карточками.

Карточка 1. Поставь глаголы в неопределённую форму и форму 3л. мн.ч.

Оценивание своих знаний. (Слайд 8)

Вернёмся к нашему стихотворению. Теперь нам будет проще определить окончания глаголов.

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскаж…т,

Чертит, пиш..т иль поёт.

Вышива..т или паш..т,

Или забива..т гол.

Вар..т, жар..т, мо..т, чист..т –

Все расскаж..т нам … (…)

8. Первичный контроль. Коррекция.

Обмен карточками, взаимопроверка. Слайд 9.

Оценивание результатов учащихся:

- Кто справился с заданием?

- Какие трудности возникли?

Работа с учебником (выполнение упр. 390, 392* стр.60)

9. Выполнение творческих упражнений (дифференцированно)

Карточка 3. Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов. Как называются такие выражения?

Далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

*Для сильных учеников. Придумайте несколько предложений, используя данные выражения.

10. Рефлексия.

- Какие трудности вы испытывали на уроке?

- Как теперь мы будем определять спряжение глаголов?

- Для чего нужны два способа определения спряжения?

Продолжи предложение:

- Сегодня на уроке я узнал……

- Мне было понятно……

- Мне нужно поработать над …..

11. Подведение итогов.

12. Дифференцированное домашнее задание: п.52. упр.394, 395*. Оформить изученный материал в справочнике.

Читайте также: