Сложносокращенные имена существительные фгос 6 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте. Здесь Вы найдете полезную и актуальную методическую информацию для руководителей образовательных учреждений, педагогов, родителей и учащихся. Также мы будем рады рассказать Вам о ближайших мероприятиях сферы образования, проводимых в области и районе. Наша общая цель — повышение качества образования!

В этом разделе вы найдете методические разработки, образовательные программы и полезные ссылки

В этом разделе вы найдете методические разработки, образовательные программы и полезные ссылки

В этом разделе вы найдете методические разработки, образовательные программы и полезные ссылки

Дополнительное образование: направление деятельности, адреса, контактная информация…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные: осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка, ответственность за написанное, развивать интерес к изучению языка, стремиться к речевому совершенствованию.

Метапредметные:

познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; находить и выделять необходимую информацию;

регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; предполагать, как можно использовать полученную информацию;

коммуникативные: самостоятельно планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; уметь работать в группе.

Предметные: сформировать представление о сложносокращенных существительных и аббревиатуре; совершенствовать умение понимать и использовать их.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (самостоятельная работа, фронтальная работа, словарная и лексическая, самопроверка, взаимопроверка, индивидуальная, работа с учебником).

Основные понятия: сложносокращённые имена существительные, аббревиатуры, способы словообразования.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация к уроку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с сигнальными карточками (красная – соединительная Е, синяя – соединительная О):громоотвод, дождемер, грузоподъемник, кашевар, нефтепровод, машиностроение, ледоход, землетрясение, книгопечатание, черноморец. Морфемный разбор слов машиностроение, черноморец, скоросшиватель

Изучение нового материала:

На доске записаны слова: МГУ, лесхоз, универмаг, ТЮЗ

Расшифруйте эти слова.

Организация восприятия и осмысления новой информации

Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До 1917 г. в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме: напр., “Е. И. В.” – “Его Императорское Величество”. В советское время появилось большое количество сложносокращенных слов: ВЦИК - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Исполком - исполнительный комитет. Профсоюз - профессиональный союз. РКП - Российская Коммунистическая партия. ЦИК - Центральный Исполнительный Комитет.

Творческое применение и добывание знаний

Вы можете привести примеры употребления сложносокращенных слов в наши дни? Для чего нужны сложносокращенные слова?

Изучение нового материала.

Как образуются сложносокращенные слова?

Запишем в тетрадь: Способы образования сложносокращенных слов:

Несколько начальных звуков (рыбхоз, завхоз)

Начальные звуки (СМУ строительно-монтажное управление, МГИМО Московский государственный университет международных отношений)

Начальные буквы (МГУ Московский государственный университет, ВВС военно-воздушные силы)

Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении

Расшифруйте слова и определите способ образования (оценка):

РФ – Российская Федерация;
ОРТ – Общественное российское телевидение;
ООН – Организация объединенных наций;
НИИ – Научно-исследовательский институт;
МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

Ввести понятие аббревиатура. Аббревиатура – это условное сокращение слов на письме, а также слово, составленное путем сокращения двух или нескольких слов (Ожегов). Запишем это слово в словарик.

Самая длинная аббревиатура состоит из 55 букв: НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТУПРАСИАСССР и обозначает: научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.

ЛУКойл - Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть) в названии нефтяной компании.

Изучение нового материала:

Как правильно сказать: ГИБДД (проверил, проверила, проверило) автомобили, ООН (решил, решила, решило)?


развивать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2- частях. – М.: Просвещение, 2015.

1. Актуализация полученных знаний.

Обратите внимание на экран. На нем представлены слова – сложные слова с соединительными гласными. Ваша задача – вспомнить правило, изученное на прошлом уроке, и вставить соединительные гласные О или Е. Проверьте себя: громоотвод, дождемер, грузоподъемник, кашевар, нефтепровод, машиностроение, ледоход, землетрясение, книгопечатание, черноморец.

2. Изучение нового материала.

На экране представлена таблица со словами. Сравните слова в двух колонках таблицы: ЦУМ, РФ, завуч, завхоз, универсам, ГАИ, МЛН, абв, ПРСТ, завтек, ЭЮЯ. Сравните слова, объясните их значение. Расшифруйте эти слова. ЦУМ – Центральный Универсальный Магазин, РФ – Российская Федерация, завуч – ЗАВедующий Учебной Частью, завхоз – ЗАВедующий ХОЗяйством. универсам – универсальный магазин, ГАИ – Городская Автомобильная Инспекция.

Такие слова, которые образованы из начальных букв, начальных звуков, нескольких начальных звуков, называются сложносокращенными.

1. Постановка цели занятия перед учащимися:

Сегодня на уроке мы поговорим о сложносокращенных словах, о способах их образования, об определении рода сложносокращенных слов.

2.Организация восприятия и осмысления новой информации

3.Творческое применение и добывание знаний

Вы можете привести примеры употребления сложносокращенных слов в наши дни?

Для чего нужны сложносокращенные слова?

Изучение нового материала.

Как образуются сложносокращенные слова?

Запишем в тетрадь: Способы образования сложносокращенных слов:

Несколько начальных звуков (рыбхоз, завхоз)

Начальные звуки (СМУ строительно-монтажное управление, МГИМО Московский государственный университет международных отношений)

Начальные буквы (МГУ Московский государственный университет, ВВС военно-воздушные силы)

3.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (работа с учебником)

Упражнение 220,с. 122

Упражнение 220,с. 122

Самая длинная аббревиатура состоит из 55 букв: НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТУПРАСИАСССР и обозначает: научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.

Изучение нового материала:

Как правильно сказать: ГИБДД (проверил, проверила, проверило) автомобили, ООН (решил, решила, решило)?

Чтение правила, стр. 122


4. Физкультминутка.

5. Самостоятельная работа. Составить предложения с аббревиатурами МГУ,ООН, НИИ, МЧС,ГИБДД

8. Итог урока.

Ответьте на вопросы:

Что такое сложносокращённые слова?

Какие способы образования сложносокращённых слов вы знаете?

Как определить род сложносокращённого слова?

9. Разгадывание кроссворда.

Специалист по разведению садов. (садовод)

Локомотив с паровым двигателем. (паровоз)

Канал для выхода дыма из трубы. (дымоход)

Русская народная игра – пляска. (хоровод)

Лес, поваленный бурей. (бурелом)

Бесплановое, стихийное совершение дела, работы. (самотек)

Огнестрельное оружие. (пулемет)

10. Домашнее задание.

Упражнение 223, с. 123

Содержимое разработки

учитель русского языка и литературы

Наш урок сегодня пройдет под девизом:

гром…отвод дожд…мер груз…подъемник каш…вар нефт…провод машин…строение лед…ход земл…трясение книг…печатание черн…морец

груз…подъемник

машин…строение

земл…трясение

книг…печатание

Проверь себя гром о отвод дожд е мер груз о подъемник каш е вар нефт е провод машин о строение лед о ход земл е трясение книг о печатание черн о морец

гром о отвод

дожд е мер

груз о подъемник

каш е вар

нефт е провод

машин о строение

лед о ход

земл е трясение

книг о печатание

черн о морец

Сравните слова в двух колонках таблицы ЦУМ МЛН РФ абв завуч ПРСТ завхоз завтек универсам ЭЮЯ ГАИ

Сравните слова в двух колонках таблицы

Тринадцатое ноября

Классная работа

Сложносокращённые слова

Задачи урока поговорим о

Задачи урока поговорим о

Историческая справка

Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет . До 1917 г. в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме : например, “Е. И. В.” – “Его Императорское Величество”. В советское время появилось большое количество сложносокращённых слов: ВЦИК - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет,

Исполком - исполнительный комитет,

Профсоюз - профессиональный союз,

ЦИК - Центральный Исполнительный Комитет.

Изучение нового материала Как образуются сложносокращённые слова? Запишем в тетрадь Способы образования сложносокращенных слов :

Изучение нового материала Как образуются сложносокращённые слова? Запишем в тетрадь Способы образования сложносокращенных слов :

  • Несколько начальных звуков ( рыбхоз, завхоз )
  • Начальные звуки ( СМУ строительно-монтажное управление, МГИМО Московский государственный университет международных отношений)
  • Начальные буквы ( МГУ Московский государственный университет, ВВС военно-воздушные силы)

Работа с учебником Упражнение 220, с. 122 Упражнение 221, с. 122 Аббревиатура – это условное сокращение слов на письме, а также слово, составленное путём сокращения двух или нескольких слов (по словарю С.Ожегова).

Работа с учебником

  • Упражнение 220, с. 122
  • Упражнение 221, с. 122

Аббревиатура – это условное сокращение слов на письме, а также слово, составленное путём

сокращения двух или нескольких слов

(по словарю С.Ожегова).

Интересные факты

Интересные факты

  • Самая длинная аббревиатура состоит из 55 букв: НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТУПРАСИАСССР и обозначает : научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.

Изучение нового материала

Как правильно сказать :

  • ГИБДД (проверил, проверила, проверило) автомобили?
  • ООН (решил, решила, решило)?

Правило стр. 122

Составить предложения с аббревиатурами

Составить предложения с аббревиатурами

СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ

НАЙТИ ГЛАВНОЕ СЛОВО

РОД ГЛАВНОГО СЛОВА

Подведение итогов: Что такое сложносокращённые слова? Какие способы образования сложносокращённых слов вы знаете? Как определить род сложносокращённого слова? http://aida.ucoz.ru

Подведение итогов:

  • Что такое сложносокращённые слова?
  • Какие способы образования сложносокращённых слов вы знаете?
  • Как определить род сложносокращённого слова?

Проверь себя сам! 5 - На уроке мне все было понятно, и в моей работе нет ошибок. На уроке мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки . - Я многое не понял (не поняла) на уроке и допустил (допустила) много ошибок . 4 3

Проверь себя сам!

- На уроке мне все было понятно, и в моей работе нет ошибок.

  • На уроке мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки .

- Я многое не понял (не поняла) на уроке и допустил (допустила) много ошибок .

Читайте также: