Три калача и одна баранка конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Создание условия для ознакомления учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого, его произведениями, совершенствование навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления.

– формирование умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– формирование умение выражать своё отношение к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения;

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Планируемые результаты:

Личностные: проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения, умеют контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: выделяют и формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, осознанно и произвольно строят речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками.

Коммуникативные: учатся внимательно слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.

Постановка учебной цели. Определение темы урока.

5. Вторичный синтез

Приветствие. Проверка готовности детей к уроку.

- На перемене мы рассматривали книги, что общего у этих книг вы заметили?

А чем они отличаются?

Имя автора, с которым мы сегодня познакомимся, Лев Николаевич Толстой.

Знакомо ли вам это имя?

Читали ли вы его рассказы?

Вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься?

Рассказ учителя о биографии писателя (фото в презентации).

Книги великого русского писателя Л.Н.Толстого уже более ста лет с огромным интересом читают люди по всей Земле. Он был очень образованным человеком. Изучал иностранные языки, занимался историей, музыкой, рисованием, медициной и очень много читал. У Льва Николаевича была большая семья.

Рассмотрите портрет этого писателя. У него умное лицо. Строгий взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в Ясной Поляне, в своём поместье. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался на санках, лыжах, летом ходил с ними в лес за ягодами, грибами. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.

Сегодня мы прочтём два маленьких рассказа.

Но сначала проведём речевую разминку.

Та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

( разминка на слайде).

ЗАТРЯССЯ ОТ СТРАХА

1. прочтите слово про себя.

2. хором по слогам.

3. хором с ударением.

Как вы понимаете значение этого слова?

Как вы думаете о чём этот рассказ?

Как вы понимаете слово правда?

Что вы видите на этом изображении?

Сейчас я прочитаю вам этот рассказ, а вы слушайте очень внимательно и после моего прочтения ответьте на вопрос:

Почему мальчик сказал отцу правду?

- Кто является главным героем рассказа?

-Каким вам показался этот рассказ?

-Каким вам представился мальчик? А отец?

- Что вам понравилось в рассказе?

- Чему нас учит рассказ?

-Если бы вы оказались на месте мальчика, как бы вы поступили?

Вам понравился рассказ?

Утром капельки росы: кап, кап, кап. (Моргать три раза)
Словно звонкие часы: кап, кап, кап. (Моргать три раза)
Стало сухо и тепло: кап, кап, кап. (Моргать три раза)
Значит утро истекло: кап! (Моргнуть один раз)

Как вы думаете, что такое калач и что такое баранка?

Теперь, когда мы познакомились с двумя новыми словами, как вы думаете, о чём будет рассказ?

Давайте посмотрим на иллюстрацию. Что мы на ней видим?

Учитель читает. Целевой вопрос :

- Мог ли он наесться одним баранком?

- Что хотелось мужику?

- Сколько калачей он съел?

- Правильно ли мужик думал, что его насытила одна баранка?

- Глупый ли был мужик?

Понравился ли вам этот рассказ?

О каком писателе мы сегодня говорили?

Мы сегодня прочитали два рассказа, какой вам понравился больше и почему?

Заинтересовало ли вас творчество Льва Николаевича Толстого?

Что вызвало у вас сегодня затруднение?

Что нового вы узнали?

Что ещё хотели бы узнать?

Что автор этих книг Л. Н. Толстой

У них разное название

Читать Рассказы Л. Н Толстого.

Слушают рассказ учителя и смотрят слайды презентации.

Словарная работа совместно с учителем.

Мальчик и отец. Разбитая чашка.

Интересным, грустным, поучительным.

То, что мальчик сказал правду.

Что нужно говорить правду, а не скрывать её, так как правда, рано или поздно, раскроется.

Я поступил бы также.

Мальчика с баранкой.

Читают по цепочке.

Нет, мужик был глупые и не понял, что его насытила не только одна баранка, но и три калача.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

26.01.2021 Урок № 73 1 класс

Учитель: Кадырова С.Р.

Конспект открытого урока по литературному чтению

Цели: познакомить с творчеством Л. Н. Толстого для детей; прочитать рассказ.

-развивать умение самостоятельно читать, осмысливать и анализировать текст;

-развивать речь, внимание, воображение, расширять словарный запас;

-воспитывать в детях добрые чувства, видеть преимущество добра над злом.

Формируемые УУД: выполнять анализ слов, текстов; правильно строить высказывание; выражать собственное мнение об изученном объекте; устанавливать аналогии; корректировать ответы одноклассников; самостоятельно выбирать часть текста для выразительного чтения.

Оборудование: азбука 2 часть, портрет Л.Н.Толстого, презентация, карточки для рефлексии

1. Организационный момент.

Доброе утро девочкам!

Доброе утро мальчикам!

Доброе утро всем тем, у кого хорошее настроение!

Доброе утро всем тем, кто сегодня будет стараться и хорошо работать на уроке!

Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

2. Развитие речевого аппарата

Дыхательная гимнастика

Лахач М. работает с классом

Артикуляционная разминка

Лахач М. работает с классом

Работа над дикцией

Речевая разминка (слайд 2)

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Лахач М. работает с классом

Прочитайте пословицу (слайд 3)

Хлеб - всему голова

Как вы понимаете эту пословицу ( Хлеб, не только дополняет блюда, но и является самым первым, что кладется на стол. Его невозможно чем-либо заменить. На Руси всегда встречали людей хлебом и солью. Хлеб — один из старейших приготавливаемых продуктов.
Хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.)

3 Постановка целей и определение темы урока

Какие хлебные изделия вы знаете?

О хлебе, ребята, писали много писателей.

А каких вы знаете писателей?

Чей портрет висит на доске? (Льва Николаевича Толстого)

А чтоб узнать с каким рассказом мы с вами познакомимся, нужно отгадать загадки: (слайд 4)

Аппетитный и румяный,
Тесто сдобрено сметаной.
Ешь его, пока горяч,
Пышный бабушкин… (Калач.)

(Слайд 5) Калач – это белый хлеб обычно в виде кольца с небольшим отверстием или в форме гири с дужкой. В крестьянском быту калачи пекли редко и в больших количествах. Готовые калачи нанизывали на шесты и подвешивали под потолком избы. Таким образом калачи, с одной стороны, были защищены от порчи мышами, с другой стороны, засыхали не плесневея. В городе Муроме установили даже памятник гиревидному калачу. Потом калачи стали делать как кольцевидный плетеный хлеб.

А теперь отгадайте вторую загадку (слайд 6)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье!
(Баранка или бублик.)

Баранка - это булочное изделие в виде кольца.

Сколько на картинке изображено калачей? (3)

Сколько на картине изображено баранок? (1)

Лахач М. работает с классом

С каким рассказом Л.Н. Толстого мы познакомимся? (Три калача и одна баранка)

Какая будет цель сегодняшнего урока

1 Познакомиться с творчеством Л. Н. Толстого

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть.

4 Работа по теме урока

Кратка биография Л.Н.Толстого (слайд 8)

Откройте учебник на странице 78 (учитель читает рассказ)

Как вы думаете, правильно ли решил мужик, что надо было сначала съесть одну баранку?

Наелся бы он одной баранкой?

Кто является главным героем? (Мужик)

В какой последовательности и что ел мужик? (калач, калач, калач, баранку)

Сколько калачей съел мужик? (3)

Сколько баранок съел мужик? (1)

Сколько всего калачей и баранок съел мужик? (4)

Найдите предложение со знаком вопроса.

5 Продолжение работы по теме урока

Рассказ читают дети

6 Рефлексия

Все ли вам было понятно?

На баранках нарисуйте смайлик, покажите с каким настроением вы заканчиваете урок

выразительног о чтения, развит ия устной речи и логического мышле ния .

– форми ро ва ние умение отвечать на вопросы у чителя по соде ржанию

– формирован ие умение выражать св оё отношение к ге роям, событи ям, языку

произведения. Р азвитие умения а ргументировать свою точку зре ния;

– обучение само стоятельному фо рмулированию в опросов к т ексту по ходу

Личностные : п роводят самооце нку на основе кр итерия усп ешности учебной

Регулятивны е : формулируют и у держивают учебную задачу, установка на

поиск способ ов разрешения т рудностей, в носят необходим ые коррективы в

действие после его завершения, ум еют контролировать и оценивать

Познавательны е : выделяют и формул ируют пр облемы, выдвигают

высказывания : общеучебные – находят ответы на воп росы в иллю страциях, в

художественно м тексте, логические – соотносят поступк и героев со св оими

Урок закрепления знаний учащихся о мягком и твёрдом разделительных знаках.

ВложениеРазмер
urok_obucheniya_gramotechtenie_1kl._.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чтение слов с мягким и твёрдым

разделительными знаками (закрепление).

Цели и задачи: 1.Закрепить знания учащихся о мягком и твёрдом разделительных

2.Развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки, таблицы, касса букв.

- Тихо сели девочки, а теперь тихо сели мальчики.

2. Мобилизующая часть урока.

-С какими буквами мы познакомились на прошлом уроке?

-Чем они интересны? (не обозначают звуков; отделяют согласный от гласного; они различны по написанию; Ь смягчает предыдущий согласный звук)

-Сегодня на уроке мы продолжим работать над чтением слов с этими буквами.

3. Закрепление знаний о разделительном Ь.

-Как бы вы назвали одним словом людей, проживающих в одной квартире: мать, отец, дочь, сын – кто это вместе? (семья).

-На доске схема слова семья. Произнесём это слово хором.

-Расскажите по схеме, из каких звуков состоит слово.

-Сколько звуков в этом слове? (5)

Открывается карточка со словом семья.

-Прочитаем слово хором.

-Сколько в этом слове букв? (тоже 5)

-Как в слове обозначено слияние (йа)? (буквой Я)

-Для чего же нужен Ь в этом слове? (он отделяет согласный звук от гласного; позволяет правильно указать смысл слова: не семя, а семья).

-Как правильно он называется? (разделительный Ь)

-Перед какими гласными пишется разделительный Ь?

-Подсказка на доске. Как сказать одним словом?:

- Снежная буря. (вьюга) (можно сначала на ушко)

- Домики для пчёл. (ульи)

-Ягоды, сваренные в сахаре. (варенье)

-Что общего у этих слов?

-Для чего же нужен разделительный Ь?

Утром бабочка проснулась

Раз, росой она умылась,

Два, изящно покружилась.

Три, нагнулась и присела,

На четыре – улетела

И за парту тихо села.

6. Закрепление знаний о разделительном Ъ.

На доске стихотворение:

Волк ужасно разъярён-

Съесть ежа не может он.

Ёж, хотя он и съедобен,

Для съеденья неудобен:

Съёжась, выставил иголки-

Объегорил злого волка.

-Прочитайте стихотворение самостоятельно.

-Кто хочет прочитать его вслух?

-Прочитайте выделенные слова.

-Что заметили? Что общего в этих словах? (разделительный Ъ)

-Что вы знаете про эту букву? (Ъ отделяет согласный звук от гласного; меняет смысл слов)

-Перед какими гласными пишется разделительный Ъ?

-Мы сегодня на уроке наблюдали за Ь и Ъ разделительными знаками.

-Что у них общего? (отделяют согласный звук от гласного, меняют смысл слов)

-А чем они отличаются? (по написанию)

7. Работа с текстами. (с.201 и 202)

-Остальные дети будут работать с текстом на с.201 (внизу страницы)

-Прочитайте название рассказа.

-В тексте встретятся такие слова:

дорогая чашка (любимая вещь; то, что мы бережём)

затрясся от страха (испугался)

-Прочитайте (по одному)

-Как вы понимаете их смысл?

-Прочитайте рассказ самостоятельно.

-Назовите главных героев рассказа. (отец, мальчик)

-Кто разбил чашку?

-Кто-нибудь это видел?

-Что спросил отец?

-Что ответил мальчик?

-Как поступил отец? Что он сказал?

-А теперь попробуем прочитать рассказ по ролям.

-Как бы вы поступили в такой ситуации?

Гимнастика для глаз.

-Закрыли глаза, глазками направо, налево, вверх, вниз. Зажмурили глаза, открыли, поморгали.

9. Продолжение работы с текстами.

-Кто читал этот текст, поднимите руку.

-Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.

-Почему же мужик назвал себя дураком?

-Согласны ли вы с ним? Почему?

-Прав ли был мужик, когда решил, что он насытился одной баранкой? Почему?

- Что запомнили о Ь и Ъ разделительных знаках?

-Чем понравилось заниматься на уроке?

На столе игрушечные гараж и машина. Учитель называет слова: отъехал, подъехал, объехал, въехал (можно слова написать на доске). Один ученик показывает все движения с помощью машины.

Нажмите, чтобы узнать подробности

– обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, карточки для работы в парах.

Этапы урока

Ι. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1. Оформление и обсуждение выставки рисунков.

2. Работа в парах (с карточками)

Соедините правильно стрелкой сказки с их названиями. Подчеркните лишнюю.

Сказка о животных

Проверка. (Слайд 1)

- Какая сказка осталась без пары?

- Попытайтесь определить тему урока.

– Как называется раздел, который мы сейчас изучаем?

- Бывают ли сказки о глупости? (Слайд 2)

– К каким последствиям может привести глупый поступок?

Бедный мужик шёл по чистому полю, увидел под кустом зайца, обрадовался и говорит:

Да так-то громко крикнул мужик, что заяц испугался и убежал, а дом со всем богатством, женой и детьми пропал.

– Какая это сказка? (Слайд 4)

– Почему мы смеёмся, читая сатирические сказки?

– Имеет ли содержание этих сказок какое-то отношение ко всем нам? Какое?

Беседа о сатирических фольклорных жанрах. (Слайд 5)

– Какие ещё фольклорные жанры высмеивают человеческие слабости, недостатки? (Это частушки, анекдоты, побасёнки. Все они – близкие родственники бытовой сатирической сказки, в которых, как правило, говорится о проделках поповского работника, ловкого солдата, бедного мужика.)

– Сегодня мы будем читать такую сказку, придуманную русским народом. Какого чтения вы ждёте? (Слайд 6)

Читайте также: