Настрій у пейзажі конспект уроку 6 клас

Обновлено: 06.07.2024

иллюстративн ый, практический, выставка; и ндивидуальная, фронталь ная.

Предметные : содействовать разв итию эстетиче ского вкуса, художественн ого

мышления; ст роить логическ и обоснова нные рассу ждения.

Упражнять обу чающихся в ис пользовани и различных мате риалов и с редств

художествен ной выразитель ности для пере дачи замысла в собственно й

Метапредметны е: нау чатся определять цель, участвовать в диалоге с

учителем, изл агать своё мнение ; создавать устные тексты для решения

учебной задачи ; планировать деятельность , работать по пла ну; определять

способы дости жения цели; излаг ать своё мнение, принимать позицию

Личностные: проявляют инте рес к изу чению новог о материала,

познавательну ю активность; осознают свои эм оции; выра батывают свои

мировоззренче ские поз иции; аргу ментировано о ценивают свои работы и

Ученикам задают ся вопросы по ранее прой денному мат ериалу: Какие жа нры

в изобразительн ом иску сстве существуют? Чт о такое персп ектива? Как ие

виду перспект ивы существу ют? Что такое возду шная перспектива ? Как она

СЛАЙД 2 – Давайте вспомним, что та кое пейзаж. Пейзаж (ф р. Pay sage, от

pays — страна, мест ность) — жанр изобразитель ного иску сства (а также

отдельные п роизведения этого жа нра), в котором о сновным предметом

изображения явл яется первозданна я, либо в т ой или иной ст епени

преображённая чел овеком природа. В пейзаж ном произвед ении осо бое

значение при даётся постр оению перспе ктивы и комп озиции вида, передаче

состояния атмо сферы, возду шной и свет овой среды, и х изменчивост и.

СЛАЙД 3 - Пейза ж — сравнительн о молодой жан р живописи. Века ми

образы прир оды рисовались л ишь как из ображение сре ды обитания

персонажей, в кач естве дек ораций для ико н, впоследствии для сцен

СЛАЙД 4 - Посте пенно, с разв итием нау чных и опытных знаний линей ной и

воздушной перс пективы, свет отени, пропо рциональност и, общей

композици и, колорита, рельефности из ображения, пр иродные ви ды стали

вначале равно правным членом сю жетной ко мпозиции, а з атем

трансформиров алась в центральный пре дмет изображени я.

СЛ АЙД 5 - Во всем ирно - культу рном процессе пейза ж как ж ивописный жан р

заявил о себе, в пе рвую очередь, как европейск ое искусство, несм отря на

существование д ревнекитайск ой и дру гих вост очных тради ций иску сства

пейзажного рису нка и их вл ияние на европе йские художественные процесс ы.

СЛАЙД 6 – В XV II—XVIII веках пейзаж явл яется образц ом идеальных

эстетических в оззрений. В конце XIX века работы имп рессионист ов и

постимпресс ионистов явил ись ку льминационным м оментом необыча йного

Расцвет пейзажно й живоп иси ознамено вало развитие плен ерного пе йзажа,

связанного с изо бретением в X IX веке метода п роизводства тю биковых

красок. Жив описец мог р аботать вдали от своей маст ерской, на при роде, при

натуральном освещении. Это з начительно обогатило выб о р мотивов,

приблизило ис кусство к зр ителю, дало возмо жность твор цу воплотить св ои

непосредстве нные эмоци ональные в печатления в про изведение живописи.

СЛАЙД 7 - В завис имости от ти па изображённог о мотива можно в ыделить

сельский, городс кой (в том числе архитекту рный — ведута и

индустриальн ый) пейзаж. Осо бую область составляет изо бражение морск ой

Кроме того, пейза ж может но сить эпический, историческ ий, героическ ий,

Видов пейзажей м ного, рассмотри м их боле е подробно.

СЛАЙД 8 - Архитек турный пейза ж. Изображение в ж ивописи и г рафике

реальной или в оображаем ой архитекту ры в естестве нной приро дной среде

Архитектурн ый пейзаж полу чил широкое р аспространен ие в XV III веке.

СЛЙД 9 - Городск ой пейзаж стал результатом неск ольких столети й развития

пейзажной жив описи. Разнови дность пе йзажа, в котором о сновным

предметом изображения являются городские у лицы, здани я.

Особое место за нимает Ведута (ит. veduta, бу кв. – увиденная). Терми н возник

в Венеции, где ве дутами называли в иды этого го рода и его окрест ностей,

Великий представ итель э того стиля в ж ивописи - венециански й художник

В России род оначальником а рхитекту рной веду ты были живописцы

СЛАЙД 10 - Геро ический пейза ж - пейзаж, в кот ором показ ывается

грандиозность мироздания, пр ирода представляет ся величес твенной и

Зрители, смот ревшие на ге роический п ейзаж, долж ны до вол ьствоваться

ролью созерцателе й, наслаж дающихся изображ ением и сове ршенству ющих

Французский ж ивописец Н икола Пу ссен родоначальник данного вида

СЛАЙД 11 – Голл андский пейза ж впервые зародилс я в творчеств е таких

мастеров Харлема, как Ван Г ойен, Де Молейн и В ан Рейс дал. Для

большинства голл андских пе йзажей характер ен приглу шенный колорит,

состоящий из светло - серебрист ых, оливков о - охристых, коричневаты х

оттенков, близк их к естестве нным краскам при роды.

Голландцы первыми пришл и к изображению отдель ных мо тивов природы,

нередко пе редавая виды о пределенной местности. В п ротивополо жность

пейзажистам ак адемическог о направле ния, воплощав шим образы п рироды в

условно - идеальном аспекте, масте ра гол ландского пейза жа передают

скромну ю природу Голландии тако й, как она есть, не приу крашивая ее.

СЛАЙД 12 - Горн ый пейзаж - разнов идность пейз ажа, в кот ором основ ным

предметом изображения являются горы, горные вершины, г орные озера,

Лесной пейзаж - раз новидность пе йзажа, в котором основ ным предметом

СЛАЙД 13 - Идилл ический пейзаж - ид еализированный п ейзаж, в кот ором

повеству ется о совершенстве, га рмонии и пол ноте жизни простых люде й, их

непосредстве нных с вязях с природой. Клод Лор рен является

Для такого пе йзажа характер ны пасущиеся ста да, прохла дные ручьи, деревья

с густыми кронами, луга, птицы, античн ые развалины и др.

СЛАЙД 14 - Инду стриальны й пейзаж - советская разн овидность жанра

пейзаж, в кот ором изображена р омантика восстан овления н ародного

хозяйства, стр оительство кру пных объектов пр омышленнос ти. Одним из

основателей нап равления ин дустриальный пейзаж принят о считать

СЛАЙД 15 - Ист орический пейзаж. Пейзаж, в кот ором изоб ражены

исторические со бытия с использова нием архите ктурных и ску льпту рных

Исторический п ейзаж оживляет в па мяти дав но минувшее и дает ему

СЛАЙД 16 - Кап риччо (произошл о от итал. capricci o, буквально - каприз,

Самые извест ные художн ики, писавш ие капричч о: Франческо Гва рди,

В лирическом пейзаже из ображаемая п рирода оду хотворяет ся незримым

Алексей Саврас ов является ро доначальником л ирического пейзажа в ру сской

СЛАЙД 18 - Морск ой пейзаж, ма рина (произошл о от фр. m arine, итал.

marina, от лат. m arinus - морск ой) - разновидн ость пейзажа, в котором

основным пр едметом предмет ом изобра жения является м оре, береговые

линии и скалы, с цены мо рского сражен ия или иные с обытия, происходящ ие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата проведения: 26 апреля 2016 г.

Место проведения: ГБОУ СОШ №3 п. г.т. Смышляевка

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-исследование

Методы и формы работы: объяснительно - иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.

СОТ: Технология развития критического мышления, личностно-ориентированная, проблемно-диалогическая, ИКТ, здоровьесберегающая технология.

Образовательные:

закрепить знания о жанре пейзажа, особенностях изображения;

дать определение линейной и воздушной перспективы, линии горизонта, точки схода;

познакомить с особенностями построения линейной перспективы;

Применять правила линейной и воздушной перспектиы в работе над пейзажем, с использованием линии горизонта и правил линейной перспективы;

активизировать познавательный интерес к искусству и природе

формировать умение самостоятельно находить решения художественных задач, отвечающих теме.

Развивающие:

развивать память, наблюдательность, внимание, кругозор обучающихся;

развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;

развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;

совершенствовать умение аргументировать, отстаивать свою точку зрения;

содействовать развитию речи, познавательных умений , обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

способствовать пробуждению у учащихся эмоционального отклика на произведения искусства и действительности;

формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;

воспитывать бережное отношение к природе;

воспитывать коллективизм, творческое отношение к порученному делу

воспитывать умение слушать других, уважать их точку зрения.

Планируемые результаты:

Выполнить изображение пейзажа, применяя правила линейной и воздушной перспективы.

Расширить представления о пейзаже как жанре изобразительного искусств

Метапредметные:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, формирование и развитие интереса к изобразительному искусству

Регулятивные: осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на уроках изобразительного искусства.

Познавательные: построение логических рассуждений, установление причинно-следственных связей, научиться осуществлять поиск информации из разных источников,расширяющей и дополняющей представление о технике рисования, пейзаже.

Коммуникативные: формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Основные термины и понтия: пространство, перспектива, живопись, композиция, линия, цвет, форма.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер,

репродукции картин, мультимедийная презентация по теме, образец педагогического рисунка, краски, бумага, карандаши, палитра и др.

Литературный ряд: стихи и загадки о пейзаже.

Этапы урока

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обобщение и систематизация знаний.

Динамическая пауза (здоровьесберегающая технология)

Творческая практическая деятельность

Итоги урока. Рефлексия. Экспресс-выставка

Этапы урока

Название используемых ЭОР

Деятельность

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Мы продолжим знакомство с миром изобразительного искусства.

ваше "рабочее место".

Обучающиеся проверяют правильность расположения материалов

и инструментов.

регулятивные:

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

Постановка цели и задачей урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

-«Что такое лес? Сосны до небес,Берёзы и дубы, Ягоды, грибы.

Звериные тропинки, Пригорки и низинки,

-На картинах какого жанра можно встретить такие картины?

-Правильно, молодцы. Что такое пейзаж?

-А какие виды пейзажа Вы знаете?

Обучающиеся слушают стихотворение и дают ответ о чем оно.

- это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Перечисляют виды пейзажей: по временам года, сельский, городской, морской и.др.

Регулятивные

-овладевать умением прогнозировать;

Познавательные

-выстраивание логической цепочки рассуждений; восстановление целого из отдельных частей.

коммуникативные

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД:

самоопределение к деятельности; смыслообразование.

Предметные УУД:

Актуализация знаний.

-Вы уже много знаете о жанре изобразительного искусства пейзаж. Сегодня мы узнаем о законах без которых невозможно написать пейзаж.

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- Откуда мы можем получить нужный материал?

- Может ли кто-нибудь уже сейчас объяснить, где мы можем использовать полученные знания?

-О законах построения пространства пейзажа

- из презентации к уроку, объяснений учителя

-в процессе выполнения творческой работы

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

-высказывать свое предположение;

-точно и полно выражать свои мысли

Обобщение и систематизация знаний

Ребята, давайте с вами посмотрим презентацию к нашему уроку и обсудим увиденное.

В ходе просмотра презентации обучающиеся узнают, что такое линейная и воздушная перспектива.

Понятие линия горизонта – линия положения глаз человека, наблюдающего всё видимое из определённого места.

И теперь пространство в картине стали строить по строим законам перспективы.

Слово перспектива означает смотреть сквозь.

Перспектива – учение о том, как добиться на плоском листе бумаги или холсте ощущения глубины, пространства. Иными словами, как изобразить окружающий нас мир таким, каким мы его видим.

Законов перспективы несколько, но есть два самых главных, знание которых помогает художникам. Первый говорит о том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше. Другой закон говорит о том, что параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и в конце концов сходятся в одной точке. Достаточно посмотреть на линии телеграфных проводов или на рельсы железной дороги, чтобы убедиться в этом. Это линейная перспектива, потому что ощущение пространства создаётся на картине или рисунке с помощью линий. (сопровождается презентацией)

Кроме того, существует ещё воздушная перспектива. Если выйти на открытое место и посмотреть вдаль, то увидишь, что предметы, удалённые от нас, как-то посветлели и приобрели голубоватый оттенок. А лес на горизонте – и вовсе стал синим. Произошло это оттого, что между нашим глазом и далёким предметом лежит толща воздуха. Она-то и смягчает цвет предметов, придаёт им голубоватый оттенок. Открытие законов перспективы было очень важно для художников: в их картинах появилась глубина и пространство.

В искусстве всегда формируется отношение художника и зрителя к красоте и неповторимости природы, окружающего мира связи с которым люди постоянно осмысливают. Понимание красоты природы и отношение художника к миру проявляется в жанре пейзажа, который мы сейчас и нарисуем.

Слушают учителя, рассматривают слайды, репродукции картин

Участвуют в коллективной беседе.

Анализируют полученную информацию. Делают выводы :

Линия горизонта – уровень глаз наблюдателя

параллельные линии, удаляясь от нас, постепенно сближаются и сходятся в одну точку.

Ближние деревья воспринимаются большими, а дальние – маленькими.

в том, что чем дальше от нас предмет, тем он кажется меньше.

Цвет в картине, мы видим на первом плане более ярко, но по мере удаления дороги темные деревья светлеют, теряют очертание, приобретают цвет воздушной дымки. Это из-за прослойки воздуха: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными.

Все удалённые предметы в завесе дымки воздуха принимают голубоватый цвет, ближние предметы ярко окрашены

– Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние - плоско.

Для передачи пространства надо делать контуры ближних предметов резче, а удалённых - мягче.

- Все ближние предметы воспринимаются подробно, а дальние – обобщённо.

- определять общие для всех правила поведения ;

- определять правила индивидуальной работы

- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

познавательные:

- ориентироваться по материалу в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи

Динамическая пауза (здоровьесберегающая технология)

Но сначала, сделаем небольшой перерыв

.Ребята встают и выполняют упражнения

Коммуникативные УУД: Согласовывают свои действия с учителем и одноклассниками, контролируют свои действия, понимают

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель: Федорова Т.Г.

Тип урока: комбинированный урок

Образовательные: Расширить знания учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре искусства; показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа; научить рисовать пейзаж акварелью в технике по-сырому.

Развивающие: Способствовать развитию творческой и познавательной активности; развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

Воспитательные: Воспитывать любовь к искусству; воспитывать интерес к природе, умение находить красоту, гармонию, прекрасное в пейзаже; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Личностные УУД: Уважительно относиться к искусству; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Регулятивные УУД: овладевать выразительными средствами изобразительного искусства — композицией, линией, цветом, различными художественными материалами для воплощения собственного художественно-творческого замысла; уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей; находить варианты решения различных художественно-творческих задач; уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность и работу в паре; уметь организовать место занятий.

Познавательные УУД: стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализировать информацию, самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД: оказывать помощь и сотрудничество в процессе творческой деятельности; овладеть умением вести диалог; умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; оформлять свои мысли в устной речи; отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого.

Оборудование:

1. Для учителя: презентация по теме урока, иллюстративный материал на доске.

2. Для учащихся: альбом (акварельная бумага), акварель, кисти.

Ход занятия:

Деятельность учащихся

— Добрый день, ребята, садитесь. Проверим готовность к уроку. У вас на столах должны лежать альбом, акварель, кисти.

Организация рабочего места.

— Начнем урок с повторения.

Что вы изучали на прошлом уроке?

Что такое перспектива?

Что такое воздушная перспектива?

Какие правила воздушной перспективы вы запомнили?

Ответы на вопросы на основе материала предыдущего урока.

3. Изучение нового материала.

— Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. Рассмотрим некоторые из них.

1. Сельский пейзаж. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

3. Морской пейзаж. Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами .

4. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

5. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций.

6. Космический или фантастический пейзаж. В нем отражен мир, который человек уже увидел, и тот, который построен или на научных данных, или на воображении художника.

7 . Героический пейзаж. Пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека, называется героическим.

8. Декоративный пейзаж. Пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, обычно выполняется так, чтобы дополнить архитектуру, сделать ее выразительнее.

9. Исторический пейзаж. В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим.

10. Эпический пейзаж. Для этого вида пейзажа характерны величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия.

11. Романтический пейзаж. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра — всё это и есть мотивы романтического пейзажа.

12. Лирический пейзаж. Такой пейзаж обычно небольшой по размеру. Он отражает определенные чувства человека — восхищение, удовольствие, спокойствие, наслаждение красотой природы.

13. Драматический пейзаж. Предвещает бурю, грозу, вызывает ощущения тревоги и беспокойства.

— Художники-пейзажисты использовали различные материалы для написания своих картин — масло, темперу, тушь и т.д. Одним из распространенных художественных материалов являются акварельные краски.

— Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски. Акварель совмещает особенности живописи и графики.

4. Практическая работа

— Ваше задание на сегодня — изобразить пейзаж акварелью в технике по-сырому.

Этапы выполнения работы:

1. Намечаем карандашом линию горизонта, которая располагается примерно на уровне нижней трети листа бумаги и основные контуры.

2. Смачиваем акварельную бумагу водой.

3. Пейзаж по сырому, пишется как правило, с неба. Поэтому вначале наносится широкой кистью самый светлый общий тон неба. Этим тоном заполняется и нижняя часть этюда. Во первых для создания общего колорита картины.

4. Далее следует подождать некоторое время и дать небу слегка подсохнуть. На бумажной основе не должно быть лужиц краски, краска впиталась в бумагу, но бумага все еще обладает хорошей влажностью. На этой стадии, легко распознаваемой при некотором опыте, получаются самые выразительные соединения красок и неожиданные эффекты.

5. Прописываем усиливая до нужной концентрации, плоскости темных участков облаков.

6. Теперь начинается оформление переднего плана. Пока краски неба остаются слегка сырыми, нужно в первую очередь прописать участки, которые соприкасаются с небом и задним планом как можно плотнее, набирая на кисть больше пигмента чем воды. Естественно не забывая оставлять незаписанными светлые участки.

7. На завершающем этапе тонкой кистью добавляем детали.

5. Анализ рисунков.

Совместный анализ выполненных рисунков учащихся у доски. Выявление характерных ошибок. Несколько работ желающих анализируют с классом, остальные выставляют без коллективного обсуждения.

На уроке учащиеся знакомятся с видами пейзажа, художниками пейзажистами.

ВложениеРазмер
peyzazh_-_bolshoy_mir.docx 19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема "Пейзаж – большой мир".

Цель: познакомить с жанром живописи – пейзажем, научиться рисовать простейший пейзаж, используя возможности графического редактора,

1.познакомить с жанром пейзажа, с законами линейной и воздушной перспективы;

Развивать творческое воображение и образное восприятие мира учащихся через умение применять знания в новых ситуациях.

Воспитывать нравственно – эстетическое представление, систему взглядов на окружающий мир.

Формировать чувство неразрывной связи человека с природой, бережного отношения к ней.

Методы:
по источникам знаний:

наглядный (наблюдения учащихся, иллюстрации, репродукции);

видеометод (просмотр презентации, упражнения с использованием компьютера);

по характеру познавательной деятельности:

по степени самостоятельности школьников:

учебная работа под руководством учителя;

1. Организационный момент : приветствие, проверка готовности к уроку.

В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас неочарованных людей…

Вот так поэт Н.Заболоцкий в стихотворении “Вечер на Оке” задал тему нашему уроку

. Ребята, какое новое слово вы услышали в этом стихотворении?

Как вы, ребята, думаете, в каком значении употребляется слово “пейзаж” или какой смысл имеет это слово?

В очаровании русской природы

Есть подлинная радость… и т.д

2.В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира.

3.В Википедии определение следующее: пейза'ж (фр. Paysage , от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

3.Изучение нового материала . .

Учитель. Природа –это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством ,заложенным в ней ,помогает пейзаж. Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.

2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

3. Парковый пейзаж

В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей

4. Морской пейзаж

Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами.

5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека – создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций.

Какие виды пейзажа характерны для нашего района? Обратите внимание на картины наших земляков

Учитель. Для того чтобы грамотно написать картину необходимо располагать знаниями о перспективе.

Перспектива – это система отображения на плоскости глубины пространства.

Линейная перспектива – точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действительности так, чтобы создавалось впечатление реальности. (слайд3)

Рассмотрим схему определения линии горизонта . Познакомимся с понятиями – точка зрения, линия горизонта, картинная плоскость .

Точка зрения – это взгляд из одной неподвижной точки.

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Картинная плоскость – это изображение видимых предметов в том порядке, в котором мы их видим. (слайд)

Для изображения глубины дальний предмет следует частично закрывать ближним.

Ближний предмет следует изображать крупнее удалённого.

Основания ближнего предмета следует изображать ниже основания удалённого.

Горизонтальные рёбра, параллельные картинной плоскости, надо изображать прямыми горизонтальными линиями.

Горизонтальные ребра в угловом положении надо изображать наклонными линиями и короче.

Плоскость круглой формы в угловом положении нужно изображать эллипсом.

Откройте учебники на странице 147.Задание №2. Прочитайте задание и ответье на вопрос.

Воздушная перспектива (таблица на доске) -изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета ,очертаний и степени освещённости, возникающее по мере удаления натуры от глаз.

1.Все ближние предметы изображаются детально, дальние –обобщённо.

2.Для передачи пространства контуры ближних предметов делают резче, а удалённых -мягче.

3.Удалённые светлые предметы надо слегка притенять, а тёмные осветлять.

4.Ближние предметы изображаются объёмно, а дальние – плоско.

5.Ближние предметы -ярко окрашенные, а удалённые бледнее и одинаковыми красками.

В утренние часы преобладают холодные, голубоватые оттенки. В ночном пейзаже - синеватые и зеленые оттенки, в дневном пейзаже - насыщенные, яркие.

Элементы пейзажа: земля, растительность, деревья и кустарники.

Выяснив, что такое пейзаж, переходим к практическому выполнению работы.

Выполнить рисунок с изображением пейзажа: любое время года, любое время суток. Техника выполнения акварель, гуашь, цв.карандаши, восковые мелки – на выбор

6. Итог урока. Просмотр работ

7. Дорисовать не законченные рисунки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по ИЗО "Пейзаж - настроение",

6 класс Тип урока: комбинированный. Тема выбрана по программе Б.М. Неменского. Методы - рассказ, беседа, работа с информационным листком. Контроль.


Методическая разработка урока на тему"Пейзаж -большой мир"

Методическая разработка на тему "Пейзаж-большой мир".

Конспект урока "Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Что я знаю о "Малых голландцах""

Конспект открытого урока ИЗО в 7 классе с применением ИКТ.

конспект урока музыки "Космический пейзаж"(6 кл)


План - конспект урока ИЗО в 6 классе "Пейзаж - большой мир"

Данный урок раскрывает суть понятия "Пейзаж". Освещает историю его возникновения. Раскрывает секреты его изображения.

На примере чеховских рассказов учащиеся раскрывают сложность человеческих отношений, анализируют произведения.


Конспект урока по русскому языку в 3 классе«Большая буква в Ф.И.О. людей, кличках животных, названиях городов, сёл, рек».


Учитель приветствует и проверяет присутствующих. Проверяет наличие всех художественных принадлежностей у обучающихся (альбом А4, кисть белка №3 и 6, непроливайка, палитра, краски акрил или гуашь, салфетки су-хие (промокашка) и обучающихся.
Учитель: добрый день, ребята. Поприветствуем друг друга с помощью цвета. У кого присутствует в одежде красный цвет - хлопните в ладоши, а у кого желтый, белый и черный. Садитесь.

Учитель: давайте с вами вспомним, с какими жанрами изобразительного искусства мы с вами уже познакомились?
Ученик: натюрморт, портрет, анималистический жанр.

Учитель: давайте с вами сформулируем определение слову пейзаж?
Ученик: пейзаж— жанр изобразительного искусства.
Ученик: пейзаж – это изображение природы.
Демонстрация слайда №3
Учитель: пейзаж— жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа. Иногда художник использует также фигуративные включения, такие как люди, животные. Пейзаж является молодым жанром живописи.
Демонстрация слайда №4
Учитель: как самостоятельный жанр в европейском искусстве пейзажная живопись сложилась не сразу, а лишь в 16-17 вв. Но первое упоминание о пейзажной живописи появилось в 6-м веке, в Древнем Китае. Поначалу пейзаж был фоном для портретов или для исторических сцен. Китайский художник писал природу не для украшения комнат и не для иллюстрации текстов – его цель состояла в том, чтобы вызвать глубокие размышления. Картины на шелковых свитках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда для того, чтобы неторопливо погрузиться в созерцание так же, как открывают поэтический сборник, чтобы погрузиться в чтение стихов. Горы, вода, деревья и цветы были для китайских художников духовными символами. Они старательно их изучали и овладевали умениями изображать их с тем же совершенством, как и писать иероглифы. Но при этом их картины не были видом конкретной местности.
Демонстрация слайда №5
Учитель: европейские художники тоже не сразу начали изображать в пейзажах одно конкретное место. В европейском искусстве средних веков пейзаж присутствовал на картинах лишь в виде необходимых декораций для религиозных, батальных сцен и портретов. В эпоху Возрождения интерес к пейзажу стал возрастать, сформировались голландская, немецкая, итальянская школа с характерными приемами и сюжетами написания картин.

Учитель: сегодня мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством замечательного художника – пейзажиста Алексея Кондратовича Саврасова.
Демонстрация слайда №6.
Демонстрация портрета художника на магнитной доске.



Учитель: прежде чем приступить к практической части наши глазки должны отдохнуть, а для это сделаем гимнастику для глазок.
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза).
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты).
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки).
Много-много раз моргнут, (Частое моргание глазами).
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз).
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка).
Приступаем к выполнению практической части.

Работа организуется следующим образом. Учитель объясняет и показывает, что необходимо выполнить, обучающие повторяют за учителем. Учитель во время того как обучающие выполняют натюрморт подходит к каждому обучающемуся и проверяет правильность выполнения.
Учитель: первым этапом нам необходимо с вами выполнить построение, простым карандашом. Лист располагаем вертикально и проводим свободную линию горизонта – разделаем небо и землю.



Учитель: далее нарисуем домик (его переднюю часть): прямоугольник – основание дома и треугольник – крыша дома, прорисуем окна на дома прямо-угольных два окна, а на крыше одно – круглое.



Учитель: далее прорисуем боковую часть, с помощью линий. Обратите внимание, что крыша находится под наклоном.





Учитель: слева на переднем плане нарисуем дерево, ветки рисуем, только основные. Все маленькие прорисуем кистью.




Учитель: на переднем плане стоят два оленя, их мы нарисуем с помощью овалов: туловище – большой овал, шея – овал немного приплюснутый, голова – это капелька, ушки – два треугольника и ноги – это сочетание овала и прямоугольника. Обратите внимание, что второго оленя видно, только на половину.



Учитель: убираем лишние линии соединения, делаем форму плавной. Рисуем мордочку: глаза - две капельки закругленных и нос - это треугольник закругленный.




Учитель: следующий этап – это работа в цвете. Начнем с неба. Небо у нас красивое во время рассвета. Начинаем с желтого цвета – закрашиваем снизу.






Учитель: небо во время рассвета очень красивое и красный цвет расплывается по всему небу, поэтому добавим немного жёлтого и красного в синею часть неба.





Учитель: закрасим окна жёлтым цветом, а также добавим жёлтого цвета на переднюю часть дома (освещение от солнца).






Учитель: далее прорисуем хвойный лес на заднем плане – темно-зеленым цветом. Обратите внимание, что верхушки леса будут заостренными.




Учитель: пропишем теневую часть – серым цветом, а также серым цветом нарисуем дорожку, она имеет углубление, поэтому темнее.





Учитель: приступим к написанию оленей. Раскрасим их оранжевым цветом и сразу поверх оранжевого добавим коричневый цвет – в теневую часть.





Учитель: черным цветом прорисуем мордочку оленя, хвост, копыта и уши, а также в некоторых местах обведем контур оленя.



Учитель: приступаем к написанию дерева, темно-коричневым цветом рисуем дерево с левой стороны. Сначала рисуем ствол дерева, затем прорисовываем основные ветки и в конце рисуем тоненькой кистью ветки – ели задевая лист бумаги.




Учитель: далее прорисуем падающие тени – синим цветом от: дома, деревьев, оленя, забора и хвойного леса на заднем плане, а также нарисуем следы на дорожке и следы от оленей – синим цветом. С помощью белого цвета прорисуем снег – на крыше дома, заборе и на некоторых ветках деревьев.



Учитель: создавая свои - картины, вы дали простор своей фантазии и эмоциям. Давайте устроим выставку ваших работ.

Учитель: скажите, ребята, мы рисовали пейзаж один, но все они у нас получились совершено разные, что вам понравилось на уроке, что вы узнали нового?
Ученик: сегодня на уроке мы познакомились с биографией и творчеством замечательного художника А.К. Саврасовым, а также выполнили пейзаж гуашью.
Уборка рабочих мест.
Учитель: спасибо Вам за урок, до свидания!

Читайте также: