Конспект письменное умножение на двузначное число

Обновлено: 05.07.2024

Цель: совершенствовать приемы умножения чисел, полученных при измерении, на двузначное число и умение их преобразовывать.

Задачи:

Образовательные: отработать приѐмы устных и письменных вычислений, повторить правила умножения чисел, полученных при измерении, на однозначное число; закрепить навыки умножения чисел, полученных при измерении на двузначное число; умение решать задачи с практическим содержанием

Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие элементарного логического мышления, памяти, произвольного внимания, устной речи, логическое мышление через решение задач и вычисления, активизировать словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать познавательный интерес по предмету; воспитывать умение переносить полученные знания на уроках математики в жизненные ситуации

Оборудование: Алышева Т.В. Математика 7. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, доска, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, раздаточный материал.

Тип урока: объяснение нового материала.

  1. Организационный момент. (1-2 мин)
  2. Актуализация. (5мин)

III. Изучение основного материала. (10 мин)

  1. Физкультминутка.(1-3 мин)
  2. Закрепление изученного. (15 мин)
  3. Рефлексия. (3мин)

VII. Домашнее задание.(1 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветствие. Создание благоприятных условий для работы на уроке: проверить наличие письменных принадлежностей
  2. Актуализация. Проверка Д/З.
  • Устный опрос.

В каких единицах измерения вычисляются:

1) Стоимость тетради – 9 … (р.)

2) Пакет молока стоит 35 … (р.)

3) Длина стола – 1 … (м.)

4) Вес человека – 57 … (кг)

5) Длина карандаша – 12 … (см)

6) Масса слона – 3 … (т)

7) Стоимость 1 шоколадки – 62 … (р.)

8) Расстояние от школы до интерната – 300 … (м)

9) Скорость пешехода – 4… (км/ч)

10) Масса 1 мешка картофеля – 50 … (кг)

11) Расстояние от школы до детского дома – 1 … (км)

12) Длина муравья – 3 … (мм)

13) Скорость самолѐта – 760 (км/ч)

  1. Назовите в порядке возрастания единицы измерения:

- меры длины (мм, см, дм, м, км )

- меры массы (г, кг, ц, т)

- стоимости (к., руб.)

III. Изучение основного материала.

Прочитайте числа: 1208, 17м 24см, 28510, 643км, 18т 2ц, 358, 23р. 12к., 8750, 20004, 1508кг

- Какие это числа? (целые) - На сколько групп их можно разделить? (2)

- Какие бывают целые числа? (полученные при счѐте и при измерении)

- Выпишите в 1 строчку числа, полученные при счѐте, а во 2 строчку числа, полученные при измерении.

- С какими числами будем работать сегодня? (с числами, полученными при измерении).

ВЫРАЗИТЕ В БОЛЕЕ МЕЛКИХ МЕРАХ:

80ц 37кг = 3дм 6см =

4м560мм = 57см 5мм =

28т 83 кг = 100т 2ц =

620км 5м = 390р. 5к. =

ВЫРАЗИТЕ В БОЛЕЕ КРУПНЫХ МЕРАХ:

140 ц = т 214 063 м = км … м

39 005 к. = р …к. 12 мм = см… м

4 970 кг = т… кг 456 см = м… см

10 500 г = кг… г 103 дм = м … дм

На доске: Найдите произведение чисел 31р. и 4 (124р), 100к. и 5 (500к), 5р.10к. и 2 (10р. 20к).

Тема нашего урока:

- У вас на партах лежат памятки!

Алгоритм решения:

чтобы выполнить умножение числа, полученного при измерении на однозначное число, нужно:

  • выразить число, полученное при измерении в более мелких мерах;
  • выполнить вычисление;
  • число, полученное в ответе, выразить в более крупных мерах (где это требуется)

Решение примера учителем:

5м 36 см ∙ 12 = 64м 32 см

5м 36см = 536см

536 см

х 12

1072

+ 536

6432 см

64м 32см

IV.Физкультминутка.

единицы массы - вы поднимаете руки вверх, если называю единицы стоимости - хлопайте в ладоши,

если единицы длины - шагаем на месте.

(Тонна, рубль, метр, килограмм, дециметр, сантиметр, копейка, миллиметр, центнер)

  1. Не поворачивая головы глазки вверх, вниз, вправо влево. 3 раза
  2. Хорошо потерли ладошки, закрыли глазки, приложили ручки к глазкам. (3 раза).
  3. Закрепление изученного материала (работа с учебником) Решение №600, стр180.

Задача. В магазин поступило 36 ящиков с огурцами, по 15кг 500г в каждом и 27 ящиков с помидорами, по 12кг 500г в каждом. Сколько всего овощей поступило в магазин?

-О чем говорится в задаче? (О поступлении в магазин овощей)

-Что привезли? (Огурцы и помидоры.)

-В каком количестве?

- Что требуется найти в задаче? (Сколько всего овощей поступило в магазин?)

-Сразу можно ответить на вопрос? (нет) А что сначала надо найти? - Сколько огурцов поступило в магазин? – Как находим? (умножением)

- Сколько помидоров поступило в магазин? – Как находим? (умножением)

-Сколько всего овощей поступило в магазин? - Как находим? (сложением)

1.Сколько огурцов поступило в магазин? 15 кг 500г х 36 = 558 кг (используя алгоритм)

  1. Сколько помидоров поступило в магазин? 12кг 500г х 27 = 337кг 500 г (используя алгоритм)

3.Сколько всего овощей поступило в магазин? (895 кг 500г)

Ответ: 895кг 500г овощей

Самостоятельно! № 588 (а), 2 ст. Используя алгоритм умножения числа, полученного при измерении, на двузначное число

  1. Рефлексия. Какую тему повторяли? Какие три операции мы должны выполнить при умножении составного именованного числа на двузначное число?

Что больше всего понравилось на уроке? На парте у вас лежат смайлики. Прошу прикрепить смайлики с соответствующими оценками урока на доску.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Магомедова Патимат Магомедовна

-сформировать представление об умножении многозначного числа на двузначное, усвоить алгоритм письменного умножения данного вида, совершенствовать навыки решения текстовых задач.

-Демонстрационный материал: алгоритм письменного умножения на двузначное число, карточки иллюстрирующие свойства умножения, эталоны для проверки математического диктанта.

-Раздаточный материал: карточка для работы в парах, алгоритм каждому ученику, высказывания для этапа рефлексии.

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. К нам в гости пришла Сакинат Расуловна, поприветствуйте ее. Садитесь.

Труд и вера - вот твои доспехи,

И не бойся никаких задач.

Самый же надежный путь к успеху -

Сложный путь падений и удач.

- Какое ключевое слово в этом высказывании? (УСПЕХ)

- Что необходимо для успешной работы на уроке? (быть внимательным, заинтересованным…)

-Я желаю Вам успешно поработать на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успеха.

Смело иди вперёд, не стой на месте.

Что не сделаешь один, сделаем вместе.

- Работать сегодня мы будем в группах и в парах. Вспомните правила работы в парах. (Слайд)

В конце урока каждый из вас оценит свою работу.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Откройте тетради, запишите дату.

Наш урок начнем с устного счета. Выбирайте выражение.

1000*275 = 35*7= 46*73=

(Возникает проблема при решении последнего примера 46*73 =)

-Какие свойства умножения вы знаете? (Слайд )

3. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи, темы урока.

- В чем трудность, почему не решили последний пример? (Не решали такие примеры, не получается решить тем способом, который нам знаком.)

-Чем отличается новый пример от тех, что мы решали раньше?(Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Итак, какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с новыми видами примеров. Научиться умножать на двузначное число.)

-Сформулируйте тему урока? (Умножение на двузначное число)

- Возвращаемся к нашему примеру. Какие у вас есть предложения по решению проблемы?

(Нужно представить одно из чисел в виде суммы разрядных слагаемых, а потом умножать. Сначала первый множитель умножим на двузначное число, затем второй, а потом полученные результаты сложим.)

- Какое свойство умножения мы при этом будем использовать?

( Умножение числа на сумму. Распределительное.)

- Хорошо! А теперь давайте подумаем, поможет ли этот способ умножения в других подобных примерах? Повторите еще раз последовательность операций.

(Проговаривают алгоритм действий:

Множитель 73 представим в виде суммы разрядных слагаемых

Умножим число 46 на70.

Умножим число 46 на3.

Полученные результаты сложим. (Слайд))

5.Реализация построенного проекта

- Зная алгоритм письменного умножения на однозначное число, составьте алгоритм умножения на двузначное число.

1. Умножаю первый множитель на число единиц…..
Получу первое неполное произведение…
2. Умножу первый множитель на число десятков….
Получу второе неполное произведение…..
Начну подписывать второе неполное произведение под десятками.
3.Сложу неполные произведения.
4.Читаю ответ…

- Какая запись удобнее: в строчку или в столбик?(в столбик)

- С сегодняшнего дня мы будем пользоваться записью умножения на двузначное число в столбик.

- Давайте подведем первые итоги: как же умножать в столбик на двузначное число.

(Чтобы умножить многозначное число на двузначное, можно умножить это число сначала на единицы, а затем на десятки и полученные произведения сложить)


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

С___ №____- 1 и2 примеры с комментированием у доски, остальные самостоятельно –Проверьте, пожалуйста. Правильность выполнения примеров по образцу..(взаимопроверка по эталону на доске).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно: уравнения на красной, желтой, зелёной полосках. (На полосках представлены дифференцированные задания).

Красная – (сложное) х-783=58*45

Желтая - ( среднее) х: 51= 26

– Кто допустил ошибки при выполнении задания, найдите их и исправьте.

- Над чем надо поработать?

8. Включение в систему знаний и повторение.

Решение задачи № 158 с. 44

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1..Что нового узнали?

-Какую цель ставили перед собой? (Познакомиться с новыми видами примеров. Научиться умножать на двузначное число.)

- Достигли мы цели?

Как умножают на двузначное число? (Рассказывают алгоритм)

Оцените свою деятельность.

-Прочитайте данные высказывания. (Слайд)

1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.

2) Я всё понял, могу работать по алгоритму.

3)Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

-Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте красный кружок, если согласны со вторым- желтый, а если с третьим - зеленый.

10. Домашнее задание: (Слайд)Тем, кто выбрал 1 утверждение: предлагаю C44 № 159, выучить алгоритм

Тем, кто выбрал 2 утверждение: составить 3 сложных уравнения, где требуется выполнить умножение на двузначное число

Тем, кто выбрал 3 утверждение : составить задачу, чтобы в её решении были действия с умножением на двузначное число.


Цель урока: сформировать представление об умножении многозначного числа на двузначное, усвоить алгоритм письменного умножения данного вида, совершенствовать навыки решения текстовых задач.

Описание разработки

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: сформировать представление об умножении многозначного числа на двузначное, усвоить алгоритм письменного умножения данного вида, совершенствовать навыки решения текстовых задач.

Ожидаемые результаты: на уроке дети должны научиться умножать двузначное число на двузначное; познакомиться с решением примеров, используя запись в столбик; применять эти знания, работая с примерами, уравнениями.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал: алгоритм письменного умножения на двузначное число, карточки иллюстрирующие свойства умножения, эталоны для проверки математического диктанта, ( по возможности сайт InternetUrok. ru (по теме)).

Раздаточный материал: карточка для работы в группах (парах), алгоритм каждому ученику, высказывания для этапа рефлексии.

Ход урока.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Умные глазки смотрят на меня. Глубоко вдохнем. Выдохнем. Поприветствуем гостей. Садитесь.

Труд и вера - вот твои доспехи,

И не бойся никаких задач.

Самый же надежный путь к успеху -

Сложный путь падений и удач.

- Какое ключевое слово в этом высказывании? (УСПЕХ)

- Что необходимо для успешной работы на уроке? (быть внимательным, заинтересованным…)

- Я желаю Вам успешно поработать на уроке. Пожмите друг другу руки и пожелайте успеха.

Смело иди вперёд, не стой на месте.

Что не сделаешь один, сделаем вместе.

- Работать сегодня мы будем в группах и в парах. Вспомните правила работы в парах. (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу), в группе.

В конце урока каждый из вас оценит свою работу и работу партнёра по шкале достижений.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;

2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование;

3) зафиксировать свойства умножения, и способы умножения(устный и письменный);

4) зафиксировать индивидуальное затруднения в деятельности при выполнении задания на новый способ умножения.

- Откройте тетради, запишите дату. Наш урок начнем с математического диктанта:

1. Во сколько раз 50. 000 больше, чем 1. 000?

2. Найдите произведение и частное чисел 4. 000 и 200.

3. 36 увеличьте в 50 раз.

4. 4м 9см. Сколько это сантиметров?

5. Самолет пролетел за 3 часа 2160 км. С какой скоростью он летел?

- Оцените свою работу. А теперь обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и оцените. (50, 800000, 20, 1800, 409, 720) (Слайд)

- Верните тетради на места. Поднимите руку те, у кого оценка совпала. Молодцы!

- Скажите, с какой целью урок начался с математического диктанта?

(Цель математического диктанта : упражнение в решении примеров, задач, а также проверка наших знаний. )

- Ну, а теперь посмотрим, как вы умеете решать уравнения. Каждой паре по уравнению, выполняете на листе. Расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете зашифрованное слово. (в парах, в группах проверяют) (Слайд )

1) а : 2=200 - 120 Х=160

2) 5*Х=360 - 10 х=70

8) 164 - с=720:9 х=84

- Что вы можете сказать об этом слове? Оно вам знакомо?

( - Это математический термин, это арифметическое действие, можем назвать компоненты: множитель, множитель, произведение. )

- Знаем свойства умножения. (Слайд )

- Молодцы, мы уже все знаем об умножении, давайте решим примеры на это действие (слайд), выберите удобный для вас способ решения. ( - Существует два способа умножения: устный и письменный. )

1000*275 = 35*7= 46*73=

(Возникает проблема при решении последнего примера 46*73 =)

III этап. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи, темы урока.

1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого пошагово восстанавливается выполнение операции, и фиксируется операция, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым алгоритмом и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходного задания такого типа.

Организация учебного процесса на этапе III

- В чем трудность, почему не решили последний пример?(Не решали такие примеры, не получается решить тем способом, который нам знаком. )

- Чем отличается новый пример от тех, что мы решали раньше?(Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце. )

IY Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащихся проекта будущих учебных действий:

1. уточнение цели проекта;

2. уточнение темы урока;

3. определение средств;

4. построение плана достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе IY.

- Итак, какую цель поставим перед собой?(Познакомиться с новыми видами примеров. Научиться умножать на двузначное число. )

- Сформулируйте тему урока?(Умножение на двузначное число)

- Возвращаемся к нашему примеру. Какие у вас есть предложения по решению проблемы?

- Как же быть, пример необходимо решить. Какие еще способы нам знакомы?

(Нужно представить одно из чисел в виде суммы разрядных слагаемых, а потом умножать. Сначала первый множитель умножим на двузначное число, затем второй, а потом полученные результаты сложим. )

- Какое свойство умножения мы при этом будем использовать?

( Умножение числа на сумму. Распределительное. )

- Хорошо! А теперь давайте подумаем, поможет ли этот способ умножения в других подобных примерах? Повторите еще раз последовательность операций.

(Проговаривают алгоритм действий:

Множитель 73 представим в виде суммы разрядных слагаемых

Умножим число 46 на70.

Умножим число 46 на3.

Полученные результаты сложим. (Слайд))

46*73=46* (70+3)=46 *70+46*3=3220+138=3358

Повторим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное

1. Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа.

2. Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить.

3. Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили.

4. Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен.

Физминутка

Y. Реализация построенного проекта (5 - 8мин)

1) организовать фиксацию нового способа действия в речи: правило

2) зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью эталона) запись примера в столбик.

3) организовать фиксацию преодоления затруднения(вернуться к пробному заданию)

4) организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

Организация учебного процесса на этапеY.

- Предлагаю работать в паре, зная письменное умножение на однозначное число, составьте алгоритм умножения на двузначное число.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Шакирова Светлана Александровна

План-конспет по математике ,4 класс

Тема: Письменное умножение на двузначное число.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: сформировать представление об умножении многозначного числа на двузначное, усвоить алгоритм письменного умножения данного вида, совершенствовать навыки решения текстовых задач.

Ожидаемые результаты: на уроке дети должны научиться умножать двузначное число на двузначное; познакомиться с решением примеров, используя запись в столбик; применять эти знания, работая с примерами, уравнениями.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение,обобщение.

Раздаточный материал: карточка для работы в группах (парах), алгоритм каждому ученику, высказывания для этапа рефлексии.

I.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

-Умные глазки смотрят на меня. Глубоко вдохнем. Выдохнем. Поприветствуем гостей. Садитесь.

Труд и вера - вот твои доспехи,

И не бойся никаких задач.

Самый же надежный путь к успеху -

Сложный путь падений и удач.

- Какое ключевое слово в этом высказывании? (УСПЕХ)

- Что необходимо для успешной работы на уроке? (быть внимательным, заинтересованным…)

-Я желаю Вам успешно поработать на уроке. Пожмите друг другу руки и пожелайте успеха.

Смело иди вперёд, не стой на месте.

Что не сделаешь один, сделаем вместе.

- Работать сегодня мы будем в группах и в парах. Вспомните правила работы в парах. (Прислушиваться к мнению соседа, работать дружно, помогать друг другу),в группе.

В конце урока каждый из вас оценит свою работу и работу партнёра по шкале достижений.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала;2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать свойства умножения, и способы умножения(устный и письменный); 4) зафиксировать индивидуальное затруднения в деятельности при выполнении задания на новый способ умножения.

- Откройте тетради, запишите дату. Наш урок начнем с математического диктанта:

1. Во сколько раз 50.000 больше, чем 1.000?

2. Найдите произведение и частное чисел 4.000 и 200.

3. 36 увеличьте в 50 раз.

4. 4м 9см. Сколько это сантиметров?

5. Самолет пролетел за 3 часа 2160 км. С какой скоростью он летел?

- Оцените свою работу. А теперь обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и оцените. (50, 800000, 20, 1800, 409, 720) (Слайд)

- Верните тетради на места. Поднимите руку те, у кого оценка совпала. Молодцы!

- Скажите, с какой целью урок начался с математического диктанта?

(Цель математического диктанта : упражнение в решении примеров, задач, а также проверка наших знаний.)

- Ну, а теперь посмотрим, как вы умеете решать уравнения. Каждой паре по уравнению, выполняете на листе. Расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете зашифрованное слово. (в парах, в группах проверяют) (Слайд )

1) а : 2=200-120 Х=160

2 7 14 20 55 56 70 84 160

У м н о ж е н и е

- Что вы можете сказать об этом слове? Оно вам знакомо?

(-Это математический термин, это арифметическое действие, можем назвать компоненты: множитель, множитель, произведение.)

-Знаем свойства умножения. (Слайд )

- Молодцы, мы уже все знаем об умножении, давайте решим примеры на это действие (слайд), выберите удобный для вас способ решения.(-Существует два способа умножения: устный и письменный.)

1000*275 = 35*7= 46*73=

(Возникает проблема при решении последнего примера 46*73 =)

III этап. Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи, темы урока.

Цель:1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого пошагово восстанавливается выполнение операции, и фиксируется операция, где возникло затруднение;

2) организовать соотнесение действий учащихся с используемым алгоритмом и на этой основе организовать выявление и фиксирование во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходного задания такого типа.

Организация учебного процесса на этапе III

- В чем трудность, почему не решили последний пример?(Не решали такие примеры, не получается решить тем способом, который нам знаком.)

-Чем отличается новый пример от тех, что мы решали раньше?(Здесь двузначные множители, а раньше были однозначные или однозначные с нулями на конце.)

IY Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: в коммуникативной форме организовать построение учащихся проекта будущих учебных действий:

1.уточнение цели проекта;

2. уточнение темы урока;

3. определение средств;

4. построение плана достижения цели.

Организация учебного процесса на этапе IY.

- Итак, какую цель поставим перед собой?(Познакомиться с новыми видами примеров. Научиться умножать на двузначное число.)

-Сформулируйте тему урока?(Умножение на двузначное число)

- Возвращаемся к нашему примеру. Какие у вас есть предложения по решению проблемы?

- Как же быть, пример необходимо решить. Какие еще способы нам знакомы?

(Нужно представить одно из чисел в виде суммы разрядных слагаемых, а потом умножать.Сначала первый множитель умножим на двузначное число, затем второй, а потом полученные результаты сложим.)

- Какое свойство умножения мы при этом будем использовать?

( Умножение числа на сумму. Распределительное.)

- Хорошо! А теперь давайте подумаем, поможет ли этот способ умножения в других подобных примерах? Повторите еще раз последовательность операций.

(Проговаривают алгоритм действий:

Множитель 73 представим в виде суммы разрядных слагаемых

Умножим число 46 на70.

Умножим число 46 на3.

Полученные результаты сложим. (Слайд))

46*73=46* (70+3)=46 *70+46*3=3220+138=3358

Повторим алгоритм умножения двузначного числа на однозначное

1.Записать однозначное число под разрядом единиц двузначного числа.

2.Умножить единицы, записать единицы под единицами, а десятки (если они есть) запомнить.

3.Умножить десятки и прибавить количество десятков, которые запомнили.

4.Записать десятки под десятками, а сотни (если они есть) записать в разряд сотен.

5. Записать ответ.

Y. Реализация построенного проекта (5-8мин)

Цель:1)организовать фиксацию нового способа действия в речи: правило

2)зафиксировать в речи и в знаковой форме (с помощью эталона) запись примера в столбик.

3) организовать фиксацию преодоления затруднения(вернуться к пробному заданию)

3)организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа)

Организация учебного процесса на этапеY.

- Предлагаю работать в паре, зная письменное умножение на однозначное число, составьте алгоритм умножения на двузначное число.

Откройте учебники на странице 35 проверьте наше решение, рассмотрите запись в столбик. ( сайт InternetUrok для слабых детей)

- Какая запись удобнее: в строчку или в столбик?(в столбик)

- С сегодняшнего дня мы будем пользоваться записью умножения на двузначное число в столбик.

- Давайте подведем первые итоги: как же умножать в столбик на двузначное число.

(Чтобы умножить многозначное число на двузначное, можно умножить это число сначала на единицы, а затем на десятки и полученные произведения сложить)


- Прочтите вывод в учебнике на странице 35

YI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: зафиксировать правило выполнения письменного умножения на двузначное число во внешней речи.

а) с.35 № 165 Объясни по данным записям. Как выполнено умножение. Называй неполные произведения и окончательный результат. Решение с комментированием.( Подготовка в парах, фронтально)

б) с35 №166 - 1 и2 примеры с комментированием у доски, остальные самостоятельно –Проверьте, пожалуйста. Правильность выполнения примеров по образцу..(взаимопроверка по эталону на доске).(слайд)

YII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3-5 мин)

Цель: 1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке; 2) проверять своё умение применять изученное ..

Организация учебного процесса на этапе YII.

Гимнастика для глаз.

- А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно: уравнения на красной, желтой, зелёной полосках. (На полосках представлены дифференцированные задания).

Красная – (сложное) х-783=58*45

Желтая - среднее) 12*х=336

Зеленая – (легкое) х: 51= 26

– Кто допустил ошибки при выполнении задания?

- Над чем надо поработать?

YIII. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: тренировать способность к применению алгоритма.

Задачи с использованием письменного умножения на двузначное число,

решения задач на нахождение площади .

Длина палисадника 16 м, а ширина на 4м меньше. Найдите периметр и площадь палисадника.

(Проговаривается алгоритм письменного умножения на двузначное число)(Слайд)

1. Умножаю первый множитель на число единиц…..
Получу первое неполное произведение

2. Умножу первый множитель на число десятков….
Получу второе неполное произведение…..
Начну подписывать второе неполное произведение под десятками.
3.Сложу неполные произведения.
4.Читаю ответ…

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

1..Что нового узнали?

-Какую цель ставили перед собой? (Познакомиться с новыми видами примеров.Научиться умножать на двузначное число.)

- Достигли мы цели?

Как умножают на двузначное число? (Рассказывают алгоритм)

Оцените свою деятельность.

Кого из ребят вы можете поблагодарить сегодня за помощь?

-Прочитайте данные высказывания. (Слайд)

1) Я всё понял, но у меня остались вопросы.

2) Я всё понял, могу работать по алгоритму.

3)Я всё понял, могу работать по алгоритму, могу объяснить другому.

-Если вы согласны с первым утверждением, нарисуйте МЕСЯЦ, если согласны со вторым-ЗВЕЗДОЧКУ, а если с третьим СОЛНЫШКО.

Тем, кто нарисовал месяц: предлагаю C35 № 168, выучить алгоритм

Тем, кто нарисовал звездочку: составить 3 сложных уравнения, где требуется выполнить умножение на двузначное число

Тем, кто нарисовал солнышко: составить задачу, чтобы в её решении были действия с умножением на двузначное число.


-75%

Цель урока : Создание условий для формулирования и усвоения учащимися алгоритма действий при умножении на двузначные числа через поисково - исследовательскую деятельность.

Задачи урока для учителя:

1. Обучить приемам умножения на двузначные числа через организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся.

2. Формировать у учащихся умение использовать полученные знания при решении примеров, задач.

3. Создать в классе атмосферу совместного творческого поиска, сотрудничества.

4. Тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

5.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как рефлексивность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Задачи урока для учащихся:

2. Рассмотреть приемы умножения на двузначные числа и вывести соответствующие правила.

3. Применять полученные знания при решении задач, уравнений.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- Регулятивных УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

- Познавательных УУД: постановка и формулирование проблемы, поиск и выделение необходимой информации;

освоение способов решения проблем поискового характера; сравнение, анализ, обобщение.

- Коммуникативных УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Прогнозируемый результат:

В конце урока ученики

1. Знают алгоритм письменного умножения на двузначные числа.

2. Умеют письменно умножать на двузначные числа.

1. Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2. Умеют выполнять и строить алгоритмы; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

3. Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.

Методы и формы обучения: Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами).

Основные понятия и термины: Письменное умножение на двузначное число.

1. Организационный момент.

Занимай свои места!

Но скажу с почтеньем:

Всем без исключенья!

Устный счёт.

Арифметический диктант.

1. 450 уменьшить в 5 раз. ( 90) У

2. Найдите произведение чисел 146 и 0. (0) М

3. Произведение чисел 30 и 9?(270) Н

4. Первый множитель 600, второй множитель 4. Найдите произведение.(2400) О

6. Делимое 560, делитель 8. Найдите частное.(70) Е

7. Найдите разность чисел 800 и 54. (746) Н

8. Уменьшаемое 1000, вычитаемое 125. Чему равна разность? ( 775) И

9. 50 увеличить в 6 раз.(300) Е

А сейчас, если вы решили верно, то, пользуясь ключом к шифру, который вы видите на доске, назовите тему урока.

На доске: 90-У, 0-М, 270-Н, 2400-О, 80-Ж, 70-Е, 746-Н, 775-И, 300-Е (УМНОЖЕНИЕ).

2. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, а разве вы никогда не умножали?

– С какими жителями этой волшебной страны вы уже знакомы. . (Приём умножения многозначного числа на однозначное число в столбик. Приём умножения многозначного числа на однозначное число. Приём умножения многозначного числа, запись которого оканчивается нулями на однозначное число в столбик.)

Учительница по - очереди открывает домики, дети называют изученные способы умножения.

– Ой, ребята, а последний домик оказался пустым, как вы думаете, почему? (Здесь живёт новый способ умножения, который мы пока не знаем.).

– Правильно, именно с ним вы сегодня на уроке и познакомитесь.

– А как вы узнаёте что–то новое? (Мы сначала попробуем, у нас может, не получится, мы остановимся, подумаем и откроем новый способ).

– Как вы будите работать? (Самостоятельно).

– Тогда пожелайте друг другу удачи на вашем нелёгком пути.

3. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- На доске даны числовые выражения:

9 • 8 7 • 4 9 • 15 7 • 23 9 • 185 7 • 432

– Какое задание можно выполнить с этими выражениями? (Разделить на группы).

– По каким признакам можно произвести деление на группы (По первому множителю, по виду умножения).

– Разделите эти выражения на три группы в зависимости от вида умножения.

9 • 8 9 • 15 9 • 185

7 • 4 7 • 23 7 • 432

– Что интересного в выражениях первой строчки? (Одинаковый первый множитель. Число 185 образовано цифрами, обозначающими второй множитель в первом и во втором столбике).

– Что интересно в выражениях второй строчки? (Аналогично).

– Найдите значения выражений первого столбика. Ответ покажите на карточках.

– Чем вы пользовались, находя значения этих выражений? (Таблицей умножения). Надо ли её вывешивать на доску в качестве эталона? (Нет, мы её хорошо знаем).

2) - Найдите значение числового выражения 9 • 15 из второго столбика. Ответ покажите на карточках. Расскажите, каким эталоном вы пользовались, умножая однозначное число на двузначное. Обозначим этот эталон цифрой 1.

9 • 15 = 9 • (10 + 5) = 9 • 10 + 9 • 5 = 90 + 45 = 135 (Э-1)

На доске появляется эталон.

– Найдите значение второго выражения, пользуясь эталоном. Ответ покажите на карточках.

3) – Каким способом вы будете находить значения числовых выражений в третьем столбике? (Умножать в столбик).

– Найдите значения этих выражений. (Два ученика работают у доски, остальные в тетрадях).

– Какой же алгоритм вы использовали при выполнении этого задания? Обозначим этот эталон цифрой 2.

– Учитель вывешивает на доску алгоритм.

Алгоритм умножения на однозначное число: (Э-2)

1. Пишу однозначное число под разрядом единиц многозначного числа.

2. Умножаю однозначное число на единицы

3. Умножаю однозначное число на десятки.

4. Умножаю однозначное число на сотни.

4) – Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Таблицу умножения, умножение на двузначное число, письменное умножение на однозначное число).

– Как вы думаете, какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие). Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам известно, а что нет).

– Учитель открывает на доске выражение:

– Что нового вы увидели в этом задании (Умножение на двузначное число).

– Сформулируйте тему урока.

5) – Что же вы должны будите сделать дальше? (Попробовать решить это выражение за 1 минуту).

– Стоп. Посмотрим результаты.

– Все ли смогли найти значение этого выражения? Поднимите руки, кто не смог.

– Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу решить это выражение).

– Те, кто решил, назовите, пожалуйста, свои ответы. Учитель фиксирует все ответы на доске и обводит в кружок правильный ответ. Ребята, решившие правильно, свой ответ обоснуют.

– Что показало пробное действие тем, кто решил, но не получил правильного ответа? (Мы не можем правильно решить это выражение).

– Что показало пробное действие тем, кто решил правильно? (Я не могу обосновать правильность своих действий)

4. Выявление места и причины затруднения.

– Как вы рассуждали, когда выполняли задание?

– На какую схему-опору вы опирались?

– Подошла ли к вашему заданию известная схема? (Нет.)

– Где возникло затруднение?

– Какой шаг отсутствует в известном алгоритме? (Умножение на десятки.)

5. Построение проекта выхода из затруднения.

– Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель.)

– Сформулируйте цель своей деятельности. (Узнать алгоритм умножения на двузначное число.)

– Вы будете открывать новый алгоритм или уточнять уже известный? (Уточнять уже известный.)

– Сформулируйте тему урока. (Умножение на двузначное число .)

– Повторите ещё раз. Какой алгоритм вы будете уточнять?

– Как звучит первый шаг в алгоритме умножения на однозначное число? (Пишу единицы под единицами…)

– Какой будет первый шаг в алгоритме умножения на двузначное число? (Пишу единицы под единицами…)

– Что будете делать дальше? (Умножать единицы, затем десятки…)

– Сформулируйте следующий шаг самостоятельно.

– Составим план вашей дальнейшей работы.

– Что вы сделаете сначала? (Запишем числа в столбик.)

– Дальше что вы сможете сделать? (Вычислить.)

– Дальше вам надо сформулировать недостающий шаг. И в конце, что вы должны сделать? (Составить схему-опору.)

На доске/экране фиксируется план:

Записать выражение и вычислить.

Сформулировать недостающий шаг.

Составить опорный сигнал.

6. Реализация построенного проекта.

– Представьте свои результаты. Объясните свои действия. (У доски отвечают по одному представителю от группы).

Обобщая результаты, учитель фиксирует на доске алгоритм умножения многозначного числа на двузначное. (На планшетках каждый ребёнок по ходу составления алгоритма, записывает в столбик выражение 146 ×24 и вычисляет его, один ученик выполняет на доске).

1. Записать двузначное число под многозначным, разряд под разрядом.

2. Умножить многозначное число на единицы двузначного, результат записать разряд под разрядом.

3. Умножить многозначное число на десятки двузначного, результат записать со сдвигом на один разряд влево.

4. Сложить полученные произведения.

– Объясните, почему, умножая на десятки, результат вы сдвигаете на один разряд влево? (Получаем десятки и на конце произведения надо было бы написать ноль, а в этом нет необходимости, так как при сложении с нулём всегда получается число).

– Скажите, все ли затруднения вы сняли? (Да). Докажите (Знаем как правильно выполнить умножение на двузначное число в столбик, можем обосновать свои действия).

– Какие же задания вы теперь сможете выполнять? (Умножение в столбик на двузначное число).

Физкультминутка.

– Сосчитайте, сколько единиц вы здесь видите, столько раз присядьте.

– Умножьте количество двоек на пять и столько раз подпрыгните.

– Сосчитайте количество троек, умножьте получившейся результат на 3 и столько раз наклонитесь.

– Сосчитайте количество четверок, умножьте на нуль и столько раз покружитесь. Почему же вы остались стоять на месте? (При умножении на нуль, получается нуль).

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Можно ли сказать, что вы всё уже сделали на уроке? (Нет.)

– Какую цель вы поставите на оставшийся этап? (Научиться применять построенный алгоритм при умножении на двузначное число.)

– Что для этого надо сделать? (Потренироваться в использовании нового алгоритма.)

Выполните № 157 на стр.44 (первое, второе выражение). По одному ученику решают с комментированием на доске, а остальные – в тетради. Задание выполняется в тетради.

Вы поработали все вместе, а как надо поработать теперь? (В парах).

– № 157 на стр.44 (3 и 4 выражение) – третье выражение объясняют ученики первого варианта, четвёртое – ученики второго варианта.

Проверка по образцу. Ребята, которые допустили ошибки, проговаривают решение вслух, находят место ошибки, анализируют её и исправляют.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой.

– Вы поработали в парах, а что теперь необходимо сделать? (Поработать самостоятельно).

– С какой целью вы будете работать самостоятельно? (Мы должны для себя выяснить, понятен ли нам новый способ, можем ли мы им самостоятельно пользоваться?)

В тетрадях по математике решите выражение, данное на доске: 415 • 63

– Проверьте. (Открыть на доске/экране решения примеров для самопроверки.)

– Почему в этом месте вы допустили ошибку? Над чем надо поработать?

9. Включение в систему знаний и повторение.

– При выполнении, каких заданий вы сможете использовать умения приобретённые на уроке? (При решении задач, уравнений.)

– Решите задачу: (на карточках)

Длина палисадника 16 м, а ширина на 4м меньше. Найдите площадь палисадника.

(Для чего на практике нужно знать периметр и площадь палисадника?)

– Прочитайте условие задачи. Что известно, что надо узнать. Каким действием узнаете ширину?

Назовите вопрос. Каким действием ответите на вопрос?

– Выполните решение в тетради. (Проверка устно).

Один ученик у доски, другие в тетрадях.

А сейчас я предлагаю вам выбрать задание, которое вы будете выполнять самостоятельно: уравнения на красной, желтой, зелёной полосках. (На полосках представлены дифференцированные задания). Внимание на экран.

Красная – (сложное) х-783=58*45

Желтая – (среднее) х : 12 =336

Зеленая – (легкое) 5 • х = 3190

– Выберите себе то, которое для вас более интересно и которое вы в силах выполнить. Выполните его.

– Сверьте свою работу.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

– Какой же способ умножения живет в домике? (Письменное умножение на двузначное число).

– Какие же цели вы сегодня ставили?

– Достигли ли мы этих целей? Докажите.

– У кого были затруднения? Удалось ли вам их преодолеть?

– Над чем ещё надо поработать?

– Можно ли сказать, что сегодня вы находились в учебной деятельности? (Да). Докажите.

– Как бы вы оценили работу всего класса?

– Оцените цветом свою работу на уроке.

Домашнее задание.

1) С 44, № 159 – обязательный для всех

2) С. 44, № 160– предлагаю тем, кто не боится трудностей.

3) Придумать и записать задачу на умножение многозначного числа на двузначное – для тех, кто любит творить.

Читайте также: