Экономическая свобода и социальная ответственность конспект

Обновлено: 07.07.2024

В статье " Что будет на ЕГЭ в задании 28 по экономике " я предложила Вам для анализа различные варианты тем развернутых планов, которые были на ЕГЭ прошлых лет.

Спасибо за предложение! № 62 заслуживает отдельного внимания.

Шаг первый

Читаем задание и анализируем тему

Шаг второй

Определяем алгоритм выполнения задания

Перед нами классический ВЕРБЛЮД . Если Вам ничего не понятно, то для начала прочитайте статью " У "верблюда" два горда, а ЕГЭ всегда борьба ". В этой статье Вы найдёте все необходимые разъяснения и алгоритм составления плана.

Шаг третий

Составляем развернутый план

Напоминаю, что первый пункт очень важен. Назвать его можно как в клише, но если Вы мечтаете о максимальном балле, то лучше отразить в первом пункте суть вопроса.

Ваша задача минимум на ЕГЭ составить ТРИ пункта, ДВА из которых разбиты на подпункты. И именно ДВА этих пункта должны совпасть с эталонным планом экспертов. Поэтому нужно стремиться не к количеству пунктов плана, а к их "экспертности". Как этого достичь я уже писала много раз.

В данном примере – это пункты, которые составлены на основе учебника, рекомендованного Минпросом РФ. Их я выделила красными фигурными скобками.

Вся остальная информация, включённая мной в данный план, избыточна и выделена сиреневым цветом.

Так как план составляем по алгоритму двугорбого ВЕРБЛЮДА, то не забудьте про социальную ответственность. Без этой части план не получит максимальные баллы. Так как половину темы Вы потеряете и не отразите в своём ответе.

Правовой аспект и все дополнительные пункты я даю как БОНУС.

С большой долей вероятности авторы заданий ЕГЭ подкорректируют формулировку темы. Поэтому я стараюсь показать все возможные аспекты и направления этих изменений.

Совет : когда до ЕГЭ остались считанные дни, то составление развернутых планов, хороший способ повторить тему и припомнить все детали и тонкости.

Шаг четвертый

Самопроверка

Совет: в очередной раз напоминаю, что зубрить готовые планы не нужно. Учитесь составлять их сами, используя все свои знания и смекалку.

Для начала составьте свой план из моих 12-ти пунктов. Чтобы получить максимальный балл за это задание на ЕГЭ можно оставить всего пять или шесть.

Напишите в комментариях номера пунктов из моего плана, которые вы посчитали важными для раскрытия данной темы. Сколько у Вас их получилось?

Свобода — это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия и поступки.

Необходимость - то, что обязательно должно произойти в данных условиях; внутренние устойчивые связи предметов и явлений, определяющие их закономерное изменение и развитие.

Ключевые слова

Свобода, ответственность, абсолютная свобода.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 5- 35.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 63 – 70.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Можно ли быть свободным от общества, живя в нём?

Одна из самых важных ценностей современного мира - свобода личности. Понятие свободы в современном понимании появилось в эпоху Ренессанса. Тогда человека провозгласили мерой всех вещей, а свободу личности неотъемлемым правом.

Эпоха Реформации сузила понятие свободы до права выбора дороги к Богу.

В XIX веке материалистическое понимание мира привело к восприятию свободы как права на свободную экономическую деятельность, передвижения и выбора образа жизни. Век Прогресса привел к сомнению в необходимости в духовной свободе. Английского философ Гоббс говорил, что люди ищут обеспеченности, а не свободы. Его слова стали основой программы наступающей материалистической цивилизации. Так что же такое свобода и есть ли в ней необходимость?

Осмысливая свободу, философы отводят ей центральное место в своих исканиях, но подходят к этой категории по-разному.

Люди, стремясь к свободе, понимают, что абсолютной свободы не может быть. Например, желание человека включить громкую музыку ночью нарушает право и свободу других людей получить полноценный сон и отдых. Или курящий рядом человек лишает другого возможности дышать свежим воздухом.

Французский философ Жан Буридан рассказал об осле, которого поставили между двумя равноудаленными друг от друга стогами сена. Обладая абсолютной свободой, не решив какую съесть, осел умер от голода.

Это говорит о том, что абсолютно свободным человек быть не может. Главный ограничитель свободы - свобода других людей.

Немецкий философ Г. Гегель сказал, что свобода есть осознанная необходимость . Этими словами философ хотел сказать, что все в мире подчинено необходимости. Если человек осознает ее, то он становится свободным в принятии решения. В этом выражается свобода воли личности.

Какова же природа необходимости?

Часть философов говорят о Божьем промысле.

Так религиозный реформатор Мартин Лютер говорил об абсолютном предопределении, что люди ничего не совершают по своей воле. А только по предопределению божьему. В данном понимании свобода полностью отсутствует. Существует другой, отличный от этого, религиозный взгляд на предопределение, что Вселенная задумана богом так, что самое ценное в ней – это свобода выбора между злом и добром.

Ряд философов считают, что необходимость – это объективные законы природы и общества, независящие от сознания человека.

Например, в сейсмоопасных зонах люди подвергаются опасности, чтобы уменьшить риск они должны строить сейсмоустойчивые здания. Об этом писал Ф. Энгельс, немецкий философ, что свобода не в независимости от законов природы, а в том, как их заставить работать в целях человека.

Сегодня человек находится в постоянном стрессе. Существуют разные средства, с помощью которых человек может расслабиться, в том числе алкоголь и наркотики.

Человек делает выбор, зная об опасности расплаты самым дорогим – собственным здоровьем.

Подлинно свободный человек не станет рабом сиюминутных настроений и изберёт здоровый образ жизни. Отклонение поведения человека от принятых социальных норм вызывает реакцию общества. А негативное отклонение влечёт за собой санкции, т.е. наказание. Такое наказание называют ответственностью человека за свои поступки и их последствия. Это вид внешнего воздействия на человека.

Но есть вид ответственности - внутренний регулятор наших действий – т.е. чувство ответственности и долга. Тогда человек поступает сознательно в соответствии с установленными нормами.

Бывает так, что чувство ответственности притупляется. Человек в толпе может повести себя совсем иначе. Это связано с влиянием массовости, чувства безнаказанности и потерей индивидуальности. Формируя свое чувство ответственности, мы защищаем себя от превращения в существо без самосознания.

Итак, рассмотрим внутренние ограничители свободы, которые человек устанавливает сам.

Христианский богослов Климент Александрийский (Тит Флавий), живший во II—III вв. правильно заметил, что ничто, ни похвала, ни порицание, ни просьбы не заставит человека сопротивляться, если его душа сама к этому не стремится и не сопротивляется.

Подлинная свобода в выборе поступка, принципов, действий, которые превращаются в убеждения. Такой человек даже при экстремальных общественных условиях, тоталитарном режиме не изменит своим принципам, веря в их торжество. Свобода означает состояние человека способного действовать на основе выбора.

Какое же общество может обеспечить такой выбор?

Свободное общество. Можно ли считать свободным общество, в котором государство не вмешивается в частную жизнь? В этом ли подлинная свобода? Не только. Дополнением к сказанному является ответственность, справедливость, т. е. ценности, которые должно обеспечить общество. Государство в таком обществе должно выполнять регулирующую роль, обеспечивая благосостояние и свободное развитие граждан.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о свободе личности:

1). Одним из проявлений свободы личности является осознанный выбор в соответствии с принятыми нормами.

2) Политика государства не влияет на свободу выбора человека в обществе.

3). Свобода личности - неотъемлемое право на проявление его внутренней духовной жизни.

Правильный вариант/варианты: 1,3.

  1. Восстановите смысловое значение предложения.

При осуществлении своих прав и ______ (А) каждый человек должен подвергаться только таким ____________ (Б), которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение ____ (В) других.

ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ
ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЕЁ
СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ И
СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА НА
БЛАГОПОЛУЧИЕ ГОСУДАРСТВА

3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

4. ПОВТОРИМ ВМЕСТЕ

Правительство страны ограничило ввоз иностранных
молочных продуктов и мяса. К каким сферам
общественной жизни относится данный факт?
1 экономической и социальной
2 политической и экономической
3 социальной и духовной
4 экономической и духовной

5. ПОВТОРИМ ВМЕСТЕ

Одним из условий повышения производительности труда является
1
2
3
4
платежеспособность населения
цикличность производства
разделение труда
снижение затрат производства

Основой экономической жизни общества является
1)
2)
3)
4)
регулирование социальных отношений
производство материальных благ
разработка ресурсосберегающих технологий
взаимодействие государства и политических партий
В рыночной экономике конкуренция производителей
1)
2)
3)
4)
приводит к снижению налогов
ведёт к застою
увеличивает потребление
уравновешивает спрос и предложение

8. КОМПОНЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ

Экономическая свобода
Экономическая
свобода
свобода в
распоряжении
результатом
своего труда
свобода
предприниматель-
ства
свобода
заключения
сделок

9. Противоречие экономической деятельности

10. ГРУППОВАЯ РАБОТА

1 ГРУППАПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ
ПРЕДЛОЖЕННЫЙ СПИСОК И
СГРУППИРУЙТЕ ЕГО,
ВЫДЕЛИВ ОБЩНОСТЬ
МЕЖДУ
ХАРАКТЕРИСТИКАМИ
4 ГРУППА – ПРОДУМАТЬ
И ПРЕДЛОЖИТЬ
АРГУМЕНТЫ ЗА
СОЦИАЛЬНУЮ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
2 ГРУППА- ИСПОЛЬЗУЯ
МАТЕРИАЛ УЧЕБНИКА НА
СТР. 145-146, ПРЕДЛОЖИТЕ
СВОЮ МОДЕЛЬ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
3 ГРУППА – ПРОДУМАТЬ
И ПРЕДЛОЖИТЬ
АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ
СОЦИАЛЬНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
5 ГРУППА –ПРОВЕСТИ
МИНИ- ИССЛЕДОВАНИЕ
И ОФОРМИТЬ ВЫВОДЫ
В ВИДЕ ДИАГРАММЫ
6 ГРУППА ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ДВА
ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА СТР.
148 И ВЫБЕРИТЕ БОЛЕЕ
ПРАВИЛЬНОЕ,
ОБОСНОВАВ СВОЙ
ВЫБОР

11. КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
развитие
сотрудников
перед
местным
сообществом
и партнёрами
законопослушность

12. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА ЛИЧНОСТИ НЕОТДЕЛИМА ОТ ЕЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ:
ОТВЕТСТВЕННОСТЬСОЦИАЛЬНОЕ
ОТНОШЕНИЕ
ЛИЧНОСТИ К
ОБЩЕСТВУ НА
ОСНОВЕ
НРАВСТВЕННОГО
ДОЛГА И ПРАВОВЫХ
НОРМ
НА ЗАПАДЕ ВОЗМОЖНО
СОЧЕТАНИЕ БИЗНЕСА,
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И
ЭКОЛОГИЧ. БЕЗОПАСНОСТИ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ СОЦ.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА
КРАЙНЕ НИЗКА, НЕСМОТРЯ НА
ДЕКЛАРАЦИИ

13. СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРАКТИКА ДОКАЗЫВАЕТ ТЕСНУЮ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАВИСИТ ХАРАКТЕР И
ЗАВИСИТ ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЦЕСС ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ В РОССИИ В 90- Х 20 ВЕКА ВЫЗВАЛ
СМЕЩЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ ТРУДНО
ДОСТИЧЬ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРИСУЩЕЙ РАЗВИТЫМ
СТРАНАМ

14. Связь экономической культуры и деятельности

Уровень экономической
культуры
Успешность выполнения социальных ролей
Результативность экономической
деятельности
Переход к новому способу
производства
Высокая нравственность,
высокий уровень культуры
Самодисциплина,
самоконтроль
Современный труд

15. Алексей Третьяков, председателя Совета Санкт-Петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка

Экономическая свобода
свобода в распоряжении
результатом своего труда
свобода
предпринимательства
свобода заключения сделок
Социальная ответственность
развитие сотрудников
перед местным
сообществом и партнёрами
законопослушность
Эко-социальная рыночная экономика
Точное
описание
продуктов
Интернализация
экологической
ответственнос
ти
Экологические
налоги
Поддержка
честной
конкуренции
Моя личная позиция- СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ГРАЖДАНИНА- залог процветания государства

3 ЗАДАЧИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА, ЕЁ КОМПОНЕНТЫ ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ЕЁ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА НА БЛАГОПОЛУЧИЕ ГОСУДАРСТВА

4 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА, СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ УСПЕШНОСТИ ГОСУДАРСТВА

6 ПОВТОРИМ ВМЕСТЕ 1экономической и социальной 2политической и экономической 3социальной и духовной 4экономической и духовной Правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?

10 КОМПОНЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ Экономическая свобода свобода в распоряжении результатом своего труда свобода предприниматель- ства свобода заключения сделок

11 Противоречие экономической деятельности Стремление к максимальной прибыли Необходимость считаться с интересами и ценностями общества

12 ГРУППОВАЯ РАБОТА 1 ГРУППА- ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ПРЕДЛОЖЕННЫЙ СПИСОК И СГРУППИРУЙТЕ ЕГО, ВЫДЕЛИВ ОБЩНОСТЬ МЕЖДУ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ 2 ГРУППА- ИСПОЛЬЗУЯ МАТЕРИАЛ УЧЕБНИКА НА СТР , ПРЕДЛОЖИТЕ СВОЮ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 3 ГРУППА – ПРОДУМАТЬ И ПРЕДЛОЖИТЬ АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 4 ГРУППА – ПРОДУМАТЬ И ПРЕДЛОЖИТЬ АРГУМЕНТЫ ЗА СОЦИАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 5 ГРУППА –ПРОВЕСТИ МИНИ- ИССЛЕДОВАНИЕ И ОФОРМИТЬ ВЫВОДЫ В ВИДЕ ДИАГРАММЫ 6 ГРУППА - ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ДВА ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА СТР. 148 И ВЫБЕРИТЕ БОЛЕЕ ПРАВИЛЬНОЕ, ОБОСНОВАВ СВОЙ ВЫБОР

13 КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ развитие сотрудников перед местным сообществом и партнёрами законопослушность

14 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА ЛИЧНОСТИ НЕОТДЕЛИМА ОТ ЕЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ- СОЦИАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ К ОБЩЕСТВУ НА ОСНОВЕ НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА И ПРАВОВЫХ НОРМ НА ЗАПАДЕ ВОЗМОЖНО СОЧЕТАНИЕ БИЗНЕСА, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И ЭКОЛОГИЧ. БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ СОЦ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА КРАЙНЕ НИЗКА, НЕСМОТРЯ НА ДЕКЛАРАЦИИ

15 СВЯЗЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКА ДОКАЗЫВАЕТ ТЕСНУЮ ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАВИСИТ ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЦЕСС ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ В РОССИИ В 90- Х 20 ВЕКА ВЫЗВАЛ СМЕЩЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И В СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ ОЧЕНЬ ТРУДНО ДОСТИЧЬ УРОВНЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ПРИСУЩЕЙ РАЗВИТЫМ СТРАНАМ ОТ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАВИСИТ ХАРАКТЕР И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

16 Связь экономической культуры и деятельности Уровень экономической культуры Успешность выполнения социальных ролей Успешность выполнения социальных ролей Результативность экономической деятельности Результативность экономической деятельности Успешность выполнения социальных ролей Успешность выполнения социальных ролей Результативность экономической деятельности Результативность экономической деятельности Переход к новому способу производства Высокая нравственность, высокий уровень культуры Современный труд Самодисциплина, самоконтроль

18 Эко-социальная рыночная экономика Точное описание продуктов Интернализация экологической ответственнос ти Экологические налоги Поддержка честной конкуренции Социальная ответственность развитие сотрудников перед местным сообществом и партнёрами законопослушность Моя личная позиция- СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ГРАЖДАНИНА- залог процветания государства Экономическая свобода свобода в распоряжении результатом своего труда свобода предпринимательства свобода заключения сделок

20 ИСТОЧНИКИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБ. ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, ПОД РЕД. Л.Н. БОГОЛЮБОВА- 2 ИЗД. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ Что можно прочитать Пономарев Л. Н. и др. Экономическая культура (сущность, направление развития). М., Мишаткина Т. В., Бороздина Г. В. Культура делового общения: Учеб. пособие/Под общ. ред. Т. В. Мишаткиной. Мн., 2007.

Читайте также: