Конспект урока число 4 письмо цифры 4 1 класс школа россии

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ФИО: Храпоничева Светлана Викторовна

Должность: учитель начальных классов

Тема урока: Цифра и число 4. Письмо цифры 4 .

Тип занятия: Открытие новых знаний.

Цели: Познакомить с числом и цифрой 4, изучить состав числа 4, упражнять в написании этой цифры, сравнение чисел с помощью составления пар.

- в ходе практической деятельности и наблюдений получат знания о составе числа 4, научатся писать цифру 4.

- применять полученные знания на практике, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, внимания.;

- воспитывать положительную учебную мотивацию, чувство уважения к мнению другого человека, умение выслушивать партнёра.

Планируемый результат обучения:

Предметный : обучающиеся научатся составлять число 4 и писать цифру 4; анализировать математические действия; сотрудничать со взрослыми и одноклассниками. Сравнивать предметы по различным признакам.

Метапредметные:

Личностные: Умение организовать рабочее место, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные: принимать и учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем, осуществлять контроль и самоконтроль.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий, развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение)

Коммуникативные: строить диалог, учитывать позицию собеседника и всех одноклассников.

Личностные УУД.

Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные УУД.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование: Числовые карточки от 1 до 10, учебник “Математика” 1 класс М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В. Степанова, тетрадь, карточка №1, карточки- домики, геометрические наборы, презентация.

1.Орг. момент .

Мотивирование (самоопределение) к деятельности.

Читает пожелания:

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать!

2.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

Устный счет.

1. Весёлые задачки. ( Дети работают с карточками цифр, показывают ответы)

1. На пасеке 3 медвежонка,
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез,
А сколько убежало в лес?
(ответ 2)

2. Группа малышей утят,
Плавать и нырять хотят.
Два уплыли далеко.
Два нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу.(
ответ 4)

3. В снег упал Серёжа,

Зина и Антоша,

А за ними Лена,

Катенька и Гена,

А потом ещё Игнат.

Сколько на снегу ребят?( ответ 7)

4. Две ромашки – желтоглазки.
Два весёлых василька,
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете? (
ответ 4)

5 .Два котенка на диване, два котёночка у Вани.

Теперь спросим у ребят

Сколько было всех котят?( ответ 4 )

6. У стены стоят кадушки

В каждой ровно по лягушке .

Если было пять лягушек

Сколько было же кадушек?( ответ 5)

3.Создание проблемной ситуации и открытие детьми новых знаний.

-Сосчитайте сколько павлинов? ( ответ 4 )

-Сколько кошечек?( Слайд 3 ) ( ответ 4)

-Выложите из счётных палочек квадрат ( слайд 4 )

-Сколько углов у квадрата? ( ответ 4 )

-Что вы заметили в ваших ответах?

(На все вопросы ответ 4)

- Определите тему урока?

(Число и цифра 4)

4. Постановка учебной цели и задач урока.

- Что мы знаем о числе 4? (Дети высказывают свое мнение.)

-Стоит при счете за числом 3,( слайд 6)

- Чего мы еще не знаем о числе 4?

(Написание цифры, состав числа 4.)

- На какие вопросы нам предстоит ответить? (слайд 7)

-Познакомиться с числом и цифрой 4

- Как получить число 4

-Научимся писать цифру 4 (слайд 8)

5. Физкультминутка

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом. (Ходьба на месте.)

Крылья пестрые мелькают:

В поле бабочки летают. (Взмахи руками.)

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились. (Взмахи руками, покружиться.)

- Положите 3 красных круга. Добавьте столько синих кругов, чтобы получилось число 4.( слайд 9) (Дети с помощью кругов узнают состав числа 4.)

– Сколько кругов добавили?(4)

– Как получили 4? (3 и 1)

Возьмите 2 красных круга. Добавьте столько синих, чтобы получилось 4? (2 и 2)

-Сколько кругов добавили? (1 и 3)

– Как получили число 4?

На доске заполняем состав числа 4: это 3 и 1, 1и 3, 2 и 2 ( слайд 12)

Число 4 записываем цифрой 4. На что похожа цифра?( слайд 13)

Цифра новая – четыре.

Стол стоит у нас в квартире,
Сколько ножек у него –
У стола у твоего? (С.Маршак )

– Сколько лап у кошки? (Четыре.)( слайд 14)

– Сосчитайте: две пары – пара передних и пара задних.

– Назовите, где вам еще встречалось число четыре. (Четыре ноги у собаки, у коровы; четыре колеса у машины; четыре ножки у стула.) слайд 15

Показ написания цифры на слайде 16

Объяснение . Цифра 4 состоит из трех элементов: двух наклонных палочек и одной горизонтальной. Начинаем писать меньшую наклонную палочку от верхней стороны клетки, немного правее ее середины и ведем ее наклонно вниз чуть ниже середины клетки; затем без отрыва пишем горизонтальную палочку, ведя ее вправо, чуть-чуть не доводя до правой стороны клетки. Длинную палочку начинаем писать чуть ниже вершины угла правой стороны клетки и ведем к нижней стороне клетки.

Выполняют написание цифры 4 в тетради

7.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Слайды 17,18,19

- Проговариваем еще раз: если к числу 3 прибавить 1, получим следующее число 4.

-Если из числа 4 вычесть 1, то получаем предыдущее число 3

Работа по учебнику С. 30-31

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа.

У вас на партах лежат карточки с заданиям. Вы должны подумать и самостоятельно выполнить задание.

Поставить необходимый знак

– Выбери для каждого рисунка свою запись и соедини рисунок и математическую запись.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Над какой темой работали на уроке? (Дети отвечают на вопросы)

-Достигли мы поставленных целей?

- Возвращаемся к поставленным целям занятия

-Оцените свою работу на уроке. (Раскрашивают яблоки самооценки) ( Слайд 20)

ТЕМА: Число 4. Письмо цифры 4.

Цель: ознакомление детей с образованием числа 4 и соответствующей цифрой;

Задачи: учить соотносить цифры с числом предметов, определять их место при счёте; соотносить схемы с записями; формировать УУД (в конспекте – планируемые результаты).

Оборудование: рисунок яблони, яблоки, мяч,карточки с печатными и письменными цифрами, веер, учебник, рабочие тетради, геометрические фигуры, светофорики с улыбками.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Каждый стал учеником.

Теперь он знает вот о чём.

На уроке ты сидишь

Тихо-тихо, словно мышь.

Спинка прямо у тебя.

Это делайте как я.

Ручки мы вот так кладём

И заданий дальше ждём.

-Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

-А что люди собирают осенью? (Урожай)

- Посмотрите на яблоньку. Вот такой урожай подарила нам осень. И приготовила нам задания.

Этими яблоками мы будем оценивать вашу работу на уроке.

-Как думаете, каким образом можно оценить?

- Как в конце урока мы сможем узнать, кто из вас хорошо поработал?

Я предлагаю, у кого будет больше 5 яблок за урок, у того засветится веселая улыбка на светофорике.

2. Актуализация знаний.

- В пословице говорится:

1. Назовите по порядку числа от 3 до 6.

2. Сосчитайте от 8 до 4.

3. Какое число стоит перед числом 4?

4. Какое число стоит после числа 2?

5. Какое число стоит между числами 4 и 6?

В сто тринадцатой квартире

Великан живёт у нас.

Всех зверей у великана

Посчитать скорее надо:

Верный конь и слон домашний

Под столом его живут;

Вынимает он из шкафа

Длинношеего жирафа, а из ящика стола –

- Сколько зверей вы насчитали, покажите на веере? (4)

Оцените себя яблоками.

Самоопределение к деятельности.

-Приготовьте геометрические фигуры.

-Положите 1 треугольник. Что нужно сделать, чтобы треугольников стало 2? (Положить ещё 1 треугольник)

-Положите. Сколько стало треугольников? (2)

-Как получили число 2? (2 – это 1 и ещё 1)

-Что нужно сделать, чтобы стало 3 треугольника? (Положить ещё 1 треугольник.)

-Положите. Сколько стало треугольников? (3)

-Как получили число 3? (3 – это 2 и ещё 1)

-А что надо сделать, чтобы стало 4 треугольника? (Положить ещё 1 треугольник)

-Как получили 4 треугольника? (К 3 добавили ещё 1)

-Прочитайте на с. 30, на какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке (Сколько получится, если к 3 прибавить 1)

-Ответили мы на этот вопрос? (Да, получится 4)

-Осень перекрашивает листья на деревьях в жёлтый, оранжевый, красный, бардовый цвета, но некоторые листики пропустила. Назовите, которым по счёту он является?

Работа по учебнику, с. 30 (картинки на голубом фоне)

- О чём можно сказать один? Два? Три? Четыре?

- Кто заметил новое число предметов? Какое?

- Кто догадался, какая тема урока? (число и цифра 4)

- Что узнаем и чему мы будем учиться сегодня на уроке?

- Познакомимся с новым числом 4, узнаем как оно получается, научимся писать цифру 4. А ещё мы будем учиться работать в паре, оценивать себя и напарника.

-Если думаете, что верно ответили на мои вопросы, возьмите по яблоку.

5. Ознакомление с новым материалом.

-Рассмотрите рисунок на с. 30

-Составьте рассказ по этому выражению.

- Оцените свою работу.

Аналогичная работа в парах.

- Оцените напарника, снимите для него яблоко, если вам понравилась его работа.

Вывод: - Как получили число 4?

- Найдите на веере цифру, которая обозначает число 4.

- Скажите, зачем вам надо уметь писать цифры?

Письмо цифры 4.

Показ учителя на доске (Цифра 4 состоит из трех палочек. Начинают писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведём наклонную линию к середине нижней стороны клетки.) Написание в воздухе.

Работа в тетради – письмо цифры 4.

Проверка. Сравните с образцом. Довольны своей работой? Оцените.

6. Организация мыслительной деятельности.

Работа по учебнику, с. 31, вверху.

- Рассмотрим рисунки и составьте рассказ к первому рисунку (На листе сидели 3 лягушки. К ним запрыгнула ещё 1. Лягушек стало 4)

Какая запись подходит? (3 + 1 = 4)

- Придумайте историю ко второму рисунку.

- Прочитайте вторую запись.

7. Закрепление нового материала.

Рассмотрите рисунки ниже

Что изображено на первом рисунке? (К 2 синим кругам положили 2 красных круга. Получилось 4 круга)

-Какую числовую запись составим к этому рисунку?

-Что изображено на втором рисунке? (Было 4 квадрата, 2 отрезали, осталось 2 квадрата).

-Какую числовую запись составим?

-Что изображено на третьем рисунке? (Было 4 квадрата, 1 отрезали, осталось 3 квадрата).

-Составьте числовую запись к этому рисунку самостоятельно.

- Оцените свою работу.

Задание на логическое мышление.

с. 31, фронтальная работа с рисунком на полях.

-Как вы считаете, какой предмет лишний? Почему? (Красный мяч – отличается по цвету. Куб-отличается по форме. Большой мяч отличаеися по размеру)

8. Применение способов действий.

Самостоятельная работа в тетради на печатной основе

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу одноклассника. Оцените работу напарника словами: молодец, хорошо, надо постараться.

- Оцените свою работу.

9. Итог урока

- Что нового узнали, чему научились?

- Посчитайте, сколько яблок вы собрали.

Покажите свои светофорики с улыбками.

- Как себя чувствовали? Почему?

Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Каждый стал учеником.
Теперь он знает вот о чём.
На уроке ты сидишь
Тихо-тихо, словно мышь.
Спинка прямо у тебя.
Это делайте как я.
Ручки мы вот так кладём
И заданий дальше ждём.

II. Повторение изученного материала.

В самой лесной чаще да гуще, возле седого болота на мягком меховом коврике избушка невеличка стоит. В избушке три старичка живут: старичок – Лесовичок, старичок – Снеговичок, да старичок – Осиновый сучок.

– Скажите, ребята, сколько старичков жило в осиновом лесу? (3)

– Как получили число три? (1 + 1 + 1)

– Мы, могучие волшебники.

– Коли вы волшебники, сотворите чудо.

Покряхтели старички, бороды почесали и начали чудеса творить. Топнул ногой старичок – Снеговичок и полетели снежинки. (Приложение. Слайд 1)

Счёт в прямом и обратном порядке.

– Давайте посчитаем, сколько снежинок посыпалось с неба. (10)

Эти снежинки выстроил старичок-Снеговичок в ряд, некоторые покрасил другим цветом, перепутал.

– Скажите, какого цвета снежинки?

– Какая по счёту снежинка розового цвета? Зелёного цвета? Синего цвета?

Геометрический материал.

– Из каких геометрических фигур построили себе домик старички? (Слайд 2)

III. Работа над новой темой.

Хлопнул в ладоши старичок-Лесовичок и появились в лесу птицы. (Слайд 3)

– Сколько появилось птиц в лесу? (1)

– Что нужно сделать, чтобы птиц было 2? (Добавить ещё одну)

– Как сделать, чтобы стало 3 птицы? 4 птицы?

Стукнул палочкой о землю старичок – Осиновый сучок и появились в лесу за бугорками зверюшки лесные.

– Давайте, ребята, отгадаем загадки и назовем животных. (Слайд 4)

Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба старая для лета,
Для зимы другого цвета. (Заяц)

Летом бродит без дороги.
Между сосен и берёз.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

– Сколько животных появилось в лесу? (2)

Серый, зубастый
По угодьям рыщет.
Кого съесть ищет. (Волк)

– Сколько теперь животных в лесу? (3)

– Как получили 3? (2 + 1)

Рыжая плутовка рыщет по лесу.
Пушистым хвостом следы заметает. (Лиса)

– Сколько стало животных, если добавили ещё одного? (4)

– Как можно обозначить число 4 цифрой? Покажите соответствующую карточку.

– Кто встречался с этой цифрой?

Любо, дорого смотреть старичкам на свой лес. Развеселились они и выросла на пригорке ёлочка. (Слайд 3)

IV. Физкультминутка.

В лесной глуши на ёлке
Жили-были два бельчонка.
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили.
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру,
За уши лапками хватались
И вправо, влево наклонялись.
Дружно хлопали в ладошки.
И тянулись, словно кошки.
Ножками топали,
Глазками хлопали,
Головками кружили,
Друг за другом вслед ходили.

Технологическая карта по математике 1 класс

Ознакомление учащихся с новым числом и цифрой; формирование умений и навыков письма новой цифры; воспитание интереса к предмету.

Изучение нового материала

Планируемые

образовательные

Метапредметные:

· регулятивные – уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

· познавательные – перерабатывать полученную информацию: сравнивать такие математические объекты, как числа, делать выводы в результате совместной работы всего класса;

· коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать и понимать речь других; донести свою позицию до других.

Предметные: повторить приёмы устного счёта; закрепить знания о ряде натуральных чисел.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический;

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая(парная).

Оборудование

Эскиз оформления доски

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Число 4. Письмо цифры 4.






Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Организация урока.

Проверяет готовность обучающихся к уроку .

- Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Приветствие.

Р . Организовывают свое рабочее место под руководством учителя;

Организация рабочего места.

2.Актуализация.

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь представлен ряд чисел. Давайте назовём по порядку эти числа.

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

- А теперь в обратном порядке.

- Назовите число, стоящее после 1, перед 4, между 1 и 4.

- Какое число стоит после числа 4.

- Хорошо, а теперь давайте повторим состав изученных чисел. Посмотрите на домики чисел 2 и 3. Давайте их заполним.



- Молодцы, вы правильно заполнили домики. А теперь давайте немного посчитаем. Внимательно слушайте задачу, если знаете ответ, тихонько поднимаете руку:

1. На дереве сидели белочки. Две из них сидели на ветке, а одна в дупле. Сколько белочек было на дереве?

- А как вы рассуждали, считая белочек?

- А теперь давайте запишем пример с помощью знаков.

2. Хорошо, но спустя время, две белки остались на ветке, а одна белка вылезла из дупла и спрыгнула с дерева, сколько тогда белок осталось?

- Давайте запишем это с помощью знаков.

Читают хором числа по порядку от 1 до 10.

Читают хором от 10 до 1.

Дети отвечают по поднятой руке.

Ученики по поднятой руке говорят ответ, выходят к доске и заполняют ячейки.

(2 это 1, да ещё 1; 3 это 1, да ещё 2, или 2, да ещё 1)

На ветке 2, да ещё 1 в дупле = 3.

Один ученик выходит к доске.

2+1=3 (два плюс один равно трём)

3 без одной – это 2.

Один ученик выходит к доске.

3-1=2 (три минус один равно двум)

П. Отвечают на простые вопросы учителя;

П. Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя.

К. Слушать и понимать речь других.

3.Работа по теме урока

3.1 Работа по учебнику

3.2.Физминутка

3.3 Работа по учебнику

3.4 Физминутка

3.5 Работа по учебнику

- Хорошо, мы много чего вспомнили и славно потрудились. Пришло время знакомиться с новым числом.

Сколько ножек у стола,

У жирафа и слона,

Сколько лапок у котёнка

И игривого козлёнка,

Сколько есть сторон на свете,

Всё подскажет число это.

- Как вы думаете, о каком числе идёт речь?


- Верно, откройте учебник на странице 30.

- Сколько на рисунке не сломанных машин?

- А сколько машин, которые необходимо отремонтировать?

- Сколько всего машин на картинке?

- Как записать это с помощью знаков?

- А сколько машин на картинке без поломанной?

- Как написать это с помощью знаков?

- Хорошо, пора немного размяться. Встаем около своих парт и выполняем физминутку. (выполняется по методике 3 раза)

Мы решили, мы решили.

Что-то очень мы устали.

Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счёт учителя)

Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши)

Раз присядем, (Приседания)

Быстро встанем, (Повороты туловища, Ходьба на месте)

Улыбнёмся, тихо сядем.

- Итак, продолжим. У вас на партах лежат монетки. Попробуйте в парах, используя эти монетки, набрать 4 рубля разными способами. (на партах лежит раздаточный материал)


Учитель проходим между рядами и проверяет уровень выполнения задания.

- Хорошо, теперь давайте проверим.

- Поднимите руки, кто справился с заданием. - У кого получилось 3 способа? У кого больше? А у кого меньше?

- Какой первый способ вы можете назвать?

- А ещё какой способ?

- Есть ли ещё какой-нибудь способ?

- Хорошо, положите все монетки на середину стола, а теперь можете тихонечко похвалить своего соседа по парте за хорошую работу. (учитель собирает материал)


- Посмотрите на картинки различных предметов в учебнике на стр.30.

- О чём можно сказать один?

- Четыре в комнате угла.

Четыре ножки у стола.

И по четыре ножки

У мышки и у кошки.

- Итак ребята, пришло время научиться писать цифру 4.

(учитель вывешивает печатный и письменный вариант цифры 4)

- Ребята, на что похожа письменная цифра 4?

- Письменная цифра 4 похожа на перевёрнутый стул. (картинка на доске)

- Ребята, обратите внимание на то, как пишется рукописная цифра 4.

(учитель начинает прописывать элементы цифры на доске)

- Цифра 4 состоит из 3 элементов палочек. Начинают писать верхнюю палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут её к середине, затем ведут палочку вправо и чуть-чуть не доводят её до правой стороны клетки. Пишут длинную палочку, начиная выше середины правой стороны клетки и доводят её до нижней стороны клетки.

(Учитель ещё раз обводит цифру указкой)

(Далее цифра прописывается в воздухе с детьми)

- Представьте, что у вас в руке ручка. Давайте все вместе пропишем цифру 4 в воздухе.

- Кто желает попробовать написать данную цифру у доски?

(пальчиковая гимнастика)

- А теперь, перед тем как писать в тетрадях, давайте разомнём наши пальчики.

Цветочек распускается! (Разводим одновременно пальцы рук в стороны)

Цветочек спать ложится. (Сводим пальцы вместе)

(повтор 3 раза, выполнение по методике)

- А теперь открываем рабочие (возможно на печатной основе, в зависимости от наличия метод. обеспечения) тетради.

- Кладём тетрадь под уголком, садимся прямо, ноги ставим на пол. Берём в руки ручку. Теперь рядом с цифрой 4, написанной красной ручкой, пропишите её 3 раза.

- Теперь ещё 2 раза.

- Хорошо, теперь давайте подумает, как можно получить число 4, т.е. его состав и заполним домик.


(Домик расположен на доске).

- Хорошо, запишите состав числа 4 в окна домика.

- Теперь откройте учебник на странице 31.


Определите, что меньше 1 или 2?

Что больше 2 или 3?

Что меньше 3 или 4?

Что меньше 4 или 2?

Что больше 4 или 3?

- Посмотрите на картинки с лягушатами и птицами. Посоветуйтесь в парах и решите, какие числовые записи подходят к данным картинкам.


- Кто уже сделал, поднимите глазки на меня.

- Какая запись подходит к первой картинке? Прочитайте её. Объясните свой выбор.

- Какая запись подходит ко второй картинке? Прочитайте её. Объясните свой выбор.

- Кто справился с этим заданием и доволен своим результатом, потрите ладоши.

Читайте также: