Слова характерные для разговорного стиля диалог конспект урока 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом? Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!

План урока:

Что такое диалог

Смысловое чтение текста 1

— Здравствуйте. Чем могу помочь?

— Я бы хотел заказать цветы.

— Какие цветы вам больше всего нравятся?

— У вас есть красные розы?

— Да, конечно! Сколько штук вы хотели бы взять?

— 11, у моей мамы день рождение сегодня!

— Хорошо. Я рассчитаюсь наличными при получении.

— Когда доставить букет вашей маме?

— Завтра к 10 утра.

— Хорошо. Пожалуйста, назовите адрес.

— Улица Новогодняя, дом 5, квартира 12.

— Спасибо за заказ.

— Спасибо, до свидания.

Вопросы

  1. Ребята, скажите, пожалуйста, о чем идет речь? (Речь идет о покупке цветов).
  2. Кто в этом тексте присутствует? (Продавец и покупатель).

А вы знаете, что беседу двух людей называют диалогом?

Сегодня мы поговорим о диалоге в русском языке. Отправляемся в путь за знаниями!

Слово диалог встречается в художественной литературе, научной терминологии и в ежедневном разговорном общении. Появление термина произошло в доисторические времена. Его корни уходят в вековую традицию усовершенствования культуры обмена мыслями и идеями.

Рассмотрим пример диалога, в нем присутствуют два участника: мама и дочка.

- Мамочка, поможешь мне решить пример?

- Ты должна разобраться во всем сама.

- Тогда объясни, как это делать.

- Прочти числа, отсчитай на счетных палочках.

- У меня 10 – 2, значит нужно взять 10 палочек?

- Да, умница дочка, теперь убери две и посчитай сколько осталось.

- Все верно, отличная работа!

- Я смогу решить остальные примеры сама!

В этом диалоге достигается главная задача – научить ребенка считать. У любой беседы также присутствует цель и итог разговора.

А теперь отправляемся дальше.

Виды диалога

Мы приехали на полянку, где познакомимся с разновидностями русского диалога!

Прочтите надписи на цветах.

Как мы видим, в русском языке три вида диалога

  1. При равноправном диалоге участвующие лица выступают в равных позициях, и их точка зрения оценивается одинаково. Данный тип диалога чаще всего применяется в дипломатической практике.

- Мы приняли решение о введении нового закона.

- Вам необходимо оформить решение в письменном виде.

  1. Структурированный диалог помогает договориться друг с другом и прийти к одному правильному решению.

- Маша, твоя кофта слишком яркая!

- Зато она красивая!

- Такой цвет не подходит для школы.

- Да, вы правы, все носят серую форму, а моя кофта красная и с цветами.

- Молодец, Маша, ты все правильно поняла!

- Извините, я буду носить правильные вещи, а в этой кофте к подружке схожу.

  1. Диалог в вопросах является частью восточной лирики и латиноамериканской литературы, характеризуется как элемент поэтической речи.

- О, ты также красива как и умна?

- Ах, вы мне правду ль говорите?

Наш привал на полянке подошел к концу, пора ехать дальше!

Исторические факты

Молодцы, ребята! Мы добрались до музея! Здесь нужно выразительное чтение экскурсовода.

А вы знали, что первые диалоги людей были обнаружены в памятниках древней письменности за 2,5 тысячи лет до н.э. Особенности диалогической речи встречали в древнейших произведениях Индии.В 5 веке до н.э. к оформлению диалогов как жанра философии приступил мыслитель Платон.

На рубеже 19-20 веков в России развитию диалогической речи способствовали труды М.М.Бахтина.

Диалог и стили речи

Диалог между людьми рассматривается как способ общения. Происходит он на разных уровнях, в устной и письменной форме.

Стили речи представляют собой разновидности употребления литературного и разговорного языка, используемые в разных сферах общественной жизни, в частности при общении в быту, в официально-деловых кругах, при передаче информации в науке и в литературном творчестве.

В зависимости от сферы употребления выделяют стили речи:

  • разговорные – свободное общение;
  • научные – учебники, энциклопедии, методическая литература;
  • официально-деловые в сфере законодательства и деловой переписки;
  • публицистические – сми и прочие экспрессивные жанры;
  • художественные – язык книг.

Разговорная речь используется для общения в повседневной жизни. Диалог этого стиля включает эмоциональные слова, вопросительные и восклицательные предложения. К жанрам речевого диалога относятся беседа, записки, личные письма, переписка через компьютер.

Например

- Ты винду переустановил?

- Не, программа глючить перестала.

- Смени антивирусник и все будет окей!

Официально-деловой диалог используется для передачи деловой информации, характеризуется применением строгой формы изложения и составлением по имеющемуся образцу. Это может быть передача документов, ответ на официальный запрос, приказ, составленный на основании заявления, доверенность или объяснительная записка.

В сфере науки диалог называется словом дискуссия (это такой разговор, где люди спорят друг с другом очень вежливо и используют специальные научные слова). Дискуссия – научный спор, при этом соблюдают строгость изложения, схемы, термины и формулы.

Диалог в художественном стиле речи используется для создания образа героев, выявления противоречий или согласия между ними, которые возникают вокруг отдельных вопросов. Диалог здесь представляет собой средство создания художественной образности, главная его функция – эстетическая, то есть для украшения речи.

О формах диалога в науке мы будем говорить в старших классах. А пока нам следует запомнить то, что диалог чаще всего, используется в разговорном стиле.

Задание: прочтите, к какому стилю можно отнести данный диалог?

- Ну привет, братишка, а ты домашку сделал?

- Неа, я в игре классную играл, не успел…

- И что теперь делать будем?

- А давай у нашей Машки попросим?

- Не, я не буду просить, потому что я ее вчера за косу дернул, а меня она портфелем огрела.

- Ну и дурак, а я ей вчера помог этот портфель нести, так что она мне поможет!

- С двойкой сидеть и думать о своем поведении!

- И ты мне не дашь списать?

- Не, я за то, чтобы девочек не обижать!

Ответ: в тексте присутствуют просторечные слова (братишка, домашка, классную, огрела), значит это диалог разговорного стиля.

Диалог и монолог

Ребята, возле музея на лавочке сидит одинокая старушка и что-то бормочет про себя. А вы знаете, как называется такая форма речи?

Ребята, внимательно прочите текст!

Текст

Добрый день! Меня зовут Антонина Петровна, я учитель русского языка и литературы. Могу Вас научить читать и писать, познакомлю с великими писателями и их произведениями.

Ребята, скажите это диалог? (Говорит один человек, это не разговор двух людей, поэтому не является диалогом).

Правильно! Это монолог. Как вы думаете, что такое монолог?

Монолог – это речь одного человека.

Задание

Ваша задача заполнить таблицу, написать, чем отличается монолог и диалог.

Вы прекрасно справились с задачей, поедем обратно, возвращаемся в школу!

Как оформить диалог на письме?

Ребята, диалог – это не сплошной текст. В нем есть знаки препинания. Очень важно оформлять правильно реплики (фразы)говорящих. Каждую реплику пишут через тире с новой строки. По окончанию фразы ставим знак завершения.

В конце предложения следует ставить те знаки препинания, которые предусмотрены правилами русского языка.

  1. Все что сказано, ставится в начале строки после тире.
  2. Затем нужно поставить запятую (иногда ставим и другие знаки препинания, посмотри в таблице ниже) и тире, чтобы указать, а кто же сказал эту фразу.

Запомните, ребята: тире ставим в начале строки и после сказанной фразы!

В соответствии с эмоцией ставится тот или иной знак:

  • точка в повествовании,
  • восклицательный знак при выражении чувств,
  • вопросительный знак, когда необходимо спросить о чем-либо.

Иногда можно поставить многоточие - знак, который означает незавершенную мысль. Иногда многоточие и восклицательный знак стоят вместе.

Задание

Расставь знаки препинания в конце этих реплик.

- Ты сделал домашку

- Дай списать скорее

- Что ты, не дам, делай сам

В конце нашей экскурсии вы готовы поиграть?

Продолжите высказывания, ответьте на вопросы.

  1. 1. Речь, которую мы произносим – это? (устная)
  2. Как вести диалог с людьми? (Последовательно отвечая на реплики)
  3. Назовите правила оформления диалога (Через тире в начале строки, в конце в диалоге ставится знак завершения)

Выводы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.

Задачи: формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи; развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Урок 88 17.04

Тема: Разговорный стиль речи. Языковые средства.

Цель: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.

Задачи: формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи; развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог; воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Итак, сегодня мы с вами ведём беседу о разговорной речи, её функциях, назначении, о сфере её использования. Давайте, определим задачи урока.

II. Работаем в группах.

1. Установить соответствия.

1. Расширить знания

яыковые средства РС

план характеристики РС

об особенностях РС

5. Учиться создавать

анализировать особенности разговорной речи

1. Расширить знания

об особенностях РС

план характеристики РС

яыковые средства РС

анализировать особенности разговорной речи

5. Учиться создавать

2. Сравнить два текста об одуванчиках.

1) Чтобы приготовить мёд из одуванчика, соберите 200 г цветков, очистите их от цветоложа, промойте, залейте 1,5 л кипятка, закройте и настаивайте сутки. Затем сцедите, цветки отожмите и в жидкость добавьте сок двух лимонов, 1,5 кг сахара и варите, помешивая, до загустения.

2) – Что засмотрелся? Обыкновенные одуваны! Сорняк.

- А мне нравятся. Смотри, как здорово! Лужайка из миллиона солнц!

- Так ведь трава ещё не везде взошла, а этот цветок уже радует взгляд!

- Да примитивный он какой-то!

- А по-моему, самый загадочный цветок в мире. То он есть, а то его нет. То видишь целые острова солнц, и вдруг острова куда-то скрываются. Это потому, что одуванчики боятся дождя. Тучка в небе появится – у них бутон сразу закрывается.

- Ну, вообще-то, ты прав. Необычный цветок, волшебный: то в виде солнышка, а то в виде пушистого дыма.

По итогам наблюдений заполните таблицу.

Беседа, обмен мыслями и впечатлениями об одуванчике

Конкретные слова, книжные и нейтральные

Слова с эмоциональной окрашенностью, просторечные слова, слова-предложения, междометия, повторы

Повествование с элементами описания

Повествование с элементами описания

2. Морфологические: междометия, модальные частицы, усиливающие экспрессию; слова с суффиксами эмоциональной оценки (лисонька, Зоенька, Зойка, работяга и другие), преобладают глаголы 1-го, 2-го лица, усеченные формы существительных и глаголов (Нин, Вань, прыг, хлоп и другие).

3. Синтаксические, усиливающие эмоциональность речи: неполные предложения, обращения, вводные слова и вводные предложения; побудительные, вопросительные и восклицательные предложения. В разговорной речи преобладают простые и бессоюзные предложения.

4. Фонетические: разнообразие интонации, темпа речи, темпа.

Заполнить таблицу. Доказать принадлежность к РС.

широко используется лексика с конкретным значением, часто – бытового содержания (нормально, собирался было лечь), нет книжных слов с абстрактным значением, термины. Текст богат фразеологией. Разговорные и просторечные фразеологизмы придают речи яркую образность («не робкого десятка, испугался насмерть, несчастную голову, разверзлись хляби небесные, рукой подать, и стар и млад)

просторечные слова: шарахнет, бабахнет, в придачу, все повысыпали, толкутся, орут

слова связаны с выражением оценки: силищей, домишко, речушка, водицей

разнообразие интонации, ритма, темпа речи

5. Разговорный стиль отличается самой большой свободой употребления средств языка. Использование просторечных слов.

- Найдите в отрывке разговорные слова, замените их нейтральными. Продолжите текст, сохраняя его стилистические особенности.

На дом была задана такая скверная задача, что я никак не мог догадаться, как ее решить. Я сидел целый час, пялил глаза в задачник и изо всех сил напрягал мозг, но у меня ничего не выходило.

- Дайте свое толкование слов, поясните их стилистическую окраску по отношению к кому и в какой ситуации их можно употребить. Замените нейтральными. Симпатяга, забияка, кривляка, старикан, баловень, громила, крикун, выпереть, огорошить, выпендриваться, столечко, столовка.

6. Неполнота предложений. Прочитайте высказывание замечательного лингвиста А.М. Пешковского об особенностях разговорной речи. Какова основная мысль этого текста?

Какую синтаксическую особенность построения предложений имел в виду А.М. Пешковский? Восстановите полноту предложений-реплик.

- Алик! Ты пойдешь на каток?

- Да, я обязательно пойду завтра на каток.

- А коньки у тебя есть?

- Конечно, коньки у меня есть.

- А запасных для меня не найдется?

- Нет, к сожалению, запасных коньков для тебя у меня нет.

Основные жанры РС: беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.

Создание текста РС.

3 группа – впечатления об уроке физкультуры, о своих музыкальных интересах

III. Контроль – тест.

1. Основная черта РС

А) преобладание устной формы

Б) использование специальных терминов

В) письменный монолог для официального общения

2. Укажите слово, которое относится к РС

3. В РС используется лексика

А) специальная, книжная, нейтральная

Б) книжная, разговорная, специальная

В) нейтральная, просторечная, разговорная

4. Укажите выражение, характерное для РС.

А) поставить в известность родителей

Б) ни в зуб ногой

В) аннотация – характеристика книги

Посчитайте баллы за следующие задания и оцените работу группы

Задание № 1 - 1 балл

Задания №№ 2, 4 – 2 балла

Задания №№ 3, 5 – 3 балла

Задание № 6 – 4 балла

Задание № 7 – 5 баллов

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Выберите условные знаки, соответствующие вашей работе на уроке

- Мне всё понятно, я всё усвоил - !

- У меня есть вопросы - ?

- Мне надо ещё раз всё повторить - -

Разговор у калитки.

- Слышь, Ивановна, от Бабы-то надысь Колобок сбежал!

- Ей-богу! Уж она-то по сусекам мела, по амбару скребла, набрала-таки муки на Колобок!

- Вот она, неблагодарность-то! Уж как она его на сметане мешала, в печи выпекала, на окошке студила!

- Так с этого окошка он и сбежал – да прямиком в лес. А в лесу-то, говорят, зайца между пальцев обвёл, волка перехитрил, от медведя убежал, а с лисой не вышло – съела-таки его хитрая плутовка!

- Ох-ох-ох! Горе Бабе, горе Деду!

2. Морфологические: междометия, модальные частицы, усиливающие экспрессию; слова с суффиксами эмоциональной оценки (лисонька, Зоенька, Зойка, работяга и другие), преобладают глаголы 1-го, 2-го лица, усеченные формы существительных и глаголов (Нин, Вань, прыг, хлоп и другие).

3. Синтаксические, усиливающие эмоциональность речи: неполные предложения, обращения, вводные слова и вводные предложения; побудительные, вопросительные и восклицательные предложения. В разговорной речи преобладают простые и бессоюзные предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся учатся определять принадлежность высказывания к разговорной речи по общим признакам, выявлять определенные закономерности, характерные для этого стиля; учатся использовать интонационные особенности разговорной речи, мимику, жесты в устном общении.

Тема урока: Признаки разговорной речи.

Невербальные средства общения.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока: 1) вспомнить общие признаки разговорной речи;

2) научить использовать интонационные особенности разговорной речи, мимику и жесты в устном общении;

3) научить определять принадлежность высказывание к разговорной речи по общим признакам, выявлять определённые закономерности, характерные для данного стиля.

I. Оргмомент.

II. Слово учителя (нацеливание учащихся).

Сегодня на уроке мы поговорим о важнейших признаках разговорной речи, рассмотрим её особенности на всех языковых уровнях, будем учиться использовать интонацию, мимику и жесты в устном общении.

III. Проверка домашнего задания.

IV. – Ребята, давайте, попробуем вместе выделить важнейшие признаки разговорной речи. (запись в тетрадь).

Разговорная речь спонтанна, неподготовлена.

Разговорное общение возможно только при неофициальных отношениях между говорящими.

Разговорная речь сопровождается активным использованием внеязыковых средств общения (жестов, мимики, взгляда).

Основной формой разговорной речи является устная речь, бывает письменная.

Звуковая сторона речи разговорного стиля.

Одно из характерных языковых средств, создающих особенность разговорного стиля, это звуковая сторона речи. Особенностью его является, во-первых, то, что он экспрессивно окрашен; во-вторых, произношение характеризуется как неполное, т.к. наблюдается менее отчётливое произношение звуков, сильное редуцирование, что связано с убыстренным темпом речи: универстет, пожалста, Сан Саныч, чэк (человек) и т.д.

Лексика разговорного стиля.

Для бытового общения характерна также система собственных способов называния предметов, учреждении: маршрутка, читалка, газировка, Третьяковка.

Активно употребляются слова с переносным метафорическим значением: ворона, лиса, каркать, используются слова и обороты, придающие личностную оценочность содержанию речи: потрясающе, гениально, чепуха, просто ерунда.

В разговорной речи особые способы обозначения предметов, лиц: Дай мне во что завернуть; Возьми чашки где посуда.

Использование разговорных и просторечных слов, узок круг книжных слов.

Морфология разговорного стиля.

На уровне морфологии наблюдаются особые формы обращений: Кать, мам-а-мам. Большое распространение получили, например, такие формы существительных, как сектора, цеха и др. (им.п. мн.ч. м.р.); 5 килограмм, 300 грамм (род.п. мн.ч.); такие формы глагола, как хвать, стук, скок и т.п.

Из прилагательных находят применение притяжательные (мамина работа, дедово ружьё), зато краткие формы используются редко. Совсем не встречаются здесь причастия и деепричастия, зато много частиц и междометий: Вот так штука! На тебе, сюрприз!

Отдаётся предпочтение вариантным формам существительных (в цеху, на дому), числительных (пятистами), глаголов (прочту, а не прочитаю). Употребляется именительный падеж, когда в кодифицированном языке возможны только косвенные: У неё шуба песец. Частота использования глаголов, личных и указательных местоимений, междометий, частиц.

Словообразовательные особенности разговорного стиля.

Словообразование разговорной речи характеризуют черты, обусловленные её экспрессивностью и оценочностью: здесь употребительны суффиксы субъективной оценки со значениями ласкательности, неодобрения, увеличительности и др. (мамочка, лапушка; домище, кривляка; холодина и т.д.), а также суффиксы с функциональной окраской разговорности

-к : ночёвка, печка, раздевалка

-ик : ножик, дождик

-ша : билетёрша, кондукторша.

Бессуфиксальные образования: храп, пляс; словосочетания: лежебока, пустозвон.

Используется удвоение слов – прилагательных: огромный – огромный, она глазастая – глазастая и др.

Синтаксис разговорной речи.

К характерным чертам литературно-разговорного синтаксиса относятся:

- широкое использование вопросительных и побудительных предложений: Кого они любят? Что им надо? (М. Горький).

- использование неполных предложений в диалоге:

- А что, Денисов хороший? – спросила она. – Хороший.

- эллиптические конструкции. Например, в магазине можно услышать:

- употребление слов-предложений: Ладно. Ясно. Можно.

- активность вводных слов: может быть, кажется, как говорится, так сказать и др.

- лексические повторы: так-так, вот-вот, еле-еле и др.

- необычный порядок слов в предложении: Компьютер мне купи. Валютой расплатился.

- переплетение частей сложного предложения: Я и так воды не знаю где достать.

- употребление бессоюзных предложений: Уеду – тебе будет легче.

Невербальные средства общения.

Задания, предложенные учащимися.

1. Закончите данные предложения, дайте несколько возможных вариантов. Какие эмоции передают жесты в этих предложениях.

Маша схватилась за голову и закричала…

Николай хлопнул себе по лбу и воскликнул…

Старик замахал руками, повторяя…

Парень сказал, почесав в затылке…

2. Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении фраз:

Всё это не для меня.

Стучат, стучат и вверху и внизу.

Пусть это останется между нами.

Мы-то с тобой поймём друг друга.

Пускай, пускай, оставь его.

Нет-нет, ни за что!

Так всё напутано, такая неразбериха.

Тут как-то всё, знаете, эдак.

3. В художественной литературе мастера слова, изображая героев, передавая их разговоры, беседы, споры, описывают и жесты, которыми сопровождается речь. Жест героя – немаловажная деталь в его характеристике.

1. – И откуда взялся черномазый, паскудный, нудный, усы как у таракана…- тут Пуфка показала своими толстыми короткими пальцами, какие у него усы.

2. Соломин повёл сперва одним плечом – потом другим; у него была такая повадка, когда он не тотчас решался отвечать.

- Без сомнения, - промолвил он, наконец, - вы, господин Паклин, обиды никому причинить не можете – и не желаете; и к господину Голушкину почему же нам не пойти? Мы, я полагаю, там с таким же удовольствием проведём время, как и у ваших родственников; да и с такой же пользой.

Паклин погрозил ему пальцем.

- О! да и вы, я вижу, злой!

4. – Я вот к нему, - он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди.

5. – Ах, если б кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! – Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. – Нежданов! Будь великодушен! Дай мне руку…Не откажись простить меня!

Нежданов протянул ему руку – нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул её так, что тот чуть не вскрикнул.

V. Проверка знаний.

На столе каждого ученика план работы с текстом (описание стиля).

Описание стилей даётся по следующему примерному плану.

Сфера употребления текстов того или иного стиля.

Цель текста, принадлежащего определённому стилю.

Формы речи, в которых реализуются тексты анализируемого стиля.

Наиболее общие свойства текстов определённого стиля.

Анализ особенностей языковых единиц:

а) на фонетическом уровне;

б) на словообразовательном уровне;

в) на морфологическом уровне;

г) на лексическом уровне;

д) на синтаксическом уровне.

6. Средства связи.

7. Свойства стилей на текстовом уровне.

Выпишите фразеологизмы, уместные в текстах разговорного стиля.

Какие фразеологизмы можно назвать межстилевыми, т.е. уместными в любом стиле?

Вверх тормашками, сизифов труд, по крайней мере, держать камень за пазухой, играть роль, при сем препровождается, узы Гименея, из рук вон, драть как сидорову козу, валять дурака, с лёгкой руки, играть в бирюльки, сдержать слово, из ряда вон выходящий, держаться в рамках приличия, хоть трава не расти, положить под сукно, понимать с полуслова, в связи с тем что, медведь на ухо наступил, по всей видимости, развесить уши, иметь в виду, дамоклов меч, подножный корм, претворить в жизнь, одержать победу, эзопов язык, бездонная бочка.

Перепишите предложения, подчеркните слова и выражения, которые не соответствуют стилю текста.

Отредактируйте текст, заменив элементы другого стиля словами и выражениями, соответствующими данному тексту по стилю.

Но Славик не удивился этому. После того как он уехал из Красной Поляны и поступил учиться в техникум, он вообще перестал удивляться чудесам, происходившим вокруг него. Его сознание и все элементы восприятия мира как бы очутились в иной плоскости.

А когда вечером они разогревали загустевшее за день – аж ложка стоит – варево, небо блистало в окнах ясными слезами звёзд.

Андрею Болконскому, человеку с передовыми взглядами, светское общество не родня.

Павел Власов ещё пуще сплачивает своих друзей.

Они активно трудились на ферме.

Я сегодня запрограммировала пойти к окулисту.

В нашем зелёном массиве много грибов и ягод.

На семейное мероприятие прибыло много гостей.

Назовите признаки, на основании которых данный текст можно отнести к разговорному стилю.

Петербург, 13 августа, понедельник / 73.

Милый мой голубчик Анечка, получил твоё милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милые голубчики! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовёт. Обнимаю и целую непрерывно и благословляю. Я, Аня, всё нездоров, нервы очень раздражены, а в голове туман, всё точно кружится. Никогда ещё даже после самых сильных припадков не бывало со мной такого состояния. Очень тяжело. [ … ] Точно сон и дремота, и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной – вот что.

(Достоевский Ф. М. Полн.собр.соч.: В 30 т. Т.29. Кн.1. М.,1986. – С.2-9).

Текст разговорного стиля представлен в данном случае в письменной форме, хотя наиболее распространённой является устная форма. К общим свойствам текста можно отнести неофициальность, непринуждённость (автор и адресат письма – близкие люди), отсутствие тщательного отбора языковых средств.

В тексте письма, в основном, используется нейтральная лексика, хотя есть и разговорные слова (папа, хоть, надо). Эмоциональный характер тексту придают слова с оценочными суффиксами (голубчик, голубчики, Анечка, неделька); глаголы, передающие состояние автора (помнит, целует, благословляет); образные средства языка, например сравнения (в голове как туман, точно сон и дремота); экспрессивные обращения (милый друг мой голубчик Анечка, милые голубчики); личные местоимения (я, им, со мной, меня), частицы (же, даже, хоть, бы). Для синтаксиса текста характерны различные типы предложений, свободный порядок слов (отдохнуть бы надо хоть недельки две), частое использование однородных членов. Есть предельно краткие предложения (Очень тяжело); встречаются даже незаконченные (…вот что). Композиция текста свободная, преобладают фактическая информация, описание и повествование, тематические средства связи, эмоциональные средства воздействия на адресата. Тип реакции адресата на текст – эмоция, действие (например, ответное письмо).

VI. Обобщение учителя.

Сегодня на уроке мы повторили признаки разговорного стиля, научились делать анализ текстов этого стиля.

VII. Домашнее задание. 1) Стр. 330-332 прочитать.

2) Прислушайтесь к речи взрослых – дома, на улице, в магазине, в транспорте – и запишите 10-12 оборотов, характерных для устной разговорной речи.

3) Упражнение 489.

Напишите зарисовку – сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем:

3. Умение составлять схемы предложений с прямой речью.

4. Умение составлять диалог и читать предложения с прямой речью и диалоги с правильной интонацией.

5. Умение правильно ставить знаки препинания при прямой речи и в диалоге.

Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

Диалог – разговор двух или нескольких лиц.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прямая речь всегда выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков – тире.

Чёткое разграничение прямой речи и слов автора – опознавательный признак для употребления знаков препинания при прямой речи.

Слова автора могут быть не только ДО или ПОСЛЕ прямой речи, но и внутри неё!

Каждый из нас ежедневно вступает в диалог. Это разговор двух или нескольких лиц. Рассмотрим формулу: диалог – прямая речь перед словами автора (без кавычек).

Не каждый знает, как правильно оформить диалог на письме. Слова каждого из участников диалога называются репликой. Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире.

Этот знак помогает увидеть границу между высказываниями разных участников диалога.

Обратимся к примеру:

– Как твои дела? – спросил Артём.

– Хорошо, – ответил Саша.

Вступая в диалог, мы непременно анализируем, в какой обстановке и с кем мы разговариваем. В связи с этим различают виды диалога. Какие же выделяют разновидности диалога. Различают этикетный, побуждение, расспрос, обмен мнениями и другие.

Вспомним детское стихотворение, построенное в форме диалога. Попробуем определить, является ли этот диалог этикетным.

– Ты куда идёшь, медведь?

– В город, ёлку приглядеть.

– Да на что тебе она?

– Новый год встречать пора.

– Где поставишь ты её?

– В лес возьму, в своё жилье.

– Что ж не вырубил в лесу?

– Жалко. Лучше принесу.

Мы видим, что реплики тесно связаны между собой и продиктованы ситуацией общения, но назвать данный диалог этикетным, конечно же, нельзя! Это расспрос.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подчёркивания элементов

Правильный ответ:

Установление соответствий между элементами двух множеств

Подберите к каждой схеме соответствующее предложение.

Читайте также: