Порядки белогорской крепости конспект урока 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

Каждый герой проходит свой жизненный путь, совершая ошибки и обретая опыт. Но самым главным остаётся верность своему слову, чести и сохранению человеческого достоинства. Такой экзамен сдаёт Пётр Гринёв, живя в Белогорской крепости, где жизнь его сводит с добрыми и порядочными людьми, для которых понятие чести и долга дороже всего на свете. Именно такие нравственные понятия он усваивает не в светском Петербурге, а в простой уральской деревне, а искренность и благородство простых по характеру людей помогают главному герою оставаться человеком.

Оценить 476 0

- ознакомить учащихся с образами обитателей Белогорской крепости;

- обратить внимание на поведение Петра Гринёва.

Оборудование: учебник, иллюстрации к роману.

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа.

- Что вы можете сказать о Петре Гринёве в первые дни его самостоятельной жизни?

- Прав ли Пётр, требуя от Савельича выдать ему деньги на уплату долга Зурину?

- Об этом эпизоде вспоминает рассказчик по прошествии времени. Что его волнует?

- Что такое художественный вымысел и какова его роль в данном произведении?

Нам известно, что в распоряжении Пушкина были документы, показания очевидцев; он лично видел места, где проходило восстание. В романе даны подлинные имена сподвижников Пугачёва. Пушкин творческим воображением воссоздаёт давно прошедшие события.

Художественный вымысел – один из основных моментов литературно-художественного творчества; состоит в том, что писатель, исходя из реальной действительности, создаёт новые, художественные факты. Даже в тех произведениях, которые опираются на реальные события, имеет место художественный вымысел, проявляющийся в изображении, выдумке отдельных поступков, переживаний, высказываний персонажей. Используя реальные частные факты, писатель соединяет их в новое, вымышленное целое. Вымысел в его разных видах является одним из способов художественного воссоздания и осмысления жизни.

III . Объявление темы и цели урока.

IV . Восприятие учащимися учебного материала.

1. Работа над III главой романа.

В о п р о с ы и з а д а н и я.

- Найдите в описании местности, по которой ехал Гринёв к Белогорской крепости, слова передающие его душевное состояние. Чем вызвана тоска?

- Какой представлялась ему крепость и что он увидел?

- Какое впечатление производят на вас обитатели Белогорской крепости?

Пушкин намекает на некоторое сходство между семействами Мироновых и Гринёвых. Несмотря на различия их социального происхождения, оба – и Андрей Петрович, и Иван Кузьмич – люди одного поколения, а значит, они одинаково относятся к своему долгу и понятию чести.

2. Работа над IV и V главами романа.

Давайте поближе вместе с Петром Гринёвым присмотримся к некоторым персонажам.

- Что представляла собою Маша? Почему Пётр Гринёв решил посвятить ей песенку?

- Что вы думаете об Алексее Швабрине?

А) Его отзыв о Маше ( III глава).

Б) Реакция Швабрина на вызов Гринёва.

В) Характеристика Швабрина, данная Машей.

Г) Поведение Швабрина во время дуэли.

Итак: Швабрин Алексей Иванович – каков он?

Составляем (устно) цитатную характеристику.

- Какую ещё пакость приготовил Швабрин Гринёву?

- Как эпиграф к V главе предупреждает читателя, что намерениям Петра в отношении Маши Мироновой не суждено сбыться?

- Какие новые качества Маши и Петра открывает читатель в этих главах?

3. Заключительное слово учителя.

V . Домашнее задание.

Перечитать VI – VII главы, подготовиться:

1) пересказывать близко к тексту события, происходящие в крепости;

2) на материале VII главы раскрывать содержание эпиграфа; давать свою оценку действиям коменданта крепости капитана Ивана Кузьмича Миронова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Программа Г.С.Меркина

знакомство с порядками, царящими в Белогорской крепости, выявление особенностей характера Василисы Егоровны и капитана Миронова, причин будущего падения крепости; смысла противостояния Гринева и Швабрина как чести, верности отеческим заветам и бесчестия, предопределяющего социальную измену;

развитие навыка составления рассказа о герое, цитатного плана, художественного пересказа, исследовательской работы с текстом, развития коммуникативных способностей учащихся;

формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в процессе выявления причин ссоры Гринева и Швабрина.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, слайдовая презентация.

І. Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

Деревушка, окруженная бревенчатым забором, три или четыре скирды сена, полузанесенные снегом; скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными, старая чугунная пушка; улицы были тесны и кривы; низки и большею частию покрыты соломою, деревянный дом близ деревянной же церкви, старый инвалид нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира, чистенькая комнатка, убранная по-старинному, шкаф с посудой; диплом офицерский за стеклом, лубочные картинки. На улице бродило несколько куриц и свиней.

3. Слово учителя.

• Кто настоящий хозяин крепости? Как характеризует героиню этот эпизод?

Василиса Егоровна распоряжается в крепости по своему усмотрению: разбирает мелкие ссоры, отдает приказы.

Прошу любить и жаловать, батюшка, ступай себе с Богом, частый гребень, да веник, да алтын денег, сиди в девках.

В речи героини встречаются пословицы и поговорки, просторечные слова.

6. Обращение к иллюстрациям.

Гринев и Швабрин у Мироновых. Художник П. Соколов.

Гринев и Швабрин у Мироновых. Художник С. Герасимов.

Солдатскому сыну дослужиться до должности коменданта крепости было невероятно трудно. Значит, Иван Кузмич был боевой офицер, человек большого мужества и храбрости, участвовавший во многих сражениях.

Комендант по-отечески относится к солдатам. Он хорошо понимает, что выглядит смешно в своем китайчатом халате на военных учениях, что смешны и его инвалиды, не умеющие отличить правой стороны от левой. Ивану Кузмичу горько быть посмешищем в глазах молодых офицеров.

7. Обращение к иллюстрациям.

Учение в Белогорской крепости. Художник А. Иткин.

Учение в Белогорской крепости. Художник В. Сысков.

Учение в Белогорской крепости. Художник П. Соколов.

Василиса Егоровна подтрунивает над мужем, однако хорошо понимает, что капитан Миронов не в силах изменить положение вещей, поскольку власть не уделяет должного внимания оснащению крепостей.

8. Слово учителя.

• Справедлива ли характеристика героев, данная Швабриным?

Новые знакомые Гринева слегка комичны, вовсе не похожи на военных людей. Но добродушие, открытость, бесхитростность подкупают нас в Мироновых. Вот почему характеристика Швабрина несправедлива.

• Почему тоска берет Гринева при виде порядков, царящих в крепости?

Герой ожидал увидеть хорошо оснащенную крепость, готовую к отражению натиска врага, а оказался в мирной деревушке. Он рассчитывал на то, что военная жизнь будет веселой и яркой, полной приключений, однако сразу понял, что ошибся.

• Могла ли такая крепость достойно отразить нападение противника?

Крепость, которой суждено было принять удар восставших, была совершенно к этому не подготовлена.

Гринев произведен в офицеры. Он привязался к доброму семейству, полюбил Машу.

• Расскажите о занятиях Гринева в крепости по подобранным вами ключевым словам. Упомянуты ли в главе военные занятия героя?

Петр обедал, читал, занимался переводами, писал стихи, беседовал со Швабриным. В богоспасаемой крепости не было ни смотров, ни учений, ни караулов.

9. Индивидуальное задание.

• Каким предстает Швабрин в 3 главе?

Внешняя образованность и блеск соединились в Швабрине с внутренней моральной опустошенностью. Это человек глубоко равнодушный ко всему, что не касается его личных интересов. Он исполнен презрения к Миронову, морально стоящему выше Швабрина, честно исполняющему свой долг.

• Каков кульминационный эпизод главы?

Кульминация главы — поединок со Швабриным.

• Каковы причины дуэли?

Гринев, верный заветам отца, защищает честь возлюбленной и доброе имя семейства Мироновых.

• Как характеризует Швабрина поведение во время дуэли?

Во время дуэли Швабрин наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (то есть неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но, по существу, в спину соперника, который не собирается бежать — то есть подлый удар.

• Случайна ли дуэль Швабрина и Гринева?

Дуэль Швабрина и Гринева — закономерное противостояние чести и бесчестия, Добра и Зла.

• Кто и из каких побуждений рассказал родителям Гринева о его дуэли?

Швабрин написал тайный донос родителям Петра о поединке, для того, чтобы расстроить отношения Гринева и Маши.

Василиса Егоровна сокрушалась о том, что ее дочь — бесприданница.

11. Слово учителя.

• Почему родители Гринева отказали Петру Андреевичу в родительском благословении?

Отец отказался благословить молодых людей на брак, потому что Петр с точки зрения отца, недостоин быть офицером. Страсти вновь овладели Петром, и он оказался в стане дьявола. Отец сурово судит своего сына.

• Какие качества характера Савельича проявились в его отношении к происходящим событиям?

Герой обнаруживает мудрость, доброту и человечность, способность к сопереживанию.

Письма Гринева-отца Петруше и Савельичу показали, что он был горяч, бескомпромиссен и сам часто находился во власти страстей. В ответном письме Савельич укорил барина во вспыльчивости и посмел учить его, потому что истина важнее барского гнева и обиды холопа.

III. Подведение итогов урока.

• Как характеризуют Швабрина и Гринева ключевые эпизоды 3—5 глав?

Автор проводит Гринева и Швабрина через ряд испытаний и соблазнов, Гринев мог проникнуться цинизмом Швабрина, но он со всей душой принимает семейство Мироновых, не издевается над их нехитрой жизнью, остается честным и искренним в чувствах. Гринев мог отказаться от дуэли или донести на Швабрина, угрожающего ему, но он без колебаний пошел на неравный поединок, защищая свою честь. Гринев остается верным заветам отца.

Для Швабрина появление Гринева дает возможность оставить свой иссушающий сарказм, однако герой продолжает мстить женщине за то, что она его отвергла, сознательно идет на убийство, никак не ожидая, что юноша окажет столь серьезное сопротивление. Швабрин полностью утратил представления о чести, что предопределяет и его социальную измену в будущем.

2. Слово учителя.

IV. Домашнее задание.

Порядки крепости белогорской крепости

Однако народная песня, откуда взял цитату для эпиграфа издатель, говорит о совсем другом приданом, которым

Однако народная песня, откуда взял цитату для эпиграфа издатель, говорит о совсем другом приданом, которым

Задание. Каким предстает Швабрин в 3 главе?

Задание. Каким предстает Швабрин в 3 главе?

Домашнее задание. 1.Прочитать 6-14 главы романа

Домашнее задание. 1.Прочитать 6-14 главы романа


Тип урока: Вводный.

актуализировать знания учащихся о Пушкине А.С.;

воспитывать ответственность за свои поступки.

Методы: Пересказ, работа со статьей учебника, анализ, чтение

Оргмомент. Написание даты, темы урока.

2. Проверка домашнего задания. (Один учащийся пересказывает статью о Пушкине)

- Что еще вы знаете о жизни писателя?

- Какие произведения Пушкина вы уже читали? Чем они вам запомнились?

3.Вступительное слово учителя.

4.Чтение учащимися статьи.

- Что вы поняли, прочитав статью?

(Один из учащихся дает ответ)

- Запишите себе в тетрадь краткие выводы, 3-4 предложения.

5. Слово учителя.

Дома вы также должны были прочитать 1ю главу произведения. Проверим вашу готовность.

5. Проверка знания текста.

- Кто такие Савельич, мосье Бопре, Андрей Петрович, Авдотья Васильевна?

- Что о детстве Петра Гринева мы узнаем из первой главы?

- Расскажите, пожалуйста, от лица Петра о жизни в родительском доме.

(Я… мосье Бопре… Савельич, змей из географической карты… в16 лет жизнь моя переменилась… мечты о службе…)

- Оказал ли тот факт, что воспитанием Петра занимался мосье Бопре, какое-либо влияние на главного героя? Каким образом?

- Вспомните, что такое эпиграф. Прочитайте и объясните эпиграф к первой главе.

- Каким предстает перед читателями Петр Гринев в начале повести? (Если судить по первой главе произведения, то можно подумать, что Гринев не получил никакого образования, он лукавит, иронично отзываясь о своей образованности, поступает легкомысленно, проигрывает деньги.)

- Именно таким мы видим Петра Гринева в первой главе. Но прочитав произведение, мы поймем, что не всегда первое впечатление правильное. Давайте прочитаем следующею главу, откройте страницу 44.

6. Чтение 2й главы.

- Какие чувства переполняют героев? Найдите в тексте и прочитайте описание этих чувств.( Гринев: не мог не признаться, что поведение мое было глупо; чувствовал себя виноватым; все это меня мучило; хотел с ним помириться. Савельич: сержусь-то я на самого себя.)

- Что вы можете сказать о человеке, который встретился Петру Гриневу? (Опытный, сметливый, с тонким чутьем, решительный, умеющий брать на себя ответственность.)

- В каких поступках проявляются названые вами качества?

- Прочитаем сон. Слушайте внимательно, следите за моим чтением. К этому сну мы будем обращаться неоднократно. (Чтение учителем эпизода сна.)

- Этот сон является пророческим. Как вы думаете, что он предсказывает Гриневу? (Чтение вслух учащимися)

7. Слово учителя.

- Вот мы вновь встретили мужика с черной бородой. Или волк, или человек; добрый человек; мужичек; посаженный отец; бродяга; собака; разбойник – вот эти эпитеты звучат во второй главе и обращены они все к Емельяну Пугачеву. Его имя еще не названо, еще и представить невозможно роль этого человека в истории России и в судьбе Гринева, а Пушкин уже начинает очерчивать характер, не укладывающийся в обычные рамки. Глава за главой будет строится личность масштабная и противоречивая.

Домашнее задание. Читать главы 3, 4, 5. Подготовить подробный пересказ эпизода с описанием бурана (для всех); индивидуальное задание: гл. 4, 5 – краткий пересказ.

Тема: Жизнь в Белогорской крепости.

Тип урока: урок анализа.

Цель: Проанализировать жизнь Петра Гринева в Белогорской крепости.

1) контролировать усвоение содержание повести (главы 3-5);

2) формировать умение анализировать пейзажные зарисовки и их роль в судьбе литературных героев;

3) воспитывать достойное уважение и гордость за моральные качества человека.

Методы: Беседа, фронтальный опрос, пересказ,

Оргмомент. Написание даты, темы урока.

Слово учителя.(Подготовка)

- Мы не раз на уроках говорили о том, что описания состояния природы очень важны в тексте художественного произведения. Они помогают понять состояние души героя, его настроения или настроить на восприятие дальнейших событий.

3.Проверка выполнения домашнего задания.

- Дома вам нужно было подготовить подробный рассказ 3й главы, т.е, с описанием бурана, сохраняя все особенности текста. (Пересказ)

- Объясните название третье главы. Раскройте смысл эпиграфа.

- Каким было первое впечатление Гринева от обитателей крепости?

- В третьей главе мы узнаем о Пугачеве и его восстании. О чем прежде шла речь? Кто участвовал в разговоре, и как можно охарактеризовать участников разговора?

4.Задание для учащихся.

- Перед вами краткое содержание третьей главы (у каждого на парте лежат распечатки), дополните его деталями, которые вам запомнились. Объясните, почему вам запомнились именно эти детали.

1) Краткий пересказ главы 4.

Например, Гринев очень привязался к семейству коменданта. Его производят в офицеры. Гринев много общается со Швабриным, но тот ему нравится все меньше и меньше, а особенно его колкие замечания о Маше. Гринев посвящает Маше стихи, Швабрин резко их критикует, оскорбляет Машу в разговоре с Гриневым. Гринев называет его лжецом, Швабрин требует сатисфакции. Перед дуэлью по приказанию Василисы Егоровны их арестовывают, дворовая девка Палашка отнимает у них шпаги. Через некоторое время Гринев узнает от Маши, что Швабрин за нее сватался, а она отказала. Дуэль возобновляется, Гринев ранен.

Дополнения и пояснения желающих, особенно важно обратить внимание на сцену дуэли и поведение Швабрина. При необходимости можно зачитать этот отрывок.

-Основываясь на тексте главы 4, объясните причины дуэли, опишите поведение соперников.

- Как вы оцениваете поведение Швабрина?

- Как бы вы поступили на месте Гринева?

- Как вы думаете, почему повествование в повести ведется от лица Петруши?

2) Краткий пересказ 5главы.

Например, Маша и Савельич ухаживают за раненым. Гринев делает Маше предложение, пишет письмо родителям. Швабрин приходит навестить его, признает, что сам был виноват. Отец Гринева отказывает сыну в благословении. Ему известно о дуэли не от Савельича, Гринев решает, что отцу сообщил Швабрин. Маша избегает Гринева, не хочет свадьбы без согласия родителей. Гринев перестает бывать в доме Мироновых, падает духом.

6.Обобщение изученного.

Слово учителя. Итак, вспомним юного Петрушу Гринева. Поначалу он кажется обыкновенным провинциальным недорослем, история приобщения которого к наукам не может не вызвать улыбки. Не забудем, однако, что главные уроки мальчик получает не от стремянного Савельича и не от Бопре, а от своего отца. Выделим и запишем эти уроки.

Андрей Петрович остался бы доволен своим сыном, который сохранил верность своему слову и не посягнул на право Савельича распоряжаться деньгами, отблагодарил спасшего его от смертельной опасности человека и защитил доброе имя девушки.

7.Домашнее задание. Читать главы 7,8. Составить тест на знание текста прочитанных глав; не менее 10 вопросов.

Форма урока: Групповая работа

контролировать усвоение содержания повести;

2) формировать умение анализировать героев литературного произведения, сравнивать и противопоставлять их;

3) развивать умение отличать хорошие поступки от плохих;

4) воспитывать самостоятельность, ответственность за совместную деятельность.

Методы: наглядность, схематизация, анализ, групповое взаимодействие, работа с текстом, поисковый метод.

Оргмомент. Написание даты, темы урока.

2.Подготовка.

- Кто является главным героем произведения? (Петр Гринев) Давайте нарисуем систему действующих персонажей, связанных между собой. (Учитель чертит на доске, а дети в тетради)


Андрей Петрович и Авдотья Васильевна (родители)

Иван Кузьмич и Василиса Егоровна Мироновы (родители возлюбленной, комендант и комендантша, у которых служит Петр)

- Как мы видим из схемы, герои произведения связаны. Вам нужно разделиться по группам. Должно получиться 5 групп. Петра Гринева и Пугачева мы с вами будем анализировать на следующем уроке вместе. (Учащиеся делятся на группы, учитель распределяет, кто каких героев будет анализировать.) Откройте тетради так, чтобы у вас получился двойной развернутый лист. Сейчас мы начертим таблицу, которую будем заполнять в ходе анализа. (Учитель чертит на доске таблицу, а дети в тетрадях.)


герои

Мнение других действующих лиц

Мое мнение о г герое

- Каждая группа должна проанализировать своего (своих) героев по заданному плану. На работу вам дается 10-13 минут. Потом каждая группа представляет результаты своей деятельности. Несмотря на то, что работаем по группам, таблицы должны быть в тетрадях у всех. Мы прочитали еще только часть произведения. Возможно, что-то в образах героев будет меняться, что-то добавляться. Поэтому оставляйте в таблице свободное место, чтобы было куда добавить новые записи о героях. Возможно, у вас поменяется мнение о ком-нибудь из них. Приступаем к работе!

3. Самостоятельная деятельность в группах.

4. Представление результатов, обсуждение и дополнение.

Пока одна группа рассказывает, другие внимательно слушают и заполняют таблицу.

Примерные ответы учеников.

В образе Савельича воплощены многие привлекательные черты русского человека: верность долгу(он обещал Андрею Петровичу следить за Петром, оберегать его, и он выполняет обещание);прямота (ругает Петра за его проступки, ворчит); способность к глубокой привязанности и самопожертвованию (во время дуэли Гринева со Швабриным бежит к Петруше, чтобы уберечь его, заботится о нем раненом). Много хорошего в Гриневе воспитано Савельичем. Савельич глубоко привязан к Гриневу. Свой долг он видит в том, чтобы устроить счастье Петруши. Савельич- раб по происхождению, но не по духу. В нем живет чувство человеческого достоинства. Обиду у Савельича вызывают слова Петруши, сказанные сгоряча. Но Петр уважает Савельича, считается с его мнением и после ссоры не противоречит ему. Горечь и боль вызывают в Савельиче грубое письмо к нему Андрея Петровича. Из ответного письма Савелича мы видим, что он не только покорный своему господину, но он такой же человек, как и его барин.

Швабрин – аристократ, ранее служивший в гвардии и за дуэль сосланный в Белогорскую крепость. Умен, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но к народу, ко всему, что касается личных интересов, Швабрин глубоко равнодушен. В нем нет чувства долга и чести. Он оскорбляет Миронова у него за спиной. Оскорбленный отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей клеветой. Швабрин пишет анонимный донос Андрею Петровичу на его сына. (До 8 главы мы только это можем сказать о Швабрине. Потом его характеристика будет дополнена.) Уже после первого восстании у Швабрина зарождается мысль об измене, которую он осуществил, когда Пугачев взял крепость. Швабрин перешел на сторону Пугачева не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гриневым и овладения Машей. Швабрин – морально опустошенный человек, вызывающий к себе отрицательное отношение других персонажей и автора.

Мироновы.

Гриневы. Строгие, еще до рождения Петруши записали его в Семеновский полк сержантом. «Если б… матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта. Было у них 10 детей, но все помирали в младенчестве. Отец заботится о том, чтобы сын был образованным. Петруша уверен в доброте мамы, но немного боится отца, не противоречит ему. Когда Петр просит разрешения жениться на Маше, отец отказывает сыну в благословении, т.к. не одобряет его дуэль со Швабриным.

5. Подведение итогов урока.

- Как менялось ваше отношение к героям произведения?

Учитель оценивает работу групп, просит учащихся сдать составленные ими тесты.

Читайте также: