Конспект урока буквы я е ю е

Обновлено: 02.07.2024

тым карандашом первые буквы в словах.

Ю-ля и ё-жик е-ли я-го-ды.

Педагог: Какие это буквы? (Это буквы Ю, Ё, Е, Я.) Поп-

робуйте определить звук, который обозначает каждая из

этих букв. Выполнить задание вам помогут схемы.

Педагог подводит детей к выводу: буквы Я, Ю, Е, Е в начале сло-

ва обозначают два звука. Дети должны сделать вывод самосто-

2. Формирование навыка звуко-буквенного анализа

(упражнение 2, с. 71).

Планы-конспекты занятий по обучению чтению 107

Педагог: Назовите звуки, из которых состоит слово ёлка.

Если затрудняетесь, посмотрите на звуковую схему этого

Педагог: Запишите цифрами сколько в слове букв и

сколько в слове звуков.

Предварительно можно предложите детям поставить ударение

3. Закрепление навыка звуко-буквенного анализа

(упражнение 3, с. 71).

Педагог: Рассмотрите и назовите картинки. (Ежик, ябло-

ко.) Нарисуйте звуковые схемы слов — названий картинок.

Сосчитайте и запишите под каждой картинкой количество

букв и звуков в этих словах.

Первое слово педагог прорабатывает вместе с детьми. Анализ

второго слова дети проводят самостоятельно.

4. Закрепление навыка звукового анализа

(упражнение 4, с. 71).

Педагог: Прочитайте слова. (Маяк, сот, гиена, таёж-

ный.) Найдите и подчеркните в словах буквы Я, Ю, Е, Ё.

После каких букв они стоят — гласных или согласных?

(После гласных.)

5. Изучение йотированных гласных, стоящих после гласной,

и звуков,которые они обозначают (упражнение 5, с. 72).

Педагог: Рассмотрите схему слова баян. Назовите зву-

ки, из которых состоит это слово. После какой буквы стоит

гласная Я? (После гласной.) Сделайте вывод.

Дети должны самостоятельно сделать вывод о том, что йотиро-

ванные гласные, стоящие после гласных, обозначают 2 звука.

II. Закрепление изученного материала

1. Чтение словосочетаний. Развитие навыка

звуко-буквенного анализа (упражнение 6, с. 72).

Педагог: Прочитайте словосочетания.

108 До школы шесть месяцев: срочно учимся читать

я ри-су-ю мы ри-су-ем

Педагог: Определите место букв Я, Ю, Е, Ё в словах. На-

зовите звуки, которые обозначают эти буквы.

2. Развитие навыка звуко-буквенного анализа

Педагог: Прочитайте слова. (Мой, моя, моё.) Обведите

карандашом только те, в которых звуков больше чем букв

(упражнение 7, с. 72).

Если дети затрудняются выполнить задание самостоятельно, пе-

дагог может дать следующую инструкцию:

— подчеркните буквы Я, Ю, Е, Ё, обозначающие два звука пос- «

ле гласных букв;

— определите позицию этих букв (в начале или середине слова;

после каких букв они стоят);

— обведите слова, в которых звуков больше чем букв, каранда-

Педагог: Прочитайте слово. (Её.) Сколько в этом слове

букв? Сколько звуков? Найдите и подчеркните правильный

ответ (упражнение 8, с. 72).

2 буквы, 2 звука

2 буквы, 3 звука

2 буквы, 4 звука

Дети выполняют задание самостоятельно, используя алгоритм

нахождения правильного ответа. Педагог обязательно проверя-

ет, справились ли дети с заданием.

III. Подведение итогов занятия

Работа с итоговой информацией

Педагог читает выводы (альбом, с. 72) и проверяет, на-

сколько правильно и точно дети усвоили материал заня-

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Тема урока буквы е,ё,, я, ю и их работа в словах.docx

Тема урока: Буквы е, ё, ю, я и их работа в словах.

Организационный момент .

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Повернитесь и улыбнитесь гостям.

Ну а теперь за работу!

Чтобы работа на уроке была успешной, очень важно настроиться на рабочий лад. Готовы? Тогда начали ! (слайд 2, 6 щелчков )

Введение в тему урока. Чистописание.

– Назовите буквы, которые вы видите на экране : я, ё, ю, и, е . (Слайд 3).

- Что объединяет все буквы на экране? (Гласные, обозначают мягкость предшествующих согласных.) Попробуйте догадаться, какие буквы мы сегодня будем вспоминать на минутке чистописания? Посмотрите на доску и подскажите мне как можно продолжить начатую строчку?

Бяб, Вёв, Гюг,…

-Посмотрите на экран и вспомните, как надо сидеть за партой и держать ручку. (Слайд 5)

- Почему? (Все остальные буквы могут обозначать два звука .) (Слайд 7)

- Когда эти буквы обозначают два звука? (Слайд 8)

- Какие два звука обозначают эти буквы? (Дети приводят примеры слов, которые начинаются с букв е, ё, ю, я и хором выделяют первые звуки.)

Е – й` э Ё – й` о Ю – й` у Я – й` а

- Поэтому, как называются эти 4 буквы?

Работа над материалом урока .

- Ребята, вы любите загадки? Я приготовила вам несколько загадок. Готовы отгадывать? Слушайте.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост – её краса,

А зовут её … (Л…сица)

К зёрнышкам прыг!

Если б не было его

Не сказал бы ничего.

А не прглотишь. ( …зык)

Нарисует облака,
Маму , папу - моряка,
Кошку, лошадь, экипаж
Мой волшебный . .(К..р..ндаш)

В тетрадях появляется запись: Лисица, воробей, язык, карандаш.

Разделите слова на слоги. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа. Кто готов, поднимите руки. У кого были ошибки? (Слайд 11)

Вы только что делили слова на слоги, посмотрите на слова и подумайте, какое слово можно назвать лишним? Почему?

- Почему? Подчеркните его карандашом.

- Посчитайте количество букв в слове. Я считаю, что звуков в этом слове столько же, сколько и букв . А как думаете вы? Докажите свою точку зрения. (Дети должны доказать, что в слове язык буква я обозначает два звука.)

– Ребята, вы можете предположить, о чём пойдёт речь на уроке?

Тема урока: БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я и их работа в словах. ( Слайд 13.)

Как вы думаете, какую цель мы поставим на уроке?

Закрепить знания о йотированных буквах.

Ну а теперь немного отдохнём и посмотрим какие вы внимательные. ( слайд 14)

5. Работа с учебником. (Слайд 15)

- Откройте страницу учебника 60 и найдите упражнение 8. Прочитаем задание.

- Так какую работу выполняют выделенные буквы? Какой гласный звук обозначают эти буквы?( В 1 столбике выделенные буквы обозначают гласный звук [ а ], во 2 столбике - [ о ], а в 3 - [ э ]. Почему для обозначения одинаковых звуков понадобились разные буквы? (Потому, что буква я обозначает не только звук [ а ], но и мягкость предшествующего согласного звука, а в других случаях и ещё один согласный звук.) (Слайд 16)

Прочитайте следующее задание. Т. е. вы сейчас будете выписывать по одному слову из каждого столбика, где выделенная буква обозначает не только гласный звук, но и мягкость предшествующего согласного звука.

Скажите, пожалуйста, есть ли в этих столбиках слова, где эти же буквы обозначают не один звук, а 2? Самостоятельно найдите и выпишите эти слова с новой строки через запятую.

В тетради появляется запись: Мяч, тётя, деревня.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу вашего соседа. Кто справился, поднимите руки. Нашли ли вы ошибки? Исправьте карандашом.

5.Закрепление.

А теперь на экране вы видите слова, написанные через запятую (Слайд 17)

Как вы думаете, это предложение? Почему? Что такое предложение? Кто догадался, какое предложение рассыпалось? (Слайд 18)

Запишите это предложение к себе в тетрадь с красной строки. Поднимите руку, кому не понятно задание. Приступайте к выполнению.

Осуществляется индивидуальная помощь учащимся, которым она необходима. (Слайд 19)

Есть ли в нашем предложении слова, в которых встречаются буквы, о которых мы сегодня говорили? Какие это слова? Сколько звуков обозначает буква е и ю в слове землю, в слове осветило? Почему? А сколько звуков обозначает буква е в слове ласковое ? Почему?

6.Итоги урока.

- Какие звуки обозначает ё в слове ёрш? (Слайд 20)

а) о б) й э в) й о г) э

- Какие звуки обозначает буква е в слове мел? (слайд 11)

а) э б) й э в) й о

7. Рефлексия – А теперь продолжите данные фразы: … .( слайд 12)

- Ну а сейчас выберите то предложение, которое вы считаете подходит именно вам.


Разработка урока по русскому языку на тему "Буквы Ё,Е,Ю.Я и их функции в словах".

Содержимое разработки

Тема урока. Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.

Цель урока: формировать умения отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове.

Планируемые результаты: учащиеся научаться объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда –

И сверкало в лопухах

На опушках и лугах.(Роса)

- Сколько слогов в слове роса? (Два)

- Произнесите звуки. Сколько звуков в слове? (Четыре)

- Назовите буквы. Сколько букв в слове? (Четыре)

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Потом вдруг убежала. (Ёж)

- Сколько слогов в слове ёж? (Один)

- Произнесите звуки. Сколько звуков в слове? (Три)

- Назовите буквы. Сколько букв в слове? (Две)

- Почему звуков больше, чем букв? ( Буква Ё обозначает два звука, если стоит в начале слова)

- Приведите примеры слов, в которых звуков больше, чем букв.

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лёжа. (Тень)

- Сколько слогов в этом слове? (Один)

- Произнесите звуки. Сколько звуков в слове? (Три)

- Назовите буквы. Сколько букв в слове? (Четыре)

- Почему звуков меньше, чем букв? (Буква Ь не обозначает звука)

- Приведите примеры слов, в котором звуков меньше, чем букв.

- Какие слова можно составить из букв слова мостик? Запишите их.

III Самоопределение к деятельности.

(на доске записаны слова)

Якорь, мяч, ёжик, лёд, ель, лестница, юла, малютка.

- На какие две группы можно разделить слова?

( Если учащиеся не могут найти варианты, учитель предлагает понаблюдать, как произносятся одинаковые гласные в парах слов: якорь – мяч, ёжик – лёд, ель – лестница, юла – малютка.)

- Что вы заметили? (Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слов обозначают два звука.)

- Разделите слова на две группы. ( Якорь, ёжик, ель. юла; мяч, лёд, лестница, малютка.)

- Как вы разделили слова? ( В первой группе слов гласные Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. А во второй группе слов эти же гласные обозначают один звук.)

- Кто догадался, о каких буквах сегодня будем говорить на уроке? Назовите тему урока.

IV Работа по теме урока.

Работа по учебнику

Упр.5 с.59.

- Найдите пары слов, в которых есть одинаковый гласный звук. (Пенал – экран, звук – ключ, кино – стол.)

- Произнесите эти звуки. Почему в словах пенал – экран, звук – ключ один и тот звук обозначен разными буквами?

- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

Упр.6 с.60

- Вспомните ленту букв в азбуке. Как там располагались буквы, обозначающие гласные звуки? Почему?

- Прочитайте задание. Выполните его в парах устно.

V Физкультминутка.

VI Закрепление изученного материала.

1 Работа по учебнику

Упр.7 с.60

- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? ( Вначале слова, после гласных. После разделительных Ъ и Ь.)

- Приведите примеры таких слов.

- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один гласный звук? ( После согласных.)

2 Звуко – буквенный анализ слова.

- Отгадайте загадки. Определите, сколько в словах – отгадках звуков и сколько букв.

Уж очень вид чудной:

У папы – локоны волной,

А мама ходит стриженной.

За что она обижена? (Львица – 5 звуков, 6 букв.)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. ( Заяц – 5 звуков. 4 буквы.)

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки. ( Яблоко – 7 звуков, 6 букв.)

Дуб свалила у села. ( Молния – 7 звуков, 6 букв.)

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (Дождь – 4 звука, 5 букв.)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица. ( Вьюга – 5 звуков, 5 букв.)

- В каких словах буквы обозначают два звука? Какие это буквы? ( Заяц, яблоко, молния, вьюга.)

- Как вы поняли тему урока?

- Оцените свою работу на уроке.

VIII Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок продолжит формирование у учащихся представления о назначении букв Е и Я, поможет развивать фонетический слух, речь, память, внимание, мышление, совершенствовать навыки чтения, работы с текстом, воспитывать гордость за свою Родину.

Тема: Чтение слов с Е и Я. Закрепление изученного.

Продолжить формирование у учащихся представления о назначении букв Е и Я;

Развивать фонетический слух, речь, память, внимание, мышление;

Совершенствовать навыки чтения, работы с текстом;

Воспитывать гордость за свою Родину.

Обучение УУД:

Умение работать в паре;

Сравнивать , обобщать, распространять текст;

Создавать тексты о своем родном крае.

1.Включение в учебную деятельность.

Я и Е – Что вы знаете об этих буквах?

2. Развитие речевого аппарата.

3. Актуализация знаний.

Мал – мял яма маяк

Рад – ряд ясно кроят

- На что указывает буква Я в каждом слове?

- Чем отличается написание слов:

Мал – мял лапа – шляпа рад – ряд

- Сравните звучание первых согласных в каждой паре слов. Какими буквами они обозначены?

- Какая гласная буква стоит после них?

Вывод: если при произношении вслух согласный слышится твердо, то пишем после него букву А; если согласный звук слышится мягко, то пишем букву Я.

Рабочая тетрадь:

- Что обозначают эти буквы?

- Давайте попробуем распространить все предложения, указав признаки предметов.

( Маленькие дети взяли легкие лопаты. Закипела дружная работа! )

Учись держать язык за зубами (молчать).

Длинный язык у тебя (болтливый человек).

Злые языки (недобрые сплетни).

Остер на язык (критикует).

Что на уме, то и на языке (говорит все подряд).

Сорвалось с языка ( несдержанность)

- Так говорят о человеческом языке. Язык – средство общения. Но язык есть и у колокола.

Слайд 9 - 10

Это металлический стержень, при помощи которого получается звон. Еще есть языки пламени, ледяные языки, языки волн. Есть язычки у обуви, иностранные языки.

Рабочая тетрадь.

У колокола язык.

4. Постановка целей и определение темы урока.

5. Работа по теме урока.

«Азбука « - столбики слов стр. 117

Рабочая тетрадь.

6. Физкультминутка

7. Продолжение работы по теме урока.

Чтение текста

Зоя рисовала змею анаконду. Рая вылепила из пластилина павлина. Ваня вырезал из картона слона. У Павлика красное перо. Он инопланетянин. У слона синяя панама. Змея спит. Петя мал. Ребята подарили ему мелки, он рисует полоски и кривые линии.

Читайте также: