Конспект о читателе 6 класс

Обновлено: 01.07.2024

Базовый учебник: Литература 6 класс. Учебник для общеобразоват. Организация с прил. на электр. носителе. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2/ В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ ; под ред. В.Я.Коровиной. - 4-е изд. -М.: Просвещение, 2015.

Педагогические цели урока: создать условия для ознакомления с личностью ученого Н.И.Пирогова, отслеживания судьбы героев, определения проблемы гуманного отношения к личности, закрепления знаний о рождественском рассказе как о жанре и его особеностях; способствовать формированию представления об А.И.Куприне как о талантливом русском писателе.

Планируемые результаты обучения:

познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве А.И.Куприна, о своеобразии его мастерства; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; владеть навыками анализа художественного произведения; уметь различать образ рассказчика и автора в произведении; иметь представление о личности Н.И.Пирогова – ученого, врача, педагога и отзывчивого человека, о рождественском рассказе как о жанре и его особенностях;

Личностные : осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию;

Регулятивные : овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные : владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, чтения по ролям; составлять устные рассказы; давать ответы на вопросы, используя цитирование;

Познавательные : ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в ресурсах Интернета.

Тип урока : урок комплексного применения знаний и умений

Оборудование:

мультимедийный проектор и экран,

презентация к уроку,

карточки с заданиями для самостоятельной работы,

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Формы и методы работы

1. Организационный этап.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Длительность этапа - 1 мин.

Использование приветствия позволит создать в классе благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность.

Создает эмоциональный настрой. Приветствует учащихся. Создаёт эмоциональный

- Доброе утро! Я рада видеть вас на уроке и желаю вам новых открытий на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя.

II . Постановка целей и задач.

Создаёт проблемную ситуацию.

Учащиеся слушают, пишут число и тему урока.

III. Изучение нового материала.

Словарная работа

Рассказ об Н.И.Пирогове. (индивидуальное домашнее задание учащегося) (5 мин.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программа Г.С.Меркина

Автор: Предеина Ксения Сергеевна

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №51 г. Комсомольск-на-Амуре

Вводный урок по литературе

Тема. О литературе, читателе и писателе.

познакомить учащихся со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса; выявить специфику художественной литературы как искусства слова; выявить круг читательских интересов школьников, подготовить ребят к восприятию курса литературы в 6 классе;

развивать связную речь учащихся;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: учебники литературы для 6 класса.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;

- назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;

III. Изучение нового материала.

2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса.

Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.

- Укажите название рубрик учебника.

- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?

4. Слово учителя.

В 5 классе мы говорили в основном о книге. Конечно, разговор о ней будет продолжен и в 6 классе, но мы будем размышлять не только об отдельно взятой книге или произведении, а о литературе в целом.

Литература – вид искусства, отличительной чертой которого является создание художественных образов при помощи слова, языка. (запись термина в тетрадь)

.Какие другие виды искусства вы знаете? (музыка, театр, танец, живопись, скульптура, архитектура, киноискусство). Результатом творения эти видов искусства являются шедевры, памятники искусства, прошедшие проверку временем, потрясающие нас своим величием. Вот только формы и средства выражения иногда одного и того же у этих видов искусства разные: музыка звуком творит чудо, танец движением выражает мысль, живопись рисует зрительный образ, а литература это делает словом , поэтому-то писателей, поэтом называют иногда творцами слова, мастерами слова, художниками слова.

-В нашем учебнике собраны именно бессмертные произведения, проверенные временем, не утратившие своей актуальности сегодня (см. Форзац)

- Каким же должен быть писателем , чтобы его творение осталось жить в веках? Какими качествами должен обладать настоящий писатель? (ответы учащихся). Можно ли научиться быть писателем? (ответы учащихся). Прочтем, как отвечают на этот вопрос сами художники слова (чтение стр. 7-9). Зафиксируем их мнения следующим образом:

работает, пропуская через душу (Н.Гоголь)

Должен изобразить мир таким, как есть (правдивость) (Д. Байрон)

- Давайте подытожим мнения самих писателей о своем труде. Вернемся к вопросу о том, можно ли научиться писать книги?

(Труд художника – это данность свыше, этот талант проявляется в необычной прозорливости, пророчестве, свойственном поэту, писателю, в способности жертвовать собой ради истины, красоты. Научиться этому нельзя, это Божий дар)

- О настоящем читателе размышлял писатель Ч. Айтматов (чтение его слов, стр.11)

-Так, Читатель, оказывается, должен быть не менее талантливым, чем писатель. Давайте учиться этому на уроках литературы, дома, в библиотеках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. О литературе, читателе и писателе. Книга и её роль в жизни человека.

Цель:

  • познакомить учащихся со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса; выявить специфику художественной литературы как искусства слова; выявить круг читательских интересов школьников, подготовить ребят к восприятию курса литературы в 6 классе;
  • развивать связную речь учащихся;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: учебники литературы для 6 класса.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;

- назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;

- какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.

III. Изучение нового материала.

2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса.

Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.

- Укажите название рубрик учебника. Как вы думаете, почему рубрики так называются?

- Какие справочные материалы содержатся в учебнике?

- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?

- Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?

- Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?

- Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?

4. Слово учителя.

В 5 классе мы говорили в основном о книге. Конечно, разговор о ней будет продолжен и в 6 классе, но мы будем размышлять не только об отдельно взятой книге или произведении, а о литературе в целом.

Литература – вид искусства, отличительной чертой которого является создание художественных образов при помощи слова, языка.

7. Знакомство с высказываниями С.Я.Маршака о талантливом читателе, помещённых на обложках первой и второй частей учебника.

- Считаете ли вы себя талантливыми писателями? Почему?

IV. Подведение итогов урока.

- Выразительно прочитайте фрагмент сонета Шекспира, помещённый на стр. 13 учебника. Какова тема сонета?

V. Домашнее задание.

1.Прочитать вступительную статью учебника, посвященную мифу.

Программа Г.С.Меркина. Урок №1

Учитель: Магомедова Саида Абдуламидовна

Тема. О литературе, читателе и писателе. Книга и её роль в жизни человека.

познакомить учащихся со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса; выявить специфику художественной литературы как искусства слова; выявить круг читательских интересов школьников, подготовить ребят к восприятию курса литературы в 6 классе;

развивать связную речь учащихся;

воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: учебники литературы для 6 класса.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

- перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;

- назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;

- какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.

III. Изучение нового материала.

2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса.

Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.

- Укажите название рубрик учебника. Как вы думаете, почему рубрики так называются?

- Какие справочные материалы содержатся в учебнике?

- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?

- Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?

- Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?

- Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?

4. Слово учителя.

В 5 классе мы говорили в основном о книге. Конечно, разговор о ней будет продолжен и в 6 классе, но мы будем размышлять не только об отдельно взятой книге или произведении, а о литературе в целом.

Литература – вид искусства, отличительной чертой которого является создание художественных образов при помощи слова, языка.

7. Знакомство с высказываниями С.Я.Маршака о талантливом читателе, помещённых на обложках первой и второй частей учебника.

- Считаете ли вы себя талантливыми писателями? Почему?

IV. Подведение итогов урока.

- Выразительно прочитайте фрагмент сонета Шекспира, помещённый на стр. 13 учебника. Какова тема сонета?

V. Домашнее задание.

1.Прочитать вступительную статью учебника, посвященную мифу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:1) сформировать понятие о жизни и творчестве А.Платонова; познакомить с

содержанием сказки “Неизвестный цветок”;

2) развивать мыслительные способности; умение сравнивать и анализировать, делать выводы; развивать речь обучающихся путем решения проблемных ситуаций; умение работать с текстом произведения; развивать интеллект и творческие способности

3) воспитывать у обучающихся нравственные качества через анализ художественного произведения.

Для обучающихся:

Задачи:

некоторые факты из жизни А. Платонова;

сравнивать и анализировать, делать выводы;

находить ключевые эпизоды и фразы, которые помогают понять поступки и характер героев;

высказывать свое мнение по прочитанному;

понять, что хотел сказать автор читателям;

найти свой смысл в сказке-были.

От сказки душе счастье, а уму раздумье.

Организационный момент

Добрый день! Дорогие ребята!Я очень рада встрече с вами. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами и помыслами.

- Прочитайте слова А. Платонова, которые являются эпиграфом к нашему уроку: От сказки душе счастье, а уму раздумье. Как вы их понимаете?

Стадия вызова.

Учитель. Дома вы самостоятельно познакомились с биографией Андрея Платонова.

–Сейчас проверим, насколько внимательно вы прочитали статью.

Если утверждение неверное, исправьте.

Верно ли, что

- Годы жизни А. Платонова - 1897 г.- 1951(1899 – 1951 гг.)

- Писатель родился в предместье Воронежа?

- Настоящая фамилия Платонова – Климентов?

понимание души русского православного человека.

- жил в богатой семье?(в бедной, многодетной семье)

- Платонов учился в медицинском институте?(церковно-приходской школе, городском училище, через несколько лет в железнодорожном политехникуме).

- Молодцы, ребята! Вы внимательно прочитали статью об Андрее Платонове, поэтому все правильно выполнили задание.

3. Этап создания проблемной ситуации.

Вы, наверное, согласитесь со мной, ребята, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие. Мир вокруг нас многообразен и уникален, нужно только уметь увидеть эту красоту, не быть к ней равнодушным. А сейчас мы послушаем команды, которые расскажут нам о своих наблюдениях, маленьких открытиях.

(Ответы учащихся)

Оказывается, если постарается, то каждый человек может совершать открытия, очень важные для него самого и для окружающих его людей.

Тайна нашего урока скрыта в сказке А. П. Платонова “Неизвестный цветок”.

– Что нам нужно знать и уметь, чтобы разгадать ее?

Конечно, нужно знать произведение, делиться своими впечатлениями, уметь делать выводы, открывать для себя мир.

4. Актуализация знаний.

Откроем заветную страничку в учебнике.

Обратите внимание на жанр произведения. Какой вы можете сделать вывод?

Сказка – быль

(На чем основывается содержание жанра сказки? (на вымысле)

- В этой сказке переплелись художественный вымысел и реальность.

5. Словарная работа.

Когда вы читали текст, у вас, наверное, возникли вопросы о значении некоторых слов. Давайте разберем их. (Сначала отвечают ребята, затем появляется значение слова).

Неизвестный - неведомый, незнакомый, о котором не знают.

Томиться - мучиться, испытывать тягость от чего-либо.

Тучная земля - плодородная земля.

Превозмогать - пересиливать, например боль.

Глодать - грызть, тщательно объедать.

Мерцающий - слабо светящийся колеблющимся светом.

Благоухание - аромат, приятный запах.

Стадия осмысления.

(Капитаны команд выбирают себе по цветку, и вся команда готовится к ответам на поставленные вопросы).

Музыкальное сопровождение. (PaulMauriat "Memori").

Задание для 1 команды.

В каком месте жил цветок? (Прочитайте)

Какие изобразительно-выразительные средства автор использовал? Для чего?

Как жилось цветку на пустыре?

Найдите в тексте слова, подтверждающие ваши ответы, заполните таблицу.

В конце работы сделайте выводы.

Учитель.

- Цветок страдал, скучал, трудился, но что же было главное для него? Ради чего он все это испытывал? Но самое главное для него было – жить. Вот какое важное открытие мы с вами сделали. Важнее всего – жизнь.Это наше первое открытие.

Составление кластера

Жизнь

- Что делал цветок, чтобы выжить и жить? Цветок хотел скучать? (Он боролся с печалью и скукой)

(Настоящая Жизнь - труд, борьба – следующие открытия)

Задание для 2 команды.

- Что было важным для цветка?

Познакомьтесь с двумя мнениями:

-Цветку было очень важно во что бы то ни стало спрятаться от ветра, ведь у него был такой слабый стебелек;

-ему были просто необходимы положительные эмоции, поэтому он стремился хотя бы один раз в день радоваться лучам восходящего солнца.

-С каким мнением согласитесь вы и почему? Докажите. (В жизни цветка были не только трудности, но и радость – открытие)

Задание для 3 команды.

-Каким был цветок, опишите его?(слабым, нежным, но сильным духом)

- Какие изобразительно-выразительные средства автор использует при описании цветка, для чего?

-Чем же цветок из сказки А. Платонова не похож на все остальные цветы? (Он был живой, наделён чувствами, волей, как человек, он умел говорить, у него вырос сын).

-Как называется литературный прием, когда неодушевленные предметынаделяются качествами живых существ?

Найдите в тексте слова, которыми автор называет запах распустившегося цветка.оманды приводят примеры из текста: запах - благоухание - тихий запах, как зовущий голос - в благоухании проходит грусть - пахнет, дышит - зовет безмолвным голосом благоухания).

- Чем является благоухание для цветка?

(Команды по очереди отвечают на поставленные вопросы).

Учитель. Благоухание – это голос цветка, которым он хочет общаться с окружающим миром.

- Кто услышал этот голос? (Даша)

- Мы продолжаем открывать нравственные тайны, скрытые в сказке.

(Команды получают цветы с заданиями).

Музыкальное сопровождение. (PaulMauriat)

2) Задание для 1 команды.

-В какой момент мы знакомимся с Дашей?

- О чем она грустит?

- Как это ее характеризует?

Ответ подтверждайте цитатами из текста.

Задание для 2 команды.

Почему Даша вспомнила о сказке, которую рассказывала ей мама?

Как это характеризует Дашу?

- Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным?

(Встречу Даши и цветка.)

- Итак, они встретились: Даша и маленький беззащитный цветок.

(начинает играть музыка).

Инсценировка.

Даша: Отчего ты такой? Я никогда не видела такого цветка.

Ни в поле, ни в лесу, ни в книге на картинке.

Д: А отчего ты на других непохожий?

Почему ты молчишь?

Ц: Я впервые близко слышу голос человека.

А такой я потому, что мне трудно.

Д: А как тебя зовут?

Ц: Меня никто не зовет. Я один живу.

Д: Тут камень. Тут глина. Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер! Маленький такой.

Даша поцеловала цветок.

Это и стало началом их дружбы. Даша поцеловала цветок. Почему она это сделала? (Потому что у нее доброе сердце). Умение сочувствовать, сопереживать – еще одно наше открытие.

Задание для 3 команды.

Почему именно Даше поведал о своей жизни цветок?

(Она внимательна, смогла увидеть, ощутить его голос-благоухание).

- Да, ребята, тайна открывается внимательным людям. Быть внимательным к миру – еще одно наше открытие.

(Команды отвечают на поставленные вопросы и получают следующее задание).

- Какие еще открытия ждут нас впереди? (Капитаны, получите задания).

3)Задание для 1 команды.

Как бы вы поступили, узнав о трудной жизни цветка?

Задание для 2 команды.

Как поступили пионеры, узнав о цветке. (Найдите в тексте)

Какие душевные качества проявили ребята, помогая неизвестному цветку?

(сострадание, забота, милосердие – открытие)

Задание для 3 команды.

Почему дети решили сделать землю на пустыре плодородной?

(Нужно относиться внимательнее, добрее, бережнее к тем, кто страдает, кто нуждается в помощи)

7. Этап эмоционально-психологической разгрузки. Григ. Опера “Пер Гюнт. Утро”.

Я буду добрым волшебником. У меня в руке нет волшебной палочки, но у меня есть волшебные слова. Слушайте их, и они помогут вам.

В саду лежало маленькое сморщенное зернышко. Ему было темно и холодно (присядьте, опустите головку, прикройте её руками). Пришел садовник, он полил семечко, стал ухаживать за ним. С теплым весенним солнышком семечко начало медленно расти. У него появляется росточек (вытягиваем ручку вверх, кулачки сжаты).

Затем другой росточек. Растет стебелек (поднимаемся), тянется к солнцу (поднялись на цыпочки, опустились). Появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (разжимаем кулачки). Росток превращается в красивый, сильный цветок. Он с каждым днем хорошеет. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, вы молоды, счастливы, неповторимы. А мир вокруг вас прекрасен! Присаживайтесь.

Вернемся к сказке Андрея Платонова "Неизвестный цветок":

4) Задание для 1 команды.

Как изменилась жизнь на пустыре через год?(Прочитайте в тексте)

Что почувствовала девочка, увидев преобразившийся пустырь? (Найдите в тексте)

Задание для 2 команды.

Какова же судьба цветка? Погиб ли он? (Возродился в своем сыне)

Какую формулу жизни открывает Платонов для себя и для нас, читателей? (Человек рождается дважды, жизнь – вечный труд)

Задание для 3 команды.

Писатель не случайно "вырастил" сына цветка в прежних, трудных условиях.

-Зачем он это сделал? Как вы думаете?(Преодолевая трудности, цветок стал сильнее, красивее)

-Что унаследовал сын от своего отца? Что в нем изменилось? (Найдите в тексте)

- Сколько трудностей было у цветка, но он их преодолел; вырос благоухающим, подарил людям добро, минуты красоты, минуты вдохновения и Даше, и ребятам, которые трудились, облагораживали пустырь, так и человек, преодолевая трудности, становится сильным, красивым, несет свет своей души людям. Какое открытие вы сейчас сделали? Да, ребята, очень важно нести добро людям. Это еще одно наше открытие.

- Мы подошли с вами к самому главному открытию: каждое существо, живущее на Земле, заслуживает того, чтобы его услышали, чтобы его поняли.

Необычный, стойкий, терпеливый, выносливый

Одинокая, добрая, заботливая, внимательная

Страдает, живет, борется, трудится

Удивляется, жалеет, сочувствует, помогает

Жить, дать жизнь сыну

11. Минута вдохновения. Музыкальное сопровождение. (PaulMauriat "TheBirdofWourds").

Составление синквейна .

Грустит, сострадает, поддерживает

Она помогает цветку

Страдает, борется, стремится

- Какие открытия мы с вами сегодня сделали? Давайте посмотрим на кластер и прочитаем, что же составляет нашу жизнь, что делает ее значимой для нас и для других.

Пришло время подвести итоги нашего урока, определить насколько эффективным и полезным он был для каждого. По очереди выскажите одним предложением, выбирая начало фразы, свое впечатление от занятия.

сегодня я узнал…

урок дал мне для жизни…

Заключительное слово учителя.

Сегодня мы с вами попытались проникнуть в скрытый смысл сказки А.Платонова, понять то, что хотел донести до нас автор. И, я думаю, нам это удалось. Я тоже сделала для себя сегодня открытие, я увидела, какие вы молодцы, как хорошо умеете работать. Спасибо всем. А теперь оцените работу каждого в команде, поставьте в оценочный лист балл по 5-ти бальной системе. (Оценивание работы учащихся).

Домашнее задание:

Нарисуйте, каким вы представляете себе цветок, дайте ему имя.

Читайте также: