Жители и боги шумера конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Между двумя великими реками Передней Азии, Тигром и Евфратом, лежит обширная долина, которая получила название Междуречье. Скудные леса Междуречья были вырублены еще в древние времена. Людей, селившихся здесь, окружали тростниковые болота и плоские равнины. Пейзаж оживляли лишь небольшие рощи финиковых пальм. Почти круглый год в Междуречье стоит нестерпимая жара, солнце выжигает всю растительность.

Но, несмотря на сухой климат и редкие дожди, эта земля привлекала людей своим плодородием.

Почвы Междуречья давали обильные урожаи благодаря разливам Тигра и Евфрата, удобрявшим и увлажнявшим землю. Жители Междуречья одними из первых на нашей планете стали заниматься сельским хозяйством. Как и египтяне, они научились возводить вдоль рек высокие дамбы. Люди соорудили целую сеть каналов, которые служили для орошения полей и для отвода излишков воды во время наводнений. Каналы рыли и для осушения болот. За сотни лет земля Междуречья покрылась сетью оросительных систем. Благодаря своему упорству и трудолюбию его жители век за веком отвоевывали у пустынь и болот все новые земли. Пустынная прежде страна была превращена в цветущий край.

Междуречье в древности



Пользуясь картой и текстом, расскажите о географическом положении и природных условиях Междуречья.

Первые государства Междуречья

Строительство дамб и оросительных каналов требовало напряженного труда множества людей. Земледельцам Междуречья приходилось объединяться в крупные общины. Постепенно эти общины превращались в небольшие государства. Первые из них возникли в Междуречье около 3 тысяч лет до н. э. Центром такого государства был город, правитель которого управлял также земледельческой округой. Возникали подобные города-государства вблизи рек или больших каналов.


Золотой шумерский шлем

Из-за отсутствия в Междуречье лесов и камня, пригодного для строительства, все постройки возводили из глины. Смешав ее с соломой, остававшейся после сбора урожая, лепили большие кирпичи. Поскольку дров для печей было мало, глину обжигали не на огне, а на солнце. Кирпичи были тем материалом, из которого в Междуречье были построены дома, храмы, дворцы и даже стены городов.


Шумерская женщина. Древняя скульптура

Южное Междуречье в древности называли страной Шумер. Ее населяли крепкие невысокие люди с большими темными глазами и длинными прямыми носами. Мужчины брили головы, зато носили длинные густые бороды. Шумеры были не единственными обитателями Междуречья. В северной его части располагалась страна Аккад. У аккадцев, как и у шумеров, со временем образовались свои города-государства. Но возникли они позднее шумерских. Жители аккадских городов-государств переняли многие достижения своих южных соседей.

Аккадцы нередко нападали на шумерские города. Не раз за свою многовековую историю шумерам приходилось защищать родные дома и посевы и от набегов воинственных кочевников. Чтобы обезопасить себя от вражеских вторжений, шумерам пришлось создать сильную армию. Их храбрые воины были прекрасно вооружены. Они имели кожаные панцири, копья, дротики, бронзовые топоры и мечи. Грозным оружием шумеров были боевые повозки – сооружения на массивных колесах, изготовленных из цельного куска дерева. На таких повозках помещались возничий и несколько воинов. В бою они засыпали противника дротиками, поражали копьями.


Ученые нашли множество клинописных табличек. Одни из них содержат деловую переписку, другие – записи сборщиков налогов, третьи – сказки и легенды Междуречья. Самая древняя из них – легенда о царе города Урука Гильгамеше, путешествовавшем в поисках источника вечной молодости.


Сравните письменность Египта и Междуречья. Что между ними общего, чем они отличались?

Жители Междуречья почитали множество богов. Главным из них был Энлиль – отец всех высших сил. Поклонялись богу Солнца Шамашу, а также богине любви и плодородия Иштар. Люди верили, что от ее благосклонности зависит размер урожая. Не меньшим уважением пользовался добрый и мудрый бог воды Эа, питающий влагой поля земледельцев.

В каждом шумерском городе был храм, посвященный тому богу, который считался покровителем города. Жители Междуречья возводили свои храмы в виде многоступенчатых пирамид. Каждая ступень такой пирамиды была выкрашена в особый цвет. При храмах строились жилища для жрецов и школы, где обучались дети знати и жрецов.

Научные открытия шумеров

Шумерские жрецы были прекрасными астрономами. Из поколения в поколение следили они за Солнцем, Луной и звездами. Результаты этих наблюдений тщательно записывались. Даже современные астрономы не имеют таких длительных по времени астрономических наблюдений, какими обладали древние шумеры. Наблюдая за движением планет в течение многих поколений, они научились предсказывать солнечные и лунные затмения, появления комет.


Жертвоприношение богу Энлилю. Глиняная табличка

Высокого уровня достигли математические познания шумеров. Но, в отличие от нашей, десятичной системы счета, в основе их расчетов лежало число 60. Правда, и мы в некоторых случаях пользуемся этой придуманной шумерами системой счета. Например, делим окружность на 360 градусов, а час на 60 минут, каждая из которых, в свою очередь, делится на 60 секунд.

В III тысячелетии до н. э. у людей, живших на территории Междуречья, начался переход к стадии цивилизации. Древние шумеры сумели создать самобытную культуру, многими достижениями которой мы пользуемся до сих пор.


III тыс. до н. э. Возникновение первых шумерских городов-государств.

Российский историк А. В. Голубев

Вопросы и задания

1. Составьте рассказ о жизни и занятиях жителей шумерского города.

2. Расскажите о возникновении шумерской письменности.

3. Какие боги пользовались наибольшим уважением у жителей Междуречья и почему?

4. Расскажите о развитии науки у шумеров. Какими их достижениями мы пользуемся?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Боги свои и боги чужие

Последний царь Шумера

Последний царь Шумера Ни военные походы, ни политика умиротворения по отношению к всё более агрессивному врагу уже не могут спасти государство, которое после смерти Шу–Суэна унаследовал его сын Ибби–Суэн. Двадцатипятилетнее царствование Ибби–Су–эна (2027–2003) —

Протогосударства древнего Шумера

Протогосударства древнего Шумера Примерно с середины IV тысячелетия до н.э. в Южном Двуречье появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Примером их служит Урук, с культурой и социальной структурой которого можно ознакомиться как на

ПОСЛЕДНИЙ ЦАРЬ ШУМЕРА

ПОСЛЕДНИЙ ЦАРЬ ШУМЕРА Ни военные походы, ни политика умиротворения по отношению к все более агрессивному врагу уже не могут спасти государство, которое после смерти Шу-Суэна унаследовал его сын Ибби-Суэн. Двадцатипятилетнее царствование Ибби-Су-эна (2027-2003) – последний

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА Древнейшими государственными образованиями на Ближнем Востоке в современной исторической литературе традиционно считаются Шумер, занимавший южную часть Месопотамии между реками Тигр и Евфрат; Египет, растянувшийся вдоль реки Нил и занимавший

Искусство Шумера и Аккада

Искусство Шумера и Аккада О том, каким представляли себе мир древние люди, – пишет американский автор Джеймс Веллард, – мы можем узнать преимущественно по произведениям литературы и изобразительного искусства… Художник не способен оставаться вне окружающей жизни. Он

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА

1. ВОИНЫ ШУМЕРА И АККАДА Древнейшими государственными образованиями на Ближнем Востоке в современной исторической литературе традиционно считаются Шумер, занимавший южную часть Месопотамии между реками Тигр и Евфрат; Египет, растянувшийся вдоль реки Нил и занимавший

Хозяйственная жизнь Шумера

Хозяйственная жизнь Шумера Не вызывает сомнения, что основным богатством Шумера были продукты сельского хозяйства. Однако в скором времени кроме земледелия начинает получать широкое развитие и ремесло.В древнейших документах из Ура, Шуруппака и Лагаша упоминаются

6.2. Индоевропейские правители Шумера

6.2. Индоевропейские правители Шумера Наконец, в-четвертых, сохранились прямые письменные свидетельства присутствия индоевропейцев в городах Шумера. Это прежде всего знаменитая шумерская поэма о верховном жреце (и правителе) города Урука Эн-Меркаре (Владыке Меркаре) и


Шумер — древнейшая из известных цивилизаций, существовавшая на юго-востоке Междуречья в IV-III тыс. до н. э. Население — шумеры, народ пришлого несемитского происхождение, есть версия об общности шумерской культуры с древними цивилизациями долины р. Инд — Мохенджо-Даро и Хараппа. Их традицию строить храмы на вершине искусственных холмов приписывают тому, что их родина находилась в горной местности, и воздавание почести богам осуществлялось на горных вершинах. Также их родина находилась рядом с обширными водными пространствами, поскольку у них было развитое судоходство, и по легенде, в Месопотамию они приплыли на кораблях. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун. Завоевав город Эреду, они постепенно продвинулись на север, возводя или завоевывая новые города.

зиккураты

Зиккураты (ziggurat — святая гора) — мощные культовые башни, квадратные по основанию, напоминали ступенчатую пирамиду. Они строились на искусственно насыпанных холмах-платформах, что объясняется, возможно, необходимостью изолировать здание от разливов, и вместе с тем, вероятно, желанием сделать здание видимым со всех сторон. Особенностью шумерских построек была ломаная линия стены, образуемая выступами. Возводились из сырцового необожженного кирпича из смеси глины, песка и соломы. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IV—III тыс. до н. э. Ступени зиккурата соединялись лестницами. Стены окрашивались в черный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Окна, когда они делались, помещались в верхней части стены и имели вид узких щелей. Чаще здания освещались также через дверной проем и отверстие в крыше. Перекрытия в основном были плоские, но известен был и свод.

В XXIV в. до н. э. большая часть Шумера была завоевана аккадским царем Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тыс. до н. э. Шумер был поглощен набиравшей силу Вавилонской империей.

Управление в государстве Шумер

Культовым центром шумеро-восточносемитских городов был Ниппур, хотя он никогда не был политическим центром. Там находился Э-кур — храм общешумерского бога Энлиля.

Если древнейшие правители были несомненно шумерами, то после укрепления другого пришлого первоначально кочевого народа — аккадцев-семитов — возникают аккадские династии в ряде номов.

Пришлые шумеры восприняли много из местной культуры и заложили основы общей древней месопотамской цивилизации, оказавшей влияние на все последующие культуры региона, в том числе в итоге и на европейскую. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, колеса, гончарного круга, обожженного кирпича, пивоварения, системы орошения. В Шумере получили развитие математика и астрономия. Продолжительность года составляла 365 дней 6 часов и 11 минут, что отличается от сегодняшних данных всего на 3 минуты. Шумерские астрономы знали о Плутоне — самой удаленной от нас планете Солнечной системы, открытой современными учеными только в 1930 г.

Шумерская религия

Шумерский пантеон состоял из пятидесяти божеств, которые вершили судьбу человечества. Также божества разделялись на креативные и некреативные. Креативные боги были ответственны за небо (Ан), землю (богиня-матерь Нинурсаг), море (Энки), воздух (Энли). Нижним миром правили боги: Нергаль и Еремнигаль. Боги дали людям правила поведения — мэ, их соблюдение гарантировало гармонию в функционировании сфер земли и неба.

Шумерские легенды

Энкиду был дик, царевич Гильгамеш решил сделать его культурным и познакомил с прекрасной женщиной. Влюбленный Энкиду стал умным и приятным в общении. Вместе друзья совершили много подвигов, типичных для героев древних эпосов, — убивали злодеев и чудовищ, чтобы освободить людей. Боги позавидовали их дружбе и умертвили Энкиду. Гильгамеш не смирился со смертью друга и пошел искать человека, который по слухам был бессмертен, в надежде, что он поможет ему оживить друга. Этим человеком был Утнапиштим, старец, единственный выживший после потопа.

Один из богов, не продумав своего шага, решил утопить людей, которые ему просто надоели. Другие боги его осудили, но поскольку бог был старший, не смогли изменить его решения, а решили спасти хотя кого-нибудь из людей для продолжения рода. Они сообщили Утнапиштиму о грядущей беде, и он соорудил корабль для семьи и своих животных. Этот сюжет послужил основой библейской истории о Ноевом ковчеге. Потом в честь заслуг Утнапиштима боги даровали ему бессмертие. Гильгамеш услышал эту историю от старца, который дал совет найти волшебный цветок. Шип этого цветка мог оживить Энкиду. Но царевич не уследил за цветком — его похитила змея.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у учащихся представление о возникновении письменности, первых знаний об окружающем мире, архитектуре Шумера.

Развить стремление к творчеству через монументальное искусство Шумера.

Воспитать чувство уважения к культуре древности.

Основные понятия и термины: пиктография, клинопись, астрономия, язычество, жрец, зиккурат.

Оборудование: ММК, доска, мел, пиктографические значки., карта.

Боги и Храмы Древней Месопотамии.

Организационный момент. ( Учитель выясняет наличие у учащихся принадлежностей к уроку, настраивает класс на работу)

2. Подготовка к усвоению новых знаний.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с одной из первых цивилизаций Древнего Мира – Междуречьем. Мы с вами сказали, что В Междуречье имелись все признаки государства. Давайте их еще раз назовем.

Учащиеся: Единая система власти, единые законы, армия, казна, налоги, определенная территория и границы.

Шумер располагается между поймами рек Тигр и Евфрат, поэтому, мы с вами поплывем в этот город на кораблях. В каждом корабле будет по 4 человека. ( сдвинуты по 2 парты). В ходе нашего путешествия вы должны выяснить основные открытия шумеров и оформить их в виде таблицы:

3.Усвоение новых знаний.

Итак, мы прибыли в древний город- государство Шумер. Но мы не сможем общаться с людьми, так как не знаем их языка и не умеем писать, и даже изъясниться не сможем так, чтобы нас поняли. А интересно, шумеры умеют писать? Да! Развитие системы управления государством, накопление богатств правителями \, знатью и храмами требовало учета имущества. Для обозначения того, кому сколько и что принадлежало были придуманы специальные знаки –рисунки- пиктограммы.

Пиктография – древнейшее письмо с помощью рисунков. Сначала люди рисовали изображения животных или предметов, которые надо было посчитать, на влажных глиняных табличках с помощью палочек. Изображение было упрощенным. Постепенно оно стало настолько условным, что превратилось в знак. Я предлагаю вам немного поучиться изъясняться пиктограммами. Каждый корабль должен за 5 минут нарисовать пиктограммы, объясняющие древним шумерам, что вы иноземные люди приплыли на корабле изучать их культурное наследие.

( Учащиеся начинают, проявляя творческие способности, рисовать пиктограммы).

Поскольку шумерские значки выдавливались палочкой на влажной глине , они походили на клинья. Запись представляла собой сложное сочетание знаков-клиньев. Такая письменность называется клинописью.

Обратите внимание на экран.( На экране изображена шумерская клинопись. Параллельно с просмотром учитель комментирует.)

Учитель: (комментирует) Сначала знаки шумерской клинописи располагались вертикально сверху вниз . Потом писцы стали выстраивать их горизонтально, что значительно ускорило процесс нанесения знаков на сырую глину. У шумеров клинопись переняли другие народы, жившие в Месопотамии.

Поплыли дальше. Наступила ночь. Представим себе, что мы видим на берегу реки человека, смотрящего в небо и вглядывающегося в звезды. Это не случайно. Шумеры первые кто научился наблюдать за солнцем, Луной, звездами. Сейчас вы откроете свои учебники на странице 45 и самостоятельно занесете в свою табличку открытия в области астрономии. ( учащимся дается 7 минут)

Учитель: давайте проверим, какие открытия вы записали.

Учащиеся: определили созвездия и дали им имена, открыли пояс Зодиака, составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений.

Учитель: Правильно. Давайте теперь сойдем с наших кораблей и пойдем пешком гулять по Шумеру. Перед нами стоит здание. Что это? Это школа.

В городах Шумера были созданы первые школы. Учились в них только мальчики, девочкам давали домашнее воспитание. Мальчики отправлялись на занятия с восходом солнца. Самым главным предметом в школе была математика. Шумеры умели считать по десяткам. Особо почитали числа 12( дюжина) и 60 ( пять дюжин). Ребята, подумайте где люди применяют эти числа?

Учащиеся: часа состоит из 60 минут, минута из 60 секунд, в году 12 месяцев.

Учитель: Правильно. Таким образом, мы видим, что мы до сих пор пользуемся наследием древнего Шумера.

Давайте оглянемся по сторонам. Мы видим постройки. Это дома.

( На экране появляются изображения домов с описаниями) Как вы думаете из чего строили шумеры свои жилища?

Учащиеся: ( предположительные ответы) глина, камень.

Учитель: Нет. Шумеры первые изобретают сырцовый кирпич. Обратите внимание на экран. ( На экране изображены плиты сырцового кирпича и способ его получения)

А что это за странное сооружение? ( На экране появляется изображение зиккурата).

Учащиеся: (Предположительный ответ) храм.

Учитель: Действительно, это храм. Дело в том, что каждый город имел своего небесного покровителя - бога или богиню. Поклонение многим богам называется язычество ( Учащиеся записывают определение в тетрадь). Язычники представляли своих богов в виде идолов, животных или высших существ, похожих на совершенных людей Важную роль в Шумере играли жрецы. Они были главными лицами в языческих религиях. Жрецы являлись служителями богов и хранителями их таинств. Они ухаживали за статуями богов, возносили им молитвы, приносили жертвы. Жрецы по звездам толковали волю богов. Они проводили религиозные церемонии. Из числа жрецов выдвинулись первые правители древней Месопотамии. Естественно, что местом нахождения жрецов был храм. ( В ходе рассказа учащиеся просматривают изображения шумерских храмов). Его строили на высокой земляной платформе. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни. Террасы- ступени образовали огромную лестницу, устремленную в небо. Считалось, что по этой лестнице избранные – цари и жрецы – могли подниматься к богам или боги снисходить к людям. Такие ступенчатые храмы называются зиккураты.

Итак, наше путешествие подходит к концу. Давайте посмотрим, что же вы записали в своих таблицах. ( Учитель заслушивает нескольких учеников)

Учитель: Что же, хорошо. Теперь попробуем сформулировать вывод, исходя из ваших записей.

Учащиеся ( с помощью учителя): Культурное наследие шумеров стало фундаментом развития культуры многих народов Ближнего Востока.

Подведение итогов урока.( учитель отмечает самых активных и пассивных учащихся)

Информация о домашнем задании и инструкция по его выполнению.

П.10-11, стр. 43-51, прочитать, пересказать. Отдельным ученикам дается задание построить макет зиккурата. ( при использовании дифференцированного обучения)

ИКТ и уровневая дифференциация обучения.

Использование ИКТ на уроках истории неотъемлемая часть, позволяющая добиться достижения поставленных целей на уроке, а также повысить продуктивность познавательного процесса, а кроме этого, использовать межпредметные и межкурсовые связи. Особенно удобно использование ИКТ при уровневой дифференциации обучения. До начала изучения каждой темы учитель знакомит учащихся с обязательными результатами обучения (ОРО). Приступая к изложению темы, учитель планирует не только основные цели ее изучения, но и продумывает систему учебных заданий, с помощью которой можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели. Эта система учебных заданий легко может быть создана с помощью системы ИНТЕРНЕТ, компьютерных аттестаций, которые очень быстро позволят отследить результат.

На основе тематических ОРО составляются требования к текущему усвоению материала. Составленные списки ОРО должны быть достаточно полны( содержать различные типы и формы заданий) и вместе с тем, - реалистичны. Работа над ОРО ведется на всем протяжении изучения темы, списки ОРО должны быть обязательно известны и доступны ученикам с самого начала работы над темой. В условиях современного оснащения школ вполне уместно использовать для этой цели локальную школьную сеть, доступ к которой есть у всех учащихся.

Прои введении нового материала необходимо дифференцировать требования к его усвоению на основе явного выделения сведений, подлежащих обязательному изучению. Весь новый материал рассматривается со всеми учениками, причем достаточно основательно на традиционно высоком уровне., который задается программой и уровнем изучения материала в учебнике. Затем, при повторном, кратком изложении материала, выделяется обязательный теоретический материал, который оформляется в виде краткого конспекта, включающего образцы выполнения различных заданий. В этом случае вполне реально можно использовать блок-схемы различных программ.

Этап закрепления пройденного материала имеет приоритетное значение в учебном процессе. На этом этапе должны быть сконцентрированы основные усилия учителя. Очень важно так организовать учебную работу учащихся, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом, выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытывать учебный успех. Работа учащихся при закреплении организуется с учетом индивидуального темпа в усвоении материала. Закрепление, как правило лучше начинать с совместной работы со всем классом, постепенно увеличивая степень самостоятельности учащихся. Через некоторое время организуются подвижные группы тех, кто уже освоил обязательные требования и может работать на повышенном уровне, и тех, кому

Широкий спектр заданий обязательного уровня, которые должны уметь выполнять все ученики;

Задания пропедевтического характера, используемые для предупреждения типичных ошибок , допускаемых детьми при выполнении заданий обязательного уровня;

Задания повышенной сложности, предназначенные для учеников , быстро продвигающихся в усвоении материала.

Вот поэтому 100-балльная система оценивания будет более уместна на данном этапе. Современная 5-балльная шкала, к сожалению, не может уловить нюансов в успехе или неуспехе учащегося, создавая определенное уравнивание совершенно разных сил и возможностей ребенка. Единственная возникающая проблема на данном уровне – это невозможность выставления таких оценок в табель успеваемости и поэтому от учителя требуется четкий критерий перевода этих баллов в традиционную оценку. Тем не менее учитель очень четко будет знать рейтинг своих учеников.

Контроль знаний происходит на основе зачетной системы. Тематические зачеты должны сдать все ученики без исключения. Разница будет только лишь в уровне сложности заданий, который ученики выбирают себе сами.

Использование ИКТ позволяет применить творчество как детьми, так и учителями. ( Ученикам с высоким рейтинговым баллом может быть предложено создание проверочной программы по определенной теме, что поможет им закрепить не только знания по учебному предмету, но и по информатике, что поможет решить, столь трудную иногда, задачу использования межпредметных связей).

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 Коркинского муниципального района


Урок проводится с целью: знать особенности образования первых государств Шумера и Аккада, условия жизнедеятельности жителей этих государств, первых правителей древней Месопотамии.

Описание разработки

Цели:

1. Знать особенности образования первых государств Шумера и Аккада, условия жизнедеятельности жителей этих государств, первых правителей древней Месопотамии

2. Развивать мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно - следственные связи, выделять главное

3. Воспитывать чувство любознательности, гуманизма

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядно - демонстративный

Оборудование: флипчарт, карточки с заданиями, карта

Ход урока:

Проверка домашнего задания:

1) Кроссворд (фронтальная работа на интерактивной доске)

- Совместно заполнить кроссворд

4) Творческое задание сильному ученику:

- Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна… Так появился плот)

3. Изучение нового материала:

Работа в группах:

- Прочитайте весь текст

- Выпишите новые термины и их определения

(Двуречье, Месопотамия, патесси, нубанда, машки, дуггур, галл – уку, дамкар)

- Прочитайте текст &1 на с. 6 - 7

- Охарактеризовать природные условия и жизнь жителей Двуречья (устно)

(От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией. В переводе с древнегреческого языка слово “Месопотамия” значит “Земля между реками” или “Междуречье”. Двуречье (Междуречье, Месопотамия) – древняя страна, заключенная между двумя реками – Тигром и Евфратом. Зима – короткая, лето – длинное. Южная часть – низменность: болотистая, илистая, плодородная. Много птиц, рыб и животных. Мало деревьев. Первых жителей называли шумерами и аккадцами. Основные занятия: земледелие, скотоводство, ремесло, осушение болот, строительство каналов)

- Прочитайте текст &1 на с. 7 - 9

- Расскажите о появлении первых государств на территории Двуречья

(В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ шумеры. Города шумеров располагались на холмах и были обнесены стенами. Город и его округа имели определенную территорию. Это был город - государство. Во главе шумерских городов стояли правители - патесси. Сначала это были верховные жрецы, а затем цари. Царя называли "большой человек". Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования. Своих руководителей шумеры называли – нубанда. Машки - сборщики налогов. Дуггур - казначеи. Галл – уку - военачальники. Дамкар - руководители торговли. Самыми крупными и могущественными городами - государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш (3 тыс. до н. э. ). Правители городов - государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города - государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников. Город - государство имел свою казну, находившуюся в распоряжении правителя. Города - государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов - государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов)

- На примере Шумера вы увидели, что появление цивилизаций связано с возникновением государства. Государства возникли более 5 тыс. лет назад. Государство имеет определенную территорию, границы, армию, собирает налоги с населения. Отношения в обществе регулируются законами. Известны разные формы государства. В древности типичной формой государства была монархия. Высшая власть в монархии принадлежала одному человеку: царю, шаху, императору. Жители страны, подчиненные монарху, назывались подданными. Страну, имеющую единую систему власти, единые законы, армию, казну (налоги), обладающую определенной территорией и границами, называют государством.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

История Древнего мира

Тема: Государства Шумер и Аккад. Древнейший период Месопотамии. Шумерийские города-государства. Месопотамия в эпоху господства Аккада и Ура

1. Знать особенности образования первых государств Шумера и Аккада, условия жизнедеятельности жителей этих государств, первых правителей древней Месопотамии

2. Развивать мышление, умение сравнивать, обобщать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное

3. Воспитывать чувство любознательности, гуманизма

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядно-демонстративный

Оборудование: флипчарт, карточки с заданиями, карта

Проверка домашнего задания:

1) Кроссворд (фронтальная работа на интерактивной доске)

- Совместно заполнить кроссворд


По горизонтали: 1. Первое домашнее животное. 2. Толстый слой льда. 4. Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6. Подарок людей идолу. 7. Древнее орудие для рыхления почвы. 8. Древнее животное, переносящее холодный климат. 9. Гибкий прут, стянутый тетивой. 10. Первый металл, открытый человеком. 11. Связанные вместе бревна (для передвижения на воде). 12. Знатный человек, возглавлявший войско. 13. Несколько родов.

По вертикали: 1. Занятие древних людей. 3. Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5. Участок земли в соседской общине.

Ответы по горизонтали: 1. Собака. 2. Ледник. 4. Род. 6. Жертва. 7. Борона. 8. Мамонт. 9. Лук. 10. Медь. 11. Плот. 12. Вождь. 13. Племя.

Ответы по вертикали: 1. Собирательство. 3. Археология. 5. Надел.

2) Индивидуальное задание для слабого ученика

- Опиши внешние различия


3) Творческое задание среднему ученику

- Подписать под рисунками названия предков современного человека


(Ответ: 1 – австралопитек, 2 – питекантроп, 3 – неандерталец, 4 – homo sapiens человек разумный)

4) Творческое задание сильному ученику:

- Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота? (Сумев соединить топор с рукояткой, человек попробовал соединить и бревна… Так появился плот)

3. Изучение нового материала:

Работа в группах:

- Прочитайте весь текст &1

- Выпишите новые термины и их определения

(Двуречье, Месопотамия, патесси, нубанда, машки, дуггур, галл – уку, дамкар)

- Прочитайте текст &1 на с.6-7

- Охарактеризовать природные условия и жизнь жителей Двуречья (устно)

(От гор Армении на севере до Персидского залива протянулась обширная территория, названная древними греками Месопотамией. В переводе с древнегреческого языка слово “Месопотамия” значит “Земля между реками” или “Междуречье”. Двуречье (Междуречье, Месопотамия) – древняя страна, заключенная между двумя реками – Тигром и Евфратом. Зима – короткая, лето – длинное. Южная часть – низменность: болотистая, илистая, плодородная. Много птиц, рыб и животных. Мало деревьев. Первых жителей называли шумерами и аккадцами. Основные занятия: земледелие, скотоводство, ремесло, осушение болот, строительство каналов)

- Прочитайте текст &1 на с.7-9

- Расскажите о появлении первых государств на территории Двуречья

(В нижнем течении Тигра и Евфрата поселился народ шумеры. Города шумеров располагались на холмах и были обнесены стенами. Город и его округа имели определенную территорию. Это был город-государство. Во главе шумерских городов стояли правители - патесси. Сначала это были верховные жрецы, а затем цари. Царя называли "большой человек". Цари основывали династии. Династия - ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по праву наследования. Своих руководителей шумеры называли – нубанда. Машки - сборщики налогов. Дуггур - казначеи. Галл – уку - военачальники. Дамкар - руководители торговли. Самыми крупными и могущественными городами-государствами Шумера были Ур, Урук, Лагаш (3 тыс. до н.э.). Правители городов-государств издавали законы. Это были первые законы в истории. В них провозглашалось, что царь является исполнителем воли верховного бога города-государства. Определялись границы государства. Выполнение законов и распоряжений правителей осуществлялось через назначенных ими чиновников. Город-государство имел свою казну, находившуюся в распоряжении правителя. Города-государства воевали между собой, поэтому они нуждались в войске. В ходе войн расширялись границы городов-государств. Несколько городов могли быть объединены под властью одного царя. Пленных шумеры обращали в рабов)

- На примере Шумера вы увидели, что появление цивилизаций связано с возникновением государства. Государства возникли более 5 тыс. лет назад. Государство имеет определенную территорию, границы, армию, собирает налоги с населения. Отношения в обществе регулируются законами. Известны разные формы государства. В древности типичной формой государства была монархия. Высшая власть в монархии принадлежала одному человеку: царю, шаху, императору. Жители страны, подчиненные монарху, назывались подданными. Страну, имеющую единую систему власти, единые законы, армию, казну (налоги), обладающую определенной территорией и границами, называют государством.

- Прочитайте текст &1 на с.9-10

- Расскажите об образовании Аккадского государства

- Прочитайте текст &1 на с.10-12

- Расскажите об особенностях правления данной династии

- запись главных моментов в тетрадь

- обсуждение полученной информации

4. Закрепление (в устной форме)

- в парах ответьте на вопросы учебника после параграфа на с.12

5. Домашнее задание.

- & 1, учить термины

6. Подведение итогов урока.

- С какими новыми терминами познакомилась на уроке?

- Что вас больше всего заинтересовало?

- Сравните государства того времени и современные


-75%

Читайте также: