Конспект драматургия военных лет

Обновлено: 05.07.2024

Право на глубочайшее презрение к врагам Демидьевна оплатила дорогой ценой - разорением родного деревенского дома, гибелью внука, трагической судьбой внучки Аниски. Всезнающая, она приносит весть об активных действиях народных мстителей:

«Демидьевна: Опять нонче четверых немцев нашли заколотых. А сверху записочка на всех общая.

Анна Николаевна: А в записке что?

Ольга: Позволь мне промолчать об этом.

Федор: Две грани мифа, смежные при этом. И какого мифа.

«Федор: Справедливость? (Возгораясь темным огоньком). А к тебе, к тебе самому справедливы они, которых ты лечил тридцать лет? Это ты первый, еще до знаменитостей, стал делать операции на сердце. Это ты на свои кровные копейки зачинал поликлинику Это ты стал принадлежностью города, коммунальным инвентарем, как его пожарная труба.

Таланов (слушая с полузакрытыми глазами): Отлично сказано, продолжай.

И хотя появление Колесникова, предлагающего врачу и его жене эвакуироваться, как будто снимает обвинение Федора, однако Колесников - человек, близкий семье Талановых, влюбленный в Ольгу, его помощь вряд ли может рассматриваться как опровержение филиппики Федора, сохраняющей, таким образом, свой обличительный заряд.

«Демидьевна: Люди, жизни не щадя, с горем бьются. а ты все в сердце свое черствое глядишь. (. )

Федор (сдаваясь): . Продрог я от жизни моей.

Только увидев истерзанную немцами Аниску, Федор забывает о своей боли, испытывая лишь действенное чувство мести. Схваченный немцами, он гибнет как герой.

В этих словах - ключ и к авторской позиции.

628 Медриш Д. Структура художественного времени в фольклоре и литературе. Ритм, пространство, время. - Л., 1974. - С. 138.

629 Об истории создания пьесы и об вынужденных ее переделках (в РГАЛИ хранятся различные варианты) см.: Головчинер В.Е. Эпический театр Евгения Шварца. - Томск, 1992.

630 Головчинер В.Е. Эпический театр Евгения Шварца. - Томск, 1992.

Дракон. Вы потомок известного странствующего рыцаря Ланцелота?

Ланцелот. Это мой дальний родственник.

И тогда Дракон разражается панегириком в собственный адрес:

Дракон. Вы знаете, в какой день я появился на свет? (. ) В день страшной битвы. В тот день сам Аттила потерпел поражение (. ) Земля пропиталась кровью. Листья на деревьях к полуночи стали коричневыми. К рассвету огромные чёрные грибы - они называются гробовики - выросли под деревьями. А вслед за ними из-под земли выполз я. Я - сын войны. Война - это я. Кровь мёртвых гуннов течёт в моих жилах - это холодная кровь. В бою я холоден, спокоен и точен.

Ланцелот, однако, понимает многое. Образ, созданный Шварцем, глубок и многогранен. Перед читателем-зрителем предстаёт вовсе не идеализирующий ситуацию рыцарь, готовый на бесконечные подвиги во имя идеи. Миссия убить Дракона, конечно же, традиционно принадлежит ему, Ланцелоту, но он до поры до времени сомневается, стоит ли брать на себя такую большую ответственность?

Ланцелот. (. ) Говори же, кот, что тут случилось. А вдруг я спасу твоих хозяев? Со мною это бывало.

Кот. Вы будете драться с ним?

Ланцелот. Посмотрим. (Курсив мой - А.К.)

И все же конфликт и открытая схватка между Драконом и Ланцелотом неизбежны.

Таким образом, в системе мировоззрения горожан счастье - это умереть тогда, когда хочется, долг - принести себя в жертву для процветания города.

Бургомистр. (. ) Я так, понимаешь, малыш, искренне привязан к нашему дракоше! Вот честное слово даю. Сроднился я с ним, что ли? (. ) Он, голубчик, победит! Он победит, чудушко-юдушко! Душечка-цыпочка! Летун-хлопотун! Ох, люблю я его как! Ой, люблю! Люблю - и крышка.

Таким образом, город, в который попал Ланцелот, - мёртвый город. Души горожан, населяющих этот город, также мертвы. И Ланцелот явился не просто для того, чтобы отвоевать у Дракона души человеческие, но для того, чтобы оживить их. И это процесс очень трудный, ведь порой ярые приверженцы драконовских методов оказываются по -своему наиболее целеустремленными и подготовленными людьми:

Генрих. Но позвольте! Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват. Меня так учили.

Ланцелот. Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?

Жизнь души Шварц видит в одном состоянии: в состоянии любви. И первой от мёртвого сна пробуждается душа дамы сердца рыцаря - Эльзы. Шварц подсказывает единственно возможный путь к спасению человечества: любовь. Во второе действие пьесы автор вводит сцену объяснения Ланцелота с Эльзой. Это - не простой атрибут рыцарского кодекса чести, это - диалог двух влюблённых людей:

Ланцелот. (. ) Вот вы сейчас первый раз за сегодняшний день посмотрели мне в глаза. И меня всего так и пронизало теплом, как будто вы приласкали меня. Я странник, лёгкий человек, но вся жизнь моя происходила в тяжёлых боях. Тут дракон, там людоеды, там великаны. Возишься, возишься. (. ) Но я всё-таки был вечно счастлив. Я не уставал. И часто влюблялся.

Ланцелот. Конечно. Ходишь-бродишь, дерёшься и знакомишься с девушками. Ведь они вечно попадают то в плен к разбойникам, то в мешок к великану, то на кухню к людоеду. А эти злодеи всегда выбирают девушек получше, особенно людоеды. Ну вот и влюбишься, бывало. Но разве так, как теперь? С теми я всё шутил. Смешил их. А вас, Эльза, если бы мы были одни, то всё целовал бы. Правда. И увёл бы вас отсюда. Мы вдвоём шагали бы по лесам и горам - это совсем не трудно. Нет, я добыл бы вам коня с таким седлом, что вы бы никогда не уставали. И я шёл бы у вашего стремени и любовался на вас. И ни один человек не посмел бы вас обидеть.

Теперь это уже не тот казавшийся легкомысленным герой, который появился в первом действии, не просто рыцарь, которому положено убить дракона и прославить имя дамы сердца. Перед нами человек, узнавший, что такое боль, сострадание, жалость, искренняя привязанность к человеку, одним словом, истинная любовь. Он сам говорит об этом Эльзе так:

Счастье, по Шварцу, - это любовь. И как всякое настоящее чувство, любовь беззащитна, а подданными Дракона считается безумием, сумасшествием. Именно поэтому городское самоуправление вручает Ланцелоту в качестве оружия цирюльничий таз и медный поднос. Первый призван выполнять функции шлема, второй - щита. Атрибуты Дон Кихота позволяют понять лирическую философию Евгения Шварца. Его герой беззащитен перед мировым злом; его единственное оружие - любовь. Инертная людская масса не понимает и не принимает Ланцелота.

631 Левицкий Л. Евгений Шварц: до и после // Вопросы литературы. - 1997. - № 3. - С. 11.

Литература

1. Головчинер В. Е. Эпическая драма в русской литературе XX века. - Томск: Издательство Томск, гос. пед. ун-та, 2001.

2. Канунникова И. А. Русская драматургия XX века. - М.: Флинта; Наука, 2003.

3. Литаврина М. Русский театральный Париж. - СПб.: Алатейя, 2003.

5. Стахорский С. В. Искания русской театральной мысли. - М.: Свободное издательство, 2007.


План:
1. Особенности развития прозаических жанров в годы войны.
2. Рассказы о героизме советского народа, о русском характере.
3. Повести о мужестве и героизме советского человека.
4. Военный роман.
5. Драматургия Отечественной войны.

Широкую картину жизни и борьбы советского народа нарисовала наша проза.
Основные темы прозы тех лет — героические подвиги на фронте, партизанское движение в тылу врага, труд советских людей на заводах, фабриках, в колхозах.
Развитие прозаических жанров: сначала малые формы — рассказ и небольшая повесть; только к концу войны — повести и романы. Почему?
Рассказы и повести иногда были тесно связаны с очерком, публицистикой, потому что строились на документальной основе. Писатели записали происходящее так внимательно, что многие произведения можно назвать документами переживаний.
О чём писали прозаики? Авторы выбирали исключительные ситуации, когда характеры людей испытываются в неимоверном напряжении сил.


Таким образом, советские писатели приняли самое активное участие в победоносной борьбе своего народа с гитлеровской Германией. Их произведения воспитывали в советских людях любовь к Отечеству, смелость и мужество, учили воевать, разоблачали фашизм. В грозные годы Отечественной войны писатели показали себя верными и преданными сынами Отчизны.

Создавая эту работу по послевоенной драматургии о Великой Отечественной войне, автор стремилась прежде всего соотнести развитие драматургии как с историческим, так и с историко-литературным процессом. А это соотнесение продиктовало необходимость проанализировать драматургию 1945 - 1980-х годов с учетом ее значения как для времени создания, так и для нашей современности.

ВложениеРазмер
velikaya_otechestvennaya_voyna_v_russkoy_dramaturgii_40-80-h_godov.docx 232.87 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканская научно-практическая конференция школьников

им. Фатиха Карима

Научно- исследовательская работа

Великая Отечественная война в русской драматургии 40-80-х годов.

Гайнутдинова Оксана Евгеньевна,

учащаяся 10 класса

Лаишевского муниципального района

Козина Марина Ивановна,

учитель русского языка и литературы

Лаишевского муниципального района

2 . Советская драматургия 1945 - 1955-х годов о Великой Отечественной войне …………………………………………………………………..стр. 1

3. Советская драматургия 60-70-х годов ………………………….стр. 5

4. Русская драматургия накануне перестройки… ………………стр. 7

4.1. Публицистическое начало в драматургии 70-80-х годов

4.2. Война как великая трагедия в пьесах послевоенного времени

(к проблеме жанра)

4.3. Драматургия 70-80-х годов. Спор о герое

6. Список литературы …………………………………………………стр.14

9 мая 2015 года будет отмечаться 70-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. Значение этого события для России велико. Для нынешних молодых современников война стала фактом истории, а для немногочисленных ее участников — воспоминанием о героическом прошлом.

В годы войны великий подвиг совершила и отечественная литература. Одной из отличительных особенностей этого периода было всеобщее единение поэтов, прозаиков, драматургов в создании произведений, которые помогли народу воевать и побеждать. Важно отметить, что многие писатели были не только современниками, но и участниками событий.

В военную пору интенсивно развивались все жанры литературы. Несмотря на то, что драма является самым трудным литературным родом, она внесла свой вклад в победу: драма и театр своими специфическими средствами давали бой фашизму, укрепляли убежденность в правоте своего дела, изображали победу над фашизмом как неизбежную.

Потребность в драматических произведениях была необычайно велика, так как современники не только хотели читать, но и видеть со сцены подвиги защитников Родины.

Не одно поколение выросло с тех пор, как окончилась война, но так много еще не сказано честного об этих годах. Ныне живущим, особенно молодежи, надо знать все, что было тогда: героическое и страшное, правду и ложь. Новые поколения хотят знать правду о Великой Отечественной войне.

Повествуя о прошлом, произведения военной тематики служат настоящему и будущему: это - предостережение поджигателям новой войны, немеркнущий урок патриотизма, героизма, мужества. Таким образом, обращение к теме Великой Отечественной войны обусловлено как исторической важностью самих военных событий , так и запросами современной жизни.

В данной работе предпринята попытка условно обозначить этапы развития драматургии, которые совпадают с историей литературного процесса. Начальный этап - драматургия, созданная непосредственно в годы Великой Отечественной войны,- не является предметом описания, так как довольно основательно освещена литературоведами. При исследовании драматургии послевоенных лет условно выделены следующие периоды ее развития:

I этап - 1945 - 1955 гг. - драматургия первого послевоенного десятилетия.

Основной целью пьес в эти годы было обобщение событий войны, показ источников победы народов страны, освободившей человечество от фашизма.

II этап - 1956-1960-е годы включительно. В этот период перед литературой выдвигались проблемы современности, а война осваивалась драматургами уже с дистанции времени. Авторы пьес акцентировали внимание на морально-нравственных проблемах духовного мира человека.

III этап - 1970-1980-е годы - можно считать дальнейшим движением к развитию исторической драмы.

Актуальность темы исследовательской работы: современное значение анализа драматургии этого периода необходимо потому, что помогает показать движение поэтики драматургии о войне.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем сделана попытка осмыслить драматургию 1940-1980-х годов о войне как единое целое, показать при этом ее эволюцию.

Основная цель исследовательской работы - охарактеризовать развитие драматургии о войне в связи с общими закономерностями развития литературы.

С намеченной целью связаны и задачи исследования :

- условно определить основные этапы развития драматургии, дать их периодизацию, отметить своеобразие каждого этапа;

- рассмотреть движение драматургии в 1945-1980-е годы в контексте историко-литературного процесса этого времени;

- при анализе драматургии выделить главные ее проблемы, связанные с характером героя и конфликта, с особенностями поэтики;

Объект исследования - драматические произведения русских писателей о войне

Гипотеза: драматургия о войне является неотъемлемой частью становления историко-литературного процесса 1940-1980-х годов.

  1. поиск материала,
  2. анализ полученного материала,
  3. сравнительно-аналитический метод.

Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы как на уроках литературы в старших классах, так и для работы школьных факультативов и литературных кружков.

2 . Советская драматургия 1945 - 1955-х годов о Великой Отечественной войне .

1. Дмитриев Н. Ф. Я — от мира сего: [Стихи]. — М.: Молодая гвардия , 1975. — 31 с.

3. Советская драматургия 60-70-х годов

Драматург сосредоточил основное внимание не на поступках героини (мы практически не видим ее во время выполнения специальных заданий), а на раскрытии сложного внутреннего состояния человека, вынужденного ежеминутно притворяться и лгать, хотя притворство и ложь органически чужды его природе. Драматизм ситуации усугубляется тем, что Нила Снежко влюбляется в демобилизованного летчика, но по роду подпольной работы не имеет права открыть ему свое чувство.

Героизм Нилы Снежко не в минутном порыве отчаянной смелости, а в стойком, ежедневном преодолении одиночества, презрения, насмешек со стороны окружающих. Пьеса Салынского явно перекликалась с леоновской “Золотой каретой” с ее психологическим подтекстом, нравственным максимализмом и бескомпромиссностью, романтическим настроем. Гибель главной героини во многом была вызвана недоверием к ней. Так атмосфера мелочной подозрительности в обществе, по мысли драматурга, часто становится причиной трагедии достойных людей. В пьесе о Великой Отечественной войне А. Салынский обратился к важной в то время теме искренности и доверия во взаимоотношениях между людьми.

Возросший в годы “оттепели” интерес к истории способствовал появлению и серьезной исторической прозы, и исторической драматургии.

В целом же следует отметить, что 1960-е годы завершились некоторым спадом в развитии драмы. Наступали иные времена, требующие других героев, более жесткой и горькой оценки действительности и нравственного состояния общества. Так что к исходу “оттепели” драматургия пришла, как и вся литература , не только с несомненными творческими достижениями, особенно в сравнении со сталинской эпохой, но и с солидным грузом противоречий. И то и другое пришлось взять с собой в 1970-е годы.

Современные драматурги, пишущие о войне, несомненно, опираются на опыт своих предшественников, драматургов и прозаиков, ибо они представляют поколение не воевавшее. В русской драматургии 70-80-х годов заметно активизировались художественные искания в жанре трагедии в их творчестве.

Действие трагедии происходит далеко от фронта, в глубоком тылу, за Уралом. Но война и здесь дает о себе знать. Заметно поубавилось мужчин на селе. Пришли первые похоронки. В каждой семье горе. Только в работе забываются люди, а работать приходится за всех ушедших. Как может поддерживает односельчан председатель колхоза, инвалид Бурмин, сам переживающий личную драму из-за невозможности быть на фронте. Одним словом создается картина, знакомая по многим произведениям о войне. Однако автор находит новые краски и художественные приемы, придающие этой картине большую силу художественного обобщения.

Тема памяти войны, священного, звездного часа советского народа, особенно волнует современных драматургов. В пьесах, написанных на значительной временной дистанции, ощутимо стремление философски осмыслить героический подвиг народа в Великой Отечественной войне, оценить нравственные уроки трагедии через десятилетия. Во имя чего ушли из жизни миллионы людей? Достойны ли нынешние живущие этой великой жертвы?

Одним словом, тема эта неисчерпаема и таит в себе множество неожиданных трагических поворотов .

Русская драматургия 1945 - 1980-х годов о Великой Отечественной войне представляет собой очень важный этап развития отечественной литературы.

Наша страна, как и все человечество, вступила в XXI век. Перед народами России стоит задача не только верно определить путь движения к будущему, но и учесть уроки прошлого, в том числе и бесценный опыт войны. Люди XXI века являются преемниками наследия XX века во всех сферах: социально-политической, экономической, военной, культурной и духовной.

Если говорить о развитии драматургии 1945 - 1980-х годов о войне, то следует сказать, что до сих пор она не была исследована как целостное явление. Об этом периоде развития драматургии в критике и литературоведении говорилось лишь в общих чертах, специальных исследований не было.

Создавая эту работу по послевоенной драматургии о Великой Отечественной войне, автор стремилась прежде всего соотнести развитие драматургии как с историческим, так и с историко-литературным процессом. А это соотнесение продиктовало необходимость проанализировать драматургию 1945 - 1980-х годов с учетом ее значения как для времени создания, так и для нашей современности. Автор данного исследования предприняла попытку показать особенности развития драматургии этих лет, разнообразие характеров героев произведений, тем и сюжетов.

Драмы, созданные в первое послевоенное десятилетие, отразили различные явления военной и послевоенной действительности. Каждая из них обладает своими художественными достоинствами, но все они имеют общие закономерности: пьесы 1945-1955-х годов о войне привлекали и обновляли литературные традиции героической драмы, начало которой восходит к драматургии 20-х годов; отстаивали в борьбе с "теорией бесконфликтности" многообразие драматического конфликта; воплощали в художественных образах величие героического характера; связывали проблемы войны и мира; подготавливали развитие драматургии последующего времени.

В драматургии 1956 - 1960-х годов тема войны и человека на войне уже давалась на качественно ином уровне, с дистанции времени, когда события военных лет не занимали первого плана, а органически соединялись с постановкой и решением новых проблем современности. В этот период значительно расширилась типология драм о войне: наряду с героической, пришло становление социально-философской, психологической и даже появились примеры создания трагикомедии ("Трибунал" А.Макаенка). Значительно выросло число драматургов с ярко выраженной творческой индивидуальностью, поэтому особый смысл получил анализ поэтики драм: особенностей жанра, композиции, символики, стиля, речевой характеристики героев и т.п.

Драматургия 1970 - 1980-х годов явилась периодом глубокого философского обобщения войны с позиции накопленного опыта, связи прошлого, настоящего и будущего. В пьесах этого этапа заключен большой материал, направленный против возможности возникновения новой войны. Принимая во внимание пафос драм этого времени, можно утверждать, что прошедшая война была народной трагедией для многих стран, а новая война несет угрозу катастрофы всему миру.

Среди множества проблем драматургии указанного выше периода выделилась проблема исторической памяти. В пьесах этой проблематики нашли отражение прежде всего художественные поиски философской глубины освоения темы человека на войне.

Вышеизложенное позволяет считать данную работу актуальной для современности: в ней последовательно характеризуется развитие драматургии указанных периодов как одной из важных страниц истории литературного процесса.

1. Абалкин Н. Кругозор драматурга. Заметки театрального критика. — М.: Сов. писатель, 1957. —140 с.

2. Абалкин H.A. Диалог с драматургом: Критические очерки с лирико-публицистическими отступлениями. — М.: Сов. писатель,1976. —287 с.

3. Абдусаматов Х.Ш. Советская драматургия периода Великой Отечественной войны ("Русские люди" К.Симонова, "Фронт" А.Корнейчука и "Нашествие" Л.Леонова). — Дис. . канд.филол.наук. — М., 1952. —339 л.

4. Авров Д., Шуб С. Дойти до самой сути //Театральная жизнь. —1981. —18.

5. Акимов Н. Не только о театре. — Л.-М.: Искусство, 1966. —427 с.

6. Алексин А. Пусть остановится война! //Лит. газета. -1981.-21 января.

7. Альтман И. Проблемы драматургии и театра //Знамя. — 1946. — №.11-12. — С.162-184.

8. Анастасьев А. Русская советская драматургия 1955 года //Русская советская литература 1954-1955 гг. -М: АН СССР,1956. С. 287-314.

9. Анастасьев А. В современном театре. — М.: Искусство, 1961. — 384 с.

10. Анненков Н. Патриотическая тема //Образ моего современника. — М.,1951.- С. 171-185.

11. Баскаков Вл. "Золотая карета" //Лит. газета. — 1955. — 4 октября. —1. С.2-3.

12. Бельдюгов В.И. Героическая трагедия как жанр. Дис. . канд. искусствоведения. - Л., 1976. — 221 л.

13. Берковский Н.Я. Литература и театр: Статьи разных лет. — М.: Искусство, 1969.-639 с.

13. Богданов А.Н. Жанры советской драматургии: Учебно-методическое пособие. — Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1966. —45 с.

14. Богуславская 3. Вера Панова. Очерк творчества. — М.: Гослитиздат, 1963.-207 с.

советской драматургии. — М.: Просвещение, 1966. — 347 с.

15. Бочаров А.Г. Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. — М.: Сов. писатель, 1973. —456 с.

16. Бугров Б.С. Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе (60 — 70-е годы): Пособие по спецкурсу для филол. фак. гос. ун-тов. М.: МГУ,1980. -159 с.

17. Бугров Б.С. Русская советская драматургия,1960-1970-е годы: Учеб. пособие для студентов филол.спец.ун-тов. — М.: Высшая школа, 1981. — 286 с.

18. Велехова Н. Серебряные трубы. Советская драма вчера и сегодня. — М.: Сов.писатель, 1983. -376 с.

19. Вишневская И. Константин Симонов и его герои //Театр. — 1962. — №7. — С.101 -106.

20. Вишневская И. Б.Лавренев. Очерки жизни и творчества. — М.: Сов. писатель, 1962. —283 с.

21. Вишневская И.Л. Андрей Макаенок на орбите //Писатель и жизнь. — М.: Сов. писатель, 1978. С.93-106.

22. Георгина М.А. Советская драматургия периода Великой Отечественной войны. Дис. . канд.филол.наук. М., 1951.

23. Горбунова Е. Русская советская драматургия 1954 года //Русская советская литература. 1954-1955 гг. -М: Изд-во АН СССР, 1956. С.56-92.

24. Горелова Н.И. Типология советской политической драмы. Дисс.канд. филол. наук. М., 1992. — 230 с.

25. Живая память поколений. Великая Отечественная война в советской литературе. Сборник статей /Составитель А.Коган. — М.: Худ. литература, 1965. -360 с.

26. Желобцова С.Ф. Драматургия А.Салынского (Проблема конфликта). -Дис. . канд.филол.наук. Л., 1982.

27. Залесский В. Пьесы о победе //Театральный альманах. Сборник статей и материалов. 1947.-Кн.6.-М., 1947. - С. 23-26.

28. Залесский В. Барабанщица //Сов. Россия. — 1969. — 4 апреля.111. "Золотая карета". Материалы к постановке пьесы Л.Леонова. — М.: ВТО, 1946.-84 с.

За годы войны было создано свыше трехсот пьес. Не все они увидели свет рампы. Лишь немногим посчастливилось пережить свое время. Среди них "Фронт" А. Корнейчука, "Нашествие" Л. Леонова, "Русские люди" К. Симонова, "Офицер флота" А. Крона, "Песнь о черноморцах" Б. Лавренева, "Сталинградцы" Ю. Чепурина и некоторые другие.

Пьесы, появившиеся в самом начале войны и созданные еще на волне довоенных настроений, оказались далекими от трагической обстановки первых месяцев тяжелых боев. Потребовалось время, чтобы художники смогли осознать свершившееся, верно его оценить и по–новому осветить. Переломным этапом в драматургии стал 1942 год.

Это прежде всего драма Л. Леонова "Нашествие",которая создавалась в самое трудное время.

Читайте также: