Конспект урока эмоции 9 класс

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Любченко Людмила Яковлевна

Населенный пункт: г. Луганск

Тема. Эмоции человека.

Цели урока: определить природу, виды, проявления эмоций.

Задачи:

Развивающие : развивать внимание, память, логическое мышление, умение различать негативные и позитивные эмоции, делать выводы. Помочь учащимся определить индивидуальные особенности их эмоциональной жизни. Воспитательные: воспитывать положительное отношение друг к другу, чувство уважения и дружбы.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы работы: беседа, рассказ, работа в группах, в парах, работа с учебником.

Девиз урока:

«Человек не может понимать окружающий мир только логикой мозга,

С.В. Образцов (Слайд № 1)

Ход урока

І. Организационный этап

-Ребята, садитесь, пожалуйста.

-Какой урок сейчас?

-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Как тебе удается .

Я раньше не знал, что ты .

Я хотел бы так, как ты .

Где ты научился .

Сегодня мы поговорим о том, что такое эмоции, какие бывают эмоции, какая физиологическая природа эмоций, какое значение имеют эмоции в жизни человека? - ученики записывают тему урока в тетради (слайд № 2,3).

III. Изучение нового материала

Учитель.

1. На фоне музыки. Хочется рассказать вам одну историю. Она произошла с 13 летней девочкой. Была эта девочка уязвимой, тонко все чувствовала и писала стихи.

«А в моем государстве Апрель -

Люди строят воздушные замки.

А в моем государстве Апрель

Эта девушка с раннего детства была прикована к постели. Полиомиелит парализовал ноги и позвоночник. Но она не потеряла юного задора и желания жить . Она будто жила за всех детей, пристально следила за ними, переживала все, что происходило. Свои ограниченные возможности она компенсировала обостренной чувствительностью и эмоциональностью.

Однажды, захваченная безумной страстью взлететь к своим воздушным замкам, она встала и пошла . Врачи не могли объяснить этот феномен - в ее колене был полностью атрофирован нерв. А девушка все равно двигалась! Вскоре она отказалась от костылей. Сегодня она, Инна Лесовая, художник, пишет замечательные картины.

Вот насколько сильны, могут быть эмоции и чувства. В своей повседневной жизни вы много раз слышали и использовали эти слова. Но все ли смогут дать определение, что такое чувства, эмоции?

2. Учитель. Наше сердце — удивительный орган! Оно умеет не только перекачивать кровь, но еще танцевать от радости, замирать в предвкушении, сжиматься от жалости и обливаться кровью. А еще оно может разбиться от боли, разорваться от горя, упасть от разочарования, замирать в ожидании, трепетать от счастья… О чем идет речь?- ответы учащихся.

Работа с учебником. Задание. Выписать определение, что такое чувства?

Чувства – это внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни.

Задания. Перечислите известные вам чувства.

Эмоции - временное переживание какого-то чувства. (Слайд № 4).

Вопрос . Как возникают эмоции?

Формула П. Симонова: Э = П (Н - С), где Э - эмоция, П - потребность, Н - информация, необходимая для удовлетворения потребности, С - информация, которая известна. Если П = 0, то и Э = 0, если С> Н - возникают положительные эмоции – слайд № 5.

3. Физиологические основы эмоций

Беседа . Как проявляются эмоции? - слайд № 6.

В основе простейших эмоций находятся сложные безусловные рефлексы, процессы, протекающие в подкорке. Значительную роль здесь играет вторая сигнальная система. Само слово, мысль, сознательное отношение к тому или иному явлению, что вызывает нежелательные эмоции, дают человеку силу подавлять их, вообще управлять чувствами.

Когда мы переживаем какую - либо эмоцию, это проявляется:

- В ощущениях (приятных или нет);

- Во внутренних изменениях (учащенное сердцебиение и дыхание, повышение температуры тела, интенсивности энергетического обмена, умственной и физической работоспособности и др.) - при положительных эмоциях. И наоборот.

4. Схема теории эмоций Кэннона - Барда - слайд № 7.

Внешний стимул Стимул, воспринятый мозгом

Эмоции

Реакции организма и Двигательные и сенсорные нервы

ощущения на них

Какие ощущения вызвала у вас эта музыка? Какие эмоции можно выделить? – составление схемы – слайд 8.

Эмоции

Участок ГМ – 35% Участок ГМ – 5%

1 - й вариант

2-й вариант

спокойная совесть равнодушие

восторг состояние безопасности

упреки совести зависть

6. Значение эмоций - беседа. Как вы думаете, зачем нам нужны эмоции, можно обойтись без них? - слайд № 10.

Эмоции влияют на процессы:

- Определяют отношение к окружающей среде.

7. Задание. Давайте узнаем о том насколько эмоциональный каждый из вас. Для этого вам нужно ответить на вопросы теста - слайд № 11 - 12.

Тест 2. Эмоциональная уравновешенность

1. Можете ли вы быстро выйти из себя даже по самому незначительному поводу?

2. Боитесь ли вы вывести из себя человека, зная, что он физически сильнее вас?

3. Вы можете начать ссору только из-за того, что на вас не обратили внимания?

4. Вам нравится ездить на большой скорости, даже если это связано с риском?

5. Когда вы болеете, не очень ли вы увлекаетесь лекарствами?

6. Способны ли вы на все для того, чтобы получить то, что вам очень нравится?

7. Нравятся вам большие собаки?

8. Любите ли вы часами сидеть на солнце?

9. Вы уверены, что когда-нибудь станете известным?

10. Умеете ли вы вовремя прекратить игру, если чувствуете, что начинаете проигрывать?

11. Есть ли, у вас привычка много есть, если вы не очень голодны?

12. Хотите ли вы знать заранее, что вам подарят?

Более 8 баллов. Вы человек очень рассудительный, ваши потребности умеренные, а эмоции "содержатся в железной узде". Но такое жестокое самоподавление может привести к постепенному накоплению внутреннего напряжения, внезапно для окружающих может вырваться наружу по самому незначительному поводу.

4-8 баллов. У вас есть чувство меры. Вы трезво взвешиваете свои возможности. И одновременно позволяете себе немного "повалять дурака", эмоционально оживляет вашу жизнь.

Менее 4 баллов. Вы абсолютно неразумные. Вам всегда всего мало, но одновременно вы можете чувствовать себя глубоко несчастным из-за мелочей, вам явно не хватает благоразумия, ваши эмоции предупреждают ваш разум. Кроме того, вы создаете вокруг себя атмосферу напряженности, мелочности, от которой страдают эмоции окружающих вас людей.

8. Внешние проявления эмоций.- слайд №13.

Внешние проявления эмоций

Эмоциональные Эмоциональное Эмоциональные

реакции состояние чувства

(улыбка, смех, слезы (возбуждение, угнетение, (любовь, привязанность,

  • страх, тревожность) ненависть, ревность, зависть)

IV . Обобщение и систематизация полученных знаний

2. Стихотворение о любви (эмоциональное чувство) - ученица читает стихотворение о любви, другие ученики должны угадать проявление какой эмоции.

Они сидели на скамейке
Под сенью лип в весеннем парке.
Он целовал ей нежно веки,
Читал сонеты из Петрарки.

Пиджак из чёрного велюра,
Слегка накинутый на плечи.
Она была его Лаурой,
Он был Франческо в этот вечер.

Под покрывалом майской ночи
Восторженно горели взгляды.
Близки их души были очень,
Они легко парили рядом.

И, обо всём забыв на свете,
Забот и дум отбросив бремя,
Они смеялись, словно дети,
Для них остановилось время.

Соприкасаясь головами,
Друг друга слушали дыханье…
Любовь не выразить словами,
Она - вне сферы пониманья…

Учитель. Помните, что эмоциональный мир личности - это не только красивый образ; психика базируется на эмоциях, которые обеспечивают гармонию личности в одних случаях и ее противоречие - в других.

И только п ять эмоций, мешающих нам жить: гордость, зависть, злоба, жалость и страх. Так будьте же внимательны, терпимы друг к другу, уважайте людей, которые вас окружают. Помните, относитесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам.

V. Домашнее задание

1. Прочитать параграф…

1 - я строка: ключевое слово.

2 я строка: два прилагательных.

3 я строка: три глагола.

4-й строки: фраза по теме Сенкан.

5-я строка: существительное.

V I . Рефлексия

Перед учащимися карточки с изображением эмоций.

Задание. Выразите эмоцию, с которой вы идете с урока, с помощью карточки. Учащиеся прикрепляют карточки к доске.

V II . Итог урока

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984.

2. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987.

2. Изарт К.Е. Эмоции человека. — М., 1980.

3. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов. — М., Просвещение, 1986.

4. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.

Во время беседы "Я и мои эмоции" воспитанники говорили о том, какое место занимают эмоции в их жизни, нужны ли они вообще и для чего. Позже они узнали, как осознавать свои чувства и как ими управлять, а также о способах "тушения" эмоциональных взрывов.

ВложениеРазмер
ya_i_moi_emotsii.docx 23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: способствовать развитию у учащихся коммуникативных навыков.

- Способствовать формированию у учащихся навыка эмоциональной саморегуляции.

- Способствовать развитию у учащихся способности к самоанализу.

- Обобщить у учащихся знания об эмоциях, их разнообразии, показать значимость эмоций в общении, деятельности, значимость умению контролировать свои эмоции.

- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.

-Меня зовут Наташа, и я люблю музыку.

В: Такие молодцы все! Артистичные, догадливые! Я думаю, что все уже догадались, что тема нашей сегодняшней беседы – это…

В: Правильно, эмоции. Какие они бывают? Какие мы чаще всего испытываем? Нужно ли подавлять эмоции? Эти и многие другие вопросы мы сегодня рассмотрим.

И первый вопрос - что же такое эмоции? Кто попытается сформулировать ответ?

В: Все ваши ответы достаточно верные. Но, как обычно бывает, у самых простых, казалось бы, понятий, существует тонна непонятных замудренных определений. Вот, например, некоторые из них.

  • эмоции – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей (Большая психологическая энциклопедия);
  • эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности (Психологический словарь);
  • эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям (Г. Вербина. Психология эмоций).

Все эти определения объединяет одно слово – переживания . Эмоции выражаются в переживаниях. Поначалу это кажется всё сложным, но далее мы с вами разберемся. А сейчас я предлагаю всем желающим ответить на вопрос – какое место занимают эмоции в нашей жизни?

В: Спасибо за ваши ответы! Так или иначе, в нашей жизни чувства занимают особое место. Разнообразные эмоциональные моменты входят в содержание всех умственных процессов — восприятия, памяти, мышления и др. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Эмоционально окрашенные моменты запоминаются быстрее и прочнее. Эмоции могут ускорить или замедлить наше мышление. Они развивают нашу фантазию, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Люди с бедными и слабыми эмоциональными переживаниями становятся сухими, мелочными. Положительные эмоции и чувства повышают нашу энергию и трудоспособность.

Но скажите, все ли эмоции одинаково приносят пользу? Есть ли среди них те, которые реально портят жизнь?

В: Любопытно, но многие, если вообще не большинство, психологи советуют не бороться с эмоциями. Помните слово, которое было во всех определениях?

В: Верно, эмоции проявляются в переживаниях. Значить, их нужно ПЕРЕЖИТЬ. И вот что есть на просторах интернета по этому поводу.

Во-первых, существует 4 основных спектра эмоций: страх, гнев, печаль, радость. Самые основные и первые из них – страх и гнев. Они связаны с выживанием. Практически у любого живого организма они есть. (1)

Далее идут радость и печаль. Это, собственно, то, что делает нас более развитыми существами, чем животные, к примеру. Но здесь тоже все не так просто. Бывает, что и радость, эмоция по сути положительная, может отрицательно сказаться на ситуации. Так, представим, человек едет за рулем. Вдруг ему звонят и сообщают новость, которая его очень радует, приводит в состояние эйфории. Как вы думаете, безопасно ли ему будет вести машину в таком состоянии? Почему?

В: Верно! Так, мы видим, что проявление любых эмоций может быть со знаком и +, и -, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Так, возьмем печаль. Предположим, вы испытываете чувство грусти. Что обычно делают люди в этом состоянии? Что бы вы посоветовали?

В: Соглашусь. Но опять же напомню, испытывать и выражать свои эмоции – это нормально. Но современным миром, к сожалению, правят стереотипы. И эмоций они касаются тоже (2,3).

В: И тогда происходит то, что реально мешает. Мы не хотим признавать, что чувствуем какую-то эмоцию, потому что общество это не одобряет. Но так нельзя. Нужно учиться ими управлять. А чтобы научиться управлять своими эмоциями, их нужно ОСОЗНАТЬ! Вам интересно, как?

В: На самом деле, все очень просто. По сути, когда вы испытываете нечто сильное, достаточно остановиться на мгновение, посмотреть внутрь себя и НАЗВАТЬ то, что вы чувствуете. Найти для этого верное слово, которых великое множество. Давайте подумаем вместе, какие слова есть для отображения каждого из четырех спектра эмоций. (4)

В: Знаете ли вы, что те эмоции, которые вы испытываете, отражаются и на физическом уровне, в теле. Вспомните, когда вы злитесь, что вы чаще всего делаете?

В: Правильно, сжимаем кулаки, стискиваем зубы. А на самом деле все еще страшнее – сжимаются даже наши сосуды, именно поэтому у людей, которые часто злятся и сдерживаются, наблюдаются сосудистые заболевания. Это не говоря уже о мышечных зажимах. Замечали ли вы, что если вы легли спать в расстроенных чувствах, то наутро болит шея, плечи, спина?

Какие эмоции мы можем найти в своем теле? Что и где вы чувствуете?

Исходя из всего вышеперечисленного, мы можем уже 1)дать эмоции имя, 2) ощутить её, где она находится в теле. Многие люди утверждают, что уже даже на этом этапе им становится легче. 3, и самый важный этап, позволить этой эмоции быть. Не отрицать, не подавлять, не делать вид, что её нет. Мы – живые, социальные существа. Разве испытывали бы мы эмоции, если бы этого не было нужно? Ранее мы с вами уже разобрались, что каждая эмоция может быть как +, так и -, но все они для чего-то нужны.

4) Понять, для чего вам эта эмоция, на что она указывает. Как вы думаете, о чем говорит обида?

5) Научиться не принимать на личный счет все, что происходит с вами.

Если на вас кто-то накричал, это не всегда означает, что вы в чем-то провинились.

Возможно, у них плохое настроение, к вам лично это отношения не имеет. Просто вы оказались не в том месте и не в то время.

Не стоит втягиваться в этот негатив, реагируя эмоцией обиды или гнева. Впрочем, вы имеете право спокойно и корректно отстоять свои границы.

Вот еще некоторые способы (5)

В: Да, это была поистине интерактивная беседа. Мне очень приятно видеть, что большинство оказалось вовлечено в нее, не остались равнодушными. Скажите, понравилась ли вам наша встреча? Была ли она полезной для вас? Узнали ли вы для себя что-то новое?

В: Спасибо вам огромное, что пришли! До новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Интерактивная беседа с элементами тренинга "Я и другие"

Это второе занятие по толерантности. Основная цель : научить навыкам толерантности.Вспоминается понятие толерантности, которое изучили на предыдущем классном часу. Проводяться игры " Мы с тобой .


Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"

Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности".


Интерактивная беседа для учащихся 6-8 классов "Урок толерантности"

Методическая раработка интерактивной беседы для учащихся 6-8 классов по теме "Урок толерантности".


Интерактивная беседа со старшеклассниками "Подростковый алкоголизм".

Мероприятие построено в форме диалога с учащимися 9-11 классов, предполагает откровенный разговор о причинах и последствиях подросткового алкоголизма. Педагогическая ситуация смоделирована так, чтобы .


ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ "ВЫБОР ПРОФЕССИИ"

Разработка мероприятия по профессиональному самоопределению воспитанников старшего школьного возраста, направленного на расширение представления детей о различных профессиях; формирование позитивного .

ИНТЕРАКТИВНАЯ БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ИГРЫ "ВЫБОР ПРОФЕССИИ"

Разработка мероприятия по профориентационному воспитанию, целью которого являются расширение представления подростков о различных профессиях; формирование позитивного отношения к труду; побуждение к с.

Интерактивная беседа "Привычки хорошие и плохие"

Разработка мероприятия по здоровому образу жизни, целью которого является: пропагандировать ЗОЖ; воспитывать негативное отношение к вредным привычкам и побуждать к формированию хороших привычек; помоч.

Цель урока сформировать у учащихся представление о физиологических механизмах формирования эмоций, значение эмоций в жизни людей.

Оборудование: рисунки, таблицы с изображением различных эмоций, компьютер, медиа проектор.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: семинар (с использованием ИКТ).

Вводная часть

Актуализация имеющихся у учащихся навыков определения настроения людей по выражению лица.

Основная часть

Формирование представлений учащихся о позах и жестах, как выразительных средствах, несущих важную информацию.
В начале урока учащиеся слышат шум в коридоре, имитирующий ссору между учащимися, переходящую в драку (прослушивается отрывок звукозаписи аналогичного содержания). Важно, чтобы дети никого не видели, но хорошо слышали отрицательный эмоциональный диалог, который сопровождается звуками опрокидывающейся мебели и бьющегося стекла.

Рефлексия

– Что вы слышали? (Ответ: ссору).
– Как вы поняли, что люди ссорятся? (Громкие голоса, раздражённый тон, грубые слова).
– Выражением чего были услышанные звуки? (Отрицательные эмоции).

Подготовка к осознанному восприятию нового материала

Вступительное слово учителя.

Огромная роль в жизнедеятельности человека и высших животных принадлежит эмоциям. Для того чтобы осознать это, нужно просто представить себе мир без эмоций. Предположите, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир, и попытайтесь вообразить этот мир таким, каков он сам по себе, без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд и опасений. Такого рода отчуждённое и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Ведь всё ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своём мире, – это чистый продукт, созерцающий личности.

Изучение нового материала. Теоретический блок

Эмоции – (от латинского слова, что значит, потрясаю, волную) временные, преходящие переживания, возникающие в ответ на какое-либо воздействие или как реакция на определённые обстоятельства.

Высшие эмоции и чувства возникают при наличии определённого интеллекта человека, они осуществляют не саморегуляцию организма, а саморегуляцию личности человека, влияя на взаимодействие эмоции личности с обществом.

Эмоции – субъективные состояния человеческого организма, поддающиеся объективному нейрофизиологическому анализу (общий курс физиологии человека и животных).

Хотя мы в состоянии обсуждать эмоции быть абсолютно уверены в том, что понимаем друг друга, когда описываем, например, страх, ученые до сих пор не смогли выработать достаточно четкого определения эмоции – такого, которое не содержало бы субъективных понятий и не сводилось к перечислению признаков. Американский психолог Уильям Джеймс создатель одной из первых теорий, в которых субъективный эмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями, – описывал огромную роль эмоций в жизни человека сопоставляя одиночество с отчуждением и эмоциональной депривацией внешней среды – (состоянием человека в эмоциональном вакууме). Работы Джеймса, проведенные в конце XIX века, вместе с учением Зигмунда Фрейда и некоторыми другими теориями, относящимися к XX веку, послужили фундаментом для современных исследований мозга и эмоций.

  • Эмоции – это субъективные состояния.
  • Проявление эмоций ярко выражено.
  • Эмоции влияют на физиологическое состояние организма.

Комментарии учителя. Представления об эмоциях пришли в физиологию из психологии. Мы в состоянии обсуждать эмоции, и можем быть уверены в том, что понимаем друг друга, когда описываем, например, страх. Однако учёные до сих пор не смогли дать достаточно чёткого определения эмоций, которое не содержало бы субъективных понятий и не сводилось бы к перечислению признаков, на сегодняшний день не существует.

ХАРАКТЕРИСТИКАЭМОЦИЙ

5. Закрепление изученного материала. Практический блок

Мимическое выражение эмоций.
Работа со схематическими изображениями проявления эмоций.

Вариант 1. Учитель по очереди демонстрирует круги, на которых изображены лица людей с выражением радости, отвращения, удивления, печали, гнева, страха.

Вариант 2. Учитель раздаёт учащимся заранее заготовленные круги белой бумаги, изображающие человеческие лица, и предлагает изобразить на них различные эмоции. (Рисунок 3)

Цель работы: научиться создавать условия для распознавания эмоций, развивать способность распознавания эмоций у другого человека, расширить свой словарь эмоций.

Цель упражнения: научиться воспроизводить признаки, характерные для определённой эмоции не вербально и развивать способность распознавания эмоций.
Учащиеся по очереди вытаскивают карточки, на которых написано название эмоции, объясняют с помощью жестов, мимики интонации содержание карточки. Все учащиеся, которые наблюдают за презентацией эмоции, отмечают в тетради своё предположение, какая эмоция могла быть представлена, а после обсуждения правильного ответа отмечают точность своей оценки. Затем учащиеся работают с карточками, на которых написано не только название эмоции, но и способ её демонстрации (например: радость – способ её демонстрации выражение лица, отвращение – способ его демонстрации: интонация, удивление – способ его демонстрации: жесты.) Остальные учащиеся должны догадаться, какая эмоция изображается. Результаты фиксируются наблюдателями.

Цель упражнения: научиться анализировать эмоции, которые уже были когда-то пережиты учащимися.

Цель упражнения: научиться анализировать эмоции, выявить эмоции, которые позитивно влияют на самочувствие и деятельность человека.

Работа может выполняться в малых группах. Ведущий, который выбирается членами группы, предлагает рассказать о значимых для ребят событиях с позиции того, что вызвало удивление, интерес, радость и отразилось позитивно на деятельности. Процедура идёт по кругу и может включать оценку (в баллах), которую выставляет группа учащемуся за само презентацию.

Сделайте вывод, какие эмоции вам труднее воспроизвести в данный момент, а какие легче, с чем это может быть связано, на сколько хорошо вы распознаёте эмоции, по каким признакам вам проще понять состояние другого человека, по каким сложнее.

Обладаете ли вы такими качествами? Не стоит ли вам скорректировать свою позицию, своё поведение? Определить свои качества вам поможет методика, которую успешно использует казанский психолог И.М. Юсупов для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей.

Домашнее задание

2. Найдите и выпишите из художественных произведений описания людей, испытывающих разные эмоции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать важность эмоциональной регуляции жизнидеятельности человека.

развивать умение осознанно выражать свои эмоции и чувства, навыки эмоционального самоконтроля;

2.Развивающая: Развить навыки идентификации эмоционального состояния других людей по невербальным признакам,проявляющимся в поведении. обучить навыкам определения эмоциональных состояний других людей по мимике и жестам;

3.Воспитывающая: Формировать навыки выстраивания доброжелательных взаимоотношений с окружающими. Самостоятельности, активности,добросовестного отношения к выполнению заданий.

Оқудың әдісі:

Сабақта өз бетінше істейтін жұмыстың түрлері:

Виды самостоятельной работы на уроке: работа с раздаточным дидактическим материалом.

Сабақтың материалдық-техникалық жарақтандыру:

Материально-техническое оснащение урока:работа с интерактивной доской, презентация к уроку - Power Poin, раздаточный дидактический материал, наглядный материал (изображение эмоций и жестов, дерево с яблоками);

Сабақтын мазмұны мен жүруі

Содержание и ход урока

1.Үйымдастыру кезеңі

Организационная часть:

Приветствие студентов, создание положительного эмоционального фона к уроку(играет тихая спокойная музыка)

Давайте по приветствуем друг друга. Каждый из вас в момент, приветствия может показать улыбку, радость.

3. Мотивация учебной деятельности

Наша жизнь наполнена различными чувствами и эмоциями: мы радуемся и грустим, любим и ненавидим, обижаемся и восхищаемся. А что делать, если наши чувства отравляют нам жизнь? Если они разрушают отношения с близкими и друзьями? Вы хотите научиться справляться с обидой или страхом, с тревогой или ревностью? Вы хотите научиться радоваться жизни и направлять энергию эмоций на реализацию своих планов?

Современная техническая эпоха требует от нас и ценит в нас в первую очередь развитие ума, интеллекта. Чувства вроде бы отошли на второй план. Еще бы, с чувствами неудобно!

Эмоциональный человек открыт, его легко ранить, причинить боль. Зато как удобно ничего не чувствовать! Нет эмоций — нет боли. Мы привыкаем закрываться. Сначала стараемся никому не показывать эмоции. Мы же гордые и сильные! Не плачем, не восхищаемся, не восторгаемся, не сочувствуем, не переживаем и не печалимся.

Перестаём радоваться, надеяться, доверять. И вдруг однажды мы делаем неожиданное открытие: жизнь стала серой, скучной. Ушли яркие краски, сочность, вкусность жизни. Вяло удивляемся: почему? А все очень просто: нельзя запретить себе испытывать отрицательные эмоции. Мы так устроены: либо чувствуем, либо нет. Эмоции - это единственное человеческое сокровище!

Подводя итоги какого-то периода своей жизни ни звания, ни должности, ни машины или бриллианты вспоминают люди, а почему-то вспоминают они самые яркие эмоционально окрашенные события жизни: празднование дня рождения или Нового года, когда ты еще ребенок, первое 1-ое сентября, весеннее счастье юности, признание в любви, рождение собственных детей, моменты творческих прорывов.

Если эмоциональные состояния не вспоминаются — жизнь кажется пустой, если их много — яркой и наполненной.

Мы учимся так жить, чтобы быть счастливыми, чтобы окружающие уважали, чтобы быть успешным в общении, состояться как личность, жить в гармонии с собой, другими людьми и окружающим миром.

Древняя притча

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.

- Слепи мне счастье, - попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Вы можете лепить свою жизнь так, как желаете сами. Вы можете выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив или работать над собой, решать проблемы, чтобы Ваша жизнь стала гармоничнее, радостнее, успешнее и светлее.

Человек — существо эмоциональное, реагирующее. Мы радуемся, волнуемся, боимся, раздражаемся, удивляемся.

При отрицательных эмоциях и чувствах в кровь поступает адреналин, от которого сужаются сосуды, повышается кровяное давление, и активизируются все энергетические процессы в организме.

Если эмоции и чувства очень сильны (при потере близкого человека), то нужно дать организму разрядку - не стоит сдерживать слезы, иначе печаль, не выраженная слезами, плохо отразится на здоровье.

2. Изучение новой темы (Слайд 1)

Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое эмоции и чувства, какие виды эмоций можно выделить, а также о том, какую роль они играют в жизни человека.

Проблемный вопрос:-Что такое эмоции человека? Привидите примеры.(Слайд 2)

Какие виды эмоций вы знаете? (студенты высказывают свое мнение)

Давайте запишем: эмоции – это короткие душевные переживания, чувства – это длительные душевные переживания Кто может привести пример, как мы выражаем эмоции и чувства?

(Получил плохую оценку, испытал обиду, злость – эмоции, весь день был огорчен, напряжен - чувства).

Знакомство с основными эмоциями человека (Слайд 3 – 14)

Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди , с которыми он сталкивается , события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства: радость, печаль, хорошее или плохое настроение , испуг, возмущение, гнев. Они выражают отношение человека к действительности.

Кто может привести пример, как мы выражаем эмоции и чувства? (Слайд 15)

Чувства проявляются в мимике

В мимике (выразительные движения лица)

В пантомимике (выразительные движения всего тела – поза, жест)

В вокально-голосовой мимике (интонация, выразительные паузы, повышение или понижение голоса, смысловое ударение)

Отгадать зашифрованную эмоцию (Слайд 16- 23)

Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения, они сигнализируют о том ,как протекает деятельность, все ли в жизни обстоит благополучно. Вот, например, испортилось у человека настроение. Он и сам не всегда знает, отчего это произошло. Существует даже такое выражение –беспричинная грусть. Но причина все-таки обязательно есть. И чувства, сигнализируя человеку о том, что что-то случилось, заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, поссорился с другом, работа, выполнена хуже, чем хотелось бы.

Чувства субъективно- для человека- выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Положительные эмоциональные состояния ( восторг, удовольствие) свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыд, злость, утомление).

(Преп-ль просит студентов вспомнить иерархию человеческих потребностей и привести пример).

Читайте также: