Первопечатник иван федоров конспект урока 3 класс с презентацией

Обновлено: 04.07.2024

Оборудование: учебная книга для учащихся 3 классов История России (авт. Студеникин М. Т. ) - М. : Туманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999; иллюстрации с изображением царских палат, типографии в Москве, первого печатного станка, памятника Фёдорову в Москве, портреты Ивана Грозного, Ивана Фёдорова, дополнительные тексты на каждого ученика, кроссворд на каждую парту, образец кроссворда на доске, демонстрационные изображения буквиц

Ход урока

I. Повторение изученного материала

Учитель. Вспомним, о правлении какого царя мы говорили на предыдущих уроках?

Дети. Ивана Грозного.

Учитель. Почему в народе его прозвали Грозным?

Дети. За время его царствования погибло много людей, которых тысячами казнили по приказу царя. За эту жестокость Ивана IV прозвали Грозным.

Учитель. Можете ли вы объяснить откуда такая жестокость в характере Ивана IV? Дети рассказывают о детстве и юношестве царя, о его воспитании.

Учитель. Но во времена правления Ивана IV совершались и великие для нашей родины дела и события. Какие?

Учащиеся говорят о присоединении новых земель: в Московское государство вошли 3 ханства -

Учитель. Ещё об одном событии, которое произошло во времена правления Ивана Грозного мы будем говорить и сегодня.

Но прежде, проверим знания по истории и , вместе с тем, вспомним факты и события, которые помогут в изучении новой темы. Сегодня мы будем говорить о книгопечатании.

III. Вводно-мотивационная часть

Необходимо разгадать кроссворд, в котором зашифровано название первой книги, напечатанной на Руси.

Учитель. Разгадываете кроссворд, работая в парах. Во время работы можно пользоваться учебником, словарём.

Вопросы к кроссворду:

1. Князь, который окрестил Русь. (Владимир)

2. Запись событий по годам. (Летопись)

3. Во время правления этого князя было открыто много школ, собрана крупная библиотека в Софийском соборе. (Ярослав)

4. Земля, завоевателем которой считается Ермак. (Сибирь)

5. Кто был создателем “Повести временных лет”? (Нестор)

6. Как в народе называли Ивана IV ? (Грозный)

7. Имя одного из братьев, которые изобрели славянскую азбуку. (Кирилл)

После самостоятельной работы в парах заполняется кроссворд на доске. Учитель. Итак, как называется первая печатная книга , изготовленная на Руси? Дети. Апостол. Учитель. Кто знает значение этого слова?

Дети пытаются объяснить значение этого слова. В случае затруднений и для проверки пользуются словарём.

Учитель. К этой книге мы ещё вернёмся, а сейчас мы вплотную подошли к новой теме. Откройте учебник на с. 104 и прочитайте, как в учебнике сформулирована тема урока.

Дети читают. Первопечатник Иван Фёдоров. Записывают тему в тетрадь.

Учитель. Объясните смысл слова первопечатник.

Дети предлагают свои варианты объяснения лексического значения данного слова.

Учитель. Исходя из темы, иллюстраций, названий статей в учебнике попробуйте сформулировать вопросы, на которые мы будем сегодня искать ответы.

Дети формулируют вопросы, учитель фиксирует их на доске в краткой или знаковой форме.

  • как раньше изготавливали книги;
  • как было изобретено книгопечатание;
  • почему на Руси возникла необходимость в книгопечатании.

IV. Собственно-учебная деятельность

Учитель. У вас на столах лежат тексты, которые помогут найти ответы на поставленные вопросы.

3 вопроса распределены между тремя рядами учащихся. Каждый ряд будет работать с одним из предложенных текстов.

Как раньше изготавливались книги.

Техника письма была очень сложной. Сперва каждую страницу разлиновывали. Затем начиналось срисовывание букв. Каждая буква выписывалась в несколько приёмов. На полях делались рисунки. Дело двигалось очень медленно: в день писалось 2-3 листа. Переписчики очень уставали. У них ныла спина, немели руки. Дописав книгу до конца переписчики радовались, иногда, не страшась наказания делали приписку к тексту: “ Кто книгу эту переписал, достоин, чтобы в рай попал”.

Один человек мог за жизнь переписать 10-20 книг. До конца 14 столетия ежегодно в России изготавливалось в среднем по 50 экземпляров книг. Получалось, что были города, где в середине 16 века было всего 5 книг, да и те хранились за семью печатями в храме.

Как было изобретено книгопечатание.

Как любое изобретение книгопечатание было придумано не вдруг. Вы, наверное, удивитесь, но мысль о печати подал человеку оттиск пальца. Испачканный палец оставляет след. Раньше неграмотные люди вместо подписи оставляли под документами отпечаток пальца. В незапамятные времена мастера умели вырезать на камне изображение или знак. Его можно было приложить к мягкой глине и надавить на неё, оставался оттиск.

В странах Дальнего Востока мастера вырезали на доске рисунок, а потом, покрыв краской, печатали на ткани. Пробовали позднее печатать и буквы.

В 15 веке немецкий мастер Иоганн Гуттенберг придумал буквы - литеры, оставляющие на бумаге чёткий отпечаток. Гуттенберг отливал выпуклые изображения букв из металла. Мастер набирал из букв - литер строчки, покрывал их краской и с помощью пресса получал оттиск букв на бумаге.

Почему на Руси возникла необходимость в книгопечатании.

Рукописные книги писались долго, поэтому их было мало.

В рукописных книгах допускалось много ошибок, так как писцы уставали за работой, а некоторые не умели читать и просто срисовывали то, что видят.

Книги были очень дорогие, то есть не были доступны всем. Одну книгу можно было обменять на табун лошадей, стадо коров. Монастырь, владевший книгами, хранил их бережно. Книги приковывали цепями к полкам.

После крещения Руси потребовалось много церковных книг (не случайно первой печатной книгой стал “Апостол”).

Накопленные знания нужно было сообщать людям. Книги были нужны и для того, чтобы люди могли учить грамоту, узнавать законы.

Учитель. Ваша задача прочитать, понять прочитанное и подготовить краткий пересказ. Пересказ должен быть понятен и доступен тем детям, которые его не читали.

  • читают самостоятельно
  • проговаривают ответ в группе
  • договариваются, кто отвечает, а кто дополняет ответ

После самостоятельной работы учитель просит детей ответить на поставленные вопросы:

1. Как изготавливали книги до изобретения книгопечатания?.

2. Как было изобретено книгопечатание?

Учитель. К тому времени, о котором мы говорим, в Европе уже 100 лет, как научились печатать книги, а на Руси их всё ещё переписывают.

Но. . . Тихо!. . Представим царские палаты. . . (На доске появляется иллюстрация с изображением царских палат. ) И бояре, и челядь ходят на цыпочках, боясь помешать царю. А вот и сам Иван Грозный. (Портрет Ивана IV. ) Он сидит за дубовым столом, хмурит брови и нетерпеливыми перстами листает рукопись. Вдруг он прерывает чтение и бешено сверкает очами. Ох, недаром Иоанна Васильевича прозвали Грозным!

“Опись к описи прибавляется,- гремит царь, - Опять писцы нерадивые священное слово исказили!”

Давайте-ка скроемся от царского гнева и попытаемся выяснить, в чём дело

Дети отвечают на третий вопрос, подготовленный самостоятельно по предложенному ранее тексту:

3. Почему на Руси возникла необходимость в книгопечатании?

Учитель: На этот раз гнев царя оказался не к худу, а к добру. Повелел он книги печатать, как давно уже делали в Италии, Греции, Германии. . .

Прочитайте текст на странице 104 и одно предложение на стр. 105. Выпишите имена собственные.

Дети читают и выписывают Иван Фёдоров

Учитель. Кем был Иван Фёдоров?

Дети. Церковным служителем.

Учитель. Для чего царь велел строить печатный двор?

Дети. Чтобы на Руси появились печатные книги

Учитель. Где решили построить Печатный двор?

Дети. Поблизости от Кремля.

Учитель. Это место называлось Китай-город.

Дети записывают название в тетрадь.

Учитель. А теперь перенесёмся на несколько лет вперёд и узнаем, что вышло из идеи печатать книги на Руси. За это время в Китай-городе целый Печатный двор выстроили. В нём уже трудятся мастера с подручными. Понаблюдаем. . . (Иллюстрация Печатного двора, на которой изображены мастер с подручным у печатного станка. )

Учитель делает краткие пояснения к иллюстрации.

Учитель: Прочитайте первый абзац на стр. 105. Выпишите дату и событие соответствующее этой дате.

Дети читают и выписывают: 1564 - напечатана первая страница книги “Апостол”.

Учитель. Какие ещё интересные сведения вы узнали из этого отрывка? Дети. Откуда пошло понятие “красная строка”.

Учитель. Рассмотрите иллюстрации на стр. 104-105, прочитайте подписи к ним. . Дети читают. 1. Буквицы “3” и “В”

Различные варианты изображения буквиц учитель демонстрирует на доске.

Учитель. Вот и опять мы вернулись к разговору о книге “Апостол” На доске появляется портрет Ивана Фёдорова.

Учитель. Вглядитесь в умное, благородное лицо человека, который держит в руках свежеотпечатанный экземпляр “Апостола”. Это и есть Иван Фёдоров -удивительный мастер, художник, писатель. Издавна к его имени принято добавлять почётное слово первопечатник.

Прочитайте текст на стр. 109-110.

Составьте порядок действий по созданию печатной страницы.

Дети читают вслух текст “Как Иван Фёдоров начинал печатать книги”.

Учитель. Представим, как трудятся Иван Фёдоров и его помощники и составим порядок их действий. Можно пользоваться текстом.

В ходе беседы на доске появляется следующий алгоритм:

1. Нарисовать буквы, (в зеркальном изображении).

2. Вырезать рисунки.

3. Изготовить формы (для отливки).

4. Отлить буквы из олова.

5. Вырезать на деревянной доске изображение буквиц, рисунков и узоров.

6. Выложить на специальной доске строки и страницы из литер.

7. Сделать оттиск на листе бумаги.

Учитель. Что называется литерой?

Дети. Буквы, отлитые из олова.

Учитель. С каким словом у вас ассоциируется слово литера?

Дети. Со словом литература.

Учитель. Прежде, чем мы узнаем, как царь отреагировал на работу Печатного двора, давайте вспомним кого называли священниками, а кого боярами.

Дети. Священник - служитель культа православной церкви, бояре - в древности старшие дружинники, затем самые богатые и знатные люди, занимавшие высшие должности.

Учитель. Дочитайте текст на странице 105-106 и найдите ответ на вопрос “Почему бояре и священники стали дивиться красоте книги Ивана Фёдорова лишь в угоду Ивану Грозному”?

Дети читают текст и высказывают свои предположения.

Учитель. Ни боярам, ни священникам не выгодно было развивать книгопечатание. В те времена разные небылицы рассказывали о жизни первопечатника. А священники и бояре помогали распускать злые слухи об этом человеке. Обмануть народ было легко, ведь люди в основной своей массе были неграмотные.

Далее учитель кратко рассказывает о пожаре в печатне.

Более подробно вы можете узнать об этом, прочитав дома в статью учебника “Пожар в печатне”.

V. Обобщение изученного материала

Учитель. Заслуги Фёдорова не забыты. 27 сентября 1909 года в Москве на собранные народом деньги открыт памятник книгопечатнику Фёдорову. К подножию памятника было возложено 99 венков. Фотография памятника на стр. 109. Послушайте, что написал об этом поэт Луговсеой. Читает ребёнок.

Врезан в сияющий свод небесный, Стоишь ты, дьяк, у стены старинной. Лоб величав, бронзово чист, Ты для России, для Украины Держишь первый печатный лист.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рукописные книги Древней Руси. Самая первая печатная книга.

Рукописные книги Древней Руси.

Рукописные книги Древней Руси.

 Самая первая печатная книга появилась в нашей стране в 1564 году.

Самая первая печатная книга появилась в нашей стране в 1564 году.

На Руси, зачинателем печатного дела был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор.. Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.

На Руси, зачинателем печатного дела был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор.. Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.



Слайд 2

Границы России расширялись. Книг требовалось больше, переписчики не успевали их писать. Тогда царь Иван Грозный, который правил тогда, решил построить в Москве Печатный двор. Его руководителем стал церковный дьякон Иван Фёдоров.


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5

Был Иван хорошим писцом, мог любую букву нарисовать. Умел искусно резать по дереву. Научился и литейному делу. От живущих в Москве немцев узнал о печатном станке и буквахлитерах. И загорелся Фёдоров желанием самому научиться книгопечатанию. По ночам при лучине принялся он делать свои первые буквы. И добился успехов!


Слайд 6


Слайд 7

Шрифт книги воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Оформление первой буквы


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10

В центре Москвы в Театральном проезде стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник первопечатнику Ивану Фёдорову.


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13

Источники текстовой информации • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 3класс. Москва: Просвещение, 2012 • Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. К учебнику Л.Ф. Климановой. Москва: ВАКО, 2013 г.


Полный текст материала Презентация "Первопечатник Иван Фёдоров"; начальные классы смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0

1 Екатерина_Пашкова • 14:37, 18.09.2016

Елена Владиславовна, спасибо за публикацию презентации! Презентация соответствует возрасту детей начальных классов, но мне она показалась все равно очень краткой. Обратите внимание, что Вы делаете крупный шрифт (это очень хорошо), однако на слайдах практически нет пустого места. Некоторые изображения плохого качества, есть изображения, которые Вы используете на нескольких слайдах подряд (слайды 4 и 5). Также обратите внимание, что на одном слайде лучше стремиться к тому, чтобы изображения были одинаковыми по стилю, размеру (слайд 1 - изображения разные, создается впечатление неаккуратности). И что касается текста, в предложении: "Это богослужебная книга и предназначена для чтения в церкви во время богослужения", думаю, что один раз слово "богослужебная" стоит убрать. В целом тексты читаемые, интересные.
Удачи!

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г.

Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия.

Читайте также: