Конспект урока что такое космос 2 класс планета знаний

Обновлено: 03.07.2024

Дети входят в шк ольный му зей. Музея авиаци и и космонав тики им. Ю.А. Гага рина.

Улыбнитесь д руг другу . Подарите и мне свои у лыбки. Спас ибо.

- Как вы ду маете, о чем пойдет р ечь сегодня на у роке? ( О космосе.)

Сегодня мы ску чать не будем. Мы пе ренесёмся в косми ческие просторы, б удем

говорить о космических объектах, о Со лнечной системе и о том, какое место

3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном

- Что такое космос ? (Вселенная. Простра нство, простирающееся за предел ами

земной атмос феры, со всеми п рисутствующими в нем объектами )

- Какие небесные тела находятся в космосе ? ( В космосе находятся звезды, планеты,

астероиды, кометы ) Земля, Лу на, Солнце это….. (косм ические тела )

- Что такое звезды ? ( Огненные шары, вблизи п охожие на Солнце. Они наст олько

- Что образуют солнечну ю систему? (солнце, вращающие вокру г него планеты со

- Для чего вы ег о получите? (Чт обы мы сами поняли, в се ли мы знаем)

(Учитель пр едлагает из пр едложенн ых карточек выб рать только те, которые

- Назовите нау ку, изучающу ю космические тела? ( Астроно мия )

Астрономы - люди, изу чающие звёзды. Наука о звёздном небе называется

астрономией. Астрономия - самая древняя из н аук. Первых астрономов называли

звездочётами. Известно, что даже пещерные люди наблюдал и звёздное небо, потому

что на стенах пещер найдены рисунки, свидетель ствующие об эт ом.

- А вы говорили 9. Называли планету Плутон. Оказываетс я, что на Международном

совете астроном ов в Праге принято решен ие исключить П лутон из категории

планет. После горячих споров ученые сошлись во мнении, что он не соответству ет

этому статусу, поскольку имеет небольшой размер и непра вильную форму орбиты,

которая пере секается с Непту ном, и его следует перевести в группу планет - карликов



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Что такое космос?"

Здравствуйте, ребята! Меня зовут старичок-звездочет.





Оказывается, ребята, мы с Вами живем в необъятном, огромном мире, частью которого является и наша Земля. Этот мир и называется космосом или Вселенной. У космоса нет границ. Он состоит из множества космических тел: звезд, планет и спутников планет.


Конечно же, каждый из Вас видел, какое большое количество ярких мерцающих звезд расположено в ночном небе. Они кажутся нам маленькими точечками, которые можно вместить в свою ладонь. Но на самом деле, ребята, звезды – это огромные, раскалённые небесные тела, излучающие свет.



Они кажутся нам такими маленькими просто, потому что расположены очень далеко от Земли. Но если внимательно посмотреть в ночное небо, то можно заметить, что все звезды разные. Они отличаются температурой, размерами и даже цветом. Мы с Вами привыкли видеть звезды желтого цвета, но я, ребята, открою Вам еще один маленький секрет: эти небесные тела бывают и голубого, красного, оранжевого и даже белого цвета!

А еще ребята, если Вы очень внимательны, то наверняка замечали, что иногда в небе можно заметить, что расположенные на нем звезды образуют необычные фигуры.


Эти фигуры называют созвездиями. Всего ученые насчитывают 88 созвездий. Чтобы их было легко различать и узнавать, человек дал им очень красивые названия, например, созвездие Гончих Псов, созвездие Скорпиона, Девы, Большая Медведица и Малая Медведица.


А некоторые созвездия были названы в честь героев древних легенд, например, созвездие Геркулеса или Кассиопея.



Хотите, я Вас научу определять, где какие созвездия расположены в ночном небе? Тогда будьте внимательны. Каждому из Вас будет легко отыскать созвездие Большой Медведицы.


Его звезды расположены в форме ковша. А названо это созвездие так, потому что, согласно, древнегреческому мифу, Зевс – бог неба, превратил прекрасную нимфу (деву) Каллисто в Медведицу, чтобы спасти ее от мести Геры – своей жены.


Отыскав Большую Медведицу, в ночном небе можно отыскать и другие созвездия, например, Малую Медведицу. Для этого Вам нужно проложить линию, соединяющую две крайние звезды созвездия Большой Медведицы. Звезда, через которую дальше пройдет эта линия, называется Полярной звездой. Это самая яркая звезда созвездия Малая Медведица.

А вот самой близкой звездой к Земле является Солнце.


Вокруг нее обращаются планеты.


Каждая планета, в свою очередь, движется вокруг Солнца по своему пути – орбите.


В отличие от звезд, планеты – это холодные небесные тела, не излучающие собственного света. Их можно видеть только потому, что они освещаются светом той звезды, вокруг которой движутся. Одной из таких планет является Земля.


Она движется вокруг Солнца со скоростью в 30 километров в секунду! Вокруг Земли вращается ее спутник – Луна.


Ее можно видеть каждую ночь. Нам с Вами, ребята, с поверхности нашей планеты может показаться, что Луна ярко светит, но, самом деле, это не так. Луна, как и Земля – холодное небесное тело, которое просто отражает солнечный свет.


Много спутников имеют и другие планеты, но об этом секрете я расскажу Вам в следующий раз.

А теперь, ребята, давайте еще раз повторим все то, что вы сегодня узнали из моей книги.


Но вот, ребята, и все на сегодня. С нетерпением буду ждать новой встречи с Вами, чтобы рассказать еще больше секретов из мира ночного неба.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса, с первым космонавтом.

2. Развивать кругозор учащихся, познавательную деятельность учащихся.

3. Воспитывать чувство патриотизма, прививать интерес к истории космонавтики.

– Здравствуйте, ребята! Вот и пролетело лето и мы с вами снова все вместе. У нас в классе появились новички. Давайте с ними познакомимся.

Самоопределение к деятельности:

- Ребята, сегодня мы отправимся в интереснейшее путешествие. А куда мы отправимся догадайтесь.

Там все знаки зодиака-

Водолея, девы, рака.

Светятся и ночью и днём,

Туда смотрит астроном.

- Что такое космос?( КОСМОС - вселенная, мир и мироздание.)(слайд2)

3. Работа по теме урока:

– С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!

– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт.

Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)

- Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой:

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)

- Кто такие космонавты, и чем они занимаются?

- Прежде чем человек полетел в космос, кто побывал в космосе?

( Самыми первыми были запущены в космос мыши, затем отправилась собака Лайка.

В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Через 3 года после полета собаки Лайки, в космос отправляются уже две собаки – Белка и Стрелка.)

- Кто был первым космонавтом? ( ответы детей)

Спросил я у папы однажды:
"А кто такой Юрий Гагарин?
Наверное, он очень важный,
А я про него мало знаю. ".
И папа тогда мне ответил:
"Я рад, что об этом меня ты спросил,
Он летчик отважный и смелый,
Прославил страну на весь мир.
Гагарин был первым на свете,
Кто в космос однажды полет совершил.
Мальчишкам на нашей планете
Мечту космонавтами стать подарил".
Теперь я горжусь тем, что знаю,
Кем же был Юрий Гагарин.
Спросите меня, отвечу вам гордо:
Он - космонавт, первым вышедший к звездам!

(12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель "Восток«. Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. Корабль пилотировал советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна.)

На корабле, все предметы, в том числе животные, находятся в состоянии невесомости. На земле все предметы обладают весом, они притягиваются к земной поверхности. В космосе этого нет.

И космонавты тоже плавают. Пить и есть им приходится из специальных тюбиков, чтобы пища и вода не плавали по кораблю.

Профессия космонавт и сегодня является мечтой многих школьников. И лишь немногие реализуют детские желания и летят к звездам.

- Ребята а как вы думаете, кого берут в космонавты?

2) Игра: исключи лишнее.

Слова: трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный.

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым, не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать - нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить - и сесть опять.

Давайте посмотрим как сейчас тренируются космонавты.

1.Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

2. Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце)

3. В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его — полоска света,
А зовут объект … (комета)

4. Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит. (Космонавт)

5. Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (Луноход)

6. Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не съели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька. (Луна, месяц)

7. Волчок, волчок,
Покажи другой бочок,
Другой бок не покажу,
Я привязанный хожу. (Луна)

8. У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

9. На каком пути ни один человек не бывал? (Млечный путь)

10. По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

11. Обгоняя ночь и день, вкруг земли бежит олень.
Задевая звезды рогом, в небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт, он Вселенной следопыт. (Спутник)

- Какие новые слова вы узнали про космос?

Ответ. Земля – это единственная планета в Солнечной системе, на которой есть жизнь. Живые организмы могут существовать на Земле потому, что на нашей планете, есть вода, воздух, которым можно дышать, и подходящая температура. Ни на одной из других планет Солнечной системы нет этих трех условий.

Ответ. Млечный путь – это громадная галактика, включающая в себя Солнечную систему. В темную ночь ее можно видеть как расплывчатую полосу белого света, протянувшуюся через все небо.

3. Что такое затмение?

Ответ. Затмение Солнца случается, когда Луна проходит между Солнцем и Землей, перекрывая собой солнечные лучи. Затмение Луны происходит значительно чаще. Оно случается всякий раз, когда Земля проходит между Солнцем и Луной, так что Луна оказывается в тени Земли.

Ответ. Это объект в космическом пространстве, движущийся вокруг планеты, например Луна или космический корабль.

5. Как называется газовый шар, испускающий большое количество тепла, яркого света.

Ответ. Звезда. Солнце – это звезда.

6. Как называется огромное семейство звезд, планет и других объектов в космическом пространстве?

Ответ. Галактика.

Ответ. Крупный объект, движущийся в космическом пространстве вокруг Солнца.

Ответ. Телескопами мы наблюдаем космические тела, находящиеся далеко от нашей Земли. Телескоп собирает свет, исходящий от объекта, например планеты, и увеличивает его изображение. В отражательных телескопах для сбора света применяются вогнутые (сферические) зеркала.

10. Как зовут английского ученого, который создал отражательный телескоп в 1669 году? (Исаак Ньютон).

Быть Гагариным хочу

Автор: Натали Самоний

Заявил вчера Виталик:
– Быть Гагариным хочу!
Вы меня зовите Юрой,
Я ведь в космос полечу.

Посмотрите, посмотрите:
Ждать взросленья – нет уж сил,
Потому-то из коробки
Я ракету смастерил.

Полечу к Луне и звёздам
И на Марс я полечу…
Вы меня зовите Юрой –
Космонавтом быть хочу!

-Мы с вами знаем, что космонавт должен быть сильным, здоровым, крепким, обязательно заниматься спортом и хорошо питаться. И кто знает, может быть, кто-нибудь из вас, когда вырастет, воплотит свои мечты и станет космонавтом. А сегодня, когда придете домой, расскажите всем своим близким, что вы знаете про космос.

5.Итог урока:

1. Ближайшая к Земле звезда – Солнце. (Да.)
2. Галактика – это гигантское скопление звёзд, звёздная система. (ДА.)
3. Солнце – это звезда. (Да.)
4. Сейчас вокруг Земли движется только один спутник. (Нет.)
5. Первый космонавт был в космосе две недели. (Нет.)
6. Первыми в открытый космос вышли американцы. (Нет.)
7. Нога человека уже ступала на Луну. (Да.)
8. В космос летали собаки. (Да.)
9. Космонавты уже летали на Марс. (Нет.)
10. В космосе уже побывали женщины. (Да.)

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 625

с углублённым изучением математики

Невского района Санкт-Петербурга

имени Героя Российской Федерации В.Е.Дудкина

Конспект урока окружающего мира

учитель начальных классов

Васильева Татьяна Степановна

Санкт-Петербург 2011 г.

Тип урока: у рок комплексного применения ЗУН учащихся.

Форма урока: урок-открытие

Цель: Совершенствование и углубление первоначальных знаний о космосе, звёздах, созвездиях.

формирование представлений о космическом пространстве

ознакомление с понятиями звезда, созвездия, наблюдение за расстояниями между планетой Земля и другими объектами.

развивать критическое мышление, коммуникативные умения

развитие интереса к изучению звёздного неба.

формирование интереса к окружающему миру

обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения;

Технологии применяемые на уроке:

Организационный момент 2мин

Проверка домашнего задания 4мин

Стадия вызова (заполнение табл.) 6мин

Стадия осмысления 6мин

Практическая работа 5мин

Заполнение таблицы 6мин

I .Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

II. Проверка домашнего задания

- П осмотрите на доску и определите

-Кто относится к литературе?

-Кто из людей является композитором?

-Каких архитекторов узнали?

-Кто из этих людей не относится к искусству?

Константин Эдуардович Циолковский, жил 1857 - 1935г. Русский учёный-теоретик и исследователь, основоположник современной космонавтики, педагог.

Включение детей в деятельность.

Создание эмоциональной атмосферы.

На доске портреты знакомых людей

III . Стадия вызова

-Заполните таблицу. Впишите в первую колонку все, что знаете о космосе, используя только ключевые слова.

-Впишите в о вторую колонку всё, что хотите узнать. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее. Коллективное обсуждение завершилось.

IV Стадия осмысления

Путешествие с маленьким принцем

-А теперь давайте отправимся в космос вместе с маленьким принцем и сверимся с информацией на слайдах.

-Вы уже догадались о чём пойдёт речь на уроке ?

-О звёздах, планетах, солнце

-Как вы думаете, какими планеты кажутся Земли?

(маленькими, большими, не видно)

Над землёю ночью поздней

Только руку протяни.

Ты ухватишься за звёзды:

Рядом кажутся они.

Можно взять перо Павлина,

Тронуть стрелки на Часах,

Покататься на Дельфине,

Покачаться на Весах.

Над землёю ночью поздней,

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья,

Там созвездия висят.

VII . Практическая работа

1.Возьмите круг, который лежит на парте

2.Поставьте перед глазами. Что видите ? (Ничего)

3.Начинайте медленно его отдалять от глаз

-Что происходит с кругом ?

(Он кажется меньше издалека)

Вывод: Круг кажется меньше, если его отдалять от глаз, а если приближать к глазам, то кажется, что он увеличивается.

-Вот так и со звёздным небом, которое мы можем наблюдать каждый вечер.

- Но вы уже сейчас, наверняка, знаете, какой прибор

помогает изучать звёздное небо?

- Телескоп появился в 1609 году, 400 лет назад и назывался - Дальновидец. Используя мощный телескоп, можно увидеть 1 000 000 000 звёзд. Интересно, что звёзды в телескопе не выглядят крупнее: они находятся на таких огромных расстояниях, увеличение их изображения телескопом совершенно ничтожно. Телескоп звёзд не приближает, просто глазу открываются всё больше участков неба.

VIII . Презентация по материалу учебника

- Солнечная система состоит из солнца и системы планет:

Раз Меркурий.
Два – Венера.
Три – Земля.
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер.
Шесть – Сатурн.
А еще – Уран, Нептун,
И, конечно же, Плутон.
Наше Солнце чемпион! Самой маленькой планетой считался Плутон. Возможно, из-за своей величины ей пришлось покинуть список планет. . Слайд №1

- Самые яркие звёзды на небе имеют своё название, например Альтаир, Вега, Сириус и т.д. Все звёзды, видимые с Земли, входят в то или иное созвездие. Слайд№2

Группу звёзд, объединённых воображаемой линией, называют созвездием. Ещё в древние времена рисунки, полученные из точек звёзд, астрономы назвали созвездиями. В скоплениях звёзд наши предки угадывали фигуры различных животных, предметы, людей, мифологических героев.

- Млечный путь - туманное свечение на ночном небе от миллиардов звезд нашей Галактики. Слайд №3 Полоса Млечного Пути опоясывает небосвод широким кольцом. Особенно хорошо Млечный Путь виден вдали от городских огней.

- Полярная звезда , самая яркая, которая ближе всех расположена к северному полюсу мира. Слайд №4

- Кометы – тела Солнечной системы, имеющие вид туманных объектов, обычно со светлым сгустком-ядром в центре и хвостом. Они принадлежат к числу наиболее красивых небесных тел. Слайд №5

А теперь положите перед собой таблицы, которые заполняли в начале урока и заполните последнюю колонку.

IX Заполнение третьей колонки таблицы. Проверка.


-Попробуйте разгадать кроссворд :

1) Огромное небесное тело, которое само светится

2) Пространство, окружающее Землю.

3) Крупные небесные тела, которые вращаются вокруг

Солнца и светятся отражённым светом.

4) Наиболее близкая к Земле звезда.

5) Спутник Земли.

6) Планета, на которой мы живём.

-Какое ключевое слово получили? Астроном

-Кто знает, чем занимается человек этой профессии? Астрономия - это очень серьёзная трудная, но и удивительная наука. В старших классах вы будете частично знакомиться с основами науки астрономии.

- На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое у вас настроение? Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению сейчас ( солнце, тучка)

Данный методический прием технологии критического мышления возрастных особенностей учащихся.

Цель использования приема на стадии вызова – это актуализация знаний, определение ключевых понятий, необходимых для усвоения нового материала, расширения и систематизации знаний по изучаемому вопросу.

Читайте также: