Методы дизайнерской деятельности конспект

Обновлено: 20.05.2024

3 Ход урока Этапы урока, учебные задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся Прим ечани я 1.Организационны й момент Подготовка презентации. Проверяют рабочее место 2.Актуализация знаний Вступительная беседа. Включаются в работу История дизайна 3.Работа над новым материалом Показывает подготовленную презентацию Смотрят, слушают, обобщают знания Проявляют активность в обсуждении проблемного вопроса Выслушивают разные точки зрения 4.Закрепление.конспектирование Виды дизайна. Основные требования к дизайнерской работе. Типы проектно графических изображений Высказывают свое мнению и комментарии к презентации Выражают эмоции. 5.Итог урока. Рефлексия Вопросы к учащимся Активно подводят итог урока Отвечают, рассказывают, обобщают. высказывают свои чувства и отношение к уроку

8 Что является отличительной особенностью знакового изображения (логотипа)? Какие типы проектно графических изображений вы знаете? Основные виды дизайна?

По сути дизайн это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных издели, их комплексов и систем, ориентированный на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и окружающей среды, возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.

Цель дизайна — формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Проектирование — это последовательное продуманное планирование действий для достижения поставленных целей.

Проектирование входит в логическую цепочку работы над проектом:

  • Определение проектной идеи
  • Разработка и описание идеи
  • Проектирование
  • Реализация

В ходе проектирования и разработки большую роль играет:

  • аналитическая деятельность самого дизайнера
  • критика профессионалов
  • мнение заказчика
  • мнение потребителя

Проектный анализ - это система мер, обеспечивающих отражение дизайнерских идей в форме проектного материала. Стремление к улучшению проекта заставляет автора в течение всего проектирования постоянно проверять и перепроверять его. А так же сверять получившееся с первоначальной идеей. И если надо – вносить исправления.

В проектном анализе необходимо проанализировать формальные качества работы:

  • гармоничность
  • колористическую согласованность
  • ритмические и пропорциональные связи

Дизайнеру надо уметь представлять любую задуманную проектную модель в виде предельно упрощенной условной схеме. Условная схема помогает избавиться от набегающих по ходу работы ошибок и искажений и проясняет положительные и отрицательные стороны идеи.

Методы дизайн-проектирования

Метод аналогий. Метод познания и творчества, базирующийся на отыскании и использовании сходства, подобия.
Различают аналогии:

  • тривиальные – общеизвестные
  • эвристические – неожиданные, поисковые

Можно исполь­зовать аналогии следующих типов:

  • Прямые. Данные аналогии можно найти в биологических системах
  • Субъективные. Конструктор старается представить себе, что он испытывал бы, если бы был тем или иным предметом, например, столом или шкафом.
  • Символические. Метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого
  • Фантастические. Представление вещей такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть

Метод агрегатирования. Художественное конструирование, основанное на том, что изделие рассматривается как конструкция, расчлененная на самостоятельные узлы, сочетания которых могут выполнять ту или иную одну функцию, а при перекомпоновке их рабочие функции изменятся.

Метод ассоциации. Способ формирования проектной идеи на основе сравнения далеких друг от друга явлений, предметов, качеств.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дизайн

Описание презентации по отдельным слайдам:

Дизайн

Виды дизайна 1. Промышленный дизайн

Виды дизайна
1. Промышленный дизайн

Виды дизайна 2. Дизайн среды

Виды дизайна
2. Дизайн среды

Виды дизайна

Виды дизайна

Виды дизайна


Виды дизайна 3. Дизайн процессов

Виды дизайна
3. Дизайн процессов

Виды дизайна 4. Графический дизайн

Виды дизайна
4. Графический дизайн

Виды дизайна 5. Ландшафтный дизайн

Виды дизайна
5. Ландшафтный дизайн

Виды дизайна 6. Архитектурный дизайн

Виды дизайна
6. Архитектурный дизайн

Виды дизайна 7. Дизайн одежды, обуви, аксессуаров

Виды дизайна
7. Дизайн одежды, обуви, аксессуаров

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Области дизайна

Направления дизайна

Направления дизайна

Направления дизайна

Направления дизайна

Направления дизайна

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 797 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 48. Проектирование как сфера профессиональной деятельности

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.04.2020 7039
  • PPTX 5.5 мбайт
  • 338 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Плаунова Наталия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оборудование : карточки-задания, цветной картон, ножницы, клей, вырезки из журналов, таблички-памятки о влиянии цветов, профориентационные буклеты.

Тип урока: комбинированный.

І. Организационный момент

ІV. Закрепление нового материала (Фронтальный опрос)

V. Практическая работа (Создание макета обложки учебника- по выбору учащихся)

VІ. Подведение итогов. Выставление оценок

VІІ. Домашнее задание.

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация опорных знаний.

"Не запрещай себе творить,

Пусть иногда выходит криво –

Твои нелепые мотивы

Никто не в силах повторить."

Пусть эти слова молодой поэтессы о творчестве помогут вам в сегодняшней работе. Я желаю вам творческого вдохновения, и верю, что у нас все получится.

Я бы хотела начать с рассказа о совершенно необыкновенном, таинственном гении эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи.

Диза́йн (англ. design замысел, план, намерение, цель и от лат. designare отмерять, намечать) — творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Человека, занимающегося художественно-технической деятельностью, в рамках какой-либо из отраслей дизайна, называют в общем случае 'дизайнером' (в том числе архитектора, проектировщика, иллюстратора, дизайнера плакатной и прочей рекламной графики, веб-дизайнера).

Так вот: трудно найти область интересов людей, которой бы не коснулся гений Леонардо да Винчи. Даже просто перечисление его интересов кажется невероятным: анатомия (создал первый атлас строения тела человека, которым медики и художники пользуются до наших дней), математика, аэронавтика, оптика (первым, за 100 лет до Галилея, изобрёл увеличительное стекло), механика, ботаника, конструирование оружия, астрономия, градостроительство.

Он был гениальным инженером и изобретателем. Именно Леонардо первым создал проекты скафандра, подводной лодки, парохода, велосипеда, вертолёта, парашюта, пулемёта, танка, подъёмного крана, арочных мостов и многого другого.

Когда он всё успевал? Может секрет в необычной формуле сна?

Вот и мы не будем более терять время, а перейдём непосредственно к теме сегодняшнего урока. Итак, откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему урока.

ІІІ. Изучение нового материала. Постановка задач.

Сегодня на уроке мы проработаем информацию о разных видах дизайна, познакомимся с основными этапами создания дизайн-проекта, узнаем основные требования к дизайнерской работе,выполним практическую работу. Давайте попробуем вместе добавить задачи, которые мы должны решить (запись на доске)

Объектом дизайна может стать практически любое новое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере жизнедеятельности людей. Согласно объектам деятельности разделяют виды дизайна. Давайте вместе проработаем этот материал. Различают

  • Графический дизайн
  • Индустриальный дизайн
  • Компьютерный дизайн
  • Веб-дизайн
  • Дизайн интерьеров (общественные здания, жилые помещения, промышленные здания)
  • Городской дизайн
  • Ландшафтный дизайн
  • Фитодизайн
  • Световой дизайн
  • Архитектурный дизайн
  • Звуковой дизайн
  • Визаж
  • Одежда
  • Прически
  • Экодизайн

Каждой группе предлагается карточка для изучения одного из этапов создания дизайн-проекта.

Этап 1. Получение задания на проектирование (техническое задание)

Художественное конструирование объектов проектирования начинается с момента составления и выдачи задания. Дизайнеру предоставляются все необходимые сведения об объекте проектирования. Желательно, чтобы в процессе составления задания принимали участие дизайнеры, как будущие авторы проекта. Задача предоставляется заказчиком в письменном виде, иногда дополняется схематическими чертежами, в которых проставляются основные размеры объекта проектировании. В задании, в сжатом виде, уточняется функциональное назначение, возможен вариант конструктивно-технологического решения, особые требования, предъявляемые к художественно-конструктивного решения, вид материала, показатели качества. Задание на художественное конструирование представляется, как на перспективное проектирование нового объекта технологической деятельности, так и на модернизацию или усовершенствование существующего изделия.

Этап 2. Пред проектные исследования

Цельэтого этапа – сбор всех небходимых для проектирования материалов. На этой стадии дизайнер проводит работу с источниками информации (архивами, баблиотеками, и пр..)., изучает аналоги, передовой отечественный и зарубежный опыт в этой области. Инженер-конструктор и дизайнер, а в некоторых случаях, совместно с технологами и другими специалистами, тщательно изучают задачи и требования, предъявляемые к объекту проектирования. Кроме того, в зависимости от объекта проектирования, может быть организован опрос потребителей.

Этап 3. Эскизное проектирование

На этом этапе создается банк идей. После детального ознакомления с заданием, изучение различных информационных источников и действующих образцов, дизайнер приступает к разработке эскизов. Эскизы выполняются в нескольких вариантах, с целью определения художественно-конструктивного решения объекта проектирования. Выполняется достаточно большое количество рисунков и набросков, позволяющих представить объект во всех ракурсах, выделить и подчеркнуть его особенности. Разработанные модели выполняются в виде художественных эскизов: в цвете, в свободном масштабе, манере и технике исполнения. Основное требование к эскизного проекта - минимум изображений должны предоставлять максимум информации об объекте проектирования. По разработанным эскизам дается описание внешнего вида моделей. Для выбора и обоснования основной модели для дальнейшей разработки проводится оценка моделей. Выбранный эскизный проект становится основной моделью и служит основанием для разработки технического проекта и технической документации. Для наглядного представления художественного решения основная модель изображается двумя эскизами: художественными и техническими.

В художественном эскизе модель изображается в цвете в двух позициях (вид спереди и сзади), со всеми аксессуарами.

В техническом эскизе модель выполняется в виде физического рисунка, лаконично отражающего модель особенности изделия.

В процессе поиска композиционного решения объекта проектирования, используются также, объемно-изобразительные средства - макеты. Сначала макеты выполняют в небольшом масштабе, в дальнейшем, по мере завершения формы, их масштабов бы увеличиваются. Макеты выполняются из доступных, пластических материалов (пластилин, глина, пенопласт) и твердых (дерево, металл, гипс, пластмасса и т.п.).

В настоящее время на многих предприятиях, конструкторских и художественно-конструкторских бюро, в учебных заведениях, широко используется бумага, как материал исполнения моделей, особенно на поисковом этапе конструирования. Такие материалы, как глина, пластилин, пенопласт и дерево больше подходят для более детальной проработки формы изделия. Они податливы и пластичны, но на процесс изготовления моделей тратится больше времени и средств.

В большинстве случаев макет - это лучшее средство поиска художественно-композиционного решения объектов технологической деятельности, но основными средствами остается графические изображения.

Таким образом, к первой стадии художественного конструирования относятся: выполнение проектного предложения, разработка чертежей, рисунков эскизного проекта, изготовление макетов. Первая стадия художественного конструирования - наиболее ответственная и является определяющей, так как на этом этапе выполняется объемное решение, появляется образность и другие качества объекта проектирования. Эскизный проект сопровождается демонстрационными материалами, которые должны обладать высокими демонстрационными качествами.

Первая стадия завершается рассмотрением проектного предложения объекта проектирования на специальных художественно-технических советах и ​​принятием решений о ее утверждения в соответствующих инстанциях.

Этап 4. Техническое проектирование.

Вторая стадия дизайна объектов технологической деятельности - это разработка дизайн-проекта. На этом этапе, также осуществляется изготовления рабочей модели и выполнения рабочих чертежей. Дизайн-проект объекта проектирования состоит из: общего вида изделия выполненного в ортогональных проекциях; конструктивных разрезов; чертежей узлов и деталей; шаблонов и т.д., то есть всех проектных материалов, которые необходимы для полноценного изготовления изделия. Технические проект (ТП) на изделие в соответствии с требованиями ЕСКД (Единой системы конструкторской документации) должен содержать проектно-конструкторские и технические документы, дающие полное представление о конструкции изделия и методах обработки.

Иногда вторая стадия дизайна завершается изготовлением экспериментального варианта опытного образца, который обязательно выполняется под наблюдением авторов проекта. Цель выполнения опытного образца - уточнение компоновочного решение изделия, как в целом, так и отдельных его частей, проверки и наладки технологических процессов, проверки экономической эффективности процесса производства и т.п..

На данном этапе разрабатывается технология изготовления изделия. Также в этой части проекта дается краткая характеристика технологической обработки отдельных узлов изделия. Вся эта информация отражается в маршрутных, операционных и инструкционных картах.

В некоторых случаях, при изготовлении сложных изделий, разработка технического проекта входит в состав другой стадии дизайн-проектирования. В том случае, рабочий проект относится к третьей стадии.

Если техническое задание выдается на объект проектирования, который уже изготавливается на производстве, то эта задача является задачей по модернизации производства. В данном случае, дизайн-проектирование осуществляется не в полном объеме, так как возвращение к стадии проектирования, которые были пропущены, является очень сложным и неэффективным. То есть, в процессе модернизации производства, дизайнер не всегда участвует в процессе проектирования, или сотрудничает с инженером-конструктором только на некоторых стадиях.

Этап 5. Рабочее проектирование.

Рабочий проект любого изделия является завершающей стадией подготовки новой модели к промышленному производству. На этой стадии проектирование также изготавливается первичный образец объекта, окончательно уточняются чертежи комплекта лекал, составляется техническое описание на новую модель. В соответствии с правилами технического черчения разрабатывают сборочный чертёж изделия. Чертежи лекал строят на все детали, включая маленькие. На все детали составляется спецификация

В конструкторской документации приводятся чертежи всех лекал с указанием их номера по спецификации.

Составление технического описания изделия.

Конструкторская документация на проектируемое изделие включает техническое описание и чертежи комплекта лекал деталей из основных и отделочных материалом.

Изготовление макета изделия

Разработанная конструкция проверяется и уточняется путем изготовления первичного образца или макета. Для этого используются копии деталей чертежа конструкции, на основе которых изготавливаются лекала. По этим лекалам изготавливается образец модели.

На заключительном этапе после проверки конструктивного соответствия проверяется качество его технической обработки. Качество образца оценивается экспертной комиссией. Все обнаруженные дефекты заностятся в таблицу. После устранения недостатков делается вывод о возможности изготовления данного изделия и условиях серийного или массового производства.

Продолжим изучение материала

Рассказ учителя . Запись основных понятий

На чем основывается дизайнерское проектирование?

Основы композиции были заложены еще в древних трудовых традициях украинцев, и служили основой в творческих проявлениях народных мастеров. Народные художественные ремесла производили традиционные предметы домашнего обихода, в которых функциональные качества органично сочетались с эстетическими. В композиции художественно конструкторских изделий действуют такие законы, как масштаба, закон пропорциональности, закон контраста.

Закон масштаба . Среди объектов художественного конструирования случается немало предметов, имеющих одинаковую форму, но разные размеры, что вызвано определенными функциональными требованиями. Например, набор фарфоровых чайников, тарелок, деревянных ложек. Понятно, что размеры этих предметов должны иметь разумные пределы - от миниатюрных, через оптимальные, до больших. Удобными в использовании являются предметы оптимальных размеров. Отсюда следует, что человек (как пользователь вещей) в композиции объектов художественного конструирования является своеобразным масштабным эталоном, мерой всех вещей. Закон масштаба раскрывает логично и художественно мотивированые метрические отношения между человеком и произведением, окружающей средой и произведением, его элементами и общиеми габаритами формы.

Закон пропорциональности предполагает интуитивное или сознательное организацию приемов плоскостного и объемно-пространственного формовоспроизводства на основе кратных и простых соразмерных величин.

(Ролик о Золотом сечении)

Средства выразительности . Художники-конструкторы в своих изделиях выборочно применяют разнообразные средства эмоционально-художественной выразительности, а именно: фактуру, текстуру, цвет, графика, пластичность и ажурность. Три первые полностью зависят от природных свойств материала и технологии его обработки. Так, фактура, текстура и цвет дерева, из которого сделан предмет, могут вызвать не одинаковы чувственные эмоции при пользовании этим предметом. Они могут нести ощущение легкости или значимости, совершенной изысканности, совершенства и лаконичной простоты или привычной обыденности.

Фактура (от латинского factura - выполнение) - способ подачи, формирование поверхности произведения. Всего ее разделяют на естественную и технологическую. К естественной относят фактуру поверхности, которая не обрабатывается. Например, естественная фактура коры дерева, рога оленя, камня. Технологическую фактуру получают при соответствующей обработки материалов: резка, тески, ковка, чеканка, шлифовка или в результате изготовления самих произведений: плетение, ткачество, вышивка и т.д..

Текстура (от латинского textura - строение, связь, ткань) - естественный узор на поверхности разреза древесины, некоторых минералов, рога, образованный различными слоями материала. Она бывает простой и сложной, причудливой и даже капризной. Рисунок текстуры бывает мелкий и крупный, слабо и четко выраженный.

Графичность - достоинство композиции, своими элементами трактовкой напоминает графику или имеет с ней общие средства выразительности: линии, точки, пятна, силуэты.

Понятие о цвете. Цвет играет большую роль в нашей жизни и деятельности, окружает и сопровождает нас повсюду. Художник, архитекторы, дизайнеры, решают композиционные задачи, связанные с цветным климатом города, производственной и общественной интерьеров, выставочного ансамбля. Текстильщики понимают под этим термином средство, применяемое для окрашивания. Цвет - это свойство тел вызывать то или иное зрительное ощущение согласно спектральным составом отраженного или вы-проминюваного ими света. Цвета делятся на две важные группы: хроматические и ахроматические. В группу ахроматических относятся белый, серый и черный цвета. Они характеризуются лишь количеством отраженного света или неодинаковым коэффициентов-циента отражения. Ахроматические цвета отличные друг от друга только по яркости, то есть они отражают различное количество света, падающего на тело. Между самыми яркими - белыми и самыми темными - черными поверхностями являются различные оттенки серого цвета: светло-серые, Темно-серые. Человеческий глаз различает в гамме ахроматических цветов около 3000 оттенков. Хроматические цвета - это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Хроматический цвет определяется тремя физическими понятиями: фон, насыщенность и яркость.

ІV. Закрепление нового материала

Инструктаж перед работой. Учащиеся выбирают цвет обложки, шрифт для названия учебника, подбирают иллюстрации, делают эскизы макета и выполняют сам макет.

Работа в группе, во время работы учитель осуществляет текущий контроль. Музыкальное сопровождение

VІ. Подведение итогов. Выставление оценок

Методы дизайна наиболее близки к композиционным методам, выработанным в архитектуре, но включают в себя и эвристические приемы изобретательства, а также ряд приемов и методов, родственных применяемым в различных видах художественного и научного творчества.

Адресатом дизайна могут быть все и может стать каждый, поэтому в методологии дизайн-проектирования повышенное внимание уделяется не только эргономическим, но и социально-культурным, а также психологическим характеристикам потребителя конкретного дизайн-продукта.

Профориентационная страничка - рассказ о профессии дизайнера, профориентационные буклеты

Читайте также: