Опорный конспект по пунктуации
Обновлено: 07.07.2024
Урок посвящен подготовке к ЕГЭ и нацелен на повторение материала, изученного в основной школе.
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_povtorenie_orfografii_i_punktuatsii.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Ульянова Ольга Дмитриевна
Учитель русского языка и литературы
Невского района г. Санкт-Петербурга
Комплексное повторение орфографии и пунктуации. Подготовка к ЕГЭ
- Образовательные :
- организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:
- отрабатывать навык написания НЕ с разными частями речи;
- Н-НН в полных прилагательных и причастиях;
- навык постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
- Развивающие :
- использовать приемы педагогической технологии Т.Я.Фроловой для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала;
- создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ;
- способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.
- Воспитательные :
- создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.
- компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
- рабочие папки с заданиями
- тесты с заданиями по типу ЕГЭ (проект демоверсии по русскому языку)
- ключи для взаимоконтроля выполнения заданий.
1. Организационный момент
Учитель зачитывает цели урока и предлагает учащимся определить целеполагание, используя следующий текст:
Светлым майским вечером, выйдя на небольшую прогулку, Гоголь купил небольшую охапку сирени и отправился к Плетневу, у которого нередкими гостями были друзья.
Профессор словесности Плетнев снимал квартиру с просторной гостиной в большом каменном доме с двориком, засаженным липами и кленами.
Учащиеся делают вывод: цели урока:
– повторить орфограммы – НЕ с разными частями речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях; пунктограммы – деепричастные и причастные обороты;
– закрепить навыки правописания НЕ с разными частями речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях; постановки знаков препинания при обособленных членах предложения;
– обобщить знания по орфографии и пунктуации;
– подготовиться к ЕГЭ ( части А)
3. Определение этапов урока
Урок состоит из нескольких этапов:
На каждом этапе урока учащиеся выполняют определенные задачи:
Учитель совместно с учащимися анализирует конспект, определяет роль сигналов.
Учащиеся проговаривают правила (8 орфограмм).
Б) Тренировочное задание
Учитель предлагает учащимся не только пояснить написание НЕ с разными частями речи, но и расставить ударения в данных словах.
Не с разными частями речи
- Афера (не)удалась
- (Не)подписанный договор
- (Не)обычный случай
- Вовсе (не)большой ломоть
- (Не)громко кашлянуть
- (Не)подумав о намерении
- Водопровод, (не)проведённый рабочими
- Позвонишь (не)знакомцу
В) Работа с тестом
Каждому учащемуся выдается тест по данной теме (на 3 минуты)
НЕ с разными частями речи
1. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)выразимая радость; (не)далеко, а близко;
б) (не)думающий человек; (не)думая
в) не)знал; (не)читая;
г) (не)отъемлемый; (не)редко.
2.В каком предложении НЕ пишется слитно:
а) Книгу читали далеко(не)многие.
б) Нас засыпал ни на минуту (не)прекращающийся снег.
в) (Не)ответив, она ушла
г) Озеро оказалось (не)глубокое.
3. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не) глубоко, а мелко; (не)приятель
б) (не)заметная в небе звезда; (не)понять
в) (не)званный гость; (не)правда
г) солнце, (не)палящее лучами; (не)годуя
4. В каком предложении НЕ пишется слитно:
а) Ничуть (не) интересно.
б) Он пел песню,(не)смущаясь.
в) На экзамене он (не)набрал баллы.
г) Слышны(не)умолкающие звуки.
5. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)бывать; вовсе (не)важно.
б) совсем (не)тяжело; (не)опрятный
в) (не)мелко; (не)лепо.
г) (не)решенная задача; (не)много, а мало.
1. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)глубокая река; не друг, а враг;
б) (не)знающий ничего человек; (не)решая;
в) (не)сладкий; (не)годовать;
г) (не)заметив; (не)далеко.
2. В каком предложении НЕ пишется слитно:
а) Я помню (не)ожиданную горечь ее слов.
б) Это было вовсе (не)известно.
в) (Не)размышляя, она уехала.
г) (Не)глубокое, а мелкое озеро.
3. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)маленькая; (не)верно
б) (не)решенная учеником задача; (не)видеть.
в) (не)терпимый характер; (не)лепость.
г) (не)видя; (не)добрый взгляд.
4. В каком предложении НЕ пишется слитно:
а) Это были (не)привычные звуки.
б) Он шел по дороге, (не)глядя под ноги.
в) Я никогда (не)играл в шахматы.
г) Она прошла, (не)поднимая глаз.
5. В каком ряду НЕ пишется раздельно:
а) (не)думать; далеко (не)интересно.
б) (не)легко; (не)брежный.
в) (не)возлюбить; (не)читая
г) (не)легкая задача; (не)много, а мало.
Б) Тренировочное задание
Учащиеся проговаривают орфограммы в предложенных словосочетаниях и поясняют их.
Квалифицирова..ый специалист
Вяза..ая кофта
Вяза..ая спицами кофта
Свяще..ый союз
Выглаже..ое мной платье
Высуше..ые грибы
Пече..ый в золе картофель
Потеря..ая книга
Операцио..ый стол
Разброса..ые вещи
Краше..ый пол
Исклева..ые ягоды
Песча. ый берег
Клюкве..ый кисель
Тополи..ый пух
Выигра.ый матч
Фасова..ые продукты
В) Работа с тестом
Каждому учащемуся выдается тест по данной теме (на 3 минуты)
Правописание Н и НН
1. В каком ряду пропущено НН:
а) Жаре..ый картофель; телефонные станции
б) ране..ый боец; песча..ый остров
в) гуси. .ое перо; скоше..ая трава
г) изреза..ые пальцы; замороже..ое мясо
2. В каком ряду пропущено Н:
а) нарисова..ая мною картина; суше..ые грибы
б) оловя..ый солдатик; усиле..ый ветер
в) коше..ый луг; кури..ый бульон
г) измуче..ый человек; ути..ое мясо
3. В каком ряду указаны слова с НН:
а) Авиацио..ый; кипяче..ая вода
б) пече..ый картофель;пече..ый детьми картофель
в) традицио..ый; осе..ий
г) наброше..ый; естестве..ый метод
а) В, Г б) А, В в) А, Б г) Б, Г
4. В каком ряду пропущено Н:
а) тигри..ые; плете..ая корзина.
б) вызубре..ый; груже..ая баржа
в) потеря..ый; засуше.ый в печи
г) осли..ый;асфальтирова..ая.
5. В каком ряду пишется НН:
а) прослуша..ый; стекля..ый;
б) орли..ый; песча..ый
в) заготовле..ый; тополи.ый
г) стари..ые дома; змеи..ый
1. В каком ряду пропущено НН:
а) Жаре..ый картофель; телефонные станции
б) ране..ый боец; песча..ый остров
в) гуси. .ое перо; скоше..ая трава
г) изреза..ые пальцы; замороже..ое мясо
2. В каком ряду пропущено Н:
а) нарисова..ая мною картина; суше..ые грибы
б) оловя..ый солдатик; усиле..ый ветер
в) коше..ый луг; кури..ый бульон
г) измуче..ый человек; ути..ое мясо
3. В каком ряду указаны слова с НН:
а) Авиацио..ый; кипяче..ая вода
б) пече..ый картофель; пече..ый детьми картофель
в) традицио..ый; осе..ий
г) наброше..ый; естестве..ый метод
а) В, Г б) А, В в)А, Б г) Б, Г
4. В каком ряду пропущено Н:
а) тигри..ые; плете..ая корзина.
б) вызубре..ый; груже..ая баржа
в) потеря..ый; засуше.ый в печи
г) осли..ый;асфальтирова..ая.
5. В каком ряду пишется НН:
а) прослуша..ый; стекля..ый;
б) орли..ый; песча..ый
в) заготовле..ый; тополи.ый
г) стари..ыедома; змеи..ый
После выполнения работы учащиеся меняются вариантами и ставят друг другу оценки за тест, используя ключ.
6. Лингвистическая задача
Учитель предлагает учащимся поразмышлять:
– Как связаны между собой фрагменты опорных конспектов?
(Тесная связь между орфографией и пунктуацией)
Б) Тренировочное задание
Учащимся в качестве тренинга предлагаются задания из вариантов ЕГЭ разных лет. (Класс работает совместно)
8. Комплесное закрепление знаний по орфографии и пунктуации
Частичный анализ текста.
1) Учащиеся поясняют орфограммы и пунктограммы в предложенном тесте. Делают вывод о связи пунктуации и орфографии.
2) Определяют стиль и тип речи.
3) Находят ключевые слова, подсказывающие тему текста.
4) Анализируют проблематику.
9. Пояснение домашнего задания. Итоги урока
Учащиеся дома должны продолжить работу с текстом и написать сочинение-рассуждение.
Учитель предлагает учащимся выбрать крылатое выражение, которое наиболее полно отражает состояние учащегося в конце урока.
Пунктуация (от лат. punetum — точка) — 1) совокупность знаков препинания; 2) свод правил расстановки знаков препинания.
Пунктуационные знаки, или знаки препинания: точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки, занятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки, кавычки.
Новые конспекты:
Найти конспект:
О проекте
Возрастная категория: 12+
(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ: подлежащее и сказуемое выражены именем сущ-м или числ-м в именит. падеже (Книга – источник знаний) оба главных члена выражены неопределённой формой глагола (Жить – Родине служить) один главный член выражен именем сущ., другой – инфинитивом (Наша задача – укреплять Родину) перед сказуемым стоят частицы это, вот (Иллюстрация – это наглядное пояснение к тексту)
СКАЗУЕМОЕ: ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ (Уже проснулись певчие птицы) СОСТАВНОЕ 1. составное глагольное: (вспомогательный глагол + инфинитив) Уже июнь, а тюльпаны продолжают цвести 2. составное именное: (глагол-связка + именная часть) Ветер был тёплым. Иллюминация будет красивой
с главным членом – подлежащим: НАЗЫВНЫЕ (сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют в настоящее время). Лес. Тишина. с главным членом – сказуемым: определённое-личные (сказуемое в форме глагола 1-го, 2-го лица ед. и мн.ч.) Люблю грозу в начале мая. Уходим завтра в море. неопределённо-личные (сказуемое в форме глагола 3-го лица наст., буд., прош. времени) В дверь постучались. безличные (сказуемое – безличный глагол, инфинитив, слова категории состояния) На дворе вечереет. Мне холодно. обобщённо-личные
Обособленные определения Обособленные члены: – уточняют высказываемую мысль; – конкретизируют описание действия; – дают более углубленную характеристику лицу или предмету; – вносят в предложение экспрессивную окраску. Общие условия обособления определений: 1) стоят после определяемого слова; 2) относятся к личному местоимению; 3) имеют дополнительное обстоятельственное значение. 4) удаленность определения от определяемого слова Обособление – смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.
Обособленные обстоятельства Обособляются обстоятельства, выраженные: 1) деепричастиями: одиночными: Поев, ребёнок заснул. в составе деепричастных оборотов: Обсудив результаты работы, мы разошлись. 2) обстоятельствами с предлогом несмотря на: Несмотря на дождь, дети убежали гулять. 3) сравнительными оборотами с союзами: как, будто, точно, словно, что, чем, нежели и др: Облака, как ватные, низко и неспешно плыли над землёй.
Дополнение 1. Способы выражения дополнения: ФормаПримеры 1. Имя существительноеПишу письмо, строгий к детям. 2. МестоимениеПишу ему, незаметно для других, знал что-то. 3. Имя прилагательное, причастие в значении существительногоНе возвратить сделанного. 4. ИнфинитивПриказал (что?) уехать; дал (что?) подумать. 5. Цельное словосочетание и фразеологизмВыпил несколько чашек; думал о каждом из нас; любовался анютиными глазками
2. По форме выражения различают две разновидности дополнений: - прямое дополнение – форма винительного падежа без предлога; Пишу (что?) письмо; стираю (что?) бельё; слушаю (что?) музыку. - косвенное дополнение – все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом. Борьба (за что?) за свободу; отдал (кому?) мне. Примечания. В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?)письмо. – Я не писал (чего?) письма). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным Мне не хватает (чего?) денег. – Мне хватает (чего?) денег. 2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать). Такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Я прошу вас говорить по существу дела. Ночь не принесла прохлады. Он углубился в чтение моего пространного заявления. Помню я эту осень отлично. Не видал я до той поры такой осени. Барышня взяла книгу и прочла строчку. Он приказал мне выехать на полигон.
Обособляются дополнения, выраженные существительными с предлогами: кроме, помимо, сверх, за исключением, включая, исключая, вместо, наряду с. В них передаются значения включения, исключения или замещения. Например: Никто, кроме Ивана, не знал ответа на вопрос учителя. Обособленные дополнения
приложение Приложение – это определение, выраженное существительным, которое дает другое название, характеризующее предмет. Приложение вместе с определяемым словом служит для обозначения одного и того же предмета. Приложение либо стоит с определяемым словом в одном и том же падеже, либо сохраняет форму именительного падежа независимо от формы главного слова. От полка спасибо наше вам за сына-храбреца
Приложение может быть выражено: а) существительным (с зависимыми словами или без них) с союзом как. Мне, как человеку любопытному, совсем не хочется уходить из комнаты; б) существительным (с зависимыми словами или без них) со словами по имени, по фамилии, по прозвищу, родом и др. Была у него собака, по прозвищу Шайтан. Определяемое слово и приложение нередко сливаются в цельное сочетание – один член предложения: княжна Марья, капитан Иванов, Волга-матушка, Иван-царевич, Аника-воин, матушка-Земля.
Дефис СТАВИТСЯ в следующих случаях: приложение и определяемое слово – нарицательные существительные: ученый-биолог, девочки-подростки, учитель-француз приложение – имя собственное (чаще всего – географическое название) стоит перед определяемым словом – родовым наименованием: Москва-река, Ильмень-озеро, Астрахань-город. При обратном порядке слов – нет дефиса: река Москва, озеро Ильмень, город Астрахань. Устойчивые выражения матушка-Русь, матушка-Земля, Волга-матушка пишутся через дефис; после собственного имени лица, если это имя слилось с определяемым словом в одно целое: Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Аника-воин, Дюма-отец, Рокфеллер-старший
Дефис НЕ СТАВИТСЯ в следующих случаях: в сочетании двух нарицательных существительных приложение стоит перед определяемым словом и может быть заменено определением – качественным прилагательным: красавец мужчина – красивый мужчина (но: мужчина-красавец); старик дворник – старый дворник (но: дворник-старик) в сочетании двух нарицательных существительных первое из них обозначает родовое понятие, а второе – видовое: цветок хризантема, суп харчо, попугай какаду. !Но если такое сочетание образует единый научный термин, то дефис ставится: заяц-русак, жук-плавунец, мышь-полёвка, жук-олень, птица-лира, рак-богомол, бабочка-капустница.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ: гора Казбек, озеро Байкал, мороз воевода, инженер конструктор, Аника воин, художник самоучка, сторож старик, Иванушка дурачок, гриб подберёзовик, художник портретист, жук носорог, рак отшельник, слесарь инструментальщик, женщина врач, врач терапевт, Москва река, матушка Русь, бедняк крестьянин.
Пунктуа́ция — это система знаков препинания и правил их употребления.
Что изучает пунктуация
Пунктуацией в языкознании называется его раздел, изучающий, во-первых, знаки препинания, а во-вторых, их расстановку на письме.
Пунктуация призвана сделать нашу письменную речь упорядоченной, четкой, понятной и ясной.
Пунктуа́ция (ср.-век. лат. punctuatio — от лат. punctum — точка) — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила.
Принципы пунктуации
Интонационный принцип — основа пунктуации русского языка.
Лингвисты Л.В. Щерба, А.М. Пешковский, Л.А. Булаховский считали, что знаки препинания являются формальным показателем ритмики и мелодики речи. С другой стороны, русская пунктуация отражает отчасти интонацию: на месте точки как завершающего знака препинания голос понижается, на месте тире делается более длительная пауза, чем на месте постановки запятой и т. д.
Ученый Я.К. Грот указывал синтаксический принцип пунктуации. Он считал, что знаки препинания делают более наглядным синтаксический строй письменной речи, выделяют отдельные предложения и их части в составе сложных предложений.
Логический принцип пунктуации обеспечивает понимание текста, смысловое деление его на части и соответственную постановку знаков препинания. Смысловой принцип особенно заметен при обособлении второстепенных членов предложения, а также в присоединительных и уточняющих конструкциях.
Очевидно, что все указанные принципы пунктуации совмещаются в единой системе пунктуации русского языка.
Знаки препинания
В русском языке основных десять знаков препинания. Перечислим их:
точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, скобки (круглые), кавычки.
Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте смысловых границ, значение которых особо подчеркивается пишущим.
Знаки препинания делят текст на части — предложения, а внутри сложных предложений отделяют, например, простые предложения друг от друга или главное предложение от подчиненного и т.д.
Разделы русской пунктуации и основные группы правил
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
Данный презентационный материал может быть использован для работы учителем-предметником (русский язык), а также в качестве наглядного материала для учащихся старших классов. Материал включает в себя темы раздела "Синтаксис и пунктуация", представленные как наглядные таблицы и опорные схемы. Каждая тема, представленная в презентации, сопровождается примерами.
Читайте также: