Съедобные и несъедобные грибы плоды лесные и садовые конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: коррекции, усвоения и закрепления знаний.

Цель: Расширение знаний о грибах, отметить их многообразие.

Задачи: - обобщить знания обучающихся о грибах; - познакомить обучающихся со строением гриба,; - систематизировать понятие съедобный - несъедобный. Развивать память, внимание, творческое воображение, устную связную речь. Воспитывать бережное отношение к грибам, к природе.

Орг. момент Каждый день – всегда, везде
На занятиях в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим

– Назовите сегодняшнее число. – День недели. – Месяц. – Время года. Дыхательная гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать!

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Чистоговорка.

Бы – бы – бы - бы в лесу растут грибы

Добиваться четкого произношения.

– Какие изменения произошли в природе за эти дни? (ответы детей)

– А сегодня, какая погода? (ответы детей)

II. Введение в тему

1. Отгадайте загадку.
У него одна нога
Да и та без башмака (Гриб) Ø

-Какой звук первый в слове ГРИБ ?

III. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя, демонстрация съедобных и несъедобных грибов. (презентация ) ü Упражнение на развитие творческого мышления. Учимся узнавать объект на основе описания отдельных признаков.

Если в небе ходят грозы,
Если травы расцвели,
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже лето!
Значит, кончилась весна!

- Когда начинают расти грибы? Грибы расти начинают во 2-ой половине лета. Т.к. к этому времени прогрелась земля и в ней много влаги. Растут грибы до глубокой осени.

-Где растут грибы? Грибы растут около определенных деревьев: белые или боровики около берез, елей, дубов. (слайд2) Подосиновики – растут рядом с осиной.(слайд 3) Рыжики, волнушки – возле ели, сосны. .(слайд 4) Подберезовики – под березой. .(слайд 5) Маслята – в молодых сосновых лесах. .(слайд 6) Сыроежки – растут поодиночке. Они очень нарядные красные, желтые, зеленые, серые (слайд 7) Опята на пнях. (слайд 8) Лисички растут семейками.(слайд 8)

- Ребята, какие грибы я назвала?

- Можно ли их есть? Это все съедобные грибы. (Вывешивается слово) Среди грибов существуют несъедобные (вывешивается слово) Эти грибы нельзя употреблять в пищу людям. Самый ядовитый гриб – бледная поганка (Слайд 11) Мухомор – тоже ядовитый гриб – он с красной шляпкой и белыми пятнами. Растут мухоморы, как на параде строй. (Слайд 12) Увидите такой парад, обходите его стороной. Хоть и ядовит мухомор для человека, но для лесных зверей служит лекарством. Опасный для людей яд содержится в старых и червивых грибах. Большое удовольствие собирать грибы, но собирая грибы, помните: Гриб срезай ножом (показ.) Не разрывай землю вокруг найденного гриба, присыпь это место листьями, хвоёй. Не бери незнакомые грибы, они могут быть ядовитые Не собирай старые и червивые грибы, в них тоже может быть яд. Ни когда не срывай грибы зря: ими питаются многие животные, а некоторыми ядовитыми, для человека грибами они даже лечатся.

-Кто запомнил правила сбора грибов?

Физминутка (На полу лежат картинки грибов и дети соберут съедобные в корзинку)

А сейчас мы отдохнем
Собирать грибы пойдем,
Вот мы видим боровик
Шляпкой к дереву приник
Мы сорвем тебя, дружок
И положим в кузовок
А сейчас сорвем другой
И отправим за тобой
Раз, два, три, четыре, пять
Мы пойдем домой опять.

Строение гриба. Ребята, у всех грибов есть шляпка, ножка, грибница – это корень гриба, подземная часть (показ)

-Какие части гриба вы можете назвать?

Упражнение на развитие объёма памяти и запоминание: отгадай загадку и определи съедобный или не съедобный это гриб и положи в корзину.

1. Растут в лесу сестрички
Рыжие… лисички (какой это гриб? Положи в корзину.)

2. Я в красной шапочке расту
Под стройною осиною
Меня узнаешь за версту
Зовусь я …подосиновик

Возле леса на опушке
Украшая темный бор
Вырос пестрый как Петрушка Ядовитый… мухомор.

3. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу
Называют их … опята

Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок … масленок

4. У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его не украсил
Ты не трогай этот гриб
Его называют … бледной поганкой

Серенькие шапочки
Тоненькие ножки
Под березою растут
Как их зовут? …. Подберезовики.

5. На толстой бледной ножке
Коричневая шляпа
Наверняка любой грибник
Найти мечтает … боровик

Да ребята, вы собрали целую корзину грибов. А что же с ними делать?

IV. Закрепление Составление рассказа о грибах (демонстрируются опорные картинки) Грибы растут в лесу. Грибы бывают съедобные и несъедобные. У всех грибов есть шляпка, ножка, грибница. Нельзя собирать незнакомые, старые или червивые грибы. Зря рвать грибы не нужно, ими питаются животные, а мухоморами лечатся. Грибы нужно срезать ножом. Пальчиковая гимнастика.

-Какие грибы растут в нашей местности? (съедобные и несъедобные)

-Из каких частей состоит гриб? Каждый гриб растет в определенном месте.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

ВложениеРазмер
Конспект содержит материал о съедобных и несъедобных грибах, ягодах в занимательной форме: кроссворд, загадки. 48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с разнообразием растений, произрастающих в природе.

2. Предупредить об осторожности сбора плодов, ягод, грибов и вреде некоторых видов растений для организма человека.

3.Формировать знания правил поведения в природе.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: карточки с названиями растений, предметные картинки по теме, сказочные герои, фонограммы.

1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

- Ребята, подарим друг другу добрые улыбки. Искренняя улыбка – успех в любом деле. Люди, которые улыбаются, меньше болеют и не унывают при любых обстоятельствах.

2. Актуализация знаний:

- Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие за загадками. Но прежде, чем вы узнаете, куда именно лежит наш путь, я предлагаю повторить, что такое экстремальная ситуация в природной среде?

3. Проверка домашнего задания .

Дети дают объяснение экстремальной ситуации и отвечают, как они будут вести себя в той или иной ситуации.(Предлагаются варианты: жара, холод, ветер, снег, дождь, голод, жажда, отравление )

- Итак, я вижу, что к путешествию вы готовы. Угадайте, куда же мы отправимся?

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом -

Чудеса увидишь в нём.

Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полон сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

- Для того, чтобы нам в лесу не заблудиться, мы возьмём с собой знатока лесных тропинок – Колобка. Он и укажет нам, какой дорогой идти.

Физминутка (в муз. сопровождении)

Вверх руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем –

Руки согнули назад.

2.Проблемное объяснение нового знания

- Чтобы наше путешествие было не просто интересным, но и полезным, Колобок в пути будет знакомить нас с растениями леса.

Если на пути нам встретятся ягоды, Колобок советует воспользоваться корзинкой, и собрать лесной урожай.

- Какие же ягоды кладёт лес в наши корзинки?

1.На припёке у пеньков 2.Будто снежный шар бела,

Много тонких стебельков. По весне она цвела.

Каждый тонкий стебелёк Нежный запах источала.

Держит алый огонёк. А когда пора настала,

Разгибаем стебельки – Разом сделалась она

Собираем огоньки. Вся от ягоды черна.

3.Вкус у ягоды хорош, 4.Рассыпает солнце стрелы,

Но сорви её, поди-ка. Сосны зажигая.

Куст в колючках, будто ёж, Что за ягода созрела,

Вот и назван … (ежевика) Синяя такая?

На кусточки, под листочки

Кто-то бусы бросил, -

Все поляны в синих точках

У зелёных сосен.

5.Бусы красные висят, 6.Весной зеленела,

Из кустов на нас глядят. Летом загорала,

Очень любят бусы эти Осенью надела

Дети, птицы и медведи. Красные кораллы.

7.Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

- Скажите, можно ли эти ягоды употреблять в пищу? Что вы знаете об их полезных свойствах?

- Колобок тоже хочет поделиться своими знаниями о пользе некоторых растений (дети читают краткие сведения о растениях).

2) Ядовитые растения.

- Но среди лесных ягод есть и такие, что могут принести вред здоровью. Поэтому при сборе ягод нужно быть очень внимательными: если не знаешь, какое это растение, то лучше не стоит трогать его плоды.

- Внимание! Колобок предупреждает и просит вас запомнить ядовитые растения: волчье лыко, вороний глаз.

- А кто же из нас не собирал в лесу грибы? Узнайте их.

Я в красной шапочке расту Лета первая примета:

Среди корней осиновых. Под берёзой в холодке,

Меня увидишь за версту – Гриб коричневого цвета

Зовусь я … (подосиновик) На пятнистом корешке.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек, Нет грибов дружней, чем эти,

В шляпках разноцветных, Знают взрослые и дети,

Издали приметных. На пеньках растут в лесу,

Собирай, не мешкай. Как веснушки на носу.

Это … (сыроежки) (Опята)

Ходят в рыженьких беретах, Он в лесу стоял,

Осень в лес приносят летом, Никто его не брал.

Очень дружные сестрички, В красной шапке модной,

Золотистые … (лисички) Для людей не годный.

- Какой гриб не положили в корзину? Почему? Знаете ли вы ещё несъедобные грибы? (желчный гриб, бледная поганка, ложные опята)

- Назовите самый ядовитый гриб (Бледная поганка).

- Знаете ли вы как правильно собирать грибы?

- Что может произойти, если в корзине окажется ядовитый гриб?

4) Правила сбора грибов.

  1. Не бери гриб, если сомневаешься в нём, собирай только знакомые тебе грибы.
  2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые тебе грибы.
  3. Всегда старайся спрашивать взрослых, съедобны ли грибы, которые ты собрал.
  4. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет.
  5. Не трогай ядовитые грибы, оставь их для животных.
  6. Ядовитыми бывают не только грибы, но и ягоды.
  7. Больше читай о грибах – будет меньше сомнений.

- Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов.

- Сколько здесь у нас грибов, столько сделаем прыжков.

Старшая сестра Наташа позвала младшую Олю в лес. Девочки повязали косынки, взяли ножи и корзинки и отправились в лес. Они оказались на опушке. Под елью заметили большой белый гриб. Оля наклонилась, чтобы вырвать его, но Наташа остановила её и предложила выкрутить гриб осторожно, не повредив грибницу, а сама аккуратно срезала боровик под другим деревом.

Проходя дальше, Оля заметила полянку с мухоморами и хотела их затоптать, но сестра не разрешила ей этого сделать, объяснив, что сюда придут лечиться лоси.

- Кто из девочек поступал правильно, а кто ошибался?

6. Первичное закрепление

Учащиеся получают карточки с названиями растений. Дети по очереди произносят названия растений, а весь класс отвечает при помощи сигнальных карточек: зелёный – съедобное, красный – несъедобное.

(Земляника, волчье лыко , подберёзовик, сыроежки, вороний глаз , рябина, бледная поганка, ежевика , мухомор , белый гриб , опята ложные ) .

7. Итог урока (рефлексия деятельности)

- Вот и окончилось наше путешествие. Но мы разгадали ещё не все лесные загадки. Узнать о лесе что-то новое помогут книги, новые путешествия. Но не забывайте о том, что нужно беречь природу. Ежегодно в мире 20 млн га страдает от лесных пожаров; 97% лесных пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает 5 – 7 лет.

- Что должен сделать человек в завершение лесной прогулки?

(собрать мусор, проверить: затушен ли костёр)

- Берегите лес, его обитателей, и вы сохраните красоту родной земли. А лес поможет вам сохранить и укрепить ваше здоровье.

8. Домашнее задание: знать названия ядовитых ягод и грибов, правила сбора грибов.

Резерв: Составить пословицы и поговорки ( Собирай по ягодке - наберёшь кузовок. Не поклонясь до земли, и грибка не поднимешь. Грибы ищут – по лесу рыщут. Спустя лето в лес по малину не ходят.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс

Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо.


Конспект урока по окружающему миру в малокомплектной школе 4 и 3 класс

Интегрированный урок окружающего мира в 3 и 4 классах. 4 класс тема: "Луг - природное сообщество", 3 класс тема: "Органы чувств".


Конспект урока по окружающему миру по теме "Организм человека" для 3 класса

Конспект урока по окружающему миру: "Организм человека". Данный конспект урока был составлен для учащихся 3 класса имеющих тяжелые нарушения речи.


Конспект урока по окружающему миру "Съедобные и несъедобные грибы"

Познакомить с царством грибов; со строением гриба для правильного сбора; выделить группы съедобных и несъедобных грибов; воспитывать бережное отношение к природе;тренировать способности к умению учить.


Конспект урока по окружающему миру по программе А.А. Плешакова "Грибы"

Знакомство детей с некоторыми видами грибов, строением и польза грибов, с правилами сбора грибов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Тема: Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы.

Цель урока: научиться распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Образовательные: сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы и представление о роли грибов в жизни леса; познакомить с отличительными признаками съедобных грибов; показать, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы; совместно с ребятами вывести правила сбора грибов.

Коррекционно - развивающие: способствовать расширению кругозора детей, развивать наблюдательность, мышление и воображение, эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности.

Воспитательные: способствовать формированию бережного отношения к природе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1.Организационно-мотивационный этап.

- Мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на уроке вы были как всегда активными, внимательными, слушали и дополняли друг друга.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал о строении шляпочного гриба, его питании и размножении и познакомимся с новым материалом, в ходе которого закрепим знания о съедобных и несъедобных грибах.

2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания.

1) Фронтальная работа.

- И сейчас мы с вами отправляемся за знаниями ….. Куда?

-Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт,

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в нём. (Лес). Слайд 1.

- Мы отправляемся в лес, чтобы узнать что-то новое и интересное и вспомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке:

1. Какое строение имеют шляпочные грибы? (Они состоят из грибницы и плодового тела).

2. Почему грибы относят к живым организмам? (Они появляются на свет, дышат, питаются, размножаются, а затем умирают).

3. Как питаются грибы? (С помощью грибницы, которая получает из почвы воду и минеральные соли для себя и одновременно доставляет её растению, рядом с которым гриб растёт. Взамен грибы получают от растений те органические вещества, которые растения производят на свету).

4. Почему грибы нельзя считать растениями? ( Они не имеют корней, стеблей, листьев, цветков, плодов с семенами).

5. Как размножаются грибы? (Грибы размножаются спорами, образующимися в трубках и на пластинках снизу шляпки).

2) Работа с карточками.

А) Указать стрелками к какому виду (пластинчатых или трубчатых) относятся перечисленные грибы.

Б) На схеме строения шляпочного гриба подписать названия.

Физкультминутка.

А сейчас мы отдохнем

Собирать грибы пойдем, Вот мы видим боровик

Шляпкой к дереву приник

Мы сорвем тебя, дружок

И положим в кузовокА сейчас сорвем другой

И отправим за тобой

Раз, два, три, четыре, пять

Мы пойдем домой опять.

3. Подготовка к усвоению новых знаний.

- Грибы очень многообразны: это и хорошо известные вам шляпочные грибы, и разные виды плесневых грибов, и грибы паразиты, о которых мы говорили на прошлом уроке. И важно уметь различать среди такого многообразия съедобные и несъедобные (среди которых есть ядовитые) грибы. Мы с вами познакомимся с правилами сбора грибов, признаками отравления грибами и правилами оказания 1-ой помощи при отравлении грибами, а также обработкой съедобных грибов перед употреблением в пищу и грибными заготовками.

4. Усвоение новых знаний.

1) Работа с презентацией.

- Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Грибы присутствуют везде! Они растут на земле, под землей, в воде, на камнях и не только!

Грибы бывают разного вида и имеют разные свойства.

О грибах сложено немало пословиц и поговорок:

Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут.

Ленивому и гриб поклона не стоит.

Назвался грибом — полезай в кузов!

Не наклоняясь до земли, и гриба не подымешь.

Невелик боровик, да знатен.

Опята — дружные ребята.

Растут детки, как грибки.

Многие виды грибов активно используются человеком в пищевых, хозяйственных и медицинских целях.

Итак, начинаем путешествие по грибным местам нашего леса. И первый гриб – это белый гриб (боровик). Слайд 2.

Самый питательный, вкусный и душистый гриб. Его вес может достигать 2 кг. По калорийности заменяет мясо. При сушке мякоть не темнеет, поэтому гриб назвали белым.

Запись названия гриба в тетрадь.

Подосиновик. Слайд 3.

В природе известно около десятка его разновидностей, основной из них – красный (его еще называют красноголовик). Мякоть на разломе со временем чернеет. По своим вкусовым качествам и питательным свойствам ничуть не уступает подберезовику, скорее делит с ним второе почетное место после белого гриба.

Запись названия гриба в тетрадь.

Подберёзовик. Слайд 4.

Ценители грибов считают подберезовик самым вкусным грибом после боровика. Однако при приготовлении блюд их белая мякоть начинает темнеть. Особая ценность подберезовиков заключается в том, что в них содержится хорошо сбалансированный белок. В них есть и достаточный запас витаминов и минеральных веществ. Благодаря пищевым волокнам подберезовик впитывает, а потом выводит из организма различные токсины.

Запись названия гриба в тетрадь.

Лисички. Слайд 5.

Съедобные желто-оранжевые грибы с приятным запахом. Растут целым семейством. Лисички никогда не бывают червивыми, поэтому могут расти сравнительно долго. Это единственный вид неломких грибов и их можно носить в мешках. Ядовитых двойников лисичка не имеет.

Запись названия гриба в тетрадь.

Маслёнок. Слайд 6.

Шляпки маслят покрыты слоем слизи, которая блестит как масло, поэтому гриб и получил своё название. Мякоть обладает приятным фруктовым запахом. Маслёнок – гриб деликатесный и вкусен в любом приготовлении.

Запись названия гриба в тетрадь.

Запись названия гриба в тетрадь.

Сыроежка. Слайд 8.

Существует около 60 разновидностей сыроежки, буквально всех цветов радуги. При засолке, очень скоро, через сутки становятся готовыми к употреблению. Растут они всюду, под любыми деревьями, очень хрупкие. Во Франции даже привычные для нас сыроежки считаются ядовитыми.

Запись названия гриба в тетрадь.

Волнушка. Слайд 9.

Запись названия гриба в тетрадь.

Эти грибы растут группами-пучками на древесине дуба, берёзы, ольхи и др. А также на пнях, корнях, валежнике. Как паразиты, вызывают белую гниль деревьев.

Запись названия гриба в тетрадь.

Шампиньон. Слайд 11.

Вкусный съедобный гриб, источник многих питательных веществ. Содержит много белка и практически не содержит жиров, поэтому является низкокалорийным продуктом питания.

Запись названия гриба в тетрадь.

Мухомор. Слайд 12.

Мухомор получил своё название благодаря старинному обычаю: летом жители деревень, чтобы избавиться от мух, клали шляпки этих грибов в подслащённое молоко. Мухи, отведавшие приманку, очень скоро погибали. Гриб содержит сильный яд и признаки отравления проявляются через 20 минут после приёма пищи. Наступает помутнение сознания, галлюцинации, затруднённость речи и движений

Запись названия гриба в тетрадь.

Бледная поганка. Слайд 13.

Запись названия гриба в тетрадь.

Ложные опята. Слайд14.

До недавнего времени его считали несъедобным, то есть просто невкусным. Согласно новым данным этот гриб ядовитый.

Запись названия гриба в тетрадь.

Желчный гриб. Слайд 15.

Несъедобный, очень горький гриб. Даже несколько долек этого гриба случайно попавших в еду делают блюдо горьким. Желчный гриб легко спутать с белым грибом. Их трудно различить. Но желчный гриб в зрелости имеет трубочки розового цвета, а у белого гриба они зеленовато-жёлтые.

Запись названия гриба в тетрадь.

- Вот мы кратко познакомились с самыми распространенными грибами, встречающихся в наших лесах.

Физкультминутка.

(белый гриб – желчный гриб; опёнок настоящий – опёнок ложный; шампиньон – бледная поганка)

3) Знакомство с правилами сбора грибов.

4) Первая помощь при отравлении грибами.

5) Знакомство со способами домашних заготовок из грибов с использованием слайда презентации 19.

5. Закрепление нового материала. Выводы.

1. Чтение вывода в конце параграфа на стр. 216.

Подводя итоги нашему уроку, прошу вас выполнить задание: собрать в корзинку съедобные грибы из предложенных картинок.

6. Информация о домашнем задании.

Стр. 212 – 216, ответы на вопросы в конце параграфа.

9.Рефлексия. Как вы оцените свою работу на уроке? (используйте для этого карточки).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Работа с пластичными материалами (пластилин)

деятельности педагога

Повторить и закрепить материал о свойствах пластилина, развивать умения и навыки работы с ним;

совершенствовать умение работать по плану;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе в процессе освоения правил поведения в лесу;

развивать фантазию детей с помощью самостоятельной работы по оформлению изделия.

Постановка и решение учебной задачи.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины

Пластичные материалы, стека, грибница.

Наглядно-демонстрационный материал

Образец изделия из пластилина и природных материалов, учебник, тетрадь.

Оборудование

Пластилин, природные материалы (листья, веточки, иголочки, скорлупа от каштана), инструменты для работы с пластилином (стека, нитка, подкладная доска), ножницы, цветной картон.

Планируемые образовательные резульиаты

Личностные: сориентированы на любовь и бережное отношение к природе.

Предметные: научатся различать съедобные и несъедобные грибы, составлять композициюс использованием пластилина и природных материалов, оформлять изделие по задуманному плану.

Метапредметные:

регулятивные - овладеют способностью организовывать своё рабочее место, самостоятельно планировать ( с опорой на слайдовый план), контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

познавательные: научатся самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме, составлять рассказ по иллюстрациям в учебнике.

коммуникативные: уметь планировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнёра высказывания.

Организационная структура урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания

и упражнения.

Деятельность учителя

Деятельность

Универсальные учебные действия

Актуализация знаний

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка поможет познакомить детей с ядовитыми и съедобными грибами.

Цели: познакомить детей с некоторыми съедобными и ядовитыми грибами, дать понятие о разнообразии грибов и их пользе.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук.

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в грибное царство. Путь предстоит долгий, ведь мы должны многое узнать об этих удивительных созданиях природы.

2.Рассказ с демонстрацией.

Еще в IV в до н.э. древнегреческий философ и натуралист Аристотель посвятил свой научный труд грибам. Сейчас грибы изучает целая наука – микология.

Русские люди с давних времен занимались сбором грибов и их переработкой. На Руси даже существовала грибная столица – город Судиславль в Костромской губернии. В сезон заготовки население целых деревень на телегах, запряженных лошадьми, отправлялись в лес за грибами. Жареные, вареные, соленые грибы не сходили со столов в будни и праздники, зимой и летом. Кроме того, заготовленные грибы отправляли в крупные города.

Некоторые народы не употребляют в пищу грибы (татары, ненцы, якуты).

В настоящее время известно около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в самых различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Но наш разговор о грибах, которые растут в лесах нашей страны.

Грибы бывают трубчатые и пластинчатые. У трубчатых грибов под шляпкой можно рассмотреть большое количество мелких трубочек, а у пластинчатых пластинок. К трубчатым грибам относятся боровики, подосиновики, подберезовики, моховики. К пластинчатым - сыроежки, опята, грузди, волнушки, лисички.

На лесной поляне

Веселы и невелички

Много их и там и тут

Дружно кучками растут.

Под старой елью

С пеньком рядом

На ножках тонких.

На лужайке вырос он

И зовется шампиньон.

Под тенью сосен

Растет под осень

Меж иголок рыжих

Он хотя красив на вид,

Но опасен, ядовит. (Алексей Чельцов)

Грибы применяются и для лечебных целей. Белыми грибами можно лечить обмороженные части тела, используют их и при лечении онкологических заболеваний. Лисички обладают способностью выводить из организма радиоактивные вещества, поэтому эти грибы большими партиями закупаются для вывоза в страны Европы. Мухоморы широко применяются при лечении радикулита и ревматизма, а так же при болезнях нервной системы.

Грибные ферменты применяют в мебельном производстве, ими обрабатываются поверхности деревянных деталей, чтобы они были более устойчивыми к повреждениям плесенью.

В природе грибы выполняют очень важные функции:

1.Участвуют в переработке растительных остатков: разрушают пни, стволы, упавшие сучья, отмершую листву. ( Каждый год на один гектар леса падает свыше 2-х тонн хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы.)

2.Подкармливают азотом и другими веществами деревья.

3.Служат пищей для животных: слизней, белок, кабанов, птиц.

4.Грибы служат лекарством для животных. Лоси, лисы, кабаны, белки и другие животные поедают мухоморы, чтобы избавиться от глистов.

Ребята, предлагаю заполнить таблицу. Давайте укажем объекты природы, жизнь которых связана с грибами.


- птицы (сорока, глухарь, тетерев, сойка и др.)

- звери (белки, лоси, кабаны и др.)

- насекомые (мухи, комары)

- лес (санитары, разрушают пни, опавшие листья)

-растения (деревья, кустарники, травы)

-человек (пища, лечат туберкулез, холеру и др.болезни)

Вы уже знаете, что грибы можно разделить на две группы: съедобные и ядовитые.

Сейчас мы посмотрим презентацию и ответим на вопросы викторины о грибах.

Предлагаю вам подумать и рассказать, как правильно нужно собирать грибы, чтобы не навредить природе.

1.Не разрывать мох, не нарушать грибницу.

2.Гриб срезать ножом, а не вырывать.

3.Ямку засыпать землей и прикрывать мхом.

4.Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые.

5. Не собирать грибы вблизи проезжих дорог.

7. Решение экологических задач

Послушайте внимательно мои рассказы и дайте ответы на вопросы.

1.Нашел грибник один боровик, а разрыл весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Этот грибник погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.)

2.Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбил палкой.

-Зачем ты это делаешь? – спросил Коля. – Ведь они нужны лесу, животным!

-Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова.

Кто из мальчиков прав?

3.Костя и Миша пришли в лес. В поисках грибов они разбрелись в разные стороны. Костя вернулся в условленное место с полной корзиной боровиков. А у друга в руках была корзинка, полная мухоморов.

- Ты зачем набрал мухоморов? – удивился Костя.

- Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша.

8.Интересные факты о грибах

- Судя по всему, первые грибы развились на планете около 400 млн лет назад, то есть задолго до того, как появились первые динозавры.

- Шляпки есть лишь у примерно 7000 видов грибов. Остальные шляпок не имеют, и выглядят совсем иначе. А многих из них без микроскопа разглядеть вообще невозможно.

- Несмотря на свою мягкость, грибы удивительно сильны. Они способны разрушить даже бетон и асфальт, пробиваясь к поверхности.

- Белка заготавливает на зиму до 600 гр. сухих грибов.

- Во время Великой Отечественной войны, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовики. Эти грибы успешно заменяли вату.

- Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см в сутки.

- Самыми дорогими грибами в мире являются трюфели – их стоимость на данный момент составляет от 3 до 7 долларов за 1 грамм, в среднем.

- Одно из интересных свойств грибов – выработка витамина D, которая, аналогично организму человека, активизируется под воздействием солнечных лучей.

- Жизнеспособность грибов может вызвать удивление у каждого – некоторые их виды способны выдержать все возможные виды излучений, а в 2002 году, грибница была обнаружена даже внутри разрушенного реактора в Чернобыле.

- Своё название мухоморы получили не просто так. В прошлом их использовали для борьбы с мухами, и в природе взрослые мухоморы тоже поглощают этих насекомых. У взрослого мухомора шляпка становится вогнутой, в ней собирается вода, и в неё выделяются химические вещества. Муха, привлеченная запахом и напившаяся этой воды, падает в неё же и тонет, после чего мухомор медленно её поглощает.

9. Время игры

9.1.Грибные загадки

1. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту,-

2.В лесу на лужочке

А на каждом из них

Много братцев лихих. (Опята)

3.На полянке лесной

Под могучей сосной

На нем бурый колпачок.

Кто в лесу бывает-

Тот его и знает. (Боровик)

4.И лесная модница

За нарядом гонится.

То с бордовым, то с лиловым,

Или алым покрывалом

У тропы появится –

Хочет всем понравиться. (Сыроежка)

5.Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички

6.У тенистого лога

Чуть нажмешь на бочок –

Глядь, уже синячок. (Моховик)

7.Стоит в шапке дед:

Дождя давно нет,

А снизу вся в дырках (Масленок)

8.У меня нарядный вид.

Но я очень ядовит.

Я сигналю всем в округе –

Брать меня не надо в руки.

Яркий будто светофор,

9.Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке пестринке,

Кто к ней прикоснется,

Тот не проснется. (Бледная поганка)

10.В хвойном лесу растет паренек,

В рыженькой шляпке рыжий грибок.

Стоит задеть – и из рыженькой ножки

Вдруг побегут рыже - рыжие слезки. (Рыжик)

11.Этот гриб почти домашний,

Он растет в подвале нашем,

Вкусный из него бульон,

Это белый… (Шампиньон)

12.В нежно - розового цвета

Платьице всегда одета.

Счастье грибникам в лесу

Отыскать ее, красу. (Волнушка)

13.Среди берез – весны отрада,

Растет себе грибок, что надо.

Невзрачный вид у старичка,

Но вкус приятный у … (Сморчка)

* * * О * * * * * * *

Ответы: 1.Масленок, 2.Сыроежка, 3.Груздь, 4.Подосиновик, 5.Боровик, 6.Волнушка, 7.Рыжик, 8.Дождевик.

Ответы: Масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка.

Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая (Опенок)

Этот гриб можно найти в березовой роще или в лесу на опушке под молодой березкой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. (Подберезовик)

Этот гриб получил свое название за то, что обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика появляется темно-коричневый сморщенный комочек.

Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой красивый бахромчатый шарфик – бантик. (Бледная поганка)

Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвойном лесу. Шляпка у него красная, ножка серовато-белая (Подосиновик)

На зеленой полянке семейка грибов красные, желтые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками. (Мухомор)

У этих грибов шляпки ничем не примечательные, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. (Маслята)

Эти грибы узнаешь по цвету и еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, который пахнет смолой. (Рыжики)

9.5. Грибная викторина

1.Какие грибы называют подснежниками? (Сморчки и строчки. Они появляются ранней весной).

3.Почему боровики получили название белые грибы? (Их мякоть на срезе не темнеет. А также она остается белой при сушке и варке).

4.Может ли гриб съесть дом? (Домовой гриб разрушает древесину).

6.Какие птицы едят грибы? (Глухари, тетерева, рябчики, сороки).

7.Какие грибы и почему называют черными? (Подосиновик и подберезовик, т.к. мякоть этих грибов на изломе белая, но при дальнейшей обработке чернеет).

8.Какие грибы из России французы посылали на Родину в бутылках? (Рыжики).

9.Какой русский композитор обожал собирать грибы? (П.И.Чайковский)

10.В каких грибах практически никогда не заводятся черви? (Лисички).

11.Назовите породу собак, с помощью которых отыскивают трюфели? (Такса).

13.Какие грибы очень любит заготавливать на зиму белка? (Опята).

14.Почему мухоморы так назвали? (Мухоморы применяли в борьбе с мухами).

15.Название, какого гриба в переводе с французского языка означает как просто гриб? (Шампиньон)

18.Какие грибы получили свое название за то, что растут во мху? (Моховики)

19. У этого гриба название связано со шляпкой. Гриб напоминает ухо, т.к. ножка у него соединяется со шляпкой не в центре, а несколько сбоку. Чтобы ответить на вопрос, что это за гриб, достаточно вспомнить название животного, чье ухо он напоминает. (Свинушка)

21.Какой гриб можно использовать как настоящий лечебный пластырь, останавливающий кровотечение и снимающий боль – стоит только взять маленький гриб, разломить его и мякотью приложить к ранке? (Дождевик)

22.Назовите ядовитые грибы, которые очень похожи на съедобные. (Сатанинский гриб, ложные опята, ложные лисички, желчный гриб)

23.Какие грибы занесены в Красную книгу? (Осиновик, каштановый, грибная каруста)

24. Какой антибиотик вырабатывают из грибов? (Пенициллин)

25.Назовите смертельно ядовитый гриб. (Бледная поганка)

Найди знакомые грибы и раскрась их.


III.Подведение итогов занятия.

Читайте также: