Конспект игрового занятия для школьников ценности жизни

Обновлено: 07.07.2024

Цель: определить жизненные ценности учащихся, сформулировать главные из них.

Задачи: дать понятие о жизненных ценностях, материальных и нематериальных; выявить жизненные ценности учащихся; определить, как ценности человека влияют на его жизнь и на общество в целом.

Оборудование: презентация, рисунок “горы”, бумажный флажок, рюкзак, карточки с названием ценностей, бумажные ромашки.

Дети рассаживаются на 4 группы.

Ход классного часа

Введение в тему классного часа.

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, но не просто путешествие по разным местам, а восхождение на вершину – вершину нашей жизни. Восхождение на вершину всегда очень сложно и опасно, и нам предстоит пройти ряд испытаний, прежде чем мы достигнем нашей цели. А начнем с небольшой разминки. Скажите, что важнее всего в жизни?

Разговор наш сегодня пойдет о ценностях. Что же такое ценности?

Какие ценности вы знаете?

Чем материальные ценности отличаются от нематериальных?

Для любого восхождения нужен рюкзак, а для восхождения на лестницу жизни – рюкзак наших ценностей. Поднимаясь на вершину и преодолевая испытания, мы будем наполнять рюкзак наших ценностей. Мы определились, что же такое “ценности”. И в рюкзак я кладу это понятие.

Начинаем наше восхождение. Внезапно пошел снег, поднялся сильный ветер. Совершать дальше восхождение нельзя. Перед нами открывается одиноко стоящая хижина. Мы в ней и останавливаемся. Так как каждый совершает восхождение на свою собственную вершину жизни, то вы оказываетесь одни в гонной хижине. У вас есть запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, магнитофон, телевизор, библиотека, компьютер с играми. Связь с внешним миром потеряна. Что вы будете делать, пока переживаете бурю?

На следующий день повторилась та же ситуация. Что вы будете делать?

А если ситуация продолжается месяц?

В рюкзак кладется ценность человеческого общения.

Упражнение “Спор ценностей”.

Раздаются листочки с написанными на них ценностями. По очереди группы доказывают, что их ценность важнее. Предлагаются ценности: деньги, власть, любовь, добро. Так какие из ценностей мы положим в рюкзак?

В рюкзак кладутся любовь и добро.

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

-Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

  • Почему заплакал мальчик?
  • О чем эта притча?

В рюкзак кладутся наши поступки.

Упражнение “Ромашка счастья”.

Итак, до вершины остается совсем немного. Но чтобы её достичь, нужно определить главные ценности вашей жизни. Мы будем создавать “ромашку счастья”. Ведь все хотят быть счастливыми! Напишите на лепестках ромашки главные ценности, необходимые вам для удовлетворенности жизнью. В сердцевине ромашки у вас должна оказаться главная ценность.

Ромашки зачитываются и прикрепляются на доску.

Итак, мы достигли вершины. А как вы думаете, почему я не поместила флажок на саму вершину?

У каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих.

Занятие в игровой форме помогает детям понять, что такое жизненные ценности, какими они бывают, осознать, что важно в жизни для каждого из них и составить свою иерархию жизненных ценностей.

ВложениеРазмер
Презентация к занятию 1.44 МБ
Конспект занятия "Мои жизненные ценности" 20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Мои жизненные ценности

Жизненные ценности — это набор значимых внутренних ориентиров человека, в соответствии с которыми он строит свою жизнь

Материальные Жизненные ценности Духовные

Предварительный просмотр:

Мои жизненные ценности

Функции и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности учащихся

Здравствуйте, ребята! Посмотрите на свои рабочие места, проверьте, все ли готово к уроку. На сегодняшнем уроке нам понадобятся тетради, письменные принадлежности и три листочка, которые я раздала вам на перемене. У всех, всё готово? Тогда можем приступать к работе.

Диалог и дискуссия

Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на предыдущих уроках.

Верно. Мы с вами разобрались в том, что такое достоинства и недостатки. Вы определили свои сильные и слабые стороны, а также получили взгляд со стороны от относительно своих достоинств и недостатков от одноклассников.

Подумайте, пожалуйста, почему кто-то из вас посчитал своим недостатком незнание английского языка, а кто-то, что он недостаточно хорошо выглядит?

Дополнительный наводящий вопрос: почему одно и то же качество, например скромность или упрямство, разные ребята оценили по-разному – кто-то посчитал их достоинствами, а кто-то недостатками?

Правильно, т.е. у них разные жизненные ценности.

О достоинствах и недостатках.

Они по-разному относятся к себе. Для них важны разные качества. Они ценят в жизни разные вещи.

(У них разные жизненные ценности.)

Так о чем же мы с вами будем сегодня говорить?

Демонстрируется 1 слайд презентации с название темы занятия

О жизненных ценностях.

Записывают тему урока.

Ребята, а что же такое жизненные ценности? Как вы понимаете это словосочетание?

Жизненные ценности — это набор значимых внутренних ориентиров человека, в соответствии с которыми он строит свою жизнь .

Демонстрируется 2 слайд презентации: понятие жизненных ценностей.

Дети предлагают свои варианты. В итоге все приходят к единому выводу.

Записывают определение в тетрадь

Что в жизни может быть ценного? Какие ценности можете назвать вы? Давайте составим с вами копилку ценностей.

Как можно классифицировать перечисленные вами ценности? На какие группы их можно разделить?

Предлагается классификация ценностей в виде слайдовой презентации. Демонстрируется 3 слайд: классификация жизненных ценностей

Ребята перечисляют жизненные ценности. Ответы заносятся на доску.

Материальные и духовные ценности.

Демонстрируются слайды 4-11

Вербализируют свое видение таких понятий как: дружба, богатство, здоровье, семья , образование, отдых, красота, верность пытаются их объяснить, описать.

А сейчас я хочу рассказать и показать вам одну притчу.

Посмотрите, пожалуйста, на этот кувшин. Как вы считаете, он полон? Демонстрируется кувшин, наполненный крупными камнями.

В кувшин насыпаются мелкие камешки . Теперь кувшин полон?

В кувшин насыпается песок. А теперь кувшин полон? На этот раз он действительно полон.

Большие камни – это самые важные вещи в жизни человека: семья, друзья, здоровье, саморазвитие или мудрость – словом, если вы потеряете все, кроме них, ваша жизнь останется полной.
Маленькие камешки - это вещи, которые тоже важны для вас, но в чуть меньшей степени. Это могут быть, например, материальные блага. А песок - это все остальное: мелочи, которые на самом деле не имеют значения.
Некоторые люди делают ошибку – сначала они насыпают в кувшин песок, и, конечно же, при этом не остается места ни для маленьких, ни для больших камней. То же самое относится и к жизни. Если тратить все свое время и энергию на мелкие и несущественные дела, не останется места для самого необходимого и по-настоящему важного. В первую очередь позаботьтесь о больших камнях – о том, что действительно важно. Расставьте приоритеты. Все остальное – просто песок.

Сейчас я предлагаю вам подумать о своих жизненных ценностях и расставить свои приоритеты.

Раз мы с вами сегодня говорим о ценностях, давайте подумаем, где же ценности хранятся?

Я раздала каждому из вас по три листочка: красный, синий и зеленый. Цвета стикеров соответствуют цветам сейфов. Запишите на первом листочке все самое важное для вас и положите его в самый большой сейф; на втором листочке чуть менее ценные вещи и положите его в средний сейф; а на третьем листочке наименее значимые для вас ценности и положите их в самый маленький сейф.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: профилактика рискованного поведения, посредством формирования системы духовно- нравственных ориентиров.

Задачи:

  1. формирование представлений об общечеловеческих ценностях;
  2. создание условий для обращения к собственной ценностно-смысловой сфере;
  3. формирование приоритета духовных ценностей над материальными.

Ход занятия

Сейчас мы проведем игру, которая носит в первую очередь содержательный характер, она поможет нам с вами раскрыть тему нашего занятия.

Цель: введение в тему, создание рабочей атмосферы.

Описание: убирается стул ведущего за пределы круга. Ведущий стоя в центре круга произносит фразу: «Поменяйтесь местами те, кто ценит…(дружбу, деньги свободу, власть). Те, кто считает, что это высказывание относится к ним, должны встать со своего места и перебежать на другое, освободившееся место. Задача водящего занять любое свободное место. Оставшийся без стула становится новым водящим.

- что показало, открыло это упражнение?

- вы можете предположить тему нашего занятия? (Ценности)

Мне бы очень хотелось, прежде чем приступить к следующему упражнению, а также раскрытию темы занятия, прочитать вам одно стихотворение, которое, на мой взгляд, тоже очень подходит к теме нашего занятия:

Откинув время повседневности,

В ночной целительной глуши

Хранимые на дне души.

Их у меня не так уж много,

Но больше и не надо мне.

При подведении итогов

Они не падают в цене!

- Ребята, а что же такое ценности? Как вы понимаете это слово?

  • – это представления человека о самом важном в жизни; это то, что задает вектор его существованию.

- Какие ценности вы знаете? Как их можно классифицировать?

Виды ценностей:

  • Профессиональные ценности – связаны с работой. Это деньги, богатство, комфорт, профессиональный рост, помощь другим людям и т.д.
  • Интеллектуальные – это знания, образование, эрудированность, любознательность, творческое мышление и т.п.
  • Физические – спорт, красота и гигиена тела, здоровье.
  • Духовные - вера в Бога, душевная гармония, личностное развитие и самосовершенствование.
  • Эмоциональные - открытость в общении, принятие людей такими, какие они есть.
  • Этические – честность, порядочность, справедливость, щедрость, умение радоваться тому, что имеешь, корректность.
  • Эстетические – стиль, мода, внешняя привлекательность людей, вещей, эстетический вкус, чистота, порядок в доме и т.п.
  • Материальные – деньги, благосостояние, имущество, ценные предметы и. т.п.
  • Культурные – искусство во всех своих проявлениях.
  • Патриотические – любовь к родине, к стране, традициям и т.д.

Цель: создание условий для понимания того, что за любым поступком стоят ценности, исповедуемые человеком, ориентации в спектре возможных ценностей.

Описание: Упражнение проводится в несколько этапов.

3). На третьем этапе аналогичная работа проводится в малых группах из 5-6 человек.

Затем группы представляют в кругу свои списки. Ведущий интерпретирует услышанное с позиции ценностей: зачем это нужно (например, книга – для личностного развития, приемник – для получения информации о мире и других людях).

Обсуждаются вопросы:

- Какие чувства возникали по ходу упражнения?

- Как проходило обсуждение в вашей группе?

- Что оказалось самым ценным для нашей группы?

- Что удивило, а что оказалось предсказуемым?

Цель: создание условий для разделения материальных и духовных ценностей, осознание приоритета духовного над материальным

Описание: вниманию группы предлагается притча:
За дверью стояли два ребенка, оба в рваных пальто, из которых давно выросли.
- Купите газету, леди?
Она была занята, и уже собиралась сказать нет, но случайно опустила глаза и увидела их сандалии. Маленькие сандалии, промокшие под дождем.
- Проходите, я приготовлю вам горячего какао.
Они оба, не сказав ни слова, последовали за ней. Их мокрые сандалии оставляли на полу следы.
Она приготовила какао и тосты с джемом. Затем вернулась на кухню и занялась прерванным делом – разбирала счета.
Ее поразила тишина в соседней комнате. Она заглянула туда.
Девочка держала в руках пустую чашку и смотрела на нее. Мальчик смущенно спросил:
Леди, вы богаты?
- Богата ли я? Нет! – она взглянула на свой потрепанный коврик.
Девочка очень аккуратно поставила чашку на блюдце и сказала:
- Ваши чашки подходят к блюдцам, - и в ее голосе звучали нотки голода, но не того, от которого болит живот, а какого-то другого.
Затем они ушли.
Незамысловатые голубые чашки и блюдца… Но они подходят друг другу. Она почистила картофель и приготовила грибной соус. Картофель и грибной соус, крыша над головой, ее надежный муж с хорошей работой, дети – все эти вещи тоже подходили друг к другу.
Она убралась в гостиной, но грязные отпечатки маленьких сандалий остались в ее сердце. Она захотела оставить их там, на тот случай, если когда-нибудь забудет, как на самом деле она богата.

Обсуждаются вопросы:

- О чем эта притча?

- Какие виды ценностей можно назвать на основе услышанного? (материальные, духовные)

- Что вам кажется более ценным? Почему?

Резюме ведущего: Иногда в погоне за накоплением материальных благ человек забывает о том, что является по-настоящему ценным. Материальное – преходяще. Истинные ценности связаны с духовными ориентациями человека.

Цель: осознание общечеловеческого характера основных ценностных ориентаций
Необходимые материалы: информация для работы в малых группах (ксерокопии ижеприведенных текстов)

Законы Хаммурапи (П век до н.э., Общемесопотамское царство)

  • Если человек украл осла, овцу или раба, он – вор, и должен быть наказан
  • Если сын ударил отца – ему следует отрубить руку
  • Если человек не укрепил насыпь на своей земле, и вода прорвала ее, затопив поля соседей, пусть виновный возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи поделят между собой.
  • Если человек имеет долг, его жена, сын или дочь должны быть три года в рабстве, затем их следует отпустить.

Всеобщая декларация прав человека (Европа, 1946 г.)

  • Все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать друг с другом в духе братства
  • Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность
  • Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии
  • Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечным, унижающим его честь и достоинство наказаниям
  • Все люди равны перед законом, и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона.

Резюме ведущего: Некоторые ценности переменчивы, но общечеловеческие ценности – добро, справедливость, красота, истина - были и будут всегда.

  • развить навыки самопознания, самовыражения, самопрезентации, творческие способности, гармонизация внутреннего мира. Оптимизировать самооценку.

Содержание: Продолжает звучать приятная музыка. Ученикам раздаются бланки с заготовками гербов или они рисуют свой вариант. Ребятам предлагается нарисовать свой личный герб и попытаться изобразить на нем свои важные жизненные ценности (внутренне содержание жизненных сфер). Детям, кто не хочет рисовать по каким-либо причинам предлагается с помощью старых журналов, клея и ножниц выполнить герб в технике коллажа на уже готовом шаблоне. Можно предложить учащимся уже готовые контуры гербов, состоящих из щита и ленты, или придумать форму щита самим.

По окончанию выполнения упражнения можно предложить ребятам по-очереди рассказать о своем гербе и ответить на вопросы: что он изобразил на своем гербе и почему именно эти ценности для него важны.

Цель: осознание жизненных ценностей.

Необходимые материалы: фоновое музыкальное сопровождение.

Описание: Участникам раздают по шесть листочков бумаги и предлагают на каждом из них написать то, что для них является наиболее ценным в жизни. Затем, листочки ранжируются таком образом, чтобы самая большая ценность оказалась на самом последнем листочке. Тренер предлагает представить себе, что случилось страшное событие, и из жизни исчезла та ценность, которая написана на первой бумажке. Ведущий предлагает смять и отложить листочек и подумать о том, как теперь без этого живется. Так происходит с каждой ценностью по порядку. Каждый раз предлагается обратить внимание на внутреннее состояние после потери ценности. Затем тренер объявляет, что произошло чудо, и появилась возможность вернуть любую из ценностей, можно выбрать одну из смятых бумажек. Так шесть раз. Вернуть участникам их листочки. Затем предлагается осознать, что произошло, может добавить какие-то ценности, посмотреть, остался ли прежний порядок ранжирования. Упражнение выполняется под спокойную музыку, большое значение имеют интонации и голос тренера, произносимый текст должен быть простым и четким.

Конспект классного часа

Форма проведения: занятие с элементами тренинга.

Участники : обучающиеся 11 класса.

Ход классного часа

КЛАССНЫЙ ЧАС

Классный руководитель: Добрый день, ребята. Сегодняшнюю встречу мы посвятим самим себе. Весь день загружен различными делами и проблемами, с утра до позднего вечера мы спешим что-то сделать, закончить, завершить. И не остается ни одной свободной минуты, чтобы подумать о себе: кто я, что я хочу, чего добился, что для меня важно и дорого. Вот сегодня мы попробуем проанализировать себя, свое поведение, свои мысли и переживания.

Психолог : А начнем мы с такого упражнения. Возьмите салфетки в руки и не глядя на то, что делают другие ваши одноклассники выполняйте следующие действия:

Согните его пополам. Оторвите, пожалуйста, верхний правый уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок. Теперь оторвите кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите. Сравните свои листочки с соседями. Есть ли у кого-то точно такой же? Вы выполняли одни и те же действия, а снежинки у вас получились разные. Нет ни одной похожей на другую. Так и все люди разные, но есть что-то, что нас объединяет. Это наши ценности.

ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Классный руководитель : Сегодня на уроке мы узнаем, что такое ценности, рассмотрим основные ценности человека, проанализируем свои собственные ценности.

ЦЕЛИ КЛАССНОГО ЧАСА

Классный руководитель: Как вы думаете, что такое ценности? Какие ассоциации возникают у вас когда вы слышите это слово.

Ценность – это важность, значимость, польза, полезность значимость чего-либо. (Ожегов С.И.)

Ценности - это то, что человек считает важным для себя в жизни, чем хочет обладать, то, что он боится потерять если имеет.

Ценности – это представления человека о самом важном, значимом, полезном в жизни; это то, к чему стремится человек.

Классный руководитель: Таким образом, жизненные ценности есть у каждого человека. Они формируются еще в детстве и оказывают влияние на поступки людей, принятие их решений. Ценности помогают людям отличить добро от зла, определить, что в жизни главное, ч то важно для вас и что является главным в жизни . И каждый человек сам делает выбор в пользу тех или иных ценностей.

Ценность – это то, что важно для вас, то что является гЛАвным в жизни

И дело не в том, что у кого-то ценности жизни неправильные, а у кого-то правильные. Просто каждый человек сам для себя определяет, что для него наиболее важно.

Психолог : И хотя каждый человек индивидуален, есть ценности, которые объединяют всех людей и в общем виде соотносятся с основными сферами жизни человека. Давайте о них поговорим. Я буду называть вам ценность, а вы из предложенных карточек, находящихся на вашем столе, выбирайте те, которые по вашему мнению относятся к данной ценности.

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

1. Здоровье является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко.

2. Любовь и семья - счастливая семейная жизнь, дети – высшая ценность для большинства людей.

3. Друзья и окружение – возможность хорошо провести время, наличие того, кто поддержит в трудную минуту, даст совет, станет опорой, благоприятные отношения в коллективе и самовыражение в нем занимают немаловажное значение для любого человека

4. Работа, карьера, образование – для многих людей важна самореализация в карьере, достижение карьерных высот, возможность заниматься любимым делом.

5. Деньги – это удовлетворенность материальным положением и условиями собственной жизни.

6. Яркость жизни и отдых - эта сфера жизни позволяет личности сконцентрироваться на своих ощущениях, расслабиться и развеяться от бесконечной суеты.

7. Признание - общественное признания, внимание, популярность важны для многих людей.

8. Личное развитие и самосовершенствование – для многих людей важно изменяться, развивать себя и становиться лучше.

Вот таким образом, представили вам основные жизненные ценности человека.

Классный руководитель: Жизненные ценности представляют собой сложную структуру, которая отражается на постановке цели жизни. Ценности в жизни человека являются основой для выбора жизненных целей.

То, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, какие ценности он ставит на первое место, он будет либо заводить друзей, либо получать образование, либо выбирать место работы.

То есть цель – это то, ради чего мы живем, а ценности - это то как мы этого достигаем.

МИСТЕР ДЖЕКИЛЛ МИСТЕР ХАЙТ

Мистер Джекилл и Мистер Хайт подошли к делу по - научному. Они решили построить лестницу и взбираться по ней постепенно, ступенька за ступенькой. А материал для ступенек они выбрали самый благородный – свои жизненные ценности.

У Мистера Джекила их четыре: деньги, на которые можно купить почти все; власть, дающая то, чего не купишь на деньги; слава – символ общественного признания, всеобщее восхищение.

А у Мистера Хайта ступеньки другие – крепкое здоровье, которое даст возможность работать и продвигаться вперед, хорошая работа, любящая семья, поддерживающая все его начинания и верные друзья, оказывающие помощь и внимание.

Вроде бы и цель одна – достигнуть счастья, а ступеньки, т.е. путь, которым этот пик будет покорен – разные. И оба они будут счастливы, но путь которым они достигнут этого будет различным.

Каждый строит свою лестницу счастья, в зависимости от того, какую цель ставит перед собой человек, такие жизненные ценности он выбирает для ее достижения. Таким образом, имеющимися ценностями определяется и выбирается путь в жизни, по которому мы и идём. Ценностями выстраивается жизненный путь человека и определяется его поведение.

АУКЦИОН ЦЕННОСТЕЙ

Психолог : Давайте с вами проведем аукцион ценностей, и узнаем, что на данный момент важно для вас.


- помочь сформировать представление о жизненных ценностях, понятии – жизнь.

Необходимые материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, бумага, ручки, доска, мел.

Содержимое разработки

Психологическое занятие для подростков


Цель: - помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые составляют силу личности, личностную основу

- создать атмосферу общности и взаимопонимания,

- учить подростков выражать свои чувства с помощью литературной грамотной речи,

- помочь сформировать представление о жизненных ценностях, понятии – жизнь.

Необходимые материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, бумага, ручки, доска, мел

Ход занятия:

Сократ, философ – 400 лет до н.э.

Они минуту взрослые, минуту дети
Робин Скиннер

Дети предлагают свои варианты. Жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды. И от самого человека зависит, каким содержанием наполнит он свою жизнь.

Обратить внимание на следующий стих:

Известно, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

Далее по схеме. А что может быть содержанием человеческой жизни?
ЖИЗНЬ = ДЕЯНИЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ, ТРУД МЫСЛИ, УСИЛИЯ ДУШИ)

ПОЗНАНИЕ + РЕАЛИЗАЦИЯ
СЕБЯ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ИНТЕРЕСОВ
СТРЕМЛЕНИЙ

Давайте попробуем определиться, с чем у каждого из вас в первую очередь ассоциируются это слово. Я запишу его на листке, а каждый из вас запишет под этим словом свои ассоциации, выразив их только одним словом, желательно существительным:

1. Сильнейший тот, кто имеет власть над. (собой).

2. Берегите время - это ткань, из которой соткана наша . (жизнь ).

3. Все победы начинаются с победы над самим . ( собой).

4. Правильной и прочной лестницей можно кого угодно вывести на любую (высоту) - .

После того, как все учащиеся запишут свои ответы психолог подводит учащихся к выводу, что жизнь человека – самое дорогое, что есть у человека

Тайна жизни... Она дается один раз, и прожить его нужно так, чтобы не было невыносимо больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор, за подловатое и мелочное прошлое.

Она волновала людей всегда с того времени, как они осознали себя живыми существами. Имеет ли жизнь какую-то цель и смысл, и в чем они? Кто руководит человеческой жизнью? Можно сделать ее лучше? Имеет ли человек право уйти из жизни или лишить ее другого человека?

Эти и много других подобных вопросов во все времена привлекали внимание не только философов, а и писателей, художников, ученых и даже обычных людей — каждого, кто хоть раз задумывался над тайной своей жизни.

Один восточный властитель захотел познать всю историю человечества. Мудрец принес ему 500 томов. Занятый государственными делами, царь отослал его, приказав изложить все это в более краткой форме. Через 20 лет мудрец вернулся. История человечества занимала теперь 50 томов, но царь был уже слишком стар, чтобы преодолеть столько толстых книг и снова отослал мудреца. Прошло еще 20 лет, и состарившийся, поседевший мудрец принес властителю один-единственный том, который вмещал всю премудрость мира, которую тот стремился познать. Однако царь лежал на смертельном одре, и у него не осталось времени, чтобы прочитать даже одну эту книгу. Тогда мудрец изложил ему историю человечества в одной строке: человек рождается, стареет и умирает.

Итак, для чего человек приходит в этот мир? Чтобы помучиться, пострадать и бесплодно пойти у забвения? Какой смысл в этом всем? В чем смысл жизни?

Говорят дети……

Упражнение “Дом”.

Продолжаем наше занятие. Представьте, что внезапно в горах пошел снег, поднялся сильный ветер. Перед нами открывается одиноко стоящая хижина. Мы в ней останавливаемся. Так как каждый совершает восхождение на свою собственную вершину жизни, то вы оказываетесь одни в горной хижине. У вас есть запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, магнитофон, телевизор, библиотека, компьютер с играми. Связь с внешним миром потеряна. Что вы будете делать, пока переживаете бурю?

На следующий день повторилась та же ситуация. Что вы будете делать?

А если ситуация продолжается месяц?

Ценность- человеческое общение.

- что произойдет, если кто-то, не отпустив нить, соберется уйти сейчас?

- когда разрываются нити? При каких условиях?

- с какими людьми эти нити связывают нас очень крепко?

Ведущий рассказывает о феномене жизни

(Leben). — Уже с древнейших времён люди наглядно, чувственно постигали жизнь, усматривая ее прежде всего в том, чем мир организмов (т. е. растения, животные, люди) отличается от всей остальной действительности. Таков главный смысл этого слова, из которого развивается целый ряд специальных его значений, часто исключающих друг друга.

1. В естественно-научно-биологическом смысле понятие жизни тождественно понятию органического явления; жизнь (согласно Э. С. Расселу) принципиально отличается от неорганического явления своей направленностью, в частности:
1) прекращением действия с достижением цели;
2) настойчивым продолжением действия, если цель не достигнута;
3) возможностью варьирования методов или способностью их комбинирования при неудаче; при этом стереотипное поведение ориентирует на нормальное, обычное, а приспособленное — на непривычное;
4) ограничением, но не определением направленного поведения внешними условиями (например, деление клеток, или размножение, несмотря на недостаток вещества или питания).

2. Жизнь в метафизическом смысле — основной мотив созерцающего мир мышления как высшее проявление переживания человеческого, жизненная судьба вообще. Здесь ставятся вопросы о смысле, ценности и цели жизни, и ответы на них даются с точки зрения основных существующих мировоззренческих предпосылок; ср. Экзистенцфилософия; Философия жизни.

3. Психологически жизнь характеризуется своей естественной упорядоченностью. Поэтому современная гештальтпсихология отвергает как причинно-механистическое, так и виталистическое объяснение живого, потому что оба они исходят из принципа беспорядка в естественном, который должен быть преобразован в порядок или функционирующий организм только посредством воздействия особых сил (энтелехии, витального фактора и т. д.).

В. Франкл, американский философ и психолог, выделяет 3 пути, посредством которых человек может решить проблему смысла жизни:

1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле творческой работы);

2) с помощью того, что мы берем от жизни (в смысле переживания ценностей);

3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.

После рассмотрения приведенного материала, учащимся предлагается написать синквейны на тему: жизнь.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Учит, приобретает, открывает.

Жизнь – это сложная штука!

Смеяться, стремиться, надеяться…

Дарит прекрасные чувства!

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

-Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей нет, а дырки остались, - ответил сын.

Почему заплакал мальчик?

О чем эта притча?

Участники по кругу продолжают предложение.

У каждого из нас своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. И мы несём на своих плечах наши поступки, ценности, идеалы. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих.

Нам свойственно странное противоречивое отно­шение к жизни: с одной стороны, мы любим жизнь, с другой - не ценим ее каждодневно.

Совместное обсуждение понятия "жизнь", ее ценности, жизненных целей с подростками является также важной профилактикой депрессивных состояний и суицидальных мыслей. Такие занятия помогают найти единомышленников по мировоззрению, помогают составить собственную мировоззренческую модель.

Жизнь прекрасна и удивительна.

Жизнь прекрасна и удивительна!
Хоть и кажется, что обыденна,
но вглядись ты в счастья мгновения -
и поймешь красоту, без сомнения!

Каждым мигом и вздохом прекрасная,
хоть, порою бывает ненастная,
но дана тебе жизнь лишь одна -
пусть счастливою будет она!

Ты храни ее чистой и трепетной!
Счастлив будь ты и детским лепетом!
Наслаждайся судьбы ты наградой -
и пусть беды не встанут преградой!

Пусть любовь тебе будет спутницей,
а удача будет попутчицей!
И тогда жизнь, такая прекрасная,
будет долгая и не напрасная!


-75%

Читайте также: