Государственная политика в области воспитания в российской федерации кратко конспект

Обновлено: 06.07.2024

от 29 мая 2015 года N 996-р

2. Минобрнауки России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 мая 2015 года N 996-р

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;

повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

III. Основные направления развития воспитания

1. Развитие социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания включает:

содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:

создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в целях воспитания и социализации детей;

информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

Гражданское воспитание включает:

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

развитие культуры межнационального общения;

формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

Ознакомительная статья для педагогов ДОУ о том, как появилась Программа воспитания.

ВложениеРазмер
"Государственная политика в области воспитания в Российской Федерации" 18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: "Государственная политика в области воспитания в Российской Федерации"

В настоящее время в системе педагогического образования России обозначился ряд важных проблем, решение которых обеспечивает поступательное развитие общества. Одной из ведущих выступает проблема воспитания подрастающего поколения, которая приобретает особую актуальность в сложное время глобальных перемен, определяющих судьбы не только подрастающего поколения, но и целых народов и государств.

Государственная политика – это целенаправленная деятельность органов государственной власти по решению общественных проблем, достижению и реализации общезначимых целей развития общества или его отдельных сфер. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.

Государственная политика в образовательной сфере изменила отношение к содержанию феномена воспитания, под которым стало пониматься внутреннее присвоение личностью ценностей. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Для решения проблем в области воспитания постепенно издаются нормативные правовые документы в сфере воспитания детей. Вот некоторые из них:

  • В 2013 г. утверждён федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В этом документе представлены общие задачи и принципы, где воспитательная деятельность рассматривается как компонент педагогического процесса. В этом же году выходит профессиональный стандарт педагога, в нём определяются основные требования к квалификации педагога.
  • В 2015 г. утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Цель стратегии — определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в России с учетом интересов детей, актуальных потребностей общества и государства, глобальных вызовов и условий развития страны.
  • В 2018 г. Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. Одной из функций, переданных Министерству просвещения РФ (к которой относятся дошкольные образовательные учреждения) является воспитание.
  • В 2020 г. в Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" внесены поправки: дано определение понятию воспитание и предъявлены общие требования к организации воспитания обучающихся.
  • В 2021 г. разработана и утверждена Примерная программа воспитания для дошкольных образовательных организаций и методические рекомендации к ней.

Таким образом, образовательная организация самостоятельно на основе примерной программы создаёт свою рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.

Исходя из выше сказанного, хочется отметить, что аспекты воспитания подрастающего поколения в той или иной степени содержатся в большом количестве нормативно-правовых документов, в образовательной политике определяется приоритет воспитания. Педагогический процесс будет эффективен, если каждую минуту мы будем думать о том, какими ценностями освящаем и насыщаем деятельность ребенка. Необходимо помнить, что деятельность может быть одна и та же, а вот ценности, смыслы, которые вкладываются в эту деятельность - разные!

Старший воспитатель Храбан Е.В.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Государственная политика в области образования в Российской Федерации".

Реферат "Государственная политика в области образования в Российской Федерации".


Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) призвана определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изме.


Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) призвана определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и политических изме.


Реализация государственной политики в области образования

Презентация на тему Реализация государственной политики в области образования для педагогов на КПК.


Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"


Методические рекомендации по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации от 22.10.2015г.

Методические рекомендации по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации от 22.10.2015г.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственная политика в области воспитания. Общая стратегия воспитания в российской системе 21 века.

Государственная политика в сфере воспитания - определение задач воспитания и стратегий их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка образовательных инициатив, что в совокупности создает необходимые и зачастую благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации подрастающего поколения в соответствии с положительными интересами человека и требованиями общества.

Государственная система образования - это совокупность государственных организаций, деятельность которых напрямую направлена на реализацию образовательной политики государства. Она включает в себя три уровня - федеральный, региональный (уровень субъектов федерации) и муниципальный (города, районы). Государственная система воспитания включает шесть элементов.

1. Соответствующие законодательные и иные акты, которые составляют основу системы и определяют состав организаций, входящих в нее, и то, как система функционирует.

Государственная система образования включает в себя широкий спектр различных образовательных организаций. Со временем разнообразие образовательных организаций увеличивается по мере усложнения социально-экономических культурных потребностей общества и изменения их роли и значения в системе образования.

2. Определенные средства, выделяемые и привлекаемые государством для успешного функционирования системы воспитания. Эти средства делятся на материальные (инфраструктура, оборудование, учебные пособия и т. д.) и финансовые (бюджетные, внебюджетные, частные инвестиции, личные ресурсы его субъектов и т. д.).

3. Набор социальных ролей, необходимых для реализации функций воспитания:

1) организаторы воспитания на федеральном, региональном, муниципальном и местном уровнях (в рамках определенной воспитательной организации);

2) педагоги - это специалисты разных специальностей (учителя, педагоги, тренеры, социальные работники и т. Д.);

3) педагоги-волонтеры (волонтеры, общественники);

4) воспитанные в разном возрасте, полу и социокультурной принадлежности.

4. Ряд определенных санкций, применяемых к организаторам, опекунам и педагогам. Санкции делятся на положительные (поощряющие) и отрицательные (осуждающие, наказывающие).

5. Определенные ценности, культивируемые государственной системой воспитания, которые соответствуют социальной, политической, экономической и идеологической системе общества.

6. Органы управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, через которые функционирует и развивается государственная система воспитания.

Цель, цели и основа стратегии

Цель стратегии - развитие к 2025 году. государственно-социальной системы воспитания Российской Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей, свободное духовное и нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурное понимание и уважение, осознание своей человеческой общности, ответственность за сохранение мира на Земле, улучшение окружающего мира.

В основе стратегии лежат основные национальные ценности Российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации:

* патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служению Отечеству;

* социальная солидарность – личная и национальная свобода, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

* Гражданство - служение Отечеству, правовому государству, гражданскому обществу, правопорядку, мультикультурному миру, свободе совести и религии;

* семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о размножении;

* здоровье - здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально-психологическое и психическое, физическая культура и спорт;

* образование - знания, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала, обучение на протяжении всей жизни;

* труд и творчество - уважение к труду, творчеству и творчеству, целеустремленность и настойчивость, развитие человеческого капитала;

* наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

* традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, религиозное мировоззрение как части сложной картины мира современного человека, терпимость, формируемая на основе межрелигиозного диалога;

* искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, моральный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

* человечество - мир во всем мире, разнообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;

* эволюция природы, родина, охрана природы, планета Земля, экологическая осведомленность.

консолидация усилий российского общества и государства по воспитанию подрастающего поколения;

обеспечить государственную поддержку семейного воспитания за счет повышения социальной и юридической ответственности родителей за воспитание детей, формирование их педагогических, создание благоприятных условий для развития ребенка за счет взаимодействия семьи, образовательных организаций и других социальных институтов.

повышение эффективности педагогической деятельности образовательных организаций: дошкольного, школьного, дополнительного, профессионального образования и психолого-педагогического содействия позитивной социализации детей;

создать развитую систему психолого-педагогической поддержки малообеспеченных детей, содействия их реабилитации и полной интеграции в общество, которая позволит использовать подходы к инклюзивному образованию, технологии формирования доступного и безопасного образовательного пространства.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В РОССИИ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПОДХОД

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время в системе педагогического образования России обозначился ряд важных проблем, решение которых обеспечивает поступательное развитие общества. Одной из ведущих выступает проблема воспитания подрастающего поколения, которая приобретает особую актуальность в сложное время глобальных перемен, определяющих судьбы не только подрастающего поколения, но и целых народов и государств. Отсюда новый неподдельный интерес ученых, исследователей и практиков к проблемам воспитания и непосредственное участие государственной власти в их решении.

Сегодня в России данная проблема начинает не только обсуждаться и исследоваться, но и становится предметом общественной и государственной политики.

Рассматривая феномен государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, необходимо рассмотреть сущность государственной политики в целом.

Политика в общем смысле означает сознательную деятельность в сфере отношений между государством и обществом в части распределения властных полномочий с целью достижения определенных целей и решения социально-политических задач. Основным инструментом выступает государство, хотя не меньшую роль играет гражданское общество.

По мнению Т. Дайа государственная политика заключается в том, что правительство выбирает, какие действия предпринять, а от каких отказаться. [2, с. 15]

Государственная политика — это сфера деятельности на стыке политической и управленческой. В ней происходит выработка и согласование с основными политическими субъектами системы целей государственного управления, а также доведение этой системы целей до субъектов, осуществляющих государственное управление.

Государственная политика осуществляет функцию целеполагания для государственного управления. Цель является идеальным представлением о желаемом результате. В согласовании с субъектами деятельности происходит конкретизация цели по ряду параметров.

Следовательно, государственная политика представляет собой общий план действий политико-административных органов власти и управления, направленный на решение важных, влияющих на жизнь граждан общественных проблем, и включает в себя следующие элементы:

-определение целей и приоритетов развития общества;

-разработку и планирование политической стратегии;

-анализ и оценку затрат по альтернативным программам и политикам;

-обсуждение и консультирование;

-выбор и принятие государственных решений;

-мониторинг и оценка выполнения.

Такой поэлементный состав государственной политики определяет ее сложный социальный характер, а самое главное то, что она связана с регулированием и управлением различных общественных отношений, в т.ч. вопросов обучения и воспитания. [2, с. 25]

Государственная политика в сфере обучения и воспитания понимается как концентрированное выражение воли многонационального народа России, направленной на удовлетворение запросов личности и потребностей развития гражданского общества, государства, семьи (с учетом экономических возможностей государства). Она предполагает направленность деятельности государственных и общественных институтов на всемерное развитие личности. [1, с. 17] Государство, решая те или иные задачи социально-экономического развития страны, ориентирует систему образования таким образом, чтобы обеспечить образовательную поддержку (сопровождение) проводимым в стране преобразованиям (перепрофилирование экономических структур, решение проблем занятости, повышение уровня правовой культуры населения и т. д.).

Если обратится к историографии самого феномена государственной политики в области обучения и воспитания, то можно проследить различное отношение к данному вопросу на протяжении последних десятилетий.

В целом, целесообразно в контексте проведенного анализа выделить 4 периода государственной политики в области обучения и воспитания.

Так период начала 90-х годов ХХ века характеризуется дискредитацией коммунистической идеологии, сопровождавшаяся отказом от ценностей общественного воспитания, привела к отказу от воспитания в целом. Наиболее радикальные ученые и общественные деятели стали связывать с ним покушение на духовную свободу личности, на ее уникальность, самобытность. На фоне жарких споров о целесообразности и нецелесообразности воспитания государство уходит из воспитания, перестав рассматривать его как приоритетное направление своей политики. Еще до распада СССР, в январе 1991 г. в решении Коллегии Министерства образования РСФСР "О демократизации воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях" подчеркивалась недопустимость насильственной политизации, "обобществления" детей. [ 1, с.75] Образовательные учреждения должны быть полностью выведены из-под влияния партии. За этим требованием фактически стоял отказ от управляемой общественной организации детей. С одной стороны, деполитизация воспитания носила в чем-то позитивный характер и способствовала преодолению крайних форм авторитарного, партийного воспитания, но с другой - стала своего рода оправданием нежелания государства брать на себя ответственность за создание новой системы воспитания.

Второй период начинается после распада СССР. Показательной в контексте проблемы отношения государства к решению проблем воспитания является формулировка первых строк Закона РФ "Об образовании" 1992 г.: "Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней". Нетрудно заметить: воспитание поставлено на второе место, что явилось прямым следствием упомянутого выше негативизма, характерного для общественного сознания начала 1990-х гг. В результате уже через год Коллегия Министерства образования России в своем решении от 14 апреля 1993 г. делает неутешительный вывод о том, что "интересы детских организаций игнорируются, в ряде территорий им отказывают в использовании помещений образовательных учреждений, необоснованно сокращаются должности старших вожатых. Свертываются научные исследования в области детского движения и методическая деятельность". [1, с. 102]

Однако, несмотря на признание кризисной ситуации в системе воспитания, недопустимости отсутствия его государственной поддержки, органы управления продолжают настаивать на том, что "вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается" (Решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 14.04.1993 года). Желанная свобода общественных организаций и корректное невмешательство государства в их проблемы при всей внешней привлекательности привели к серьезным последствиям. Половинчатость и противоречивость государственной политики создавали ситуацию неопределенности, нестабильности, усугубляя и без того непростое положение воспитания в "смутное" время. В связи с этим в Приложении к Решению Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты, развития детей в Российской Федерации "О роли и повышении эффективности влияния детских объединений на развитие и воспитание детей" (1996 г.) настойчиво подчеркивается, что в создании условий для обновления детского движения особая роль принадлежит государству. [1, с. 162] Основные направления и формы государственной поддержки включают в себя информационное обеспечение и подготовку кадров молодежных и детских объединений, предоставление им налоговых льгот, привлечение их к выполнению государственного заказа по осуществлению приоритетных направлений молодежной политики, выделение субсидий на организационную деятельность детских и молодежных объединений, финансирование программ и проектов.

Третий период отмечен возрождением интереса к проблемам воспитания на государственном уровне и осознанием необходимости создания новой целостной концепции воспитания.

К середине 1990-х гг. становится совершенно очевидным, что состояние воспитания детей и молодежи в России угрожает национальной безопасности страны. В связи с этим предпринимаются усилия возродить интерес к воспитательным проблемам. Но основное внимание сосредоточивается на развитии системы дополнительного образования, которое должно послужить социальной базой новой системы воспитания. В решении Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 23 ноября 1994 г. дополнительное образование характеризуется как сфера, объективно объединяющая в единый процесс воспитание, обучение и развитие. [1, с. 185] Его преимуществами названы такие специфические признаки, как добровольность в использовании ребенком свободного времени, вариативность образовательных областей и видов деятельности, поливозрастной и полипрофессиональный характер занятий.

Невозможно не согласиться с тем, что дополнительное образование является источником гуманистического обновления педагогического процесса, потому что оно создает широкие возможности для развития творческой одаренности, самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка. Необходимо отметить, что система дополнительного образования - единственная область воспитательной деятельности, в основном сохранившаяся с советских времен. В то же время одной государственной поддержки учреждений дополнительного образования недостаточно для оздоровления воспитательной системы в целом. Дополнительное образование способствует выявлению и развитию личностных интересов, внутреннего потенциала ребенка, создает условия для саморазвития личности как субъекта деятельности, но его возможности в определении стратегии жизненного поведения ребенка ограничены. Освоение и присвоение таких стратегий может быть только результатом целенаправленной воспитательной политики, охватывающей все образовательные структуры.

Осознание ограниченности педагогических возможностей ранее развитой, разветвленной сети дополнительного образование приводит к убеждению о необходимости новой целостной концепции воспитания, конкурентоспособной по отношению к коммунистическому воспитанию, сохраняющей преемственность по отношению к ценностям российского воспитания и соответствующей современным требованиям. В "Рекомендациях парламентских слушаний о воспитании детей и молодежи в современных условиях" от 16 декабря 1997 г. Правительству РФ предлагается "формирование в 1998 г. государственной концепции воспитания, программ, ориентированных на осуществление гражданского, нравственного, физического и эстетического воспитания подрастающего поколения".

Таким образом, в конце XX в., после 10-летнего перерыва, наметились первые признаки постепенного возвращения государства в систему воспитания.

Четвертый период - двухтысячные годы. В этот период появляется потребность в интеграции действий государственных и научных институтов по разработке и принятию документа, в котором были бы отражены цели и задачи воспитания подрастающего поколения на государственном уровне.

В условиях актуализации проблем воспитания на государственном уровне, определения статуса воспитания в нормативно-правовой базе интенсивно развивается наука о воспитании. Если раньше большинство новаций, возникающих в области теории и практики воспитания, носило характер педагогического поиска энтузиастов, то сегодня теоретические положения, концепции воспитания начинают получать государственную поддержку. В то же время оптимизация социальной политики в области воспитания ставит особые задачи перед наукой.

На сегодняшний день глубоко исследованы различные вопросы теории воспитательных систем: история развития, авторские гуманистические воспитательные системы, различные типы воспитательных систем, управление развитием воспитательной системы, характеристика ее субъектов, тенденции функционирования воспитательных систем образовательных учреждений.

В процессе развития педагогической мысли в области воспитания обозначилось несколько направлений такого поиска: личностно ориентированное (Е.В.Бондаревская, Н.Е.Щуркова, И.А.Зимняя) национальное (Е.П.Белозерцев, В.Н.Ганичев, В.Б.Сапунов) и религиозное воспитание (Г.В.Осипов). В основание новых воспитательных парадигм были положены идеи гуманизма, антропоцентризма, свободы, духовности, национального достоинства. [3, с.48]

Несомненные достижения в области теории воспитания не исключали ряда проблем. В частности, научные разработки не позволяли оценить государственный статус воспитания, не предлагают научно апробированные, с гарантией положительных результатов, воспитательные технологии. В связи с этим назрела необходимость интеграции действий государственных и научных институтов по разработке и принятию документа, который позволил определить сущностные, содержательные и технологические характеристики воспитания детей на среднесрочную перспективу.

В результате длительного всероссийского обсуждения такой документ был принят. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва была утверждена "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы", в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания. [5]

В данном документе обозначены цели и задачи Стратегии, приоритет государственной политики в области воспитания, выделены направления развития воспитания, обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных традиций, определены механизмы реализации и ожидаемые результаты.

Таким образом, исследование феномена государственной политики в области воспитания подрастающего поколения приводит к мысли о том , что дальнейшее существенное развитие воспитательной теории и практики самым непосредственным образом связано с восстановлением в России в полном объеме государственно-общественной системы воспитания и позиционированием государством себя в социокультурном пространстве России как ведущего субъекта воспитательной системы.

Список литературы:

Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-педагогических, организационно-практических материалов по проблеме воспитания. - М., 2002. – 265 с.

Гукаленко, О.В Воспитание в современной школе / О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк // Воспитание школьников. - №4, 2015. – 45-53с.

Проблемы современного государственного управления в России. Материалы научного семинара / Пoд рeд. В.И. Якунина; Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Выпуск № 3. - М.: Научный эксперт, 2006. - 212 с.

"Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года". – М., 2015

Населенный пункт: г. Москва

План лекции

1. Фундаментальные основы государственной политики в области образования.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (далее – ФЗ-273, Федеральный закон) под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В РФ проводится плановая комплексная и масштабная работа по развитию образования, затрагивающая все уровни исполнительной власти, а также образовательные организации всех форм собственности.

1. Фундаментальные основы государственной политики в области образования.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации, что закреплено в Статье 43 Конституции Российской Федерации, которая гласит:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Фундаментальными основами государственной политики в области образования в Российской Федерации являются:

 Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.

 Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

 Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых законодательно образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации.

 Общее образование является обязательным.

 Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

 Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

 Граждане Российской Федерации имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

 Вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик.

 Государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения

ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

 Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

 В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

 Проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования обеспечивает Правительство Российской Федерации.

 Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования.

 В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, органах, осуществляющих управление в сфере образования, создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.

Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Федеральный закон является основополагающим документом, определяющим правовые основы регулирования сферы общего образования в Российской Федерации, закрепляет основные положения сложившейся системы общего образования, а также задает новые векторы для ее развития.

Федеральный закон соответствует актуальным требованиям, условиям и процессам системы образования, которая со времени принятия Закона стала намного эффективнее и цивилизованнее. Положения Федерального закона разрабатывались с опорой на особенности и традиции российской системы обучения.

Структура ФЗ-273 представлена 11 статьями, объединенными в следующие главы:

Глава 1. Общие положения (ст.1-9)

Глава 2. Система образования (ст.10-20)

Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность (ст21-32)

Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители) (ст.33-45)

Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций,

осуществляющих образовательную деятельность (ст.46-52)

Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных

Глава 7. Общее образование (ст.63-67)

Глава 9. Профессиональное обучение (ст.73-74)

Глава 10. Дополнительное образование (ст.75-76)

Глава 11. Особенности реализации некоторых видов программ и получения

образования отдельными категориями обучающихся (ст.77-88)

Глава 12. Управление системой образования, государственная регламентация

образовательной деятельности (ст.89-98)

Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере

Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования (стю105-107)

ФЗ-273 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и дополнительного образования детей.

По закону об образовании обучающиеся получают право на индивидуальный учебный график, возможность совместить школьное обучение с семейным. Новый закон позволяет проводить отбор в профильные классы; не проводит деления образовательных учреждений на виды, что раньше создавало необоснованные административные барьеры и ограниченные возможности в осуществлении образовательных программ.

Еще одним важным новшеством Закона является переход на нормативно-подушевое финансирование.

Федеральный закон способствует прозрачности и открытости системы образования в России, чему способствует требование по созданию и поддержанию информативности и актуальности сайтов образовательных организаций.

Помимоэтого закон вводит систему государственного мониторинга образования и независимую оценку качества образования.

Изменения коснулись и роли родителей (законных представителей), которые могут участвовать смогут участвовать в конфликтных комиссиях.

Законом также установлен особый статус педагогических работников: впервые на уровне государства введена гарантия уровня оплаты труда педагога, которая должна быть не ниже средней заработной платы по промышленности в конкретном регионе.

Федеральный Закон уделяет дошкольному образованию большое внимание. Предыдущий Закон содержал общие слова о заложении основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей. А в 64 статье 273-ФЗ заявлено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Федеральный закон включает дошкольное образование в уровни образования: дошкольное образование является одним из уровней общего образования, образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

Особое внимание в 273-ФЗ уделено вопросам общего образования. Подробно устанавливаются цели, преследуемые на каждой ступени образования. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни); основное общее - на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком РФ, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению); среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, которая способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи.

Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда педагогов. Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов.

Открытие новых бизнес-школ напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

Все вышеназванные направления тесно связаны с ещё одним направлением национального проекта - модернизацией региональных систем образования - оно предполагает введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование, развитие региональной системы оценки качества образования, обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства и расширение общественного участия в управлении образованием.

Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с многих сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению экс-Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены". Успешная реализация национального проекта позволяет обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования и содействует становлению институтов гражданского общества.

Основная цель программы – обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики; повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Государственная программа разработана Министерством образования и науки РФ и направлена на:

 формирование гибкой, подотчётной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации;

 развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

 модернизацию образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации;

 создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;

 обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодёжи, развитию потенциала молодёжи.

В состав государственной программы включены следующие подпрограммы:

1. Развитие профессионального образования;

2. Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей;

3. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования;

4. Вовлечение молодёжи в социальную практику;

Читайте также: