Конспект по технологии 7 класс инструменты и материалы для вязания крючком

Обновлено: 07.07.2024

Вязание крючком — распространенный вид рукоделия или декоративно-прикладного творчества.

Крючком можно связать самые разнообразные изделия. Большим крючком и толстыми нитками — свитера и шапки, маленьким крючком и тонкими нитками — изящные изделия, похожие на плетеные кружева. Вязанием крючком можно украсить одежду и предметы домашнего обихода.

Научиться вязать крючком проще, чем спицами. Для работы потребуются только крючок и нитки или пряжа.

Виды крючков

Крючки для вязания изготовляют из различных материалов и различной толщины. Самые тонкие — из стали, более толстые — из алюминия, пластмассы и дерева.

Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше номер, тем толще крючок. Тонкие крючки делают с рукояткой и наконечником, который защищает хрупкое острие крючка.

Крючки для вязания нитками изготовляют из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи из алюминия — номера от 2,0 до 7,0, из пластмассы - от 2,5 до 15.

Чтобы получился желаемый результат вязания, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Выбор крючка и соответственно плотность вязания зависят также и от индивидуального стиля вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, кто вяжет плотно — более толстый (рис. 98).


Рис. 98. Вязальные крючки

Материалы для вязания

Материалами для вязания являются нитки или пряжа из натуральных или химических волокон.

Хлопок — один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нитки разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые и др.). Их используют для вязания любых узоров и видов изделий.

Лен — прочные, неотбеленные нитки — применяют для вязания в основном декоративных изделий.

Шерстяная пряжа — натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Шерстяная пряжа идеальна для вязания гладких, рельефных и многоцветных узоров.

Блестящая пряжа — вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу и придающие ей золотистый или серебристый эффект.

Фасонная — пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей.

Меланжевая — пряжа, изготовленная из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры и цвета.

Вязать крючком можно также из лыка, толстой ковровой пряжи, тесьмы и других материалов.

Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении

Распускание старого изделия. Старым вязаным изделиям можно дать вторую жизнь. Для этого их распускают, перематывают нитки в мотки, стирают и вновь используют для вязания. Распускать лучше изделия, связанные вручную. Изготовленные на фабрике изделия распускать не рекомендуется, если его детали выкроены из трикотажного полотна, так как при распускании получится множество коротких нитей. Свалявшиеся изделия из шерстяной пряжи распускаются очень трудно. Если при этом нитка рвется, ее концы связывают узелком.

Стирка и сушка. Стирать пряжу рекомендуется в теплой воде с растворенным стиральным порошком, предназначенным для ручной стирки шерсти. Моток опускают в раствор и оставляют на некоторое время. Затем легкими сжимающими движениями его стирают и прополаскивают в теплой воде, меняя ее несколько раз. Моток не выкручивают, а слегка отжимают и дают воде стечь.

Нитки изделия, бывшего в употреблении, перед работой нужно выпрямить, иначе петли при вязании получатся неровными, а вязаное полотно — неоднородным и рыхлым. Для выпрямления пряжи мокрый моток можно привязать к веревке с подвешенным грузом. Время от времени положение мотка нужно менять, передвигая груз.

Для вязания изделий из старой пряжи рекомендуется соединить ее с более прочной ниткой, сочетающейся с ней по цвет)'.

Перемотка. Новую или выстиранную старую пряжу перематывают из мотка в клубки, подкладывая под нить указательный и средний пальцы левой руки. Когда сделано достаточно много витков, пальцы высвобождают, меняют положение клубка и пальцев. При таком способе перемотки клубок имеет только один рабочий конец.

Новые понятия

Фасонная пряжа, меланжевая пряжа.

Контрольные вопросы

1. Какие изделия можно вязать тонкими и толстыми нитками? 2. Что означает номер крючка? 3. Как использовать для вязания старую пряжу?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по технологии

« Материалы и инструменты для вязания крючком.

Составила учитель технологии

Смирнова Е.И.

МБОУ СОШ №8 г. Бирска

Тема: Материалы и инструменты для вязания крючком. Основные виды петель.

Тип урока: комбинированный.

ознакомить обучающихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком;

научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная цепочка из петель;

развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;

воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.

Задачи для обучающихся:

ознакомиться с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком;

научиться выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.

Наглядные пособия: образцы готовых изделий, связанных крючком, таблица условных обозначений основных видов петель.

Инструменты и материалы: различные виды крючков, набор крючков из различных металлов, различные виды пряжи, нитки.

Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель, соединительный столбик, столбик без накида, столбик с накидом.

I. Организационный момент

проверка готовности учащихся к уроку,

доведение плана урока до учащихся

II. Основная часть

1. Актуализация опорных знаний

– Назовите виды рукоделия?
– Какие виды волокон вы знаете?
– Кто из вас может вязать?

2. Изложение нового материала при помощи презентации (словесно-иллюстративный рассказ)

Учитель предлагает обучающимся просмотреть презентацию и записать в тетрадь основные моменты урока.

2.1. Материалы и инструменты.

Хлопок – нитки, разнообразные по цвету и качеству. Используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Лен – очень прочные, чаще неотбеленные нитки. Применяются для изготовления декоративных изделий.
Шерстяная пряжа – натуральный материал. Хорошо сохраняет тепло, применяется для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящая пряжа – вискозные или акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают серебристый или золотистый эффект.
Фасонная пряжа изготовлена по особой технологии с добавлением волокон, синтетических и металлизированных нитей.
Фантазийная пряжа – меланжевая пряжа из смешанных волокон с добавлением металлизированных нитей.

Инструменты: Самый главный инструмент в вязании - это крючок.

крючки для вязания бывают различной толщины и выполняются из различных материалов: стали, алюминия, пластмассы.
Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Номер крючка должен соответствовать толщине нити, а плотность вязания зависит от индивидуального стиля каждой вязальщицы.

Крючки для вязания бывают: металлические, деревянные, пластмассовые и костяные. Подбирая крючок для вязания, нужно особое внимание обратить на головку. Слишком острая головка ранит указательный палец левой руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание. Основная часть крючка - головка, по ее толщине определяют номер крючка. Если толщина головки равна 3 мм, то это крючок № 3. Для работы с нитями разной толщины следует иметь набор крючков от № 1 до №6.

Крючок должен быть в 1,5 — 2 раза тоньше ниток, чтобы хорошо захватывать нитку, не расщеплять ее. Изделия из шерстяной пряжи вяжут толстыми крючками (№ 2—6).

Тонкими металлическими крючками (№ 0,5 — 1,5) вяжут ажурные изделия (кружева, салфетки). Для вязания используют нитки: шерстяные, полушерстяные, синтетические, гарус, краше, льняные, катушечные № 10, 20 и штопку.

Крючки могут быть короткие (12-15 см) для обычного вязания и длинные (35-45 см) для тунисского.

Более удобны крючки с деревянной или пластмассовой ручкой, а также те, у которых есть сплюснутая часть.

Прежде чем приступить к работе мы с вами повторим правила техники безопасности.

Во время занятия следить за порядком на рабочих местах;

Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в специальных коробочках;

Нельзя делать резких движений рукой с крючком- можно поранить сидящего рядом;

Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;

Не пользоваться ржавыми иглами и булавками они могут порвать изделие, сломаться. Иглы и булавки хранить в специальной коробочке с крышкой;

Влажно тепловую обработку изделия( отпаривание) проводить в отведенном месте, утюг ставить на специальную подставку;

Следить за исправностью утюга; шнур не должен касаться подошвы утюга; по окончанию работы выключить утюг из сети придерживая розетку.

2.2. Основные виды петель

Положение крючка в руке

Крючок можно держать по-разному:

либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);

либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).

В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов:

образование воздушной петли (цепочка воздушных петель);

столбики без накида;

столбики с накидом.

Все эти элементы имеют условные обозначения для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком.

Начальная петля . Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.

Воздушная петля составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.

Цепочка воздушных петель – основа первого ряда.Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель первая и петля на крючке не включаются в счет.

Для того, чтобы научиться вязать, вам потребуется узнать основы вязания крючком — способы вязания различных петель. Вместе с нами вы можете научиться вязать крючком основные виды петель.

Основные виды петель

Воздушная петля (в. п.):

в п. продеть крючок, накинуть на него нить и протянуть через п.

hello_html_239b219d.jpg

Столбик без накида

крючок ввести в п. цепочки или нижнего р. и вытянуть новую п., захватить нить и провязать 2 п. на крючке в один прием.

hello_html_m2936489b.jpg

Полустолбик с накидом

сделать на крючок накид, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., 3 п. на крючке провязать в один прием

hello_html_m79bba862.jpg

Столбик с накидом

сделать на крючок накид, ввести его в п. цепочки и вытянуть новую п., 3 п. на крючке провязать попарно в 2 приема.

Столбик с 2 (3, 4) накидами

(ст. с 2/н ), с 4/н сделать на крючок 2 (3,4) накида, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., 4 (5, 6) п. на крючке провязать попарно в 3 (4, 5) приема.

Столбик артесаналь с накидом

сделать на крючок накид, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., не захватывая накид, последующие п. провязывать попарно.

hello_html_4412d79e.jpg

Столбик артесаналь с 2 (3, 4) накидами

(ст. арт. с 2/н, с 3/н, с 4/н): сделать на крючок 2 (3, 4) накида, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., не захватывая накид. последующие п. провязывать попарно.

связать 3 в. п., ввести крючок в первую в. п. и провязать ст. б/н.

hello_html_m4f4cf262.jpg

крючок ввести в п. цепочки, захватить нить и протянуть ее через п. цепочки и п. на крючке

hello_html_m7bedd10e.jpg

hello_html_6415ea03.jpg

hello_html_6e5b06e3.jpg

Задание: связать образец: цепочку воздушных петель длиной 30 см – 5 штук.

– Сравните вешний вид образцов. Прикрепите образцы на рамку.

IV. Вопросы для повторения

– Как нужно держать крючок?
– Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
– Что означает номер крючка?

V. Итог урока

Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

Образовательная : познакомить учащихся с новым видом рукоделия – вязанием крючком, инструментами, материалами и приспособлениями, используемыми при вязании, правилами подготовки пряжи к вязанию; сформировать навыки по организации рабочего места; научить правильным приемам работы; развивать координацию движений; содействовать воспитанию художественного вкуса.

Развивающая : Развивать сенсорные и моторные навыки.

Воспитательная : Воспитывать любовь к рукоделию.

Профориентационная : Воспитывать уважение к работающему человеку.

· по основной дидактической цели : урок изучения нового материала

· по основным этапам учебного процесса: первичного ознакомления с материалом, образования понятий, применения полученных правил на практике.

· по основному способу их проведения: виртуальная экскурсия

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база :

· инструменты, приспособления (крючки для вязания, ножницы)

· мультимедийный проектор, компьютер

Дидактическое обеспечение

· образцы вязания крючком, технологические карты

· Основной метод проведения урока: словесный, наглядный, практический

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Здравствуйте. Я, рада видеть вас на уроке, и очень хочу начать работу с вами.

2. Изучение нового материала.

(слайд 1) Девочки! Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию в Музей красоты”.

Нам предстоит посетить четыре зала.

(слайд 2-10) Прошу пройти вас в выставочный зал.

Обратите внимание на экспонаты: вазочки, салфетки, прихватки, скатерти – украсят интерьер любой комнаты, кухни; коврики, подушки, а также цветы, игрушки и многое другое – делают наше обычное жилище уютнее, полезнее, красивее.

Мы закончили экскурсию по выставочному залу.

- Скажите, что объединяет все работы представленные здесь?

(Ответ: Они все связаны своими руками, крючком)

Правильно, они все связаны крючком. А что нужно для этого вида декоративно-прикладного творчества мы узнаем из нашего урока. Откройте тетради, запишите число и тему урока.

(слайд 12) . Инструменты и материалы для вязания крючком

Исходя из темы, какую цель вы можете поставить перед собой на уроке?

· Узнать историю вязания крючком;

· Познакомиться с инструментами и материалами для вязания крючком

все ваши ответы верны. А еще вы узнаете, какие бывают крючки и их номера, научитесь правильно подбирать крючок к пряже или ниткам.

Уже много веков вязание крючком популярно среди жителей практически всех стран. Сегодня, во времена Интернета легко найти схемы вязания крючком, достаточно ввести соответствующий запрос в любую поисковую систему и необходимый материал у вас перед глазами. А раньше, чтобы найти интересную схему искали ее в журналах или у знакомых. А как вообще человечество придумало согнутую палочку для вязания. Пока нет единого мнения, когда и где появилось вязание крючком.

Пожалуйста, по очереди прочитайте информацию, разложенную у вас на партах

1. Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Лишь позже были загнутыми палочками.

2. Техникой вязания крючком владели во времена строительства египетских пирамид. А рхеологами при раскопках был обнаружен детский носок, у которого большой палец был связан отдельно, чтобы его можно было надевать вместе с сандалией с ремешком между пальцами. Возраст носка – около 5 тысяч лет.

3. Для жителей Европы знакомство с этим видом декоративно-прикладного искусства состоялось в XII веке. Европейцам понравилась вязаная одежда коптов - потомков древних египтян. Сначала вязаные носки, чулки, перчатки стоили очень дорого и были доступны только очень богатым людям.

5. Сначала заниматься вязанием крючком могли только мужчины. Женщинам доверялись только подсобные работы. Работодателя могли даже оштрафовать за использование женского труда. Например, в 1612 г. пражские чулочники заявили, что вообще не примут на работу женщин.

8. Первую книгу со схемами кружевных моделей выпустила в 1846 году ирландка мадемуазель де Бланшардье.

7. С появлениям в XVI веке вязальных станков трикотаж стал более дешевым и доступным. Но спрос на ручные изделия не падал. В вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.

8. В нашей стране история возникновения вязания крючком датируется началом ΧΙΧ в.

9.Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носки, сапоги.

10. Искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок, применяя узоры из вышивки крестом и ткачества.

11. В середине XX века стали вязать крючком одежду.

12.Сейчас этот вид рукоделия используют для поделок, игрушек и предметов интерьера.

-Итак, мы познакомились с историей возникновения вязания крючком, а сейчас ответьте на вопрос: «Что нужно именно для вязания крючком?

(Слайд 32) Ответ: (крючок и нитки)

Учитель: Предлагаю вам посетить третий зал.

(Слайд 34) Как выглядит крючок? Из каких элементов он состоит. Посмотрите на этот слайд. Возьмите в руки свои крючки и, смотря на изображение, ищите части крючка на ваших инструментах. Крючок состоит из стержня, бородки и головки. Хорошо.

(Слайд 35) Крючки изготавливают из различных материалов и различной толщины. Самые тонкие из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.

(Слайд 36) Толщина крючка обозначается номером, который показывает диаметр крючка в миллиметрах. От 0,6мм до 15мм. Чем больше номер, тем толще крючок. Посмотрите на ваших крючках есть №. Какой?

(Слайд 37) Тонкие крючки делают с рукояткой, чтобы удобнее держать в руке, и наконечником, чтобы защитить острие крючка.

(Слайд 38) Также крючки различают для вязания нитками и пряжей, по номеру, по материалу изготовления, и для каких материалов предназначен.

Сейчас рукоделие для женщины стало просто приятным развлечением. У современной женщины отпала необходимость заниматься кройкой и вязанием. Ей проще купить все в магазине. Но каждая женщина понимает, что купленный свитер это одно, а связанный своими руками совсем другое.

Один из самых распространенных видов декоративно- прикладного искусства – вязание крючком. Вязание крючком просто, многообразно и доступно каждому!

Поклонниц вязания крючком с каждым годом все больше.

Кроме того, можно не опасаться встретить похожую вещь. Вы становитесь собственным дизайнером, и каждая ваша вещь эксклюзивна. Ни у одного другого человека на всей планете нет такой же.

Вязание крючком позволяет выразить свою индивидуальность, уйти от традиционных взглядов на моду, как в костюме, так и домашнем интерьере. Вязанные изделия наиболее стабильны даже в русле капризной моды и могут подолгу украшать интерьер и гардероб.

б) Историческая справка о вязании крючком.

Вспомним древнегреческий миф о Тезее и Ариадне. Тезей спас Ариадну от Минотавра – чудовища с головой быка и человеческим торсом. Чтобы герой не заблудился в лабиринте Минотавра, Ариадна дала ему клубок. Размотавшаяся нить указала обратный путь. Из этого мифа следует, что древние греки знали вязание. И шерстяная нить, подобно нити Ариадны, уводит нас сквозь лабиринт столетий в седую древность.

Вязание было известно и в Древнем Египте. На дошедших до нас памятниках искусства египтяне изображены в соблазнительно облегающих платьях. Причем платья облегают фигуру так тесно, что некоторые искусствоведы считают их вязаными.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые-археологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.

После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.

В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев – вязаному берету – уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные своими руками. Особенно это относилось к вязанию крючком, потому что, вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия. Начиная с XVI века вязаное кружево, предметы одежды и домашнего обихода пошли “гулять по Европе”, а в XIX веке это искусство стало поистине ювелирным.

Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством. Наибольшее развитие вязаные кружева получили в Ирландии. Взяв за пример очень дорогое брюссельское кружево, которое им было не по карману, бедные и неграмотные ирландские крестьянки довели искусство вязаного кружева до уровня шедевра. Так называемое ирландское кружево и по сей день в цене.

В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30–40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.

Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы.

Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.

Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать.

в) Инструменты и материалы.

Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов . Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.

Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.

Крючки для вязания нитками изготавливают также из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75. Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, а изготовленные из пластмассы – номера от 2,5 до 15.

Чтобы получить желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи. Плотность вязания зависит и от индивидуального стиля каждой вязальщицы. Поэтому тот, кто вяжет рыхло, должен взять более тонкий крючок, а тот, кто вяжет плотно – более толстый крючок .

Один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком – хлопок. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые, шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.

Из льна производят очень прочные, чаще всего неотбеленные нити, которые применяются для вязания декоративных изделий.

Шерстяная пряжа – натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Она хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

Блестящей пряжей называют вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.

Пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей называется фасонной пряжей.

Фантазийная пряжа изготавливается из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.

Вязать крючком можно также из лыка, толстой ковровой пряжи, тесьмы и других материалов.

г) Оборудование рабочего места.

Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.

На рабочем месте должен быть порядок. Перед началом и после окончания работы следует мыть руки, чтобы нить и вязаное полотно оставались всегда чистыми, а на руках не оставалось мелких частиц пряжи.

д) Основные виды петель.

Положение крючка в руке.

Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш . При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож . При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.

Начальная петля.

Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю . После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке .

Воздушная петля.

Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.

Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.

Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. Этот прием называют накидом и обозначают сокращенно “н”. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получается воздушная петля.

Цепочка воздушных петель.

Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.

После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”) , в подсчет не включаются (рисунок ). Если необходимо связать большую начальную цепочку из воздушных петель, легко ошибиться в расчетах, чтобы облегчить себе задачу, воспользуйтесь маленькой хитростью. Начальную цепочку свяжите из ниток с отдельного клубочка, затем аккуратно привяжите новую нить к первой петле начальной цепочки и продолжите вязание по схеме, таким образом, вы легко сможете либо довязать недостающие петли начальной цепочки, либо распустить лишние, не распуская проделанной работы.

Соединительный столбик.

Применяется он в филейном вязании для убавления петель.

Крючок вводят во вторую от начала цепочки (ряда) петлю и подхватывают с пальца рабочую нить, накидывая ее на крючок. На крючке находятся две петли. Через них протягивают нить. Получился соединительный столбик (соед. ст.). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях.

Столбик без накида.

Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.

Столбик с накидом.

Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.

Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через эти две петли . Получился столбик с накидом (ст. с/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют вязание на оставшихся воздушных петлях (петлях предыдущего ряда).

Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают три воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду.

3. Практическая работа.

  • цепочка воздушных петель;
  • столбик без накида;
  • столбик с накидом;
  • столбик с двумя накидами;
  • столбик с тремя накидами.

Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.

4. Закрепление изученного материала.

  1. Как нужно держать крючок?
  2. Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
  3. Что означает номер крючка?

Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

Читайте также: