Раскин как папа выбирал профессию конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по произведению А. Раскина "Кака папа выбирал профессию".

ВложениеРазмер
razrabotka_uroka_menshikovoy_n.a.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 1 имени А. С. Пушкина

Методическая разработка урока литературы в 4 классе

Автор: Меньшикова Н. А.,

учитель начальных классов

Меньшикова Наталья Александровна

Учитель начальных классов МАОУ лицей № 1им. А.С. Пушкина г. Томска

выявить качества, необходимые Человеку для развития.

- Здравствуйте, ребята! Прочитайте название темы урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Что вы заметили в формулировке темы? Как вы думаете, для чего так сформулирована тема? К кому обращен этот вопрос? (К каждому из нас).

- Задавали ли вы себе когда-нибудь этот вопрос? В связи с какими событиями?

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

- Что вас рассмешило? Почему?

- Почему герой рассказа так часто менял свой выбор?

-Чем нравилась мальчику каждая работа? Подтвердите строчками из текста.

- Что, по-вашему, важнее всего для любой работы? (Ученики могут ответить, что важнее – образование, профессионализм, мастерство. Все это правильно, но недостаточно. В этом случае следует еще раз обратиться к тексту рассказа и проанализировать беседу героя с военным. Важнее всего – быть человеком).

- Почему? (Он понял главное).

- В чем, по-вашему, главная мысль рассказа? (Не важно кем ты будешь по профессии, а важно, каким человеком).

- А что это значит – быть человеком? (Быть добрым, справедливым, честным, ответственным, щедрым, трудолюбивым, смелым, верным в дружбе, умеющим держать слово и заботиться о слабых).

Дети составляют на доске схему, вписывают названия качеств человека, объясняя их значение.

Можно построить обсуждение по подгруппам. Затем каждая группа докладывает результаты обсуждения.

- Что было интересным на уроке?

- Что показалось трудным?

- Что понравилось и почему?

- К какому выводу вы пришли?

  1. Антология афоризмов / Сост. Н. Л. Векшин. – Москва : ООО Гамма-С.А., 1999. – 768 с.
  2. Горчаков Г. Океан мудрости. – Томск : Твердыня, 2005. – 445 с.
  3. Ожегов С. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н. Ю. Шведовой. – Москва : Русский язык, 1982. – 816 с.
  4. Пословицы и поговорки русского народа. Из сборника В. И. Даля / Под общ. ред. В. П. Кирдана. – Москва : Правда, 1987. – 1987. – 650 с.
  5. Романовская З. Живое слово. – Москва : АСТРЕЛЬ, 2007. – 172 с.

Когда папа был маленьким, ему часто задавали один и тот же вопрос. Его спрашивали: «Кем ты будешь? И папа всегда отвечал на этот вопрос, не задумываясь. Но каждый раз он отвечал по-другому. Сначала папа хотел стать ночным сторожем. Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит. И потом ему очень нравилась колотушка, которой стучит ночной сторож. И то, что можно шуметь, когда все спят, очень радовало папу. Он твердо решил стать ночным сторожем, когда вырастет. Но тут появился продавец мороженого с красивой зеленой тележкой. Тележку можно было возить! Мороженое можно было есть!

Родители маленького папы очень удивились, узнав, что их сын будет мороженщиком. Они долго смеялись над ним. Но он твердо выбрал себе эту веселую и вкусную профессию. Но вот как-то раз маленький папа увидел на станции железной дороги удивительного человека. Человек этот все время играл с вагонами и с паровозами. Да не с игрушечными, а с настоящими! Он прыгал на площадки, подлегал под вагоны и все время играл в какую-то замечательную игру.

– Кто это? – спросил папа.

– Это сцепщик вагонов,- ответили ему. И тут маленький папа понял, наконец, кем он будет.

Подумать только! Сцеплять и расцеплять вагоны! Что может быть интереснее на свете? Конечно, ничего интереснее быть не могло. Когда папа заявил, что он будет сцепщиком на железной дороге, кто-то из знакомых спросил:

– А как же мороженое?

Тут папа призадумался. Он твердо решил стать сцепщиком. Но отказываться от зеленой тележки с мороженым ему тоже не хотелось. И вот маленький папа нашел выход.

– Я буду сцепщиком и мороженщиком! – заявил он.

Все очень удивились. Но маленький папа им объяснил. Он сказал:

– Это совсем не трудно. Утром я буду ходить с мороженым. Похожу, похожу, а потом побегу на станцию. Сцеплю там вагончики и побегу опять к мороженому. Потом опять сбегаю на станцию, расцеплю вагончики и снова побегу к мороженому. И так все время. А тележку поставлю близко от станции, чтобы не бегать далеко сцеплять и расцеплять.

Все очень смеялись. Тогда маленький папа рассердился и сказал:

– А если вы будете смеяться, так я еще буду работать ночным сторожем. Ведь ночь-то у меня свободная. А в колотушку я уже умею здорово стучать. Мне один сторож давал попробовать…

Так папа все устроил. Но скоро он захотел стать летчиком. Потом ему захотелось сделаться артистом и играть на сцене. Потом он побывал с дедушкой на одном заводе и решил стать токарем. Кроме того, ему очень хотелось поступить юнгой на корабль. Или, в крайнем случае, уйти в пастухи и целый день гулять с коровами, громко щелкая кнутом. А однажды ему больше всего в жизни захотелось стать собакой. Целый день он бегал на четвереньках, лаял на чужих и даже пытался укусить одну пожилую женщину, когда она хотела погладить его по головке. Маленький папа научился очень хорошо лаять, но вот чесать ногой за ухом он никак не мог научиться, хотя старался изо всех сил. А чтобы лучше получилось, он вышел во двор и сел рядом с Тузиком. А по улице шел незнакомый военный. Он остановился и стал смотреть на папу. Смотрел, смотрел, а потом спросил:

– Ты что это делаешь, мальчик?

– Я хочу стать собакой, – сказал маленький папа. Тогда незнакомый военный спросил:

– А человеком ты не хочешь быть?

– А я уже давно человек! – сказал папа.

– Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? Разве человек такой?

– А какой же? – спросил папа.

– Вот ты подумай? – сказал военный и ушел. Он совсем не смеялся и даже не улыбался. Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. И он стал думать. Он думал и думал, и чем больше он думал, тем больше стыдился. Военный ему ничего не объяснял. Но он сам вдруг понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. Когда его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и сказал:

– Я буду человеком!

И тут никто не засмеялся. И маленький папа понял, что это самый правильный ответ. И теперь он тоже так думает. Прежде всего, надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста. А чесать ногой за ухом человеку совсем не нужно.

Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.
(Доктор)

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)

Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.
(Лесник)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,

У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр)

ночной сторож
продавец мороженого
сцепщик вагонов
лётчик
артист
токарь
юнга
пастух

Так что же понял папа из разговора с военным?

Настоящий человек
защищает Родину
дорожит дружбой
творит добро
говорит правду
любит труд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 3-4

Познакомить с историей возникновения бумаги, с развитием бумажного производства в разных странах мира;

Развивать логически стройную речь, память;

Воспитывать доброту, уважительное отношение друг к другу, к окружающим; познавательный интерес, любознательность;

Тип урока: урок –путешествие

Оборудование:карта, проектор, книги, тетради, карточки

Ход урока

1. Орг. момент

Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!

3. Опрос дом.задания.

Посмотрите теперь на доску, перед вами карта. Она нам и поможет узнать историю бумаги…. И начнём мы наше путешествие со страны под названием Египет! (слайд№1)

Ребята, появление бумаги обусловлено появлением письменности,людям нужно было на чём-то писать. Конечно люди и писали на чём придётся, это были камни, дощечки и прочие материалы, но они были неудобны!Поэтому первым материалом на котором можно было писать был папирус, около 3,5 тыс.лет назад его начали изготавливать в Египте. Папирус делали из стеблей тростника,причём использовали только сердцевину этого растения. И требовалось большое количество воды…( слайд №2)кстате, напомните мне 3 класс, а с какими животными мы познакомились на прошлом уроке,которые тоже очень любят,когда их окружает вода, в большом количестве? (Морские львы)

(дети называют название произведения, автора, дом.задание. На проекторе слайд №3 План пересказа)

- Даша, а ведь ты тоже читала на прошлом уроке произведение, связанное с водой, напомни мне его? (Называет произведение, дом.работу)

3 класс работает устно.

4 класс самостоятельно, по карточке.

Работа по карточке (4 класс)

Задание: восстанови последовательность событий.

Низкое солнце ослепительно било в глаза.Море под ним во всю ширину горело, как магний.Степь обрывалась сразу.

Ботинки стесняли мальчика. Подметки скользили. Ноги бежали сами с собой. Их невозможно было остановить.

Он полого, почти незаметно сходил в воду.

Петя первым делом стал присматриваться к следам. У него был опытный, проницательный глаз искателя приключений.

Петя решил на прощанье наскоро выкупаться.

Сперва переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели.Он взошёл на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчётливую чешую песчаного дна.

Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб.

Гораздо интереснее казались морские коньки.Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей.

Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. Но вдруг он увидел отца.

Голос отца вернул Петю к горькому чувству разлуки, с которым он встал сегодня.

Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело- что,надо признаться, было очень приятно- и стал взбираться наверх.

Пересказ по плану ( 3 класс)

2.Первый урок Лео.

3. Успех тренировки. (слайд №4)

4. Вводная беседа.

Смотрим на карту: следующая страна, которая внесла огромный вклад в развитие бумажной индустрии Китай! 105 год нашей эры принято считать временем появления бумаги похожей по внешнему признаку на современную бумагу. Делали её из крапивы, шелковицы и наконец, древесины. Именно в Китае появились первые бумажные деньги!(Слайд №5)

3 класс А зачем деньги нужны? (Чтобы расплачиваться за работу с людьми)

- А где вы хотели бы работать? (ПеречисляЮТ)

- а как вы думаете, люди каких профессий занимаются над изготовлением бумаги?

(В производстве целлюлозы трудятся рабочие следующих спе­циальностей:
кислотчики, варщики целлюлозы, промывщики.
В производстве бумаги: клеевары, краскосоставители, рольщи­ки, машинисты
БДМ, прессовщики, сушильщики, накатчики, резчики, каланд­ровщики, упаковщики)

Мы сейчас прочитаем про мальчика, который себе тоже выбирал профессию. И что из этого вышло …

Посмотрите на портрет писателя, с произведением которого мы познакомимся. Самостоятельно изучите биографию.

(На партах биография писателя и портрет)

Александр Раскин 3 класс

- Даша, скажи, а что купить нельзя за деньги? (Любовь, здоровье, жизнь)Правильно.

Но прежде познакомьтесь с писателем.

-3 класс –где родился писатель?

- какие произведения написал? С какими мы уже знакомы?

4 класс аналогичная работа.

5. Физминутка.Зрительная гимнастика.

Смотрим на карту… следующая страна Испания. Бумагу стали изготавливать в Европе. Здесь же, в Испании, появились первые бумажные мельницы. А что такое мельница? (Изобретение, для измельчения, переработки) Как вы поняли, работа изготовления бумаги немного упростилась…У людей появилось больше времени для отдыха…. Я вам предлагаю тоже отдохнуть. (слайд №6)

6. Словарная работа

В тексте вам могут встретиться слова:

3 класс колотушка- приспособление из скреплённых дощечек, которым в старину во время обхода своего участка постукивали ночные сторожа. Отпугивали воров.

Юнга- Подросток на судне, обучающийся морскому делу и готовящийся стать моряком.
2. Младший матрос во флотах некоторых стран.

4 класс

Ошалелая- Потерявший способность соображать;

Гуси-гуменники- крупная птица буровато-серой окраски, напоминающий серого гуся.

7. Чтение произведения.

3 класс самостоятельно читает.

4 класс (Даша читает 1 часть произведения)

8. Анализ произведения.

Примерно прошло 100 лет и бумажное ремесло пришло во Францию. ( Посм. На карту. Слайд №7)

Именно во Франции появились первые машины по изготовлению бумаги, придумал которые француз Николя Луи Робер . (Слайд №8)

- какой это был человек, как вы думаете? ( очень умный, сообразительный)

Умел конструировать и анализировать…. мы тоже сейчас займёмся анализом произведений.

3 класс устно

- какой вопрос часто задавали папе?

- что отвечал папа? Почему он хотел быть сторожем?

-почему хотел стать продавцом мороженого?

-как относились к его выбору родители?

-кем ещё решил стать мальчик? Почему?

-сумел ли мальчик выбрать из этих перечисленных специальностей?

-а кем потом ещё хотел стать мальчик?

- в один прекрасный день, кем решил стать папа? Кто к нему обратился с вопросом?

-что спросил военный?

Смог ли мальчик сразу ответить на этот вопрос? Почему мальчику стало стыдно?

- что потом ответил мальчик своим родителям на вопрос кем хочешь быть?

- почему никто не смеялся?

- чему произведение учит? (неважно кем ты будешь по профессии, главное, чтобы был порядочным, добрым человеком)

- РЕБЯТА, ДАША ВОТ СЕЙЧАС БЫЛА В РОЛИ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ, ДАВАЙТЕ МЫ ЕЁ ПОСЛУШАЕМ.

- А КАК БЫ ТЫ ПРОДОЛЖИЛА РАССКАЗ?

9. Итог урока. Выставление оценок. Дом. работа

Последняя страна на нашей карте, это Казахстан…

В 21 веке производство бумаги уже отработанная схема производства, достигшая совершенства. В Казахстане действуют фабрики по производству бумаги (в Алмате, Павлодаре, Астане…. И др.городах). Благодаря кому как вы думаете? (благодаря людям, которые любят свой труд, стараются для общего блага человечества).

Я хочу напоследок у вас спросить, а чему хотели научить нас писатели, с которыми мы сегодня познакомились?7

Трудолюбию, доброте, взаимопомощи….

Лист самооценки

Что меня удивило……………….

Что меня огорчило………………

Приложения 1

Александр Борисович Раскин

(1914-1971)

Умер в возрасте 56 лет в городе Москве, в 1971 году.

Михаи?л Миха?йлович При?швин

(1873—1954)

Русский советский писатель, прозаик, публицист. Родился 23 января в Липецкой области в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка.

Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Приложение 2

Работа по карточке (4 класс)

Задание: восстанови последовательность событий.

Низкое солнце ослепительно било в глаза.Море под ним во всю ширину горело, как магний.Степь обрывалась сразу.

Ботинки стесняли мальчика. Подметки скользили. Ноги бежали сами с собой. Их невозможно было остановить.

Он полого, почти незаметно сходил в воду.

Сперва переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели.Он взошёл на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчётливую чешую песчаного дна.

Петя первым делом стал присматриваться к следам. У него был опытный, проницательный глаз искателя приключений.

Гораздо интереснее казались морские коньки.Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей.

Петя решил на прощанье наскоро выкупаться.

Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. Но вдруг он увидел отца.

Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело- что,надо признаться, было очень приятно- и стал взбираться наверх.

Среди корней, рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб.

Голос отца вернул Петю к горькому чувству разлуки, с которым он встал сегодня.

Приложение 3

Кроссворд.

По горизонтали:

2..Дайте характеристику крысе, какая она?

3. Кто являлся сушей для букашек, паучков?

По вертикале:

1. На разливе какой реки виднелись островки?

3. С кем началась война у крысы не на жизнь, а на смерть?

Дата: 28.01.16г.

Урок: литературное чтение

Познакомить с историей возникновения бумаги, с развитием бумажного производства в разных странах мира;

Развивать логически стройную речь, память;

Воспитывать доброту, уважительное отношение друг к другу, к окружающим; познавательный интерес, любознательность;

Тип урока: урок –путешествие

Оборудование:карта, проектор, книги, тетради, карточки

1. Орг. момент

Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!

3. Опрос дом.задания.

Посмотрите теперь на доску, перед вами карта. Она нам и поможет узнать историю бумаги…. И начнём мы наше путешествие со страны под названием Египет! (слайд№1)

Ребята, появление бумаги обусловлено появлением письменности,людям нужно было на чём-то писать. Конечно люди и писали на чём придётся, это были камни, дощечки и прочие материалы, но они были неудобны!Поэтому первым материалом на котором можно было писать был папирус, около 3,5 тыс.лет назад его начали изготавливать в Египте. Папирус делали из стеблей тростника,причём использовали только сердцевину этого растения. И требовалось большое количество воды…( слайд №2)кстате, напомните мне 3 класс, а с какими животными мы познакомились на прошлом уроке ,которые тоже очень любят ,когда их окружает вода, в большом количестве? (Морские львы)

(дети называют название произведения, автора, дом.задание. На проекторе слайд №3 План пересказа)

- Даша , а ведь ты тоже читала на прошлом уроке произведение , связанное с водой, напомни мне его? (Называет произведение , дом.работу)

3 класс работает устно.

4 класс самостоятельно , по карточке.

Работа по карточке (4 класс)

Задание: восстанови последовательность событий.

Низкое солнце ослепительно било в глаза.Море под ним во всю ширину горело , как магний.Степь обрывалась сразу.

Ботинки стесняли мальчика. Подметки скользили. Ноги бежали сами с собой. Их невозможно было остановить.

Он полого, почти незаметно сходил в воду.

Петя первым делом стал присматриваться к следам. У него был опытный, проницательный глаз искателя приключений.

Петя решил на прощанье наскоро выкупаться.

Сперва переплыв прибрежную глубину, Петя добрался до первой мели.Он взошёл на неё и стал прогуливаться по колено в воде, разглядывая сквозь прозрачную толщу отчётливую чешую песчаного дна.

Среди корней , рогами расставив страшные клешни, проворно пробирался боком большой старый краб.

Гораздо интереснее казались морские коньки .Как раз небольшая их стайка появилась среди водорослей.

Петя вынырнул на поверхность, чтобы набрать побольше воздуха и поскорее начать охоту. Но вдруг он увидел отца.

Голос отца вернул Петю к горькому чувству разлуки, с которым он встал сегодня.

Петя быстро надел костюм прямо на мокрое тело- что ,надо признаться, было очень приятно- и стал взбираться наверх.

Пересказ по плану ( 3 класс)

2.Первый урок Лео.

3. Успех тренировки. (слайд №4)

4. Вводная беседа.

Смотрим на карту: следующая страна , которая внесла огромный вклад в развитие бумажной индустрии Китай! 105 год нашей эры принято считать временем появления бумаги похожей по внешнему признаку на современную бумагу. Делали её из крапивы, шелковицы и наконец, древесины. Именно в Китае появились первые бумажные деньги. (Слайд №5)

3 класс А зачем деньги нужны? (Чтобы расплачиваться за работу с людьми)

- А где вы хотели бы работать? (ПеречисляЮТ)

- а как вы думаете , люди каких профессий занимаются над изготовлением бумаги?

(В производстве целлюлозы трудятся рабочие следующих спе­циальностей:
кислотчики, варщики целлюлозы, промывщики.
В производстве бумаги: клеевары, краскосоставители, рольщи­ки, машинисты
БДМ, прессовщики, сушильщики, накатчики, резчики, каланд­ровщики, упаковщики)

Мы сейчас прочитаем про мальчика, который себе тоже выбирал профессию. И что из этого вышло …

Посмотрите на портрет писателя , с произведением которого мы познакомимся. Самостоятельно изучите биографию.

(На партах биография писателя и портрет)

Александр Раскин 3 класс

- Даша, скажи , а что купить нельзя за деньги? (Любовь, здоровье, жизнь)Правильно.

Но прежде познакомьтесь с писателем.

-3 класс –где родился писатель?

- какие произведения написал? С какими мы уже знакомы?

4 класс аналогичная работа.

5. Физминутка.Зрительная гимнастика.

Смотрим на карту… следующая страна Испания. Бумагу стали изготавливать в Европе. Здесь же , в Испании, появились первые бумажные мельницы. А что такое мельница? (Изобретение , для измельчения, переработки) Как вы поняли, работа изготовления бумаги немного упростилась…У людей появилось больше времени для отдыха…. Я вам предлагаю тоже отдохнуть. (слайд №6)

6. Словарная работа

В тексте вам могут встретиться слова:

3 класс колотушка- приспособление из скреплённых дощечек, которым в старину во время обхода своего участка постукивали ночные сторожа. Отпугивали воров.

Юнга- Подросток на судне, обучающийся морскому делу и готовящийся стать моряком.
2. Младший матрос во флотах некоторых стран.

Ошалелая- Потерявший способность соображать;

Гуси-гуменники- крупная птица буровато-серой окраски, напоминающий серого гуся.

7. Чтение произведения.

3 класс самостоятельно читает.

4 класс (Даша читает 1 часть произведения)

8. Анализ произведения.

Примерно прошло 100 лет и бумажное ремесло пришло во Францию. ( Посм. На карту. Слайд №7)

Именно во Франции появились первые машины по изготовлению бумаги, придумал которые француз Николя Луи Робер . (Слайд №8)

- какой это был человек, как вы думаете? ( очень умный, сообразительный)

Умел конструировать и анализировать….. мы тоже сейчас займёмся анализом произведений.

3 класс устно

- какой вопрос часто задавали папе?

- что отвечал папа? Почему он хотел быть сторожем?

-почему хотел стать продавцом мороженого?

-как относились к его выбору родители?

-кем ещё решил стать мальчик? Почему?

-сумел ли мальчик выбрать из этих перечисленных специальностей?

-а кем потом ещё хотел стать мальчик?

- в один прекрасный день, кем решил стать папа? Кто к нему обратился с вопросом?

-что спросил военный?

Смог ли мальчик сразу ответить на этот вопрос? Почему мальчику стало стыдно?

- что потом ответил мальчик своим родителям на вопрос кем хочешь быть?

- почему никто не смеялся?

- чему произведение учит? (неважно кем ты будешь по профессии, главное, чтобы был порядочным, добрым человеком)

- РЕБЯТА, ДАША ВОТ СЕЙЧАС БЫЛА В РОЛИ ПИСАТЕЛЬНИЦЫ , ДАВАЙТЕ МЫ ЕЁ ПОСЛУШАЕМ.

- А КАК БЫ ТЫ ПРОДОЛЖИЛА РАССКАЗ?

9. Итог урока. Выставление оценок. Дом. работа

Последняя страна на нашей карте, это Казахстан…

В 21 веке производство бумаги уже отработанная схема производства, достигшая совершенства. В Казахстане действуют фабрики по производству бумаги (в Алмате, Павлодаре, Астане…. И др.городах). Благодаря кому как вы думаете? (благодаря людям, которые любят свой труд, стараются для общего блага человечества) .

Я хочу напоследок у вас спросить, а чему хотели научить нас писатели, с которыми мы сегодня познакомились. 7

Трудолюбию, доброте, взаимопомощи…..

Лист самооценки

Что меня удивило……………….

Что меня огорчило………………

Приложения 1

Александр Борисович Раскин


Умер в возрасте 56 лет в городе Москве, в 1971 году.

Михаи́л Миха́йлович При́швин

(1873—1954)


Русский советский писатель, прозаик, публицист. Родился 23 января в Липецкой области в фамильном имении Хрущёво-Лёвшино, которое в своё время было куплено дедом, преуспевавшим елецким купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В семье было пятеро детей (Александр, Николай, Сергей, Лидия и Михаил).

Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка.

Умер писатель 16 января 1954 года от рака желудка, похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Литературное чтение

ФИО учителя: Касымова Татьяна Николаевна

присутствующих:

отсутствующих:

Раздел (сквозная тема):

Не место красит человека, а человек – место.

Цели обучения, которым посвящен урок:

4.1.2.1 пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме (кратко, подробно, выборочно), творческий пересказ (изменить лицо, добавить ситуацию, придумать разворачивание событий)

4.2.8.1 – извлекать, перерабатывать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей

4.3.1.1 составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть.

Развитие навыков:

1.2 Пересказывание произведения

2.8 Извлечение информации из различных источников

3.1 Составление плана

Учащиеся смогут: пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме; извлекать полученную информацию, делать выводы и представлять полученные сведения в виде схемы причинно-следственных связей самостоятельно; составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части.

Материал прошедших уроков:

Свободный, краткий, подробный и выборочный пересказ. Творческий пересказ. Извлечение и переработка полученной информации. Формулирование выводов. Представление полученной информации в виде схемы. Написание творческих работ с добавлением новых героев, нового сюжета.

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Создание положительного эмоционального настроя:

Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок.

Активно в работу включайся, дружок!

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение.

Эмоциональный настрой

Середина урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

(К) Проверка домашнего задания.

(К) Учитель предлагает подумать, почему так говорят:

Все работы хороши. Выбирай на вкус.

(Г) Ученики строят предположения, о чем пойдет речь на уроке литературного чтения?

Целеполагание

Цель нашего урока – научиться:

пересказывать произведение свободно или в заданной учителем форме;

извлекать, перерабатывать полученную информацию;

- составлять план на основе выявления последовательности событий и деления произведения на части, озаглавливать каждую часть.

Работа над лексической и грамматической темой урока.

– Для чего людям трудиться, для чего нужна профессия?

Развитие связной речи

Ф.О. Поднять карточку, если удалось выполнить устно творческую работу.

(П) Формулирование темы и цели урока. Работа с учебником.

(К) Работа с классом.

Используя обложки книг определи какой темой они объ­единены? Какие рассказы и стихи ты знаешь по этой теме? Создай в классе уголок для чтения. Собери самые интерес­ные произведения.

Работа над литературным произведением: Э. Раскина

(К) Знакомство с творчеством Э. Раскина.

(К) Прочитай рассказ и определи какую профессию выбрал папа.

(К) Словарная работа.

Колотушка – деревянный молот.

Токарь – специалист по механической обработке твёр­дых материалов.

Юнга – подросток на судне, обучающийся морскому делу.

(К) Работа с учебником.

(П) Ответь на вопросы по содержанию текста.

- Кем захотелось быть мальчику больше всего на свете?

- Почему мальчику стало стыдно?

- Что он ответил своим родителям на вопрос кем хочешь быть?

- Почему никто не смеялся?

- В чём ошибка мальчика при выборе профессии?

(П) Работа в парах.

Представь полученные сведения в виде схемы. Сделай вывод: на что мальчик обращал внимание. Укажи главные качества, которые присущи людям данных профессий.


(К) Разминка для глаз

(И) Творческая работа.

Как ты считаешь, что значит быть хорошим человеком?

Подумай и напиши.

Ф.О « Две звезды одно пожелание.

(И) Ученики выполняют задание №1.

Учащимся предлагается закончить правило.

Творческий пересказ – это … .

(П) Ученики выполняют задание №2.

От чьего имени идёт повествование?

-сына или дочери

-бабушки или дедушки

Что понял папа из разговора с военным?

-Неважно, какую профессию вы выберете в будущем, главное – чтобы вы стали настоящими людьми.

-Что он ещё маленький и что он ещё сам не знает, кем он будет.

(Г) Ученики выполняют задание №3.

Ученики вспоминают содержание произведения. Определяют, какое слово из нижеперечисленных лишнее. Сторож, продавец мороженого, сцепщик вагонов, лётчик, артист, токарь, пастух, юнга, собака.

(Г) (П) Ученики выполняют задание №5.

Перечитав произведение, ученики запоминают последовательность событий, делят произведение на части, озаглавливают каждую часть. Составляют план.

Читайте также: