Конспект урока 6 класс контрольная работа по теме лексика и фразеология

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: Повторение и закрепление пройденного материала.

Методы работы:

  • вербальный, наглядный, практический;
  • репродуктивный, проблемно-поисковый,
  • повторение, закрепление.

Оборудование:

  • изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);
  • картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты.
  • слайды.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя. Объявление целей урока

- Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, хорошо вам знакомых. Особенный тем, что мы отправимся в большую страну русского языка – Лексика и Фразеология.

- Цель нашего урока сегодня - закрепить понятие о лексикологии и фразеологии как разделах русского языка.

III. Работа по теме урока

1. Терминологический диктант.

- Ребята, начнем мы наш урок с терминологического диктанта. Я читаю значение определения, а ваша задача записать термин (Учащиеся по одному работают у доски)

Вопросы:

1. Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав.

2. Слова, противоположные по лексическому значению.

3. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.

4. Слова, которые употребляют люди той или иной местности.

5. Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.

6.Слова, которые употребляют люди той или иной профессии, специальности.

7. Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой.

8. Новые слова, недавно появившиеся в языке.

9. Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания цельные по своему значению.

Ответы:

5. Устаревшие (историзмы и архаизмы).

2. Устный опрос.

- Ребята, а теперь подробнее поговорим о фразеологизмах.

- Что такое фразеологизмы? (это устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению).

- Как возникают фразеологизмы. Назовите источники возникновения фразеологизмов? (собственно русские фразеологизмы связаны с историей возникновения нашей Родины, с обычаями наших предков: как с гуся вода. Многие возникли из пословиц: собаку съел, медвежья услуга, как белка в колесе. Много фразеологизмов пришло к нам из библии: манна небесная, Фома неверующий и т.д.)

- Как опознать фразеологизмы? Как отличать их от обычных словосочетаний? (Фразеологизмы легко распознать, если они содержат необычные слова или имена собственные: бить баклуши, филькина грамота. Но есть и фразеологизмы, не столь явно заметные в речи: передать привет, держать слово.Смысл этих выражений показывает их единство. Фразеологизмы можно распознать с помощью подбора синонимов и антонимов)

3. Работа с таблицей (заполняют таблицу на доске, подбирают синонимы и антонимы)


Контрольная работа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса. Данная разработка состоит из 3 частей.

Содержимое разработки

1. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:

А) Лексикология – это раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

Б) Лексическое значение слова – это то, что оно обозначает.

В) Лексика – это словарный запас одного человека.

Г) Основная единица лексикологии – слово.

2. В каком словаре можно уточнить значение слова?

А) орфографическом В) этимологическом

Б) орфоэпическом Г) толковом

А) внимательный Б) преданный В) чувствительный Г) порядочный

4. Какое слово является однозначным?

А) изморозь Б) ручка В) кисть Г) трубить

5. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

А) золотое кольцо Б) тёмная ночь В) серебряные волосы Г) идет по дороге

6. В каком предложении есть метафора?

А) Завтра мы поедем на экскурсию. Б) В саду пожелтели листья.

В) В саду горит костёр рябины красной. Г) В этом году уродилось много яблок.

7. Из предложения Лениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев) выпишите слово, которое имеет переносное значение.

8. Укажите ответ, в котором выделенные слова являются омонимами:

А) В зоопарке мы увидели гиппопотама. – Бегемоты водятся в Африке.

Б) В небе мы увидели косяк журавлей. – Петя больно ударился о косяк двери.

В) Хорошо, когда среди жаркого дня польёт дождь. – Плохо, когда слякоть под ногами

Г) Красивые стройные ели росли в зоопарке. – Самая большая ель была установлена на площади.

9. В каком предложении есть антонимы?

А) Рана заживает, а рубец остаётся. Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

В) Метель метёт, и вьюга плачет. Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

10. В каком предложении есть синонимы? Выпишите их.

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников. Б) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. В) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя. Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

11. Укажите ВЕРНОЕ суждение:

А) Слова конь и лошадь являются антонимами. Б) Слова конь и лошадь являются синонимами.

В) Слова конь и лошадь являются омонимами. Г) Слова плохой и хороший являются синонимами.

12. Выпишите из предложения слово – синоним к слову БЫСТРО. Ранним утром я бодро шёл по широкой дороге.

13. Запишите антоним к слову ШИРОКОЙ. Ранним утром я бодро шёл по широкой дороге.

Найдите верный ответ:

ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА - ЭТО:

А) словарный запас языка;

Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;

В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;

Г) новые слова, возникшие в языке;

Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

2. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка

3. Какое слово является неологизмом?

А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл

4. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.

Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.

В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.

Г) В марте в лесу появились первые проталины.

5. В каком словосочетании есть профессионализм?

А) лисий след Б) кухонный нож В) корабельный кок Г) морская вода

А) мерить на свой аршин В) выносить сор из избы

Б) мутить воду Г) пускать пыль в глаза

7. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк

8. В каком предложении встречается фразеологизм?

А) Кузьмич заткнул за пояс рукавицы и вышел из избы

Б) С еловой ветки мне на голову упал снег

В) В чистой воде озера хорошо было рыбам

Г) Везде мы искали ключи, но они как в воду канули

9. В каком предложении есть синонимы?

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников

Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

В) В каждой бочке меда есть ложка дегтя.

Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Начало – конец Холод – жара Свет – тьма

11. Объясните значения фразеологических оборотов:

Кожа да кости – На всех парусах – Рукой подать –

Не покладая рук – Чуть свет –

12. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.

1. Озаглавьте текст. Спишите. Вставьте пропущенные буквы (объясните свой выбор), недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.

Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

А ветер ревет ещё пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни 4 . Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.

2.Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова многовековой.

3. Выполните разбор предложения ( 4 ).


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вариант I

Продолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)

Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

Установите соответствие. Каждой цифре может соответствовать несколько букв. (макс. кол-во баллов: 7)

1. прямое значение слова

А) весёлый ребёнок

2. переносное значение слова

Б) ветер воет

В) быстрый олень

Г) горит костёр

Д) горит закат

Е) золотые руки

Ж) высокие горы

Какими словами можно продолжить следующий синонимический ряд: безжалостный, бессердечный… (макс. кол-во баллов: 1)

А) безжизненный, мёртвый

В) бесцеремонный, прямолинейный

Б) безалаберный, безответственный

Г) беспощадный, жестокий

В каком ряду слова являются диалектизмами? (макс. кол-во баллов: 1)

А) глагол, грядущее, десница, зеница, изречь, лик, око, отрок, перст

Б) перестройщики, силовики, планетолог, космохимик, ракетодром, микропроцессор

В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата

Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин

Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
(макс. кол-во баллов: 5)

Встали очень рано (1) и отправились в путь.

Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца (2).

Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания (4)

Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было (5).

От корки до корки, руки не доходят, ни свет ни заря, зарубить себе на носу, закрывать глаза на что-то.

Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)

А) сбросить концы в воду

В) хоть глаз вырви

Б) обвести вокруг носа

Г) не в своей кастрюле

Вариант II

Продолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)

Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий …

А) строение слов и способы их образования.

Б) слово как основную единицу языка и его словарный состав.

В) слово как часть речи.

Г) устойчивые словосочетания, цельные по своему значению.

Установите соответствие. Подберите к словам из левой колонки антонимы из правой колонки. Каждой цифре может соответствовать только одна буква. (макс. кол-во баллов: 7)

В каком ряду слова являются профессионализмами? (макс. кол-во баллов: 1)

А) скальпель, мольберт, аккорд, гамма, зубило, акварель, шприц, наждак, стамеска

Б) клёвый, крутой, наехать, телек, слинять, беспредел, балдеть, водила, колбаситься

В) кушак, баить, цибуля, певень, шаньга, чапыга, ступа, мочажина, колча, хата

Г) дружина, кафтан, колчан, конка, лапотник, аршин, барышник, боярин

Укажите слова с отрицательной эмоциональной окраской.
(макс. кол-во баллов: 3)

Замените выделенные словосочетания фразеологизмами под чертой.
(макс. кол-во баллов: 5)

Я понимаю, кого вы имеете в виду (1), когда говорите, что эта книга плохая.

Станция железной дороги находится совсем близко (2) отсюда.

У каждого человека есть слабое место (3).

Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро (4), чтобы сообщить сестре новость.

Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить (5).

Ахиллесова пята, со всех ног, водой не разлить, бросить камешек в чей-либо огород, подать рукой.

Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение. Составьте с этими фразеологизмами небольшой связный текст (5-6 предложений)* (макс. кол-во баллов: 4+доп.)

"древнеиндийск ий язык", ибо слово сахар – индийского происхождени я.

Если вас больше устраивает не кофе, а чай, вы начин аете говорить по -

китайски: ча – так в Северном Китае испокон веков называется и чайное

деревце и полученный из его листьев напиток. "Хочу какао или шоколада!"

Но в таком случае вы – по том ок ацтеков из далёкой Мексики: какао или

2. Лексический диктант. Словарный сост ав языка ( лексика ) .

Какое значение, кроме прямого, имеет слово ( пер еносное ) .

Слова, употребляемые жителя ми той или иной местности

Слова, вышедшие из активного употребл ения ( ус таревшие) .

3. Замени - ка . Заменить данные фразеологически е сочетания одним словом

Читайте также: