Конспект урока почему их так назвали 1 класс школа россии

Обновлено: 03.07.2024

- Иллюстрации леса, грибов, насекомых, растений, карточки с их названиями.

- Изображения Муравьишки Вопросика и Мудрой Черепахи.

- Индивидуальные задания для детей (соотнеси рисунок с названием), мозаика растений (собери разрезную картинку).

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Сегодня к нам на урок снова пришёл Муравьишка Вопросик. Ему навстречу спешит Мудрая Черепаха:

- Вопросик, ты выучил урок?

- Ой, ой, ребята, помогите!

- Давайте поможем Муравьишке ответить на вопросы Мудрой Черепахи.

2. Повторение изученного.

2. Назовите по порядку цвета радуги.

3. Разгадайте кроссворд:

1) Как называется сильный, проливной дождь? (ливень)

2) Что возникает, когда начинает двигаться воздух? (ветер)

3) Какое название носит мелкий дождь, как из сита? (ситничек)

Л

Е

С

- Кто догадался, куда мы сейчас попадём? (В лес.)

4. Работа по теме урока.

На доске картина лесной поляны. У учителя корзинка.

- Отгадайте загадку и вы узнаете, что в корзинке.

Под берёзою растут.

Как их зовут? (Подберёзовики)

- Почему этот гриб так назвали? (Растёт под берёзой).

5. Работа в рабочей тетради.

- Найдите этот гриб в рабочей тетради (Стр. 39)

- Раскрасьте веточку берёзы.

(В рабочей тетради дети раскрашивают не всю картинку, а только определённые фрагменты, чтобы акцентировать внимание на объяснении названий грибов.)

Дети читают загадки в рабочей тетради.

Очень дружные сестрички.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом. (Лисички)

- Как вы думаете, почему эти грибы так называются? (Они рыжие, как лиса)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети, -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

- Почему опята получили такое название? (Растут около пней)

Под деревцем, под осинкой

Стоит мальчик с пальчик,

На нём сер кафтанчик,

Красна шапочка. (Подосиновик)

- Почему его так назвали? (Растёт под осиной).

А этот красавец на беленькой ножке.

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

- А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

- Посмотрите, как наряден этот гриб. Так и просится в корзинку. А возьмём мы его? Почему?

- Может, нам лучше сшибать его, чтоб никто по ошибке не взял его?

Сценка

Серёжа ходит по лесу с пустой корзинкой:

- Вот, папа с мамой и белые грибы нашли, и подосиновики, а мне только одни мухоморы попадаются. Ну зачем они здесь растут? Кому нужны эти ядовитые мухоморы?

- Вот я тебе наподдам сейчас, сразу разлетишься! (Серёжа собирается пнуть мухомор ногой).

- А ну-ка, подожди, - сказали появившиеся за спиной Серёжи грибы.

Белый гриб: Сразу видно, что грибы ты собирать не умеешь. Потому что мало о них знаешь. Вот ты хотел сшибить мухомор. Но разве можно?

Подосиновик: Да, он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, и белки откусывают понемножку, и сороки. А лоси проглатывают целиком. Для лосей мухоморы – лекарство.

Опёнок: Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает из почвы.

Лисичка: И опытным грибникам помогает: появились в лесу мухоморы – жди белых грибов. Верная примета. А как радует глаз мухомор своим ярким нарядом, как украшает лес! Ведь человеку не только еда нужна, но и красота!

6. Работа по учебнику (с.32)

На доске картинки растений: копытень, звездчатка, иван-да-марья, медуница, недотрога.

- Посмотрите, что ещё встретил Муравьишка в лесу. Как их можно назвать одним словом? (Растения)

- Подумайте, почему они так называются.

- Давайте прочитаем, как объяснила названия этих растений Мудрая Черепаха. Дети читают объяснение в учебнике и называют растение, о котором идёт речь.

7. Работа в парах. Дети собирают мозаику.

На партах у детей конверты.

- Возьмите конверты и аккуратно достаньте детали мозаики.

- Муравьишка предлагает вам собрать картинку из частей.

- Что у вас получилось? (Колокольчики, одуванчики, подорожник, подсолнечник).

- Попробуйте объяснить названия этих растений. (Подорожник назвали так, потому что он растёт по дорогам, вдоль дорог. Одуванчик назван так, потому что, когда отцветёт цветок, он легко сдувается. А цветки колокольчика похожи на колокольчики. Подсолнечник похож на солнце, растёт под солнцем.)

Дети читают стихи.

Растет лекарство под ногами.
Прошу вас, убедитесь сами.
Кладем на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
И можно снова в путь-дорогу,
Ведь подорожника так много!

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.

На лугу со всех сторон
Легкий, тонкий слышен звон.

Колокольчик! Это ты?
Так звенит и так трепещет
Там, где травы и цветы.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром вдруг проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

8. Названия насекомых .

- Бабочка, это кто? (Насекомое).

Отгадайте загадку, и вы узнаете, кого встретил в лесу Муравьишка.

Чёрен - да не ворон,

Рогат - да не бык,

Шесть ног – да без копыт. (Жук)

- Правильно, жуки, да необычные: у одного рога ветвистые, у другого – нос длинный, а у третьего рог загнутый.

На доске картинки.

- Каких зверей напоминают эти насекомые? (Оленя, слона, носорога.)

- Проверим ваши догадки. Прочитайте названия этих жуков. (Жук-олень, жук-носорог, жук-слоник.)

9. Самостоятельная работа учащихся.

- Мы с вами сегодня выполняли разные задания, отгадали много загадок. А что мы ещё учились делать? (Объяснять названия.)

И сейчас мне бы хотелось посмотреть, как вы запомнили эти названия.

Задание: соедините рисунки грибов, растений и насекомых с их названиями. (Приложение 1)

10. Итог урока.

- Теперь, когда вы отправитесь в лес, надеюсь, вы будете более внимательно относиться к природе, рассматривать и изучать каждую травинку, каждого жучка.

Дети читают стихи:

Берегите землю, берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Цель: раскрыть значение природы в жизни человека; укрепить в сознании взаимосвязь между названием и признаками объектов.

установить взаимосвязь между названиями некоторых растений, животных, грибов и их особенностями.

обогатить словарный запас учащихся;

умение сравнивать, делать выводы.

воспитывать бережное отношение к природе;

формировать умение видеть красоту природы.

Приветствие. Проверка готовности рабочих мест.

Мотивация учебной деятельности

Учитель подходит к любому ребенку и спрашивает:

- Маша, а почему родители так тебя назвали?

Еще к некоторым детям.

Сегодня мы с вами будем говорить об именах, но об именах растений и животных. Ребята, как бы вы назвали этого котенка?

(Учитель показывает детям белого пушистого котика)

- Действительно, придумывая имя котику, вы отталкивались от его внешних особенностей.

Очень часто растения и животные получают свои имена за сходство с кем-то, за необычную окраску, форму листьев или еще что-то, так же как этот котик.

На сегодняшнем уроке мы узнаем о том, почему именно так названы некоторые насекомые и растения.

Работа по теме урока.

- Сейчас мы попробуем предположить, какие имена могут быть у разных растений.
Учитель показывает картинку с изображением копытени.

- Взгляните, как бы вы назвали это растение?

- Посмотрите на листья. На что они похожи?

Учитель разворачивает лист и показывает детям изображение лошадиного копыта.

- Похож ли лист растения на лошадиное копыто?

- Верно. Это растение называется копытень. Обратите внимание на ударение.

Делает запись на доске.

- Кто мне скажет почему?

Рисунок размещается на доске (крепится магнитами)

Учитель показывает второе изображение – звездчатка.

- Как бы вы назвали это растение?

Учитель разворачивает лист, и предлагает изображение звезды.

- Вот подсказка. Кто догадается, как может называться это растение и почему?

- Это растение звездчатка.

Запись на доске. Рисунок размещается на доске.

Учитель показывает следующее изображение – медуница.

- Как бы вы назвали?

- Это растение получило имя не из-за особенной формы листа или цветка, а из-за того что в цветках много сладкого сока, пчёлки потом из него делают мёд.

Догадаетесь, как оно называется?

- Имя этого растения – медуница.

Записывает на доске. Прикрепляет изображение.

Рассказ о медунице.

Учитель показывает следующее изображение. –Иван-да-Марья.

- Вы видели когда-нибудь такой цветок?

- Красивый, не правда ли?

- Как бы вы его назвали?

- О происхождении названия этого цветка повествует старинная легенда.

Учитель рассказывает легенду.

- Как же называется цветок?

Цветок носит имя – Иван-да-Марья.

Учитель пишет название на доске и прикрепляет изображение.

Показывает следующую картинку – Недотрога.

- Ну, думаю, это растение видели все. И многие наверняка любят с ним поиграть.

Узнали? Если слегка надавить, а иногда хватает и прикосновения, на созревший плод этого растения, то он будто взрывается и из него летят семена. Вспомнили?

- Как бы вы его назвали?

- На самом деле, именно потому, что до этого растения дотронуться, не потревожив невозможно – его и назвали Недотрога.

Учитель записывает на доске и прикрепляет рисунок.

Учитель показывает упражнение.

- Ребята, вы много работали и наверное устали, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте возле своих парт и повторяйте за мной движения.

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьётся ( Покружиться .)

- Усаживайтесь тихонечко на свои места.

Продолжение изучения нового материала.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, откройте учебники на странице .

Посмотрите на изображения и соотнесите их с изображениями на доске.

- Есть ли тут растение, о котором мы не сказали?

- Итак, почему эти растения получили такие имена? Просто так?

- Тогда взгляните на страницу . Вверху страницы вы видите изображения трех растений. Прочитайте названия, рассмотрите внимательно рисунки и объясните, почему они получили такие имена. Не торопитесь! Подумайте хорошо.

- Подорожник. Уже само название растения говорит о том, что оно селится вдоль дорог. Место не самое лучшее, в любой момент кто-нибудь может наступить ногой. Но подорожник не может по-другому. Его маленькие твёрдые семена осенью становятся липкими и на подошвах обуви “переезжают” на новые места. Приклеиваются семена очень прочно, так что могут путешествовать на довольно длительные расстояния. Листья подорожника, приложенные к ранке, снимают боль и помогают заживлению.

- Мы с вами познакомились с интереснейшими растениями, узнали, откуда родились такие имена. Но вот интересно, только растения получают свои имена по отличительным признакам?

- А интересно узнать, почему те или иные животные и грибы получили свое имя?

Я покажу вам изображения некоторых грибов, каждый из вас предположит, почему именно такое имя у этого грибочка, а дома вы проверите свои догадки и на следующем уроке окружающего мира поделитесь с нами своими находками. Договорились?

Учитель вывешивает на доску изображение гриба – лисичка.

- Ребята, вы знаете как называется этот гриб?

- Подумайте, почему он мог получить такое название?

- Посмотрим еще на 1 гриб.

Учитель вывешивает изображение.

- Вы знаете его имя?

Учитель показывает следующий гриб – подберезовик.

- Вы знаете имя этого гриба?

- А почему его так прозвали?

- У нас остался еще один гриб – красавец. Учитель вывешивает изображение мухомора.

- Что это за гриб?

- Как вы считаете, нужен ли этот гриб в природе сейчас, когда существует множество средств, с помощью которых можно уморить мух?

- А чтобы узнать кто прав я прочту вам рассказ “Кому нужен мухомор?”

“Кому нужен мухомор?”

Серёже не везло. Вот уже целый час ходил он по лесу, а нашёл всего несколько сыроежек. У мамы и папы в корзинках было по нескольку белых, а ему ничего не попадалось. И только мухоморы так и высовывались, так и выглядывали - из-за гнилого пня, из-под вороха сухих листьев, из-за зелёного пучка травы. Отовсюду.

Этот мухомор Серёжа увидел шагов с двадцати. "Ну зачем? - подумал мальчик. - Зачем они здесь растут? Кому они нужны, ядовитые мухоморы?"

- Никому ты не нужен! - решительно сказал Серёжа, подходя к грибу. - И нечего здесь краснеть! Вот я тебе наподдам сейчас, сразу разлетишься! И он уже собрался пнуть мухомор ногой.

- А ну-ка, подожди, - сказал кто-то у Серёжи за спиной.

Мальчик оглянулся. Сзади стоял пожилой человек с корзинкой. А в корзинке у него. Тут Серёжа даже зажмурился. В корзинке было полным-полно разных грибов, а больше всего белых!

- Сразу видно, что грибы ты собирать не умеешь, - человек покачал головой. - А почему? Потому что мало о них знаешь! От такого грибника любая сыроежка без труда спрячется. Вот ты хотел сшибить мухомор. Но разве можно? Ведь он в лесу всем нужен: и животным, и растениям, и человеку. Да, он ядовит, опасен для человека. Но его с удовольствием едят слизни, и белки откусывают понемножку, и сороки. А лоси проглатывают целиком, бывает, по пять-шесть штук за один раз. Для лосей мухоморы - лекарство.

Соснам и другим деревьям мухомор помогает расти, срастаясь своей грибницей с их корнями. Отдаёт деревьям часть воды и питательных веществ, которые всасывает из почвы.

А для опытного грибника он - как сигнальная лампочка. Появились в лесу мухоморы - жди белых грибов. Верная примета.

И вот ещё что: ты присмотрись, присмотрись к мухомору - как он радует глаз своим ярким нарядом, как украшает лес! Может быть, природа, посылая тебе мухоморы, хочет поднять твоё настроение? Ты, мол, не огорчайся, что с другими грибами не везёт, полюбуйся лесным украшением. Ведь человеку нужна не только еда, но и красота!

- Мы с вами поговорили о травах и грибах. Но и насекомые могут похвастаться тем, что названия им дали за сходство с кем-то.

- Рассмотрите рисунки в учебнике. Соотнесите жуков и зверей.

Итак, о чем мы сегодня разговаривали?

- Что вам было сложно?

- Что осталось непонятно?

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе.

Тема: Почему их так назвали?

Цель урока :

• раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями;

• расширить знания о грибах, растениях, животных;

• сформировать первоначальные представления об экологии и роли экологии в жизни людей;

• познакомить с профессией – эколог;

• воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: обучающиеся осознают связь между названиями растений и животных и их особенностями, научатся по описанию и внешнему виду растений, грибов, растений и животных давать им названия; объяснять почему их так назвали и зачем их необходимо беречь; получат возможность научиться: формулировать правила поведения в природе; оценивать свое поведение в лесу; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; ориентирование в учебнике и рабочей тетради; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; оценивать свои достижения на уроке; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; владеть диалогической формой речи в заданной ситуации.

Личностные: формирование установки на наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и групповая работа.

Ход урока

1. Организационный момент:

Итак, друзья, внимание

Для вас звенит звонок.

Сейчас начнём урок.

2. Мотивация учебной деятельности:

Кто, как только жарко станет

Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой-

Скинет с плеч её долой.

- Правильно, ребята, это лес. И сегодня мы с вами, вместе с муравьём Вопросиком отправимся в гости к Лесовичку, именно он нам с вами поможет услышать, увидеть, узнать много интересного. - Но для начала Лесовичок хотел бы у вас узнать, а для чего нужен лес? (Лес – это наше богатство, это зелёный наряд нашей Земли, это дом для зверей и птиц, это кладовая орехов, грибов, ягод.)

- Молодцы, вы всё правильно сказали. Ребята, так как мы с вами идём в гости к Лесовичку, то какие правила мы должны соблюдать, находясь в лесу? (Не кричать, не бросать мусор, не рвать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не разорять гнёзда.)

- Какие вы молодцы, я надеюсь, что во время нашей прогулки вы будете не только послушными, но и внимательными. Ребята, для того, чтобы мы смогли многое увидеть и узнать, Лесовичок предлагает нам разделиться на 4 группы. Для этого вам необходимо взять из волшебной шляпы жетончик с номером, указывающий на номер группы. (Ребята делятся на группы и занимают свои места за столами.)

- Ну, вот мы с вами и поделились на группы, осталось узнать, как же они будут называться. Для этого Лесовичок приготовил для вас загадки, отгадав которые вы узнаете название своей группы. Слушайте 1 загадку:

1) Из-под снега вырастает

Раньше всех он расцветает….

- Правильно, это подснежник. А это что? (Растение. Отгадавшая команда получает табличку с названием группы).

- Послушайте следующую загадку:

2) Как только садится она на цветок.

Нектар собирает её хоботок.

- Молодцы, а бабочка - это кто? (Насекомое).

- По какому признаку вы это определили? (У всех насекомых 6 ног).

- Молодцы, тогда попробуйте отгадать ещё одну загадку:

Шляпка да ножка.

-Что же это такое? Правильно, это гриб. Тогда нам осталось угадать последнюю загадку и узнать, как будет называться следующая группа.

4) Всё время стучит.

Но их не колечит,

- Правильно, это дятел. А дятел – кто? (Птица)

- Вот мы с вами и определились, что же будет изучать каждая группа. (1 группа – растения, 2 – насекомые, 3- птицы, 4 группа – грибы).

3. Определение темы и целей урока.

- Мы с вами знаем, что у каждого из нас есть имя.

- А кто из вас знает, почему родители вас так назвали? И сегодня на уроке мы с вами будем говорить об именах. Очень часто растения и животные получают свои имена за сходство с кем-то, за необычную окраску, форму листьев или ещё что-то, поэтому ваша задача сегодня на уроке – выяснить, почему именно так названы некоторые растения, насекомые, грибы, которые есть в лесу.

4. Работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах и постараетесь самостоятельно сделать мини-книжку о самых интересных растениях, грибах, насекомых и птицах живущих в лесу. После завершения работы, каждая группа постарается защитить свою работу.

- Но прежде чем, вы начнёте свою работу, давайте вспомним основные правила работы в группе.

Правила работы в группе

1. Выберите лидера группы.

2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

4. Учитесь находить контакты в группе.

5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

8. Лидер группы следит за временем.

- Ребята, посмотрите на свои столы. Перед вами лежат чистые листы, из которых вы будете делать мини-книжку. На эти листы вы будете приклеивать картинки с изображением растения, насекомого и т. д., а также название и описание этого растения, насекомого. Прежде чем приклеить, постарайтесь внимательно прочитать текст-описание и выбрать нужную картинку и название. После завершения работы, приготовьтесь представить свою работу классу.

1 группа - растения.

Копытень. Форма листьев этого растения напоминает копыто животного.

Звездчатка Форма цветочков этого растения напоминает звёздочки.

Медуница Это весенний цветок. В цветах этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчёлы делают мёд.

Недотрога Это высокое растение, которое любит сырые, тенистые места. Если дотронуться до плода этого растения, тут же раздаётся лёгкий треск и плодик выстреливает. И из него в разные стороны разлетаются семена.

2 группа - насекомые.

Жук-олень Этот жук один из крупнейших жуков России. Самец длиной до 7 см. Голова очень большая, с выступающими гребнями и огромными верхними челюстями, по форме напоминающими рога оленя. Подлежит охране, занесён в Красную книгу.

Жук-носорог Данное насекомое летает. У него один рог на носу, он медлителен и неуклюж. Передними лапками он хорошо копает, а питается он подпорченной растительной пищей: трухой деревьев или древесным соком.

Жук-слоник Живут эти насекомые всюду: в поле, на болоте, в лесу, в плодовом саду. Характерная особенность этих жуков - длинная, вытянутая в трубку голова. У многих заканчивается вытянутым и тонким хоботком. Большинство жуков красиво и пестро окрашены, имеют крылья и хорошо летают. Почти все слоники – вредители.

Жук-могильщик Это насекомое закапывает в почву мёртвых птиц, зверьков. Оно является санитаром леса.

3 группа - грибы.

Подберёзовик Этот стройный и подтянутый гриб растёт под берёзами. Правда, живет он недолго. На шестой день гриб уж полностью созрел, а еще через день состарился. За сутки гриб может вырасти на 3-5 сантиметров.

Лисичка Этот гриб съедобный и никогда не бывает червивым. Своим ярким цветом он напоминает лисий мех, за что и получил своё название. Растёт этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах.

Опята Эти грибы очень вкусные. Они быстро растут и к тому же растут большими семействами на трухлявых пнях. Если этот гриб поселится на здоровом дереве, то и оно станет трухлявым. Вот такой этот гриб!

Мухомор Этот гриб – красавец. Раньше настоем отвара этих грибов морили мух и он является отличным лекарством для животных.

4 группа - птицы.

Вертишейка Эта птичка получила своё название за поведение. Она всё время вертит своей шеей. Чтобы защитить своё потомство во время опасности она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота.

Мухоловка Птица получила своё название за то, чем она питается. А питается она мухами, и не просто склевывает их на земле, а ловит на лету.

Трясогуска Птичка эта очень интересная на вид, обычно обитает у воды, где-нибудь у реки или водоема. Бегает она весьма быстро, при этом подергивает своим хвостом вверх/вниз, как бы трясет им.

- Ребята, вы много работали и наверное устали, поэтому я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте возле своих парт и повторяйте за мной движения.

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьётся (Покружиться.)

- Усаживайтесь тихонечко на свои места.

6. Защита получившихся работ.

- Ну, что ж, ребята, нам с вами пришла пора проверить то, что вы сделали. Сейчас каждая группа будет выходить к доске и коротко нам расскажет о том, над чем вы работали и что нового и интересного узнали для себя. (Каждая группа выходит к доске, показывает свою работу и коротко рассказывает о том, что они изучали.)

- Ребята, может кто-нибудь из вас знает ещё какие-нибудь растения и грибы, насекомых и животных и сможет объяснить, почему их так назвали.

- Большое спасибо всем группам за выступление. Но мне бы хотелось спросить вас, нужно ли беречь то о чём вы сейчас рассказывали и что произойдёт с природой, если мы не будем её беречь.

- А кто из вас знает, как называют людей, которые занимаются защитой природы, которые оберегают все, что растет, и всех, кто живет в природе, от исчезновения? (Экологи)

- Но ребята, существует целая наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему Миру, к Земле.

- Как вы считаете, что это за наука? (Экология).

- Правильно, ребята. Если каждый из нас будет бережно относиться к природе, то она нас будет радовать своей красотой.

7. Самостоятельная работа по учебнику.

-Ребята, вы очень хорошо потрудились. И сейчас мне бы хотелось посмотреть, как вы запомнили эти названия. Сейчас каждый из вас откроет учебник окружающего мира, рассмотрит картинки и попробует соотнести рисунки грибов, растений и насекомых с их названиями.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (Ребята поднимают руку и объясняют свой ответ).

- Поднимите руку, у кого было всё верно, а кто допустил 1или 2 ошибки. (Ребята оценивают свою работу).

8. Итог урока

- Ну, вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Мы сегодня с вами отгадали много загадок и узнали много нового и интересного.

- Ребята, а что мы еще научились делать во время прогулки? (Объяснять названия птиц, растений, насекомых и грибов. Работать в группах).

- Я надеюсь, что после сегодняшнего урока, когда вы отправитесь в лес, вы будете более внимательно относиться к природе, рассматривать и изучать каждую травинку, каждого жучка.

- Ребята, у каждого из вас на парте лежат солнышко и тучка. Если вам урок понравился, то покажите мне солнышко, если не понравился – тучку.

- Спасибо всем за работу. Урок окончен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Игнашова Елена Викторовна, учитель начальных классов. МБОУ СОШ №9,

г. Новый Уренгой

Урок окружающего мира в 1 классе

Обучающие: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями; расширить знания о грибах; формирование умения использования полученных знаний на практике в жизни. Развивающие: формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания, памяти, речи, воображения, сообразительности. Воспитательные: формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Используемые методы:

наглядные, частично-поисковые; практические; проблемные.

Оборудование: у учителя — диапроектор, экран, презентация по теме.

У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости - давайте поздороваемся с ними.

Сейчас урок окружающего мира, - наверно, один из интересных уроков в начальной школе.

-Вы любите преодолевать трудности?

-Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

-Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке окружающего мира?

У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее - тучками.

Молодцы! Все желают много знать. Это знание вам обязательно пригодится в вашей непростой школьной жизни.

-Ребята, Муравьишка Вопросик сегодня приглашает нас на прогулку. А вот куда, отгадайте.

Кто, как только жарко станет

— Шубу на плечи натянет,

А нагрянет холод злой —

Скинет с плеч ее долой? (Лес.)

- Правильно, сегодня мы с Муравьишкой отправимся в лес!
(Учитель демонстрирует картину.)

Там Муравьишка познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми, проверит, как мы знаем грибы, как умеем отгадывать загадки.

II . Работа по теме

1. - Итак, Муравьишка Вопросик пригласил нас в лес.

Учитель читает текст Н. Сладкова.

— Ребята, будем искать загадки в лесу и разгадывать их? (Да.)

— Посмотрите, что показывает нам Муравьишка?

2. Учитель просит рассмотреть рисунки на экране.

— Ребята, а как назвать одним словом то, что мы сейчас увидели? (Это растения.)

Дети пробуют объяснить, почему эти растения получили такие звания.

- звездчатка - медуница - копытень - недотрога - иван-да-марья

— А теперь давайте прочитаем, как объяснил названия этих растений Мудрая

Ученик читает первое предложение (около первой черной точки), дети находят это растение на рисунке, проверяют, правильным ли было их объяснение, и проводят линию от черной точки к нужному растению.

Аналогичная работа проводится с остальными растениями.

После этого учитель делит класс на три группы, загадывает каждой группе загадку, а дети находят эти растения на фотографиях на с. 33 в учебнике и самостоятельно объясняют названия этих растений.

И судьбой своей довольны.

Хоть растем мы вдоль дорог

И нас топчут сотни ног? (Подорожник.)

Он желтым цветком распускается,

А после цветения сдувается. (Одуванчик.)

(А цветки колокольчика похожи на колокольчики).

И под песню ветра

Весело звенит. (Колокольчик.)

После того как дети объяснили названия растений, учитель может сообщить об этих растениях занимательные сведения (см. дополнительный материал).

III . Физкультминутка (лес со звуком)

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьётся..(Покружиться.)

IV . Работа над темой урока
1.Беседа

— Ребята, бабочка это кто? (Насекомое.)

Отгадайте загадку и узнайте, с какими насекомыми сейчас познакомит нас Муравьишка Вопросик:

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу,

Букву ж все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу весной и летом. (Жук.)

— Да, это жук. Сейчас мы узнаем, с какими жуками дружит Муравьишка.

2. Дети СМОТРЯТ рисунки жуков НА ЭКРАНЕ, говорят, каких зверей они напоминают, и объясняют, почему они так названы.

(Ученики соединяют линиями жука и зверя, которого напоминает насекомое.)

— Ребята, отгадайте, а о каком жуке сейчас расскажет вам Муравьишка:

Учитель может показать рисунок с майским жуком.

- Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! Ребята, посмотрите, Муравьишка что-то нашел в траве.

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы.)

3. Работа в рабочей тетради с. 39, № 1

Учитель читает загадку, дети называют отгадку:

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик.)

-Найдите этот гриб на рисунке. Почему его так назвали? (Растет под березой.)

-Раскрасьте веточку березы.

Затем учитель просит прочитать первую загадку. Ученики находят лисички на картинке и соединяют линией загадку и отгадку.

- Почему их так назвали? (Они рыжие, как лиса.)
Ученики читают вторую загадку, соединяют ее линией с отгадкой, объясняют, почему опята получили такое название (растут около пней), и раскрашивают пень.

Аналогичная работа проводится с третьей загадкой. После этого учитель читает загадку:

А этот красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор.)

— А почему мухомор получил такое название? (Настоем этого гриба раньше морили мух.)

— Какой из грибов, изображенных на этом рисунке, мы не возьмем в корзину?

( Мухомор, потому что этот гриб ядовитый.)

— А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет, он служит лекарством для животных.)

— Муравьишка приготовил еще две загадки. Давайте отгадаем их.

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок. (масленок).

— Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки блестят, будто смазанные маслом.)

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

Собирай, не мешкай, это . (сыроежки)

— Почему их так назвали? (Они любят сырые места, сухости не переносят.)

— Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не будем!

— Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы? (Не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковер под деревьями. Грибы надо аккуратно срезать ножиком.)

V . Итог урока

Ну вот и подошла к концу наша прогулка по лесу. Мы отгадали много загадок.

— Ребята, а что мы еще учились делать во время прогулки? (Объяснять названия.)

— Названия каких растений, насекомых, грибов вы запомнили. - Почему их так назвали?

Домашнее задание в тетради с. 39, №2

— Соедините линиями загадки и отгадки.

-Что вам понравилось на уроке? Что вам запомнилось?

Хорошо, вы все справились с трудностями.

-Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

Найдите у себя на парте солнышко и тучку. Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению.

Молодцы!У вас у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.

- Спасибо всем. Урок закончен.

Самоанализ урока по окружающему миру 1 класс

Тема: Почему их так назвали

Общие сведения об уроке: урок проводился … марта 201.. года, МБОУ СОШ № 9 в 1 классе. Учитель - Игнатова Елена Викторовна. На уроке присутствовало 14 учащихся, 3 урок по расписанию.

для учителя - у учителя — интерактивная доска, презентация по теме.

для учащихся - учебник и тетрадь по предмету. Цели:

Обучающие : раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями; расширить знания о грибах; формирование умения использования полученных знаний на практике в жизни.

Развивающие : формирование и развитие умения думать, анализировать, обобщать, развитие внимания, памяти, речи, воображения, сообразительности.

Воспитательные : формирование правильного представления об окружающем мире, нравственных качеств, эстетического отношения к действительности, умения общаться и слушать.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Основная цель данного типа урока - дать учащимся знания по новой теме урока. Урок состоит из организационного момента, изложение нового теоретического материала, первичное закрепление изученного.

К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.

Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента (психологической минутки), полная готовность класса к работе; быстро включились учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

Для повышения эффективности учебного процесса, на уроке использовала презентацию.

При закреплении нового по Рабочей тетради учащихся соотносили между собой понятия, умели воспроизвести основные идеи нового материала, умели выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Активность учащихся была на среднем уровне.

Подведение итогов урока: поставлены вопросы по новой теме, психологическая минутка - настроение.

Что получилось: материал был понят учащимися, и цели были достигнуты.

Продолжить работу по сплочению детского коллектива и дисциплинированности учащихся на уроке.

Оборудование: Проектор, слайдовая презентация. Выставка книг, посвящённая растениям, животным. Аудиозапись “Птицы России”, песня “Может, знает лес” в исполнении Н. Расторгуева. Учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” 1 класс. Индивидуальные листы для раскрашивания. Изображения Мудрой Черепахи, Муравьишки Вопросика и Лесовичка.

См. Приложение 1 (mp3) (Приложение можно просмотреть, связавшись с автором статьи)

Ход урока

Класс оформлен в виде леса: деревья, птицы, бабочки, грибы, цветы.

Учитель: Добрый день, ребята и взрослые! Подарите друг другу свои улыбки. Если вы будете улыбаться красоте, доброте, то ваша улыбка вернётся к вам добром и радостью. Окружающий нас мир – это большое волшебное зеркало. Для того, чтобы оно отражало добро, его нужно изучать, любить и беречь.

– На каждом уроке к нам приходят Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик (изображения). Сегодня Муравьишка приглашает нас на прогулку, а куда – отгадайте:.

Кто, как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой. (Лес.)

– Сегодня мы с нашими героями отправимся в лес. А там с нами будет ещё один герой Лесовичок (изображение). Он поможет нам увидеть, услышать и узнать много интересного.

Слайд 3. Лес (Звучит песня “Может знает лес”.).

Слайд 4. Лес. (На фоне леса слова…)

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь мы свои!

– Замечательный писатель, большой любитель природы Михаил Пришвин (его книги присутствуют на выставке) писал:

Слайд 5. (портрет писателя)

“Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

– Действительно, человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?

Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

  • Лес – наше богатство.
  • Лес – это зелёный наряд нашей Земли.
  • Лес – это дом для зверей и птиц.
  • Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
  • Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

Ритмическая разминка (дети договаривают в рифму):

На-на-на – наконец пришла …
Чи-чи-чи – прилетели к нам …
Ло-ло-ло – всем под солнышком …
Шо-шо-шо – в лесу очень …

– С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах появляется много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распустился цветок. Узнайте его имя:

Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,-
Солнце глянет – расцветает.

Слайд 7. (Подснежник).

– Почему этот цветок получил такое название?

Работа с книгой: стр. 98. Лесовичок приготовил загадку леса: почему их так назвали? Речь пойдёт о … растениях.

– Мудрая Черепаха объяснила названия этих растений. Вы должны её объяснения соединить карандашом с рисунком.

Работа в группах

  1. Он жёлтым цветом распускается.
    А после цветения сдувается. (Одуванчик.)
  1. Голубой бубенчик
    На лугу стоит.
    И под песню ветра
    Весело звенит. (Колокольчик.)
  1. Почему мы дышим вольно
    И судьбой своей довольны.
    Хоть растём мы вдоль дорог
    И нас топчут сотни ног! (Подорожник.)

Экологическая задача: Сколько цветов погибнет, если каждый сорвёт по 1 цветку? По 2.

Слайд 9. (цветочная поляна)

Ученик:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все – и я, и ты,
Если мы сорвём цветы.
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

– Итак, ребята, как же нужно относиться к луговым цветам?

Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружится, вьётся.

– Бабочка – это кто? (Насекомое). Отгадайте загадку и поймёте, с кем хочет нас познакомить. Лесовичок.

Жу-жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу,
Зная твёрдо букву эту
Я жужжу весной и летом. (Жук.)

Слайд 10. ( учебник с. 99)

– Почему эти жуки получили такое название? (По внешнему сходству.)

  • Жук-могильщик закапывает в почву мёртвых птиц и зверьков.
  • Жук-навозник обыкновенный уносит в норки помёт животных…
  • Усач большой дубовый имеет большие усы…

– Ребята, какая птица подсказала, как её назвать? (Кукушка.)

Слайд 12. (Кукушка и чибис). Звучит аудиозапись: крик кукушки.

– Во многих странах название “кукушка” звучит похоже на русское: чехи называют эту птицу “кукочка”, болгары – “кукувица”, немцы – “кукук”… Все народы обратили внимание на 1 признак – крик кукушки.

– Птица чибис тоже получила своё название за свой крик “Чьи вы, чьи вы…”

Слайд 13. (Клёст и вертишейка). Звучит аудиозапись голоса птиц.

– Клёст – от старого русского слова “клестить”, что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”….

– Вертишейка по-другому вертиголовка или крутиголовка. Вьёт гнездо в дупле, издаёт звуки похожие на шипение змеи, что пугает врагов.

Слайд 14. (Мухоловка и трясогузка). Звучит аудиозапись голоса птиц

– Мухоловка – питается мухами. – Трясогузка – постоянно покачивает хвостиком.

Вывод: птицы получили названия за необычный внешний вид: цвет костюма, необычный клюв, поведение, крик…

Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

– Под деревьями можно встретить .

Маленький, удаленький
Сквозь землю прошёл
Красную шапочку нашёл

Сценка “Лисичка”

Доброй летней порой
Бродим по лесу с сестрой.

Я от страха онемел,
В стороне за пень присел.

.Хоть устали от ходьбы –
В кузовках у нас грибы

Я от ёлки без оглядки,
Заблестели только пятки.

Вдруг мне крикнула сестричка:
– Глянь, под ёлкою лисичка!

Громко сердце бьётся,
А сестра смеётся:

“Нас не съест она, поверь,
То грибок такой не зверь!”

Слайд 15. (лисица и гриб лисичка).

– Почему грибы подберёзовик и подосиновик получили такое название?

– Грибы делятся на две группы: съедобные и несъедобные.

Домашнее задание

  1. Найдите и нарисуйте растение или животное, подберите загадку или описание, чтобы ребята смогли отгадать название растения или животного;
  2. Раскрасьте на индивидуальных листах растение, о котором сегодня шла речь на уроке.

Итог урока

Что узнали нового на уроке?

– Какие цели стояли в начале уроке? Мы их достигли?

– Что понравилось на уроке?

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Читайте также: