Конспект урока 8 класс физика реостаты

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Методическая разработка урока.doc

Методическая разработка открытого урока по физике 8 класса с применением ИКТ

Оборудование: демонстрационные реостаты, источник питания, реохорд, ползунковый реостат, амперметр, ключ, лампочка, соединительные провода, проектор, компьютер.

Организационный момент:

Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку.

Запишите тему урока (на интерактивной доске записана тема и число) (слайд 1)

2. Проверка знаний обучающихся

Сначала я попрошу вас ответить на следующие вопросы (на интерактивной доске отображены вопросы): (слайд 3)

Назовите основные характеристики электрического тока?

2. Какой закон связывает основные характеристики тока?

Используя закон Ома для участка цепи, решим задачу. (слайд 4)

Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

U = 220 В
R = 50 Ом

Ответ: 4,4 А

Построить график зависимости силы тока от напряжения.

hello_html_2e87c511.jpg

Вопрос классу: Как зависит сила тока от напряжения? Как можно изменить напряжение?

Обучающиеся отвечают на данный вопрос.

А ещё от чего зависит сила тока?

Как можно изменить сопротивление проводника?

Обучающиеся приводят разные ответы. Выбирается ответ, связанный с длиной проводника.

Обратимся к опыту. ( Проводится опыт по изменению силы тока в зависимости от длины проводника).

Включив реохорд в цепь источника электрического тока через контакты А и С и передвигая подвижный контакт, можно уменьшать или увеличивать длину включенного в цепь участка АС (опыт по рисунку 75 учебника). При этом с изменением длины будет меняться и сопротивление цепи, а, следовательно, и сила тока в ней, это покажет амперметр. (заменить проволоку реохордом)

hello_html_m62f9eedc.jpg

Вопрос классу: Удобно применять такой способ изменения длины проводника?

Что можно сделать, чтобы создать более компактную установку? Предложите свои варианты.

Обучающиеся приводят примеры модернизации установки.

Учитель: (Показывает разобранный реостат) Данную проволоку можно намотать на керамический цилиндр, концы проволоки вывести, и не забывать про скользящий контакт. Тогда мы получим прибор, о котором пойдёт речь на нашем уроке. Этот прибор называется реостат.

Изучение темы:

Постановка целей урока, мотивация деятельности обучающихся. (слайд 2)

Вопрос классу: Реостат – это прибор. Каков план изучения прибора?

Обучающиеся отвечают на данный вопрос.

На доске высвечивается план изучения реостата. (слайд 5)

Итак, на сегодняшнем уроке мы должны знать:

1) устройство реостата

2) принцип действия

3) применение его на практике.

Далее идет работа с учебником. Обучающиеся самостоятельно ищут в учебнике ответ на первый пункт плана, пользуясь лабораторным реостатом, делают записи в тетради, показывают, используя ползунковый реостат, находящийся на столе учителя, основные части прибора: (слайд 6)

проволока с большим удельным сопротивлением

hello_html_295c678b.jpg

hello_html_49b4ffa4.jpg

Обучающиеся выполняют лабораторный опыт по изучению принципа действия реостата, делают вывод об изменении силы тока в цепи с помощью реостата, чертят схему, применяя его условное обозначение.

Внимание (слайд 8)

По результатам опыта заполните таблицу: (слайд 9)

Затем один ученик показывает принцип действия прибора на доске, используя электрическую цепь, состоящую из источника тока, ключа, амперметра, лампочки, реостата и соединительных проводов (все эти приборы входят в комплект по электричеству и крепятся к доске, т.к снабжены магнитами). Обучающиеся наблюдают за изменением накала нити электрической лампочки и объясняют причину изменения.

Остаётся рассмотреть последний пункт плана. Обучающиеся приводят свои примеры применения реостатов на практике.

Перед обучающимися ставится проблемный вопрос:

Зачем в данных устройствах нужно использовать реостат?

Выслушиваются ответы учеников.

4) Закрепление изученного материала:

Обучающиеся выполняют тест. (слайд 10)

1. Для чего предназначены реостаты:

А) для изменения напряжения

Б) для изменения сопротивления проводника

В) для изменения силы тока

2. Из чего состоит реостат?

А) ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением, стержень, зажимы.

Б) ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением, зажимы.

В) ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением

3. Как можно изменять сопротивление реостата, включенного в цепь?

А) изменить длину проволоки

Б) передвинуть ползунок

В) изменить площадь поперечного сечения.

4. В электрическую цепь включены лампа и реостат (схема представлена на рисунке)

Куда надо передвинуть ползунок реостата, чтобы лампа светилась ярче?

А) ползунок оставить на месте.

На интерактивной доске правильные ответы:

Проводится взаимопроверка (обмен тетрадями)

5. Подведение итогов урока. Задание на дом. (слайд 11)

Как вы считаете, решили ли мы с вами те учебные задачи, которые были

сформулировали в начале урока? (Ученики высказывают своё мнение)

Как вы думаете, что является причиной того, что мы легко можем изменить громкость телевизора или компьютера, а их яркость? А где еще используются реостаты? Найдите к следующему уроку.

Домашнее задание: § 47, упр. 21(1,2,3)

СПАСИБО ЗА УРОК (слайд 12)

Выбранный для просмотра документ лист из рабочей тетради.docx

Ф.И. ________________________________ ________ класс

Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

2. График зависимости силы тока от напряжения

3. 1) устройство реостата

2) принцип действия

3) применение его на практике

Ответ на 1 вопрос:

http://treugoma.ru/img_articles/234/Image182.jpg

4. По результатам опыта заполним таблицу:

Домашнее задание : § 47, упр. 21(1,2,3)

Выбранный для просмотра документ презентация открытого урока Реостаты.ppt


Описание презентации по отдельным слайдам:


познакомиться с реостатом (на уровне практического применения); научиться при.

познакомиться с реостатом (на уровне практического применения); научиться применять знания об элементах электрической цепи и правилах ее сборки; применять знания и умения, полученные на уроках физики, к решению практических задач.

Вопросы: Назовите основные характеристики электрического тока? Какой закон св.

Вопросы: Назовите основные характеристики электрического тока? Какой закон связывает основные характеристики тока?

Задача. Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагре.

Задача. Напряжение на зажимах электрического утюга 220 В, сопротивление нагревательного элемента утюга 50 Ом. Чему равна сила тока в нагревательном элементе?

1) устройство реостата 2) принцип действия 3) применение его на практике План.

1) устройство реостата 2) принцип действия 3) применение его на практике План изучения реостата

керамический цилиндр проволока с большим удельным сопротивлением ползунок заж.

керамический цилиндр проволока с большим удельным сопротивлением ползунок зажимы стержень


Реостат нельзя полностью выводить, так как сопротивление его при этом стано.

Реостат нельзя полностью выводить, так как сопротивление его при этом становится равным нулю, и если в цепи нет других приёмников тока, то сила тока может оказаться очень большой и амперметр испортится.

По результатам опыта заполните таблицу: Положение ползунка На максимальное с.

По результатам опыта заполните таблицу: Положение ползункаНа максимальное сопротивлениеПоловина сопротивленияНа четверть сопротивления Показания амперметра

1. Для чего предназначены реостаты: А) для изменения напряжения Б) для изме.

1. Для чего предназначены реостаты: А) для изменения напряжения Б) для изменения сопротивления проводника В) для изменения силы тока 2. Из чего состоит реостат? А) ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением, стержень, зажимы. Б) ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением, зажимы. В) ползунок, керамический цилиндр, проволока с большим удельным сопротивлением 3. Как можно изменять сопротивление реостата, включенного в цепь? А) изменить длину проволоки Б) передвинуть ползунок В) изменить площадь поперечного сечения. 4. В электрическую цепь включены лампа и реостат (схема представлена на рисунке) Куда надо передвинуть ползунок реостата, чтобы лампа светилась ярче? А) ползунок оставить на месте. Б) вниз В) вверх

Правильные ответы: 1. В 2. А 3. Б 4. В Домашнее задание: § 47, упр. 21(1,2,3)

Правильные ответы: 1. В 2. А 3. Б 4. В Домашнее задание: § 47, упр. 21(1,2,3)


Выбранный для просмотра документ самоанализ урока.docx

САМОАНАЛИЗ УРОКА

На уроке решались следующие цели и задачи:

Развивающие: развивать практические навыки его использования для регулирования силы тока в ходе выполнения лабораторного опыта развивать логическое мышление обучающихся, развивать творческий подход к приобретению новых знаний;

Воспитательные: прививать интерес к современным технологиям, помогающем приобретению новых знаний, воспитывать усидчивость, аккуратность, четкость в ответах и действиях.

Оборудование урока: Реохорд, демонстрационный реостат, источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, лампочка, соединительные провода.

ТСО: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер

Для реализации поставленных целей и задач в процессе урока мною были использованы:

- мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер

Закрепление изученного материала опиралось на выводы, сделанные обучающимися в ходе проведения лабораторной опыта.

Проведённый урок показал, что обучение на основе ИКТ создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс, позволяет глубже понять физические процессы и закономерности, а также научиться применять полученные знания на практике. А для учителя решить проблемы с оборудованием, если таковые есть.

Все обучающиеся на уроке были активны, происходил контроль и коррекция усвоения знаний и умений на всех этапах урока, цель была достигнута, опрос обучающихся в виде теста показал хорошее усвоение материала.

Проблема Как изменить силу тока в электрической цепи, не производя её конструктивных изменений ?

Реостаты. Применение реостатов.

Принцип действия реостата

Символическое изображение реостата

Реостат в электрической цепи

q-электрический заряд (Кл, Кулон) t - время (с, секунда) Регулирование силы электрического тока.

Рефлексия Какие проблемные вопросы были поставлены на уроке? Удалось ли их решить? Что нового узнали? Чему научились? Доволен ли ты своей работой, не доволен, почему? Самым трудным было… Если бы человечество не знало об этом, то…

§ 47; упр. 21 № 2,4 Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить обучающихся с устройством и принципом действия реостата; формировать умение регулировать силу тока в электрической цепи с помощью реостата, совершенствовать навыки работы с приборами.

Оборудование: источник тока, амперметр, ползунковый и рычажковый реостаты, ключ, соединительные провода.

Тип урока: комбинированный.

1.Орг. момент . (2 мин.)

Проверка присутствующих. Формулировка цели урока.

2. Актуализация знаний. (15 мин.)

Проверочная работа (кратковременная)

3. Изучение нового материала. (10 мин.)

Постановка проблемы. (Слайд 2).

Как изменить силу тока в электрической цепи не производя в ней конструктивных изменений? Выслушав предложения обучающихся выбираем зависимость сопротивления проводника от его длины. Прибор ,позволяющий это делать, называется реостатом.

Запись темы урока. (Слайд 3).

По способу изменения силы тока различают несколько видов реостатов: ползунковые и рычажковые.

Демонстрация ползункового реостата. Объяснение устройства и принципа действия ползункового реостата. (Слайд 4). Существует много разновидностей ползункового реостата. (Слайд 5,6).

Демонстрация рычажкового реостата. Объяснение устройства и принципа действия рычажкового реостата. (Слайд 7).

В электрической цепи реостат обозначается определённым символом. (Слайд 8).

При работе с реостатом необходимо обратить внимание на соблюдение техники безопасности: нельзя касаться руками рабочих частей реостата, расположение ползунка реостата должно быть в среднем положении. (Слайд 9).

Демонстрация изменения силы тока в электрической цепи с помощью реостата. (Слайд 10).

4. Лабораторная работа №5 . (10 мин.)

Лабораторная работа выполняется в тетради с печатной основой. Перед выполнением работы необходимо провести с обучающимся инструктаж по соблюдению техники безопасности при выполнении лабораторных работ.

Цель работы: изучить устройство реостата, научиться пользоваться прибором для регулирования силы тока электрической цепи.

Оборудование: источник тока, амперметр, ползунковый реостат, ключ, соединительные провода.

По окончании лабораторной работы обучающиеся узнают о применение реостатов в быту и промышленности. (Слайд 11-14).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить учащихся с реостатом и сформировать практические навыки его использования.

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с реостатом и сформировать практические навыки его использования. Повторить такие элементы знаний, как сила тока, напряжение, сопротивление.

Развивающая: Формирование умения выделять причину, влияющую на результат, умения логически мыслить. Способствовать развитию умений точно измерять силу тока, напряжение, пользоваться физическими приборами.

Воспитательная: Развитие самостоятельности и внимания учащихся. Способствовать формированию у учащихся чувства ответственности, бережного отношения к приборам.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ползунковый реостат, презентация Microsoft Power Point на тему "Реостат".

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Изложение нового материала.

4. Закрепление изученного материала

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Организационный этап.

Приветствие, фиксация отсутствующих проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, раскрытие целей урока и плана его проведения.

Актуализация опорных знаний.

Делаю проверку домашнего заданию, путем небольшого пятиминутного теста.

Учитель: Прежде чем приступать к новой теме давайте с вами вспомним в чем заключается закон Ома и запишите формулу для закона Ома для участка цепи?

Ученик: Закон Ома гласит: сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивления,  .(слайд 1)


Учитель: Что такое электрическое сопротивление?

Ученик: Электрическое сопротивление – это физическая величина, характеризующая свойства проводника препятствовать прохождению электрического тока и равная отношению напряжения на концах проводника к силе тока, протекающего по нему.

Учитель: А запишите формулу для нахождения электрического сопротивления из закона Ома и скажите в чем оно измеряется?

Ученик:  , измеряется электрическое сопротивление в омах, обозначается (Ом).(слайд 2)


Учитель: Как можно определить сопротивление через длину проводника и площадь поперечного сечения, запишите формулу на доске?

Ученик: Сопротивление прямо пропорционально длине проводника, обратно пропорционально площади его сечения и зависит от вещества проводника,  . (слайд 3)


Учитель: Что такое удельное сопротивление и запишите на доске формулу?

Ученик: Удельное сопротивление – это физическая величина, которая определяет сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперечного сечения 1 м 2 ,  . (слайд 4)


Изложение нового материала

На практике часто приходится менять силу тока в цепи, делая ее то больше, то меньше. Так, изменяя силу тока в динамике радиоприемника, мы регулируем громкость звука. Изменением силы тока в электродвигателе швейной машины можно регулировать скорость его вращения.

Учитель: Как создать устройство для регулирования силы тока?

Ученик: Нужно выяснить отчего зависит сила тока.

Учитель: А отчего зависит сила тока?

Ученик: Из закона Ома можно сделать вывод что сила тока зависит от напряжения и сопротивления.

Учитель: Если напряжение в цепи мы можем поменять, поменяв источник, то что нужно сделать чтобы изменить силу тока в цепи? мы можем изменив сопротивление проводника.

Ученик: Нужно изменить сопротивление проводника.

Учитель: А какие же параметр проводника следует изменять, чтобы изменить его сопротивление, а, следовательно, и силу тока в электрической цепи?

Ученик: Нужно изменить параметр длины проводника.

Приборы, используемые для регулирования силы тока в электрических цепях, называются реостатами.

И так темой нашего сегодняшнего урока является "Реостат".

Запишем определение реостата в тетрадь.

Запись в тетради: Реостат – это прибор для регулирования силы тока в электрической цепи.(слайд 5)


Обратите внимание на следующий слайд. На нем представлены основные виды реостатов. (слайд 6)


Остановимся подробнее на ползунковом реостате и рассмотрим принцип его работы. В этом реостате стальная проволока намотана на керамический цилиндр. Проволока покрыта тонким слоем не проводящей ток окалины, поэтому витки ее изолированы друг от друга. Над обмоткой расположен металлический стержень, по которому может перемещаться ползунок. Своими контактами он прижат к виткам обмотки. Ток, поступая на клемму 2, соединенной с одним из концов спирали, проходит по обмотке, касается контактов ползунка и по стержню попадает на клемму 1. (слайд 7)


Перемещая подвижной ползунок, можно изменять длину проволоки, расположенной между зажимами реостата, и тем самым изменять его сопротивление. Сделаем вывод, чем больше длина проводника, тем меньше сила тока в цепи. И наоборот, чем меньше длина проводника, тем больше сила тока в цепи.

Устройство следующего реостата, представленного на слайде 8, аналогично предыдущему. У нас имеется устройство, внутри которого находится так же проводник, конца этого проводника выведены на клеммы A и B, клемма W отвечает за снятия электрического тока с любой точки проводника, вращая по часовой и против часовой стрелки ползунок, мы уменьшаем и увеличиваем длину проводника. В зависимости откуда у нас течет электрический ток.


На следующем слайде вы увидите как обозначают реостат в электрической цепи. (слайд 9)


Иногда очень полезно включить в цепь проводник с переменным сопротивлением. Это нужно, например, для регулировки громкости или яркости. Приборы с переменным сопротивлением называются реостатами. Именно о них мы и поговорим на этом уроке.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Реостаты"

Каждый из нас знает, что такое радио или аудио магнитофон. Самой обычной функцией таких приборов является регулировка громкости. Подобно тому, как ток, совершая больше работы, заставляет лампочку гореть ярче, громкость увеличивается за счет увеличения работы силы тока. То есть, для регулировки громкости, нам нужно регулировать силу тока. И это, конечно, далеко не единственный пример, где нужен контроль силы тока. Для подобных целей используют специальный прибор, который называется реостатом. Принцип работы реостата основан на его способности изменять сопротивление на участке цепи и, следовательно, силу тока.

На прошлом уроке мы уже узнали, от чего зависит сопротивление проводника: от удельного сопротивления, площади поперечного сечения и длины проводника. Конечно, изменять толщину или вещество не представляется возможным. Зато, можно легко изменять длину проводника, с помощью скользящих контактов. Скользящий контакт можно сдвинуть в ту или иную сторону, тем самым включив бо́льшую или меньшую часть проводника в цепь. Такие реостаты называют ползунковыми.



Чтобы даже незначительное изменение длины проводника значительно влияло на силу тока, в реостатах используются проводники с большим удельным сопротивлением.

Простейший реостат можно сделать из обыкновенной нихромовой проволоки. Один из контактов, с помощью которых мы подключим проволоку в цепь, должен быть скользящим.


Таким образом, мы сможем изменять силу тока, используя скользящий контакт. Как мы помним, во сколько раз мы уменьшим длину, во столько же раз и уменьшится сопротивление, и увеличится сила тока. Давайте рассмотрим, почему не стоит использовать материалы с маленьким удельным сопротивлением в реостатах.

Поскольку речь идет не о длинных проводах, а о контактах внутри приборов, мы будем рассматривать длину провода не более одного метра. В этом случае


Помимо ползунковых реостатов, существуют, также, ступенчатые реостаты. Они состоят из набора резисторов, часть из которых включается в цепь, в зависимости от регулировки. Чем больше резисторов включено, тем больше сопротивление и, соответственно, меньше сила тока. Очевидное отличие ступенчатых реостатов — это то, что они могут изменять сопротивление только пошагово, т.е. есть какое-то минимальное изменение, поскольку мы не можем включить в цепь дробное число резисторов.


Во многих современных технологиях используются цифровые реостаты. Такие реостаты обладают интегральной схемой, то есть программно могут выставлять заданное сопротивление. Разумеется, схема работы подобных приборов значительно сложнее, поэтому мы не будем изучать их принцип действия.


Задача 1. Скользящий контакт нихромового ползункового реостата был подключен так, что в цепь была включена ровно половина длины реостата. Когда скользящий контакт максимально отодвинули от второго контакта, сила тока в цепи уменьшилась на 4 А. Найдите площадь поперечного сечения проволоки реостата, учитывая то, что её длина составляет 50 см, а напряжение в цепи равно 12 В.


Задача 2. В лаборатории исследовали реостат из неизвестного материала. После измерений выяснялось следующее: длина проволоки реостата составляет 80 см, а его площадь поперечного сечения 2 мм 2 . При включении его в цепь с напряжением 35 В, ток удалось снизить до 70 мА. Каково удельное сопротивление данного материала, если пренебречь другими причинами сопротивления в цепи?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знать устройство, назначение и принцип действия резистора и реостата. Уметь подключить их в электрическую цепь.

Задачи

  • развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновывать свои действия, делать выводы, обеспечивать самоконтроль;
  • совершенствовать умения и приемы учебной работы (планировать, организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию – выделять главное).

Тип урока: урок -практикум

Урок по технологии (мальчики) в 8 классе

Раздел программы: Электротехника.

Тема урока: Резисторы и реостаты (2 урок, пр. раб. №5)

Цель: знать устройство, назначение и принцип действия резистора и реостата. Уметь подключить их в электрическую цепь.

формировать у учащихся знания о рациональной организации рабочего места для проведения электротехнических работ;

формировать практические умения по сборке электрических схем с соблюдением правил безопасности труда.

развивать творческие способности, инициативу и самостоятельность;

развивать внимание, память, логическое мышление, умение обосновывать свои действия, делать выводы, обеспечивать самоконтроль;

совершенствовать умения и приемы учебной работы (планировать, организовывать учебную деятельность, воспринимать и перерабатывать информацию – выделять главное).

Тип урока: урок -практикум

Материально-техническое обеспечение урока:

мобильный компьютерный класс

компьютер, проекционное оборудование

книга 1 к электронному конструктору,

учебник технология 8 класс, под редакцией В.Д. Симоненко

тетради, принадлежности для графических работ;

Содержание и структура урока

Проверяет готовность учащихся к уроку, наличие учащихся

Дежурный докладывает об отсутствующих

Целеполагание и мотивация.

- На прошлом уроке мы изучали резистор и реостат. Сегодня проверим ваши знания с помощью электронных тестов, и выполним практическую работу.

Знакомит с целью урока.

Организует проверку знаний по пройденному материалу с помощью эл. тестов и мобильного класса.

Решение электронных тестов

Практическая часть урока.

Задание 1 Резистор как ограничитель тока:

Изменение тока в цепи при помощи резисторов (рис. 5.3)

Регулировка силы тока переменным резистором в реостатном включении (рис.5.4).

Задание 2 Переменный резистор как делитель напряжения:

Регулировка яркости светодиодов при потенциометрическом включении переменного резистора (рис.5.6).

Проводит вводный инструктаж по выполнению практической работы. Организует работу в парах по алгоритму.

Беседует с учащимися с целью выявления усвоения знаний. Наблюдает за правильностью сборки схем, оказывает помощь по выявлению и устранению ошибок, организует проверку результатов.

Организуются в пары, заслушивают инструктаж, выполняют действия в соответствии с алгоритмом. Операции: анализа, сравнения, обобщения. Самоконтроль.

Читайте также: