Конспект классного часа крымская весна

Обновлено: 04.07.2024

ЦЕЛЬ: Расширять знания детей о России и Крыме.

1. Закрепить знания о символике России и Крыма.

3. Расширить представление детей о Родине малой и большой;

4. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина —

5. Совершенствовать грамматический строй речи.

6. Развивать диалогическую речь.

7. Умения строить предложения (грамматически правильные)

8. Упражнять в подборе прилагательных к существительному;

9. Развивать: любознательность, интерес к прошлому истории России, воображение, познавательную активность, наблюдательность;

10. Воспитывать у детей любовь к своей Родине, к Крыму, интерес к природе Крыма и бережному отношению к ней.

Беседы о России, о Крыме, заучивание стихотворений, пословиц о Родине.

Демонстрационный материал: карта России, Крыма, государственные символы России и Крыма, рисунки детей по данной теме.

Ход занятия:

Мы очень любим край родной

И с радость гостей встречаем

Здоровья. Радости, добра

И мира всем мы пожелаем! (Леша)

Эмоциональный настрой на работу.

«Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Ты мой друг и я твой друг.

Воспитатель: ребята, посмотрите, пожалуйста вокруг и скажите, что вы видите сегодня необычного, что необычного в обстановке? (группа украшена шарами, карта висит, рисунки детей, символика Крыма и России). Вы уже догадались, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (О Крыме и о России).

-Какой праздник отмечала наша страна и наш родной Крым 18 марта? (наш любимый, дорогой, родной Крым воссоединился с великой державой – Россией! Теперь Крым и Россия навсегда едины, как одно целое, огромное государство.)

Когда приходит в Крым весна

И пробуждается природа

Нам добрый праздник несет она,

Желанный праздник для народа. (Егор)

На свете много разных стран,

Но есть одна страна

От белых льдов до тёплых рек

Раскинулась она. (Полина К.)

-Кто догадался, что это за страна?

(Как называется страна, в которой мы живем)

- Дети: Россия. (Показ карты России.)

Воспитатель: посмотрите ребята на карту. Россия — необъятная страна, она занимает огромную территорию. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день. Россия самая большая страна в мире. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные. Какие реки вы уже знаете? Обь, Енисей, Лена, Волга. Очень красива и богата природа России.

- А мы с вами граждане России. Если мы с вами живем в России, значит мы кто? (россияне)

Как велика моя земля,

Как широки просторы,

Озера, реки и моря,

Леса, поля и горы. (Арсений К.)

-А кто знает и назовет столицу России? (Москва).

Воспитатель: а кто знает и назовет мне главные символы России? (Гимн, флаг, герб).

Воспитатель: Правильно, дети, каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн, они являются государственными символами. Слово символ в переводе с греческого обозначает пароль, примета, знак, сигнал, признак.

- Воспитатель: Гимн исполняется во время официальных визитов за рубеж главы государства, на олимпиадах и спортивных соревнованиях, во время вручения наград не только исполняется гимн, но и поднимаются флаги стран, спортсмены которых стали победителями.

Воспитатель: вторым символом России вы назвали флаг.

Какие цвета на флаге? (Ответы детей).

Что обозначают цвета на флаге? (Ответы детей).

Воспитатель: Флаги вывешиваются на зданиях наших посольств за рубежом, то есть в других странах. Являются отличительным знаком, приметой на бортах самолетов, на морских и космических кораблях.

Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска –мир и чистота,

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак –

Доблестный трехцветный наш российский флаг!

Рассматривание герба России детьми. Что изображено на гербе России? ( Ответы детей: Двуглавый орел).

Воспитатель: А где вы еще встречали герб? (на металлических и бумажных деньгах, паспортах, документах.)

Воспитатель: ребята, а можно ли сказать, что Россия, это наша Родина? (можно)

Воспитатель: а как другими словами можно назвать Родину? (Отчизна. Отечество)

Родина- слово большое-большое

Пусть не бывает на свете чудес!

Если сказать это слово с душою, Глубже морей оно,

Выше небес! (Оля)

(красивая, бескрайняя, большая, богатая, могучая, сильная, огромная, непобедимая)

Воспитатель: ребята, а вы любите свою Родину? (да)

Воспитатель: а какие пословицы вы знаете о Родине?

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать-одна и Родина. Как вы понимаете эту пословицу? (у человека одна родная моя на протяжении всей жизни, которая любит нас, а мы ее. Так и Родина одна у человека на всю жизнь)

Воспитатель: ребята, но есть место в нашей стране, где мы родились, растем- это наш родной край, это наша малая родина. В какой республике мы с вами живем? (в республике Крым).

Мы крымчане, мы крымчане,

Вместе мы встречаем праздник

Веселимся и поем. (Эля)

Полуостров наш приветлив,

В гости нас к себе зовет

Кто у моря утро встретит,

Тот о Крыме запоет. (Самира)

-Назовите столицу Крыма (Симферополь)

Воспитатель: у Республики Крым есть тоже свои символы, это флаг и герб.

Государственный флаг республики Крым, как и флаг России, тоже трехцветный.

Красный цвет – это трагические страницы истории нашего полуострова.

Синий – надежда на светлое будущее.

А основной, посредине белый фон – чистая страница, на которой пишется современная история Крыма.

2)Второй символ Крыма – герб. А кто знает, что изображено на гербе Крыма? На гербе Крыма изображен серебряный грифон, держащий в правой лапе раскрытую раковину с голубой жемчужиной. Это как символ хранителя и защитника республики Крым.

Воспитатель: Какие города Крыма вы знаете? (Симферополь, Евпатория, Севастополь, Керчь, Судак, Алушта, Саки, Феодосия и др.)

К морю быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

Воспитатель: ребята, а Крым, какой он?

(маленький, красивый, солнечный, зеленый, гостеприимный, доброжелательный, цветущий, теплый, удивительный, великолепный, мирный, дружный)

Богата крымская земля

И может рассказать о многом

Но каждый должен знать о том,

Что Крым с Россией связан Богом. (Женя)

Воспитатель: ребята, а люди каких национальностей проживают в Крыму? Только ли русские населяют Крым? (татары, украинцы, белорусы, караимы, греки, евреи, поляки и др)

Греки, русские, армяне,

Крымчаки и караимы,

Есть у нас другое имя

Нас еще зовут КРЫМЧАНЕ. (Савелий)

Воспитатель: да, ребята, несмотря на то, что наш Крым-многонациональная республика, все народы живут на нашей территории в мире и согласии, никто не ссорится.

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной! (Настя)

Воспитатель: скажите, а всегда ли Крым принадлежал России? (нет, не всегда, 5 лет назад он принадлежал Украине)

-а что случилось? (поссорились Крым и Украина)

Воспитатель: а сейчас, ребята, я вам расскажу интересный случай.

Воспитатель: не случайно, событие –воссоединение Крыма с Россией, произошло весной, когда пробуждается природа, зарождается новая жизнь, а для Крыма зародилась новая жизнь, наступил новый этап, открылась новая страничка в ее истории-радостная и счастливая.

Воспитатель: а закончить наш сегодняшний праздник я предлагаю дружной песней хороводной. Давайте возьмемся за руки и встанем в хоровод.

Воспитатель: ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Какой праздник мы отмечали 18 марта? Что запомнилось вам сегодня больше всего?

Воспитатель: «Да здравствует, моя Россия! –

Звучит над крымскою землей,

Ликует с Крымом вся Россия,

Нажмите, чтобы узнать подробности

развитие чувства патриотизма и гордости за свою страну, формирование российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе исторических событий, связанных с воссоединением Крыма с Россией.

1. Вступительное слово учителя

2. Крым в Российской истории

3. Крым в годы Великой Отечественной Войны

4. Крым литературный. Стихотворения о Крыме

5. О символах России

Сценарий урока, посвященного годовщине принятия Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации

развитие чувства патриотизма и гордости за свою страну, формирование российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе исторических событий, связанных с воссоединением Крыма с Россией.

1. Вступительное слово учителя

2. Крым в Российской истории

3. Крым в годы Великой Отечественной Войны

4. Крым литературный. Стихотворения о Крыме

5. О символах России

Вступительное слово учителя

В ноябре 2013 - феврале 2014 гг. в Украине разворачивается политический кризис. В феврале 2014 г. на фоне массовых беспорядков и кровавых столкновений сил правопорядка с митингующими оппозиционерами в Киеве Президент Украины В.Ф. Янукович был отстранен от власти оппозицией и покинул страну, обратившись за помощью к России.

На фоне разрастающейся дестабилизации политической ситуации в рамках действующего законодательства, 11 марта 2014 г. Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет приняли Декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.

Отвести время на рассказы детей о том, как у них дома были отмечены эти события.

Крым в Российской истории

Вхождение полуострова Крым в состав России – это исторически драматичный, но закономерный процесс. В течение нескольких веков России грозила постоянная военная опасность со стороны Крымского ханства, одного из осколков Золотой Орды. Повторяющиеся набеги крымчан наложили отпечаток на историю Русского государства, задерживая его хозяйственное, политическое и культурное развитие. Присоединив Казанское (1547–1552) и Астраханское (1556) ханства, Иван IV (1530–1584) не предпринял мер по обеспечению безопасности Русского государства от Крымского ханства и крымских набегов. При этом, Крымский хан был вассалом могущественного османского султана.

Эта напряженная борьба требовала огромных сил Московского государства и больших материальных и людских затрат. Расходы на поминки и подарки ханам, выкуп пленных, содержание крымских послов в Москве и строительство засечных черт – все эти меры не могли уберечь от грабительских набегов крымчан, для которых военная добыча и пленники являлись единственными источниками существования. Опустошение южных приграничных уездов Московского государства во время набегов крымчан не позволяло русскому крестьянству использовать эти плодородные земли, что негативно сказывалось на развитии сельского хозяйства в целом. Наконец отсутствие России на Черном и Азовском морях сдерживало развитие внешней торговли страны. Крымская проблема негативно сказывалась на проведении внешней политики России, поскольку уязвимость южных границ сдерживала активность страны на других направлениях и заставляла действовать с оглядкой на юг.

В последней четверти XVII в. Россия вошла в антиосманскую Священную Лигу европейских государств в составе Речи Посполитой, Австрии и Венеции. В 1687 г. выполняя свои союзнические обязательства, русские войска во главе с князем Василием Васильевичем Голицыным выступили в поход на Крым. Международная обстановка благоприятствовала России. Османская империя воевала с Австрией, Польшей и Венецией и не могла оказать помощи своему вассалу. Тем не менее, поход завершился бесславно. 100-тысячная русская армия, страдая от летней жары, отсутствия воды и продовольствия, была вынуждена вернуться назад с большими потерями от болезней. Второй Крымский поход князя В.В. Голицына в 1689 г. был подготовлен значительно лучше. В нескольких небольших сражениях русским войскам удалось разбить противника и впервые дойти до Перекопа. Однако отсутствие оборонительных рубежей и продовольствия заставило отступить. Несмотря на неудачу, крымские походы князя В.В. Голицына показали возросшую мощь Российского государства. Впервые вистории борьбы с крымчанами военные действия были перенесены на территорию противника. Появление русской армии у Перекопа вызвало опасения в Османской империи и определенные надежды у покоренных славянских народов Балкан.

Пришедший к власти в 1689 г. царь Петр Алексеевич, несмотря на неприязнь к сестре – царевне Софье и главе ее правительства В.В. Голицыну, продолжал политику предшественников. В январе 1695 г. началась подготовка к Азовскому походу. В отличие от походов князя В.В. Голицына было принято решение двигаться не на Крым, а к турецкой крепости Азов. Смена направления была продиктована очевидными выгодами. Сухопутная армия могла продвигаться не по безлюдной и безводной степи, а по заселенной территории. Необходимое продовольствие и боеприпасы можно было подвозить по Дону и Волге. В качестве отвлекающего маневра 120-тысячная русская армия под командованием Б.П. Шереметева вместе с запорожскими казаками выступила в низовья Днепра. В начале июля 1695 г. русские войска подошли к Азову. Разрушенная после героической обороны Азова казаками в 1637–1642 гг. крепость была восстановлена турками. Укрепленный каменный четырехугольник, обнесенный валом с башнями, защищал турецкий гарнизон. Попытки русских солдат захватить крепость путем артиллерийских обстрелов не увенчались успехом. При проведении осадных работ проявилась слабая выучка военных инженеров. Неудача была также вызвана отсутствием единоначалия. Командиры П. Гордон, Ф. Лефорт и Ф.А. Головин хотели лично отличиться перед царем и мало думали об общем деле. Важную роль в неудаче сыграло отсутствие у русской армии флота. Это не позволило изолировать турецкую крепость со стороны моря, откуда защитники получали необходимые подкрепления и продовольствие. Осенью 1695 г. стало очевидно, что поход не увенчался успехом. Однако неудача не сломила желания царя Петра. При подготовке нового похода были устранены недочеты. Во главе армии было ликвидировано многоначалие – войска возглавил генералиссимус А.С. Шеин, выходец из старомосковского боярского рода. На реке Воронеж началось строительство галерного флота, а Ф. Лефорт был назначен его адмиралом. Воронеж стал центром сбора русских войск. Планировали собрать армию около 70 тыс. человек.

В конце мая 1696 г. началась вторая осада Азова. Она с первых же дней развивалась очень успешно. Русская флотилия из 22 галер отрезала крепость от путей поставок продовольствия, русская канонада под командованием самого царя вела прицельный огонь. Окончательный штурм крепости был назначен на 22 июля, но за 3 дня до этого гарнизон капитулировал. В качестве трофеев победители получили 92 пушки и 16 знамен. Азовская победа способствовала укреплению авторитета молодого Петра, которого ругали в обществе за образ жизни и дружбу с иностранцами. Также эта победа стала показательной для явных и тайных сторонников царицы Софьи и князя В. В. Голицына. По возвращении в Москву в конце сентября 1696 г. Петр торжественно отпраздновал Азовский триумф.

В начале марта 1697 г. Петр отправился в Великое посольство. Основной его внешнеполитической задачей было расширить круг союзников России в Европе в возможном столкновении с Османской империей. Помимо Австрии и Венеции, Петр рассчитывал на помощь других европейских держав в предстоящей полномасштабной войне за выход на побережье Черного моря. Однако дипломатия Петра потерпела неудачу. По сути, царь оказался обманут искушенными политиками старого света. Англия и Голландия, а как выяснилось позднее Австрия и Венеция не были заинтересованы в военном столкновении с Турцией. В Европе назревал конфликт за испанское наследство. Главный претендент в этой борьбе – Франция находилась в союзе с турецким султаном, поэтому европейские страны пытались разрушить этот альянс своими договоренностями со Стамбулом. К этому добавим, что Петр осознал невыгодность для России союза с Австрией и Венецией. За годы войны эти государства получили значительные территориальные приращения. Австрия – Венгрию, Словению, Сербию и часть Боснии. Венеция – Далмацию и Морею. Россия, больше всех затратившая материальных и людских ресурсов в годы двух крымских и двух азовских походов, получила только Азов и несколько приднепровских крепостей.

3. Крым в годы Великой Отечественной Войны

Издвавна имеющий важное стратегическое значение Крым сыграл большую роль в годы войны с нацистской Германией. С первый дней войны на полуострове начали формироваться отряды народного ополчения. Крым поставил под ружье в формирования гражданского населения более 166 тыс. человек.

Германские войска вторглись на полуостров в сентябре 1941 г. Оборона Перекопа и Ишуньских позиций советскими войсками продолжалась в течение месяца.

Другим примером героизма защитников Крыма является защита Аджимушкайских каменоломен. Это сеть искусственных пещер в районе города Керчь. После неудач советских наступлений весной 1942 г. германские войска перешли в контрнаступление, в том числе и на Керченском полуострове. После мужественного сопротивления, 16 мая 1942 г. советские войска вынуждены были эвакуироваться из Керчи на Таманский полуостров. Часть войск, прикрывавших эвакуацию, оказалась блокированной. Они заняли оборону в каменоломнях. Туда же ушла часть населения. Район Аджимушкайских каменоломен был освобожден Красной Армией в ноябре 1943 г.

После начала оккупации Крыма, началась партизанская борьба против захватчиков. Было создано более 30 партизанских отрядов, которые в ходе операций ранили и уничтожили более 33 тыс. германских солдат и офицеров. В Севастополе и других населённых пунктах Крыма с врагом боролось 200 подпольных патриотических организаций и групп общей численностью свыше 2 тыс. человек. В результате ряда наступательных операций в 1944 г. Советская Армия осовободила Крым.

В феврале 1945 г. в Крыму состоялась знаменитая Ялтинская конференция, заложившая фундамент послевоенной системы международных отношений. На ней были согласованы действия великих держав по окончательному разгрому Рейха и по послевоенному устройству Европы.

4. Крым литературный. Стихотворения о Крыме

Древняя Таврида, хранящая дух греко-римской античности, помнящая Крещение Руси и дела древнерусских князей, манящая теплым морем и навевающей романтический пафос природой – издавна служила местом притяжения для русских литераторов. Сюда приезжали и на отдых, и по делам службы, и для интересных творческих встреч, и просто – за вдохновением. Для некоторых прозаиков и поэтов Крым стал постоянным местом жительства, другие сражались здесь на земле и на море в страшные годы войн за Отечество, есть и те, кто окончил в Крыму свой земной путь. Для многих представителей предреволюционной российской интеллигенции Крым оказался местом прощания с Родиной, где они вступили на палубу парохода, уходившего в неизвестность.

Но Крым – это не только адреса писателей, Крым прочно вошел в нашу русскую литературу, и образы полуострова на страницах произведений классиков порой чаруют не меньше, чем крымские пейзажи воочию.

Александр Сергеевич Пушкин (1799–1837)

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

Антон Павлович Чехов (1860–1904)

Крым и Севастополь: их историческое значение для России Купава Светлана Алекс.

Великая Отечественная война в Крыму длилась с 1941 по 1944 гг.

Керчь Севастополь

1954 – 1991 гг. - Крым в составе Украины

1954 – 1991 гг. - Крым в составе Украины

18 марта 2014 года – Республика Крым и город Севастополь в составе России

18 марта 2014 года – Республика Крым и город Севастополь в составе России

Жизнь каждого принадлежит отечеству, и не удальство, а только истинная храбро.

Жизнь каждого принадлежит отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу. П.С.Нахимов


Мы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что с.

Мы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире - это человек.

Ссылки на изображения: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/37/887/3.

Ссылки на изображения: http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/70/421/7.

Выбранный для просмотра документ 31____.docx

Купава Светлана Александровна,

Красногвардейского района Республики Крым

Классный час

Вхождение Крыма и Севастополя в состав России

Ц ель : - сформировать целостное представление об общности исторической судьбы народов, населяющих Крым, и народов России и готовность на его основе адекватно оценива ть текущие политические события;

- способствовать выработке у школьников ценностных ориентаций, основанных на приоритете прав и свобод личности, права наций на самоопределение, свободного волеиз ъявления народа;

- воспитывать чувство гражданственнос ти, патриотизма и толерантности;

Вступительная часть

Учитель: Крым, знаменитая Таврида - бесценная сокровищница памятников культуры многих народов. Место встречи таких мировых культур, как эллинская, иранская, иудаистская, византийская, мусульманская. Крым - одно из красивейших мест планеты, увенчанное прекрасными творениями природы и человека, покоряющее вас своим особым романтическим настроем. А сколько волшебства в таких названиях, как Коктебель, Форос, Чуфут-Кале, Массандра, Балаклава, Кара-Даг, Ай-Петри, Новый Свет…

Крым – это наша малая Родина. Нам повезло, что мы родились в таком замечательном месте. Совсем недавно, 18 марта 2014 года, после проведения референдума, был подписан международный договор о принятии Крыма и Севастополя в состав России. Создан новый Крымский федеральный округ в Российской Федерации. Безусловно, это очень значимое событие и наш сегодняшний урок будет посвящен Крыму и его новых исторических реалиях.

Основная часть

Учитель: Крым – это уникальный уголок Земли. Его история очень многогранна и полна трагических и героических событий. Эта многогранность отражена в символике Республики Крым. Давайте вспомним, что вы знаете о символах Республики Крым.

( рассматриваются герб и флаг РК )

Ученик 1: Флаг Республики Крым представляет собой полотнище, состоящее из трех горизонтально расположенных цветных полос: верхней — синего цвета, средней — белого цвета, нижней — красного цвета. Красная нижняя полоса флага символизирует героическую и трагическую историю Крыма, память об уроках прошлого. Верхняя синяя — надежду на благополучное будущее. Средняя белая обозначает равенство всех культур и народов полуострова, стремление к гражданскому миру.

Ученик 3: Республика Крым вошла в состав огромной страны – России. В Российской Федерации тоже есть свои государственные символы. Что вы о них знаете?

(учащиеся исполняют гимн России)

Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Учитель: Тысячелетиями по крымской земле прокатывались волны народов и завоеваний – киммерийцы, эллины, скифы, сарматы, римляне…

С YI века Крым попадает под влияние Византии. Для защиты от степняков-кочевников наряду с крепостью Херсонес появляются Алушта, Гурзуф и другие укрепления. Крым становится форпостом распространения православия в регионе.

Со 2-й половины YII века и до середины IX , территория Крыма, без Херсонеса, во всех западноевропейских источниках именуется Хазария. В X веке Хазарский каганат перестал существовать в результате победы русских дружин. Однако потомки иудеев (караимы и крымчаки) остаются жить в горных районах Крыма и сейчас.

Киевский князь Владимир – креститель Руси, принял христианство из рук Византийской церкви именно в крымском Херсонесе, который отныне у русских будет именоваться Корсунь. Таким образом, отсюда, с Крыма, пошло распространение православия по русской земле. Эта духовная скрепа усиливается и созданием на части территории полуострова и на Тамани русского Тмутараканского княжества. С этого времени, в ряде арабских летописей Черное море начинает именоваться Русским.

Начиная с XIII века и до середины XV, полуостров фактически находится под влиянием Золотой Орды. Золотоордынцы именуют его Крым. Бывшие греческие полисы превратились в центры генуэзской торговли.

Ханы основывают город Бахчисарай, как столицу Крымского улуса. Уже с конца XIV в. крымские правители проводят достаточно самостоятельную политику, бросая иногда вызов даже золотоордынским ханам. Одним из наиболее известных крымских правителей того времени был Мамай, разбитый русскими войсками на Куликовом поле в 1380 г.

В начале XIX века в Крыму развивается виноградарство (Магарач) и судостроение (Севастополь), прокладываются дороги. При князе Воронцове начинает обустраиваться Ялта, закладывается Воронцовский дворец, а южный берег Крыма превращается в курорт.

12 - 13 слайды

Рассказ учеников о Крымской войне и защите Севастополя

1-й: Война началась с Синопского сражения, в котором Российский черноморский флот под командованием адмирала Нахимова практически полностью уничтожил Османский флот. Эта победа привела к входу в Черное море огромного англо-франко-османского флота. Войска антироссийской коалиции сумели произвести высадку в Крыму и нанесли российской армии ряд поражений. Был осажден Севастополь. Русский флот не мог противостоять неприятельскому, поэтому часть кораблей затопили перед входом в Севастопольскую бухту, что ещё больше укрепило город с моря.

2-й: Более 20 тыс. моряков сошли на берег и встали в строй вместе с солдатами. 11 месяцев 48,5 тысяч защитников Севастополя, при поддержке простых горожан героически противостояли 175-тысячной коалиционной армии. За это время погибли адмиралы Корнилов, Нахимов и Истомин, был тяжело ранен комендант крепости генерал Тотлебен. С огромными трудами, почти полностью разрушив город, 8 сентября 1855 г. французы и англичане заняли Малахов курган. Южную часть Севастополя пришлось оставить, а остатки флота затопить. Однако, беспримерное мужество защитников Севастополя истощило силы коалиции ( потери в Крыму превысили 128 тыс.человек ) и Россия не потеряла Крым, как того хотели изначально союзники, хотя ей и было запрещено иметь военный флот в Черном море.

3-й: Тютчев по этому поводу написал стихотворное обращение к канцлеру А.М. Горчакову:

Да, вы сдержали ваше слово:

Не двинув пушки, ни рубля,

В свои права вступает снова

Родная русская земля —

И нам завещанное море

Опять свободною волной,

О кратком позабыв позоре,

Лобзает берег свой родной.

15 – 16 слайды

4-й: В Крыму наши войска несли потери,
Сраженья шли за каждый метр земли.
Держали крепко оборону и плацдармы,
В атаку шли и в рукопашный бой.
Снаряды землю нашу в клочья разрывали,
Но каждый воин дрался как герой.

Учитель: Весной 1944 года войска советской армии очистили Крым от оккупантов. В этом же году с полуострова были необоснованно выселены крымские татары, болгары и греки, которых обвинили в сотрудничестве с оккупантами. Это скорбная полоса в истории Крыма. И только 14.11.1989 года справедливость восторжествовала, репрессии народов Крыма были признаны незаконными. Крымская АССР в 1944 году была ликвидирована и создана Крымская область и город Севастополь в составе РСФСР.

Закрепление.

/класс делится на 2 команды. Каждая выбирает капитана и придумывает себе название/

Задание: 1. Викторина

- как в YI веке называлась крепость близ современного Севастополя?

- Назовите имя крестителя Руси, принявшего христианство в крымском Херсонесе.

- Кто впервые назвал полуостров в Черном море Крымом?

- Какой крымский город стал столицей Крымского ханства?

- Назовите имена русских полководцев защищавших крымскую землю от оккупантов?

- Когда был освобожден Крым от немецко-фашистских захватчиков?

- В каком году Крымская область была присоединена к Украине?

- Когда был подписан договор о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав РФ?

- Что символизируют цвета флага РК?

- Что символизирует грифон на гербе РК?

- Кто автор слов гимна РК?

Задание: 2. Загадки с отгадками.

/ на доске записываются буквы, из которых необходимо составить древние названия крымских городов. Правильный ответ 5 баллов. За каждую подсказку снимается один балл/

А Е Н А П Т И Й К П (Пантикапей)

Подсказки: 1) Основан выходцами из Милета в конце YII в до н.э.;

3)Находился на восточном побережье Крымского полуострова;

4) Расположен у пролива между Черным и Азовским морями.

Д А К Е К И Р Н К И И (Евпатория)

Подсказки: 1) древнегреческий город, существовавший с начала V века до н.э. по конец II века до н.э. на западе Крымского полуострова;

3) современный город – знаменитая детская здравница;

4) современный город знаменит своим театром на ходулях.

Задание: 3. Кто быстрее?

/необходимо из слов составить знаменитое изречение русского адмирала Петра Степановича Нахимова /

истинная храбрость, жизнь, и не удальство, принадлежит, а только, отечеству, каждого, приносит ему пользу.

/Жизнь каждого принадлежит отечеству, и не удальство, а только истинная храбрость приносит ему пользу./

IY . Заключение. Подведение итогов урока.

20 - 21 слайды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час расширит знания детей о России и Крыме.

Закрепит знания о символике России и Крыма.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Форма проведения: заочная экскурсия

учитель начальных классов

ЦЕЛЬ: Расширять знания детей о России и Крыме.

1. Закрепить знания о символике России и Крыма.

3. Расширить представление детей о Родине малой и большой;

4. Активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина —

5. Совершенствовать грамматический строй речи.

6. Развивать диалогическую речь.

7. Умения строить предложения (грамматически правильные)

8. Упражнять в подборе прилагательных к существительному;

9.Развивать: любознательность, интерес к прошлому истории России, воображение, познавательную активность, наблюдательность;

10. Воспитывать у детей любовь к своей Родине, к Крыму, интерес к природе Крыма и бережному отношению к ней.

Беседы о России, о Крыме, заучивание стихотворений, пословиц о Родине.

Демонстрационный материал: карта России, Крыма, государственные символы России и Крыма, рисунки детей по данной теме.

Мы очень любим край родной

И с радостью гостей встречаем

Здоровья. Радости, добра

И мира всем мы пожелаем!

Эмоциональный настрой на работу.

«Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Ты мой друг и я твой друг.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, вокруг и скажите, что вы видите сегодня необычного, что необычного в обстановке? (класс украшен шарами, карта висит, рисунки детей, символика Крыма и России).

- Вы уже догадались, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Крыме и о России).

-Какой праздник отмечала наша страна и наш родной Крым 18 марта? (наш любимый, дорогой, родной Крым воссоединился с великой державой – Россией! Теперь Крым и Россия навсегда едины, как одно целое, огромное государство.)

Когда приходит в Крым весна

И пробуждается природа

Нам добрый праздник несет она,

Желанный праздник для народа.

На свете много разных стран,

Но есть одна страна

От белых льдов до тёплых рек

-Кто догадался, что это за страна?

- Как называется страна, в которой мы живем?

(Россия. Показ карты России.)

- Посмотрите, ребята, на карту. Россия — необъятная страна. Она занимает огромную территорию. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день. Россия самая большая страна в мире. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. В России не одна тысяча городов, их очень много, а самые крупные из них: Москва, Санкт-Петербург, Самара, Екатеринбург и много других. Реки России большие и полноводные.

- Какие реки вы уже знаете? (Обь, Енисей, Лена, Волга.) Очень красива и богата природа России.

А мы с вами граждане России. Если мы с вами живем в России, значит мы кто? (россияне)

Как велика моя земля,

Как широки просторы,

Озера, реки и моря,

Леса, поля и горы.

-А кто знает и назовет столицу России? (Москва).

- Какие вы знаете главные символы России? (Гимн, флаг, герб).

- Правильно, дети, каждая страна имеет свой герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами. Слово символ в переводе с греческого обозначает пароль, примета, знак, сигнал, признак.

Гимн исполняется во время официальных визитов за рубеж главы государства, на олимпиадах и спортивных соревнованиях, во время вручения наград не только исполняется гимн, но и поднимаются флаги стран, спортсмены которых стали победителями.

Вторым символом России вы назвали флаг.

Показ флага:

- Какие цвета на флаге? (Ответы детей).

- Что обозначают цвета на флаге? (Ответы детей).

Флаги вывешиваются на зданиях наших посольств за рубежом, то есть в других странах. Являются отличительным знаком, приметой на бортах самолетов, на морских и космических кораблях.

Три полоски флага –это неспроста:

Белая полоска –мир и чистота,

Синяя полоска – это цвет небес,

Куполов нарядных, радости, чудес,

Красная полоска – подвиги солдат,

Что свою Отчизну от врагов хранят.

Он страны великой самый главный знак –

Доблестный трехцветный наш российский флаг!

(Рассматривание герба России детьми.)
- Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел).

- А где вы еще встречали герб? (на металлических и бумажных деньгах, паспортах, документах.)

- Ребята, а можно ли сказать, что Россия- это наша Родина? (можно)

- А как другими словами можно назвать Родину? (Отчизна. Отечество)

Ученик:

Родина- слово большое-большое

Пусть не бывает на свете чудес!

Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно,

(красивая, бескрайняя, большая, богатая, могучая, сильная, огромная, непобедимая)

- Ребята, а вы любите свою Родину? (да)

- А какие пословицы вы знаете о Родине?

Нет в мире краше Родины нашей.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Одна у человека мать, одна и Родина.

- Как вы понимаете эту пословицу? (у человека одна родная мать на протяжении всей жизни, которая любит нас, а мы ее. Так и Родина одна у человека на всю жизнь)

- Ребята, но есть место в нашей стране, где мы родились, растем- это наш родной край, это наша малая родина. В какой республике мы с вами живем? (в республике Крым).

Мы крымчане, мы крымчане,

Вместе мы встречаем праздник

Веселимся и поем.

Полуостров наш приветлив,

В гости нас к себе зовет

Кто у моря утро встретит,

Тот о Крыме запоет.

-Назовите столицу Крыма (Симферополь)

У Республики Крым есть тоже свои символы, это флаг и герб.

Показ флага.

Государственный флаг республики Крым, как и флаг России, тоже трехцветный.

Красный цвет – это трагические страницы истории нашего полуострова.

Синий – надежда на светлое будущее.

А основной, посредине белый фон – чистая страница, на которой пишется современная история Крыма.

Второй символ Крыма – герб.

- А кто знает, что изображено на гербе Крыма? (На гербе Крыма изображен серебряный грифон, держащий в правой лапе раскрытую раковину с голубой жемчужиной. Это как символ хранителя и защитника республики Крым.)

- Какие города Крыма вы знаете? (Симферополь, Евпатория, Севастополь, Керчь, Судак, Алушта, Саки, Феодосия и др.)

К морю быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)

Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)

Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)

Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)

Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)

- Ребята, а Крым, какой он?

(маленький, красивый, солнечный, зеленый, гостеприимный, доброжелательный, цветущий, теплый, удивительный, великолепный, мирный, дружный)

Богата крымская земля

И может рассказать о многом

Но каждый должен знать о том,

Что Крым с Россией связан Богом.

- Ребята, а люди каких национальностей проживают в Крыму? Только ли русские населяют Крым? (татары, украинцы, белорусы, караимы, греки, евреи, поляки и др)

Греки, русские, армяне,

Крымчаки и караимы,

Есть у нас другое имя

Нас еще зовут КРЫМЧАНЕ.

- Несмотря на то, что наш Крым-многонациональная республика, все народы живут на нашей территории в мире и согласии, никто не ссорится.

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

Хорошо, что не похожи

Люди цветом глаз и кожи.

Как прекрасен мир цветной,

Разноцветный шар земной!

- Скажите, а всегда ли Крым принадлежал России? (нет, не всегда, 6 лет назад он принадлежал Украине)

-а что случилось? (поссорились Крым и Украина)

Я вам расскажу интересный случай.

Не случайно, событие –воссоединение Крыма с Россией, произошло весной, когда пробуждается природа, зарождается новая жизнь, а для Крыма зародилась новая жизнь, наступил новый этап, открылась новая страничка в ее истории - радостная и счастливая.

- А закончить наш сегодняшний праздник я предлагаю дружной песней хороводной. Давайте возьмемся за руки и встанем в хоровод.

- Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие? Какой праздник мы отмечали 18 марта?

Читайте также: