Конспект урока по окружающему миру 3 класс планета знаний родники

Обновлено: 04.07.2024

1. Актуализировать и систематизировать знания детей о разнообразии водоемов Земли; познакомить с образованием и понятием родника; выявить опытным путем свойства песка и глины пропускать воду;

2. Продолжать развивать мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности; умение классифицировать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

3. Воспитывать бережное отношение к родникам; эстетические чувства.

Оборудование для опыта: 2 стакана, 2 воронки, 2 фильтра, песок, глина, 2 стакана с водой, предметный столик;

1. З. А. Клепинина Окружающий мир: методич. пособ. к учеб. для 3 кл. нач. шк. / З. А. Клепинина, Н. И. Ворожейкина. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 96 с.

2. З. А. Клепинина Окружающий мир: учеб. Для 3 кл. нач. шк. : ч. 1 / З. А. Клепинина, Н. И. Ворожейкина. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007. – 128 с.

3. Н. Ф. Виноградова Окружающий мир в 3-4 классах: Метод. беседы. – М. : Просвещение, 1999. – 192 с.

4. Л. Ф. Мельчаков, М. Н. Скаткин Природоведение: Учеб. для 3 – 4 кл. сред. шк. – М. : Просвещение, 1988. – 240 с.

Ход урока:

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Залия Павловна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

2. Минутка календаря

- Сегодня на уроке вы узнаете какие бывают водоемы. Как вы представляете, что такое водоем? Назовите какие вы знаете водоемы?

4. Изучение нового материала

- Верно. Водоемы могут быть заполнены водой постоянно или временно. Водоемы делятся на Океаны и Водоемы Суши. К океанам относятся моря. А водоемы суши могут быть образованы естественным путем и искусственным. К Водоемам Суши образованным искусственным путем относятся пруды и водохранилища, а к образованным естественным путем относятся реки, озера, ручьи, болота и родники.

- Расскажите по схеме какие водоемы есть на Земле?

- Расскажите по схеме о значении водоемов.

- Послушайте внимательно стихотворение Ивана Александровича Бунина:

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

- С каким водоемом вы сегодня познакомитесь? (родником)

- Верно. Сегодня вы узнаете что называют родником и как он образуется.

- Ребята, как вы думаете куда исчезает вода после дождя и растаявшего снега?

- Чтобы узнать почему вода останавливается перед слоем глины проведем небольшой опыт: берем 2 стакана и 2 воронки. Вставляем воронки в стаканы, на дно каждой воронки положим по фильтру, а затем в одну кладем немного песка, в другую – глины. Нальем в каждую воронку одинаковое количество воды. Теперь смотрите внимательно, в каком случае вода быстрее вытечет из воронки.

- Вы увидели, что почва и песок хорошо пропускают воду, а глина задерживает. Так происходит и в природе. Вода будет просачиваться через почву м песок, которые являются водопроницаемым слоем, пока не встретит слой глины, который является водоупорным слоем. На слое глины вода бесконечно не может накапливаться и растекается в стороны. Если слои земли имеют уклон, то вода стекает под уклон. Бывает так, что слои земли выходят к обрывистому берегу реки, ручья, оврага. Тогда вода выходит на поверхность, как бы вытекает из глубины. Такой выход воды из земли назвали родником.

Родник – это место выхода подземных вод на земную поверхность.

Обычно дождевая вода на поверхности земли бывает мутной, но, просочившись сквозь почву, камни, песок, она очищается. Поэтому вода в родниках бывает чистая и прозрачная, ее можно пить.

- Расскажите про образование родника по схеме.

- Сделаем небольшую физическую разминку. (или проводит заранее подготовленный ученик) Все встаньте:

Встаньте на носок, на пятку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите.

- Ребята, кто из вас когда-нибудь видел родник? Где?

1) По каким признакам дети обнаружили родничок?

2) Какая в роднике вода?

3) Дл чего они обложили родничок камнями?

Группа ребят возвращалась из далекого похода. Был жаркий день, всем хотелось пить, но запасы воды у них давно кончились. На пути им встретился глубокий овраг. Ребята осторожно спустились по его крутому склону, надеясь найти внизу ручеек. Но дно оврага было сухим.

Все кинулись к нему, но … никакого родничка не увидели.

А Миша держал в руках самую обыкновенную гальку. Ребята решили, что он просто пошутил, и, обиженные, хотели уйти. Но Миша поднял с земли еще одну гальку и показал им, что нижняя сторона ее, лежавшая на земле, было совсем сырая.

- Значит, где-то близко под землей вода! – радостно сказал Миша. – Здесь и надо искать родничок.

Ребята тщательно осмотрели землю, поднимали камни, раздвигали траву. Вот ямка, а камешки в ней совсем мокрые! Они взяли лопатку и осторожно углубили ямку. Со стенок начала сочиться вода. Вскоре ямка наполнилась водой. Но пить ее еще было нельзя: слишком мутной была эта вода. Ребята сидели вокруг ямки на корточках, не сводя с нее глаз. Вскоре муть осела и вода стала прозрачной.

А когда ребята, напившись родниковой воды и отдохнув, собрались идти дальше, Миша предложил:

- Давайте, ребята, углубим родничок и обложим ямку камнями.

Так они и сделали. Еще и ковшик из берёсты на ветку повесили.

Теперь, кто ни проходит по оврагу, обязательно остановится у этого родника, напьётся чистой холодной воды и вспомнит тех ребят добрым словом.

- По каким признакам дети обнаружили родничок?

- Какая в роднике вода?

- Дл чего они обложили родничок камнями?

- Ребята, никогда не разрушайте родники, бережно относитесь ко всем водоемам.

Закрепление

- Как образуется родник?

- Как нужно относиться к родникам?

- Давайте сравним наш вывод с выводом учебника, прочитайте определение на с. 74. Верно мы сделали выводы?

Дом. задание

- Запишите домашнее задание: прочитать в учебнике с. 71-74. И желающие могут еще повторить опыт с глиной и песком дома.

Итоги урока

- Поднимите руку кто узнал для себя что-то новое?

- Было интересно с вами работать, спасибо за урок!

Презентация исследовательско-творческого проекта

Презентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Святой Ключ Пантелеймона Целителя.

Святой Ключ Пантелеймона Целителя. В выходной день мы ездили к роднику, который находится близ Елабуги. Это исторические места. На опушке бора находится знаменитый родник.

Загрузить презентацию (122 МБ)

  • Дать первоначальное понятие родника.
  • Исходя из лабораторной работы, рассказать об образовании родника
  • Развивать познавательные способности учащихся: внимание, память, логическое мышление, творческую активность и интерес к предмету, самостоятельность.
  • Воспитывать бережное отношение к родникам, к природе, к своему здоровью.

I. Организационный момент (слайд 1)

II. Проверка домашнего задания

  • Я вода, да по воде же и плаваю.
  • Стоит на воде водяной мост.

– В жаркий летний день очень приятно пить газированную воду или сок со льдом. Какие свойства льда используют люди в этом рецепте? (Тонизирует, удаляет жажду, охлаждает )
– Почему раньше жители Крайнего Севера строили жилища из снега? (Потому что снег и лед плохо проводят тепло) Иглу
– Кто больше назовет свойств снега и льда? (Снег – белый, не прозрачный, без запаха, рыхлый, тает при нагревании. Лед – бесцветный, прозрачный, без запаха, твердый, тает при нагревании.)
– Какие свойства пара делают его невидимым для нас? (бесцветен и прозрачен)
– Как можно доказать, что вода легко превращается в пар, а пар в воду? (Когда вода закипит, она начнет превращаться в пар. Надо подержать над ней охлажденную тарелку. Тарелка покроется капельками воды.)

III. Объявление темы урока и объяснение новой темы

(слайд 5) Гидрогеология (от гидро и геология), наука о подземных водах, изучающая их состав и свойства, происхождение, закономерности распространения и движения, а также взаимодействие с горными породами.

Наша задача узнать, как образуются родники, какая в них бывает вода. Проведем лабораторную работу.

Лабораторная работа (слайд 6)

Поверхность нашей Земли состоит из трех слоев: почвы, песка и глины. (слайд 7)


Техника безопасности

Перед вами находятся готовые воронки, наполненные почвой, песком, глиной. Нальём в них воду и посмотрим, что произойдёт. По окончанию работы сделаем вывод и узнаем об образовании родника.
Ребята наливают в готовые воронки, наполненные почвой, песком и глиной, воду и следят за тем, как просачивается она.

Выводы: Через почву и песок просачивается вода, а глина не пропускает воду.
– Какая вода в стаканчике?
– Чистая.
Исходя из этого опыта, мы проследим образование родника. (слайд 8)


IV. Физминутка (слайд 10)

– А теперь наши юные гидрогеологи расскажут нам, что они знают о родниках.

– Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку для жизни нужна чистая пресная вода. Человек на 80% состоит из воды. (Cлайд 12)
Родниковая вода называется "живой" водой, т.к. она проходит многие километры сквозь мелкий песок, насыщается микроэлементами, вода идеально фильтруется.
Температура родниковой (ключевой) воды до 6 С, что препятствует размножению в ней болезнетворных бактерий. (Cлайд 13)
Если человек часто употребляет родниковую воду, он меньше подвержен различным заболеваниям. Чистая родниковая вода исцеляет многие болезни и увеличивает продолжительность жизни. (Cлайд 14)
Установлено, что через 3 часа родниковая вода во многом теряет свои лечебные свойства. Поэтому пить родниковую воду надо, конечно же, у самих родников. Природная родниковая вода дарит энергию тем, кто её пьет.
На некоторых родниках сооружены часовни, которые представляют собой историческую и культурную ценность. (Cлайды 15, 16)
Вода из источника может быть пресной или минерализованной. В первом случае мы говорим о родниках и ключах, во втором – об источнике минеральных вод. (Cлайд 17)
Город-курорт Ессентуки славится знаменитыми на весь мир питьевыми минеральными водами – Ессентуки 4 и Ессентуки 17, удивительным горно-степным климатом и живописными пешеходными маршрутами.
В настоящее время Ессентуки занимают достойное место среди ведущих мировых курортов специализирующихся на лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени, желчных путей, нарушения обмена веществ.
Основу курортных ресурсов курорта Ессентуки составляют соляно-щелочные воды. Всего же на курорте Ессентуки с лечебной целью используют воды 20 минеральных источников.

VI. Закрепление изученного

1. Работа по учебнику стр.34-35 (слайд 18)
Прочитайте, как образуются родники.

2. Самостоятельная работа в тетрадях стр. 14 (слайд 19)

– Раскрась слой, который задержит воду. Покажи стрелкой, в каком направлении потечет вода по этому слою. Отметь место, где образуется источник.

3. Групповой опрос (слайд 20)

– Расскажите, как образуются родники?
– Как можно доказать, что глина не пропускает воду?
– Какая бывает вода в родниках?
– Какая вода называется минеральной?
– Чем она полезна для здоровья?
– Кто видел в природе родники?
– Почему мы должны бережно относиться к родникам?

4. Релаксация (под звуки журчания ручья) (слайд 21)

– А сейчас закройте глаза и представьте себе, что находитесь рядом с чудесным родником. Послушайте как чудесно он журчит, как прекрасно поют птицы.

VII. Подведение итога

2. Задание на дом: с.34-35

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: "Родники" (программа "Планета знаний"). 3-й класс

- развивать способности наблюдательности, умению анализировать и делать выводы.

Планируемые результаты образования :

Личностные : проявить устойчивый интерес к исследовательской деятельности; применять на практике открытые новые знания о родниковой и минеральной воде; чувствовать причастность своей деятельности в соблюдении правил бережного отношения к природе.

Метапредметные :

Регулятивные : осознают свое продвижение в овладении знаниями и умениями; самостоятельно планируют свои действия для выхода из затруднений; прогнозируют результаты своей деятельности на уроке.

Познавательные : проведение практической опытной деятельности, осуществление анализа проведенной работы с обоснованием выводов; проводят сравнение с эталонным образцом; устанавливают причинно- следственные связи опытной деятельности и явлений в природе; обобщают результаты, делают выводы о практическом применении полученных знаний.

Коммуникативные : понимают и обсуждают содержание услышанных и прочитанных текстов; слушают и понимают других , высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе, сотрудничают со сверстниками и с учителем при прохождении всех этапов урока.

I. Организационный момент ( слайд )

II. Проверка домашнего задания

  • Я вода, да по воде же и плаваю.
  • Стоит на воде водяной мост.

– В жаркий летний день очень приятно пить газированную воду или сок со льдом. Какие свойства льда используют люди в этом рецепте? ( Тонизирует, удаляет жажду, охлаждает )
– Почему раньше жители Крайнего Севера строили жилища из снега? ( Потому что снег и лед плохо проводят тепло) Иглу
– Кто больше назовет свойств снега и льда? ( Снег – белый, не прозрачный, без запаха, рыхлый, тает при нагревании. Лед – бесцветный, прозрачный, без запаха, твердый, тает при нагревании.)
– Какие свойства пара делают его невидимым для нас? ( бесцветен и прозрачен)
– Как можно доказать, что вода легко превращается в пар, а пар в воду? ( Когда вода закипит, она начнет превращаться в пар. Надо подержать над ней охлажденную тарелку. Тарелка покроется капельками воды.)

III. Объявление темы урока и объяснение новой темы

– О чем вы узнали из начала мультфильма? ( как заяц Коська встретился с Родничком)
Как вы думаете, о чем поговорим на уроке?

Наша задача узнать, как образуются родники, какая в них бывает вода. Проведем лабораторную работу.

Лабораторная работа (слайд )

Поверхность нашей Земли состоит из трех слоев: почвы, песка и глины. (слайд )

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/629320/img1.jpg

Техника безопасности

Перед вами находятся готовые воронки, наполненные почвой, песком, глиной. Нальём в них воду и посмотрим, что произойдёт. По окончанию работы сделаем вывод и узнаем об образовании родника.
Ребята наливают в готовые воронки, наполненные почвой, песком и глиной, воду и следят за тем, как просачивается она.

Выводы : Через почву и песок просачивается вода, а глина не пропускает воду.
– Какая вода в стаканчике?
– Чистая.
Исходя из этого опыта, мы проследим образование родника . (слайд )

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/629320/img2.jpg

IV. Физминутка (слайд )

V. Закрепление изученного

1. Работа по учебнику стр.34-35 (слайд )
Прочитайте, как образуются родники.

2. Самостоятельная работа в парах (слайд )

– Раскрась слой, который задержит воду. Покажи стрелкой, в каком направлении потечет вода по этому слою. Отметь место, где образуется источник.

3. Групповой опрос (слайд )

– Расскажите, как образуются родники?
– Как можно доказать, что глина не пропускает воду?
– Какая бывает вода в родниках?
– Какая вода называется минеральной?
– Чем она полезна для здоровья?
– Кто видел в природе родники?
– Почему мы должны бережно относиться к родникам?

4. Релаксация (под звуки журчания ручья) (слайд )

– А сейчас закройте глаза и представьте себе, что находитесь рядом с чудесным родником. Послушайте как чудесно он журчит, как прекрасно поют птицы.

VII. Подведение итога. Рефлексия

2. Задание на дом: с.34-35

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Вы готовы слушать и слышать, спрашивать и отвечать? Давайте проверим.

СЛАЙД№1 (организационнный момент)

Урок мы будем …изучать

Информацию из урока …извлекать

Точку зрения… высказывать

На вопросы … отвечать

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …! развивать

Как называется превращение воды в пар?

испарение СЛАЙД№3

Пар – это вода в каком состоянии?

газообразном СЛАЙД№4

Какие свойства пара делают его невидимым для нас?

пар бесцветный/прозрачный

- Молодцы. ……Сегодня мы продолжим изучать воду в природе. Отгадайте, какому открытию новых знаний будет посвящен урок сегодня.

Он бьет фонтаном из земли.

Впадает в руло он реки

Из недр земных он к нам проник

И все зовут его … (Родник)

- Правильно сегодня мы будем о родниках.

- Знакомьтесь, это Капелька. Она хочет жить в роднике, для этого она хочет знать:

- как образуется родники (не иссякнет ли он)?

- какая вода в роднике (будет ли ей там хорошо)?

- родниковая вода – полезная (родниковая вода безопасна)?

- Кто может ответить Капельке на ее вопросы? (ответы детей в виде предположений, Я думаю…, я считаю…, я предполагаю…) Давайте поможем Капельке.

СЛАЙД№5 (работа со словарем)

Родник – ручей, водный источник, текущий из глубины земли. Толковый словарь Ушакова.

- Данное определение может нам ответить на вопросы Капельки? (нет)

Ребята к уроку подготовили сказку, давайте ее посмотрим.

СЛАЙД№6 (видео сказки)

- Как вы думаете водный источник из под земли, про который рассказал гном может быть родником? (скорее да, чем нет)

- Могут ли явления природы рассказанные в сказке произойти в жизни? Давайте проверим это предположение.

Разделимся на три группы:

- первая группа узнает, как образуется родник.

- вторая - какая вода в роднике

- третья ответит на вопрос полезная ли родниковая вода.

- У каждой группы свое задание. Берем карточки с заданиями выполняем их в группах.

(Проверка работы зачитывание результатов опытов и выводы каждой группы)

- Давайте сделаем общие выводы по результатам работы:

Экспериментально, используя разные источники информации мы создали модель образования родника, определили какая родниковая вода и узнали, что минеральная вода полезная.

- Как вы думаете капельке можно рекомендовать поселиться в роднике?

Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.

Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.

Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,

Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.

- Проверим знания, которое вы получили сегодня на уроке. Выполняем задание на стр.14 тетради.

- Проверим выполненное задание по схеме образования родника (эталон)

(оценивание результатов проверки сверстиниками, учащиеся обмениваются тетрадями).

- Капелька благодарна вам за помощь и приготовила для вас интересные игры. Игры не простые разной сложности. Давайте поиграем.

- Перед вами 3 разноцветных конверта. Выберите один и выполните задание.

(проверка в виде групповой беседы. Оценка – самооценка.)

СЛАЙД№8 (иллюстрации родников)

- Родники – наше богатство. Их нужно беречь. Для того чтобы они не засорялись, их обкладываю камнями или досками. Давай те поможем нашей капельке найти путь до родника, выложив его камушками.

- Перед вами разноцветные камушки. Выберите один и приклейте его на доску.

Голубой – мне понравился урок, у меня все получилось.

Зеленый – мне урок понравился, у меня были ошибки.

Белый – обычный урок для меня, у меня было много ошибок.

Красный – урок не понравился, у меня ни чего не получилось.

СЛАЙД№9 (итог урока)

Родники вы мои, родники,

Цвет небесный, серебряно-синий.

Если будут звенеть родники,

Будет биться и сердце России

- Мы многое узнали сегодня на уроке. Еще больше вы можете узнать самостоятельно и с помощью родителей. Например: Почему вода в роднике холодная?, Почему родниковая вода называется живой? Много ли родников вокруг нас? и другое интересное.

Домашним заданием будет:

1. Нарисовать плакат охраняйте родники.

Читайте также: