Конспект урока буквы я е ю е
Обновлено: 02.07.2024
тым карандашом первые буквы в словах.
Ю-ля и ё-жик е-ли я-го-ды.
Педагог: Какие это буквы? (Это буквы Ю, Ё, Е, Я.) Поп-
робуйте определить звук, который обозначает каждая из
этих букв. Выполнить задание вам помогут схемы.
Педагог подводит детей к выводу: буквы Я, Ю, Е, Е в начале сло-
ва обозначают два звука. Дети должны сделать вывод самосто-
2. Формирование навыка звуко-буквенного анализа
(упражнение 2, с. 71).
Планы-конспекты занятий по обучению чтению 107
Педагог: Назовите звуки, из которых состоит слово ёлка.
Если затрудняетесь, посмотрите на звуковую схему этого
Педагог: Запишите цифрами сколько в слове букв и
сколько в слове звуков.
Предварительно можно предложите детям поставить ударение
3. Закрепление навыка звуко-буквенного анализа
(упражнение 3, с. 71).
Педагог: Рассмотрите и назовите картинки. (Ежик, ябло-
ко.) Нарисуйте звуковые схемы слов — названий картинок.
Сосчитайте и запишите под каждой картинкой количество
букв и звуков в этих словах.
Первое слово педагог прорабатывает вместе с детьми. Анализ
второго слова дети проводят самостоятельно.
4. Закрепление навыка звукового анализа
(упражнение 4, с. 71).
Педагог: Прочитайте слова. (Маяк, сот, гиена, таёж-
ный.) Найдите и подчеркните в словах буквы Я, Ю, Е, Ё.
После каких букв они стоят — гласных или согласных?
(После гласных.)
5. Изучение йотированных гласных, стоящих после гласной,
и звуков,которые они обозначают (упражнение 5, с. 72).
Педагог: Рассмотрите схему слова баян. Назовите зву-
ки, из которых состоит это слово. После какой буквы стоит
гласная Я? (После гласной.) Сделайте вывод.
Дети должны самостоятельно сделать вывод о том, что йотиро-
ванные гласные, стоящие после гласных, обозначают 2 звука.
II. Закрепление изученного материала
1. Чтение словосочетаний. Развитие навыка
звуко-буквенного анализа (упражнение 6, с. 72).
Педагог: Прочитайте словосочетания.
108 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать
я ри-су-ю мы ри-су-ем
Педагог: Определите место букв Я, Ю, Е, Ё в словах. На-
зовите звуки, которые обозначают эти буквы.
2. Развитие навыка звуко-буквенного анализа
Педагог: Прочитайте слова. (Мой, моя, моё.) Обведите
карандашом только те, в которых звуков больше чем букв
(упражнение 7, с. 72).
Если дети затрудняются выполнить задание самостоятельно, пе-
дагог может дать следующую инструкцию:
— подчеркните буквы Я, Ю, Е, Ё, обозначающие два звука пос- «
ле гласных букв;
— определите позицию этих букв (в начале или середине слова;
после каких букв они стоят);
— обведите слова, в которых звуков больше чем букв, каранда-
Педагог: Прочитайте слово. (Её.) Сколько в этом слове
букв? Сколько звуков? Найдите и подчеркните правильный
ответ (упражнение 8, с. 72).
2 буквы, 2 звука
2 буквы, 3 звука
2 буквы, 4 звука
Дети выполняют задание самостоятельно, используя алгоритм
нахождения правильного ответа. Педагог обязательно проверя-
ет, справились ли дети с заданием.
III. Подведение итогов занятия
Работа с итоговой информацией
Педагог читает выводы (альбом, с. 72) и проверяет, на-
сколько правильно и точно дети усвоили материал заня-
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Тема урока буквы е,ё,, я, ю и их работа в словах.docx
Тема урока: Буквы е, ё, ю, я и их работа в словах.
Организационный момент .
- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь и улыбнитесь гостям.
Ну а теперь за работу!
Чтобы работа на уроке была успешной, очень важно настроиться на рабочий лад. Готовы? Тогда начали ! (слайд 2, 6 щелчков )
Введение в тему урока. Чистописание.
– Назовите буквы, которые вы видите на экране : я, ё, ю, и, е . (Слайд 3).
- Что объединяет все буквы на экране? (Гласные, обозначают мягкость предшествующих согласных.) Попробуйте догадаться, какие буквы мы сегодня будем вспоминать на минутке чистописания? Посмотрите на доску и подскажите мне как можно продолжить начатую строчку?
Бяб, Вёв, Гюг,…
-Посмотрите на экран и вспомните, как надо сидеть за партой и держать ручку. (Слайд 5)
- Почему? (Все остальные буквы могут обозначать два звука .) (Слайд 7)
- Когда эти буквы обозначают два звука? (Слайд 8)
- Какие два звука обозначают эти буквы? (Дети приводят примеры слов, которые начинаются с букв е, ё, ю, я и хором выделяют первые звуки.)
Е – й` э Ё – й` о Ю – й` у Я – й` а
- Поэтому, как называются эти 4 буквы?
Работа над материалом урока .
- Ребята, вы любите загадки? Я приготовила вам несколько загадок. Готовы отгадывать? Слушайте.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост – её краса,
А зовут её … (Л…сица)
К зёрнышкам прыг!
Если б не было его
Не сказал бы ничего.
А не прглотишь. ( …зык)
Нарисует облака,
Маму , папу - моряка,
Кошку, лошадь, экипаж
Мой волшебный . .(К..р..ндаш)
В тетрадях появляется запись: Лисица, воробей, язык, карандаш.
Разделите слова на слоги. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. Кто готов, поднимите руки. У кого были ошибки? (Слайд 11)
Вы только что делили слова на слоги, посмотрите на слова и подумайте, какое слово можно назвать лишним? Почему?
- Почему? Подчеркните его карандашом.
- Посчитайте количество букв в слове. Я считаю, что звуков в этом слове столько же, сколько и букв . А как думаете вы? Докажите свою точку зрения. (Дети должны доказать, что в слове язык буква я обозначает два звука.)
– Ребята, вы можете предположить, о чём пойдёт речь на уроке?
Тема урока: БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я и их работа в словах. ( Слайд 13.)
Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?
Закрепить знания о йотированных буквах.
Ну а теперь немного отдохнём и посмотрим какие вы внимательные. ( слайд 14)
5. Работа с учебником. (Слайд 15)
- Откройте страницу учебника 60 и найдите упражнение 8. Прочитаем задание.
- Так какую работу выполняют выделенные буквы? Какой гласный звук обозначают эти буквы?( В 1 столбике выделенные буквы обозначают гласный звук [ а ], во 2 столбике - [ о ], а в 3 - [ э ]. Почему для обозначения одинаковых звуков понадобились разные буквы? (Потому, что буква я обозначает не только звук [ а ], но и мягкость предшествующего согласного звука, а в других случаях и ещё один согласный звук.) (Слайд 16)
Прочитайте следующее задание. Т. е. вы сейчас будете выписывать по одному слову из каждого столбика, где выделенная буква обозначает не только гласный звук, но и мягкость предшествующего согласного звука.
Скажите, пожалуйста, есть ли в этих столбиках слова, где эти же буквы обозначают не один звук, а 2? Самостоятельно найдите и выпишите эти слова с новой строки через запятую.
В тетради появляется запись: Мяч, тётя, деревня.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа. Кто справился, поднимите руки. Нашли ли вы ошибки? Исправьте карандашом.
5.Закрепление.
А теперь на экране вы видите слова, написанные через запятую (Слайд 17)
Как вы думаете, это предложение? Почему? Что такое предложение? Кто догадался, какое предложение рассыпалось? (Слайд 18)
Запишите это предложение к себе в тетрадь с красной строки. Поднимите руку, кому не понятно задание. Приступайте к выполнению.
Осуществляется индивидуальная помощь учащимся, которым она необходима. (Слайд 19)
Есть ли в нашем предложении слова, в которых встречаются буквы, о которых мы сегодня говорили? Какие это слова? Сколько звуков обозначает буква е и ю в слове землю, в слове осветило? Почему? А сколько звуков обозначает буква е в слове ласковое ? Почему?
6.Итоги урока.
- Какие звуки обозначает ё в слове ёрш? (Слайд 20)
а) о б) й э в) й о г) э
- Какие звуки обозначает буква е в слове мел? (слайд 11)
а) э б) й э в) й о
7. Рефлексия – А теперь продолжите данные фразы: … .( слайд 12)
- Ну а сейчас выберите то предложение, которое вы считаете подходит именно вам.
Разработка урока по русскому языку на тему "Буквы Ё,Е,Ю.Я и их функции в словах".
Содержимое разработки
Тема урока. Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.
Цель урока: формировать умения отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове.
Планируемые результаты: учащиеся научаться объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.
I Организационный момент.
II Актуализация знаний.
Утром падаю всегда –
Не дождинка, не звезда –
И сверкало в лопухах
На опушках и лугах.(Роса)
- Сколько слогов в слове роса? (Два)
- Произнесите звуки. Сколько звуков в слове? (Четыре)
- Назовите буквы. Сколько букв в слове? (Четыре)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Потом вдруг убежала. (Ёж)
- Сколько слогов в слове ёж? (Один)
- Произнесите звуки. Сколько звуков в слове? (Три)
- Назовите буквы. Сколько букв в слове? (Две)
- Почему звуков больше, чем букв? ( Буква Ё обозначает два звука, если стоит в начале слова)
- Приведите примеры слов, в которых звуков больше, чем букв.
Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лёжа. (Тень)
- Сколько слогов в этом слове? (Один)
- Произнесите звуки. Сколько звуков в слове? (Три)
- Назовите буквы. Сколько букв в слове? (Четыре)
- Почему звуков меньше, чем букв? (Буква Ь не обозначает звука)
- Приведите примеры слов, в котором звуков меньше, чем букв.
- Какие слова можно составить из букв слова мостик? Запишите их.
III Самоопределение к деятельности.
(на доске записаны слова)
Якорь, мяч, ёжик, лёд, ель, лестница, юла, малютка.
- На какие две группы можно разделить слова?
( Если учащиеся не могут найти варианты, учитель предлагает понаблюдать, как произносятся одинаковые гласные в парах слов: якорь – мяч, ёжик – лёд, ель – лестница, юла – малютка.)
- Что вы заметили? (Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слов обозначают два звука.)
- Разделите слова на две группы. ( Якорь, ёжик, ель. юла; мяч, лёд, лестница, малютка.)
- Как вы разделили слова? ( В первой группе слов гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. А во второй группе слов эти же гласные обозначают один звук.)
- Кто догадался, о каких буквах сегодня будем говорить на уроке? Назовите тему урока.
IV Работа по теме урока.
Работа по учебнику
Упр.5 с.59.
- Найдите пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук. (Пенал – экран, звук – ключ, кино – стол.)
- Произнесите эти звуки. Почему в словах пенал – экран, звук – ключ один и тот звук обозначен разными буквами?
- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр.6 с.60
- Вспомните ленту букв в азбуке. Как там располагались буквы, обозначающие гласные звуки? Почему?
- Прочитайте задание. Выполните его в парах устно.
V Физкультминутка.
VI Закрепление изученного материала.
1 Работа по учебнику
Упр.7 с.60
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? ( Вначале слова, после гласных. После разделительных Ъ и Ь.)
- Приведите примеры таких слов.
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один гласный звук? ( После согласных.)
2 Звуко – буквенный анализ слова.
- Отгадайте загадки. Определите, сколько в словах – отгадках звуков и сколько букв.
Уж очень вид чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженной.
За что она обижена? (Львица – 5 звуков, 6 букв.)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. ( Заяц – 5 звуков. 4 буквы.)
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки. ( Яблоко – 7 звуков, 6 букв.)
Дуб свалила у села. ( Молния – 7 звуков, 6 букв.)
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле. (Дождь – 4 звука, 5 букв.)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. ( Вьюга – 5 звуков, 5 букв.)
- В каких словах буквы обозначают два звука? Какие это буквы? ( Заяц, яблоко, молния, вьюга.)
- Как вы поняли тему урока?
- Оцените свою работу на уроке.
VIII Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
-75%
Урок продолжит формирование у учащихся представления о назначении букв Е и Я, поможет развивать фонетический слух, речь, память, внимание, мышление, совершенствовать навыки чтения, работы с текстом, воспитывать гордость за свою Родину.
Тема: Чтение слов с Е и Я. Закрепление изученного.
Продолжить формирование у учащихся представления о назначении букв Е и Я;
Развивать фонетический слух, речь, память, внимание, мышление;
Совершенствовать навыки чтения, работы с текстом;
Воспитывать гордость за свою Родину.
Обучение УУД:
Умение работать в паре;
Сравнивать , обобщать, распространять текст;
Создавать тексты о своем родном крае.
1.Включение в учебную деятельность.
Я и Е – Что вы знаете об этих буквах?
2. Развитие речевого аппарата.
3. Актуализация знаний.
Мал – мял яма маяк
Рад – ряд ясно кроят
- На что указывает буква Я в каждом слове?
- Чем отличается написание слов:
Мал – мял лапа – шляпа рад – ряд
- Сравните звучание первых согласных в каждой паре слов. Какими буквами они обозначены?
- Какая гласная буква стоит после них?
Вывод: если при произношении вслух согласный слышится твердо, то пишем после него букву А; если согласный звук слышится мягко, то пишем букву Я.
Рабочая тетрадь:
- Что обозначают эти буквы?
- Давайте попробуем распространить все предложения, указав признаки предметов.
( Маленькие дети взяли легкие лопаты. Закипела дружная работа! )
Учись держать язык за зубами (молчать).
Длинный язык у тебя (болтливый человек).
Злые языки (недобрые сплетни).
Остер на язык (критикует).
Что на уме, то и на языке (говорит все подряд).
Сорвалось с языка ( несдержанность)
- Так говорят о человеческом языке. Язык – средство общения. Но язык есть и у колокола.
Слайд 9 - 10
Это металлический стержень, при помощи которого получается звон. Еще есть языки пламени, ледяные языки, языки волн. Есть язычки у обуви, иностранные языки.
Рабочая тетрадь.
У колокола язык.
4. Постановка целей и определение темы урока.
5. Работа по теме урока.
«Азбука « - столбики слов стр. 117
Рабочая тетрадь.
6. Физкультминутка
7. Продолжение работы по теме урока.
Чтение текста
Зоя рисовала змею анаконду. Рая вылепила из пластилина павлина. Ваня вырезал из картона слона. У Павлика красное перо. Он инопланетянин. У слона синяя панама. Змея спит. Петя мал. Ребята подарили ему мелки, он рисует полоски и кривые линии.
Читайте также: