Сложносокращенные имена существительные фгос 6 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте. Здесь Вы найдете полезную и актуальную методическую информацию для руководителей образовательных учреждений, педагогов, родителей и учащихся. Также мы будем рады рассказать Вам о ближайших мероприятиях сферы образования, проводимых в области и районе. Наша общая цель — повышение качества образования!
В этом разделе вы найдете методические разработки, образовательные программы и полезные ссылки
В этом разделе вы найдете методические разработки, образовательные программы и полезные ссылки
В этом разделе вы найдете методические разработки, образовательные программы и полезные ссылки
Дополнительное образование: направление деятельности, адреса, контактная информация…
Личностные: осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка, ответственность за написанное, развивать интерес к изучению языка, стремиться к речевому совершенствованию.
Метапредметные:
познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательные цели; находить и выделять необходимую информацию;
регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; предполагать, как можно использовать полученную информацию;
коммуникативные: самостоятельно планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; уметь работать в группе.
Предметные: сформировать представление о сложносокращенных существительных и аббревиатуре; совершенствовать умение понимать и использовать их.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (самостоятельная работа, фронтальная работа, словарная и лексическая, самопроверка, взаимопроверка, индивидуальная, работа с учебником).
Основные понятия: сложносокращённые имена существительные, аббревиатуры, способы словообразования.
Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийное оборудование, презентация к уроку.
Работа с сигнальными карточками (красная – соединительная Е, синяя – соединительная О):громоотвод, дождемер, грузоподъемник, кашевар, нефтепровод, машиностроение, ледоход, землетрясение, книгопечатание, черноморец. Морфемный разбор слов машиностроение, черноморец, скоросшиватель
Изучение нового материала:
На доске записаны слова: МГУ, лесхоз, универмаг, ТЮЗ
Расшифруйте эти слова.
Организация восприятия и осмысления новой информации
Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До 1917 г. в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме: напр., “Е. И. В.” – “Его Императорское Величество”. В советское время появилось большое количество сложносокращенных слов: ВЦИК - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Исполком - исполнительный комитет. Профсоюз - профессиональный союз. РКП - Российская Коммунистическая партия. ЦИК - Центральный Исполнительный Комитет.
Творческое применение и добывание знаний
Вы можете привести примеры употребления сложносокращенных слов в наши дни? Для чего нужны сложносокращенные слова?
Изучение нового материала.
Как образуются сложносокращенные слова?
Запишем в тетрадь: Способы образования сложносокращенных слов:
Несколько начальных звуков (рыбхоз, завхоз)
Начальные звуки (СМУ строительно-монтажное управление, МГИМО Московский государственный университет международных отношений)
Начальные буквы (МГУ Московский государственный университет, ВВС военно-воздушные силы)
Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении
Расшифруйте слова и определите способ образования (оценка):
РФ – Российская Федерация;
ОРТ – Общественное российское телевидение;
ООН – Организация объединенных наций;
НИИ – Научно-исследовательский институт;
МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения;
Ввести понятие аббревиатура. Аббревиатура – это условное сокращение слов на письме, а также слово, составленное путем сокращения двух или нескольких слов (Ожегов). Запишем это слово в словарик.
Самая длинная аббревиатура состоит из 55 букв: НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТУПРАСИАСССР и обозначает: научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.
ЛУКойл - Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть) в названии нефтяной компании.
Изучение нового материала:
Как правильно сказать: ГИБДД (проверил, проверила, проверило) автомобили, ООН (решил, решила, решило)?
развивать устойчивый познавательный интерес к предмету.
Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2- частях. – М.: Просвещение, 2015.
1. Актуализация полученных знаний.
Обратите внимание на экран. На нем представлены слова – сложные слова с соединительными гласными. Ваша задача – вспомнить правило, изученное на прошлом уроке, и вставить соединительные гласные О или Е. Проверьте себя: громоотвод, дождемер, грузоподъемник, кашевар, нефтепровод, машиностроение, ледоход, землетрясение, книгопечатание, черноморец.
2. Изучение нового материала.
На экране представлена таблица со словами. Сравните слова в двух колонках таблицы: ЦУМ, РФ, завуч, завхоз, универсам, ГАИ, МЛН, абв, ПРСТ, завтек, ЭЮЯ. Сравните слова, объясните их значение. Расшифруйте эти слова. ЦУМ – Центральный Универсальный Магазин, РФ – Российская Федерация, завуч – ЗАВедующий Учебной Частью, завхоз – ЗАВедующий ХОЗяйством. универсам – универсальный магазин, ГАИ – Городская Автомобильная Инспекция.
Такие слова, которые образованы из начальных букв, начальных звуков, нескольких начальных звуков, называются сложносокращенными.
1. Постановка цели занятия перед учащимися:
Сегодня на уроке мы поговорим о сложносокращенных словах, о способах их образования, об определении рода сложносокращенных слов.
2.Организация восприятия и осмысления новой информации
3.Творческое применение и добывание знаний
Вы можете привести примеры употребления сложносокращенных слов в наши дни?
Для чего нужны сложносокращенные слова?
Изучение нового материала.
Как образуются сложносокращенные слова?
Запишем в тетрадь: Способы образования сложносокращенных слов:
Несколько начальных звуков (рыбхоз, завхоз)
Начальные звуки (СМУ строительно-монтажное управление, МГИМО Московский государственный университет международных отношений)
Начальные буквы (МГУ Московский государственный университет, ВВС военно-воздушные силы)
3.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (работа с учебником)
Упражнение 220,с. 122
Упражнение 220,с. 122
Самая длинная аббревиатура состоит из 55 букв: НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТУПРАСИАСССР и обозначает: научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.
Изучение нового материала:
Как правильно сказать: ГИБДД (проверил, проверила, проверило) автомобили, ООН (решил, решила, решило)?
Чтение правила, стр. 122
4. Физкультминутка.
5. Самостоятельная работа. Составить предложения с аббревиатурами МГУ,ООН, НИИ, МЧС,ГИБДД
8. Итог урока.
Ответьте на вопросы:
Что такое сложносокращённые слова?
Какие способы образования сложносокращённых слов вы знаете?
Как определить род сложносокращённого слова?
9. Разгадывание кроссворда.
Специалист по разведению садов. (садовод)
Локомотив с паровым двигателем. (паровоз)
Канал для выхода дыма из трубы. (дымоход)
Русская народная игра – пляска. (хоровод)
Лес, поваленный бурей. (бурелом)
Бесплановое, стихийное совершение дела, работы. (самотек)
Огнестрельное оружие. (пулемет)
10. Домашнее задание.
Упражнение 223, с. 123
Содержимое разработки
учитель русского языка и литературы
Наш урок сегодня пройдет под девизом:
груз…подъемник
машин…строение
земл…трясение
книг…печатание
гром о отвод
дожд е мер
груз о подъемник
каш е вар
нефт е провод
машин о строение
лед о ход
земл е трясение
книг о печатание
черн о морец
Сравните слова в двух колонках таблицы
Тринадцатое ноября
Классная работа
Сложносокращённые слова
Задачи урока поговорим о
Историческая справка
Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет . До 1917 г. в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме : например, “Е. И. В.” – “Его Императорское Величество”. В советское время появилось большое количество сложносокращённых слов: ВЦИК - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет,
Исполком - исполнительный комитет,
Профсоюз - профессиональный союз,
ЦИК - Центральный Исполнительный Комитет.
Изучение нового материала Как образуются сложносокращённые слова? Запишем в тетрадь Способы образования сложносокращенных слов :
- Несколько начальных звуков ( рыбхоз, завхоз )
- Начальные звуки ( СМУ строительно-монтажное управление, МГИМО Московский государственный университет международных отношений)
- Начальные буквы ( МГУ Московский государственный университет, ВВС военно-воздушные силы)
Работа с учебником
- Упражнение 220, с. 122
- Упражнение 221, с. 122
Аббревиатура – это условное сокращение слов на письме, а также слово, составленное путём
сокращения двух или нескольких слов
(по словарю С.Ожегова).
Интересные факты
- Самая длинная аббревиатура состоит из 55 букв: НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТУПРАСИАСССР и обозначает : научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.
Изучение нового материала
Как правильно сказать :
- ГИБДД (проверил, проверила, проверило) автомобили?
- ООН (решил, решила, решило)?
Правило стр. 122
Составить предложения с аббревиатурами
СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ
НАЙТИ ГЛАВНОЕ СЛОВО
РОД ГЛАВНОГО СЛОВА
Подведение итогов:
- Что такое сложносокращённые слова?
- Какие способы образования сложносокращённых слов вы знаете?
- Как определить род сложносокращённого слова?
Проверь себя сам!
- На уроке мне все было понятно, и в моей работе нет ошибок.
- На уроке мне все было понятно, но в моей работе 1 -2 ошибки .
- Я многое не понял (не поняла) на уроке и допустил (допустила) много ошибок .
Читайте также: