Знакомство с многообразием слов деление слов на слоги рисование иголок на елках конспект

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Слог. Деление слов на слоги.
Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.
Задачи:
Формировать умение выполнять слоговой анализ, определяя количество и последовательность слогов в слове;
Формирование умения различать слово и слог;
Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения;
Активизировать и расширять словарный запас учащихся;
Проводить самооценку
Оборудование:
Демонстрационный материал: сюжетная картина, слоговые схемы;
Раздаточный материал: предметные картинки, рабочие листы, простой карандаш.

Орг. момент
-Скажите, с каким настроением вы шли сегодня в сад?
Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего дня у вас было хорошее и бодрое настроение!
Я думаю, в этом поможет нам солнышко.
(иллюстрация)
Солнце на небе проснулось.
Нам, ребята, улыбнулось.
-Давайте и мы, подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.

Динамическая пауза
-Предлагаю и нам погулять по этому лесу.
В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.

Закрепление нового материала

Будьте дети так добры,
Тихо сядьте за столы.

Дети садятся за столы.



  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Расширенный план- конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе (4 года). 5 занятие.

Педагога дополнительного образования Карташовой С.А.

Время проведения : 9:30-9:50 1гр, 10:30-10:50 2 гр, 11:30-11:50 3 гр.

Место проведения : 4 каб.

Дата проведения: 06.11.17

Цели и задачи урока:

- закреплять умение сравнивать слова по звучанию;

- продолжать учить подбирать слова, которые звучат похоже;

- учить делить слова на слоги;

- учить отгадывать загадки, выделяя характерные признаки;

- развивать внимание, наглядно- образное и логическое мышление;

- закреплять умение рисовать короткие и отрывистые линии (иголки на ёлке);

- формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач;

- формировать навык самоконтроля и самооценки.

Оборудование: рабочие тетради, карандаши простые и цветные, макеты фруктов.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. А какая группа ко мне сегодня пришла? (1.2.3)

- Хорошо. А как меня зовут? (Светлана Алексеевна)

- Отлично. А на какой урок вы сейчас пришли? (развитие речи)

- Молодцы. А в каком мы кабинете? (4)

- Замечательно. А какая сейчас часть суток? (утро, день)

- Великолепно. А какое время года за окном? (осень)

- Какие вы у меня умнички. Теперь нам нужно начать работу в тетради.

- Посмотрите, у меня на столе лежат овощи и фрукты. Я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы должны внимательно слушать, и правильно отгадать. А потом взять нужный овощ или фрукт, про который была загадка. Понятно? (да)

- Расту в земле на грядке,

Красная, длинная, сладкая. (морковь)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (капуста)

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

Выросли на грядке,

К солнышку бочком,

Играют с нами в прятки. (огурцы)

- Молодцы. Какие вы у меня все умненькие, все загадки отгадали. Скажите мне, а про что были все загадки? (про овощи)

- А теперь вам нужно в тетради раскрасить те овощи, про какие были загадки. Что раскрасили? (морковь, картошка, огурец, капуста)

- А что мы не раскрасили? (помидор)

- Почему? (потому что про него не было загадки)

- А Какой овощ вы любите? (дети отвечают)

- Посмотрите ниже на картинку. Назовите все, что там нарисовано. (мишка, лук, коза, стрекоза, корзина, шишка)

- Нам нужно с вами соединить те предметы, которые похоже звучат.

- Что с чем мы будем соединять? (мишка- шишка; коза- стрекоза)

- Отлично. А что мы не соединили? (мы не соединили лук ни с чем, у него нет пары; не соединили корзину, у нее нет пары)

- Какие вы молодцы. Все правильно сделали. А теперь нам пора отдохнуть.

4. Физкультминутка.

- Посмотрите в тетрадь на следующую картинку. У вас там нарисованы предметы (рисунки), а под ними нарисованы прямоугольники.

- Прямоугольники, что это такое? (это слова)

- Нам нужно с вами разделить прямоугольник на столько частей, сколько слогов в каждом слове. Как мы делим слова на слоги? (мы хлопаем в ладоши, сколько хлопков, столько и слогов; сколько гласных в слове, столько и слогов)

- Назовите, что нарисовано в этом задании на рисунке? (в этом задании на рисунке нарисованы заяц, корова, зонт)

-Какое слово самое длинное и почему? (корова, потому что в этом слове три слога)

- Какое слово короткое и почему? (зонт, потому что в этом слове один слог )

- Отгадайте мою загадку.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (ёлка)

- Какие иголки у ёлки? (колючие, зеленые)

- Нарисуйте нашей ёлочке иголки. Пусть она не замерзает . (дети рисуют иголки)

7. Итог.

- Ребята, вот и подошел к концу наш урок. А какой урок у нас был? (развитие речи)

- А чем же мы занимались на уроке? (мы называли разные слова, находили нужные нам овощи, отгадывали загадки про овощи, раскрашивали овощи в нужный цвет; искали слова, которые похоже звучат; делили слова на слоги, искали какие слова короткие, а какие длинные; рисовали иголки ёлочке чтобы она не замерзла)

8. Рефлексия.

- Посмотрите, у меня есть в руках солнышко, тучка, и тучка с дождиком. Вот на что из этих предметов похоже ваше настроение сейчас? (дети отвечают)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе :

Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).

Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя

Побуждать детей подбирать слово к схеме.

Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения различий в двух похожих рисунках.

Развивать умении отгадывать загадки, выделяя характерны признаки.

Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.

Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Посмотрите, к нам сегодня в гости пришла игрушка черепаха- Тортилла. Она просит вас помочь ей разделить на слоги названия предметов, которые нарисованы в ваших тетрадях в задании №1.

Как можно узнать. Сколько слогов в этих словах?

Воспитатель: какое слово длинное?

Воспитатель: какое короткое?

Воспитатель: сколько слогов в слове дом?

Воспитатель: сколько слогов в слове рыба?

Воспитатель: сколько слогов в слове машина?

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас черепашка загадает вам загадки и просит найти картинку-отгадку в ваших тетрадях. Задание №2.

Загадка: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Загадка: Черен, а не ворон,

Загадка: Сидит девица

В сырой темнице,

А коса на улице.

Загадка: Четыре братца

Под одной крышей живут.

Загадка: Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, теперь черепашка предлагает вам взять простые карандаши и в тетрадях обвести только те предметы, в названии которых только один слог. Назовите предметы, которые обвели и объясните почему?

Дети: жук, мяч, стол – потому что в названиях этих предметов один слог.

Воспитатель: какие это слова?

Воспитатель: назвать предметы, которые не обвели, и объяснить почему.

Дети: морковь, матрешка - потому что в названии этих предметов два и три слога.

Воспитатель: это какие слова?

Движения выполняются по тексту.

У меня десять пальчиков, и все они мои.

Я могу делать с ними все, что захочу:

Захочу- подброшу вверх большой мяч,

Захочу- возьму маленькие орешки,

Воспитатель: Скажите у кита детеныш кто?

Воспитатель: У коровы- кто?

Воспитатель: У белки- кто?

Черепашка подобрала две одинаковые картинки. Правильно ли она сделала? Расскажите черепашке, чем различаются картинки. Как только найдете различие, нарисуйте в прямоугольнике кружок, Да

Сколько кружков нарисовали и почему?

Воспитатель: назовите пять различий.

Дети: На картинке слева есть дерево, а справа- нет;

в доме на картинке слева три этажа, а справа- два;

на картинке слева около дома собака, а справа- машина;

на картинке слева над домом нет птицы, а справа- есть;

на картине слева нет солнышка, а справа- есть.

Воспитатель: Молодцы ребята все правильно отгадали! Наша игра подошла к концу. Вам понравилось сегодня занятие?

Воспитатель: А что нового вы сегодня узнали? Какие бывают слова?

Дети: короткие и длинные.

Воспитатель: А как можно узнать сколько слогов в слове?

Дети: Прохлопать или протопать.

Воспитатель: Правильно. Теперь я проверю ваши тетради. Если все выполнено правильно, то закрашу шарик зеленым цветом, если есть одна-две ошибки, то желтым, если все выполнено неправильно закрашу красным. Эти цвета такие же,как как у светофора. и они обозначают: зеленый-все в порядке,желтый-исправь ошибки. красный постарайся выполнить еще раз и будь внимательнее.

Занятие подготовила воспитатель старшей группы : Гусева Анфиса Васильевна.

Продолжать знакомить с протяженностью слов (короткие и длинные).

Продолжать развивать умение делить слова на слоги, используя

Побуждать детей подбирать слово к схеме.

Развивать внимание и зрительные функции детей посредством нахождения различий в двух похожих рисунках.

Развивать умении отгадывать загадки, выделяя характерны признаки.

Развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление.

Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Посмотрите, к нам сегодня в гости пришла игрушка черепаха- Тортилла. Она просит вас помочь ей разделить на слоги названия предметов, которые нарисованы в ваших тетрадях в задании №1.

Как можно узнать. Сколько слогов в этих словах?

Воспитатель: какое слово длинное?

Воспитатель: какое короткое?

Воспитатель: сколько слогов в слове дом?

Воспитатель: сколько слогов в слове рыба?

Воспитатель: сколько слогов в слове машина?

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас черепашка загадает вам загадки и просит найти картинку-отгадку в ваших тетрадях. Задание №2.

Загадка: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Загадка: Черен, а не ворон,

Загадка: Сидит девица

В сырой темнице,

А коса на улице.

Загадка: Четыре братца

Под одной крышей живут.

Загадка: Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, теперь черепашка предлагает вам взять простые карандаши и в тетрадях обвести только те предметы, в названии которых только один слог. Назовите предметы, которые обвели и объясните почему?

Дети: жук, мяч, стол – потому что в названиях этих предметов один слог.

Воспитатель: какие это слова?

Воспитатель: назвать предметы, которые не обвели, и объяснить почему.

Дети: морковь, матрешка - потому что в названии этих предметов два и три слога.

Воспитатель: это какие слова?

Движения выполняются по тексту.

У меня десять пальчиков, и все они мои.

Я могу делать с ними все, что захочу:

Захочу- подброшу вверх большой мяч,

Захочу- возьму маленькие орешки,

Воспитатель: Скажите у кита детеныш кто?

Воспитатель: У коровы- кто?

Воспитатель: У белки- кто?

Черепашка подобрала две одинаковые картинки. Правильно ли она сделала? Расскажите черепашке, чем различаются картинки. Как только найдете различие, нарисуйте в прямоугольнике кружок, Да

Сколько кружков нарисовали и почему?

Воспитатель: назовите пять различий.

Дети: На картинке слева есть дерево, а справа- нет;

в доме на картинке слева три этажа, а справа- два;

на картинке слева около дома собака, а справа- машина;

на картинке слева над домом нет птицы, а справа- есть;

на картине слева нет солнышка, а справа- есть.

Воспитатель: Молодцы ребята все правильно отгадали! Наша игра подошла к концу. Вам понравилось сегодня занятие?

Воспитатель: А что нового вы сегодня узнали? Какие бывают слова?

Дети: короткие и длинные.

Воспитатель: А как можно узнать сколько слогов в слове?

Дети: Прохлопать или протопать.

Воспитатель: Правильно. Теперь я проверю ваши тетради. Если все выполнено правильно, то закрашу шарик зеленым цветом, если есть одна-две ошибки, то желтым, если все выполнено неправильно закрашу красным. Эти цвета такие же,как как у светофора. и они обозначают: зеленый-все в порядке,желтый-исправь ошибки. красный постарайся выполнить еще раз и будь внимательнее.

Занятие подготовила воспитатель старшей группы : Гусева Анфиса Васильевна.

Продуктивная: создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку.

Подскажи словечко дем.материал.

Незнайка сочинил для вас загадки. Постарайтесь их отгадать.

На ветке не птичка- зверек – невеличка,

Мех теплый, как грелка, кто же это? (Белка)

Добродушен, деловит, весь иголками покрыт,

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… Ежик

Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится что есть духу, хвост короче уха,

Живо угадай-ка, кто же это? (Зайка)

Назови другим словом дем.материал.

Незнайка просит вас назвать другими словами зайку, белку, ежа. (Зайчишка, зайчонок, заинька; белочка, бельчонок; ежик, ежонок).

Вы назвали много слов, и все они звучат по-разному.

Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить одно их перечисленных ниже. Ребенок выполняет задание, бросает вам мяч.

- Назови, какие ты знаешь игрушки. Назови слово. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрешка, кубики).

- Назови фрукты. Какое слово ты вспомнил? (Яблоко, груша, вишня, апельсин, банан).

- Назови овощи. (Капуста, картошка, морковь, огурец).

И т.д. с различными вариантами по вашему усмотрению.

Обратите внимание детей на то, что они назвали слово, выделите его голосом, слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.

4.Знакомим детей с моделированием задание 2.

Незнайка сочинил стихи, но никак не может придумать последнее слово, давайте ему поможем.

Прицепившись к задней шине, Я рубашку сшила мишке,

Мишка едет на (машине) Я сошью ему (штанишки).

Целый день поет щегол в клетке на окошке.

Третий год ему пошел, а он боится (кошки) .

Незнайка, как и вы не умеет писать, поэтому под каждой картинкой нарисовал прямоугольник. Так мы будем пока обозначать слова. Соедините прямоугольник с картинкой – с предметом, который вы назвали в конце стихотворения.

5.Рисование предметных картинок.

Предложить детям альбомные листы и цветные карандаши. Воспитатель предлагает нарисовать разные картинки. Показать детям варианты картинок: яблоко, бабочка, машина, воздушный шар и др.

Коммуникация: знакомить с протяжностью слов (длинные и короткие); продолжать знакомить с многообразием слов; познакомить с тем, что слова могут звучать, похоже; продолжать знакомить с моделированием – слово обозначается в виде прямоугольника; учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Продуктивная: развивать мелкую моторику, чувство формы, способности к композиции.

Познание (ФЦКМ): обогащать знания детей о диких животных.

1.Отгадай загадки дем.материал

Мишка решил загадать вам загадки. Отгадайте их и покажите картики – отгадки.

Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Я зашел в зеленый дом и недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом быстро в городе другом. (Вагон).

Червякам – враг. (Грач)

Как звучат слова – отгадки? (По-разному)

Мишка произнесет слово, а вы найдите на листе предмет, название которого произносится похоже. (Рубашка – ромашка, лимон – вагон, врач – грач.)

Мишка говорит детям, что слова могут звучать, похоже. Просит детей соединить на картинке предметы, названия которых звучат похоже, и назвать их. (Лук – жук, санки – банки.)

Дети стоят по кругу. Вы бросаете мяч ребенку и просите выполнить одно их перечисленных ниже. Ребенок выполняет задание, бросает вам мяч.

- Назови, какие ты знаешь игрушки. Назови слово. (Мяч, пирамидка, неваляшка, матрешка, кубики).

- Назови фрукты. Какое слово ты вспомнил? (Яблоко, груша, вишня, апельсин, банан).

- Назови овощи. (Капуста, картошка, морковь, огурец).

И т.д. с различными вариантами по вашему усмотрению.

Обратите внимание детей на то, что они назвали слово, выделите его голосом, слова звучат по-разному и обозначают разные предметы.

Мы день не спим, мы ночь не спим.

И день и ночь стучим, стучим. (Часы)

Мордочка усатая, шубка полосатая.

Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка).

Бьют его, а он не плачет.

Только выше, выше скачет. (мяч)

Не будильник, а звонит,

Не приемник – говорит.

Угадайте, кто же он?

Ну конечно, (телефон).

Назвать предметы, под которыми есть прямоугольники. (Мяч, часы, кошка, телефон).

Как звучат названия этих предметов? (По-разному).

Скажите детям, что слова можно прохлопать, прошагать.

Скажите детям, что сколько раз хлопнули в ладоши, столько и слогов в слове.

Скажите, что под каждым предметом нарисован прямоугольник, - так мы обозначаем слова. Прямоугольник можно разделить на столько частей, сколько слогов в слове. Если в слове один слог, прямоугольник делить не надо.

Разделите прямоугольники под картинками с изображением кошки и часов на две части. (Очень часто дети проводят в прямоугольнике две линии. Обратите их внимание на то, что надо провести одну линию посередине прямоугольника – и в нем будет две части.)

В названии, какого предмета три слога? (Телефон) Разделите прямоугольник под телефоном на три части ( скажите детям, что в прямоугольнике надо провести две линии).

Если хлопнули один раз, то слово это короткое, если хлопнули 2,3 раза, то это длинные слова.

5. Вот ежик – ни головы, ни ножек.

В конце работы организовать выставку.

Коммуникация: продолжать знакомить со звучащим словом; упражнять в различении близких по звучанию слов; учить сравнивать слова по звучанию (громкие, звонкие, тихие); учить внимательно, слушать стихотворение, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу; учить детей делить слова на слоги, обозначать количество слогов, используя модель слова.

Продуктивная: учить рисовать округлые и прямые линии (солнце).

1.Отгадай загадки дем.материал

Сообщить детям, что мишка снова пришел к ним в гости и приготовил новые загадки. Отгадай загадки и покажи картинки-отгадки.

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова. (Коза)

Птица черная кружится,

Удивительный ребенок только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять, как его родная мать. (Утенок)

Сказать, что слова, которые они назвали, звучат по – разному: коза – звонко, ворона – громко, утенок – тихо.

Эти слова звучат похоже? (Нет, они звучат по – разному)

2.Подбери пару дем.материал

Мишка провел дорожки от картинок – отгадок, изображенных слева, к картинкам, изображенным справа.

Назовите предметы, которые он соединил. (Коза – коса, ворона – корона, утенок – котенок).

Примечание. Если дети затрудняются, то произнесите данные слова попарно. Акцентируйте внимание на звучании.

Мишка назовет слово, а вы подберите к нему другое, похожее по звучанию. (Лук – жук, санки – банки, рак – мак, чашка – рубашка).

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам Руки поднимать,

Делаем зарядку. Руки опускать,

Очень нравится нам Руки поднимать,

Делать по порядку: Руки опускать,

Весело шагать, Приседать и вставать,

Весело шагать. Прыгать и скакать.

Нарисуем задание 3.

Прочитайте детям стихотворение:

Нарисуем желтый круг,

Много палочек вокруг.

Это солнышко сияет,

Все собою озаряет.

Предложите нарисовать солнышко с лучами и раскрасить его.

Похожие документы:

Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

. рисование. Определение понятия. Цель: знакомство с элементами портретного очерка путем словесного рисования . предметное содержание, включающих некоторое количество незнакомых слов . моделирование, применение интеллект-карт . Знакомство с многообразием .

Читайте также: