Конспект по философии метафизика

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но, можно сказать, логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии.

Он покидает не только Академию, но и Афины. В 343 г. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II переселяется в македонскую Пеллу, где становится учителем Александра, сына Филиппа.

Когда Александр пришел к власти, Аристотель не одобрил его завоевательскую политику, что стало поводом к постепенному охлаждению отношений между ними. После тридцати лет странствий Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную школу в афинском Ликее. Здесь во время прогулок он излагал своим ученикам проблемы философии, вопросы естественных и общественных наук. Поэтому школу Аристотеля называют иногда перипатетической (перипатео – прогуливаюсь). 2

Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал, как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов. 1

В своем большинстве труды Аристотеля сохранились у его учеников и последователей. В эллинистический период, в I в. н. э., они были собраны, классифицированы и изданы последователем Аристотелевой философии Андроником Родосским. Их можно разделить на несколько тематических групп.

Аристотель был, видимо, первым, кто глубоко и систематически исследовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Систематически, хотя и через призму собственных воззрений, он рассматривает философские учения от древнейших мыслителей до своих современников. В этом смысле о нем можно говорить и как об историке философии. Большое внимание он уделяет наиболее существенным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию – науку о сущем. 1

ГЛАВА I. МЕТАФИЗИКА АРИСТОТЕЛЯ

Онтология Аристотеля (материя, формы, движение, причины, бог в метафизике Аристотеля)

Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя у Аристотеля, также как и у Платона, - это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, то есть превращает её из возможности в действительность форма. Таким образом, Аристотель понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма , согласно Аристотелю, - это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса.

Первая сущность, согласно Аристотелю, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием.

Аристотелево учение о первичных и вторичных сущностях в то же время свидетельствует о критическом отношении автора к сократовско-платоновской концепции идеализма. Если Платон признавал первичным реальным бытием общие и неизменные идеи, то Аристотель подчеркивал приоритет индивидуального, чувственно воспринимаемого. Вторичные сущности, постигающие общее (под влиянием идеалистической традиции понимаемые как неизменные), являются производными по отношению к конкретному, чувственно воспринимаемому бытию. Категории сущности (усиа) Аристотель считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат для их определения. Эту проблему Аристотель решает с различных точек зрения. 2

В соответствии с учением о сущности, Аристотель проводит классификацию причин бытия. Аристотель выделяет четыре вида причин.

1. Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.

2. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть.

3. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергетическая база формирования вещей.

Наипростейшей определенностью этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента – огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточную степень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем. У воспринимаемых чувствами вещей (их изучением занимается физика) можно различить две пары взаимно противоположных свойств – тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств, по Аристотелю, характеризует четыре основных элемента: огонь является соединением теплого и сухого, воздух – теплого и влажного, вода – холодного и влажного, а земля – холодного и сухого.

Эти четыре элемента – основа реальных (чувственно воспринимаемых) вещей. В то же время Аристотель допускает и возможность замены одного элемента другим, это становится возможным потому, что все элементы являются в принципе (конкретной) модификацией одной и той же первой материи. 1

Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие от первой материи они (как конкретное бытие) постижимы и определимы посредством основных категорий. Они суть соединения материи (гиле) и образа, формы (эйдос, морфе). Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. Аристотель в этом учении, которое является, собственно, основой всей его философии и проходит через все его рассуждения, по-новому решает проблему отношения единичного и общего – как отношение двух сторон действительности. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, столь разительный в системе Платона.

Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением .

Столкновение материалистических и идеалистических подходов проявляется и в Аристотелевой концепции причинности. Он различает четыре основных вида причин: материальную, формальную, активную, или воздействующую, и причину конечную, или целевую (кауза финалис). 1

Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды причин. Однако при этом нельзя сказать, что они имеют одинаковое значение. Понятие формальных причин является более важным, чем познание материальных причин – такой вывод следует из изучения Аристотеля о пассивной материи и активной форме. Место, которое он отводит целевой, или конечной, причине – уступка телеологии. Эта причина, собственно, делает возможным познание завершения развития, реализацию цели, которую Аристотель обозначает понятием энтелехия . 2

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности (например, в его понимании пространства и времени, конечной причины, принципа целесообразности или понятия энтелехии), его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивания значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического понимания действительности, что отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях.

В метафизике Аристотеля присутствует бог. Во-первых, бог выступает в аспекте формы. Аристотель говорит, что существует различные формы и среди них – наивысшая форма, чистая форма, т. е. бог. Во-вторых, бог упоминается в связи со временем и движением.

Аристотель считает, что мир, космос, не имел какого-то начального момента, до которого существовал хаос. Если признать наличие этого начала, то придется признать, что сначала была только возможность (материя), а потом появилась действительность (мир, космос). По мнению Аристотеля, такое представление абсурдно. Бог вечен, он извечно обустраивал и притягивал мир как объект своей любви. Значит, мир существовал всегда.

Далее Аристотель говорит, что для движения в мире одного вечного двигателя было недостаточно. Между сферой неподвижных звезд и Землей Аристотель предполагает наличие иерархии сфер (их всего 55); каждая нижележащая приводится в движение вышележащими силами, аналогичными вечному двигателю. 1

Аристотелевское понимание сознания (души). Сущность познания по Аристотелю

Душа по Аристотелю, имеет три различных уровня вегетативной – душа растений (речь идет здесь, собственно, об определенной способности к жизни), чувственный, преобладающий в душах животных, и разумный, присущий лишь человеку.

Более однозначно Аристотель высказывается о сущности познания. Он полностью признает первичность материального мира относительно воспринимающего субъекта. Основным и исторически первым уровнем познания он считает чувственное познание. При его посредстве мы познаем конкретное бытие, т. е. то, что он характеризует как первые сущности. При помощи чувственного познания человек, таким образом, овладевает единичным, индивидуальным.

Хотя Аристотель считает чувственный уровень основой всего познания, он, однако, большое значение придает познанию общих взаимозависимостей и понятийному постижению общего. Постижение общего является привилегией разума, который, подобно чувствам, черпающим из реальности, черпает из чувственного опыта.

Познание представлялось Аристотелю как развивающий процесс. Оно развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука , которая представляет вершину. 2

Чувственное познание Аристотель считал в основе истинным. Ощущение, согласно его представлениям, непосредственно отражает индивидуальное бытие. И лишь когда процесс познания от уровня ощущений и непосредственных восприятий переходит к представлениям, возникают ошибки. Они преодолеваются соединением чувственно воспринимаемого предмета с соответствующим понятием. Это и есть имманентная задача научного познания. Научное познание (эпистема), опирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции понятие, Аристотель отличает от мнения (докса). Мнения также опирается на чувства. Однако оно представляет совокупность более или менее случайных фактов. Поэтому оно в лучшем случае может относиться лишь к единичному и случайному. Задача же научного познания сводится к постижению необходимого и всеобщего. 1

Научное познание не ограничивается лишь эмпирией. Факт чувственного восприятия есть лишь следствие, при помощи которого постигается общее. Теоретическое познание, мышление является самобытным, однако его необходимо предохранять от пустой спекулятивности. Это ведет Аристотеля к развитию логики и логических концепций.

С позитивным развитием теории познания связана и критика Аристотелем Платоновской концепции идей, весьма последовательная для того времени.

Из выделенных Аристотелем возможностей одна, а именно что сущее едино и неподвижно, сразу им отвергается, как не имеющая отношения к исследованию природы. Аристотель подвергает детальному рассмотрению положение, что сущее едино и неподвижно, которое он связывает с именами Парменида и Мелисса, и показывает его логическую несостоятельность. 1

Продолжая свои рассуждения, Аристотель отмечает, что все прежние философы принимали в качестве начал некие пары противоположностей – будь то разряженное и плотное (у Анаксимена), огонь и земля (в физике Парменида), полное и пустое (у Демокрита). Это не случайно, указывает Аристотель, а соответствует самой сути вещей, ибо всякое изменение, возникновение и уничтожение, рассматриваемое в самом общем случае, есть некий переход из противоположного в противоположное (или в промежуточное между ними). Это понимали все, однако ошибка прежних философов состояла в том, что в качестве первичных начал они брали частные случаи противоположностей, например теплое и холодное, другие – влажное и сухое, иные – четные и нечетные, а некоторые вражду и любовь. Задача состоит в том, чтобы найти такую пару противоположностей, которая в равной мере относилась бы к любым процессам и была бы в полном смысле слова первичной, т. е. не вытекала бы ни из каких других противоположностей.

Что такое природа? Аристотель указывает, что все вообще вещи могут быть разделены на два основных класса: на вещи, существующие по природе, естественно, и на предметы, возникшие в силу иных причин. К первому классу относятся животные, растения, а также простые тела или элементы – огнь, воздух, вода и земля. Примерами предметов второго класса могут служить ложе, плащ и вообще все то, что создано руками человека. Разница между теми и другими состоит в следующем: вещи, существующие по природе, имеют в самих себе начало движения и покоя, все равно, относится ли это к пространственному перемещению, увеличению и уменьшению или к качественному изменению. Предметы, созданные искусственно, не имеют в себе врожденного стремления к изменению или имеют его по совпадению, т. е. лишь постольку, поскольку им случилось быть сделанными из дерева, камня и т. д. Все это-то начало движения и покоя в вещах первого класса и называется природой. 1

Касаясь соотношения природы и уже известных нам начал – формы и материи, Аристотель разъясняет, что понятие природы имеет двоякий характер: его можно определить и как первую материю, лежащую в основе каждого из тел, имеющих в самом себе начало движения, и как форму, поскольку именно форма есть результат и итог всякого движения. И последнее, пожалуй, будет более правильным. Следовательно, не материя, а скорее форма есть природа. 3

2.2 Понятие движения, места, пустоты, времени

Природа есть начало движения и изменения; поэтому, считал Аристотель, сначала надо выяснить, что такое движение. Определив движение, надо рассмотреть ряд понятий, с ним непосредственно связанных. Это прежде всего понятие непрерывности. Но непрерывное определяется через бесконечную делимость, следовательно, нужно уяснить себе понятие бесконечного. Кроме того, движение невозможно без места, пустоты и времени. Все эти понятия имеют весьма общий характер и приложимы ко всякой вещи, поэтому нужно по порядку исследовать каждое из них. 1

По поводу пустоты, говорит Аристотель, существуют различные мнения. Одни признают ее как нечто подобное месту или сосуду: сосуд кажется наполненным, когда содержит в себе какую-то массу, а когда лишится ее – пустым; другие же отрицают возможность ничем не заполненного протяжения. Аргументы атомистов в пользу существования пустоты представляются обоснованными: эти мыслители утверждают, что без наличия пустоты тела не могли бы перемешаться. Аристотель показывает мнимость подобных аргументов: перемещение тел возможно и без пустоты, если эти тела одновременно уступают друг другу месту. – это очевидно на примере вихревых движений сплошных сред и движения тел в жидкостях. Затем Аристотель демонстрирует те противоречия, к которым приводит допущение пустоты, исходя при этом из своей концепции движения. Если бы существовала пустота, то брошенное в ней тело немедленно остановилось бы, как только толкнувшая его рука от него отделилась бы; ведь то, что мы теперь называем инерциальным движением, происходит, по мнению Аристотеля, в силу действия воздуха, окружающего летящее тело ( antiperistasis ). С другой стороны, скорости тел, движущихся в различных средах, обратно пропорциональны тем сопротивлениям, которые оказывают эти среды на перемещающиеся тела. Так как сопротивление пустоты равно нулю, то скорость движения любого тела в пустоте должна была бы быть бесконечно большой. Эти и другие противоречия, по мнению Аристотеля, показывают, что пустоты не существует.

Далее философ рассматривает проблему непрерывности вообще и непрерывности движения в частности. Учение о непрерывности было в известном смысле концептуальным стержнем всей аристотелевской физики. Не будет преувеличением сказать, что идея непрерывности применительно к пространству, времени и движению легла в основу всего точного естествознания Нового времени. 1

Проблема вечности движения и учение о первичном двигателе

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т. д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем.

Аристотель в своих сочинениях тщательно и критически анализирует концепции, созданные его предшественниками. Кроме того, он является автором ряда оригинальных концепций в онтологии, гносеологии, логике и других областях знания, концепций, оказавших серьезное влияние на последующее развитие философской мысли.

По своему характеру его творчество было выдающимся вкладом в развитие научных, в частности естественнонаучных, исследований. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны. Длительное время его определяли как Философа с большой буквы. 2

Аристотель в начале своей работы хочет показать ценность знания. На его взгляд, к знанию стремятся все люди. При этом под стремлением к знаниям понимается влечение к чувственным восприятиям. Из них наиболее ценны зрительные восприятия. Знание имеет ценность вне зависимости от его практической пользы, считает автор.

Знание очень тесно связано с памятью. Аристотель сравнивает человека с животными, у которых есть память. Только благодаря памяти животные могут обладать большей сообразительностью и способностью к обучению. Однако здесь автор отмечает, что важна не только память, но и слух.

Аристотель высказывает тезис, что настоящая мудрость возникает только на основе искусства. А опыт сам по себе – менее ценен. Люди, владеющие искусством, знают причину какого-либо явления, а люди, владеющие только опытом – нет.

Другой критерий мудрости – способность обучать других людей. Только те, кто владеет искусством, в состоянии передать отвлеченное знание. Имеющие только опыт люди на это не способны. Таким образом, Аристотель приходит к выводу об ограниченности только чувственных восприятий. Сами по себе они не способны дать знание. Мы можем почувствовать, что огонь горячий, но если будет ограничиваться одними чувствами, то мы не поймем, почему же он горячий.

1. Знание всего (но не каждого предмета в отдельности;

2. Способность познать нелегко постигаемое (не ограничиваясь одними чувствами);

3. Точность и способность научить пониманию причин;

4. Самоценность знания.

5. Возможность наставлять других.

Так же интересна и логика Аристотеля, которая составляет различные законы, так как: закон мышления, закон исключённого третьего и других; в различных формах мышления, учении о силлогизмах. Изучая тему, были использованы слова по философии, учебник по философии Древнего мира Г.И. Иконникова, Античная философия В.Ф Асмуса в двух изданиях.

И третья под-тема моего реферата: гносеология или теория познания Аристотеля. Это вторая сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира. В своей гносеологии Аристотель колеблется между сенсуализмом () и рационализмом (), так и не будучи в состоянии однозначно определить соотношение того, что мы называем чувственной и рациональной ступенью познания. А стремится к единству чувства и разума, но не обретает их. По гносеологии были использованы основы философии Н.А. Селиверстовой и античная философия В.Ф.Асмуса.

Глава 1. Метафизика Аристотеля.

Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого; 2) практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования; 3) науки продуктивные, цель которых – производство определённых объектов.[7]

Аристотель даёт четыре определения метафизике:

а) Исследование причин, первых, или высших начал;

в) Знание о субстанции;

г) Знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

А зачем нужна метафизика? Метафизика - наиболее возвышенная из наук, говорит Аристотель; и просто потому, что она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические или практические цели. Другие же науки подчинены этим целям, а потому ни одна их них не самоценна и значима лишь постольку, поскольку оправдана эффектами, к которым ведет. Метафизика имеет сама в себе свое тело, и потому эта наука в высшей степени свободна, ибо она самоценна. Метафизика, не связанная с материальными запросами, всё же отвечает на запросы духовные, т.е. такие, которые проявляются, когда удовлетворены физические потребности. Это чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающаяся ото лжи. Это радикальная необходимость ответствования на "почему", и особенным образом, на "последнее почему".

Поэтому, - заключает Аристотель, - "все прочие науки более необходимы людям, но, ни одна из них не превзойдет эту" - метафизику.

Глава 1.1. Четыре причины.

Аристотель полагает, что, поскольку они относятся к миру становления, то могут быть сведены к четырём: 1) причина формальная, 2) причина материальная. 3) причина действующая, 4) причина финальная.

Глава 2.Логика Аристотеля.

Изучение всех сочинений Аристотеля, посвящённых вопросам логии или, по крайней мере, рассматривающих эти вопросы, показывает, что в логических исследованиях Аристотеля наибольшее его внимания привлекли три проблемы:

2.вопрос о двух основных методах выяснения уже не вероятного только знания, а знания достоверного; это методы – определение и доказательство;

3.вопрос о методе нахождения посылок знания; это индукция.[18]

Глава 2.3. Индукция.

Обычно считается, что Аристотель признавал лишь полную индукцию, а неполную недооценивал, между тем именно проблема неполной индукции у Аристотеля и дает ключ к его гносеологии, да и сама получает объяснение лишь в системе гносеологии и даже всей его метафизики. Активность разума, о которой говорилось выше, состоит, прежде всего, в том, что он совершает акт неполной индукции, что на основе отнюдь не всех, а только нескольких случаев – и даже одного – происходит скачок от частного к общему. Случаи – это представления души, скачок – деятельность активного разума, актуализирующего в пассивном интеллекте те формы бытия, на которые указывают единичные представления. Это место объяснимо лишь в связи с логическим учением Аристотеля о неполной индукции, а сама неполная индукция, обычно третируемая при рассмотрении логики Аристотеля, приобретает в свете его метафизики и гносеологии важнейшее принципиальное значение. Как уже выше подчеркнуто, без индукции у Аристотеля остается загадкой происхождение знания общего. Но имеется и ее логическая разгадка.

Как уже указано, разумно-созерцательная часть души имеет две стороны: активную, соответствующую форме, и пассивную, соответствующую материи. Бог, мысля самого себя, является активным разумом, интеллектом. В человеке же отношение к самому себе опосредовано материальным миром, материализацией форм. Чтобы мыслить эти формы, активный разум нуждается в пассивном уме и в представлениях, которыми он обладает. Однако представления носят лишь частный характер, в них нет общего. Роль же активного разума состоит в том, что он обобщает, опираясь на пассивный. В этом процессе неполная индукция поднимается до полной. Логическое содержание неполной индукции у Аристотеля невелико, ибо он, принципиально противопоставив индукцию дедукции, затем пытался подтянуть индукцию до дедукции, показав ее, как частный случай третьей фигуры силлогизма[23]. Но в плане философском, метафизическом неполная индукция очень важна, ибо именно она и объясняет тот скачок от общего в природе к общему в душе.

Таким образом, логика Аристотеля – органическая часть его системно-рационализированного, философского, мировоззрения. Логика Аристотеля помогает понять даже его теологию. Бог Аристотеля – тоже логик, а поскольку Аристотель – первый логик, то в понятии своего бога Аристотель, можно сказать, обожествил самого себя. В самом деле, бог, по Аристотелю, – это мышление о мышлении, что и есть логика. Правда, выше отмечалась неясность предмета мысли бога: являются ли им формы бытия или формы мышления. Но здесь, по сути, нет противоречия, поскольку в силу панлогизма[24] Аристотеля формы мышления и формы бытия тождественны.[25]

Вывод.

Список используемой литературы.

[1]Андроник Родосский - (сер. 1 в. до н. э.) — греческий философ-перипатетик и ученый-филолог.

[2] Абстракция – процесс мысленного выделения существующих свойств и связей предмета и отвлечённых от других частных свойств и связей.

[4] Сочинение составлено из отдельных трактатов (книг), написанных в разное время и иногда повторяющих друг друга.

[5] Анаксагор - древнегреческий философ.

[6] Эмпедокл - древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец.

[10] Онтология – философское учение о бытие, его основах, принципах, структуре и закономерности.

[11] Тотальность - целостность, единство, полнота, всеобъемлемость, цельность

[12] Элеаты - школа в греческой философии.

[13] Омонимия - свойство языковых выражений иметь несколько значений или выражать несколько понятий, никак не связанных между собой

[14] Субстанция – неизменимая основа, сущность вещей и явлений, носитель все свойств, связей и отношений.

[16] Стоиками назывались последователи философской школы, основанной Зеноном Киттийским.

[17] Г.И.Иконников, Н.И.Иконникова Философия Древнего мира.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2010.-стр.164

[18] В.Ф.Асмус Античная философия. - М.-3 изд. - Высш.шк.,2001.-стр.234

[19] Декарт - французский философ и математик.

[20] В.Ф. Асмус Античная философия. - М.-2 изд. - Высш.шк.,1976.-стр.318

[21] В.Ф. Асмус Античная философия. - М.-3 изд. - Высш.шк.,2001.-стр.236-237

[22] В.Ф. Асмус Античная философия. - М.-2 изд. - Высш.шк.,1976.-стр.322-325

[23]Силлогизм - рассуждение, в котором из двух данных суждений (посылок) следует третье (вывод).

[24]Панлогизм - идеалистическое воззрение, полагающее основой всего разум (логос) и видящее в мире осуществление разума.

[25]А.С.Ахманов. Логическое учение Аристотеля. - Изд.3-е. – М.: Едиториал УРСС, 2011,стр.254-263

[26] Н.А. Селиверстова Основы Философии. - СПб. - с.184

[27] Онтология - философское учение о бытие, его основах, принципах, структуре и закономерности.

[29] Н.А. Селиверстова Основы Философии. - СПб. - с.188

Содержание.

Глава 1. Метафизика Аристотеля. 5

1.1 Четыре причины. 7

1.2 Бытие и его смысл. 8

1.3 Субстанция, акт, потенция. 9

1.4 Сверхчувственная субстанция. 10

Глава 2. Логика Аристотеля. 12

2.2 Теория достоверного познания. Определение и доказательство 14

Глава 3. Гносеология Аристотеля. 19

Список использованной литературы. 25

Введение.

Так же интересна и логика Аристотеля, которая составляет различные законы, так как: закон мышления, закон исключённого третьего и других; в различных формах мышления, учении о силлогизмах. Изучая тему, были использованы слова по философии, учебник по философии Древнего мира Г.И. Иконникова, Античная философия В.Ф Асмуса в двух изданиях.

И третья под-тема моего реферата: гносеология или теория познания Аристотеля. Это вторая сторона основного вопроса философии – вопрос о познаваемости мира. В своей гносеологии Аристотель колеблется между сенсуализмом () и рационализмом (), так и не будучи в состоянии однозначно определить соотношение того, что мы называем чувственной и рациональной ступенью познания. А стремится к единству чувства и разума, но не обретает их. По гносеологии были использованы основы философии Н.А. Селиверстовой и античная философия В.Ф.Асмуса.

Глава 1. Метафизика Аристотеля.

Аристотель разделял науки на три больших раздела: 1) теоретические науки, т.е. те, которые ведут поиск знания ради него самого; 2) практические науки, которые добиваются знания ради достижения морального совершенствования; 3) науки продуктивные, цель которых – производство определённых объектов.[7]

Аристотель даёт четыре определения метафизике:

а) Исследование причин, первых, или высших начал;

в) Знание о субстанции;

г) Знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

А зачем нужна метафизика? Метафизика - наиболее возвышенная из наук, говорит Аристотель; и просто потому, что она не связана с материальными нуждами, она не преследует эмпирические или практические цели. Другие же науки подчинены этим целям, а потому ни одна их них не самоценна и значима лишь постольку, поскольку оправдана эффектами, к которым ведет. Метафизика имеет сама в себе свое тело, и потому эта наука в высшей степени свободна, ибо она самоценна. Метафизика, не связанная с материальными запросами, всё же отвечает на запросы духовные, т.е. такие, которые проявляются, когда удовлетворены физические потребности. Это чистая жажда знания, страсть к истине, удерживающаяся ото лжи. Это радикальная необходимость ответствования на "почему", и особенным образом, на "последнее почему".

Поэтому, - заключает Аристотель, - "все прочие науки более необходимы людям, но, ни одна из них не превзойдет эту" - метафизику.

Глава 1.1. Четыре причины.

Аристотель полагает, что, поскольку они относятся к миру становления, то могут быть сведены к четырём: 1) причина формальная, 2) причина материальная. 3) причина действующая, 4) причина финальная.

Гост

ГОСТ

Метафизика – это направление философии, нацеленное на поиск первопричин и сущностей бытия, рассматривающее мир как нечто стабильное, неизменное, в противовес диалектике, как учению о развитии.

Аристотель как основатель метафизики

Аристотель один из наиболее выдающихся мыслителей периода античности, заложивший традиции современной системы философии. Аристотель входит в число учеников Платона, однако он не ограничился изучением концепции собственного учителя, но шагнул значительно дальше, собрав все сведения о философских, научных, этических, политических концепциях своего времени. Как учитель Александра Македонского, Аристотель стал одним из кто сформировал феномен эллинизма – единого культурного пространства, объединявшего достижения греческой и восточной культуры.

В качестве наследия Аристотель оставил свои многотомные труды, в которых дал изложение, критику и обобщение научной и философской мысли античного мира. Именно благодаря Аристотелю и его работам до современности сохранились описания философских взглядов натурфилософов, пифагорейцев, Демокрита и его последователи и т.д. Аристотель заложил традицию философской рефлексии и переосмысления прежних концепций, которая лежит сейчас в основании всей философской деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Следует отметить, что метафизика Аристотеля значительно отличается от той метафизики, что устоялась под давлением схоластической полурелигиозной философии и являет собой образец идеализма и догматизма. Метафизика Аристотеля лишена догматичности, рассматривая проблемы причины, сущности, первоначал бытия, она не отрицает подвижного характера самого бытия, его стремления к развитию и становлению.

Основными понятиями метафизики Аристотеля выступают:

  • сущность,
  • материя,
  • причины или начала движения,
  • благо.

Представления о сущности в метафизике Аристотеля

Рассматривая сущность бытия Аристотель подвергает жесткой критике учение своего учителя – Платона. С его точки зрения Платоновские идеи представляют собой не более чем бесплодное удвоение бытия, которое ничего не дает и ничего не объясняет. Так существование неких абстрактных идей, например, идеи яблони, не объясняет реальных процессов, происходящих с яблоней – превращения семени в росток, его развития до состояния плодоносящего дерева, наконец созревания плодов и гибели самого дерева. Идеальный, а потому неизменный, статичный образ яблони не позволяет ни ничего узнать о яблони реальной, ни объяснить, что с ней происходит и как за ней ухаживать, чтобы получить лучший урожай.

Аристотель полагает, что только чувственно-воспринимаемый объект является реально существующим, и воплощает сущность в самом себе. При этом Аристотель выделял два рода сущности (усиа):

Материя есть первая усиа. Материя определяет свойства объекта или предмета. Форма – это вторая усиа. Она определяет бытийность объекта, способ его существования. Так для бронзового шлема, в качестве материи выступает бронза, определяющая такие его качества как вес, прочность/гибкость, твердость и т.д., а формой собственно шлем, определяющей назначение данного предмета и его отличия от друг предметов из бронз, например, кубка. Однако в отличии от Платона, Аристотель на обособляет материю и форму друг от друга, а напротив объединяет. Подлинная сущность объекта раскрывается в единстве материи и формы – без материи форма не существует вовсе, без формы материя не может найти свое воплощение и стать чем-либо.

При этом под сущим Аристотель понимает все бытие, все то, о чем мыслится и о чем говорится, при этом само сущее ни о чем не говорит. Когда же человек обращает свое внимание на некий отдельный объект, он начинает рассматривать именно его сущность, как совокупность определяющих свойств, характеризующих сущее. Аристотель разделяет все свойства объекта на два вида – акциденцию и субстанцию. Если первая представляет собой несущественные, временные качества, то вторая определяет его сущность.

Причины бытия в метафизике

Реализация сущностей в сущем мире согласно философии Аристотеля происходит не спонтанно, а имеет свои причины. Этих причин четыре:

  • формальная,
  • материальная,
  • движущая,
  • целевая.

Формальная и материальная причины входят в собственно сущность самого объекта – это его форма и материя, материал из которого он состоит. Без них никакой объект не мог бы быть воплощенным в реальность. Однако одних лишь материи и формы недостаточно. Должно быть нечто, что даст им возможность воплотиться и это движущая причина. Для неживых объектов движущая причина внешняя – деятельность мастера, рабочего, крестьянина, благодаря которой появляются различные вещи. Для живых объектов – той же яблони, движущая причина заключена в ней самой.

Однако никакой мастер не сможет изготовить объект имея под рукой материю, и представление о форме объекта, если нет цели. Без цели никто не станет просто так создавать меч, чашу, весы или чтобы то ни было. Целевая причина является одной из наиболее важных именно она детерминирует и действия мастера, и выбор подходящей формы и материала и переделяет конечное бытие объекта. Также и живые объекты имеют свою целевую причину. Яблоня растет, чтобы приносить плоды, которые в свою очередь дадут начало новым деревьям.

Читайте также: