Конспект урока 6 класс лермонтов три пальмы двусложные и трехсложные размеры стиха

Обновлено: 02.07.2024

Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".

- Послушаем внимательно это стихотворение.

2. Словарная работа.

  • Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").
  • Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)
  • Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).
  • Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).
  • При помощи каких выражений Лермонтов создает впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте. ("Звонков раздавались нестройные звуки", "прыгал:бросал и ловил", "пестрели вьюки", "с криком и свистом неслись по песку", "подходит, шумя, караван").
  • А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

1 ряд - найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 ряд - какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

3 ряд - найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

  • Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).
  • Прочитайте.
  • Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).
  • Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).
  • Прочитайте.
  • С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).
  • С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?
  • (Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).
  • Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).
  • Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?").
  • Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).
  • Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).
  • Прочитайте.
  • Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).
  • Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).
  • А вы оправдываете этих людей? Почему?
  • Что было ценно для этих людей? (Для них был ценен собственный уют и комфорт).
  • Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?
  • Чем являлся для путешественников этот оазис? (Ценностью).
  • Как обошлись с этой ценностью люди? (Они уничтожили эту ценность).
  • Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных, перевозящих грузы? (Ценой может быть даже жизнь людей и животных, которые путешествуют по пустыне, ведь может оказаться так, что им сейчас негде найти глоток воды, набрать ее в дальнюю дорогу. Иногда жажда может привести к смерти или к различным заболеваниям).
  • Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны? (Пальмы гордились своей красотой и роптали на Бога, что тот не посылает им путников, которые радовались бы их красоте и восхищались ими).
  • Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость. (Нет, поэт жалеет о погибших пальмах и о погибшем роднике).
  • Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями? (Нет, эти люди не злодеи, они веселые. Но Лермонтов удивляется их равнодушию и неблагодарности. Ведь пальмы дали им приют и могли бы дать тень, ночлег и воду еще многим путникам в пустыне. Поэт возмущен и огорчен поведением людей).
  • О чем же хотел сказать Лермонтов в своем стихотворении? (Люди! Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте, правильно ли вы поступаете, не навредите ли своим поступком себе и окружающим вас людям?)

Вывод: Лирика Лермонтова многообразна, в ней звучат и тема одиночества, и мотив изгнанничества, и жажда борьбы и свободы. О чем бы ни писал поэт, в его стихотворениях всегда есть место мечте. Это мечты о счастье, о понимании, о справедливости и добре.

Но талант Лермонтова - талант поэта трагического, поэтому и слышится в его поэзии нота безнадежности, мотив разочарования и усталости.

Физминутка.

Ребята, а почему М.Ю. Лермонтов дает стихотворению подзаголовок "Восточное сказание"? (Потому что действие происходит на Востоке, "в песчаных степях аравийской земли". Поэт рисует восточный пейзаж: пустыню, пальмы, караван верблюдов).

  • Найдите метафоры.
  • Найдите эпитеты.
  • Найдите сравнения.
  • Найдите олицетворения.
  • Какие размеры стиха вы знаете?

Определите размер стихотворения "Три пальмы" (амфибрахий).

Итог урока.

  • Чем являлась описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне? (Она являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных).
  • Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).
  • Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).
  • Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

Оценки за урок.

Домашнее задание: нарисовать рисунки к стихотворению "Три пальмы"; выразительное чтение стихотворения; принести сборник стихов М.Ю. Лермонтова.

Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".

- Послушаем внимательно это стихотворение.

2. Словарная работа.

3. Анализ стихотворения.

  • Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").
  • Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)
  • Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).
  • Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).
  • При помощи каких выражений Лермонтов создает впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте. ("Звонков раздавались нестройные звуки", "прыгал:бросал и ловил", "пестрели вьюки", "с криком и свистом неслись по песку", "подходит, шумя, караван").
  • А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

1 ряд - найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 ряд - какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

3 ряд - найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

  • Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).
  • Прочитайте.
  • Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).
  • Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).
  • Прочитайте.
  • С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).
  • С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?
  • (Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).
  • Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).
  • Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?").
  • Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).
  • Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).
  • Прочитайте.
  • Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).
  • Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).
  • А вы оправдываете этих людей? Почему?
  • Что было ценно для этих людей? (Для них был ценен собственный уют и комфорт).
  • Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?
  • Чем являлся для путешественников этот оазис? (Ценностью).
  • Как обошлись с этой ценностью люди? (Они уничтожили эту ценность).
  • Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных, перевозящих грузы? (Ценой может быть даже жизнь людей и животных, которые путешествуют по пустыне, ведь может оказаться так, что им сейчас негде найти глоток воды, набрать ее в дальнюю дорогу. Иногда жажда может привести к смерти или к различным заболеваниям).
  • Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны? (Пальмы гордились своей красотой и роптали на Бога, что тот не посылает им путников, которые радовались бы их красоте и восхищались ими).
  • Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость. (Нет, поэт жалеет о погибших пальмах и о погибшем роднике).
  • Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями? (Нет, эти люди не злодеи, они веселые. Но Лермонтов удивляется их равнодушию и неблагодарности. Ведь пальмы дали им приют и могли бы дать тень, ночлег и воду еще многим путникам в пустыне. Поэт возмущен и огорчен поведением людей).
  • О чем же хотел сказать Лермонтов в своем стихотворении? (Люди! Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте, правильно ли вы поступаете, не навредите ли своим поступком себе и окружающим вас людям?)

Вывод: Лирика Лермонтова многообразна, в ней звучат и тема одиночества, и мотив изгнанничества, и жажда борьбы и свободы. О чем бы ни писал поэт, в его стихотворениях всегда есть место мечте. Это мечты о счастье, о понимании, о справедливости и добре.

Но талант Лермонтова - талант поэта трагического, поэтому и слышится в его поэзии нота безнадежности, мотив разочарования и усталости.

Ребята, а почему М.Ю. Лермонтов дает стихотворению подзаголовок "Восточное сказание"? (Потому что действие происходит на Востоке, "в песчаных степях аравийской земли". Поэт рисует восточный пейзаж: пустыню, пальмы, караван верблюдов).

Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

  • Найдите метафоры.
  • Найдите эпитеты.
  • Найдите сравнения.
  • Найдите олицетворения.
  • Какие размеры стиха вы знаете?

Определите размер стихотворения "Три пальмы" (амфибрахий).

- Ответим на главные вопросы урока:

  • Чем являлась описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне? (Она являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных).
  • Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).
  • Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).
  • Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

Домашнее задание: нарисовать иллюстрации к стихотворению "Три пальмы"; выразительное чтение стихотворения; принести сборник стихов М.Ю. Лермонтова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Методическая разработка урока литературы в 6 классе

Разработала и провела

учитель русского языка

и литературы I категории

Лепехина Ирина Владимировна

Урок литературы в 6 классе.

Цели урока :

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;

РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – ж анра лирического стихотворения ; уз нать такие понятия, как аллитерация, перифраза ; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

Методы:

Работа в группах.

Объяснение непонятных слов и выражений, взятых из текста.

Выразительное чтение стихотворения. Анализ л ирического текста .

Устное словесное рисование, рассматривание иллюс траций к стихотворению .

Оборудование урока: учебник, словарь литературоведческих терминов, интерактивная доска, распечатки тропов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация, интернет.

Орг. момент. Эмоциональный настрой.

2. Введение в тему . На доске: (Портрет М.Ю. Лермонтова)

- Чей портрет вы видите на доске? (Слайд 1)

Слово учителя. Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".

- Давайте обратимся к плану. Что мы с вами будем делать сегодня на уроке? (Слайд 2)

3.Анализ стихотворения с составлением таблицы.

- в тетради начертите таблицу для составления опорного конспекта.

- Послушаем внимательно это стихотворение. (Слайд 3)

Вопросы на восприятие текста .

- Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? (Красота природы и гармония человека с миром) (Слайд 4)

Запишите в таблицу.

- Как вы поняли главную мысль стихотворения? (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии) (Слайд 5)

Запишите в таблицу.

Беседа по вопросам:

-Реальные или фантастические события описываются в стихотворении?

-Реалистична ли картина гибели пальм, исчезновения оазиса в пустыне?

- Давайте обратимся к сюжету стихотворения (составление плана стихотворения) (Слайд 7, 8)

1) Жизнь гордых пальм в пустыне. 1 и 2 строфа

2) Их обращение к Богу. 3 строфа

3) Пальмы встречают гостей. 4, 5, 6 строфа

Беседа по вопросам.

1.Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").

2.Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)

3.Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).

4.Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).

-А теперь посмотрим, как автор изображает караван. (Слайды 9, 10, 11, 12)

- найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

- какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

- найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

1.Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).

2.Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).

4.Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).

3.С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).

4.С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

(Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).

5.Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).

6.Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?").

7.Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

8.Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).

9.Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).

10.Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

11.А вы оправдываете этих людей? Почему?

Анализ стихотворения с точки зрения художественных средств. (Слайд 13)

- Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

4.Объяснение нового. (Слайд 15)

- Вслушайтесь еще раз в строки:

П о ко р ням у пр угим то п о р за ст учал,

И п али без жизни п итомцы ст олетий!

- Какие звуки повторяются? Почему?

Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. (Слайд 16, 15)

- Что означают слова питомцы столетий ?

- Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ. (Слайд 17)

5. Самостоятельная работа (работа в парах) (Слайд 18)

- Определите, какие художественные средства использует автор в предложенных вам отрывках

Кувшины, звуча, налились водою,

И, гордо кивая махровой главою,

Приветствуют пальмы нежданных гостей,

И щедро поит их студёный ручей.

И только замолкли – в дали голубой

Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь, как в море челнок,

Верблюд за верблюдом , взрывая песок.

Но только что сумрак на землю упал ,

По корням упругим топор застучал ,

И пали без жизни питомцы столетий !

Одежду сорвали с них малые дети,

Изрублены были тела их потом,

И медленно жгли их до утра огнем.

(Коллективная проверка с комментированием тропов). (Слайд 19, 20, 21)

-Запишите в таблицу, какие художественные средства использовал автор в стихотворении.

- Ответим на главные вопросы урока:

- описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.

1.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

2.Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).

3.Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

Выставление оценок.

7. Рефлексия. (Слайд 22)

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

8.Домашнее задание (Слайд 23)

Цель урока: формировать понятие стихотворных размеров
Задачи:
• формировать знания о стихотворных размерах,
• отработать навык определения размера стиха
• развитие умения слышать ритм стихотворения
• воспитание любви к поэзии

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С. Пушкин
Организационный момент:
- проверка готовности к уроку
- объявление темы урока
- формирование цели урока

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Минимальной структурной единицей стиха является стопа.
Стопа – это повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.
Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.
Условные обозначения: ударный слог _/
безударный слог _

Рассмотрим основные размеры стихосложения.
Двусложные размеры стиха:
1) ХОРЕЙ
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч
_/_ _/_ _/ _ _/
_/_ _/_ _/ _ _/
ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

2) ЯМБ
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).
1. ДАКТИЛЬ
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)
ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
2) АМФИБРАХИЙ
Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо.
3. АНАПЕСТ
И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Закрепление изученного материала.
Попробуйте самостоятельно определить размер стиха.
Работа в группах по 2 человека. Обучающимся раздаются карточки с напечатанным текстом, по два примера на каждой карточке.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
(Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
(Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
(Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
(Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
(Амфибрахий)
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
(Амфибрахий)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
(Ямб)
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
(Амфибрахий)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весной…
(Ямб)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы…
(хорей)
Подведение итогов самостоятельной работы.
Домашнее задание: подобрать примеры стихотворений для каждого из размеров.
Итоги урока:
- с какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока?
В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.
1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о М. Ю. Лермонтове как великом русском поэте, развитию интереса к поэтическому творчеству Лермонтова; помочь проникнуть в художественный мир поэта.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве М. Ю. Лермонтова как великого русского поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

ценностно-ориентированная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям М. Ю. Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской культуры; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (устное рецензирование, анализ стихотворения, беседа, индивидуальная (выразительное чтение).

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова; видеоклип/фонохрестоматия (43).

Основные понятия и термины: сравнение, поэтическая интонация, антитеза, аллегория, баллада, символ.

I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

Поэзия М. Ю. Лермонтова пленяет нас своей красотой и человечностью. Природа, как мы отмечали, наградила Лермонтова мощным лирическим чувством. Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться – вот важные качества Лермонтова-лирика. Сегодня нам предстоит знакомство с новыми стихотворениями поэта. У каждого своя история, свой голос, свои мысли и интонации.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

2. Работа с учебником

3. Словарная работа.

4. Анализ стихотворения.

Их жизнь течёт неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.

  • Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?Покой нарушен появлением людей.
  • При помощи каких выражений Лермонтов создаёт впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте.
  • А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

1 ряд - найдите, какими красками рисует автор караван?

(Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 ряд - какими звуками наполняет?

(Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

3 ряд - найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван?

(Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

  • Что мы узнаём дальше из стихотворения? Прочитайте.

Мы узнаём, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева.

  • Что же случилось с наступлением вечера?

Людям стало холодно, и они вырубили деревья.

  • С кем сравнивает пальмы Лермонтов?С живыми людьми.
  • С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах.

  • Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах?

Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева.

Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту.

  • Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий уголок природы? Зачитайте.

Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место.

  • Почему вместе с пальмами исчез и родник? Он высох от знойного солнца.
  • Что вы можете сказать о поступке этих людей?

Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.

  • Что было ценно для этих людей? Для них был ценен собственный уют и комфорт.
  • Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?
  • Чем являлся для путешественников этот оазис?Ценностью
  • Как обошлись с этой ценностью люди?Они уничтожили эту ценность.
  • Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных, перевозящих грузы?

Ценой может быть даже жизнь людей и животных, которые путешествуют по пустыне, ведь может оказаться так, что им сейчас негде найти глоток воды, набрать её в дальнюю дорогу. Иногда жажда может привести к смерти или к различным заболеваниям.

  • Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны?

Пальмы гордились своей красотой и роптали на Бога, что тот не посылает им путников, которые радовались бы их красоте и восхищались ими.

  • Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость.

Нет, поэт жалеет о погибших пальмах и о погибшем роднике.

  • Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями?

Нет, эти люди не злодеи, они весёлые. Но Лермонтов удивляется их равнодушию и неблагодарности. Ведь пальмы дали им приют и могли бы дать тень, ночлег и воду ещё многим путникам в пустыне. Поэт возмущён и огорчён поведением людей.

  • О чём же хотел сказать Лермонтов в своём стихотворении? Какова его главная мысль?

Люди часто несут гибель природе даже вопреки собственным интересам. Преследуя сиюминутные корыстные интересы, человек не задумывается о последствиях своей деятельности.

Вывод:

Лирика Лермонтова многообразна, в ней звучат и тема одиночества, и мотив изгнанничества, и жажда борьбы и свободы. О чём бы ни писал поэт, в его стихотворениях всегда есть место мечте. Это мечты о счастье, о понимании, о справедливости и добре.

Но талант Лермонтова - талант поэта трагического, поэтому и слышится в его поэзии нота безнадёжности, мотив разочарования и усталости.

5. Слово учителя. Антитеза.

Итог урока.

- Ответим на главные вопросы урока:

  • Чем являлась описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне?

Она являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.

  • Какой поступок был совершён проходившими по пустыне людьми?

Был совершён необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.

  • Какова же цена совершённого людьми поступка?

Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным.

  • Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока?

Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

  • Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)
  • Какой вид деятельности вам понравился? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание:

Использованная литература:

1. Литература. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Полухина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2017.

2. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 6 классе : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева. – М. : Просвещение, 2013;

5. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной / авт.-сост. Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. – М. : ВАКО, 2017.

Читайте также: