Конспект урока 6 класс правописание согласных
Обновлено: 02.07.2024
Средства обучения: карточки для творческого списывания, набор карточек-букв, рабочая доска, учебник.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Ход урока
I. Организация урока
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: “Правописание звонких и глухих согласных в корне слова”.
II. Актуализация знаний
Цель: выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал.
– С каким правилом в корне слова мы уже работали?
– Как проверить написание безударной гласной в корне слова? (Фронтальный опрос.)
а) Работа с карточками.
б) Спишите и подчеркните безударную гласную в корне слова. Во время списывания проверяйте.
Препод..ватель, уд..вительный, пок..залось, прод..вать, т..шина, д..лина.
в) После списывания: назовите безударную гласную и как вы ее проверили?
г) какие гласные в корне чаще всего бывают безударными? (а, о, е, и, я)
– Как их проверить?
д) Работа в парах. Взаимопроверка.
III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала
Цель: организовать познавательную деятельность детей, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
– Ребята! Тема нашего урока “Правописание звонких и глухих согласных в корне слова”. Тема очень важная и интересная.
Прослушаем сказку Ф.Кривина “Глухие и звонкие”.
Нацеливающий вопрос: Почему можно спутать буквы “б” и “п”?
Буква Б – далеко не последняя буква в алфавите. Прислушайтесь, как она звучит. Не правда ли, звонко? Это потому, что буква Б хорошо знает свое место.
Но всегда ли она так звучит? И опять-таки все зависит от места. Когда позади нее вдруг окажется какая-нибудь тихая, глухая буква, – Б сразу преображается. Куда девается ее бодрость, ее звонкая радость! Буква Б становится серьезной и задумчивой, и в голову ей приходят грустные мысли.
Эти мысли так угнетают букву Б, что ей уже совсем не до звучания. Она окончательно теряет свою силу и сама начинает звучать глухо, – так глухо, что по голосу ее и не узнать. В этих случаях букву Б часто путают с ее дальней родственницей – глухой П.
– Почему можно спутать “б” и “п”?
– Отчего это зависит?
IV. Изучение нового материала
Цель: дать учащимся конкретные представления об изучаемой теме.
– Запишите слова: дубки, карабкаться, губка.
– Какой звук слышится в написании этих слов?
Для того чтобы проверить написание согласных в корне слова, необходимо изменить слово так, чтобы после сомнительной согласной стоял звонкий согласный или гласный звук.
Проверим написание согласных в корне. (Ребята под руководством учителя подбирают проверочные слова).
– О каких еще звуках можно было составить подобный рассказ? (Б-п, в-ф, д-т, г-к, ж-ш, з-с).
Физкультминутка
Цель: предупредить усталость.
Не жужжу, когда сижу.
Не жужжу, когда хожу.
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Чики-чики-кички,
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели –
Все люди глядели.
Как они садились –
Все люди дивились.
V. Первичная проверка усвоения знаний
Цель: посмотреть, как усвоил ребенок материал.
Работа с учебником. Упр. 48.
Какой звук слышится на месте пропущенной буквы?
Какой буквой обозначите этот звук? Почему?
Как проверить написание звонких и глухих согласных в корне слова?
Работа в тетради. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
– Выучим стихотворение о парных согласных, чтобы никогда не делать ошибок.
Если слышишь парный звук
Будь внимательным, мой друг
Парный – сразу проверяй,
Слово сразу изменяй:
“зуб” на “зубы”,
“лёд” на “льды”.
Будешь грамотным и ты!
Работа в тетради.
– Спишите, вставляя буквы.
VI. Закрепление полученных знаний
Цель: закрепить знания и умения необходимые для самостоятельной работы учащимся по новому материалу.
Зарядка, заряд, зарядить, зарядки;
в порядке, порядок, порядки;
забудь, забудьте, забудут.
Давайте прочитаем слова в первом ряду хором. Найдите проверочные слова. Почему? Докажите!
Прочитаем слова во втором ряду. Назовите проверочные. Почему? Докажите.
Прочитаем слова в третьем ряду. Назовите проверочные. Почему? Докажите.
Правописание в корне проверяю с помощью родственных слов: подбираю такое проверочное слово, чтобы после согласного …(ребята дополняют орфограмму)
VII. Обобщение и систематизация знаний
Цель: сделать выводы и подвести итог.
– как проверить написание звонкой и глухой согласной в корне слова?
а) коррекция
б) оценки и их комментирование;
в) информация о домашнем задании
Записываем в тетради – домашняя работа. Упр. 49 (инструкция по выполнению) .
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
Цель: сделать выводы по уроку, создать условия для рефлексии собственной деятельности.
– Сегодня на уроке вы меня порадовали. Молодцы.
– Что вам на уроке сегодня было трудно?
– Что вам на уроке давалось легко?
Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 3-е изд. – М. Просвещение, 2006 г.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pisma_i_razvitiya_rechi_v_6_klasseindividualnoe_obuchenie.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок письма и развития речи в 6 классе
Цель : формирование навыка правописания звонких и глухих согласных в корне слова
Учить распознавать слова с парными согласными в корне и проверять их написание.
Тип урока : изучение нового материала
2. Повторение пройденного.
3. Изучение нового.
Развивать речь, логическое мышление, оперативную память, зрительное и слуховое восприятие.
Коррекционная задача решалась на различных этапах урока.
В процессе работы происходило включение слухового, зрительного речедвигательного анализаторов. Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации включены во 2-й и 3-й этапы урока; коррекция высших психических функций осуществлялась на 2 -5 этапах.
Воспитывать адекватную самооценку.
Воспитательная задача реализовывалась на этапе - 2 (самопроверка словарно-орфографической работы ).
Цель каждого этапа подчинена общей цели урока.
В процессе работы на уроке были реализованы следующие дидактические принципы:
1. Научности и доступности
2. Систематичности и последовательности
3. Принцип наглядности
4. Прочности усвоения ЗУН
5. Коррекционная направленность обучения
На уроке использовались следующие методы обучения :
- Словесный (рассказ – вступление, рассказ – изложение, обобщающая беседа).
- Практический (выполнение различных практических заданий и упражнений).
- Наглядный (использование таблиц ).
Были использованы приёмы : чтение правила вслух, рассматривание таблицы, соотнесение слова с правилом в таблице, списывание, осложнённое заданием.
Наглядность использовалась практически на всех этапах урока и работала
на стимулирование учебной деятельности для более прочного усвоения ЗУН.
Для смены видов деятельности и соблюдения охранительного режима включена динамическая пауза.
Правописание согласных состоит из 5 основных правил: 1) проверяемые согласные 2) непроверяемые согласные, 3) правописание непроизносимых согласных, 4) двойные согласные в иноязычных словах, 5) удвоение согласных в русских словах. В настоящем конспекте рассматриваются первые три правила.
Проверяемые и непроверяемые согласные
Различаются слова с проверяемыми и непроверяемыми (или труднопроверяемыми) согласными.
- Чтобы проверить слова с сомнительной согласной, нужно изменить слово так, чтобы за проверяемым согласным следовал гласный звук, например: косьба (косить) —резьба (резать) . В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась одна из букв р, л, м, н, в, например: штраф — штрафной, зубки — зубной, бегство — беглый, вымок — мокрый.
- Написание слов с непроверяемыми согласными проверяется по орфографическому словарю. Например: вокзал, мундштук, футбол, ягдташ.
Правописание непроизносимых согласных
3. Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным, нужно подобрать такое проверочное однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо: грустный — грустить, грустен (ср.: вкусный, вкусен); свистнуть — свистеть.
- Обратите внимание, что в словах безгласный, вкусный, искусный, косный (отсталый, реакционный), опасный, ровесник, словесность, ужасный, напрасный и др. непроизносимого согласного нет (вкусен, опасен).
Исключения: блеснуть (хотя блестеть), плеснуть (хотя плеск), лестница (хотя лесенка), склянка (хотя стекло).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по письму и развитию речи
в 6 классе по теме:
« Правописание звонких и глухих
подготовила и провела
учитель русского языка
ГБС(К)ОУ школы – интерната №7
станицы Казанской
Краснодарского края
Недобега Наталья Ивановна
Тема: Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Образовательные:
1.Обобщение знаний о правописании парных согласных в корне слова и способах проверки.
2.Сопоставление слов по смыслу, произношению и написанию корня.
3.Разбор предложений по членам предложения, слов – по составу.
Коррекционные:
4.Развивать речь учащихся и знания о разновидностях медведей.
5.Развивать монологическую речь учащихся.
6.Развивать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
Сигнальные карточки "Парные согласные", карточки с пословицами и поговорками, иллюстрации с изображением медведей, схема разбора предложения.
1. Организационный момент.
– Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать в словах орфограммы, повторим способы проверки слов с парными согласными в корне, будем учиться подбирать однокоренные слова, поупражняемся в разборе предложений по членам, а слов – по составу.
(на доске записаны пары букв)
Б П В Ф Г К Д Т Ж Ш З С
– Посмотрите, на доске написаны пары букв. Что вы можете сказать об этих буквах? Почему они записаны именно так? ( Эти буквы обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки).
– Назовите буквы обозначающие парные звонкие согласные звуки.
– Назовите буквы обозначающие парные глухие согласные звуки.
– Запишите эти пары букв.
– Поиграем в игру ? Найди лишнюю букву?. (на доске выставлены буквы).
Б П Л Г К Т Н Д Ж Ш З Р С В Ф
– Почему эти буквы лишние? (Они обозначают непарные согласные звуки).
3. Словарная работа.
(На доске записаны слова с пропусками)
.нварь, м.роз, б.рёзка, яг.дка, мес.ц, вет.р, м.дведь, х.рош, м.тель.
(Дети, выходя к доске вставляют пропущенные буквы).
– Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков. Почему? (медведь, метель).
Назовите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему? (ягода).
– А какая орфограмма встретилась в этих словах? ( правописание парных звонких и глухих согласных).
– Что надо сделать, чтобы узнать, какой буквой обозначается парный согласный звук? (подобрать проверочное слово).
– Прочитайте эти слова и подберите проверочное слово.
– Запишите все слова в тетрадь и подчеркните орфограммы.
4.Речевая разминка.
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь
Этот зверь – лесной . . . (медведь).
– Ребята, а что вы знаете про медведей? (Ответы детей).
– Ребята, вы знаете, что в мире существует несколько видов медведей. Какие? (Бурые, белогрудые или их называют по другому гризли, белый, бамбуковый, медведь панда. ( Учитель показывает иллюстрации с изображением медведей)
– Принято считать, что медведи сосут лапу зимой от голода, а ведь это не так. Просто у медведя в середине зимы меняется кожа на лапах, они чешутся, зудят, вот мишка в полусне и слизывает старую подошву. Бурых медведей можно встретить в Европе, Азии, Северной Америке, белых – в Арктике, белогрудых – в Северной Америке, панд – в Азии, Австралии. Все виды медведей записаны в Красную книгу. Поэтому, к этим животным нужно относится бережно, убивать их нельзя.
– А, что медведи делают сейчас? ( Ответы детей).
– Давайте составим небольшой рассказ о медведе. (4-5 предложений записываются на доске учащимися).
– Дополнительное задание: подчеркните в своём тексте слова с парными звонкими и глухими согласными в корне?
– Прочитайте их. Подберите проверочные слова.
– Как проверить парные согласные в корне слова? ( Дети читают правило наизусть).
6. Физминутка.
7. Работа по учебнику: упр. 69 стр. 45
– Что надо выполнить в упражнении?
( Дети начинают выполнять упражнение коллективно с объяснением)
– Далее выполняем упражнение самостоятельно.
10.Итог урока. Выставление оценок.
– Давайте вспомним, чему вы научились сегодня на уроке?
– Какие задания выполняли?
– Продолжите фразу: ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ СОМНИТЕЛЬНУЮ СОГЛАСНУЮ В КОРНЕ СЛОВА, НУЖНО…
9. Домашнее задание. Правило стр. 44, упр. 68 стр. 45
– Прочитайте задание к упражнению. У кого есть вопросы по выполнению задания? 1, 2 группа – все задание, 3 группа - списать
Правописание согласных в корнях слов. Правописание корней. Обобщение
Читайте также: