Буква я перспектива конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Дидактическая цель: развитие фонематических умений; понимание смыслоразличительной роли звука и буквы на его месте.

- воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим

- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

- формировать умение использовать знаково-символические средства.

- познакомить учащихся с буквой Я и звуками, которые она обозначает.

- развивать навык конструирования предложений.

- совершенствовать навык чтения.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: компьютер, презентация Power Point , электронное приложение, карточки-схемы к таблицам (буква е,я), наборное полотно (2), карточки –буквы (яма, маяк), Звуковка (23 шт.), картина яблони, яблоки зелёные, жёлтые, красные (по 46 шт.) карточки с текстом (5 шт.), фигуры для составления схем

1 . Эмоциональный настрой на урок.

Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим гостям. И с улыбкой на лице начнём урок.

2. Актуализация знаний

Речевая разминка

Посмотрите на первый слайд, каких жильцов вы видите в красном домике? Буквы СЛАЙД 1

А я думаю звуки? Нет, буквы мы можем читать и писать, а звуки слышать и произносить.

Что мы произносили? Звуки

Подведение к теме урока

Как называются звуки, которые мы произносили?

Докажите то, что они гласные.

Состоят из голоса

При произношении воздух проходит свободно, не встречая препятствий.

Могут быть ударными, безударными

Посмотрите, а почему буква Е живёт на 1 этаже, отдельно от остальных букв?

Правильно, это хитрая буква, которая имеет свои секреты. Но мы их уже открыли, давайте вспомним.

(На доске вывешивается таблица после проговаривания детьми)


[ Й , Э ]


[ Э ]

3. Формулировка темы, учебных задач и критериев оценки

Как вы думаете, есть ещё такие хитрые буквы? Конечно, и с одной из них мы сегодня с вами познакомимся.

Слушайте загадку и попробуйте определить новую букву из отгадки

Круглое, румяное СЛАЙД 2

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки

(выходит яблоко)Посмотрите как пишется слово. Какая буква новая?

Кто назовёт тему урока?

Буква Я и звуки, которые она обозначает

(Показываю печатную букву, вывешиваю на доску)

Как вы думаете, куда нужно поселить букву Я? Почему?

Но я пока не буду заселять её в домик. Надо проверить, имеет ли буква я право поселяться на одном этаже с буквой е.

Какие учебные задачи вы поставите в соответствии с темой урока?

Узнать секреты буквы я СЛАЙД 3

Научиться слышать новые звуки в словах

Учиться читать слоги и слова с буквой я

А поможет нам в этом таблица, которая получилась после повторения (показываю). Это будет наш план. Оценивать работу на уроке нам поможет яблонька. К концу урока на ней должны появиться яблоки, а какого цвета они будут, это зависит от вашей работы.
4.Открытие новых знаний.

Читаем 1 секрет. Определим звуки буквы я, для этого раскрасим Звуковку буквы я СЛАЙД 4

Положите перед собой Звуковку.(У детей на столе)

Давайте послушаем звуки буквы я. Пропоём хором (Йаааа)

Что можете сказать? 2 звука

Произнесём первый звук и дадим ему характеристику Согласный, мягкий

Впечатайте 1 звук. И раскрасьте башмачок. Каким цветом? Зелёным

Произнесём второй звук и дадим ему характеристику. Гласный

Впечатайте второй звук. И раскрасьте башмачок. Каким цветом? Красным

Каким цветом раскрасим букву. Почему?

Какой секрет буквы я мы сейчас с вами открыли?

ВЫВОД : Обозначает 2 звука [й , а]: (Вывешиваю на доску)

Отложите Звуковку на край парты. Дома родителям расскажите, почему у них ботинки разного цвета.

Но всегда ли? Посмотрим, когда буква е обозначает 2 звука. Проверим, подходит ли это для буквы я.

На наборном полотне 2 слова Читаем первое, определяем положение новой буквы ЯМА (В начале) МАЯК (в середине, после гласного)

А кто знает значение этого слова?

Маяк - высокая башня с сигнальными огнями на берегу моря или на острове для ориентации проходящих судов СЛАЙД 5

Работа в парах. Составьте схемы этих слов.

Проверка: 2 человека на наборном полотне составляют схемы.

Делим слово на слоги: 2 слога, оба слоги слияния Буква я обозначает 2 звука: й - согласный, мягкий, и а – гласный.

Обратите внимание на количество букв и звуков. Что можете сказать?

ВЫВОД : Буква я обозначает 2 звука в начале слова. ( на доску)

Делим слово на слоги: 2 слога: слияние ма , слияние йа и замочек к. й- согласный, мягкий ,а-гласный

Обратите внимание на количество букв и звуков. Что можете сказать?

ВЫВОД : Буква я обозначает 2 звука после гласного. ( на доску)

Сравним 1 секрет букв е и я

Читаем следующий секрет буквы е. Чтобы доказать, опять составим схему. Прошу подойти к компьютеру …..

(Один ученик за компьютером, остальные на парте)

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

МЯЧ Делим слово на слоги: 1 слог слияния и замочек ч. Произнесём 1 слог мА: м – согласный, мягкий, буква я – звук а –гласный. Буква ч – согласный, мягкий.

Обратим внимание на количество букв и звуков. Что можно сказать? Какой звук обозначает буква я? Какой согласный впереди? Сделаем вывод

ВЫВОД : Буква я обозначает 1 звук а после согласного. (на доску)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания составлен в соответствии с новой структурой. Учащиеся, выполнив пробное действие, столкнутся с затруднением, преодолеют его и освоят новые знания и умения по теме.

Тип урока: ОНЗ

Тема: Буква Я и звуки, которые она обозначает.

Цели: 1) Организация учебной деятельности, в результате которой учащиеся усвоят знания о букве Я и звуках, которые она обозначает.

2) Актуализировать умение выполнять звуковой анализ слов, активизировать познавательную активность.

3) Развивать фонематический слух , речевую и мыслительную деятельность учащихся.

Оборудование: ноутбуки для учащихся с диском-приложением к учебнику;

яблоко (муляж), маяк (картинка), мяч (игрушка);


Эталон-Звуковичок гласной Я: ; ;

звуковые схемы букв Е, Ё, Я в различных позициях: е е и т.д.

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Ребята, дома вы читали сказку про Снегурочку. Почему некоторые слова в ней заменили картинками? (Мы еще не все буквы изучили и можем прочитать.)

– А хотели бы вы поскорее выучить весь алфавит? (Да.)

– Тогда за работу, ведь сегодня нам предстоит знакомство с новой буквой.

– Но прежде, чем открыть новое, что мы делаем? (Повторяем изученное, то, что может пригодиться в открытии нового знания.)

2. Актуализация знаний.

На доске записаны слова:

ёлка поёт отнёс

енот двое ветка

– Прочитайте первую группу слов. Что в них общего? (Буква ё.)

Аналогичная работа проводится со второй группой слов.

– Давайте еще раз назовем, в каких случаях буквы е и ё обозначают один звук? ( После согласного.) Два звука?(В начале слова и после гласного.)

– Молодцы! Вы все отлично повторили. Что теперь? ( Мы попробуем сами выполнить задание, в котором есть что-то новое.)

3. Организация пробного действия и фиксация индивидуального затруднения.

– Теперь пришло время познакомиться с новой буквой – буквой я. Вот как она выглядит.

Вывешивается Эталон-Звуковичок.

– Кто может назвать тему сегодняшнего урока. ( Буква я.)

– Что вы можете о ней рассказать, глядя на ленту букв и Звуковичок? (Эта буква обозначает гласный звук, бывает заглавной и строчной, может стоять в начале, середине и конце слов, показывает мягкость согласного.)

– Определите, чем похожа новая буква и буквы е и ё? Какой звук она обозначает? А помогут вам в этом яблоко, маяк и мяч.

Учитель выставляет перечисленные предметы, учащиеся работают.

– У кого нет ответа? В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как выполнить такое задание.)

– Почему ответы разные? В чем ваше затруднение? (Мы не знаем, как правильно, у нас нет эталона.)

– Если возникло затруднение, что нужно делать? (Остановиться и подумать.)

4. Выявление места и причины затруднения.

– Какое задание выполняли? (Определяли, какой звук обозначает буква я.)

– В чем возникло затруднение? (В определении звука, который обозначает буква я в разных словах.)

– В чем причина затруднения? (У нас нет Эталона для буквы я.)

– Какие же цели перед собой поставим на уроке? ( Открыть Эталон для определения звуков, обозначаемых буквой я.)

5. Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

– Подумайте, что вам может помочь в открытии нового Эталона? Что повторяли в начале урока? (Звуки, которые обозначают буквы е, ё.)

– Проверьте, подходит ли это правило для буквы Я? Предлагаю работать в парах по плану.

Сравнить с буквами е, ё.

Составить Эталон из частей.

В начале слова После гласного После согласного

– Какой вывод вы сделаете? (Буква я, как буквы е, ё, может обозначать один или два звука.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

– Как помогли вам в открытии нового знания яблоко, маяк и мяч?

Учащиеся по очереди выходят к доске, рассуждают и вывешивают карточки с данными словами под соответствующей позицией Эталона.

– Следующее задание вы будете выполнять в парах на компьютере. Откройте Азбуку, букву Я. Задание №1.

– Кто допустил ошибки? В чем они? Давайте еще раз обратимся к эталону.

– Как проверим, что вы хорошо поняли материал? (Нужно выполнить задание самостоятельно.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Проверка проводится по образцу.

– У кого не совпадают схемы с образцом?

– Какие трудности возникли при выполнении задания? Исправьте свои схемы.

– Кто допустил ошибку и разобрался в ее причине, поставьте себе +. Кто не допустил ошибок, поставьте + +. Вы молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

Чтение сказки 1или 2 раза (если позволит время). Фронтальная беседа по вопросам.

– Кто главные герои сказки? О чем возник спор? Почему каждый считал себя правым? За что звери отблагодарили Медведя? Объясните смысл пословицы. Почему она так подходит к сказке?

– Найдите в тексте слова, в которых буквы е, ё, я обозначают 1 звук…2 звука.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какова была цель урока? (Узнать, какие звуки обозначает буква Я.)

– Кто достиг этой цели? Докажите. (Мы открыли Эталон и узнали, что в начале слова и после гласного буква я обозначает два звука: Й-А, а после согласного – один звук: А.)

– Встаньте те, кто все понял и не допускал ошибок. Молодцы!

– Встаньте теперь те, кто считает, что нужно еще потренироваться. Очень хорошо. На следующих уроках мы продолжим работать с буквой я.

– А сейчас пусть встанут те, у кого не получилось на уроке ничего. Не огорчайтесь. Мы с вами позанимаемся дополнительно, и вы все поймете.


Цели: познакомить с особенностями буквы я, стоящей в начале слов и после гласных, со способом обозначения мягкости согласных с помощью буквы я; учить писать буквы Я, я, читать слова с буквой я; отрабатывать читательские умения и навыки; обогащать словарный запас; прививать внимание к слову, его произношению и написанию, интерес к чтению, чувство ответственности за выполняемую работу.

Формируемые УДД: определять, какие звуки обозначает буква я в словах; правильно писать буквы Я, я; читать слоги, слова, предложения и тексты с буквой я; объяснять значение слов; работать в группах.

- Пока мы учимся, люди вокруг трудятся. Кто трудится для нас в течении дня? (пекарь печёт хлеб, врач лечит тех, кто заболел, водитель перевозит пассажиров, продавец обслуживает покупателей, доярка кормит и доит коров, и т.д.)

- А мы для чего учимся? (чтобы потом также трудиться, приносить пользу своей стране, людям, живущим вокруг нас)

2. Актуализация знаний

- Назовите гласные звуки и их признаки. (произносятся с голосом, при произнесении воздух во рту не встречает преград, образуют слоги)

- Назовите буквы, которые обозначают твёрдость согласных. (буквы а, о, у, ы, э)

- Назовите буквы, которые обозначают мягкость согласных. (буквы е, ё, и)

- Какие звуки обозначают буквы е и ё, если стоят в начале слова или после гласных? (слайд 2)

- Отгадайте загадки: … (слайд 3,4)

- Давайте сделаем схему слова и запишем транскрипцию.

- Поменяйтесь тетрадями и оцените соседа. (слайд 5)

3. Мотивационно-целевой этап

(стихотворение Б.Заходера)

А известно ли кому,

Отчего и почему?

- Ну, так слушайте рассказ.

Жили в азбуке у нас

Где никто не ссорится,

Там и дело спорится.

Только раз всё дело стало

Из-за страшного скандала:

В строку не встала, Взбунтовалась

Сказала буква я, -

Не хочу стоять в ряду,

- Встань на место!

Отвечает: - Не пойду!

- Что вы можете сказать о поведении буквы я? (она вела себя очень нескромно)

- Предположите, что могло произойти дальше.

. Это стихотворение имеет продолжение. Кому стало интересно, чем всё закончилось, прочитайте его дома до конца вместе со взрослыми, а завтра поделитесь тем, что вы узнаете, с одноклассниками.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (слайд 7)

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (узнать, какие звуки обозначает буква я, и научиться её писать)

4. Работа по теме урока

1) (Азбука с.24-25)

- Отгадайте загадку. (слайд 8)

Круглые зелёные на дереве растут,

Как бочок краснеет, тут их и сорвут.

Сладкие и спелые соберут в корзинку.

Все на вид красивые, прямо как с картинки. (яблоки)

- Какие слова помогли вам отгадать, что это яблоки?

- Произнесите слово медленно.

- Назовите первую букву в этом слове.


- Какие звуки она обозначает? ([й а]) (слайд 10)

- Назовите слова, которые начинаются на букву я. (Яша, ябеда, Яна, яблоня, ярмарка, ясный, ястреб,…)

- Разгадайте ребус. (яма) (слайд 11)

- Какая буква стоит в начале этого слова?

- Как она произносится?

- Какие ещё буквы есть в этом слове?

- Какие звуки они обозначают?

- Сколько букв в этом слове? Сколько звуков?

- Почему количество звуков больше количества букв? (буква я обозначает два звука)

- Какие ещё буквы обозначают два звука? (е, ё)

- Прочитайте пары слов.

- Что обозначают слова первой пары? (один предмет (яблоко) и много предметов)

- Что такое яблоня? (фруктовое дерево, на котором растут яблоки)

- Какую яблоню называют дикой? (ту, которая сама растёт, без ухода человека)

- Когда буква я обозначает два звука? (в начале слова и после гласных)

- Кого вы видите на рисунке ниже? (слайд 13)

- Что можно понять по выражению их мордочек? (они ссорятся, злятся)

- Как вы думаете, почему они ссорятся? (не могут договориться, чьё это яблоко)

- Какие черты характера, эмоции они проявляют при этом? (жадность и злость)

- Как вы думаете, смогут ли они найти разумное решение, если будут продолжать ссориться?

- Где росла яблоня?

- Кто увидел яблоко?

- Почему заяц не смог сорвать яблоко?

- Как яблоко оказалось у ежа?

- Что произошло дальше?

- Кто подсказал разумное решение?

- Как он посоветовал поступить?

- Что сделал заяц?

- О чём он это говорит?

- Что поняли зайчик, ворона и ёж? Прочитайте пословицу. (слайд 14)

- Кто оказался самым понятливым?

. Подготовьтесь к чтению по ролям.

5. Физкультминутка

2) (Прописи – с.20)

- Разгадайте ребусы (Яша, ясли, як, яма) (слайд 15)

- Кто знает, кто такой як? (крупное жвачное животное с длинной шерстью и рогами)

- Какая буква стоит в начале всех этих слов?

- Какие два звука она обозначает?

(звуковой анализ и составление схем слов як, яма)

- Сколько букв в этих словах? Сколько звуков? Почему?

- Из каких элементов состоит печатная буква я? (печатание заглавной и строчной печатной буквы) (слайд 16)

(запись письменных букв)

- Прочитайте начало первого предложения.

- Что созрело в саду? (яблоки)

- Обведите предложение и допишите его.

- Сколько слов в этом предложении?

- Прочитайте слова, в которых одинаковое количество букв.

- Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв?

- Обведите второе предложение.

- В каких словах звуков больше, чем букв? Почему?

- Прочитайте третье предложение.

- Напишите его на свободных строках.

- Подчеркните в словах букву я. Какой звук она обозначает в этих словах?

- Проверьте, правильно ли вы написали слова, оформили предложение на письме.

6. Рефлексивно-оценочный этап.

- Какой звук обозначает буква я в начале слова и после гласных?

- Какой звук обозначает буква я после согласных?

- На что указывает буква я, если стоит после согласного звука?

- Оцените свою работу на уроке.

- Подведём итоги по эмоциям. (слайд 17)

Сегодня на уроке у меня всё получилось, я всё понял.

Я работал хорошо, но немного не понял.

Мне тяжело было понять тему урока.


-80%

Цель: Научить ученика учиться, познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.

Задачи:

  1. формировать у учащихся представление о функциях буквы Я.
  2. совершенствовать навыки чтения.
  3. развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.
  4. воспитывать любовь к Родине, коллективизм.

УУД:

  1. умение выполнять слога – звуковой анализ слов,
  2. объяснять употребление заглавной буквы,
  3. уметь составлять рассказ по картинке, задавать вопросы по тексту,
  4. уметь работать в малой группе, самостоятельно.

Оборудование: проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Мы за парту дружно встали
Глазки на меня подняли
Тихо сели спинки прямо
Все тихонечко вздохнём
И урок мы наш начнём.

II. Включение в учебную деятельность.

– На какие 2 группы делятся все звуки букв? (гласные и согласные)

(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 2 по щелчку

– Какие вы знаете буквы дающие гласные звуки? (а, о, у, ы, и, е)

(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 3 по щелчку

– Какие буквы указывают на то, что впереди неё стоящий согласный произносится мягко? (и, е).

(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 4 по щелчку)

III. Постановка цели

Для этого вы должны определить, чем мы на уроке будем заниматься. Какую букву изучать. А для этого вам надо отгадать загадки.

Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец.
(Яйцо и цыпленок) Рисунок 1

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленье детки.
(Яблоко) Рисунок 2

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык) Рисунок 3

Так с какой же буквой мы познакомимся сегодня на уроке? С буквой Я.

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство со звуками [й,а].

Откройте Азбуку на стр. 111.

– Что изображено в красной рамочке справа? (Яблоки и яблоня)

– Что вы можете сказать о схемах к этим словам?

– Какие первые два звука в каждом из этих слов? (Й, а)

Когда рядом слышится два звука в следующей последовательности [й,а], в письменной речи употребляется буква Я. Рисунок 4

2. Знакомство с буквами Я,я.

СЛАЙД 5 по щелчку.

– Откройте пропись на стр. 29 и сравните печатную букву я и строчную письменную.

СЛАЙД 6 по щелчку (написание строчной буквы я)

– Пропишите букву я. Сначала каждый элемент до буквы, затем буквы по пунктиру, потом самостоятельно до конца строки.

Откройте пропись на стр. 30 и сравните печатную букву Я и заглавную письменную.

СЛАЙД 7 по щелчку (написание заглавной буквы Я)

– Пропишите букву Я. Сначала каждый элемент до буквы, затем буквы по пунктиру.

– Проведите фонетический разбор (звуко-буквенный анализ) слов якорь, змея.

Скажите в каких случаях буква Я даёт два звука? (В начале слова, после гласного звука). А ещё после Ъ или Ь знаков.

3. Работа по учебнику

– Расскажи, где ты родился.

– Как называется город, где ты живёшь.

– На берегах, какой реки стоит твой город?

– Что вы видите на иллюстрации? (Карту нашей страны)

– Название какого города можно прочитать в середине левой части карты? (Москва)

– Почему именно этот город так важен для нашей страны?

– На каких видах транспорта можно добраться из одного места нашей страны в другое?

– Какие животные обитают на территории нашей страны?

– Какие деревья произрастают на территории нашей страны?

– Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Основными символами нашего государства являются герб, флаг и гимн РФ.

СЛАЙД 15 по щелчку

– Прочитайте пословицы на стр. 110.

Дети читают пословицы по цепочке.

– Чему они нас учат?

– Чем славны русские люди?

– Прочитайте текст на стр. 111.

– Как называется наша страна?

– Что посадили у дома?

– Чему будут рады мама, папа и сестра?

– Скажите пожалуйста, что такое Родина?

Место, где ты родился и растёшь, – это Родина.

СЛАЙД 16 по щелчку

Рассказ учителя о флаге России.

Государственный флаг Российской Федерации утверждён 11 декабря 1993года.

Цвета флага символизируют:

  • Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
  • Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
  • Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

Упражнения на развитие речевого аппарата.

И.П. стоя, пальцы рук скреплены в замок. На вдохе поднять руки вверх над головой, на выдохе наклониться вперёд и опустить руки, имитируя рубку дров.

Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха от одной щеки к другой. Упражнение повторить 5-7 раз.

Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

V. Продолжение работы по теме урока.

  • Работа по заданию в учебнике.
  • Работа по заданию в учебнике.

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова маяк в тетради по чтению.

– Почему в слове маяк звуков больше, чем букв?

– Рассмотрите рисунок на этой же странице.

– Что изображено на ней?

– Что плывёт по морю?

– Кто кружит над палубой корабля?

– Кто из вас знает, для чего на море нужен маяк?

– Как называется описанная в тексте непогод на море? Шторм.

СЛАЙД 17 по щелчку

Читайте также: